Формирование привязанности у приемного ребенка. Как формируется привязанность

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Центр корпоративного обучения и консультирования
Курсовая работа
«Эмоционально – поведенческие проблемы приемных детей»

Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации


«Социально – психологическое сопровождение замещающих семей»
Подготовила:

Варенкова

Любовь Сергеевна

Научный руководитель:

Румянцева

Татьяна Вениаминовна


Ярославль 2008

В работе анализируются эмоционально – поведенческие проблемы приемных детей, а именно: причины нарушения, психологические проявления и последствия нарушения привязанности, пути преодоления нарушений привязанности.

Даны рекомендации приемным родителям в случаях проявления агрессивного поведения ребенка, помощи при болезненных эмоциях, как справляться с тревогой, как помочь преодолеть депрессию. В практической части работы исследованы особенности эмоционально-личностной сферы детей – воспитанников детского дома младшего подросткового возраста (11 - 13 лет). Также родителям даны рекомендации по эффективным способам взаимодействия с ребенком.

Работа адресована психологам, социальным педагогам, социальным работникам и другим специалистам, которые оказывают помощь детям-сиротам, детям, лишенным попечения родителей, и замещающим семьям, а также всем неравнодушным взрослым, которые задумываются над проблемой приемных семей или собираются принять ребенка в свою семью.


Введение………………………………………………………………….4

Теоретическая часть:

Привязанность, ее нарушения, психологические проявления и

последствия нарушения привязанности……………………………….5

Причины нарушения формирования привязанности………………….7

Пути преодоления нарушений привязанности. Формирование

доверия к миру………………………………………………………….11

агрессивного поведения………………………………………………..19

Признаки сформированности привязанности у ребенка……………19

Помощь при болезненных эмоциях. Как справляться с тревогой…..20

Основные причины депрессивных состояний. Как проявляется

депрессия у детей…………………………………………………….....22

Как помочь преодолеть депрессию…………………………………....23

Эффективные способы взаимодействия с ребенком…………………23

Практическая часть:

Диагностические методы, используемые в работе…………………....28

Данные проведенных исследований…………………………………...28

Заключение………………………………………………………………35

Литература……………………………………………………………….37

На сегодняшний день около 170 тысяч детей лишены родительской заботы и воспитываются в государственных учреждениях: в домах ребенка, детских домах, в школах – интернатах. Международный опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления его личности.

Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. В семье дети учатся социально одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств.

Воспитание ребенка в условиях замещающей семьи повышает уровень его эмоционального благополучия и способствует компенсации отклонений в развитии. Именно проживание ребенка в семье приводит к эмоциональным изменениям, стимулирует развитие, активизирует вытесненные потребности.

Очень большое значение для нормального психического развития имеют отношения с ближайшим окружением. Особенное значение для нормального развития имеют отношения с ребенком в период раннего детства (до трех лет). Для развития ребенка необходимы стабильные и эмоционально - уравновешенные отношения с близкими взрослыми. Нарушение отношений в диаде мать-дитя приводят к недостаточному контролю и импульсивности ребенка, его склонности к агрессивным срывам.

Глубинная память сохраняет образцы взаимодействия с близкими людьми, постоянно повторяемые в дальнейшем при взаимодействии с другими людьми. Стойкость схем поведения, представляющих собой обобщенный опыт отношений с матерью, во многом объясняет те длительные кризисы, которые неизбежно возникают у детей из неблагополучных семей при адаптации к новой приемной семье. Необходим новый, достаточно длительный опыт позитивных отношений, чтобы прежние схемы перестроились.

Очередной этап в развитии ребенка приносит с собой и характерные для этого этапа трудности. Для их преодоления немаловажное значение имеет умение родителей устанавливать атмосферу взаимопонимания, наладить эмоциональный диалог с ребенком. Чтобы быть в достаточной мере отзывчивым, родителям следует знать о чувствах своего ребенка, его эмоциональных переживаниях.

В данной работе мы рассмотрим проявления и причины эмоциональных трудностей приемных детей, приемы формирования гармоничных, эмоционально близких отношений между родителями и ребенком, способы создания в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития, преодолеть сложившиеся дефекты. Особое внимание уделим типичным проблемам и необходимым действиям родителей.
Привязанность, ее нарушения, психологические проявления и последствия

Привязанность – это взаимный процесс образования эмоциональной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже, если эти люди разделены, но они могут прожить и без него. Детям же испытывать чувство привязанности необходимо. Они не могут полноценно развиваться без чувства привязанности, т.к. от этого зависит их чувство безопасности, их восприятие мира, их развитие. Здоровая привязанность способствует развитию у ребенка совести, логического мышления, способности контролировать эмоциональные вспышки, испытывать самоуважение, умения понимать собственные чувства и чувства других людей, а также помогает находить общий язык с другими людьми. Позитивная привязанность также помогает снизить риск задержки в развитии.

