Гендерное развитие детей дошкольного возраста. Гендерное воспитание детей

Когда мы говорим о гендере, то имеем в виду все поведенческие проявления, присущие мальчикам (мужчинам) и девочкам (женщинам) как носителям социокультурных норм и установок. При этом различаться мужчины и женщины могут и психофизиологическими особенностями, однако биологический пол далеко не всегда связан с социальными ролями, которые общество предписывает выполнять людям.

В детстве половых различий в структуре темперамента не только не наблюдается, но и не выявляется. Однако с возрастом половые различия в темпераменте появляются, и их количество возрастает: у мальчиков отмечается более высокая активность и агрессивность .

Выражение собственного мнения также зависит от свойств темперамента. Связь между свободой выражения мнения и подвижностью носит криволинейный характер: свободнее выражают свое мнение девочки с низкими или высокими показателями подвижности, при среднем уровне подвижности появляется осторожность в выражении собственного мнения о других. По степени свободы высказываний мальчики и девочки не отличаются друг от друга .

Исследование, проведенное коллективом ученых под руководством

II. Л. Горбачевской, показало, что в период от 6 до 10 лет показатели слухоречевой памяти у девочек лучше, чем у мальчиков, а показатели зрительной памяти, наоборот, лучше у мальчиков. Однако в дальнейшем у мальчиков происходит улучшение показателей памяти, более значительное для «зрительных параметров», а у девочек - резкое ухудшение слухоречевой памяти .

Результаты исследования мнений учителей различных учебных предметов, проведенного О. Ю. Ермолаевым, свидетельствуют о том, что внимание девочек на всех уроках, за исключением математики, оценивается учителями как более высокое. По оценкам учителей, разница между мальчиками и девочками 2 класса оказывается весьма значительной в основном по четырем предметам: математике, русскому языку, чтению и трудовому воспитанию. Педагоги оценивают не столько познавательные процессы, сколько их проявление в общем стиле учебной деятельности школьника. Так, характеризуя внимание учащегося, они фактически говорят о его умении организовать свое внимание, о внимательности как поведенческой характеристике и личностной особенности. Видимо, поэтому девочки, демонстрирующие постоянную готовность следовать указаниям педагога, получают в основном более высокие оценки своего внимания. По экспертным оценкам учителей, девочки в основной своей массе лучше учатся и лучше ведут себя на уроках. В домашних контрольных работах девочки делают меньше глупых и неоправданных ошибок, вызванных дефицитом внимания. Наибольшее превосходство девочек, по мнению учителей, обнаруживается на уроках трудового воспитания. Единственный же учебный предмет, в котором мальчики не уступают девочкам и даже превосходят их, - математика, способности и успеваемость по которой учителя оценивают выше у мальчиков .

Однако представленные данные не столь объективно отражают имеющиеся половые различия во внимании и не отвечают на вопрос о существовании каких-либо объективных различий в свойствах внимания мальчиков и девочек и о предпосылках (физиологических или социально-психологических) этих различий .

Физиологи утверждают, что фактически в 1-3 классах за одной и той же партой сидят дети разного возраста. Тот факт, что в физиологическом развитии мальчики весьма ощутимо отстают от девочек, объясняет различия их внимания. Именно в этом возрасте формируются высшие корковые центры регуляции поведения - лобные отделы коры больших полушарий. Их руководящая роль по отношению к подкорковым центрам, определяющим общий уровень поведенческой активности, нарастает постепенно. По-видимому, у мальчиков в начальных классах степень этого контроля в целом ниже по сравнению с девочками того же возраста. Отсюда худшая способность произвольно регулировать свое поведение, в частности внимание. В данном случае речь идет о способности организовать свое внимание, произвольно управлять им. По этому качеству мальчики в начальных классах действительно несколько отстают от девочек .

По данным психометрических исследований, среди учеников начальной школы различий между мальчиками и девочками до подросткового возраста в уровне математических способностей не обнаруживается, они начинают проявляться в начале подросткового возраста в 11 - 12 лет и касаются в основном сложных форм математического мышления .

Эти данные подтверждаются другим исследованием, проведенным

С. В. Зверевой. Исследование интеллектуальной сферы воспитанников и учащихся со средними интеллектуальными способностями в условиях дошкольных образовательных учреждений и школ с типовыми образовательными программами позволило установить отсутствие очевидных и устойчивых в возрастном отношении гендерных различий в развитии отдельных сторон интеллекта. Воспитанники и учащиеся как мужской, так и женской групп характеризуются близкими показателями развития как общего и невербального, так и вербального интеллекта, а также сходной академической успеваемостью. Исследование особенностей интеллектуального развития учащихся с высокими и сверхвысокими интеллектуальными способностями не позволило установить существенных гендерных различий. Высокоинтеллектуальные учащиеся гимназий как мужской, так и женской групп так же характеризуются близкими показателями развития как общего и невербального, так и вербального интеллекта, а также сходной академической успеваемостью .

