"Хочу в игру": как "группы смерти" убивают подростков

Смертельно опасная игра распространяется по соцсетям со скоростью лесного пожара.
Это все больше похоже на новую страшную эпидемию. Эпидемию, которую разносят соцсети…

ЧТО ПРОИСХОДИТ?

В соцсетях ВКонтакте и в Инстаграм (он сейчас становится все популярнее - там писать не нужно, чтобы быть замеченным достаточно выставить забавную картинку, только что сделанную смартфоном, а это ведь проще) в конце января - начале февраля стали появляться картинки с китами, плывущими в океане, и с манящими хештегами «синий кит», «разбуди меня в 4.20», «Я в игре», «Тихий дом». Хештеги - кто не знает - это ссылки, кликнув на которые можно попасть на нужную страничку в соцсети или в определенное сообщество.

Такие хештеги - уже повод серьезно забеспокоиться. Мы-то, взрослые, помним одно из самых громких расследований прошлого года, когда в соцсетях обнаружились так называемые «Группы смерти». Группы, в которых впечатлительных, переживающих не самые легкие тинейдержские времена, подростков провоцировали на самоубийства. Групп таких оказалось довольно много.

Вот такие задания рассылают кураторы участникам.

Была даже версия, что именно администратор одной из таких групп «вел» псковских подростков, которые убежали из дома, а потом застрелились из найденного на даче оружия. Произошло это совсем недавно - в ноябре прошлого года. 15-летние Денис и Катя повздорили с родителями, поехали за город на дачу в поселок Струги Красные. А когда их нашла полиция, стали отстреливаться, одновременно транслируя «прикольную картинку» в ВКонтакте. Прямой эфир - это так захватывающе. И переписывались со знакомыми. А потом… Два выстрела, которые сделал Денис. Сначала в Катю, потом в себя.

Власти пытались своими способами бороться с «Группами смерти». Способов таких немного. Закрывать группы. Ну и отлавливать их администраторов. В прошлом году в десяти регионах России полиция нагрянула в квартиры активных участников «Групп». Обыски были проведены у тех, кто действовал под никами (прозвищами) Филипп Море, Мирон Сетх, Хранитель Истины. Администратор нескольких групп Филипп Лис (настоящая фамилия Будейкин) задержан. Он под стражей до сих пор. Казалось бы, волна интереса к «группам смерти» пошла на убыль. Это одно из свойств виртуальной жизни - тут волны накатывают очень быстро, но и теряют свою популярность столь же стремительно.

Но тут кто-то снова решил подбросить полешек в костер. Теперь организовав «пляски на костях» по-другому, через картинки в Инстаграм, манящие в захватывающую игру. Судя по информации в Интернете, в нее сейчас «играют» подростки России, Казахстана, Киргизии, Украины. Как сообщают корреспонденты «Комсомолки», счет игроков, пытавшихся свести счеты с жизнью, идет уже на десятки. Слава богу, совершенных суицидов, где доказано, что произошли они после провокаций в «игре», пока не зарегистрировано. Но это по официальной информации правоохранителей.

Вчера в Красноярске СК возбудил уголовное дело о попытке доведения до самоубийства через «группы смерти» в соцсети. Юле Ч. 13 лет. Она учится в седьмом классе самой обычной школы. Одноклассники - молодцы! - заметили, что девочка странно себе ведет, а на руке у нее появились раны. И рассказали учителю. Спохватились вовремя: школьница действительно вступила в «игру» и даже выполнила первое задание. Когда взрослые стали изучать соцсеть, выяснилось: в эту же группу вступили еще 33 ребенка этой же учебного заведения. И это в одной небольшой школе в одном городе страны...
Такие хештеги и картинки - уже повод серьезно забеспокоиться.

КАК ПРОИСХОДИТ?

Когда ребенок кликает на «игровой» хештег (ссылку), он попадает в одну из групп. Здесь с ним связывается «куратор». Он-то и дает задания, чтобы вроде бы проверить готов ли подросток «поиграть». Но сначала - переписка. «Куратор» выясняет из какой семьи новый участник, какое у него настроение, выведывает информацию, чтобы составить психологических портрет «игрока». Обычно просят прислать еще и геоданные (координаты места, где находится подросток). Ну а потом на него валятся различные задания - проверка на смелость. Например, самое простое: нарисовать на руке шариковой ручкой кита - как знак приверженности группе. Следующим задание может быть приказ порезать себе руки опасным лезвием. Мол, покажи, что не боишься. Ну а затем…

Если подросток упирается, его можно теперь и припугнуть - мол прийдем к тебе домой и тебе хуже будет. Как узнали адрес? Так ребенок же сам передал «куратору» геоданные!

Зачем все это? «Кураторы» так играют!
Руку подросток изрезал лезвием от точилки. Школьная медсестра говорит: порезу неглубокие, для жизни не опасны.

ФАЛЬШИВЫЕ СПАСИТЕЛИ

А теперь самое интересное - нажав на опасный хештег совсем не факт, что подросток попадет в реальную группу смерти. Наш молодой журналист Дарья Лехницкая провела эксперимент на себе. Зарегистрировалась, вступила в группу и таким образом вышла… на девушку, представившуюся «куратором». Но, как оказалось во время переписки, та завела свою группу, чтобы «спасать» детей, отвлекать их от мысли о самоубийстве. Мол, только за сегодня она нашла и «спасла» одиннадцать подростков, запутавшихся в Сети.

Что за спаситель? Обладает ли она нужными знаниями (допустим, что в группу уже приходят дети с некоторыми психологическими проблемами) специалиста по подростковой психологии? Или человек так борется со своими комплексами? В Сети же не знаешь с кем на самом деле общаешься - вместо фотографии любая картинка, вместо имени - ник. И как подействуют такие «душеспасительные» разговоры на подростков - не ясно.

