Формирование толерантности в процессе межэтнического взаимодействия в рамках доу. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.
Роберт Эмерсон

Быть толерантным – означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.

Толерантность является фактором социализации личности. Вместе с тем в современной жизни понимание толерантности разными народами оказывается различным, что обусловлено их историческим опытом. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего как уважение других людей, признание их равенства, отказ от доминирования и насилия как признание многомерности (многообразия) человеческой культуры, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной точки зрения. Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирования толерантности особую роль я отвожу дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

В младшем дошкольном возрасте формирую у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

В формировании толерантности у дошкольников опираюсь на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействую большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  1. проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
  2. сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
  3. русские народные и татарские подвижные игры.
  4. проведение татарских, русских народных праздников, в соответствии с народным календарем;
  5. изучение народных праздников ближайших республик -соседей;
  6. знакомство детей с традициями народов разных республик и стран;
  7. знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 апреля в разных странах;
  8. игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

В результате, выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции) ; им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять симпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 «Терем-теремок» общеразвивающего вида»

Ямало-Ненецкий автономный округ

г. Салехард, ул. Чкалова, 22, т.4-31-24

«Воспитание толерантности в детском саду»

г. Салехард - 2015 год

Краткая аннотация проекта

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

Объективным выражением именно такового подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие стратегические документы:

  • Декларация прав ребенка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).
  • Семейный кодекс РФ (1995).
  • Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995).
  • Закон “ Об образовании”.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

В современном мире вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:

Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности.

В условиях гуманизации и демократизации на сегодня на первый план выдвигаются принципы и ценности, необходимые для общего выживания и развития:

– этика и стратегия ненасилия,

– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям,

– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, но данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общении, становлению образа «Я» и самооценки.

Салехард – многонациональный город, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.

Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком, проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Главной целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.

Участниками образовательного процесса являются дети, педагоги родители (законные представители).

Основными направлениями проекта являются:

  1. Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру;
  2. Формирование компетенций у педагогов и родителей в области интеркультурного воспитания.

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.

В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.

Руководитель данного проекта заведующий: Идрисова И.Р.

Творческая рабочая группа: методист Павлова С.Д., воспитатели: Манева Т.В., Усманова Р.Ф., Прокопьева Н.В., Гимазитдинова Ю.В., Ямру В.С., музыкальный руководитель Зердеева Е.Ю., педагог-психолог Вакеева Я.Г.

Проект будет осуществляться в течение 2-х лет.

Описание учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Терем-теремок» основано в 1982 году. До 1990 года детский сад был подведомственен тресту «Ямалгражданстрой» г. Лабытнанги, а в 1990 году передан в управление образования г Салехарда и с 1 ноября 1999 года является муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным театрально – познавательным направлением развития воспитанников».

В детском саду 28 сотрудника, из них 9 педагогов на три разновозрастные группы:

  • разновозрастная 1 младшая и 2 младшая – с 2 до 4 лет
  • разновозрастная 2 младшая и средняя – с 3 до 5 лет
  • разновозрастная старшая и подготовительная – с 5 до 7 лет

ДОУ №19 посещают дети разных национальностей (азербайджанцы, дагестанцы, ханты, ненцы, коми, татары, армяне, таджики, киргизы, украинцы, молдаване, казахи), из семей с разным достатком, есть дети с особыми образовательными потребностями.

Детский сад расположен в отдаленном районе города под названием Гидропорт, с одной стороны - частный сектор, бараки, с другой – городские организации и учреждения. На данной территории недостаточно очагов культуры и это сказывается на социуме микроучастка района.

Постановка проблемы

Город Салехард – один из многонациональных городов Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором проживают люди разных национальностей. Согласно прогнозам социологов многонациональный состав населения будет и в дальнейшем увеличиваться. Наш детский сад посещают 76 воспитанников, из них 58% детей являются представителями разных национальностей. Социальный статус семьи воспитанников ДОУ делится на высокий, средний и низкий уровень, из них:

Высокий-25%.

Средний-50%.

Низкий-25%, сюда же входят и асоциальные семьи.

При обсуждении с коллегами на педагогических советах были выявлены трудности в общении детей, мы столкнулись со случаями возникновения между детьми непонимания друг друга в связи с разными ценностями, культурой, языком. В результате этого возникают проблемы в общении и агрессивности по отношению друг к другу. Поэтому считаем, что воспитание толерантности, взаимное приобщение детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, обучение детей относится друг к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей является крайне важным в дошкольном возрасте.