В отношении гендерных особенностей пространственных способностей данные различных исследований достаточно неоднозначны по разным аспектам. Однако зрительно-пространственные способности - эта та сфера, где с детства лидируют мальчики . Имеются данные о том, что мальчики уже в 8-9 лет значительно лучше девочек используют зрительные опоры для ориентации в пространстве. Е. Е. Маккоби приводит результаты американских тестов, согласно которым в 12 из 18 исследованиях мальчики обнаруживают лучшие результаты, в том числе и в тестах на развитие пространственных способностей .

Как показывают современные данные, в академической успеваемости существуют половые различия. У девочек успеваемость более высокая, чем у мальчиков. Этот факт может быть объяснен особенностями учебного процесса, в котором упор делается в большей степени на воспроизведение готовых схем и запоминание, нежели на творческую деятельность. Но с данной точкой зрения можно согласиться только до известной степени, так как факт низкой успеваемости не определяется лишь стереотипизированностью процесса обучения, а имеет более широкий спектр причин и оснований для этого. В подтверждение указанной точки зрения можно привести исследования, которые указывают на то, что в основе более высокой успеваемости девочек может лежать большая их чувствительность к социальным сигналам и большая податливость руководству со стороны взрослых .

В целом современные исследования показывают, что девочки имеют более высокую психологическую устойчивость, чем мальчики. Это подтверждает теорию о разнице в предназначении гендерных представителей - консервативности и устойчивости женщины и изменчивости и прогрессивности мужчины. Мальчики ощущают себя социально более благополучными, нежели девочки. По всей видимости, это является результатом защитной функции психики из-за недостаточной способности к изменениям под влиянием окружающей среды, в том числе и образовательной .

Мальчики превосходят сверстниц в силе, телесной ловкости и логическом мышлении, а девочки - в гибкости. Это, возможно, объясняется генетически обусловленными гендерными различиями. Достоверное превосходство мальчиков по показателям социального компонента исходит, вероятно, из генетической предопределенности и характерологических качеств. Недостоверное превосходство девочек по показателям социального компонента указывает на большие возможности социального влияния в формировании личностных качеств .

В настоящее время в реальной образовательной практике учитель ориентируется на некоего среднего ученика без учета его психофизиологических особенностей. В условиях гетерогенного класса половозрастные особениости детей не принимаются во внимание. Типовые программы и стратегии реализации этих программ учителями не отвечают логике и психофизиологическим особенностям развития познавательных процессов учащихся разного пола. Это находит отражение уже в младшем школьном возрасте, который имеет особое значение в связи с тем, что именно в этот период происходит интенсивное формирование когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер учащихся разного пола. В связи с этим организация личностно ориентированного обучения в начальной школе предполагает необходимость учета того, что интересы и возможности девочек и мальчиков в изучении различных предметов подчас оказываются противоположными .

Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензи гивным для формирования психологической гендерной идентичности .

Формирование гендерной идентичности у девочек и мальчиков проходит по единой схеме, но отличается качественным своеобразием. Одним из наиболее важных условий формирования гендерной идентичности является идентификация ребенка с родителями. При этом условия воспитания девочек таковы, что им значительно легче идентифицировать себя с родителем того же пола (матерью, бабушкой), поскольку ожидания общества, ближайшего окружения, усвоение приоритетных ценностей и требований к поведению (послушание, подчиняемость) не противоречат друг другу. У мальчиков процесс формирования гендерной идентичности сопровождается постоянно действующим противоречием между требованиями, предъявляемыми фемининным окружением к детям обоего пола (подчиняемость, послушание), и маскулинными ожиданиями общества к проявлению ими определенного набора психологических качеств (активность, соревновательность, лидерство). Нельзя нс отметить и важную роль эмоциональной привязанности к матери, под чьей преимущественной опекой проходит вся жизнь ребенка этого возраста .

Проведенное Е. В. Лабутиной исследование формирования полоролевых стереотипов в младшем школьном возрасте показало, что они (стереотипы) формируются под влиянием стереотипов родителей и включают общие для родителей и детей личностные качества. Содержание полоролевых стереотипов родителей младших школьников оказывает воздействие на изменение стереотипов у детей. Мальчики присваивают преимущественно гендерные и внсгендерные качества отцов. Девочки присваивают одноименные качества обоих родителей .

