Идеи макаренко о семейном воспитании. Макаренко А.С. о воспитании детей в семье

1. Ваше собственное поведение - самое главное в воспитании.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

2. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего.
В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. И серьезность вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны. Будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье.

3. Каждый отец и мать должны хорошо представлять, что они хотят воспитать в своем ребенке.
Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. Подумайте хорошо над этим вопросом, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди.

4. Вы должны хорошо знать, что делает, где находится и кем окружен ваш ребенок.
Но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Вы должны выработать у ребенка умение разбираться с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать.

5. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора.
В этом деле нет мелочей. В воспитательной работе нет пустяков. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь.
Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.

6. Не навязывайте свою помощь, но всегда будьте готовы помочь.
Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы.
Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает какую-либо операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам.

7. Не платите и не наказывайте за результаты труда.
Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы.
Но даже с таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии ваших знакомых и друзей. Тем более не нужно его наказывать за плохую работу или за работу не сделанную. Самое важное в этом случае - добиться того, чтобы она была все-таки выполнена.

8. Научить ребенка любить невозможно без воспитания человеческого достоинства.
Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.

9. Никогда не приносите себя в жертву ребенку.
Обычно говорят: «Мы, мать и отец, все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем». Это самый ужасный подарок, какой могут сделать родители ребенку.

10. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Дорогие родители, граждане Советского Союза!

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности этого дела, о вашей большой ответственности за него.

Сегодня мы начинаем целый ряд бесед по вопросам семейного воспитания. В дальнейшем мы будем говорить подробно об отдельных деталях воспитательной работы: о дисциплине и родительском авторитете, об игре, о пище и одежде, о вежливости т.д. Все это - очень важные отделы, говорящие о полезных методах воспитательной работы. Но прежде чем говорить о них, обратим ваше внимание на некоторые вопросы, которые имеют общее значение, которые относятся ко всем отделам, ко всем деталям воспитания, которые всегда нужно помнить.

Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства ‑ это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое ‑ перевоспитание. Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребенка, тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа поправки, работа перевоспитания ‑ уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и больше сил и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется. Очень часто бывают такие случаи, когда семья уже никак не может справиться с трудностями перевоспитания и приходится отправлять сына или дочку в трудовую колонию. А бывает и так, что и колония ничего поделать не может и выходить в жизнь человек не совсем правильный. Возьмем даже такой случай, когда переделка помогла, вышел человек в жизнь и работает. Все смотрят на него, и все довольны, и родители в том числе. Но никто не хочет подсчитать, сколько все-таки потеряли. Если бы этого человека с самого начала правильно воспитывали, он больше взял бы от жизни, он вышел бы в жизнь еще более сильным, более подготовленным, а значит, и более счастливым. А кроме того, работа перевоспитания переделки ‑ это работа не только более трудная, но и горестная. Такая работа, даже при полном успехе, причиняет родителям постоянные огорчения, изнашивает нервы, часто портит родительский характер.

Очень много ошибок в семейной работе получается от того, что родители как будто забывают, в какое они живут время. Бывает, родители на службе, вообще в жизни, в обществе выступают как хорошие граждане Советского Союза, как члены нового, социалистического общества, а дома, среди детей, живут по старинке. Конечно, нельзя сказать, что в старой, дореволюционной семье все было плохо, многое из старой семьи можно перенять, но нужно всегда помнить, что наша жизнь принципиально отличается от старой жизни. Нужно помнить, что мы живем в бесклассовом обществе, что такое общество существует пока только в СССР, что нам предстоят большие бои с умирающей буржуазией, большое социалистическое строительство. Наши дети должны вырасти активными и сознательными строителями коммунизма.

Родители должны подумать, чем отличается новая, советская семья от старой. В старой семье, например, отец имел больше власти, дети жили в полной его воле и податься им от отцовской воли было некуда. Многие отцы такой властью и злоупотребляли, относились к детям жестоко, как самодуры. Государство и православная церковь такую власть поддерживали: это было выгодно для общества эксплуататоров. В нашей семье иначе. Например, наша девушка не будет ждать, пока ей родители найдут жениха... Но и наша семья должна руководить чувствами своих детей. Очевидно, что наше руководство уже не может пользоваться в этом деле старыми способами, а должно находить новые.

В старом обществе каждая семья принадлежала к какому-нибудь классу и дети этой семьи обыкновенно оставались в том же классе. Сын крестьянина и сам обыкновенно крестьянствовал, сын рабочего тоже становился рабочим. Для наших детей предоставлены очень широкие просторы выбора. В этом выборе решающую роль играют не материальные возможности семьи, а исключительно способности и подготовка ребенка. Наши дети, стало быть, пользуются совершенно несравненным простором. Об этом знают и отцы, об этом знают и дети. При таких условиях становится просто невозможным никакое отцовское усмотрение. Для родителей теперь нужно рекомендовать гораздо более тонкое, осторожное и умелое руководство.

Семья перестала быть отцовской семьей. Наша женщина пользуется такими же правами, как и мужчина, наша мать имеет права, равные правам отца. Наша семья подчиняется не отцовскому единовластию, а представляет собой советской коллектив. В этом коллективе родители обладают известными правами. Откуда берутся эти права?

В старое время считалось, что отцовская власть имеет небесное происхождение: так угодно богу, о почитании родителей существовала особая заповедь. В школах батюшки толковали об этом, рассказывали детям, как бог жестоко наказывал детей за неуважение к родителям. В Советском государстве мы детей не обманываем. Наши родители, однако, тоже отвечают за свою семью перед всем советским обществом и советским законом. Поэтому и наши родители имеют некоторую власть и должны иметь авторитет в своей семье. Хотя каждая семья составляет коллектив равноправных членов общества, все же родители и дети отличаются тем, что первые руководят семьей, а вторые воспитываются в семье.

Обо всем этом каждый родитель должен иметь совершенно ясное представление. Каждый должен понимать, что в семье он не полный, бесконтрольный хозяин, а только старший, ответственный член коллектива. Если эта мысль хорошо будет понята, то правильно пойдет и вся воспитательная работа.

Мы знаем, что эта работа не у всех одинаково успешно протекает. Это зависит от многих причин, и прежде всего от применения правильных методов воспитания. Но очень важной причиной является и самое устройство семье, ее структура. В известной мере эта структура находится в нашей власти. Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или его смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.

А.С. Макаренко оставил бесценное педагогическое наследие по семейному воспитанию, в том числе и по ликвидации беспризорности и перевоспитанию безнадзорных детей. В своих работах он вскрыл взаимосвязь и взаимообусловленность этих проблем. В книге «Беспризорность и борьба с ней» автор указывает истоки этого явления: «…беспризорность приходит к нам из семей, приходит на наши улицы только потому, что семья как первичный воспитательный коллектив не способна уберечь ребенка ни от голода, ни от одиночества, ни от плохого влияния» . Убедившись на своем опыте работы с правонарушителями, Антон Семенович писал: «…для дела воспитания беспризорных необходимы очень большие усилия. Работа с беспризорными очень тяжелая и неблагодарная, и мало есть желающих отдаться ей целиком» . Поэтому правильно налаженное с самого начала воспитание будет намного более легким делом, «тогда не нужно будет искать самоотверженных героев на должности педагогов» .