Ребенок находится в детском саду весь день, и необходимо, чтобы второй дом для него был добрым, теплым, светлым независимо от того, русский он или оказался жителем нашего города по каким-либо причинам.

Чтобы воспитать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. А проблема культуры общения – одна из самых острых. Прекрасно понимая, что мы все разные, а также осознавая необходимость воспринимать человека таким, какой он есть, наше поведение не всегда является корректным и адекватным. Важно быть терпеливым по отношению к людям, что очень не просто. Толерантность – это понятие, без которого невозможны какие-либо преобразования в современной педагогике.

Толерантность – это новая основа общения педагога и воспитанника. И принципы обучения создают оптимальные условия для формирования культуры достоинства, самовыражения личности и исключают фактор неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней общения и обучения.

В ходе анализа деятельности педагогического коллектива ДОУ, были выявлены проблемы:

  1. Недостаточная компетентность педагогического коллектива по данной проблеме, слабое владение современными технологиями и программами по социально – нравственному воспитанию детей, отсюда нет качественной системы в воспитательном– образовательном процессе ДОУ.
  2. Слабая методическая база ДОУ.
  3. Недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме.
  4. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная картина межличностных отношений между детьми. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения взрослых.
  5. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения.

Цели и задачи проекта

Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.

1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

2.Пополнение материальной базы ДОУ.

3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

4.Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города.

5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

  1. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.

6.Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

  1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
  2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
  3. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Ребенок в многонациональном мегаполисе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.

Стратегия достижения поставленной цели и задач

Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников.

Оказание профессиональной помощи воспитателям, консультативной и практической помощи родителям будет обеспечиваться организацией мероприятий, на которые будут приглашаться различные специалисты.

Проект будет проходить в три этапа.

Подготовительный этап

Мероприятия

Ответственные

Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей и педагогов ДОУ по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.

2. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей и сотрудников ДОУ по следующим параметрам.

Сотрудники:

Умение осуществлять активное взаимодействие с детьми и их родителями по вопросу толерантного отношения;

Наличие толерантных отношений у сотрудников;

Умение создавать жизнерадостную обстановку вокруг детей.

Имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»;

Имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;

Имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.

Родители:

Умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка;

Умение безконфликтного общения.

1 этап – апрель- октябрь 2015 года

2 этап – сентябрь –октябрь 2015 года

Педагог-психолог, воспитатели

Педагог-психолог, воспитатели

Мероприятия

Ответственные

1. Пополнение материальной базы ДОУ

Привлечение дополнительных ресурсов

Приобретение методической литературы, дидактических пособий.

Привлечение дополнительных ресурсов финансирования (спонсоры, гранты и т.д.)

С марта 2015 года.

В течение года.

Зам. зав. по ВМР

Заведующая, зам. зав. по ВМР

2. Создание условий

для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста

1. Знакомство с национальными праздниками;

2. Знакомство с народными играми, фольклором, традициями;

3.Пополнение театральной зоны костюмами, театрами, куклами;

4. Мобильные выставки творчества различных народов;

5. Организация концертов с национальными костюмами;

7. Театральные постановки;

8. Сюжетно-ролевые игры;

9. Дни национальной культуры.

Воспитатели

3. Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города.

1. Посещение различных музеев и мини-музеев;

2. Различные экскурсии для ознакомления с достопримечательностями нашего города.

3. Посещение выставок в городе и организация выставок в детском саду:

Выставка костюмов и игрушек русского народного творчества;

Национальная кукла;

4. Посещение картинных галерей;

5. Фотовыставки с видами города;

6. Тематические занятия «Городовичок в гостях у детей»;

7. Экскурсия к реке Обь;

8. Знакомство с известными людьми нашего города.

Методист,

воспитатели.

4. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста

5. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ

1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности;

2. Привлечение родителей к организации праздников на темы: «День доброты», «Воспитание дружелюбных отношений»;

3. Создание и выставки семейных альбомов;

4. Организация конкурса «Сделаем своими руками»;

5. Просмотр видеофильмов о семейных праздниках;

6.Оформление информационных стендов для родителей.

1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

2. Участив в семинарах, конференциях;

3. Создание фонда видео- аудиоматериалов;

4. Создание картотек:

Игры народов мира

Сказки народов мира

Национальные традиции;

5. Публикация наработок в СМИ;

6. Создание методического пособия.

В течение года.

Январь-апрель 2017

Зам.зав.по ВМР, воспитатели.

Заключительный этап

Мероприятия

Ответственные

Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей, педагогов и детей дошкольного возраста.