В связи с этим интересно исследование Н. Ф. Сухаревой об особенностях проявления агрессии младших школьников и представлениях об агрессии их родителей. Девочкам более свойственны вербальные и косвенные виды агрессии, мальчикам - физические и прямые. Гендерные особенности проявления агрессии обусловлены влиянием социально-культурных факторов: стереотипами маскулинности/фемининности, специфическими требованиями к поведению мальчиков и девочек, конструированием определенных социальных ролей. Большинство родителей разделяют традиционные полоролевые представления об агрессии, причем у отцов они более выражены, нежели у матерей. У педагогов также обнаруживаются гендерные стереотипы относительно агрессии мальчиков/мужчин и девочек/жен- щин .

Полоролевые стереотипы младших школьников формируются также под влиянием телевидения. Интересные школьникам телепередачи меняют гендерные и внегендерные характеристики в структуре полоролевых стереотипов детей на каждом этапе формирования. Полоролевые характеристики родителей и интересных детям телеперсонажей становятся для младших школьников, как для мальчиков, так и для девочек, эталонными и включаются в полоролевые стереотипы на протяжении всего возрастного периода .

Система школьного образования оказывает непосредственное влияние на формирование того или иного типа гендера школьников. Важным фактором в данном процессе становится опыт, полученный в образовательном учреждении начиная с младшего школьного возраста. Анализ отечественной педагогической практики, проведенный А. В. Дресвяниной, свидетельствует, что современная школа ориентирована на формирование жесткой гендерной идентичности, основанной на стереотипах в отношении женщин и мужчин . Наиболее устойчивыми представлениями являются: способность мальчиков к точным наукам, а девочек - к гуманитарным; ориентация на исполнение семейных и профессиональных ролей по признаку пола; приписывание школьникам и школьницам альтернативных социально-психологических качеств и т.д. Стереотипизация по половому признаку ограничивает возможности самореализации полов, проявления активности, самопознания и самоутверждения. Кроме того, в школе продолжает действовать принцип «бесполой педагогики» и практически отсутствует опыт профессионально организованной деятельности, направленной на формирование гендерной идентичности.

В качестве примера конструктивной социализации в современном обществе все чаще признается андрогинная личность, обладающая гибкой гендерной идентичностью и вбирающая в себя все лучшее из обеих половых ролей. Формирование андрогинной личности предполагает взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на развитие у детей осознанного отношения к гендерным стереотипам, ценностных установок на принципах эгалитаризма, готовность мальчиков и девочек принимать различные типы гендерной идентичности, способность видеть и уважать в «другом» человека с иными мировоззрением, логикой мышления, культурой, чувствами. Следовательно, гибкость гендерной идентичности приводит к пластичности поведения, а жесткое, строгое следование стереотипам ведет к возможности возникновения внутриличностного конфликта. Познание и принятие двуединства мужского и женского начал обеспечивают целостное развитие личности ребенка, что является одной из ведущих целей образовательного процесса.

В целом специфика гендерных взаимоотношений младших школьников (от 6 до 10 лет), характеризующих девочек и мальчиков новым социальным статусом «школышк/школышца», проявляется в ведущем виде общения - взаимоотношениях в процессе учебной деятельности, в ходе которых дети стремятся понять организацию взаимоотношений между людьми разного пола через понимание окружающего мира:

  • 1) со взрослыми (оценки учителей и воспитателей более значимы, чем оценки родителей, так как достижения и неудачи приобретают официальный характер; взаимоотношения со взрослыми, основанные на уважении, заботе и любви, способствуют воспитанию гармоничных взаимоотношений полов);
  • 2) со сверстниками своего пола (однополые компании наиболее предпочтительны для взаимоотношений девочек и мальчиков младшего школьного возраста);
  • 3) со сверстниками другого пола (наблюдается сегрегация, сопровождающаяся открытой конфронтацией и скрытым интересом к противоположному полу);
  • 4) с самим/самой собой (развитие внутреннего мира, становление жен- ского/мужского образа «Я») .

Отмечается, что школьная успешность по-разному значима и отражается на личностном развитии мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Как отмечает Т. В. Архиреева, для мальчиков успешность в учебной деятельности имеет большее влияние на самоотношение, чем для девочек . Для девочек связь самоотношения с успешностью в учебной деятельности определяется лишь идентификацией с социальной ролью ученика, тогда как у мальчиков еще и с общим уровнем удовлетворенности собой.