Вопросы семейного воспитания являются органической частью педагогической системы А.С. Макаренко.

Его взгляды на значение семьи в деле воспитания с течением времени менялись. Сначала Антон Семенович придерживался мнения, что правильно организованный и оснащенный детский дом даст ребенку в воспитательном отношении больше, чем «старая», патриархальная семья. «Как наша пятилетка рушит кустарные магазинчики и прилавки…точно так же она разрушит и кустарное воспитание в семье, построит взамен него фабрики воспитания, полные света и воздуха, внимания к ребенку и заботы, коллективной силы и творческого труда» . Однако это не означало, что ребенок отрывается от семьи и «растет как ничейный ребенок». «Именно в полной гармонии между организационной силой воспитательного детского дома и природной родственностью в семье лежит секрет будущего воспитания» .

Впоследствии осмысление наработанного опыта с беспризорниками и детьми из неблагополучных семей привело педагога к выводу о решающем значении семейного воспитания в формировании личности.

Проблемам семейного воспитания А.С. Макаренко посвятил две специальные работы – «Лекции о воспитании детей» и «Книгу для родителей», которые написал в 1937 г. В «Лекциях о воспитании детей» им рассмотрены основные вопросы теории и методики семейного воспитания, определены условия правильного воспитания, его содержание, методы. Все лекции начинаются с изложения общих положений, которые затем аргументируются, наполняются конкретным содержанием и заканчиваются подытоживанием основных мыслей автора. Отбирая тематику лекций, А.С. Макаренко дает необходимый минимум педагогических знаний, а также указывает на наиболее типичные ошибки семейного воспитания. «Книга для родителей» - художественно-публицистическое произведение, написанное Антоном Семеновичем в соавторстве с женой Галиной Стахиевной, задумывалось как четырехтомный труд. Однако написан был только первый том. Эта работа посвящена рассмотрению социальных, философских, нравственных проблем семьи, раскрытию сущности семейного воспитания, педагогическому анализу наиболее важных вопросов, на примерах конкретных семей иллюстрируются положения, данные в «Лекциях о воспитании детей».



«Книга для родителей» включает девять глав, каждая из которых посвящена одной из проблем педагогики семьи: 1 – гражданской позиции родителей в новой семье, 2 – воспитанию потребностей, педагогическому значению семейного хозяйства, 3 – семейному коллективу, стилю его жизнедеятельности, 4 – деньгам в семейном хозяйстве, 5 – факторам, разрушающим семейный коллектив, 6 – авторитету, дисциплине и игре в семейном воспитании, 7 – половому воспитанию, 8 – материнской любви и долгу, 9 – общественному и личному в семье.

А.С. Макаренко не ставил своей целью дать рецепты семейного воспитания, он пытался привлечь внимание родителей к «узловым вопросам семьи», «помочь родителям избежать семейных «катастроф», в которых ломаются и взрываются характеры будущих людей СССР» , помочь увидеть предвестников этих катастроф.

А.С. Макаренко пишет о значении семьи и детей в жизни человека. В семье «реализуется прелесть человеческой жизни», сюда «приходят отдыхать победные силы человека», здесь «растут и живут дети – главная радость жизни». Антон Семенович показывает, насколько велика роль семейного воспитания в развитии общества. «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, историю мира» . Семейное воспитание формирует ребенка и как будущего семьянина. От него зависит горькая или счастливая старость самих родителей. Поэтому воспитание детей – это большое серьезное и «страшно ответственное» дело.



Заслугой А.С. Макаренко является то, что он по-новому подошел к пониманию семьи. Он считал, что настоящая семья – это не случайное объединение членов общества, а естественный коллектив, обладающий всеми его признаками (единые общественно-значимые цели, отношения «взаимной ответственности и ответственной зависимости», органы самоуправления, педагогическое руководство). Правильное и эффективное воспитание возможно только в условиях семейного коллектива. «Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья» .

А.С. Макаренко в работе «Лекции о воспитании детей» глубоко и разносторонне раскрыл основы семейной педагогики. К общим условиям правильного семейного воспитания он относил следующие. 1) Стремление родителей к правильному воспитанию, чтобы потом не перевоспитывать. «Разумно и точно провести ребенка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь может каждый человек, если он действительно захочет это сделать» . 2) Руководство своей семьей, ответственность за нее. «…помните, что ребенок не только ваша радость, но и будущий гражданин, что вы отвечаете за него перед страной» . 3) Правильная структура семьи. Наличие обоих родителей – важное условие целостности семейного коллектива. А.С. Макаренко подчеркивает, что положение брошенных детей сложнее и опаснее положения сирот, в этом случае дети испытывают невыносимое ощущение будто кто-то их «небрежно завернул в старую газету и выбросил в сорный ящик». Обида, ощущение своей ущербности губительно влияют на психику и характер детей.

Угроза потери семьей «качеств коллектива» возникает и в случае воспитания единственного ребенка, т.к. это приводит «к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники» со стороны родителей. Гипертрофия родительской любви приводит к тому, что мера любви и заботы превышает все разумные пределы, деформирует личность ребенка. И даже в ситуации чрезмерной любви единственный ребенок обделен, т.к. «ни опыта заботы, ни опыта игры, любви и помощи, ни подражания, ни уважения, нет, наконец, опыта распределения, общей радости и общего напряжения – просто ничего нет, даже обыкновенного соседства» . А.С. Макаренко приходит к важному выводу: воспитание единственного ребенка представляет исключительно сложную задачу. Он советует родителям, желающим правильно воспитать своих детей, взять в свою семью чужого ребенка и полюбить, как собственного, как бы ни затруднительно было материальное положение.

Целостность и единство семейного коллектива зависит от семейных взаимоотношений, которое разрушается «и ссорами родителей, и деспотической жестокостью отца, и легкомысленной слабостью матери» . Любовь родителей друг к другу, к детям – обязательное условие семейного воспитания. «Люди, воспитанные без любви, - часто искалеченные люди» . 4) Точная цель и программа воспитания. Родители должны знать, какого человека и что они хотят воспитать в нем, причем не только для себя, но и будущего гражданина для общества. «Я убежден, что цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина, способного с наибольшим эффектом участвовать в строительстве государства. Мы должны воспитать человека, который обязан быть счастливым» . Поэтому, обращаясь к родителям, А.С. Макаренко писал: «Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, … но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем» . 5) Родители сами должны быть хорошими гражданами. 6) Предъявление самых строгих требований к своему поведению. Воспитательную работу, писал А.С. Макаренко, нужно начинать с самого себя, «прежде самого себя положить под микроскоп». 7) Правильная организация жизни семьи с пристальным учетом мелочей. А.С. Макаренко подчеркивал, что в воспитании не бывает мелочей, оно происходит даже тогда, когда родителей нет рядом с ребенком. Важную роль в единстве, целостности, индивидуальности семьи, по мнению педагога, играют семейные традиции. 8) Умение руководить ребенком, а не оберегать его от жизни. Это заключается в искусстве соблюдения меры в воспитании. «Это чувство меры в любви и строгости, в ласке и в суровости…» . Родители должны предоставлять ребенку необходимую свободу, но не пускать воспитание на самотек, знать своего ребенка и его окружение. 9) Естественность и простота в воспитании. «Не нужно надеяться на рецепты и фокусы, нужно быть серьезным, простым, искренним» .