1. Анкетирование педагогов и родителей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения в учреждении и дома;

2. Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей и педагогов ДОУ.

6. Проведение КВН с целью выявления уровня профессионального мастерства и реализации полученных знаний на практике;

7. Отчет педагогов ДОУ о проделанной работе.

Педагог-психолог, методист, воспитатели.

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта будет:

1.Пополнен методический кабинет современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

2.В ДОУ будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

3.Будет разработан план мероприятий для детей, посвящённый ознакомлению с культурным пространством города.

4.Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию профессиональной помощи воспитателям, консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

  1. У детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.

Оценка результатов

Оценка эффективности данного проекта будет проводиться ежегодно на итоговых педагогических советах. Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах. Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности. В завершении проекта будет составлена сводная диаграмма профессионального уровня воспитания по развитию толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

Положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;

Участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;

Успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;

Положительный психологический климат в группе – 100%;

Участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию -80%.

Практическая значимость

Считаем, что реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

График проектных мероприятий с педагогами:

Ответственный

Педагогический час. Ознакомление с проектом.
Мониторинг по выявлению уровня сформированности толерантного поведения.

Методист

Семинар: «Разрешение конфликтных ситуаций с детьми и родителями в учебной и воспитательной работе»

ноябрь 2015 г.

Методист

Консультация для всех категорий педагогических работников: «Воспитание основ толерантности – залог успешной социализации дошкольников»

сентябрь 2015 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

Консультация для всех категорий педагогических работников: «Использование ИКТ при организации работы по ознакомлению дошкольников с национальной культурой разных стран»

октябрь 2015 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

Фото – отчёт о ходе реализации проектных мероприятий. Анализ промежуточной диагностики.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР, воспитатели

Консультация для всех категорий педагогических работников: «Ознакомление с историей родного края»

Сентябрь 2016 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

Круглый стол на тему: «Толерантность и разрешение конфликтов»

Октябрь 2016 г.

Ноябрь 2016 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР.

Консультация для всех категорий педагогических работников: «Толерантность и правовая культура дошкольника»

Январь 2017 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

Консультация для всех категорий педагогических работников: «Дошкольнику – об истории и культуре России»

Март 2017 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

Творческий отчёт о результатах реализации проекта

март-апрель 2017 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР, методист.

График проектных мероприятий с детьми:

Ответственный

Первичная диагностика по выявлению уровня сформированности основ толерантного отношения к окружающему

сентябрь 2015 г.

Педагог-психолог

Цикл НОД «Мой Салехард» (ко «Дню города»)

сентябрь 2015 г. (по плану групп)

Воспитатели

Цикл НОД «Люби своё, уважай чужое» (ко «Дню народного единства», знакомство с культурными традициями разных народов)

октябрь 2015 г. (по плану групп)

Воспитатели

Концерт, посвященный «Международному дню толерантности»: «Мы разные, но мы вместе»

ноябрь 2015 г.

Воспитатели, музыкальный руководитель

Цикл НОД « Генеалогическое древо моей семьи»

декабрь 2015 г. (по плану групп)

Воспитатели

Цикл НОД, досуг «Пришло Рождество – начинай торжество»

январь 2016 г. (по плану групп)

Воспитатели, музыкальный руководитель

Цикл НОД, досуг «День Защитника Отечества»

февраль 2016 г. (по плану групп)

Цикл НОД «Москва – столица России»

март 2016 г. (по плану групп)

Воспитатели

Цикл НОД «Моя семья» (к «Международному Дню семьи»)

апрель 2016 г. (по плану групп)

Воспитатели

Цикл НОД «Россия – многонациональная страна»
Досуг «Парад Победы»

май 2016 г. (по плану групп)

Воспитатели

Промежуточный мониторинг, анализ результатов

май-июнь 2016 г.

Педагог-психолог

Цикл НОД «Моё любимое место в городе Салехард»

сентябрь 2016 г. (по плану групп)

Воспитатели

Цикл НОД «Дружат дети всей Земли» (ознакомление с играми разных народов)

октябрь 2016 г. (по плану групп)

Воспитатели

Фестиваль национальных культур, посвященный «Международному Дню толерантности»

ноябрь 2016 г.

Воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог

Цикл НОД «Родной мой край - Ямал»

декабрь 2016 г. (по плану групп)

Воспитатели

Видео-путешествие «Достопримечательности города Салехард»

январь 2017 г.