Я заметила, что эти самые "добровольцы"-спасители через сутки меняют ник, открывают аккаунт и заполняют его своими фоточками, - рассказывает Дарья. - В общем, используя интерес к «игре со смертью» набирают кучу подписчиков. Так я начинаешь сомневаться в искренности поступка.‬

В общем, разные цели у тех, кто опасно «играет» с подростками. Но ясно - «игра» появилась не просто так. Очередная раскрутка «Групп смерти» - чей-то бизнес. Не обязательно приносящий деньги. Рост числа подписчиков - это тоже выгода.
Дети получают задание и сразу начинают опасную игру.

спецпроект

Игры, которые убивают наших детей

Сообщения об очень опасных, а то и вовсе смертельных играх, которыми увлеклись российские подростки, стали столь частыми, что уже вполне уместны такие выражения, как «волна накрыла» и «повальное увлечение».

"Группы смерти", "Беги или умри", "Исчезни на 24 часа": уже не только московским, но и кузбасским школьникам начали приходить такие сообщения в соцсетях, что у любого родителя волосы встанут дыбом. Что за новые опасности грозят нашим детям, а главное – как с ними бороться, будем разбираться в этой статье.

Для начала стоит упомянуть о сообщении, которое активно стали распространять в соцсетях в первых числах февраля 2017 года. Оно начинается словами «Прислали из департамента образования» и содержит предостережение для родителей. В нём описаны крайне опасные игры, которые напрямую угрожают жизни детей. Затем, 7 февраля, детский омбудсмен Анна Кузнецова призвала полицию заняться расследованием в отношении игры «Беги или умри». А 8 февраля стало 20-летнего парня в Берёзовском. Сразу же появились предположения, что молодой человек состоял в «группе смерти» в социальной сети.

На данный момент всеобщее внимание приковано к трём подростковым «увлечениям»: «Беги или умри», «Исчезни на 24 часа» и «группы смерти» в социальных сетях. В этой статье мы постараемся детально разобраться, что собой представляет каждое из этих явлений и как родителям обезопасить своих детей.

«Беги или умри»

Что это такое?

Это призыв грубо нарушать правила дорожного движения, подвергать опасности собственную жизнь и создавать опасную дорожную ситуацию. Никакой философии у этой «игры», кроме «покажи, как ты крут» нет. Это из той же оперы, что и прыжки в снег с гаражей, автомобильные «зацепоны» и «тарзанки». Ничего не вспомнили о своём детстве, уважаемые родители? Но шутки в сторону: те забавы были точно таким же злом, как и хэштег #бегиилиумри. О том, как опасно перебегать дорогу перед автомобилем, никому рассказывать, думается, не нужно. Зачем же подростки так рискуют? Почему новые поколения не умнеют? Ответы на эти вопросы лежат в области детской психологии.

«По мере взросления, психика ребенка должна пройти стадию индивидуации, которая ознаменует превращение в юношу или девушку. Эта стадия нашла отражение в обряде превращения мальчика в мужчину у примитивных племен, где, проходя ряд рискованных испытаний, мальчик становится мужчиной. Подобные рискованные шаги делают подростки, показывая, что они преодолели страх и совершили этот переход, соответственно в группе подростков существуют те, кто смог это сделать, и те, кто не смог. В этот период формирования психики крайне важно занять в группе определенное место, и страх оказаться отвергнутым группой гораздо сильнее страха смерти и увечий», - объясняет психоаналитик Александр Седов.

Что предпринимают власти?

Что касается массовости игры «Беги или умри», то она, вероятнее всего, существует только на страницах СМИ. После каждого пугающего заголовка в Рунете следует: «В отделе пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД ГУ МВД нас заверили, что пока никаких ДТП, связанных с подобными спорами, в регионе зафиксировано не было». Речь идёт о любом регионе России. То есть ДТП с участием детей, как ни жаль, случаются, но все случаи индивидуальны.

Тем не менее, бороться власти уже начали. Как мы уже упоминали, омбудсмен Анна Кузнецова обратилась в МВД и ГИБДД с просьбой разобраться. В дальнейшем, вероятно, последуют визиты представителей ведомств в школы и проведение специальных профилактических занятий.
В Кузбассе такие меры предпринимаются и без участия Кузнецовой.

"Инспекторы по делам несовершеннолетних совместно с сотрудниками ГИБДД проводят рейды по пресечению нарушений ПДД детьми и подростками. В школах полицейские тоже проводят разъяснительную работу. Главное - научить детей безопасному поведению на улицах и на дороге", - рассказали в пресс-службе ГУ МВД Кемеровской области.

Ничего нового: с пелёнок внушать ребёнку, как именно нужно переходить дорогу. И более эффективных способов не существует. То есть вести себя, как все нормальные родители. И примерно с того же возраста начать объяснять разницу между крутостью и дуростью. Тем не менее, раз уж шумиха вокруг этого хэштега уже раздулась, не лишним будет побеседовать ещё раз.

А водителям лишь один совет, тоже старый, как история автомобилестроения: видите на обочине детей или подростков – снижайте скорость. Всегда. С хэштегом или без хештега, никогда не знаешь, что придёт им в голову.

«Исчезни на 24 часа»

Что это такое?

Это призыв спрятаться, чтобы тебя в течении суток никто не нашёл. Мобильный телефон и любые другие средства связи брать с собой запрещено. Какой опасности себя при этом подвергнет ребёнок и что будет твориться с нервами родителей, представить несложно.