Сущностью семейного воспитания А.С. Макаренко считал правильную организацию семьи, личной и общественной жизни родителей, организацию жизни ребенка. «Истинная сущность воспитательной работы …заключается вовсе не ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личности и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей. Вы не имеете права ничего назвать мелочью и забыть о ней. … В воспитательной работе нет пустяков» .

Понимание современными родителями сущности воспитания является весьма важным и сегодня, когда все усилия большинства отцов и матерей направлены на материальное обеспечение семьи и детей, а об организации жизни ребенка, его досуга мало кто задумывается. Дети оказываются предоставлены сами себе, формирование их жизненных ценностей и установок осуществляется под влиянием дворовой компании, средств массовой информации, компьютерных игр, содержанием которых взрослые часто не интересуются. А.С. Макаренко указывал, что сущность воспитания ребенка состоит в бесчисленном множестве отношений формирующейся личности со всем окружающим миром. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» .

Родители должны понимать, что воспитание – естественный, целостный, непрерывный процесс. Ребенок воспитывается постоянно, в каждый данный момент, поскольку он в каждый данный момент живет и действует. И в зависимости от того, как живет и как действует ребенок, в зависимости от этого он упражняет, а, следовательно, развивает свои естественные силы и приобретает (формирует) определенные навыки, умения, знания и все другие человеческие качества, т.е. определенным образом воспитывается.

Потребностно-мотивационная сфера ребенка формируется под влиянием множества факторов, отдельные из которых не замечаются родителями, а некоторые воспринимаются пустяками. Только понимая потребности и мотивы ребенка, родитель может разобраться в его эмоционально-поведенческих реакциях, а также влиять на их формирование. А для этого каждому необходимо научиться анализировать детскую жизнь, изучать отношения и их результаты. « … прежде всего вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное» . Многие ли родители смогут ответить на эти вопросы? И это показатель того, знает ли родитель своего ребенка и пытается ли он это сделать, или он просто живет рядом с ним. «Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе и к учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Это все вы должны знать всегда, с самых малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать» . Образ жизни родителей, вся семейная атмосфера обусловливают результаты воспитания детей. «Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель» . Жить правильно – в этом залог верного воспитания детей в семье, условие счастья родителей и детей.

Главным методом семейного воспитания, по мнению А.С. Макаренко, является «родительское требование к себе, родительское уважение, родительский контроль над каждым своим шагом». А.С. Макаренко был убежден, что воспитание требует от родителей самого серьезного тона, самого простого и искреннего. Даже самое незначительное прибавление лживости, искусственности, легкомыслия обрекают воспитание на неудачу. Воспитывает все. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь… все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями…» . «В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания» . А.С. Макаренко не был и сторонником широкого использования поощрений. «Детская радость, удовольствие, развлечение должны предоставляться детям не в качестве награды за хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения правильных потребностей» .

Особое внимание в творчестве педагога получила проблема родительского авторитета. Раскрыв сущность авторитетов, основанных на ложных основаниях (подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, дружбы, подкупа), А.С. Макаренко указывает, что настоящий авторитет родителей базируется на их гражданской деятельности, гражданском чувстве, знании жизни ребенка, помощи ему и ответственности за его воспитание.

Важным средством воспитания А.С. Макаренко считал целесообразный режим, целью которого является накопление правильного дисциплинарного опыта, что позволяет избежать крайностей в воспитании – излишних поощрений и ненужных наказаний. Он писал, что «дисциплина создается не отдельными какими-нибудь «дисциплинарными» мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети» .

Игру А.С. Макаренко признавал важным видом деятельности, ценность которой заключается в том, что в ней происходит формирование будущего деятеля, труженика, складывается отношение к другим людям, к коллективу, развиваются способности. Антон Семенович рекомендовал родителям помогать детям в организации игр в раннем возрасте, а затем предоставлять большую свободу, контролируя общую направленность их интересов, помогая разумно сочетать игру с учебными, трудовыми и другими обязанностями, с соблюдением рационального режима дня. Кто из родителей сегодня задумывается об этом? В лучшем случае их забота сводится к обеспечению ребенка игрушками, запрещением засиживаться у компьютера. А во что играет ребенок, какова направленность его игр – это зачастую остается вне поля родительского внимания. А.С. Макаренко охарактеризовал стадии развития детской игры, дал рекомендации родителям по руководству игрой.

Главное назначение труда в семье, по мнению А.С. Макаренко, - формирование нравственных качеств личности: бережливости, чувства заботы о других, достоинства и т.д. Эта мысль педагога особенно значима сегодня, когда материальная нужда, нежелание и неумение трудиться толкают детей и подростков к преступлениям, когда у молодежи гипертрофированы материальные потребности. Этому способствует культивирование мещанства, вещизма, потребительства, отсутствие трудового воспитания в семье, которое заменяют навязчивая реклама в СМИ, кинофильмы о богатой и праздной жизни, развлечениях и удовольствиях, о красивой одежде и вкусной пище, «боевики» и блокбастеры, романтизирующие уголовные «бригады». А.С. Макаренко считал, что родители должны стремиться воспитать у ребенка готовность к труду, «когда ребенок сам замечает необходимость той или другой работы, видит, что матери или отцу некогда ее сделать, когда он по собственной инициативе приходит на помощь своему семейному коллективу» . Главная область трудовой деятельности в семье – самообслуживание, труд-забота. А.С. Макаренко был решительным противником использования поощрений и наказаний в трудовом воспитании. В семье, по его мнению, ребенок может и должен получать гораздо больше разумно предоставляемой свободы, возможности выбора тех или иных занятий, инициативы в полезных делах, в оказании помощи родителям, в проявлении заботы о них.

Много ценных рекомендаций родителям дал А.С. Макаренко по воспитанию культурных навыков, которое является сегодня одной из слабых сторон семейного воспитания. Условиями культурного воспитания являются культурные устремления родителей, «культурный тон в семье». Культурное воспитание должно начинаться рано и быть сознательно организовано, «сопровождаться некоторым планом, правильным методом и контролем». А.С. Макаренко дал полезные советы по приобщению детей к чтению сказок, газет, книг, посещению кино, театра, выставок, привлечению к спорту.

