Интегрированное занятие в старшей группе доу. Конспект открытого занятия в старшей группе по фгос «в поисках цветика-семицветика. Интегрированное занятие в старшей группе «Осеннее путешествие»
(рисование + математика)Программное содержание:
Уточнить знания детей о времени года, месяцах, последовательности дней недели. Закрепить навыки порядкового и обратного счёта в пределах 10.
Умение соотносить количество предметов с цифрой. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательность, познавательный интерес; умение доводить начатое дело до конца. Познакомить детей с новым видом рисования – процарапывание (граттаж). Учить видеть и ценить прекрасное. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия. Интерес к окружающему миру.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждый день начинается с рассвета. А чтобы каждый день рассвет был прекрасным нужно его встречать с улыбкой. Давайте улыбнемся новому дню, другу, нашим гостям и мне.
Воспитатель: Сегодня, я расскажу вам сказку. В ней немного грусти, свет, тепло, много радости и любви. И всё это вы обязательно почувствуете, я знаю. Итак… слушайте.
В давние предавние времена небо по ночам было совершенно тёмным, и жила там одна единственная крошечная звёздочка. (Черный лист и звездочка грустная).
Когда она оглядывалась вокруг, то понимала, что на небе одна – одинёшенька. И от этого ей становилось грустно. Звёздочке очень хотелось иметь сестёр, чтобы любить их и дарить им собственный свет. И тогда она решила обратиться к доброму волшебнику, жившему на высокой – высокой горе. Спустилась звёздочка пониже и спросила: « Можешь ли ты мне помочь?» Волшебник был старым и мудрым, он хорошо знал, что такое одиночество. А как вы, ребята думаете, что такое одиночество? (ответы детей). Волшебник решил помочь звездочке. Но как только он взмахнул волшебной палочкой, палочка вдруг сломалась. Что же делать? Нужна была новая волшебная палочка, и отправил волшебник звёздочку к волшебному вековому дубу за новой палочкой. И звёздочка отправилась в путь.
По дороге она встретила медведя(показать иллюстрацию) который только что проснулся после зимней спячки.
- Ребята, а где спят зимой медведи?
Правильно, в берлоге.
И вот. Мишка только что проснулся, вылез из берлоги и сидел, чесал у себя за ухом и думал:
"Какое же сейчас время года?" Ребята, давайте мишке поможем
(ответы детей)
Какой сейчас месяц?
А какие еще весенние месяца вы знаете? (колесо «временна года) сколько их?
В какое время года цветут цветы и зреет его любимая ягода малина?
А в какое время года желтеют на деревьях листья?
А когда зайчик одевает белую шубку?
А в какое время суток просыпаются птицы?
Молодцы, утром. Помогли медведю и полетела звездочка дальше. И вдруг она увидела лисят, которые сидели и плакали, (иллюстрация) лисята очень хотят пойти в школу, но учитель Филин сказал. Что, прежде всего они должны научиться правильно, составлять числовой ряд от 1 до 10.
Посмотрите, правильно ли лисята поставили цифры. 1 2 4 5 3 6 7 9 8 10. (дети исправляют ошибку каждый в своей карточке)
Игра « Покажи цифру».
Молодцы ребята, помогли лисятам, и они хотят с вами поиграть, у них есть картинки, а на них нарисованы предметы.
Посчитайте про себя, сколько предметов нарисовано и покажите нужную цифру.
Отправилась звёздочка дальше. И вдруг на земле она увидела странные знаки.
Что же это такое? Нужно соединить цифры попорядку, и вы узнаете, что там нарисовано. Давайте поможем звёздочке. Дети выполняют задание.
Звёздочка очень обрадовалась, ведь эти рисунки так были похожи на её сестричек звёздочек. И побежала она ещё быстрее. И оказалась она на железнодорожной станции, где ждали своего поезда зайчата. Зайчата были очень веселые и очень обрадовались звездочке: «Поиграй с нами, звёздочка, поиграй! Давайте и мы с вами поиграем.
Физминутка
Сопровождается показом картинок
В ладоши хлопни столько раз сколько кружечек у нас
Сколько покажу кружков столько выполни прыжков
Ножкой топни столько раз сколько уточек у нас
Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.
Ты присядешь столько раз, сколько домиков сейчас.
Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
И тут объявили, что паровоз «Неделька» не может отправиться в путь потому, что все вагончики сошли с рельсов и перепутались…
- Давайте починим паровозик.
Как вы думаете, если паровозик называется «Неделька», то как называются его вагончики?
- какой вагончик будет первый? Далее дети самостоятельно собирают паровоз.
- Ну, вот, а теперь посадите зайчат по вагончикам. Всем хватило мест? Лишних вагончиков не осталось?
- А сколько дней в неделе?
- А на сколько вагончиков больше зайчат?
- А скажите мне не считая, если вагончиков 7, один вагончик остался лишний, сколько же было зайчат? (спрятать паровоз)
Последний вагончик остался для мамы зайчихи.
Зайчиха очень торопилась на паровоз, так бежала, что споткнулась и, уронила полное блюдо печенья, которое она напекла для всех своих зайчат. Давайте поможем его собрать и скажем у кого какой формы печенье.
Дети собирают геометрические фигуры и дают им характеристику.
- Собрали печенье, мама зайчиха успела на паровоз.
И поспешила звездочка дальше, нашла вековой дуб. Попросила у дуба веточку, чтобы волшебник сделал новую палочку. Сказала дубу волшебное, доброе слово какое? СПАСИБО и побежала обратно к волшебнику.
Прибежала звёздочка к волшебнику, отдала ему дубовую веточку, но как волшебник ни пытался, не смог он сделать новую палочку, видно забыл волшебные слова. Загрустила наша звёздочка: «Неужели я так и останусь на небе одна – одинёшенька, и горько, горько заплакала.
Давайте ребята поможем звёздочке. У нас есть волшебный кусочек черного неба, где живет звездочка и есть дубовые веточки с того самого волшебного дерева. И мы с вами сейчас немного побудем волшебниками и нарисуем сестренок для нашей звездочки.
Показ на А4 технику работы.
- Давайте сначала в воздухе попробуем нарисовать звездочку: сколько у звездочки углов (5)? Похожа звездочка на человечка?
Дети процарапывают звезды
Воспитатель: Ребята, а волшебство еще не кончилось, пока вы были заняты работой, волшебник нам подарил чудесный мешочек, в нём много звёздочек, посмотрите. Воспитатель рассыпает звёздочки на ковре.