О существовании такой забавы миру сообщили СМИ города Ростов-на-Дону, где с разницей в 3 дня пропали два мальчика. Причём, по их данным, один из мальчишек совершенно точно играл в «Исчезни на 24 часа», второй – «вероятнее всего». Мальчиков нашли живыми и здоровыми, полиция ни о какой игре не рассказывала, но, с подачи федеральных СМИ, появилась «игра, которая распространяется среди школьников в Интернете». Правда, о других игроках, за пределами Ростовской области, достоверной информации пока нет. Не факт, что такое явление, как «Исчезни на 24 часа» вообще существует. И уж точно не идёт речи о массовом увлечении.

Что предпринимают власти?

Пока ещё никто из представителей власти официально не признал существования подобного явления, тем более, в масштабах всей страны. На территории Кузбасса подобных исчезновений не наблюдалось. Пропавших людей ищут, но не связывают их исчезновения с какой-либо игрой или хэштегом.

Как родителям бороться с этим злом?

Убегать из дома дети начали не вчера. Причины всегда одни и те же: либо плохие отношения с родителями, либо «навстречу приключениям». В последнем случае может хватить прочитанного «Тома Сойера». Никакого другого средства борьбы с этим, кроме родительского внимания, не существует. Если вы воспитываете ребёнка, уделяете ему много времени, то с высокой долей вероятности поймёте, что он что-то этакое задумал. А если уж упустите момент побега, то вовремя обратитесь в полицию. И самое главное – когда ребёнка вернут домой (либо вернётся сам), не давайте волю гневу, это вам посоветует любой грамотный педагог. Ваша задача – не покарать беглеца, а предотвратить подобные «игры» в будущем. Проведите разбор полётов, разберитесь, что привело к побегу, в общем, договаривайтесь с ребёнком, заключайте с ним соглашение, которое устроит всех. И не поленитесь разъяснить, как это опасно. Не поверите, но подросток может этого элементарно не понимать, несмотря на то, что он у вас уже такой большой.

«Дети в силу ряда причин не способны объективно взвешивать риски, психическая установка «со мной ничего плохого не случится» ещё слишком сильна. Подростки зачастую к атрибутам взрослости относят право распоряжаться собственной жизнью, не имея достаточного взрослого опыта, слишком буквально воспринимая фразу взрослых «я сам хозяин своей судьбы»», - делится знаниями Александр Седов.

«Группы смерти»

Что это такое?

А вот это уже очень серьёзно и по-настоящему страшно. По самым оптимистичным оценкам, число жертв этой «игры» в России - не меньше 15 подростков. Все они совершили самоубийство, и все состояли в так называемых «группах смерти» в социальных сетях. Точкой старта «игры» принято считать 23 ноября 2015 года – в этот день покончила с собой девочка, известная в Сети под ником Рина. В обстоятельствах этой трагедии подробно разбиралась «Новая газета» . Статья имела широчайший резонанс. Именно после неё о «группах смерти» начали уже не говорить, а кричать по всей стране. Впрочем, Следком России заявляет о том, что эти группы начали появляться в сети намного раньше – с 2013 года.

Если не играть словами, то участники таких «групп» - это люди, планомерно подготавливающие собственную смерть под руководством администратора группы. Им поэтапно присылают задания, последним из которых является суицид. Администраторы подобных групп чаще всего сами выходят на подростков, заводят беседу, зовут в «игру». Такие сообщества в соцсетях всегда закрытые, что добавляет им привлекательности в глазах подростков – «Меня пригласили, значит я – избранный!».
В Кузбассе нет официально подтверждённых случаев самоубийств, связанных с «группами смерти». Но это не значит, что наши дети о них не знают. Им прекрасно знакомы страшные хэштеги вроде #f57, #морекитов или #няпока (чуть позже мы расскажем о них подробнее). Но самое страшное – здесь, в Кузбассе, дети получают предложения «начать игру» от вежливых незнакомцев. Кемеровская школьница, получившая послание, переслала его в редакцию Сибдепо.

Никаких прямых призывов, только намёки на свободу, которую обретёт «маленький кит». Даже вроде бы и наоборот - отговаривает. Но, когда мы в редакции ознакомились с этим посланием, нам стало нехорошо. А главное - что ждёт "игрока" дальше. Вот что рассказала корреспонденту Сибдепо кемеровская старшеклассница, получившая это послание.

«Например, #f57, #f58, #морекитов, #тихийдом. Ты должен сделать пост на стене со стихом о суициде и этими хэштегами. Потом тебе пишет куратор, ты рассказываешь, почему решился на суицид, пишешь им свой адрес, номер телефона. Первое задание - это на руке сделать надпись "кит" (бывают другие). Каждый день ты должен будешь заходить в их беседу в 4:20 (такое время, потому что там что-то связано с наркотой). В это время вы слушаете аудио с криками, визжанием и т.п. И каждый день ты пишешь на стене, сколько осталось дней, всего их 50, каждый день - новое задание, последнее - суицид. Если ты отказываешься, тебя начинают запугивать,что приедут в твой дом (адрес ты сам им сказал) и убьют всю семью, звонят по телефону и этим доводят ребёнка до суицида», - рассказала девочка о правилах "игры".

Вот отрывки из переписки нашей героини с одним таким «игруном».


Можно поаплодировать девочке и воспитавшим её родителям. Она быстро поняла, что это уже не смешно и прекратила беседу. Но ведь на её месте мог оказаться тот, кто захотел бы поучаствовать «ради интереса». А что потом, мы уже знаем: выходы в сеть в 04.20, задания, киты, бабочки, «если ты откажешься, мы убьём твою семью» и так далее. А если ребёнок в депрессивном состоянии? Поругавшийся с родителями, расставшийся с девушкой/парнем... Да мало ли какая неприятность может показаться подростку катастрофой века. А именно такие дети - главная цель «кураторов» из «групп смерти».

Филипп "Лис" Будейкин - создатель закрытого сообщества "f57" в социальной сети "ВКонтакте"

Кому и зачем всё это нужно?