А.С. Макаренко не обошел вниманием и важную проблему полового воспитания. Он был убежден, что представления о взаимоотношениях полов ребенок должен получить в семье. Антон Семенович считал, что половое воспитание не может быть воспитанием физиологии. Родители должны помнить, что половое воспитание – это прежде всего воспитание культуры социальной личности. Главное в половом воспитании – чтобы дети учились понимать смысл половых отношений как высшего проявления любви людей друг к другу. «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым – это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству» .

Проблема полового воспитания весьма актуальна сегодня, когда вопросы половых взаимоотношений из разных источников становятся рано известны ребенку, опошляются и сводятся к животному проявлению инстинкта. Примитивность и цинизм, с которыми осуществляется преждевременное и настойчивое половое просвещение усилиями СМИ, калечат душу ребенка. Многие родители не задумываются об этом вопросе, некоторые стесняются и пугаются, некоторые надеются, что он решится без их участия. А.С. Макаренко подчеркивал главное: «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом» . Поэтому культура любовного переживания невозможна «без тормозов», организованных в детстве. «Умение владеть своим чувством, воображением, возникающими желаниями – это важнейшее умение…» .

А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что «половое влечение не может быть социально правильно воспитано, если мыслить его существующим отдельно от всего развития личности. Но в то же время нельзя половую сферу рассматривать как основу всей человеческой психики и направлять на нее главное внимание воспитателя» . Родители должны понимать, что истоки половой любви лежат в опыте неполовой человеческой симпатии. «Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая» .

Актуальна мысль А.С. Макаренко о том, что правильное половое воспитание нельзя осуществить только усилиями семьи и школы, этому вопросу должно уделять внимание все общество. «В самом обществе должны все сильнее и требовательнее звучать настойчивые суждения общественного мнения и моральный контроль над соблюдением нравственной нормы» . Общество должно четко определить свое отношение к матерной ругани и установить контроль за соблюдением этой нормы, что, как справедливо отмечал А.С. Макаренко, является важным фактором полового воспитания.

На первый взгляд кажется «мелочь», но пахабное слово чрезвычайно вредно для детей. Матерное слово обнажает половую тайну в самой безобразной, циничной и безнравственной форме. Частое использование ругательных слов привлекает внимание ребенка к половой сфере, к однобокой игре воображения, к нездоровому интересу. В наши дни, когда матерные слова стали нормой и образцом общения, весьма злободневно звучит изречение А.С. Макаренко: «Не все понимают такую простую, абсолютно очевидную вещь, что матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте» . «Половое воспитание, - настаивал А.С. Макаренко, - должно быть воспитанием именно любви, т.е большого и глубокого чувства – чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд» .

Главным результатом воспитания детей в семье, по А.С. Макаренко, должно быть формирование определенного типа социального поведения, основанного на разумных потребностях.

Ценность и актуальность работ А.С. Макаренко в том, что подробно раскрывая важнейшие проблемы семейного воспитания, он учит читателей искусству педагогического анализа всех, даже мельчайших деталей семейной жизни.

Большое внимание в своих работах А.С. Макаренко уделял связи семьи и школы. Школа, по его мнению, обязана организовать помощь семье в воспитании детей, всемерно помогать ей, повышать педагогическую культуру родителей, поддерживать и пропагандировать опыт лучших семей.

Разработав широкий диапазон вопросов семейной педагогики, А.С. Макаренко подчеркивал: «Каждая семья отличается своеобразием жизни и жизненных условий, каждая семья должна самостоятельно решать многие педагогические задачи…» . А.С. Макаренко был далек от мысли дать родителям педагогические рецепты, пригодные для всех случаев жизни. Он стремился побудить родителей к педагогическому анализу, т.к. результативность семейного воспитания зависит не столько от знания ими азов методики воспитания, сколько от умения их применить в конкретных обстоятельствах жизни. Эффективность же умелого применения методических рекомендаций обусловлена способностью родителей осмысливать свой опыт, свои действия и их последствия, а также прогнозировать эти последствия.

А.С. Макаренко заложил научные основы семейной педагогики. В своих работах он обосновал, что настоящая полноценная семья, в которой имеются условия для правильного воспитания детей – это коллектив. «В тех случаях, когда этот коллектив дает трещину по разным причинам: либо по причине раздора между родителями, либо по причине ухода одного из родителей, либо по такой причине как отсутствие режима, отсутствие родительского авторитета, и даже по такой причине, которой до сих пор не придавалось должного значения как единственный ребенок в семье, - условия воспитания становятся более тяжелыми, так как коллектив теряет признаки коллектива» .

Основные идеи А.С. Макаренко получили дальнейшее развитие в работах педагогов, психологов, психиатров. Сегодня семья ими рассматривается как ячейка, малая социальная группа, важнейшая форма организации личной жизни, многоуровневая и многофункциональная система. Современными исследователями раскрыто понятие «неблагополучная семья», показано ее влияние на психическое здоровье и формирование личности ребенка. Более углубленное изучение получили вопросы о функциях, структуре, динамике семьи, коммуникативных процессах, ролевом взаимодействии, эмпатических характеристиках членов семьи, разработаны различные классификации семей. Относительно недавно в научной литературе появилось понятие «воспитательный (педагогический) потенциал семьи», к характеристикам которого относят тип, структуру, материальную обеспеченность, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и другие особенности семьи. Эти факторы выделил и дал им характеристику в своих работах А.С. Макаренко.

Сегодня более благоприятные материальные условия для воспитания детей имеет однодетная семья. Экономические обстоятельства таковы, что дети стали дорогим удовольствием для родителей. Далеко не всякая семья может позволить себе «завести» более одного ребенка. Более 70 лет назад А.С. Макаренко ратовал за семью с несколькими детьми, т.к. такая семья представляет собой коллектив, где воспитателями выступают не только родители, но и дети по отношению друг к другу. Сегодня нет однозначного подхода к этой проблеме: есть плюсы и минусы, как в воспитании единственного ребенка, так и нескольких детей. Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что при положительных сторонах воспитания единственного ребенка (усиленное внимание к нему, атмосфера любви, создание максимума условий для развития, самодостаточность, уверенность в себе), велика опасность формирования эгоцентричного типа личности с завышенными самооценкой и притязаниями. Гиперопека, избыточная любовь, отсутствие необходимой требовательности и дисциплины нередко влекут формирование негативных черт характера (агрессия, низкая адаптивность, др.), приводят к возникновению стрессов, неврозов. Обо всем этом и писал в своих книгах Антон Семенович. Требующая безотлагательного решения проблема сиротства и социального сиротства, обострила сегодня внимание к вопросам воспитания в сиротских учреждениях и приемных семьях, в том числе и к вопросам перевоспитания детей и подростков. Ответы на многие из этих вопросов также можно обнаружить в работах А.С. Макаренко.