Найдите две одинаковые звезды, одну оставьте себе, а другу подарите нашим гостям, чтобы никто в этом мире не был одинок.
- Ребята, смотрите, и наша звездочка со своими сестренками какая стала? (поменять на радостную)
Какие вы молодцы сколько подружек нарисовали для нее.
Понравилась сказка? А куда отправилась звездочка? Зачем? Почему?
А кого звездочка встретила на своем пути? Как помогла?
Название:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осеннее путешествие»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе, Старшая группа
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Детский сад 135 «Теремок»
Месторасположение: г. Рязань, ул. Сельских строителей, д.2а
Интегрированное занятие в старшей группе «Осеннее путешествие»
Тема: «Осеннее путешествие»
Цели: углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений в осенний период
Образовательная область «Познание» : систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, закрепить представления о трёх месяцах осени. Совершенствовать умение классифицировать предметы, по разным признакам. Развивать память детей, воображение, мышление.
Образовательная область «Коммуникация» : вовлечь детей в коллективный разговор-беседу об осени, активизировать словарный запас, продолжать формировать умение отвечать на вопросы.
Образовательная область «Художественная литература» : Развивать умение видеть поэтическую красоту осени, вызвать эмоциональный отклик на услышанные стихотворения. Воспитывать любовь к природе.
Организация развивающей среды:
Разноцветные листочки (желтые, красные, оранжевые, зеленые).
Листочки с загадками
Картинки с изображением осенних месяцев
Картонные листочки (белые)
Пластилин
Салфеточки
Предварительная работа:
— деятельность педагога:
Беседа о временах года
Разучивание стихотворений известных поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова
Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе, обращая внимание на цветовую гамму листьев
Собирание осенних листьев
— взаимодействие с родителями:
Помощь родителей в оформлении декораций осеннего леса
Формы организации деятельности: беседа, рассказ, показ, рассуждение, игра
Работа музыкального руководителя:
Слушание музыкальных произведений об осени.
Разучивание песни о желтых листьях
Передача образа падающего осеннего листа под музыку.
Музыкально-дидактическая игра.
Ход занятия.
- Дети встают на ковре полукругом.
Восп.: — Ребята, посмотрите какой красивый осенний лист. (разглядывает). Как вы думаете, с какого дерева этот листок?
Листок с клена, он какой? (кленовый)
Как догадались, что кленовый, а не дубовый?
Это не простой лист, а посылка, давайте ее откроем. Смотрите, а тут письмо. Сейчас я вам его прочту.
Письмо.
Здравствуйте, дорогие ребята! В моём волшебном лесу исчезли все краски. Я слышала, что вы очень добрые и умелые!.. Приезжайте и помогите мне, пожалуйста, украсить деревья. Осень.
Нужно нам осени помочь. Ребята, а давайте отправимся в путешествие в осенний лес.
На чем мы можем туда добраться? (ответы детей)А поедем мы поезде.
Разминка. Поезд Таки Таки.
Вот мы и добрались до осеннего леса. Путь был долгий, давайте присядем на наш ковер и представим, что мы на поляне и нас окружают высокие красивые деревья, с которых опадают осенние листья. Ребята, а как называется явление природы, когда листочки падают с деревьев и кружатся? (Листопад)
Беседа о листиках. Рассматриваем листочки (этот лист с какого дерева? С березы. Он какой? березовый. А на что он похож по форме? Какого он цвета? И тд.)
Вот мы и научились различать листья.
Игра
Молодцы ребята, что-то мы с вами засиделась. Давайте встанем и поиграем.
А поиграем мы в игру, которая называется «Разные листочки»
Возьмите каждый в руки по одному листочку.
Когда звучит музыка листочки летают по полянке. Музыка останавливается — листочки летят к своим листочкам: дубовые – летят в обруч с дубовыми листочками, кленовые – к кленовым, а березовые к березовым. Посмотрим, какие листочки самые шустрые. (игра проводится 2-3 раза)
Молодцы ребята, вам игра понравилась?
Дети садятся на стульчики.
Восп.: Ребята, какое сейчас время года? (осень) А вы знаете,что осенью (3 октября) родился наш знаменитый рязанский поэт Сергей Есенин, он написал много красивых стихотворений и одно из них прочтет Никита Иванов.
Чтение и обсуждение стихотворения (о чем стихотворение? Какое у вас настроение после прослушивания?)
А теперь ребята представьте, что вы и есть те Желтенькие листики. Летайте, кружиться, играйте с ветерком. Ветерок стих и листочки сели и тихо заснули.
Практическая часть
Дети рассаживаются за столы.
Восп.: Давайте посмотрим, как прекрасна осенняя пора! (детям предлагается презентация).
Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат листочки. Можно их назвать осенними?
А почему у нас листочки не осенние? (они не разноцветные)
Так давайте с вами превратим их в осенние листочки.
Но сначала подготовим наши пальчики к работе. (пальчиковая гимнастика).
А теперь берите пластилин, дощечки, стеки. И методом пластилинографии, размазыванием пластилин по листочку.
А теперь готовые листочки принесите мне на поднос. Рассматриваем, наслаждаемся…
Осень входит в группу : Здравствуйте ребята! (здравствуй Осень)
Мы приготовили тебе подарок, спасибо что ты нас пригласила к себе в лес.
Осень: И вам спасибо ребята за помощь, вы такие молодцы, очень красиво украсили листочки. И за это я загадаю вам свои загадки.
До свидания, ребята!До свиданья Осень!
Восп . Ребята, вам понравилось наше волшебное путешествие? А что вам понравилось больше всего? Подводим итог занятия.
Мы отправляемся в детский сад. (Строимся паровозиком и поехали в детский сад) .
Закрепление пройденного материала в режимных моментах:
Организовать на прогулке наблюдение за осенними деревьями; собрать осенний букет из листьев и сделать гербарий, для дальнейшего использования этих листьев в продуктивной деятельности.
В вечернее время предложить детям дидактическую игру «Дерево с листочками» — совершенствовать умение называть и различать листья различных деревьев.
Дошкольники - маленькие первооткрыватели окружающего мира, который одновременно един и многообразен. Отдельные образовательные области направлены в преимущественно на одностороннее изучение данного единства, выделение в нём разрозненных фрагментов. Поэтому в ДОУ необходимо периодически проводить комплексные и интегрированные занятия. Такая деятельность нацелена на разностороннее изучение определённого объекта или явления, благодаря чему в сознании ребёнка выстраивается понятный целостный образ. Такие занятия уместны в разных возрастных группах, но особенно целесообразно их проводить со старшими дошкольниками.