Несколько вполне конкретных людей известны следователям СКР и ФСБ, а один – всей России. Его имя Филипп Будейкин, в сети известный как Филипп Лис. Сейчас он арестован, признан вменяемым и ждёт суда. Сам он утверждает, что «увлёкся» и «не хотел», а его целью была лишь популярность в Сети. Это, кстати, вполне возможно – в декабре 2015 года Лис участвовал в масштабном интернет-флешмобе, когда десятки школьников сделали вид, что покончили с собой.

Некоторые из администраторов «групп смерти» известны широкой публике только по своим никам, например Море Китов и Мирон Сетх. Последний, кстати, после того, как «Новая газета» подняла шум, заявил, что журналисты – идиоты, а он преследует благородную миссию.

Этот скриншот опубликовали журналисты портала Lenta.ru . По информации издания, после расследования «Новой газеты», Мирон Сетх решил «развернуть пулемёт», а Море китов просто понял, что ему грозит, и отошёл от управления своими группами. Жаждущий славы Лис притворился Морем Китов, собрал его подписчиков в свою группу f57 и пропагандировал суицид, пока его не арестовали.

Но это лишь единицы. А сколько таких групп появлялось только во «ВКонтакте», не знает никто. Следственный комитет заявляет о 8 сообществах, та же Lenta.ru говорит о сотнях подобных групп.

Кто же они, эти самые «кураторы»? Что ими движет?

Версия Лиса

Люди, желающие популярности и заигравшиеся.

Версия интернет-пользователей

Профессионалы, работающие на могущественных врагов России, с помощью «групп смерти» лишающие нашу страну будущего. Они - тонкие психологи, знают, как и куда нужно наносить психологические удары и лишить жертву воли.

Версия психоаналитика

Эти люди реализуют свои бессознательные потребности, которые не могут реализовать другим способом:
- бессознательные садистические наклонности, желание управлять людьми, ощутить себя властителем над жизнью других.
- реализация собственного агрессивного импульса, возможность прожить крайнюю форму агрессии – по сути убийства другого человека.
- реализация потребности в собственном величии - обретение статуса кумира, властителя над судьбами, удовлетворение от создания собственного культа.

Психоаналитик Александр Седов также посетовал, что тема суицида порой излишне романтизируется в музыке, литературе и кино. И подобные «кураторы» просто используют это. В результате «маленькому киту» кажется, что он будет лежать весь такой прекрасный и бледный. А о вывалившимся языке и расслабившихся сфинктерах «куратор» предпочитает умалчивать. Получается, что всякий раз, «зависая» в социальных сетях, наши дети имеют шанс встретиться с подобным «Лисом» один на один.


кадр из к/ф "Ромео и Джульетта"

Что предпринимают власти?

Работа следственных органов у всех на виду. Как сообщало «РИА Новости» , в ноябре прошлого года сотрудники Следственного комитета провели обыски у администраторов и участников "групп смерти", имеющих псевдонимы "Филипп Море", "Мирон Стех", "Хранитель Истины" и других. Это происходило в 10 регионах России, в том числе и в Кузбассе. О задержании Филиппа Лиса мы уже упоминали.

Руководство социальных сетей регулярно «банит» вновь и вновь появляющиеся сообщества. Даже Instagram, в котором особо не распишешься, объявил о кампании , развёрнутой против пропаганды суицида.

Но это работа, которая ведётся на федеральном уровне. А что же в регионах? В частности, у нас, в Кузбассе? В департаменте образования Кемеровской области рассказали, что никакой рассылки в соцсетях не делали, персонально ни с какими сообществами не борются, а на постоянной основе ведут планомерную работу по профилактике суицида.

«В Кузбассе на постоянной основе проводятся классные часы и беседы с учащимися и их родителями на тему кибербезопасности, в том числе – по вопросам безопасного поведения в социальных сетях», - рассказали Сибдепо в пресс-службе департамента.

Региональная полиция, в свою очередь, предпринимает шаги, направленные конкретно против "групп смерти" в социальных сетях. Как рассказали в пресс-службе ведомства, сотрудники областного ГУ МВД целенаправленно мониторят соцсети, выискивая не только "кураторов", но и детей, проявляющих интерес к суицидальным сообществам.

"При выявлении несовершеннолетних, склонных к совершению суицидов, а также являющихся членами вышеуказанных групп или игр, к работе детьми и с семьями подключаются специалисты всех органов и учреждений системы профилактики. Сотрудники полиции оперативно информируют психологов о случаях, где необходимо их вмешательство, и в максимально короткие сроки подключают таких специалистов к работе по психологическому сопровождению несовершеннолетних", - сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Кемеровской области.

А если говорить о борьбе в масштабах планеты, дельную мысль высказал журналист Максим Кононенко в своей статье «Почему мы до сих пор не готовы к «морю китов»?» . Автор предлагает вообще отказаться от анонимности в интернете. Впрочем, он тут же опровергает свой тезис, напоминая, сколько стран на нашей планете. И что для такого решения все они должны принять соответствующие законы и следить за их исполнением. Нереально? Верно. Поэтому давайте подумаем, что можем сделать мы сами, в собственных семьях.


С момента публикации статьи о «группах смерти» в «Новой газете» прошел год. Новость о зловещих «синих китах» (по названию одной из групп), уносящих жизни сотен детей, стала настоящим «сетевым Чернобылем».

Сейчас мы знаем, что группы, в которых подростков с помощью игры подталкивали к самоубийству, не новое оружие сектантов и террористов, а циничная авантюра таких же молодых людей, зашедшая слишком далеко. В полиции с «Синим китом» связывают лишь самую малую часть подростковых суицидов, произошедших за последнее время. Значит, «пронесло»? Можно выдохнуть?