Воспитатели

Цикл НОД, досуг «Праздник спорта и мира»

февраль 2017 г. (по плану групп)

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Цикл НОД «Сказки братских народов» (знакомство с культурными традициями разных народов России)

март 2017 г. (по плану групп)

Воспитатели

Цикл НОД «Народы мира» (знакомство с культурными традициями разных народов мира)

апрель 2017 г. (по плану групп)

Воспитатели

Праздничный концерт «Памяти павших будем достойны» для ветеранов и тружеников тыла

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Итоговый мониторинг, анализ результатов

апрель 2017 г

Зам.зав. по ВМР, методист, педагог-психолог, воспитатели.

График проектных мероприятий с родителями (законными представителями):

Ответственный

Мониторинг по выявлению уровня сформированности толерантного отношения к окружающим

октябрь 2015 г.

Педагог-психолог

Педагогическое просвещение родителей через оформление наглядной агитации: «Детский сад для всех и каждого»

ноябрь 2015 г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

Консультация: «Ребёнок в многонациональном мегаполисе»

декабрь 2015 г.

Педагог-сихолог, зам. зав. по ВМР

Педагогическое просвещение родителей через оформление наглядной агитации: «Права ребёнка»

февраль 2016г.

Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР

Педагогическое просвещение родителей через оформление наглядной агитации «В гармонии с ребенком»

март 2016 г.

Педагог-психолог

Выставка детско-родительского творчества «Пасхальный сувенир»

апрель 2016 г.

Воспитатели

Конкурс стенгазет, посвященный «Международному Дню семьи»

Воспитатели

Участие в организации выставки предметов народных промыслов России и этнической культуры народов мира: «Где я отдыхал!»

октябрь 2016 г.

воспитатели

декабрь 2016 г.

Педагог-психолог, зам.зав. по ВМР

Совместное детско-родительское творчество, конкурс плакатов: «Уроки семьи и семейных ценностей»

февраль 2017 г.

Воспитатель, педагог-психолог

Педагогическое просвещение родителей через родительское собрание на тему: «Как воспитать толерантного человека?»

март 2017 г.

Педагог-психолог, зам.зав. по ВМР

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам организации помощи их детям

в течение всего проекта

Педагог-психолог, воспитатели.

Выводы: в результате реализации проектных мероприятий повысится уровень профессиональной компетентности воспитателей в работе по разделам «Социально – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников»; родители получат знания основ толерантного воспитания; а дети – расширят и углубят знания о Родине и окружающих их людях, получат дополнительные знания о культурных традициях разных народов.

День толерантности в детском саду. Сценарий

Сценарий праздника «Мы такие разные»


Описание материала: актуальность проблемы толерантности связанна с тем, что сегодня на первый план выдвигают ценности и принципы, необходимые для общего выживания и собственного развития. Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время проблемой решаемой на мировом уровне. Так как основы нравственного развития личности закладываются ещё в дошкольном возрасте, то уже сегодня необходимо поднимать и затрагивать эту тему, пытаясь решить её через совместную игровую деятельность. Данный сценарий праздника рассчитан на старших дошкольников. Он будет полезен для воспитателей детских садов.