Выявлен также ряд гендерных особенностей развития «Я-концепции» младших школьников. Так, в исследовании Е. А. Талаковой отмечается, что развитие Я-концепции младших школьников происходит не только в соответствии с общевозрастными закономерностями, но и с учетом содержани я, которое предлагается детям в условиях их гендерной социализации посредством трансляции культурных норм мужественности и женственности и присвоения девочками и мальчиками этих социальных стандартов . В младшем школьном возрасте в содержании Я-концепции личности находят свое отражение преобладающие в их социальном окружении гендерные нормы и стандарты, которые становятся внутренними регуляторами поведения девочек и мальчиков. Девочки более ориентированы на культурные нормы внешней привлекательности и направлены на конструктивные межличностные отношения с другими людьми, а мальчики - скорее на культурные нормы физической и умственной компетентности и поддержание гомосоциальных связей со сверстниками, закрепляющих гендерную сегрегацию.

Таким образом, гендерные особенности развития младших школьников во многом определяются этнокультурными (социокультурными) контекстами развития.

  • Грошев И. В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М. : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005.

Галина Колесникова
Гендерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста в физическом воспитании

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Колесникова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ – детский сад №44 «Колокольчик» , г. Серпухов

Современный, быстро меняющийся динамический мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер » (англ. Gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явления, вырабатывающиеся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе половой социализации. Она рассматривается как комплексная психофизическая проблема , включающаяся в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

В наши дни стало актуальным говорить и писать о полоролевом подходе в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности человека. Тем не менее, толкование гендерных индикаторов не может ограничиваться перечисленными сферами. Назрела необходимость профессионального рассмотрения гендера и в контексте жизнедеятельности детей дошкольного возраста .

Специалисты дошкольной педагогики стараются акцентировать гендерные аспекты во многих видах деятельности детей : игровой, трудовой, познавательной и др. В отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны. Как считал педагог Ж. Руссо говорил, что «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»

В настоящее время один из центральных направлений в педагогике является личностью – ориентированные подход к каждому ребенку. Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности , в том числе и пол. Физическое развитие дошкольника должно занимать в этом процессе одно из ведущих мест. Учет полоролевых особенностей позволяет добиться высоких результатов в физическом воспитании , не нарушая ход становления личности, заложенных природой.

Ни для кого не секрет, что мальчики и девочки в биологическом и физическом развитии . Более явными становятся различия между мальчиками и девочками в освоении и выполнении движений, в двигательной активности и т. д. Отечественные учёные Ц. Какабадзе, И. Попов, В. Урицкая пришли к выводу, что цель, методы и подходы в физическом воспитании мальчиков и девочек должны быть различны.

Ученые С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньше значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

Мальчишескую двигательную активность отличают : простота, угловатость, силовой атлетический стиль, четкая целенаправленность, отсутствие вычурности эстетической завершенности, элементы атаки, нападения, преследования.

Отмечено, что движения девочек чаще всего бывают пластичными, плавными, вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами, с элементами боязни, пассивности, более связанными с музыкой, танцами.

Учитывая данные двигательных особенностей мальчиков и девочек , используется дифференцированный подход в реализации задач в направление «Физическая культура » . Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества , которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Углубляются понимание половой принадлежности «Я – девочка» , «Я – мальчик» .

Для учета полоролевых особенностей дошкольников на таких занятиях следует учитывать, что подбор упражнений и оборудования только для мальчиков или только для девочек мальчики занимаются с набивными мячами, на гимнастической стенке, а девочки с лентами, обручем.

Различия по дозировке и по времени выполнения упражнения : мальчики могут отжиматься 10 раз, а девочки 5.

Различия в обучении сложным двигательным движениям, таким как : метание на дальность легче даётся мальчикам, прыжки на скакалке девочкам.

Следует обратить внимание на требования к выполнению одних и тех же движений : у мальчиков больше четкости, они прилагают больше усилий, ритмичности, девочки же наоборот более пластичны, выразительны, грациозны в движениях.

Необходимо сделать акцент внимания детей на мужские и женские виды : мальчики предпочитают подвижный спорт на хоккей, футбол, гонки, а девочки более спокойный такой как фигурное катание, художественная гимнастика, плавание.

Требования в оценке деятельности мальчиков и девочек также не мало важный аспект : мальчикам важно, что именно оценивается в их деятельности, способы выполнения , требованиях к качеству, с девочками чаще стоит прибегать к образцу, имитации, сравнению.