Интегрированные и комплексные занятия в ДОУ: черты сходства и отличия
Одним из направлений деятельности педагогов ДОУ является проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких предметных областей вокруг одной темы или понятия. Это помогает заинтересовать ребят, не даёт им переутомиться, а полученные знания надолго остаются в памяти дошкольников.
Интегрированное занятие
Интегрированное занятие - это такой вид занятия, при котором определённая тема раскрывается с помощью нескольких видов деятельности. Образовательные области при этом взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.
В центре образовательной деятельности находится определённый предмет либо явление (к примеру, вода). Он воплощается в определённом образе (живая капелька, которая будет путешествовать). В ходе такого путешествия дошкольники в непринуждённой форме познают свойства воды, узнают про неё важную информацию. При этом образовательные области плавно перетекают друг в друга (нет чёткого разграничения), поскольку занятие объединено общим сюжетом.
На интегрированном занятии на тему «Вода» дети беседуют о воде, проводят занимательные опыты, рисуют забавную капельку
Цель такой деятельности - изучение конкретного предмета, явления либо понятия с самых разных сторон. Например, в интегрированном занятии «Море» центральным понятием является само понятие «море». От него уже отходят слова, раскрывающие сущность данного понятия: это среда, свойства моря, морской транспорт, обитатели моря, развлечения, связанные с морем. Затем схема дополняется конкретными вариантами: видами водного транспорта, представителями морских растений и животных и пр.
Понятие «море» раскрывается с разных сторон с помощью ряда других понятий
Аналогичную схему можно нарисовать и для любого другого понятия: спорт, какое-то время года, вода, любое животное или растение, семья, профессия и пр. В ходе интегрированного занятия раскрывается каждая составляющая ключевого образа. Примеры раскрытия понятий:
- лес: множество обитающих в нём животных и растений, место для отдыха;
- магазин: продавцы и покупатели, товары, цена, деньги;
- стройка: рабочие, строительная техника, оборудование;
- живая природа: флора и фауна, ключевые свойства, условия жизни, охрана, экология;
- музей: ценные экспонаты, сотрудники, культура поведения в общественном месте.
Образно схему интеграции можно изобразить в виде дерева, ствол которого - художественный образ, корни - средства выразительности, а ветви - образовательные области.
Особенность проведения интегрированного занятия даёт возможность раскрыть тему предельно полно и глубоко, при том что такая деятельность не занимает много времени (как если бы воспитатель проводил отдельные занятия). За счёт этого у дошкольников высвобождается время для других полезных мероприятий, например, подвижной игры. Интегрированная образовательная деятельность, кроме непосредственной подачи нового материала, предполагает активную позицию ребёнка, поскольку большей частью состоит из игровых элементов.
Игровой элемент - неотъемлемая часть интегрированного занятия
Основные задачи интегрированного занятия:
- стремление к целостному восприятию детьми картины окружающего мира;
- формирование у дошкольников навыков самостоятельного освоения информации и её использования;
- развитие творческих способностей, художественного вкуса.
Очевидно, что интегрированные занятия являются более сложными в сравнении с традиционными видами образовательной деятельности. Они требуют от педагога определённого мастерства, серьёзной предварительной работы и подготовки дошкольников к восприятию материала, поэтому проводятся не очень часто - обычно 1–2 раза в квартал. Кроме того, на данном занятии часто помимо воспитателя задействуются и другие специалисты, например, музыкальный руководитель или инструктор по физической культуре.
Примерная структура интегрированного занятия:
- Вводная часть. Педагог мотивирует детей к деятельности, например, создаёт проблемную ситуацию, которую нужно решить (что произойдёт на нашей планете, если исчезнет вода или солнце станет более горячим?).
- Основная часть. Ребята получают новые знания, которые помогут им разрешить проблемный вопрос (к примеру, какое значение имеет вода в жизни человека и всех других живых существ в природе). При этом обязательна опора на наглядность. Одновременно проходит деятельность по развитию связной речи детей, обогащению их словаря.
- Заключительная часть. Дошкольники закрепляют полученные знания в процессе практической деятельности (это может быть рисование, лепка, аппликация) или увлекательной дидактической игры.
Значение интегрированных занятий в педагогическом процессе дошкольного учреждения:
- Знания у дошкольников формируются в единстве с умениями, расширяется детский кругозор, каждый предмет либо явления рассматривается со всех сторон.
- Повышается интерес к освоению знаний, у ребят снимается напряжённость, повышается уверенность в себе.
- В большей степени, чем традиционные занятия, помогают развитию речи, становлению мыслительных операций анализа, синтеза, умения сравнивать и обобщать.
- Развивают эмоциональную сферу дошкольников, поскольку включают в себя элементы музыки, хореографии, живописи, литературы.
Комплексное занятие
В комплексном занятии также взаимодействуют разные виды деятельности, однако они используются не одновременно, а последовательно. Каждый из них имеет свою задачу, хотя части занятия и объединяются общей темой. При этом какой-то один вид образовательной деятельности будет основным - доминировать над другими.
Например, в комплексном занятии «Приключения зайца в лесу» (старшая группа) заяц будет объединяющим персонажем, участвовать в развитии сюжета. Ребята могут выполнять примерно такие задания: зайчик беседует с белочкой о правилах поведения в лесу (познавательная деятельность), физкультминутка (опять-таки, связанная с зайчиком), дошкольники с помощью мимики и жестов показывают грустного и весёлого зайчика, определяют, каких зверей в лесу больше - зайцев или ёжиков (математика), изображают заячьи следы гуашью на фоне зимнего пейзажа (коллективное рисование) и т. п.
Каждое подобное задание преследует свои специфические цели (например, актуализировать знания о культуре поведения на природе, учиться передавать художественный образ). Одновременно ребята получают новые сведения по теме, актуализируют уже известные знания (в данном случае о зайце и лесе).
Другой пример комплексного занятия со старшими дошкольниками – «Прогулка на природу». Можно предложить ребятам такие задания (доминирующая образовательная область - познание):
- Беседа о понятии «природа».
- Упражнение - распределить картинки на 2 группы: то, что сотворено природой и человеком.