Много времени прошло с тех пор, как вышли в свет замечательные работы А.С. Макаренко, многое изменилось в нашей жизни. Однако актуальными остаются вечные вопросы семейной педагогики: как воспитать ребенка настоящим человеком, как сделать его счастливым, как подготовить к жизненным испытаниям, как решить проблему отцов и детей, как добиться авторитета, как избежать ошибок, какие важные вопросы не упустить из виду и многие-многие другие. Жизнь подтвердила правоту многих педагогических рекомендаций Антона Семеновича. «Книга для родителей» остается тем же острым, ярким, талантливо щедрым обращением к разуму и сердцу каждой семьи, добрым и требовательным советчиком на ее пути к счастью и продолжению себя в самом прекрасном, самом тревожном, самом ответственном, что дано пережить людям, - в детях» . Очень жаль, что автор не успел изложить всех своих мыслей и идей о семейном воспитании, остались не написанными три тома «Книги для родителей».

Несмотря на обилие современной педагогической и психологической литературы, посвященной вопросам семейного воспитания, в книгах А.С. Макаренко каждый родитель и педагог смогут почерпнуть для себя немало полезного, а главное – получить пищу для размышлений, для собственного активного педагогического мышления, научиться искусству педагогического анализа семейных обстоятельств.

Одним из величайших педагогов, занимавшихся исследованием проблемы воспитания детей в семье, был А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Многочисленные труды А. С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма” и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Антон Семенович Макаренко о семейном воспитании

Слайд 1.

Слайд 2.

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Слайд 3

Это слова выдающегося педагога всех времен - Антона Семеновича Макаренко. Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. А. С. Макаренко большое внимание уделял проблемам семейного воспитания. Он часто выступал с лекциями для родителей.

Слайд 4.

Воспитанию детей посвящены такие работы Макаренко, как «Книга для родителей», «Лекции о воспитании детей», «Выступления по вопросам семейного воспитания». Ведущая роль в воспитательном процессе отводится личному примеру взрослых и трудовому воспитанию. Существенное отличие идей Макаренко от общей воспитательной линии периода 1930-х годов в том, что он, кроме постулирования значимости выработки бойцовских качеств чувств ребенка и необходимости взрослым считаться с ними, с другой – говорит, что семья должна руководить чувствами своих детей, что скорее касается способов подавления чувств. в ребенке («воспитать истинного борца за идеи коммунизма»), пишет о необходимости научить ребенка быть счастливым.

Слайд 5

А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, говорит об общих принципах семейного воспитания.

1. Правильно воспитать проще, чем перевоспитать

Вполне очевидный и не требующий разъяснений тезис. В том числе разделяемый и современными авторами.

2. Семья – коллектив равноправных членов, но родители – руководят семьей, дети – в ней воспитываются

Сейчас, когда так модны разговоры о правах детей, забывается это простое различие, влекущее за собой и разные обязанности, и разную ответственность. Это, конечно, не означает, что дети бесправны. Но утверждение о полном равенстве – лукавство. Ребенок – воспитывается, т.е. он еще не воспитан, он не сформировавшаяся сознательная личность, каковым является взрослый человек.

Равноправие, как равенство перед законом, общее социальное равенство – да. Но утверждения о субъектности ребенка (т.е. его способности к независимым действиям) – абсолютно вредное явление. А именно это часто подразумевается под современными разговорами о правах ребенка.

3. Нельзя ограничиваться одним ребенком, т.к. забота о нем может превышать полезную норму

Относительно наличия братьев и сестер, как фактора семейного воспитания, Макаренко пишет:

«Для родителей бывает очень трудно затормозить свою любовь к нему (единственному ребенку) и волей-неволей они воспитывают эгоиста. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах».

Трудно не согласиться. Увы, сейчас есть тенденции к тому, чтобы ограничиваться одним ребенком в семье. А современные авторы книг для родителей или не всегда уделяют внимание этому вопросу или прямо призывают ограничиться одним малышом.

4. Надо определиться с целями воспитания: ребенок – будущий член общества и гражданин страны или «сам по себе», просто «родительское счастье»?

В современной «родительской повестке» основную часть составляют заботы об обеспечении будущего ребенка с точки зрения его личного успеха в жизни. И это, в общем-то, нормально. Но при этом из виду часто упускается ответственность родителей перед обществом. А ведь это – ого-го какая ответственность! Станет ли ваш ребенок полноценным гражданином, будет ли думать о других людях, о стране, о человечестве? Или он будет заботиться только о себе? И не надо говорить, что мир «такой», что в нем нельзя выжить альтруистам и «добрякам». Этот мир делаем мы сами. В том числе и наши дети. Будем равняться на эгоизм, учить детей только конкурировать – устроим на Земле ад.

Как говорилось в советском фильме «Салют, Мария!»: «Дети взрослеют, и судьба мира становится их судьбой».

5. Поведение родителей – решающий фактор

Второй абсолютно бесспорный тезис, разделяемый всеми. Макаренко только на всякий случай добавляет, что из этого следует необходимость требований к самому себе. Родители не просто должны себя абстрактно «хорошо вести», они должны подавать пример. А для этого надо начинать что-то делать (или, наоборот, от чего-то отказываться).

В этом свете вредно убеждение некоторых родителей, что есть такие педагогические секреты, применение которых сделает чудо и решит проблему воспитания. Макаренко на эти пустые надежды отвечает:

«Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки».

6. Важнейшие качества при общении с ребенком: серьезность, простота и искренность

Серьезность не подразумевает напыщенность. Простота не должна опускаться до легкомыслия. С искренностью все понятно. Опирайтесь на эти три качества, и процесс воспитания будет успешным и доставлять радость.

7. Не должно быть парникового воспитания, ребенок должен учиться противостоять отрицательным воздействиям

Увы, реалии заставляют родителей обоснованно отходить от этого правила и ужесточать контроль. Тем не менее. Хороший родитель должен знать, где проводит время и с кем общается его ребенок. Он должен понимать и допускать, что в окружении ребенка будет много отрицательного. И задача родителя – вовремя объяснить, подсказать, направить, если надо – остановить. Но не создавать «идеальную чистоту».

8. Главное в воспитании – организация жизни семьи

Это, на первый взгляд странное утверждение, логично вытекает из всех предыдущих. Согласно Макаренко, в семейном воспитании важны не столько ваши разговоры с ребенком, сколько правильная организация его и своей жизни, то есть – жизни семьи. Организация здесь понимается в широком смысле. Это не просто режим или правила поведения. Это учет всех мелочей (впрочем, мелочей в воспитании нет), всех сторон жизни, как малыша, так и подростка. Организуете себя и ребенка – воспитание будет органичным, будет в радость и, что немаловажно – со значительной экономией времени.

Слайд 6.