Различия в распределении ролей в подвижных играх : мальчики выбирают мужские роли (медведи, волки т. д., девочки женские (пчелки, лисички, зайки и т. д.) . Мальчики бегают друг за другом, бросают предметы, в цель используя при этом всё предоставленное им пространство если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную поверхность : лазание по гимнастической лестнице. В противовес мальчикам девочки играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

На физкультурных праздниках используется показательные выступления, на которых мальчики демонстрируют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте : перетягивание каната, упражнения под музыку с гантелями, маршировка, игры, гибкость в упражнениях под музыку с лентами, обручами.

Формирование нравственных качеств мальчиков и девочек : мальчики всегда стремятся помочь девочкам, у девочек приемлемо материнство заботы о других.

Таким образом современным педагогам необходим обращать внимание на полоролевое воспитание девочек и мальчиков . Физическая культура является не только важнейшим аспектом здоровьесбережения, но и действенным средством гендерного воспитания детей дошкольного возраста . В процессе физического воспитания происходит усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели поведения, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способностей .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Верекса. Н. Е, Комарова. Т. С, Васильева. М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы – Москва Мозаика – Синтез., 2012., с. 332

2. Градусова. Л. В., Гендерная педагогика . – Москва., Издательство Флинта., Издательство. наука., 2011., с.

3. Еремеева. В. Д., Хреуман. Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира – Москва., Линка – Пресс., 1998., с. 280

4. Мелихина. Н. А. Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста . // научно – практический журнал : Инструктор по физкультуре №2., 2011., с. 111

Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социаль-ный статус личности и ее социально-психологические характеристики, кото-рые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).

Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:
- когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина).
- эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной).
- поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).

Выделяют 3 гендерных типа:

Классификация гендерных типов.

Гендерный тип

Характеристики мужчин

Характеристики женщин

маскулинность

Энергичные, свободолюбивые, честолюбивые, не слишком чувствительны

Имеют сильную волю, могут соперничать с мужчинами

феминность

Ценят человеческие отношения, чувствительны

Нежные, заботливые, верные

андрогинность

Сочетают чувствительность и продуктивность

Могут решать мужские задачи, применяя женские средства (коммуникабельность, гибкость)

Маскулинность - выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

Феминность - приверженность к видам деятельности, связанным с ком-муникацией, восприятием нюансов, тонкостью чувств, способностью к под-держиванию активности, которая не требует значительных усилий, длительное время;
Андрогинность - проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

Гендерные типы родителей проявляются и в детях:

Характеристика детей по гендерным типам

Маскулинные дети

Феминные дети

Ценят авторитет и независимость поведения
- предпочитают мужской авторитет, нуждаются в общении с значимым мужчиной
- ориентированы на достижение индивидуальных высоких результатов
- любят занимать позиции лидера
- имеют соревновательный стиль поведения
- не терпят возражений
- во взаимоотношениях с другими детьми склонны к авторитаризму

Проявляют осторожность, неинициативны и несамостоятельны
- отличаются подчиненным, зависимым поведением, не стремятся к лидерству
- большая потребность в выражении поддержки, вере в их возможности и силы
- не вступают в контакт с маскулинными детьми
- ограничивают свое исследовательское пространство
- имеют трудности в общении (мальчики)


В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:
- унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;
- притупление чувства гендерной принадлежности;
- рост неадекватных форм поведения среди молодежи;
- рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супруже-ских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психо-логические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.

Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, что гендер - явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек - женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно-образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми.

Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями:

1. Различия в работе и структуре головного мозга.
Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста.

2. Разный темперамент.
Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успо-коить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.
Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоцио-нальному состоянию окружающих, речь появляется раньше.

Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.

Гендерное воспитание проявляется в любом процессе в детском саду.

Образовательный процесс.
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Игровая деятельность.
Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек - более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки - женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Музыкальные занятия.
Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.
Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход сле-дующим образом - мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).

Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.
Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно - мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.
Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Театрализованная деятельность.
Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности - женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода - организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

Физическое воспитание.
Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:
- различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)
- различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики - 1,5)
- различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)
- различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность - мальчикам, это требует разных методических подходов - выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)
- различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам - более тяжелые)
- ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек - ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)
- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчи-ков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек - пластичности, грациозности)
- в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки - пчелки, мальчики - медведи)
- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определен-ные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

В результате анализа отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

 к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

 в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка .

Анализ литературы показывает, что в мировой психолого-педагогической науке имеется много работ, посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста. Большинство западноевропейских и американских исследований утверждает, что девочки и мальчики по-разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т.п... Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки .

Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного .

Единодушны ученые лишь в одном - формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём феминных,женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот - маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики .

Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола .

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создаёт психологические трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) мужские качества традиционно ценятся выше женских, и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий .

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни .

В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее. При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Очевидно, настало время для того, чтобы сформировать у воспитателей правильное отношение к подобного рода занятиям мальчиков и научить их руководить ими.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, создают неудобства, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии .

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики.

Работа по формированию поло-ролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек .

По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни. Рассмотрим особенности данного возрастного периода более подробно. С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои возможности, осознаёт себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в этом возрасте, –– робким или уверенным, –– таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности. В этом возрасте ребенок осознает различие людей по полу, он опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.). Представления о собственном поле еще не стойкие и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть детей при ясном осознании своего пола в то же время высказывают предпочтение другому полу. Например, девочка в игре “Дочки-матери” хочет изображать отца или сына.

В 5 лет идет интенсивный процесс формирования ребенка как личности в социальном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане. Завершается первоначальное базовое овладение речью. По осмыслению “Я”, самооценке, уровню развития речи, ориентации в окружающем можно дать прогноз успехов в школе и жизни. В этом возрасте совершенствуются тонкая моторика, что стимулирует развитие речи, мышления и психики в целом. Поэтому необходимо предоставить детям возможность играть с конструктором, больше рисовать, можно обучать игре на музыкальном инструменте. Особенно надо поощрять рисование, т.к. рисунок –– своеобразная детская речь. Рисование способствует половой самоидентификации, управляет эмоционально-смысловым поведением ребенка и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них –– принадлежность ребенка к определенному полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка: мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войны, драки, потасовки. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют “хорошеньких девочек” и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками .

В некоторых случаях в деятельности ребенка можно найти исключительную приверженность к ценностным ориентациям другого пола, когда вдруг мальчики начинают увлекаться рисованием принцесс и цветочков, а девочки рисуют батальные сцены. Такая идентификация с другим полом обусловлена тем, что ребенок выбирает своего кумира среди представителей другого пола (чаще старший брат или сестра) и бессознательно следует за всеми его проявлениями. Постепенно, в условиях нормальных отношений в семье доминирующее влияние кумира уступает место сложившимся в субкультуре общественным ожиданиям .

Большое значение имеет знакомство ребенка со сказками. Они возбуждают любопытство, любознательность, обогащают жизнь ребенка, развивают интеллект, помогают познать себя в будущем. Часто дети представляют себя героями сказок (женихом, невестой).

В старшем дошкольном возрасте у девочек и несколько позже у мальчиков встречается явление, называемое “детским романтизмом” –– склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении девочек появляется кокетство –– она вертится перед зеркалом, примеряет разные платьица и т. д.

Современные исследователи считают, что в возрасте от 5 до 8 лет создается “любовная карта” человека, которую можно рассматривать как записанную в мозге программу индивидуальных психологических и физиологических особенностей любовного чувства и эротизма (идеальный образ любовника), т. е. формируется сексуальная ориентация. По данным родителей основная часть, как мальчиков, так и девочек испытывали первую влюбленность в 5-6 лет .

Исследователи полагают, что развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений –– гендерных схем –– способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться. Эти связанные с полом представления и понятия закономерно развиваются на протяжении дошкольного периода. Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 5 годами, называется половой идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик –– девочка, дядя –– тетя), не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. Дети этого возраста считают, что пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду. Они могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки –– мамами. Между 5 и 7 годами, дети достигают понимания постоянства пола, т.е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки –– женщинами, и что пол константен, внеситуативен и устойчив во времени .

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и поло-ролевого поведения уже сформирована .

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ТЕМА: «Гендерный подход в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста»

1. Введение
2. Глава 1. Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста
3. Глава 2. Воспитание и развитие детей 5-7 лет на основе гендерных особенностей мальчиков и девочек
4. Глава 3. Организация гендерного подхода к детям в разных видах детской деятельности
5. Глава 4. Выявление уровня сформированности полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников
6. Глава 5. Эффективность работы по использованию гендерного подхода в воспитании и развитии старших дошкольников
7.Заключение
8.Библиографический список
9. Приложения
10. Приложение 1. Перспективное планирование по проведению НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию гендерной принадлежности
11. Приложение 2. Перечень гендерных игр для мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
12. Приложение 3. Картотека дидактических игр гендерной направленности
13. Приложение 4.Консультации для родителей
14. Приложение 5. Консультации для педагогов

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентируют нас, педагогов дошкольных организаций на гендерный подход в воспитании детей.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Гендерное воспитание в ДОО призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Разнополое воспитание в ДОО во многом опирается на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависит от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим, т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен. Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание.
Цель: выявить условия полноценного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
Гипотеза – предполагалось, что организация гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста позволит благоприятно воздействовать на личностное развитие ребёнка.
Объект исследования – организация гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности организации гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по гендерному подходу в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести входную диагностику по выявлению гендерной принадлежности воспитанников и их родителей.
3. Составить целенаправленный тематически-перспективный план работы гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста в ДОО и дома.
4. Воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
5. Провести итоговую диагностику по выявлению гендерной принадлежности воспитанников и их родителей.