- Аналогичная подвижная игра с мячом: если педагог называет объект, связанный с природой, то ребёнок ловит мяч, если связанный с человеком - отталкивает.
- Рассматривание картинок с изображением цветов - выделить весенние (в том числе первоцветы) и летние. Посчитать, каких из них больше.
- Короткая беседа о Красной книге, куда занесены редкие растения. Рассматривание рукотворной жалобной книги в экологическом уголке группы. Воспитатель предлагает дорисовать туда ландыш.
- Рисование ландыша ватными палочками (индивидуальная работа, лучшие рисунки будут помещены в Жалобную книгу природы).
В ходе комплексного занятия «Прогулка на природу» дошкольники создают рисунки для пополнения Жалобной книги природы
Комплексное занятие образно можно сравнить со слоёным пирогом, каждый слой которого чётко просматривается - отделён от другого.
Общие черты интегрированных и комплексных занятий
- Соединяют в себе несколько образовательных областей.
- Помогают детям представить окружающий мир одновременно в многообразии и единстве.
- Предполагают активную позицию ребёнка - побуждают его к поиску самостоятельных решений, развивают коммуникативные способности.
- Необычная форма проведения исключает перенапряжение дошкольников, за счёт переключения с одного вида деятельности на другой возрастает интерес к познанию.
- Требуют серьёзной предварительной подготовки, поэтому проводятся не чаще, чем 1 раз в 2–3 месяца.
- Продолжительность занятия может превышать установленную норму для каждого дошкольного возраста (например, в старшей группе это 30–45 минут в соответствии с темой вместо традиционных 25 минут).
Таблица: отличия интегрированных и комплексных занятий
Критерии сравнения | Комплексное занятие | Интегрированное занятие |
Определение | Занятие, на котором ряд задач решается с помощью разных видов деятельности, ассоциативно связанных между собой (обычно один из них является доминирующим). | Занятие, на котором соединяются знания из нескольких образовательных областей, взаимодополняя друг друга. |
Содержание | В основе занятия лежит определённый сюжет. | В основе занятия находится главное понятие или образ (это объект интеграции). |
Задачи | Решается ряд задач, но одна из них будет основной. | Решается совокупность одинаково важных задач. |
Участие взрослых | Всё занятие проводит воспитатель. | Занятие проводит воспитатель, часто задействуются узкие специалисты. |
Компоненты занятия | Части чётко отделены друг от друга. Каждая из них по отдельности способствует развитию определённых умений и навыков: познавательных, двигательных, музыкальных, речевых, художественных. Компоненты занятия явные и чередуются между собой. | Компоненты взаимопроникают друг в друга, способствуя целостному развитию ребёнка. Иногда их даже сложно выделить в отдельности. |
Особенности данных форм работы в старшей группе
В каждой возрастной группе ДОУ комплексные и интегрированные занятия имеют свои особенности организации. Дошкольники шестого года жизни уже имеют определённый запас знаний и умений. Воспитатель проводит работу по их последующему расширению и углублению. Другой важный аспект деятельности - приведение знаний в систему, формирование у ребят способности самостоятельно делать выводы и обобщения.
Например, рассматривая тему природы, отметим, что старшие дошкольники уже способны постигать её сложные взаимосвязи, причинно-следственные связи (например, смену времён года, круговорот воды в природе, связь особенностей строения животного с его образом жизни). Это же касается и процесса производства (откуда берётся хлеб, как создаётся книга). Дети уже не ограничиваются просто восприятием отдельных сведений и фактов - им интересно проникнуть в сущность явления. Кроме того, ребята способны выразить красоту природы в выразительном и точном слове, а также в изобразительной деятельности.
Актуальные приёмы работы с детьми 5–6 лет
- Если в младшем и среднем возрасте педагог использует главным образом игровую мотивацию, то при работе со старшими дошкольникам уже целесообразно предлагать ребятам проблемную ситуацию (например, что будет, если на Земле исчезнут все насекомые). Задача воспитателя - с самого начала заинтриговать детей, заинтересовать их каким-то вопросом, на который они сами найдут ответ.
- Каждое новое знание должно основываться на субъективном опыте старших дошкольников. При этом учитываются их интересы и значимые ценности. Таким образом, процесс общения на занятии будет не односторонним воздействием педагога на детей, а взаимодействием равноправных партнёров.
- Детей 5–6 лет можно привлекать к созданию необходимых материалов для занятия - это также повысит их интерес (раскладывание атрибутов, участие в их изготовлении - вырезание снежинок, осенних листочков и т. п.).
- Воспитателю следует чаще использовать задания по принципу «докажи», «объясни», «как вы догадались, что?».
- При работе со старшими дошкольниками по-прежнему большое значение имеет наглядность. Это могут быть картинки для сравнения, видеоряд.
- В конце комплексного или интегрированного занятия обязательно нужно обсудить с детьми итоги деятельности. При этом дошкольники должны эмоционально выразить своё мнение, сделать самостоятельные выводы.
Как провести интегрированное и комплексное занятие в старшей группе
Многие педагоги ДОУ в качестве обобщающих занятий по отдельной теме останавливают свой выбор на интегрированном или комплексном занятии, поскольку оно позволяет решить несколько образовательных задач и даёт возможность проверить, насколько хорошо дошкольники усвоили пройденный материал.
Предметные области комплексных и интегрированных занятий
Комплексные и интегрированные занятия могут затрагивать самые разные образовательные области. Интересным получается соединение различных видов искусств. Художественный образ в данном случае раскрывается взаимосвязано. Дошкольникам предлагается познать, каким образом одно и то же явление отражают художник, композитор, поэт, какие выразительные средства они используют.
Популярное сочетание - это музыка и изо. Пример такого занятия – «В гостях у художника». Воспитатель рассказывает дошкольникам историю о том, как русский композитор М. Мусоргский посетил выставку художника В. Гартмана, своего друга. В связи с этим ребятам демонстрируются фото картин художника (слайды). Каждое изображение сопровождается звучанием отрывка из музыкальной пьесы Мусоргского. Задача ребят - определить характер музыки, её настроение и соотнести его с полотном живописца.
На занятии дошкольникам нужно соотнести настроение полотна Гартмана и музыкальной пьесы Мусоргского
В конце занятия детям предлагается самостоятельная продуктивная деятельность: нарисовать своего гнома (образ, навеянный картиной Гартмана). Аналогичное интегрированное занятие (музыка и изо) можно провести по сказочным иллюстрациям В.М. Васнецова: соотнести их с какой-либо классической музыкой.