Международный день, посвященный пониманию и терпению – толерантности, ежегодно отмечается 16 ноября. Этот день провозглашен в «Декларации прав терпимости» ЮНЕСКО, в 1995 году.
Под толерантностью понимается «Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, социальному положению, языку, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
В условиях роста населения во всем мире увеличивается миграция (перемещение). Поэтому необходимо больше знать друг о друге, выявлять лучшее в традициях и обычаях друг друга. Нужно уважать друг друга, видеть в каждом личность, самостоятельно определяющую свою самобытность, культурную принадлежность. Необходимо четко осознавать, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя и не непринимая особенности других.
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
Задачи:
Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран мира и национальностей, к их культуре и деятельности;
Воспитывать терпимое (толерантное) отношение к представителям армянской, азербайджанской и узбекской национальностям, посещающих детский сад;
Формировать желание дружить друг с другом, помогать, творить добро по отношению к ближним.
Оформление:
Эмблема «Толерантности» - земной шар, вокруг которого разноцветные ладошки, плакаты о дружбе, изображение детей разных народов, воздушные шары.
Предварительная работа:
Работа с картой мира, с глобусом;
Рассматривание картин, иллюстраций о жизни людей разных стран;
Чтение художественной литературы разных народов мира;
Заучивание пословиц о дружбе (друга ищи, а найдешь береги; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а челок друзьями; сам погибай, а товарища выручай);
Составление рассказов «Портрет моего друга» (использование приема «живая картина», с помощью прикладывания пустой рамки);
Выставка совместных работ детей и родителей «Улица Дружбы» (бумагопластика).
Ход мероприятия
Ведущий говорит вступительное слово о предстоящем празднике, акцентируя внимания детей на новом слове – толерантность, объясняя его смысловое значение.
«На нашей планете Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. Нужно с добром к людям в дом приходить, Дружбу, любовь в своем сердце хранить! Ребята, а в какой стране живем мы?»
Дети: В России
Ведущий: Молодцы! Наша страна многонациональна, в ней живут представители разных национальностей и народностей. Национальный язык у нас русский. Россия имеет свои традиции и обычаи. Давайте познакомимся с ними поближе.
(Звучит музыка, в зал входит представительница России – «Матушка Русь»в русском народном костюме, выносит каравай, кланяется гостям)
Мы всегда гостей встречаем,
Круглым, пушным караваем,
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью. Эту замечательную традицию передала мне моя бабушка, а теперь я передаю её вам.
Ведущий: Ребята, а какие традиции и праздники вы знаете и как отмечают эти праздники.
Дети: Масленица, Пасха, Осенины, Рождество, Святки, Яблочный спас. Все люди веселятся, угощают всех гостей приходящих в дом, играют, проводят конкурсы, водят хороводы.
Ведущий: Правильно! Вот и мы сейчас с вами вспомним замечательную традицию – водить хоровод. Давайте все встанем, возьмемся дружно за руки, пригласим всех желающих и нашу замечательную гостью, которая напомнит нам как правильно нужно водить хоровод (хоровод «Во поле березка стояла». Все слова сопровождаются движениями)
После хоровода все рассаживаются на свои места.
Матушка – Русь: но не только хороводами и караваем славится Россия, но и веселыми играми. В одну из таких игр мы сейчас поиграем: игра называется «Гуси - Лебеди»
(Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» - «Что он там делает?» - «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».- «Ну, бегите же домой!» Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы)
Ведущий: Спасибо тебе, Матушка Русь, за гостеприимность твою, хороводы и игры, но нам пора прощаться.
Дети: До свидания!
(Матушка Русь уходит)
Ведущий: В России живут не только русские люди. Наша страна много национальна. Среди воспитанников нашего детского сада есть и другие национальности: армяне, азербайджанцы и узбеки. Давайте теперь познакомимся с ними.
(Звучит азербайджанская народная музыка, в зал входит представительница Азербайджана, одетая в народный костюм, здоровается с детьми на родном языке и переводит свои слова)
Наше государство - государство Закавказья, оно располагается на берегу Каспийского моря. Почти половину территории нашего государства занимают горы и плодородные долины. Горы покрыты тенистыми лесами, там много красивых горных озер. (Рассказ сопровождается соответствующими слайдами). Во всем мире известно восточное гостеприимство. В азербайджанец умеют принимать гостей с особым размахом и радушием. У нашего народа также есть свои традиции: сватовство, сбор урожая, рождение детей и праздники. И не один праздник не обходится без национального танца. Сегодня я покажу вам один из них. (Гостья исполняет народный азербайджанский танец «Узундара»)
Кто-то хочет научится танцевать? (Выходят желающие девочки, показываются простые элементы танца, после чего всех угощают национальным кушаньем – пахлавой, прощаются с гостьей).
Ведущий: К нам уже спешат следующие гости, встречаем их
(Раздается армянская музыка, в зал входит представительница Армении в народном костюме. Выходит вместе со своими детьми и здоровается на родном языке).
Армения – это моя родная страна. Это также страна Закавказья. Характерным отличием армян служат их карие глаза и густые черные волосы. В Армении очень красивая природа. В Горах, где чистый воздух, растут лекарственные травы, которыми можно лечить многие болезни. Климат Армении намного теплее, чем в России, в садах зреют фрукты: мандарины, персики, хурма и лимоны. Растут орехи – арахис. Я сегодня хотела бы поделиться с вами частью своей Родины. (Угощает всех орехами и фруктами)
Ведущий: Как и В России, в Армении много замечательных игр, давайте поиграем в одну из них. (Армянская подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух» или «Хох, джур, крак, от» Играющие встают в круг, в центре ведущий. Он бросает мяч одному из играющих, произнося при этом одно из слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий говорит: «Земля!», тот, кто поймал мяч должен быстро назвать какое-нибудь животное; если «Вода!», то название рыбы; если «Воздух!», в этом случае птицы; а если же «Огонь!», все дружно должны повернуться кругом и помахать руками. Ошибающиеся выбывают).
Ведущий: Спасибо за увлекательный рассказ, замечательное угощение и игры, но нам пора двигаться дальше.
(Звучит узбекская народная музыка, в зал входит представитель Узбекистана, со своим ребенком, одетый в народный костюм)
Здравствуйте дорогие дети и гости! Я прибыл из солнечного Узбекистана. У нас очень жарко, дождей почти не бывает, в некоторых местах солнце так сильно греет, что превращает часть земли в пустыню. Там обитают верблюды, черепахи, ящерицы. В такую жару мы очень любим пить зеленый чай. Но там, где идут дожди, очень много арбузов, дынь, и еще выращивается хлопок, ткань из которой шьются наши и ваши вещи. И у нас есть свое кушанье – халва. (угощает гостей)
Так как мы пасем овец, у нас есть очень веселая игра которая называется «Эчкилар ва чупонлар», что в переводе означает «Пастух и козы». Я предлагаю вам поиграть в неё.
(Играющие делятся на две группы: пастухи и козы. Козы берутся за руки и встают в малый круг, а пастухи за круг. По сигналу, один из пастухов подпрыгивает на одной ноге входит в круг и пытается дотронуться до одной из коз. Игра продолжается до тех пор, пока пастухи не поймаю всех коз. При желании игра может повторится при перестановке ролей. При этом пастухи могут иметь атрибуты национального костюма тюбетейки и поясные платки).
После игры выходят представители все национальностей, представленные на празднике.
Ведущий: Важно не только жить в мире и согласии с народами разных стран, но необходимо уметь дружить и со своими сверстниками, в независимости от их национальности, обычаев и традиций. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что каждый из нас может попасть в беду и мы не можем угадать где и когда. Мы живем один раз на Земле, поэтому давайте творить добро каждый день.
Стихи детей:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно прожит!
На свете живешь ты не зря!
Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты!
Услышишь ты песенку чью-то,
И станет светлее кругом:
Волшебное самое чудо
Мы дружбой не даром зовем.
Ведущий:
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
Веришь в чудо, в доброту,
Взрослых уважаешь,
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
Оставайся им навсегда
И будь ещё галантен!
Встают в хоровод все: и дети, и родители и пришедшие гости.
Есть белые дети,
Есть черные дети,
Есть желтые дети
На нашей планете.
Но дело не в цвете,
А в том, что на свете
Друг другу всегда
Улыбаются дети!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Хочу я чтоб общими были на веке –
И небо, и море, и горы, и реки,
И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.
(Все вместе) Пусть будут все дети на веке друзьями!
(Все поднимают руки в верх и хлопают. Хоровод дружбы «От улыбки станет всем светлей»)