Специальное внимание Антон Семенович уделяет родительскому авторитету. Он выделял типы родительского авторитета: авторитет любви, доброты, уважения, подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа. Причем эти типы авторитета он трактует как авторитет ложный. По мнению Макаренко, здоровое авторитетное поведение родителей способствует нормальному или разумному поведению ребенка. К этим типам авторитета педагог относит авторитет знания и авторитет помощи.

Макаренко считает, что отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет как несомненное достоинство старшего, как его силу и ценность, видимую простым детским глазом.

Рассуждая о роли авторитета, Макаренко пишет, что непослушание ребенка является несомненным признаком отсутствия родительского авторитета и родителям необходимо серьезно задуматься над этим. Наряду с этим педагог предостерегает родителей от формирования ложного авторитета, который возникает там, где послушание детей становится самоцелью родителей. Послушание не может организовываться в семье ради самого послушания. Оно нужно для организации тех сторон жизни семьи, в которых дети не принимают активного участия. Увлечение воспитанием послушания Макаренко трактует как желание жить спокойно, не отягощая себя детскими заботами и тревогами. При этом спокойствие длится недолго, уступая место проблемам, иногда сложно решаемым.

Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью: не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет.

Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого гражданина есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа – начальник, мой папа – писатель, мой папа – командир, мой папа – знаменитость. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает. Встречается такой авторитет и у матерей: какое-нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт – все это дает им основания для чванства, для отделения от остальных людей и от собственных детей.

Авторитет педантизма . В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек нетвердый. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то хотя бы завтра была и хорошая погода, все же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретил детям ходить в кино, в том числе и на хорошие фильмы. Папа наказал ребенка, потом обнаружилось, что ребенок не так виноват, как казалось сначала, папа ни за что не отменит своего наказания: раз я сказал, так и должно быть. На каждый день хватает для такого папы дела, в каждом движении ребенка он видит нарушение порядка и законности и пристает к нему с новыми законами и распоряжениями. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят в глазах детей выглядеть непогрешимыми. Но они забывают, что дети – это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребенок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить должна приходить к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разглагольствования родителей, постоянное их хуление и болтливость проходят почти бесследно в их сознании. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.

Авторитет любви. Это самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: «Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребенок…»

В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С самых малых лет ребенок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить так же сильно и других людей, то подыгрывается к ним уже без всякой любви, с холодным и циничным расчетом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества.

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступает перед ребенком в образе доброго ангела. Они все разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.

Авторитет дружбы . Довольно часто еще и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива – и дети все же остаются воспитанниками. Если дружба достигает крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться – куплю тебе лошадку, будешь слушаться – пойдем в цирк.

Разумеется, в семье тоже возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование, но ни в каком случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

Авторитет знания связан с заинтересованностью родителей в жизни ребенка. С живым непритворным интересом к его увлечениям, вкусам, выбору друзей, событиям в его жизни, отношениям со сверстниками и чужими взрослыми. Макаренко сразу предостерегает родителей от чрезмерной навязчивости в своем интересе. По мнению педагога, авторитет знания естественным образом приведет к другому виду здорового авторитета – авторитету помощи. Он пишет о большом значении родительской помощи для ребенка. Она связана и с тем, что сам ребенок не всегда в состоянии осознать и оценить, насколько он нуждается в помощи, и с тем, что навязчивая помощь даст обратный результат.

«Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать присутствие рядом с ним, разумную заботу о нем, страховку, но в то же время он будет знать, что от него кое-что требуется, что никто и не собирается все делать за него, снять с него ответственность».

Макаренко считал, что для воспитания ребенка в семье самая значимая роль принадлежит игре и труду.

Каков ребенок будет в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет, считает педагог. Связь между игрой и работой выделяется педагогом практически в самостоятельный прием. Он пишет: «Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу».

Связь эту Антон Семенович видел в чувстве радости, которую ребенок переживает как при игре, так и при работе, которая нравится. Эта радость связывается со многими моментами, такими как радость творчества, радость победы, эстетическая радость, радость результата. Для родителей очень важно быть включенными в детскую игру, поскольку в дальнейшем им будет легко включать ребенка в совместный труд.

Слайд 7

Сравнивая отношение к игре и труду у родителей, Макаренко находит в них много общего. Он выделяет три типа неправильного отношения родителей к организации деятельности детей.

Равнодушие к деятельности детей. Такие родители не проявляют интереса к деятельности детей, процессу, выбору инструментов или игрушек, чувствам, которые проживают дети, играя или работая. В результате родители теряют связь с детьми, дети привыкают, что процесс и результат их деятельности взрослым неинтересен. Дети не учатся делиться с родителями радостью от полученного результата или огорчениями, что что-то не получается. В этом случае взрослые часто фантазируют, что растят детей самостоятельными, но на самом деле дети замыкаются в себе, не учатся получать и просить помощи и часто низко оценивают свои результаты, не умея посмотреть на них чужими глазами.

Вмешательство в деятельность детей. Эти родители считают, что они должны управлять всем и контролировать все. Они постоянно начеку, от них ничего не скроется. У детей не остается своего внутреннего пространства на игру и удовольствия от нее. Со стороны кажется, что родители настолько увлечены игрой или работой, что детям там уже ничего не остается делать. Конечно, родители в силу возраста все делают более умело или быстро: кидают мяч, попадают в дартс, строят из кубиков или вскапывают грядку. Детям остается только быть свидетелями успешности родителей и подражать им, не формируя собственных навыков и умений. Для детей эта ситуация также оборачивается занижением оценки собственных успехов. А еще снижением притязаний: зачем к чему-то стремиться или что-то пробовать, если родители все равно сделают лучше, быстрее, оригинальнее?

Подмена общения количеством вещей. В игре это особенно хорошо видно, когда родители, избегая вовлеченно общаться с ребенком, покупают ему огромное количество игрушек, детская комната начинает соперничать с магазином по количеству вещей в ней, но ребенок при этом не умеет играть. Такие дети часто невнимательны и не могут сосредоточиться на одном предмете, с которым бы хотели поиграть, потому что количество игрушек еще не формирует основ игровой деятельности. Сам ребенок не начнет играть с игрушкой, ему нужен другой человек, старший, который станет проводником между ребенком и игрушкой к игре. Дети, воспитанные такими родителями, часто не умеют общаться, пугливы, плохо контактируют и со сверстниками тоже.

Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей.

Слайд 8

В своих трудах А. С. Макаренко неоднократно обращался к роли игры в воспитании ребенка. Он предложил свою типологию игры, чтобы родители понимали, что происходит с их ребенком на каждом возрастном этапе. Например, По мнению Макаренко, первая стадия игры длится до 5–6 лет, когда для ребенка большое значение имеют сосредоточенность на игрушке и манипуляции с ней. Здесь возможны и даже желательны игры ребенка с самим собой. Педагог предупреждает родителей, что если ребенок не стремится приглашать других членов семьи в свою игру, то нет необходимости навязывать ему свое присутствие. В этот период ребенку очень важно чувствовать принадлежность ему игрушек, с которыми он играет. Это своеобразное «варение в собственном соку» позволяет ребенку научиться чувствовать себя, самостоятельно экспериментировать с игровым сюжетом, свободно проявлять чувства, которые возникают в игре.