Нарушение привязанности может оказать влияние не только на социальные контакты, но и вызвать задержку эмоционального, социального, физического и умственного развития ребенка. Чувство привязанности является важной частью жизни замещающей семьи.

Проявления нарушения привязанности можно определить по ряду признаков.

Во-первых – устойчивое нежелание ребенка вступать в контакт с окружающими взрослыми. Ребенок не идет на контакт со взрослыми, чуждается, сторонится их; на попытки погладить - отталкивает руку; не смотрит в глаза, избегает взгляда глаза в глаза; не включается в предложенную игру, однако, ребенок, тем не менее, обращает внимание на взрослого, как бы «незаметно» поглядывая на него.

Во-вторых – преобладает апатичный ли сниженный фон настроения с боязливостью, настороженностью или плаксивостью.

В-третьих – у детей в возрасте 3-5 лет может проявляться аутоагрессия (агрессия по отношению к себе – дети могут «биться головой о стену или пол, бортики кровати, царапать себя и т.п.). Важным элементом является обучение ребенка распознаванию, проговариванию и адекватному выражению своих чувств.

В-четвертых – «диффузная» общительность», которая проявляется в отсутствии дистанции с взрослыми, в желании всеми способами привлечь к себе внимание. Такое поведение часто называется «прилипчивым поведением», и наблюдается оно у большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста – воспитанников интернатных учреждений. Они бросаются к любому взрослому, залезают на руки, обнимаются, называют мамой (или папой).

Кроме того, следствием нарушения привязанности у детей могут быть соматические (телесные) симптомы в виде снижения массы тела, слабости мышечного тонуса. Не секрет, что дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, чаще всего отстают от своих сверстников из семей не только в развитии, но и в росте, и весе.

Очень часто дети, которые попадают в семью, через некоторое время, пройдя процесс адаптации, начинают неожиданно прибавлять в весе и росте, что является, скорее всего, не только следствием хорошего питания, но и улучшением психологической обстановки. Конечно, не только привязанность является причиной подобных нарушений, хотя и отрицать ее значимость в данном случае было бы неверно.

Указанные выше проявления нарушений привязанности носят обратимый характер и не сопровождаются значительными интеллектуальными нарушениями.


Причины нарушения формирования привязанности

Главной причиной является депривация в раннем возрасте. Под понятием депривация (от латинского «лишение») понимается психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека в удовлетворении в достаточной мере его основных психических потребностей; депривация характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

По теории И. Лангеймера и З. Матейчик выделяются следующие виды депривации:


  • Сенсорная депривация. Возникает при недостаточности информации об окружающем мире, получаемой по разным каналам: зрение, слух, осязание (прикосновения), обоняние. Этот вид депривации свойственен детям, которые с самого рождения попадают в детские учреждения, где они фактически лишены необходимых для развития стимулов – звуков, ощущений;

  • Когнитивная (познавательная) депривация . Возникает при отсутствии удовлетворения условий для обучения и приобретения различных навыков – ситуация, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вокруг;

  • Эмоциональная депривация . Возникает при недостаточности эмоциональных контактов со взрослыми, и прежде всего матерью, обеспечивающих формирование личности;

  • Социальная депривация. Вызывается ограничением возможности усвоения социальных ролей, знакомства с нормами и правилами общества.
Дети, живущие в детских учреждениях, сталкиваются со всеми типами описанных деприваций. В раннем возрасте они получают явно недостаточное количество информации, необходимой для развития. Например, отсутствует достаточное количество зрительных (разных по цвету и форме игрушек), кинестетических (разных по фактуре игрушек), слуховых (различных по звучанию игрушек) стимулов. В относительно благополучной семье, даже при недостатке игрушек, ребенок имеет возможность видеть различные предметы с разных точек зрения (когда его берут на руки, носят по квартире, выносят на улицу), слышит различные звуки – не только игрушек, но и посуды, телевизора, разговоров взрослого, обращенную к нему речь. Имеет возможность познакомиться с различными материалами, дотрагиваясь не только до игрушек, но и до одежды взрослого, различных предметов в квартире. Ребенок знакомится с видом человеческого лица, потому, что даже при минимальном контакте матери с ребенком в семье, мать и другие взрослые чаще берут его на руки, говорят, обращаясь к нему.