Лидия Жукова
Статья «Воспитание межнациональной толерантности в условиях детского сада»

ВОСПИТАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Л. Н. Жукова

МБДОУ Выездновский детский сад 1 , воспитатель

Россия, 607247, Нижегородская область, Арзамасский район, р. п. Выездное, ул. Сельхозтехника

Аннотация. В данной статье описывается процесс воспитания у дошкольников толерантности и уважения к людям разных национальностей через приобщение их к культурному наследию разных народов.

Ключевые слова : духовные ценности, фольклор, художественные промыслы, народные праздники, народные подвижные игры, традиции народов, народная игрушка.

Как и для большинства районов России важной особенностью нашего края является этническое многообразие, многообразие национальных культур. В течение долгого времени на основе сплетения культур разных народов складывалось определенное мировоззрение, прививались определенные духовные ценности. А сегодня общество при развитии благ цивилизации, достижений научно-технического прогресса все больше забывает о гармонии, единодушии и единомыслии, объединяемых общей исторической судьбой, и даже о духовно-нравственных качествах, таких, как справедливость, честность, совесть, воля, личное достоинство, вера, добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

В современных семьях в воспитании детей доминируют материальные ценности над духовными, поэтому у детей формируется ошибочное суждение о доброте, сострадании, благородстве, бескорыстности, справедливости, состояние духовно-нравственного мира общества и семьи, безусловно , отражаются на духовно-нравственном воспитании современных детей . Воспитание малыша с раннего возраста превращается в подготовку к учебе в школе и в выполнении некоторых жизненной целей. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию , вытесняет из жизни дошкольника игру, народную культуру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

В сельской местности родители, в силу своей занятости, отдают детей в детский сад с 1 ,5 лет, а то и раньше, поэтому именно воспитатели должны сыграть ведущую роль в приобщении детей к культуре и традициям русского народа.