Идеальный вариант - задействовать на подобных занятиях музыкального руководителя. Предлагаемый музыкальный репертуар может быть ранее апробирован.
Интегрированное и комплексное занятие может быть основано не только на синтезе искусств, но и комбинации других видов деятельности. Здесь возможны самые различные варианты.
- Познание + изо (например, изучение растений луга или огорода с их последующим рисованием).
- Коммуникация + изо (знакомство с литературным произведением, рисование его образов, например, В. Драгунский «Друг детства» - рисование своей любимой игрушки, другие варианты - В. Катаев «Цветик-семицветик», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…»).
- Музыка + литература (стихотворение А. Толстого «Жаворонок» и «Песня жаворонка» П. Чайковкого или стихотворение С. Маршака «Цирк» и музыка К. Сен-Санса «Карнавал животных»).
- ФЭМП + конструирование или аппликация (в конце математического занятия каждый воспитанник выкладывает любую цифру на выбор необычным способом, например, с помощью насыпной аппликации крупой).
- Музыка + обучение грамоте (дошкольники путешествуют по нотной азбуке, отыскивают заданные ноты в словах, например, «домик», «река», «осина» и т. д.).
- Музыка + ФЭМП (пример задания - сосчитать удары барабана, стук деревянных ложек, аккорды фортепиано).
- Физическое воспитание + музыка + чтение художественной литературы (выполнение физических упражнений под музыку и чтение подходящих по теме стихотворений).
Комплексные и интегрированные занятия могут затрагивать самые разные образовательные области
Тематика комплексных и интегрированных занятий в старшей группе
При выборе тем для комплексных и интегрированных занятий воспитатель ориентируется на программу для старшей группы.
Комплексные занятия могут затрагивать следующие темы:
- «Дары природы - овощи» (беседа по картине «Уборка овощей на огороде», драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», продуктивная деятельность (рисование, лепка или аппликация). Аналогичным образом можно выстроить занятие по теме «Фрукты» или «Грибы» (подобрать соответствующую картину и литературное произведение).
- «Мыло - наш помощник» (загадки про мыло, знакомство с его разновидностями - жидкое, хозяйственное, опытно-экспериментальная деятельность с мылом - определение его цвета, запаха, растворимости в воде, чтение отрывков из «Мойдодыр» К. Чуковского, повторение алгоритма последовательности мытья рук, продуктивная деятельность - вырезание из цветной бумаги овального мыла и наклеивание его на общую основу).
- «Бережём здоровье» (доктор Айболит рассказывает ребятам и способах сохранения здоровья, закаливании, дошкольники выполняют дыхательную гимнастику или полезные упражнения для глаз, срезают лук, выращенный на огороде в группе, чтобы добавить его в суп).
- «Радуга» (рассказ воспитателя о природе этого явления, чтение стихотворения на эту тему, изображение радуги в необычной технике - пластилинографии или с помощью насыпной аппликации).
- «В гостях у художника» (уже упоминавшееся ранее сопоставление полотен известных художников с музыкальными композициями).
- «Такая разная музыка». Дошкольникам предлагается прослушать музыкальные произведения с тихой динамикой, но в высоком и низком регистре, задача ребят - сопоставить характер музыки. Например, нежный и светлый «Вальс» Майкапара и загадочная, зловещая «Баба-яга» П.И. Чайковского. Эти произведения дошкольники сопоставляют с полотнами живописцев.
- Тематикой комплексного занятия может стать настроение с его оттенками. Например, «Торжественное настроение» (от радостного до скорбного), «Радость» (от трепетного светлого чувства до торжества и бурного восторга). Все эти оттенки дети могут проследить на примере различных видов искусства и отобразить их творчески (создать рисунок) или в движениях (мимика и пантомимика).
- Удачная тема для комплексного занятия - любое время года. Например, это состояние природы в различные осенние месяцы: это урожайный сентябрь, богатый красками октябрь, мрачный ноябрь). Сюда могут включаться весёлые стихи и песни об урожае, грустные - об улетающих птицах, танцы и подвижные игры листочками, продуктивная деятельность (увлекательное печатание листьями, создание поделки из желудей).
- Комплексные занятия также можно связывать с праздничными датами (День Матери, Новый Год, День птиц, День Защитника Отечества).
Подбирая тему для интегрированного занятия, педагог исходит из того, что в центре его должен стоять какой-то образ (из мира природы, искусства, созданный человеком и т. д.). Приведём некоторые интересные идеи.
- «Радуга», «Путешествие снежинки», «Восходы и закаты», «Зимние узоры на стекле».
- «Моя малая Родина» (патриотическая направленность занятия). Здесь можно объединить математику, познание окружающего мира, конструирование: дошкольники считают дома на улицах родного города или посёлка, заселяют новый дом жильцами по определённому принципу (на каждом этаже, например, по 8 жильцов в двух квартирах), выкладывают из геометрических фигур красивую клумбу, чтобы украсить родную улицу. Сюда же можно включить отрывок из песни и физкультминутку на патриотическую тему.
- «Мама» (значение мамы в жизни человека, отображение этого образа в литературных произведениях).
- «Русский богатырь», «Баба-яга», «Снегурочка» (занятие можно обыграть как путешествие или театрализованное представление).
- Образ животного в русских народных сказках и живописи («Лиса - хитрая плутовка», «Косолапый медведь», «Зайчишка - трусишка»).
- Занятия-путешествия («Прогулка в сказочный зимний лес», «Путешествие в прошлое на машине времени», «Путешествие капельки»).
- «Симметрия в природе» (опыт с зеркалом, создание снежинок из мозаики, поиск симметричных животных и растений на картинках, вырезание листьев из сложенной вдвое бумаги, игра в парах «Ты - моё отражение»).
Таблица: примеры конспектов комплексного и интегрированного занятия в старшей группе ДОУ
Автор и название занятия | Ход занятия |
Пигида Е.П., Давыдова Л.Б. комплексное занятие «Солнечные лучики» | Сегодня утром в детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого? Отгадайте загадку:
В.: Звери, лесные обитатели просят нас помочь приблизить приход весны. Они наголодались и намёрзлись за долгую зиму и желают скорейшего прихода весны. Что влияет на скорый приход весны? (Солнце.)
В.: Какие вы знаете звуки? Какие звуки мы называем гласными?
Какие звуки мы называем согласными?
Давайте вспомним стихотворение о звуках.