Глава 3. Организация гендерного подхода к детям в разных видах детской деятельности

Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии: средства, методы, формы.
Средства охватывают народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т.д. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.
Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, игровые и реальные диалоги, театральные, имитационные, сюжетно – ролевые игры, драматизации, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, схемы, состязательные игры, конкурсы, турниры-викторины.
Форма организации - деятельность игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др. Целостный процесс полоролевого воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике.
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста я применяю в течение трех лет, начиная со средней группы МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №23».
Свою работу я начала в начале учебного года с детьми средней группы.
Работу начала с создания в группе предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. В оформлении средней, а теперь и старшей группы я использую простейшие маркеры гендерных различий. В туалетной комнате на дверках туалета разместили рисунки мальчика и девочки, указывающие на то, кому каким туалетом пользоваться, то же самое сделали и над раковинами. В игровой зоне используются метки для мальчиков и девочек. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, где игрушки подобраны с учетом полового признака, но и также организованы места для совместной деятельности. Совместная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре. Гендерный подход находит свое отражение в моей группе при организации различных видов трудовой деятельности.
Я старалась обогатить детей знаниями, проводила беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы, продумывала проблемные ситуации с этическим содержанием. Очень интересно проходили дидактические игры: «Кто, чем любит заниматься?», «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В средней группе были созданы условия для игр «Военные», «Моряки», «Шоферы», «Строители» и т.д. Для девочек оборудован «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. Мальчики совместно с девочками с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Магазин», «Ожидаем гостей».
Народные игры носят опережающий характер в плане проигрывании самых разнообразных сторон жизни. В их подборе нам помогал музыкальный руководитель. Использую игры «Во - кузнице», «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской», «В тёмном лесе», «Царевна-королевна», «Было у матушки двенадцать дочерей», «В хороводе были мы!», «Золотые ворота», «Ласточки и ястребы».
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе много разнообразных конструкторов, а в старшей группе были приобретены конструкторы с мелкими деталями. Для девочек приобретено много различных мозаик.
Внедрение гендерных технологий в группе происходит посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок, материнского фольклора.
Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные сказки «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец» и д.р. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, учат почитать родителей, быть добрым, справедливым.
Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д.р. У меня создана картотека.
Охотно использую в образовательном процессе игровое моделирование и прогнозирование ситуаций. Прогнозирование заключается в том, что детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»
Например: Таня и Катя не поделили коляску.
- Что может произойти, если никто не уступит?
- Как исправить такое положение?
Моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.
Например: У Кристины день рождения. Ты: - даришь ей свой рисунок;- поздравляешь её;- не обращаешь внимания;
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем);
Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5);
Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам);
Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки);
Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
В моей группе ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Я стараюсь максимально учесть их интересы.
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).
Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.
Организацию познавательной деятельности, используя по преимуществу: зрительные стимулы для мальчиков и слуховые - для девочек; более подробное объяснение творческих заданий для девочек и указание лишь принципа их выполнения для мальчиков; развитие пространственных умений девочек, активизация их работы с конструкторами в совместной с мальчиками деятельности.
В продуктивной деятельности тоже осуществляется гендерный аспект. Мои дети и в средней и в старшей группе рисуют свою семью, по этим рисункам можно определить, кто в семье – главный. Какие роли в семье у мамы и у папы. Также дети рисовали портреты своих мам. На все праздники дети изготавливают подарки для мам, пап, бабушек и дедушек. А на день Святого Валентина один мальчик подарил «валентинку» девочке. Очень дети любят аппликацию, девочки любят вырезать цветы, а мальчики – кораблики.
Для реализации задач по гендерному воспитанию детей разработала тематическое планирование по разделам:
1.«Мужчина и женщина - какие они? »
Цели: сформировать представления о роли и занятости мужчин и женщин в семье, об их взаимоотношениях; рассказать о мужских и женских профессиях, о характерных чертах характера.
2. «Я – мальчик, будущий мужчина.
Я – девочка, будущая женщина».
Цели: сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей.