Увы, все не так просто. Обсуждения только подогрели интерес подростков к играм. В поисковики посыпались запросы вроде «Синий кит что за игра». За спросом пришло предложение - игры «воскресли» в новых формах. Опасен ли этот «ренессанс»? Чем вообще «суицидальные игры» привлекают подростков? Как работает их механизм и как можно им противостоять?

За спросом пришло предложение - игры «воскресли» в новых формах

В апреле состоялся круглый стол на тему опасных сетевых игр, организованный проектом социальной адаптации «Полдень». Психологи, активисты, специалисты по работе с подростками обсудили самые острые вопросы, а мы собрали ответы на главные вопросы.

Почему это явление возникло именно сейчас?

Игры со смертью были всегда и везде. Еще до появления интернета были игры-испытания: постоять на рельсах перед поездом и соскочить в последний момент, прыгнуть с моста в воду, зацепиться за троллейбус и проехать до следующей остановки. Это проверки на смелость. Дети идут на это, чтобы получить заряд адреналина и прослыть смельчаками.

«Синий кит» − новая форма организации таких игр. Многие процессы, которые прежде были интимными, в интернете стали публичными. Видеоблогеры обсуждают отношения с родителями, ссорятся, переживают, совершают глупые выходки прямо перед камерой. Формы самовыражения, существующие «в реале», перекочевали в Сеть.

Многие подростки играют в «Синий кит» по той же причине, по которой режут руки и залезают на заброшенные стройки. Ими движет либо желание получить адреналин, либо любопытство.

Зачем подросткам это нужно?

Игры со смертью обычно начинаются лет в 12-14. В этом возрасте подросток осознает себя отдельной личностью, хочет отсоединиться от родителей, бросить вызов их власти и доказать свою взрослость.

Утверждение власти над своим телом - тоже атрибут взрослого. «Я могу выложить фото обнаженного тела в интернет, могу курить, могу разрушать себя, если хочу, мое тело принадлежит мне; моя жизнь принадлежит мне. Я взрослый: я не смотрю «Смешариков», а рисую китов. У меня есть общая тема для разговоров с детьми постарше».

Большинство подростков не планирует умереть в игре. Они вообще в свою смерть не верят. Это слишком непонятное и далекое событие для них. Они думают, что игра расскажет им что-то про это явление, но не убьет.

Большинство подростков не планирует умереть в игре. Они вообще в свою смерть не верят

Есть те, кто хотят «переиграть игру». Бросают ей вызов. «Я буду играть по правилам и выиграю». Когда появляется популярная тема для разговора, появляются и те, кто против. Но здесь можно быть и героем, и борцом.

Есть мощное движение «дельфинов» или «китобоев», которые ищут администраторов и борются с ними. Это тоже дети, они тоже так играют. Иногда они просто вступают в группу, отговаривают участников.

Существуют группа школьников, которая официально ищет деньги на организацию таких групп смерти. Хотя денег они не нашли, сам факт такого мышления показывает, что для них это просто веселая и модная тема, в которую можно играть и даже зарабатывать на ней. Но не факт, что эти средства пошли бы именно на заявленную цель.

Кто в зоне риска?

Есть незначительная группа детей, которая стремится в этих играх погасить душевную боль, привлечь внимание к себе.

«Среди родителей детей, попавших в игру, очень распространено безразличие, - рассказывает Светлана Волокита, президент фонда поддержки семьи «Больше жизни», которая занимается спасением детей из подобных ситуаций. - Мы позвонили отцу и сказали, что с его ребенком случилась беда, нужно внимание. Ребенок уже более 40 дней играет в эту игру, то есть близок к самоубийству. Родитель же отвечает, что ему некогда. Удалось подключить брата, которого пришлось вытаскивать из армии ради этого. Я убеждена: если бы ребенок хотел уйти из жизни и долго бы это продумывал, он бы это сделал. Если же он ищет игру, то ему нужно внимание».

«Корень проблемы − ситуация в семье и проблемы социализации», − считает Светлана Волокита. Она приводит такой случай. Девочка живет с мамой. Мама во втором браке и занимается детьми от отчима.

Корень проблемы − ситуация в семье и проблемы социализации

Когда девочка стала просыпаться в 4:20, наносить себе порезы, закрываться в комнате с закрытыми шторами на окнах, бабушка забила тревогу. На обращение сотрудников НКО мать только отмахнулась, а отец заявил, что «этот ребенок не входит в его планы».

Единственное, что заставило включиться родителей, - угроза суда, так как за пассивное поведение в экстренных ситуациях тоже есть уголовное наказание. Но после выхода из игры ситуация не изменилась: у девочки по-прежнему конфликты с родителями, она недовольна своей жизнью.

«Синий кит» направлен на то, чтобы привлечь к себе внимание. Был серый подросток, «тихоня», незаметный школьник. Но как только он попадает в игру, сразу становится тем, кого нужно спасать. Он причастен к «крутому», взрослому и опасному делу.

С ним ведут диалог на новом уровне, не с позиции сверху вниз. Его воспринимают как личность, способную распоряжаться своей жизнью. «Угрозы смерти - самый действенный и довольно простой способ заявить о себе и привлечь внимание по-настоящему», - подчеркивает Светлана Волокита.

Когда были созданы такие игры?

Вначале на сайтах и ресурсах вроде «2ch», «Упячка», «Палата №6», «Подслушано» зародилось движение «нетсталкинг» (net - «сеть», stalking - «выслеживание»). Суть его в поиске «сокровищ» в интернете − скрытых страниц, странностей, удаленных (якобы) видео.

Даже простая прокрутка новостной ленты в поиске необычного - зачаток нетсталкинга. Тот, кто нашел что-нибудь интересное, сразу привлекает к себе внимание и становится на какое-то время популярен. Первая «суицидальная игра» появилась на одном из этих сайтов.