Слайд 10

От воспитания через игру Макаренко переходит к воспитанию через труд. Он писал: «Труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно .

Макаренко считает, что трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. И игра – это первый шаг на пути к труду. Поскольку игры маленького ребенка связаны с игрушками, то и уход за игрушками, поддержание их в чистоте, порядке, целостности и есть первый труд ребенка. Даже если ребенок сломал игрушку, что бывает, и не может сам ее починить, он может обратиться за помощью к взрослым, убирать после игры или вечером свои игрушки «на место», туда, где они останутся на ночь, когда ребенок пойдет в постель.

С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Педагог перечисляет несколько видов детской работы, рассчитывая, что каждая семья в зависимости от условий своей жизни и возраста детей сможет исправить и дополнить этот список.

1. Поливать цветы в комнате или во всей квартире.

2. Вытирать пыль на подоконниках.

3. Накрывать на стол перед обедом.

4. Следить за солонками, горчичницами.

5. Отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и держать их в порядке.

6. Получать газеты и складывать их в определенном месте, отделяя новые от прочитанных.

7. Кормить котенка или щенка.

Воспитание детей через труд часто ставит перед родителями проблему лени детей. Макаренко рассматривал лень как следствие неправильного воспитания, «когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса» [

Слайды 11-17

К нига для родителей» - художественно-теоретическое произведение А.С. Макаренко, посвященное проблемам семьи и семейного воспитания детей. В первой части этой книги (единственная написанная из запланированных четырех частей) А.С. Макаренко рассматривает такие вопросы семейного воспитания как общие принципы воспитания, авторитет родителей, отношение к деньгам, формирование межличностных отношений ребенка, воспитание в неполной семье, воспитание единственного ребенка и другие.

И, несмотря на то, что эта книга написана довольно давно, вопросы, рассматриваемые в ней, до сих пор актуальны. И с трудом можно найти книгу, в которой они были бы раскрыты столь же легко, полно и доступно.

Представим обзор – конспект этой книги. Вся книга, построена таким образом, что рассмотрение каждого вопроса семейного воспитания начинается с маленького литературного рассказа. На основе него затем и строиться анализ той или иной проблемы, встающей перед родителем

Так в первой главе А.С. Макаренко рассматривает вопрос об ответственности, прежде всего, родителей за воспитания ребенка. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитателя. Из-за безответственного выполнения этой задачи и возникают проблемы воспитания ребенка, которые очень легко перерастают в катастрофическое непонимание между родителями и ребенком.

«Основной конфликт» - отсутствие времени - наиболее распространенная отговорка родителей-неудачников. Защищенные от ответственности «основным конфликтом», они рисуют в своем воображении целительные разговоры с детьми. Картина благостная: родитель говорит, а ребенок слушает.

В успехе семейного воспитания решающим является активное, постоянное, вполне сознательное выполнение родителями их задачи, долга по воспитанию детей. Там, где этот долг реально переживается родителями, где он составляет основу ежедневного их самочувствия, там он необходимо направляет и воспитательную работу семьи, и там невозможны никакие провалы и никакие катастрофы.

А.С. Макаренко отмечает, что если сын оскорбляет мать, никакой педагогический фокус не поможет. Всю воспитательную работу нужно начинать сначала, нужно многое в их семье пересмотреть, о многом подумать и, прежде всего, самих себя положить под микроскоп. А как поступить немедленно после грубости, нельзя решить вообще, - это случай сугубо индивидуальный. Родить ребенка - это значит на много лет вперед вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все внимание. Родители должны быть не только шефом своих детей, они должны быть еще и организаторами собственной жизни, ибо вне их деятельности, вне их самочувствия как личности не может существовать и воспитатель.

Во второй и третьей главе А.С. Макаренко говорит об устройстве семьи как первичной среде воспитания ребенка и о важности родительской любви для всестороннего и гармоничного формирования и развитии личности ребенка. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди. Он говорит: «Я не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки, или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу».

В четвертой главе книги А.С. Макаренко рассматривает проблему воспитания у детей отношения к деньгам. Ребенок под деньгами не должен понимать ни средство могущества и потому что-то единственно желанное, ни средство, которое губит человечество и потому отвратительное. Ребенок должен понять, что деньги - это обычное удобство жизни, которое не требует никаких моральных напряжений. Необходимо смотреть на деньги как на будничную и полезную деталь. Именно поэтому деньги не должны валяться по ящикам и прятаться с накопительской судорогой. Они должны храниться с простой и убедительной серьезностью, как всякая нужная вещь.

Пятая глава книги посвящена проблеме воспитания единственного ребенка в семье и проблеме воспитания в не полной семье. Даже в самых лучших, самых счастливых случаях, даже в руках талантливых и внимательных родителей воспитание единственного ребенка представляет исключительно трудную задачу.

Концентрация родительской любви на одном ребенке - страшное заблуждение. Ведь в многодетной семье смерть ребенка составляет глубокое горе, но это никогда не катастрофа, ибо оставшиеся дети требуют по-прежнему и заботы, и любви, они как бы страхуют семейный коллектив от гибели. И конечно, нет ничего более горестного, чем отец и мать, оставшиеся круглыми сиротами в пустых комнатах, на каждом шагу напоминающих об умершем ребенке. Его единственность поэтому неизбежно приводит к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники.

И в то же время в такой семье нет ничего, что могло бы в том же естественном порядке этому противополагаться. Нет братьев и сестер - ни старших, ни младших, - нет, следовательно, ни опыта заботы, ни опыта игры, любви и помощи, ни подражания, ни уважения, нет опыта распределения, общей радости, - просто ничего нет, даже обыкновенного соседства.

Если же говорить о воспитании в неполной семье (при отсутствии одного из родителей) наносит непоправимый ущерб детскому самосознанию, лишает ребенка чувства защищенности и может воспитать комплекс неполноценности. По мнению А.С. Макаренко все усилия оставшегося родителя должны быть направлены на восстановление чувства собственного достоинства и адекватной самооценки. Кроме того, необходимо рекомендовать особую деликатность в вопросе об алиментах, чтобы эти деньги не вносили в семью никакого разложения.

В шестой главе А.С. Макаренко рассматривает проблемы авторитета, дисциплины и свободы в семье. Авторитет, сделанный специально для детей, существовать не может. Такой авторитет будет всегда суррогатом и всегда бесполезным. Авторитет должен заключаться в самих родителях, независимо от их отношения к детям, но авторитет вовсе не специальный талант. Его корни находятся всегда в одном месте: в поведении родителей, включая сюда все отделы поведения, иначе говоря, всю отцовскую и материнскую жизнь - работу, мысль, привычки, чувства, стремления. А это значит, что и по отношению к детям они должны быть на какой-то высоте, но высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления.