В.: Ребята, посмотрите, подул ветерок и перемешал все буковки у нас, давайте мы из них составим слово. (Дети выкладывают слово весна). А сейчас, я вас приглашаю за столы сделать звуковой анализ слова «Весна».
В.: Вот и ещё один лучик загорается на нашем солнышке.
В.: Чтобы получить следующий лучик, нам нужно решить задачи.
В.: Вот и ещё один лучик получили. Давайте разомнём ваши пальчики.
В.: Размяли наши пальчики, а теперь пусть они потрудятся. Вам нужно соединить точки от 1 до 10 и раскрасить рисунок, который у вас получится. |
Ефимцева А.В. и узкие специалисты (логопед, инструктор по ФК, психолог) интегрированное занятие «В поисках музыкальных нот» | Организационная часть. Приветствие. Дети заходят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном зале. Давайте друг друга поприветствуем. Приветствие проводится вместе с детьми:
Музыкальный руководитель: Ребята, мы много раз приходили с вами в музыкальный зал, где волшебная музыка дарила нам свои мелодии: грустные, весёлые, нежные, задорные, колыбельные и плясовые. И сегодня мы с вами совершим путешествие в прекрасную страну «Музыка», страну звуков, в мир мелодий, песен и танцев. В этой стране нас ждёт много интересного и необычного. Давайте закроем глаза, и пусть сказочная музыка перенесёт нас в эту волшебную страну.
Музыкальный руководитель: Сегодня у нас необычное занятие, мы пойдём с вами в гости к музыкальным нотам, которые помогают нам петь песни. Ребята, а чтобы зайти в дом, что для этого нужно? Правильно, ключ. А у ноток, так же как и у нас есть свой ключик.
Музыкальный руководитель: В дом вошли мы необычный, пять линеек, вот так дом! «Нотоносец» дом зовут, а по-другому этот дом называется «нотный стан». Дверь открыл нам ключ скрипичный, он хозяин в доме том.
Предлагает назвать картинки, далее дети медленно произносят слова и определяют, есть ли там нотка «До», лишние картинки убираются. |
Итоговое интегрированное и комплексное занятие
В конце учебного года в старшей группе обычно проводятся итоговые занятия, цель которых - обобщить и систематизировать знания дошкольников. Тематически их можно обозначить как «Переходим в подготовительную группу» или «Чему мы научились в старшей группе». Такая деятельность также может также подводить итог изучению определённой широкой темы, например, «Животные» или «Растения», «Что мы знаем о временах года». Итоговое занятие лучше всего делать интегрированным или комплексным.
Это целесообразно, поскольку в конце учебного года внимание дошкольников немного «расшатано» (чередование видов деятельности поможет решить эту проблему). По этой же причине занятия нужно наполнить рядом ненавязчивых заданий в игровой форме.
Таблица: примеры конспектов итоговых комплексного и интегрированного занятия в старшей группе
Автор и название занятия | Ход занятия |
Мирошниченко С.И. комплексное итоговое занятие «Путешествие по дорогам знаний» | В.: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы покажем с вами знания, полученные в нашем детском саду. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Молодцы! А теперь давайте улыбнёмся нашим гостям.
Теперь я предлагаю вам присесть.
Молодцы! Вы справились с этим заданием.
Молодцы!
Молодцы и с этим заданием справились!
Молодцы! |
Цит. по: https://lastivka.educrimea.ru/activity/education/post/114393 | |
Иванова И.В. итоговое интегрированное занятие «Помоги капельке» | Дети с воспитателем заходят в группу и встают полукругом. В.: Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться Сегодня, ребята, у нас гости, поздоровайтесь. Дети: Доброе утро! Звук капающей воды. Из дверей появляется капелька. Капелька: Здравствуйте, ребята, угадайте, кто я? (Ответы детей.) Отгадайте задку: она и в озере, и в лужице, она и в реченьке бежит. (Вода.) Я, ребята, с моими подружками капельками спешу в морскую страну Водоландию. Только вот я чуточку заблудилась. Вы мне поможете добраться до Водоландии? В.: А что это такое Водоландия? Капелька: Водоландия - это чудесная страна, широкая, синяя и без края конца! В.: Так это же море! Капелька: Правильно, давайте туда и отправимся! По пути нам придётся преодолеть испытания. Мои подружки капельки помогут нам. А плыть мы будем на лодочках. Дети подходят к тазику с водой, берут в руки лодочки.
Капелька: Ребята, чтобы лодочка тронулась, нужно посчитать от 1 до 10 в обратном порядке, давайте по очереди запускать лодочки.
Воспитатель подводит ребят к панно на доске и спрашивает, кому нужна для жизни вода. |
Фотогалерея: комплексное занятие «Путешествие по дорогам знаний»
В начале занятия ребята выполняют математические задания Обучение грамоте - важный этап комплексного занятия Подвижные игры с мячом можно совместить с ответами детей на математические вопросы
Видеоматериалы по теме
Интегрированные и комплексные занятия часто обретают форму открытого просмотра, поэтому можно посмотреть их видеоверсию.
Видео: интегрированное занятие в старшей группе «Полёт в космос»
Видео: интегрированное музыкальное занятие «Сказка в музыке»
Видео: интегрированное занятие в старшей группе «Осень - чудесная пора»
Видео: комплексное занятие по развитию речи в старшей группе
В старшей группе всегда интересно проходят комплексные и интегрированные занятия. Ведь дети шестого года жизни уже многое знают и умеют, способны к обобщению и систематизации информации. Сочетание разных образовательных областей даёт ребятам возможность более осмысленно воспринимать окружающую среду, пробуждает живой познавательный интерес и творческую фантазию. Такая деятельность требует от воспитателя педагогического мастерства и длительной подготовки. Вот почему подобные занятия проводятся не так часто, как хотелось бы.
Программное содержание:
Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить несколько одинаковых цифр и обводить.
Умение сравнивать числа, пользоваться знаками для сравнения; составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
Развивать логическое мышление.
Закрепить умение рисовать по точкам, название геометрических фигур, дней недели, части суток, месяцев года.
Закрепить правильное произношение звука 3; называть слова на звук 3.
Продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей. Закрепить название диких животных и их детенышей.
Воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.
Материал:
На каждого ребенка листы бумаги с геометрическими фигурами (нарисованные точками); с обратной стороны - цифра; на другом листе нарисован овал; карандаши; мел; сюрприз – конфеты.