Как они устроены

Человек получает приглашение либо сам пишет сообщение в Сети, оставляя нужный хэштег, ключевое слово. За участником закрепляется куратор. Игра длится 50 дней, и на каждый день игроку присылают одно задание. Он должен вставать в 04:20 и что-то делать.

Сначала задания относительно безобидные: выйти на улицу без куртки, читать книгу 2 часа, слушать определенную музыку. Потом они становятся опаснее: перебежать дорогу на красный свет, выйти на парапет и смотреть вниз. Последние пять крайне опасны и могут привести к смерти, а в финале игроку прямо указывают: убей себя.

Как это работает? Как игра настраивает на суицид?

«Кураторы «Синего кита» или других подобных игр манипулируют игроком, чтобы ослабить его чувство реальности и инстинкт самосохранения, - рассказывает Александр Минкин, ведущий разработчик игр проекта «Полдень». - Сначала включается депривация сна и эмоциональное воздействие. Игроку приходится вставать в 4 утра несколько дней подряд. Это выбивает его из колеи, он становится мнительным, тревожным, легче поддается внушению. В нагрузку к недосыпу игрок получает депрессивные эмоции из текстов и музыки. Так участник дозревает до состояния, когда им легко манипулировать».

Подростку предлагают привыкнуть к мысли, что смерть рядом, ее можно потрогать

Второй этап направлен на притупление инстинктов. Подростку предлагают привыкнуть к мысли, что смерть рядом, ее можно потрогать. Перебежал дорогу, постоял на краю моста - значит, немного победил смерть. На этом этапе появляются угрозы от куратора: убить близких подростка, выложить некий «компромат», если игрок решит «соскочить».

Часть этих механизмов знакома психологам, ведь это очень похоже на формирование привычки. Участник втягивается, привыкает раз за разом выполнять задания, слушаться куратора. Механика игры хорошо приспособлена для этой задачи: она удерживает внимание и состояние игрока в «потоке».

Что значит «состояние потока»? Александр поясняет: «Возьмем для примера игру в теннис. Мы впервые взяли в руки ракетку и учимся отбивать мяч в стену. Через несколько занятий мы уже можем рассчитать траекторию и силу удара. Как только результаты видны, мы встаем против тренера, который адаптируется к нашему уровню. Нам тяжело, но мы справляемся, и так далее вплоть до чемпионата по теннису.

Нам постоянно интересно - мы «в потоке». Но если тренер оставляет нас упражняться у стены слишком долго, нам становится скучно. И наоборот, если он играет в полную силу - мы переживаем стресс из-за постоянных неудач.

В игре «Синий кит» скучные задачи чередуются с интересными. Первые - интригуют, вызывают любопытство. Потом несколько скучных заданий заставляют томиться в ожидании. Затем снова идут интересные, но сложность нарастает. Преодолев их, игроки чувствуют свою победу.

Если увеличивать сложность с каждым этапом, дойти до конца будет невозможно. А за счет промежуточных пунктов игрок остается в «потоке».

Слабость игры проявляется там, где куратору приходится угрожать участнику. Это говорит о том, что механика не всегда справляется с удержанием человека в игре. Там, где интерес не справляется с удержанием, в дело вступает страх. Участнику нельзя выложить фото в Сеть, чтобы рассказать, что именно с ним происходит. И это работает: кто-то остается из-за боязни потерять родных, кто-то - из-за перспективы быть опозоренным».

Кому это выгодно?

В массе своей люди не знают, как устроена игра, не видят причин играть в нее, воспринимают все группы смерти как комплексную угрозу и легко рисуют за ними образ врага. Как будто есть единый злодей, управляющий всеми этими группами и играми.

Но доказательств связи суицидов и игр нет, нет наглядной картинки, очень много домыслов вокруг того, как это работает. Да и требований со стороны какой-либо террористической организации не поступает, как и заявлений о том, что кто-то принимает на себя ответственность за эти акции.

Смертность же подростков именно в результате таких игр не так значительна, чтобы рассуждать о террористической угрозе или разработке оружия. Поддерживать всех кураторов и все группы - это огромные бюджеты с минимальным результатом. Любой службе разведки такая результативность не к лицу.

Никакого секрета или власти у этих людей нет

Кроме того, информация, которую использует куратор, всегда добывается в открытых источниках самым примитивным способом. Никакого секрета или власти у этих людей нет. Это не взрослые хакеры, а активные сверстники участников. Возможно, у кого-то из них есть личная обида на своих игроков.

Сейчас уже невозможно сказать, кто именно создал первую игру. Возможно, психолог, возможно, подросток. Возможно, это чья-то дипломная работа. Формат и версии этой игры постоянно меняются, и сейчас ее организуют разные молодые люди.

Как если бы мы гуляли из двора во двор и обнаруживали там игры, в которые играют дети: ножички, классики, резинку, мяч. Вроде все похожи, но автор неизвестен и правила отличаются.

А процесс игры, механика и образ участников подсказывают, что и администраторы, и участники - подростки. Особенно это заметно по тому, что никто до последнего момента не воспринимает такую игру всерьез. Ведь подросток не верит в собственную смертность.

Кому-то может показаться, что «Синий кит» - явление уникальное и очень сложное. Это не так

Кому-то может показаться, что «Синий кит» - явление уникальное и очень сложное. Это не так. Дети очень много играют в игры - это норма их повседневной жизни. А количество игр, созданных детьми, огромно, особенно в интернете.

«Синий кит» родился на стыке нескольких явлений - тяги к экстриму, поиска новых ощущений, желания получить уважение сверстников и доказать свою взрослость. Подростки приходят в игру, чтобы привлечь к себе внимание, получить адреналин, обыграть соперника и погасить душевную боль. Администратор и участник приходят к игре по-разному, но уже в процессе относятся к ней одинаково, они не верят до конца, что игра закончится смертью, и стремятся обыграть соперника.