Поэтому все вопросы авторитета, свободы и дисциплины в семейном коллективе не могут разрешаться ни в каких искусственно придуманных приемах, способах и методах. Воспитательный процесс есть процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью родителей и их собственным поведением.

А.С. Макаренко отмечает: «Ребенок - это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь Если вы эту насыщенную, яркую и нежную жизнь видите и знаете, если вы размышляете над ней, если вы в ней участвуете, только тогда становится действенным и полезным ваш родительский авторитет, та сила, которую вы накопили раньше, в собственной, личной и общественной жизни. Но если ваш авторитет, как чучело, раскрашенное и неподвижное, только рядом стоит с этой детской жизнью <...> - грош цена вашему авторитету, каким бы гневом или ремешком он ни был вооружен».

В семье где родительский авторитет не подменяется никаким суррогатом, не чувствуется надобности в безнравственных и некрасивых приемах дисциплинирования. И в такой семье всегда есть полный порядок и необходимое подчинение и послушание.

Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у самого родителя, ни у детей не должно возникать сомнения в том, что он имеет право на такое распоряжение, как один из старших, уполномоченных членов коллектива. Каждый родитель должен научиться отдавать распоряжение, должен уметь не уклоняться от него, не прятаться от него ни за спиной родительской лени, ни из побуждений семейного пацифизма. И тогда распоряжение сделается обычной, принятой и традиционной формой, и тогда родители научатся придавать ему самые неуловимые оттенки тона, начиная от тона директивы и переходя к тонам совета, указания, иронии, сарказма, просьбы и намека. А если они еще научатся различать действительные и фиктивные потребности детей, то родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между родителями и ребенком.

В седьмой главе А.С. Макаренко говорит о проблеме полового воспитания в семье. Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству. Половое воспитание - это, прежде всего, воспитание культуры социальной личности. Воспитание ребенка – это формирование поло-ролевых образцов поведения.

Кроме того, здесь рассматриваться проблема приучения ребенка к точному распорядку дня. С самого раннего возраста дети должны быть приучены к точному времени и к точным границам поведения. Привычка к точному часу - это привычка к точному требованию к себе.

Восьмая глава посвящена слепой любви матери (отца) к свом детям. А.С. Макаренко отмечает, что настоящей матерью, воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только та мать, которая сама живет настоящей полной жизнью. Мать, которая ограничивает свои обязанности простым прислуживанием детям, - это уже раба своих детей, а не мать воспитывающая.

Девятая, заключительная, глава книги посвящена проблеме воспитания чувства солидарности, соучастия и толерантности у маленького ребенка.

Над человеком шефствуют законы человеческого общества, а не только законы природы. Законы социальной жизни обладают гораздо большей точностью, гораздо большим удобством, большей логикой, чем законы природы. Но они предъявляют к человеку гораздо более суровые требования дисциплины, чем мать-природа, и за пренебрежение этой дисциплиной наказывают очень строго.

Ч увства солидарности, соучастия, толерантности возможно воспитать в ребенке только по средством опыта социальных контактов как с взрослыми, так и со сверстниками. При этом родители должны помнить, что забота и воспитание ребенка не сводится к удовлетворению его потребностей. Необходимо и формировать потребность в сочувствии и соучастии.

В самом человеческом желании нет жадности. Жадность начинается там, где потребность одного человека сталкивается с потребностью другого, где радость или удовлетворение нужно отнять у соседа силой, хитростью или воровством. Необходимо объяснить ребенку, что такие средства удовлетворения своих потребностей и желаний унизительны, прежде всего, для него самого.

Надеемся, такой обзор-конспект книги заинтересовал в чтении оригинала многих родителей. А сама книга покажет, что воспитание ребенка – это и, правда, не только долг…

Слайд 18

С рождение ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от того какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия.

Стоит отметить, что теоретические положения А.С. Макаренко, касающиеся социальной сущности воспитания, его общественного характера не потеряли своей актуальности и в нынешних условиях.


Введение …………………………………………………………………. стр.3

1. Жизнь и деятельность А. С. Макаренко………………………… стр.4

2. Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко…………………………………………………………. стр.5

3. Воспитание в коллективе и через коллектив……………………. стр.6

4. О трудовом воспитании…………………………………………... стр.8

5. Значение игры в воспитании……………………………………... стр.9

6. О семейном воспитании………………………………………….. стр.10

Заключение ………………………………………………………............ стр.12

Список литературы ……………………………………………………. стр.13

Введение

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ А. С. МАКАРЕНКО

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно п разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А С Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

1.Жизнь и деятельность А. С. Макаренко

А. С. Макаренко родился 13 марта 1888 г в г Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Бурные события периода первой русской революции 1905 г. сильно захватили способного и активного юношу, рано осознавшего свое педагогическое призвание и страстно увлеченного гуманными идеями русской классической литературы. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М Горький, владевший тогда умами передовых людей России. В эти же годы А. С. Макаренко познакомился с марксистской литературой, к восприятию которой он был подготовлен всей окружающей его житью.

Но окончании училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище пос. Крюково Полтавской губернии. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Естественно, что его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени.

А. С. Макаренко восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей.

В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее действенный и гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.

В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”.

Героическая история создания и расцвета этой колонии прекрасно изображена А. С. Макаренко в “Педагогической поэме”. К ее написанию он приступил в 1925. г. Все произведение по частям было опубликовано в 1933-1935 гг.

В 1928-1935 гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. Работая здесь, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов коммунистического воспитания. Жизнь коммуны отражена А. С. Макаренко в его произведении “Флаги на башнях”.

В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев для заведования педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 г. он переехал в Москву, где занимался теоретической педагогической деятельностью. Он часто выступал среди педагогов и перед широкой аудиторией читателей своих произведений.

В 1937 г. было опубликовано крупное художественно-педагогическое произведение А. С. Макаренко “Книга для родителей”. Ранняя смерть прервала работу автора, предполагавшего написать 4 тома этой книги. В 30-е годы в газетах “Известия”, “Правда”, “Литературная газета появилось большое число статей А. С. Макаренко литературоведческого, публицистического и педагогического характера. Эти статьи вызывали большой интерес читателей. Макаренко часто Выступал с лекциями и докладами по педагогическим вопросам, много консультировал учителей и родителей. Выступал он и по радио. Ряд его лекций для родителей неоднократно издавался под заглавием “Лекции о воспитании детей”. А. С. Макаренко скончался 1 апреля 1939 г.

2.Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С.

Макаренко

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”,- говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.

Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами “закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека - значит воспитать у него,- говорил А. С. Макаренко,- перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”.

3.Воспитание в коллективе и через коллектив

Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко - организация и воспитание детского коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская.

Октябрьская революция выдвинула актуальную задачу коммунистического воспитания коллективиста, и естественно, что идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 20-х годов.

Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. “Марксизм,- писал он,- учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива”. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.