Методические приемы:
Сюрпризный момент; худ. слово; игровые приемы; рисование по точкам; индивидуальная работа; вопросы; использование музыки.
Ход занятия
Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей – улыбнулись. Посмотрите друг на друга – улыбнулись.
Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня.
Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив все задания, вы узнаете какой сюрприз я приготовила.
Вы готовы? Тогда удачи!
(перед каждым заданием показывать соответствующую цифру).
1 задание:
Ребята, назовите времена года.
Какое время года сейчас? (весна).
Какими словами можно описать весну? (теплая, солнечная, дождливая, пасмурная, долгожданная, красивая, душистая, звенящая, журчащая, шумливая, грозовая, цветущая, веселая, желанная…)
Какой месяц сейчас? (май).
Сколько месяцев в году? (12).
Назовите по порядку.
Назовите весенние месяцы.
А сколько дней в неделе? (семь).
Какой день сегодня?
Назовите по порядку дни недели.
Какие части суток вы знаете?
Назовите по порядку части суток.
3 задание:
Игра «Назови соседей».
У вас на столе есть листочки на них написана цифра, подумайте и скажите рядом стоящие цифры.
Порядковый счет и обратный счет (от 1 до 10; от 10 до 1). 1 ребенок – порядковый счет, 2 ребенок обратный счет считают.
4 задание:
Переверните листочки, скажите, что там изображено?
А чтобы точно узнать давайте соединим точки (геометрические фигуры). Закрепить название геометрических фигур.
А еще какие геометрические фигуры знаете? (ромб, трапеция).
5 задание:
Сейчас будем решать задачи. Слушайте внимательно.
1) «Семь малюсеньких котят, что дают им – все едят, а один сметаны просит. Сколько же котяток?» (восемь).
Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь). (1 ребёнок работает у доски – пишет решение задач).
2) «Четыре овечки на травке лежали,
Потом две овечки домой убежали.
А ну-ка, скажите скорей:
Сколько овечек теперь?» (две).
(четыре минус два равняется двум).
3) «Поставь нужный знак» >; <; = (работа у доски).
3 5; 6 4; 7 7.
Физминутка. (2 раза, музыка Е. Железневой).
Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в дом постучать 1, 2, 3, 4, 5.
Я стучу, стучу по елке
Где же, где же эти пчелки
Стали вдруг вылетать 1, 2, 3, 4, 5.
6 задание:
Спойте еще раз «Песенку пчелки ». 3-3-3-3…
Игра «Назови слово».
Песенка пчелки на какой звук начинается?
А сейчас назовите слова, которые начинаются на звук 3 .
(зал, закат, заяц, запад, заря, забор, запах, забава, загадка, золото, заноза, закон, зонт, зуб, завод, загар, замок, зерно …)
7 задание:
Игра «Загадки - отгадки».
1) «Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос».
(медведь).
2) «Серый, зубастый, по угодьям рыщет. Кого съесть ищет».
3) «Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета».
4) «Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет».
(когда отгадают загадку, выставить соответствующую картинку).
А как можно назвать всех этих животных одним словом?
(дикие животные).
8 задание:
Игра « Из какой сказки».
А сейчас давайте вспомним в каких сказках встречаются эти персонажи: медведь, волк, заяц, лиса.
(дети называют сказки).
9 задание:
Игра «Назови детенышей».
Медведь – (медвежонок, медвежата).
Волк - (волчонок, волчата).
Заяц - (зайчонок, зайчата).
Лиса - (лисенок, лисята).
Молодцы! Вы справились с заданиями. Только не понятно где сюрприз. У меня последнее задание осталось, слушайте внимательно.
10 задание:
У вас на листочке нарисована подсказка, послушайте загадку:
«Ах, вы сладкие вкусняшки, что вы прячетесь в бумажки? Не получится, найдут! Вас они и выдают» (конфеты).
Как вы думаете, что это может быть? Что нарисовано на листочке, на что похоже это?
Давайте дорисуем конфету.
Теперь вы знаете какой сюрприз вас ждет.
Чтобы найти сюрприз, вы должны сделать 2 шага вперед, 3 шага направо, и т.д. …
(дети находят сюрприз).
Вам понравилось искать сюрприз и выполнять задания? Какие задания больше понравились? (ответы детей).
А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.
На этом занятие окончено.
Интегрированное занятие в старшей группе
«Необыкновенное путешествие».
Цель:
Познакомить детей со свойствами различных материалов (песка, глины, камней, земли).
Совершенствовать связную речь через составление повествовательного рассказа о героях любимых сказок, развивать словарный запас.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Активизировать знания детей о геометрических фигурах, умение творчески применять их при выполнении самостоятельных заданий.
Развивать внимание, воображение, любознательность, интерес к поисковой деятельности, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи, подводить детей к рассуждениям.
Прививать интерес и любовь к литературным произведениям.
Воспитывать навыки взаимодействия со сверстниками, желание прийти на помощь
Пособия:
Ёмкости с песком, глиной, камешками, землей. Клей, геометрические фигуры, «ковры» из картона. Иллюстрации героев сказок: Алдар-Косе, Жадный бай, Красная шапочка, Айболит. Карта – схема путешествия, иллюстрации с изображением дома, замка, избушки, предметные картинки. Корзина. Телевизор, DWD, музыкальный центр, кассета с аудиозаписью, диск с мультфильмом «Гуси-лебеди»
Предварительная работа:
Чтение сказок, наблюдения на прогулке зимой, беседа о времени года - зима.
«Круг радости: «Доброе утро»
Доброе утро зверям и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
И сразу всё станет добрым, доверчивым
И доброе утро продлится до вечера
Воображаемая ситуация:
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель вносит письмо, вскрывает его и обнаруживает аудиокассету. Предлагает прослушать её.
Звучит запись:
« Ребята, я Царица Литература! Меня похитила Баба-Яга и держит в заточении. Мне очень страшно и одиноко. Я очень прошу вас – спасите меня, пожалуйста».