Как с этим бороться?

1. Не бояться

Перестать говорить с придыханием об игре. Так мы лишь добавляем популярности этой теме. Наша задача - вывести это понятие из моды.

2. Формировать ценности

Подросткам тяжело осознать, что действительно важно и дорого в жизни. Необходимо говорить с детьми о семье, работе, о дружбе, показывать на своем примере, что действительно ценно. Читать вместе классическую литературу, обсуждать фильмы и сюжетные компьютерные игры. Например, проект «Полдень» проводит для воспитанников детских домов игры, в которых они могут прожить ту или иную ситуацию и совершить ценностный выбор.

3. Быть бдительными

Ребенок сам не будет просить помощи, если уже идет по пути суицида. Важно наблюдать за ним. Если он начал играть, у него есть около 40 дней. Изменения в поведении хорошо заметны: изоляция, депрессия, нарушения сна, появляются порезы и травмы.

4. Быть рядом

Важно знать, что происходит с ребенком, с его окружением, что его тревожит, что он чувствует, часто ли ему бывает одиноко. А также приучать его звать на помощь взрослого в крайних ситуациях.

5. Обнадеживать

Если ребенок встал на путь суицида, заявил об этом, ему нужно объяснить, что есть люди, которые расстроятся из-за его смерти. Хочет ли он этого? Может последовать ответ: «У меня нет друзей, им плевать, я никому не нужен». Тогда можно сказать, что даже незнакомые ему люди расстроятся, будут сопереживать.

6. Обсуждать тему суицида

Подросток может воспринимать самоубийство в романтическом ключе, как яркий жест, способ «красиво уйти». Важно дать ему альтернативный взгляд - какую боль и страдания приносит людям этот шаг, как искаженно выглядит в глазах самоубийцы его жизнь.

Есть фильмы и социальные ролики, которые поднимают эти темы. Что бы вы ни смотрели, обязательно обсудите это с ребенком - важно узнать о его впечатлении, мыслях и чувствах по поводу увиденного.

7. Прервать «поток»

Как и с другими играми в интернете, например, разнообразными фермами, мы увлекаемся и на некоторые время можем «выпасть» из реальности. Но стоит прерваться на неделю - и уже не вспоминаем о них.

Если вы боитесь, что ваш ребенок уже играет в опасную игру, изолируйте его от средств связи, увезите на дачу на неделю, дайте выспаться. Как минимум он перестанет воспринимать угрозы куратора как реальные, как максимум - перестанет воспринимать игру всерьез. Но помните, что это не решение его внутренних проблем, а только прерывание состояния «потока».

8. Дать замену

Прервать контакт, чтобы вытащить из потока, недостаточно. Дальше важно найти что-то, что нравится ребенку, и дать ему возможность этим заниматься. Поддержать его хобби, какую-то интересную для него деятельность.

Если вы будете давить и наказывать, это даст обратный эффект. Ребенок найдет другой способ покончить с собой или вернуться в игру - через знакомых, чужие аккаунты.

9. Обратиться к психологу

Существуют психологические центры, которые работают с «китятами», вы можете найти их в интернете.

История с «Синим китом» учит нас, что детям нужно уделять внимание. Они не просто объект воспитания, они живые люди со своими эмоциями, желаниями и стремлениями. «Модная», будоражащая тема смещает фокус проблемы: многих захватывает мысль об эпидемии суицида, но им не так интересно говорить про реальные проблемы детей - одиночество, неудачи в любви, невнимание или насилие со стороны родителей.

Что такое проект «Полдень»

Проект социальной адаптации воспитанников детских домов «Полдень» помогает воспитанникам детских домов. Волонтеры проекта разрабатывают и проводят игры, в которых дети проживают различные ситуации и решают задачи, приучаясь действовать самостоятельно, проявлять инициативу, выстраивать границы, учитывать интересы и потребности других людей, брать ответственность за свои решения.

Программа действует уже шесть лет. Сейчас ее участники ведут работу не только в детских домах, но и в школах и учреждениях дополнительного образования в 23 регионах Российской Федерации - от Москвы до Владивостока.

Сайт: thenoon.ru

Морское животное из отряда китообразных. Едва ли именно с этим морским животным сейчас ассоциируется название “синий кит”, ведь так называется одна из игр, финалом которой является суицид.

Интернет игра, в стиле квеста под названием “Синий кит” последние недели на устах чуть ли не у каждого подростка. Эта игра распространяется в социальных сетях, среди тинейджеров. Все бы ничего, но ее финальным этапом должно стать самоубийство. Одна из последних, нашумевших игр-“Синий кит”. Об особенностях этой игры не по наслышке знает молодой парень, проживающий в нашем городе. В соц. сети друг в шутку предложил ему принять участие в квесте. При условии не показывать лицо и скрыть имя он решился рассказать нам о том как вступил в ряды синих китов.

Бывший участник игры “Синий кит”: – “Скинул группу, я подписался, подождал пока заявку приняли, написал что я в игре. Мне написал куратор, под ником – унылый суицидник”.

По правилам в игру включено 50 заданий на каждый день. Нацарапать лезвием на запястье кита, сфотографировать и выложить фото в соц.сети – это первое задание, о каждом последующем, так называемый куратор сообщает игроку каждую ночь в тоже самое время в 4:20. И так все 50 дней. Финалом неизменно является смерть. “Призыв к уходу из жизни это не самый лучший вариант, не для родителей, не для педагогов, тем более для своего ребенка, даже если все это воспринимается как игра. Тем более если ребенку реально начинают угрожать”. Угрозы действительно начинают поступать при попытке покинуть игру, не закончив ее. Модераторы находят способы психологического давления на неокрепшую детскую психику.