Дошкольники все больше времени проводят перед экранами телевизора, играют на планшете, где герои мультфильмов, игр, сказок не всегда отличаются душевной и нравственной чистотой. А ведь дети нуждаются во внимательных родителях, которые умеют своих детей чувствовать, понимать, и делать то, что необходимо для их развития. Ведь человек начинается с детства . Под влиянием всех этих факторов растет циничность, агрессивность, жестокость в подростковой и молодежной среде, неуважительное отношение к представителям другой культуры к их обычаям, нравам. Поэтому очень важно сформировать у ребенка дошкольного возраста представление о доброте, умение анализировать поступки, бережно и с любовью относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным. Ведь недаром В. А. Сухомлинский говорил, что «…от того, как прошло детство , кто вел ребенка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш…» . А чтобы дети полюбили свою родину, выросли уверенными в себе людьми, достойными и сильными, надо сформировать их знания о прошлом страны, своей семьи, ее корнях.

В наше время все чаще рядом с русскими проживают курды, мордва, цыгане, чуваши и другие национальности. Дети других национальностей так же посещают детские сады и школы . Поэтому в образовательный процесс необходимо включать фольклор разных народов мира, чтобы дошкольники не забывали свои традиции и знакомились с другими. Сюда могут входить сказки разных народов мира, поговорки, пословицы, песни, танцы, игры, которые так нравятся всем детям и сближают их. В устном творчестве как нигде отражена народная мудрость, жизнь и быт людей. При сравнении пословиц разных народов дети узнают, что они равноценно оценивают моральные качества человека, воспитывают трудолюбие . Через ознакомление дошкольников с произведениями художественной литературы национальных поэтов и писателей, дети знакомятся с традициями, бытом, кухней разных народов мира, начинается знакомство детей с профессиями разных народов мира : пекарь, сапожник, гончар, чабан и т. д.

Очень важно сформировать у дошкольников знания по истории родного края, приобщить к культурному наследию разных народов, народному фольклору, познакомить с художественным промыслом, с национальными костюмами, национально-культурными традициями. Средствами воспитания толерантного поведения у дошкольников является всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях создания атмосферы добра и взаимопонимания, концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира . Неизгладимое впечатление даёт детям знакомство с особенностями жизни народов других национальностей. Детям нравится участвовать в народных праздниках, играх, развлечениях. С вдохновением и активностью дошкольники вместе со взрослыми готовятся и принимают участие в таких праздниках как «Осенняя ярмарка» , «Новый год» , «Рождество» , «Святки» , «Масленица» , «Пасха» , «Троица» . В нашем детском саду особое место занимает русский фольклор, который используется почти во всех сценариях программных праздников. Игры, сказки, песни, пословицы, скороговорки, частушки, заклички - все это очень нравится детям. Они с удовольствием поют русские народные песни, исполняют танцы разных славянских народов.

Для того что бы начать воспитание межнациональной толерантности и культуры межнационального общения необходимо создать определенные условия :

1. Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно -образовательного процесса;

2. Наличие программно-методической и художественной литературы.

Для начала нужно создать предметно-развивающую среду, соответствующую возрастным особенностям детей. В зоне книги необходимо оформить мини-библиотеку со сказками разных народов мира, с множеством различных красочных иллюстраций, с помощью которых дошкольники знакомятся с национальными костюмами, домашней утварью, событиями жизни, блюдами разных народов. Совместно с родителями можно создать альбомы «Национальные костюмы народов мира» , «Национальные блюда народов мира» .

Уголок ряженья занимает важное место в игровой деятельности дошкольников. В нем могут находиться различные национальные костюмы, либо костюмы с элементами, например, народной вышивки; шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры.

Можно создать в группе мини-музей, в котором будут собраны предметы домашнего обихода разных национальностей. В музее дошкольники могут проводить экскурсии для детей для других групп. Тем самым они не только познакомятся сами, но и познакомят других детей с творчеством и традициями разных народов.

В зоне творчества можно создать уголок народного творчества, где представить предметы и игрушки декоративно-прикладного искусства (матрешки, куклы из мочала, дымковские игрушки, гжель, хохломская роспись, альбомы с разными видами росписей, народные музыкальные инструменты, альбомы о них, карточки с их изображением. Детям очень нравится рассматривать предметы декоративно-прикладного искусства, они используют их в качестве образца, чтобы сравнивать свои успехи в росписи и лепке. Также все эти предметы используются в образовательном процессе во время занятий по знакомству с тем или иным промыслом.