Воспитатель : «Ребята, мы ведь не бросим нашу Царицу Литературу в беде? Спасём её? Тогда сейчас же отправляемся в путешествие. Оно очень трудное и опасное. С нами могут пойти только самые смелые, выносливые и дружные ребята. Вы готовы? Молодцы! - Ой, ребята тише-тише, что-то странное я слышу…
В это время появляется Баба-Яга на экране телевизора. Отрывок из мультфильма «Гуси-Лебеди» (звучит аудиозапись)
Баба-яга:
«Ну, что голубчики! Вот мы и встретились! Только знайте, чтобы освободить Царицу Литературу нужно выполнить мои испытания и задания, которые спрятаны в конвертах. А путь к ним укажет карта - схема. Если выполните, найдёте ключ от темницы и освободите царицу. Не выполните, тогда она навсегда останется под замком. Ну, желаю вам неудачного прохождения всех преград».
Работа с картой-схемой:
Воспитатель предлагает рассмотреть карту и определить, куда нужно идти. Дети говорят: «пойдем прямо мимо березки, грибочка, затем свернем налево и дойдем до задания № 1». (отправляются в путь)
Игра-испытание.
«Пройти по холодным, глубоким лужам» (ходьба с высоким подниманием колен)
«Пройти по тонкому льду» (ходьба на носочках)
«Переправиться через пропасть» (пройти по воображаемому бревну)
«Пройти по темной пещере» (ходьба с закрытыми глазами)
Находят конверт с заданием №1
Воспитатель: Чтобы справиться с заданиями, давайте произнесем волшебное заклинание: ойнайык, ойнайык, ойнайык та ойлайык». (будем играть, будем играть, будем играть и думать)
Задание 1:
«Перед вами три здания: дом, замок и избушка. В каком из этих зданий вы хотели бы жить и почему? Как вы думаете, кто живет в каждом из них?
В зданиях жили картинки. Они убежали из своих домиков и перепутались.
1здание - дом, в нем живут слова из одного слога, 2здание – замок, в нем живут слова из двух слогов, 3здание – избушка, в ней живут слова из трех слогов. Вам нужно взять картинку, определить, сколько слогов в данном слове и поставить картинку к нужному зданию.
Работа с картой – схемой
Физ.минутка «Идем в поход»
2 задание:
«Ребята, вы любите сказки? А какие бывают сказки? (ответы детей)
Недавно в газете Баба-Яга прочитала объявления и предлагает вам отгадать, кто из героев сказок дал эти объявления.
«Предлагаю новое корыто и избу в обмен на стиральную машину».
(Старуха из «сказки о рыбаке и рыбке»)
«Несу золотые яйца». (Курочка Ряба)
«Отнесу пирожок и горшочек с маслом бабушке». (Красная Шапочка)
«Вылечу всех зверей». (Доктор Айболит)
«Меняю старую, дырявую шубу на новую, лисью». (Алдар-Косе)
«Отмою все кляксы и чернила». (Умывальник из сказки «Мойдодыр»
Доскажите словечко…
Перед волком не дрожал.
От медведя убежал.
А лисице на зубок,
Все ж попался ….(Колобок)
Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей
Он известен, знаменит
Это доктор ….(Айболит)
Казахский удалец
На домбре играет
Бедных защищает (Алдар – Косе)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный
На земле и под водой
Искал ключик золотой
Его, девочка Мальвина
Называла ….(Буратино)
Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое
Плачет дед, плачет баба
Их утешает ….(Курочка Ряба)
Баба-яга: «У меня в избушке висели портреты сказочных героев. Во время землетрясения они упали и разбились. Приказываю вам собрать из частей портреты и рассказать про каждого героя, из какой он сказки, нравится он вам, или нет, и почему? (Серый волк, Жадный Бай, Айболит, Красная шапочка)
Работа с картой – схемой
Разминка
Вышли уточки на луг: Кря-кря-кря
Пролетел веселый жук: Ж-ж-ж
Гуси шею выгибают Га-га-га
Клювом перья расправляют Раз-два, раз-два
Ветер ветки раскачал В-в-в
Шарик тоже зарычал Р-р-р
Зашуршал в воде камыш Ш-ш-ш
И опять настала тишь Щ-щ-щ
3 задание:
«У меня в избушке мыши изгрызли ковры. Немедленно их почините, пришейте заплатку. Я вам отослала ковры и лоскутки ». На столе лежат разной формы, цвета, размера лоскутки - геометрические фигуры. Из общего количества выбрать нужные. Объяснить свой выбор и наклеить на ковер.
Работа с картой – схемой
Воспитатель: Ребята, вы не устали? На чем можно продолжить наше путешествие? (высказывания детей) Предлагает путешествовать на облаках.
Релаксация.
Дети рассаживаются на ковре. Закрывают глаза. Представляют, что они плывут на облаках. Звучит песня «Облака – белокрылые лошадки». Отдохнули? Затем воспитатель предлагает отправиться дальше пешком.
4 задание:
«Отгадайте загадку: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
Посмотрите, какая красивая корзина. Её мне подарила Снежная Королева. Эта корзина не простая, в ней хранились «зимние» слова. Летом они растаяли. Приказываю вам наполнить корзину «зимними» словами».
Нужно назвать любое слово, которое подходит к слову «Зима». Например: снег, Дед Мороз, санки, и т.д.
Работа с картой – схемой
Разминка «Звездное небо»
Воспитатель: «Дорога была длинная, уже темнеет, приближается ночь. Давайте посмотрим на ночное небо.
Взяли в руки личные телескопы. Настраиваем аппаратуру (чик-чик)
Открыли заслонку (Вжик-вжик)
Увидели звезду (о-о)
Много звезд (о-о-о-о-о-о)
Увидели комету (у-у)
Много комет (у-у-у-у-у-у)
Увидели летающую тарелку (дзынь-дзынь)
Из неё вышел инопланетянин (блук-блук)
Пошел метеоритный дождь (аплидисменты)
Задание 5: Эксперимент
«У меня разбился мой любимый цветочный горшок. Вам нужно сказать, из какого материала его можно сделать и объяснить почему. Торопитесь, думайте, объясняйте ясно и четко, чтобы мне было понятно».
На столе стоят ёмкости с песком, глиной, камешками, землей. Воспитатель с детьми рассматривают предложенные материалы, обследуют, сравнивают, делают выводы и объяснить свое решение.
Работа с картой – схемой.
Находят ключ. Открывают замок и освобождают Царицу Литературу.
К замку вовремя успели.
Расступитесь сосны, ели.
Бабу – Ягу мы победили,
Друга мы освободили.
Литература благодарит ребят. Дарит им в знак благодарности - сердечки - тепло своего сердца. Спрашивает, что помогло им преодолеть все препятствия? (наша дружба и знания)
Отправляются в обратный путь. Исполняют песню «Дружба крепкая»