Бывший участник игры “Синий кит”: – “Я сказал, что я вышел из игры хэштегами написал #япротивигры. В ответ угрожал физической расправой”.

СМИ не раз обвиняли в том, что данная тема привлекла много лишнего внимания, и тем самым порождает все новые и новые случаи самоубийств. Не секрет, что суицид среди подростков это глобальная проблема, и наша цель – предупредить и разъяснить, что профилактика ведется. И были случаи, проведенная работа дала положительные результаты.

Прокурор г. Лисаковска Еркин Тайкешов: “Попыток суицида со стороны несовершеннолетних, а также оконченных суицидов у нас в прошлом году нет. В первую очередь это связанно с тем, что в области в прошлом году утвержден и ныне реализуется совместный межведомственный проект прокуратуры области акимата, ДВД области по преференции суицида среди несовершеннолетних, который плавно перерос в преференцию суицидов среди всех возрастных групп населения. Созданы рабочие группы. Созданы постоянно действующие группы, которые ежемесячно собираются обсуждают, вырабатывают меры профилактики в отношении лиц, так или иначе склонных к совершению суицидов”.

Зачастую склонность к суициду имеют подростки, которых психологи называют, социально брошенные. Родители которых заняты работой, бытом, и не находят времени, чтобы поговорить с ребенком. И для того, чтобы подросток не вступал в такие игры, нужно не забирать компьютеры, телефоны. Нужно начать с ним разговаривать. Просто поговорить о том, как дела в школе, с друзьями и других сферах жизни своего ребенка. Ведь именно в поисках понимания и поддержки со своими проблемами они обращаются ко совсем не знакомым людям.

Недавно в сети появилась жуткое развлечение, провоцирующее на самоубийство детей со слабой психикой, вроде суицидального игры "Синий кит". Вероятно, оно уже подбирается к Украине.

Что следует знать об этой страшной игре, кто ее разработчик и зарегистрированы ли в мире случаи самоубийств, спровоцированные игрушкой - пишет 24 канал .

"Момо": что это такое?

Женщина с выпученными глазами, большим ртом и куриными лапами неожиданно появляется в списке ваших контактов в мессенджере WhatsApp. Все попытки удалить ее, как правило, бесполезны. Контакт с жуткой аватаркой появляется снова и снова. Далее начинает писать, что все о вас знает и вы умрете через несколько дней. А также легко переходит на язык собеседника и общается простыми фразами.

Затем угрожает, отправляет файлы со сценами насилия, подробную информацию о вас и дает указание к самоуничтожению. Иногда эта женщина звонит, и пугает вас плачем, который переходит в истерический смех.

По словам вице-президента Украинской ассоциации психоанализа Владимира Мамко, "Момо" - не что иное, как прототип матери.

Эта игра определенную категорию детей, которые зависимы от мнения других. Они хотят соответствовать чьим-то ожиданиям, быть любимцами родителей. И если они слышат угрозу будет плохо их близким, маме, например, то они готовы выполнить все требования,
- отметил Мамко.

Как "Момо" получает подробную информацию о "жертвах"?

Очевидно, это не демон, а обычный бот. Все просто. Пока вы просматриваете отправленное "куратором" видео, программа считывает персональные данные с смартфона. Подросток видит необнародованные в сети свои фото, видео, адреса и телефоны, не сразу понимает, что все это - с его же телефона, поэтому пугается и начинает верить в настоящего "демона" сети.

Если у ребенка среди этих данных есть что-то "горяченькое", что он хотела бы скрыть, его можно шантажировать. А там и до попыток самоубийства недалеко...

Приводила ли игра к самоубийствам?

Неизвестно, ведь игра появилась месяц назад. Однако, СМИ сообщали, что суицид 12-летней девочки в Аргентине 22 июля произошел именно из-за "Момо". Тело девочки висело на веревке, а рядом лежал телефон. "Взломав" пароль, нашли переписку с жутким персонажем в мессенджере WhatsApp, сообщали в полиции. Чем закончилось расследование - пока неизвестно, последние новости об инциденте датированы 25 июля.

СМИ также ссылались на заявления испанских и американских правоохранителей, которые в июле предостерегали от контактов с пользователями, использующими на аватарке изображения жуткой женщины. Потом видеоролики о ней появились на польском и немецком языках 26 июля.

Информационный вирус уже добрался до России. "Момо" появилась в российском сегменте интернета тоже в конце июля - начале августа через ютуб-каналы о видеоигре Minecraft.

За неделю российские видеооблогеры записали несколько десятков видео, в которых звонят по номерам, которые, якобы, принадлежат "кураторам", рассказывают страшные истории о "Момо" или делают юмористические скетчи. В некоторых случаях переписываются в WhatsApp и получают сообщения типа "Ты умрешь". Кто за этим стоит, неизвестно.

Что известно о разработчиках?

Интересно, что изображение "Момо" - это фотография скульптуры японского художника Мидори Хаяси, изображающая птицу-мать. Она появилась в музее ужасов в Японии еще в 2016 году и, очевидно, не имеет ничего общего с жуткой игрой, которая стремительно расползается по миру.

"Момо" впервые появилась в Facebook 30 июня. Кто-то попросил в сообщении о помощи и указал свой номер телефона. Информация распространялась быстро, и многие люди попадали на этот крючок и звонили. Таким, образом, считают специалисты, программа "Момо" распространялась по миру. Это если брать материальную сторону событий. Но в мире есть много людей, которые свято верят, что "Момо" - это демон, который живет и властвует в сети и в мобильных телефонах.

Как уберечься?

Попытаться защитить смартфоны своих детей от вредных воздействий с помощью специальных программ, или же совсем удалить месседжер WhatsApp. А лучше - проводить больше времени со своими чадами, а не отдавать их на съедение сетям.