Важно познакомить воспитанников с играмиразныхнародовмирадляформированиялиберальныхвзаимоотношений детей, навыков уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур детей дошкольного возраста. Главная их задача - развивать интерес к занятиям физической культурой, приобщать детей к традициям других национальных культур. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников . Во время игры обогащается духовный внутренний мир ребенка. У него формируется постоянное, неравнодушное, уважительное отношение не только к культуре родной страны, но и культуре других стран; складывается фундамент знаний для развития патриотических чувств. В содержание занятий по физической культуре можно включить следующие виды подвижных игр народов мира :

Казахские народные игры : «Конное состязание» , «Ак каскыр - байланганкаскыр» (Белый лютый – серый лютый, «Ястребы и ласточки» , «Платок с узелком» , «Балапандар» ,«Куле салу» , «Айголек» , «Байга» ,«Бурук-теппек» , «Сбей шапку» ;

Украинские народные игры : «Колдун» , «Хлебец» , «Перепелочка» , «Мак» , «Иголочка-ниточка» , «Волк и козлята» ;

Белорусские народные игры : «Прела – горела» , «Заяц – месяц» , «Ежик и мыши» , «Иванка» , «Ленок» , «Заплетись, плетень» , «Лиски» ;

Узбекские народные игры : «Белый тополь, зеленый тополь» , «Чай-чай» , «Пастухи козы» , «Медведи и пчелы» ;

-русские народные игры : «Сорока» , «Лошадка» , «Перегонка» , «Клецки» ,«Пень» , «Хлопанье и хлопушка» , «Голубь» , «Волк и гуси» , «Гори, гори ясно» , «Серый волк» , «Мышка» , «Шнур» ,«Верёвочка» , «Рыбка» , «Волчок» ;

Башкирские народные игры : «Медный пень» , «Липкие пеньки» , «Стрелок» , «Юрта» ;

Бурятские народные игры : «Табун» , «Иголка, нитка и узелок» , «Волк и ягнята» ;

Молдаванские народные игры : «Лошадки» , «Овцы и волк» , «Пастух и стадо» , «Барашек» , «Яблоко» ;

-якутские народные игры : «Волк и жеребята» , «Ястреб и утки» , «Игра в мяч» , «Перетягивание на палках» , «Игра с перетягиванием» , «Сокол и лиса» ;

Азербайджанские народные игры : «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек» , «Чья шеренга победит» , «Палочка-выручалочка» , «День и ночь» , «Дети и петух» .

Разучивать игру той или иной народности нужноначинать только после знакомства с ее традициями, особенностями жизненного уклада.

Работа строится на основе принципа интеграции образовательных областей, и проводится не только в сотрудничестве с воспитателями , но и другими специалистами ДОУ.

Чтобы дети были всесторонне развиты, родители тоже должны обогащать знания детей традициями своего рода, не забывать о своих корнях. Для родителей в нашей группе можно использовать рубрику «Традиции народов мира» , где вывешивается информация о традициях народов, проживающих на одной территории с Россиянами, а также о том, как в доступной и понятной форме донести ее для детей, заинтересовать их. Нужно приглашать родителей принять участие в организации народных праздников, в изготовлении атрибутов к ним.

Постижение детьми своеобразия и красоты, гармонии культуры разных народов совершенствует у них эстетический вкус, воспитывает волю , мужество, толерантность .

Очень важно, чтобы дети не растеряли те знания и умения, что приобрели в стенах детского сада , и продолжали пополнять свой багаж знаний и в школе и других учебных заведениях. Русские люди всегда были миролюбивыми, не оставляли в беде другие народы, не забывали традиции, корни русскоязычного населения и хочется, чтобы воспитанники детских садов – наше будущее молодое поколение – жили в мире с другими национальностями.

Литература :

1. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание . - 2003. - №11. –с. 51-54.

2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973 – 144 с.

EDUCATION OF INTERNATIONAL TOLERANCE IN THE CONDITIONS OF KINDERGARTEN

Abstract. This article describes the process of educationof tolerance in preschool children and respect for people of different nationalities by introducing them to the cultural heritage of different nations.

Keywords:spiritual values, folklore, arts and crafts, folk festivals, folk games, traditions of the peoples, folk toy.

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности - терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности - это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность - это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит - легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы - разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу - далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие :

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании - это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность - значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность , ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество - детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда - готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий :

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность - уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности - это тяжёлый интеллектуальный и ответственный , большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы


Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир - многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается , вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки - то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике - он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся - он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются - он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают - его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть - он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают - он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители - он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности - он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём - он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра - вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен - причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность - это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности :

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.