3. «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».
Цели: способствовать представлению о различиях между мальчиками и девочками - как во внешнем облике, так ив характере и поведении; воспитывать культуру общения.
Методами и приемами формирования гендерных представлений у дошкольников являются: беседы (тематические о семье, о профессиях-мужских и женских) ; с мальчиками, с девочками, по худ.литературе) ; игры (словесные: «Пожелания», «Вежливые слова»; дидактические: «Профессии. Ассоциации», «Веселый гараж», «Собери чемодан», «Половинка к половинке»; подвижные: «Сороконожка», «Карусель»; игры-упражнения: «Схемы-действия», «Кто живет в твоем сердце? »; сюжетно-ролевые: «Поликлиника», «Семья», «Кафе»); организация совместной деятельности (познавательная деятельность, коммуникация, физ. культура, художественное творчество, музыка, праздники и развлечения).
В рамках проектной деятельности был реализован познавательно-творческий проект: «мальчики и девочки». Цель проекта – создание условий для естественного развития детей дошкольного возраста в ДОУ и в семье с учетом гендерных представлений. Итогами реализации проекта стали музыкальные праздники, творческие работы детей «Папин портрет» и «Портрет моей мамы», «Букет для мамочки», фотовыставка.
Уделяется внимание работе родителям по данному вопросу: Создан информационный уголок по гендерному воспитанию, куда выставляются методические рекомендации «Мальчики и девочки», папки-передвижки «Будущая женщина, или как правильно воспитывать девушку» и «Будущий мужчина, или как правильно воспитывать мальчика», советы родителям «Как воспитывать сына и дочку», «Детские игры – дело серьезное».
Проводятся совместные мероприятия с родителями, праздники «А ну-ка, папа! » «Моя мама лучше всех». Главное цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания воспитания их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать пересмотру своей воспитательной позиции.
Для определения результативности работы проводилась диагностика уровня знаний и представлений по всем задачам гендерного развития детей, которая показала, что уровень развития девочек выше, чем мальчиков. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины; выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными к мальчикам.
В заключении хочется подчеркнуть, что какие семена мы посеем в сознании ребенка сегодня, такие и всходы они дадут в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в своем опыте я показала, что детям дается уникальная возможность приобрести гендерно - ориентированные знания через ознакомление их с ролью мальчиков и девочек в обществе, привитие нравственных качеств, присущих мужскому и женскому полу. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий, знакомство с названиями родственных связей, чтение художественных произведений, ориентированных на девочек и мальчиков, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе.
У детей формируем умение проявлять заботу о детях другого пола и внимание к ним, умение различать эмоциональное состояние сверстников другого пола, в том числе полярное своему. Дети учатся играть разнообразные социальные роли (матери, отца, парикмахера, повара и др.) в соответствии с гендерной принадлежностью. В процессе социализации у детей формируется умение соотносить себя с членами семьи в соответствии с половой принадлежностью.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. При этом у детей формируются:
1. гендерно - ориентированное поведение;
2. навыки гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников;
3. нравственные качества, принятые в обществе;
4. развиваются коммуникативно - речевые навыки;
5. развиваются мышление, память, воображение.
Основываясь на результатах своей практической деятельности по использованию гендерного подхода в воспитании и развитии детей 5-7 лет, можно сделать вывод, что данная проблема решается не только на занятиях, но и в повседневной жизни, и зависит от методов, средств и приемов воздействия на детей. Повышение уровня знаний детей об адекватной полу модели поведения возможно, если используется системный подход, применяются секционные и кружковые формы работы, различные инновационные методы и приемы. Используя новые технологии в организации работы по полоролевому воспитанию старших дошкольников, можно добиться положительных результатов.
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Работа по полоролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.
Организация жизни детей в детском саду с учетом гендерных различий очень заинтересовала детей. Они с большим удовольствием включались в разные виды деятельности, принимали на себя соответствующие роли.
В результате проведённой работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу.
Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением.
Я буду продолжать эту работу и в подготовительной группе. В перспективе планирую в соответствии с ФГОС дошкольного образования проводить работу по формированию интегративных качеств личности воспитанников с учетом гендерного подхода.
Планируем подготовить и провести праздник - конкурс маленьких принцев и принцесс, где будет сделан акцент на лучшие мужские и женские качества.
Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.
Буду продолжать и работу с родителями по вопросам гендерного воспитания. Планирую организовать работу семейного клуба. Эта форма работы очень эффективна при формировании детско-родительских отношений, при воспитании положительных привычек.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Думаю, наша совместная работа поможет детям моей группы стать настоящими людьми.