Когнитивная (интеллектуальная) депривация возникает вследствие того, что ребенок никак не может влиять на происходящее с ним, от него не зависит ничего – неважно, хочет ли оно есть, спать и т.д. Воспитывающийся в семье ребенок может протестовать – отказываться (криком) есть, если он не голоден, отказываться раздеваться или одеваться. И в большинстве случаев родители учитывают реакцию ребенка, тогда как в детском учреждении, даже в самом лучшем, просто физически нет возможности кормить детей тогда, когда они голодны. Именно поэтому дети изначально привыкают к тому, что от них ничего не зависит, и это проявляется на бытовом уровне – очень часто они не могут ответить на вопрос, хотят ли они есть. Что в последующем приводит к тому, что их самоопределение в более важных вопросах сильно затруднено.

Эмоциональная депривация возникает вследствие недостаточной эмоциональности взрослых, общающихся с ребенком. Он не получает опыта эмоционального отклика на свое поведение – радость при встрече, недовольство, ели он делает что-то не так. Таким образом, ребенок не получает возможности научиться регулировать поведение, он перестает доверять своим чувствам, ребенок начинает избегать контакта глаз. И именно этот вид депривации значительно затрудняет адаптацию ребенка, взятого в семью.

Социальная депривация возникает вследствие того, что дети не имеют возможности узнать, понять практический смысл и попробовать в игре различные социальные роли – отца, матери, бабушки, дедушки, воспитателя в детском саду, продавца в магазине, других взрослых. Дополнительную сложность вносит замкнутость системы детского учреждения. Дети изначально меньше знают об окружающем мире, чем живущие в семье.

Следующей причиной может быть нарушение взаимоотношений в семье. Очень важным является то, в каких условиях ребенок жил в семье, как строились его отношения с родителями, существовала ли эмоциональная привязанность в семье, или имели место отвержение, непринятие родителями ребенка.

Еще одной причиной может являться насилие, пережитое детьми (физическое, сексуальное или психологическое). Дети, пережившие насилие в семье, тем не менее, могут быть привязаны к своим жестоким родителям. Это объясняется в первую очередь тем, что для большинства детей, растущих в семьях, где насилие является нормой жизни, до определенного возраста (обычно такая граница приходится на ранний подростковый возраст) такие отношения являются единственно известными. Дети, которые подвергались жестокому обращению в течение многих лет и с раннего возраста, могут ожидать такого же или сходного дурного обращения в новых отношениях и могут проявлять некоторые из уже освоенных стратегий для того, чтобы справиться с этим.

Большинство детей, переживших семейное насилие, как правило, с одной стороны, настолько замыкаются в себе, что не ходят в гости и не видят других моделей семейных отношений. С другой стороны, они вынуждены неосознанно поддерживать иллюзию нормальности таких семейных отношений для сохранения своей психики. Однако для многих из них характерно привлечение к себе негативного отношения родителей. Это еще один способ привлечения внимания – негативное внимание родителей, которое они могут получить. Поэтому для них типична ложь, агрессия (в том числе аутоагрессия), воровство, демонстративное нарушение правил, принятых в доме. Самоагрессия может также для ребенка быть способом «вернуть» себя к реальности – таким образом он «выводит» себя в реальность в тех ситуациях, когда что-то (место, звук, запах, прикосновение) «возвращает» его в ситуацию насилия.

Психологическое насилие – это унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка, являющиеся постоянными в данной семье . Психологическое насилие опасно тем, что это не однократное насилие, а сложившаяся модель поведения, т.е. способ взаимоотношений в семье. Ребенок, подвергшийся психологическому насилию (высмеиванию, унижению) в семье, не только сам был объектом такой модели поведения, но и свидетелем таких отношений в семье. Как правило, это насилие бывает направлено не только на ребенка, но и на партнера в браке.

Пренебрежение (неудовлетворение физических или эмоциональных потребностей ребенка) также бывает причиной нарушения привязанности. Пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре (под уходом подразумевается удовлетворение не только физических, но и эмоциональных потребностей).

Риск возникновения нарушений привязанности возрастает в том случае, если перечисленные факторы имеют место в течение первых двух лет жизни ребенка, а также, когда сочетаются несколько предпосылок одновременно.

Приемным родителям не стоит рассчитывать, что ребенок сразу, попав в семью, будет демонстрировать положительную эмоциональную привязанность. Это не значит, что привязанность нельзя сформировать. Большинство проблем, связанных с формированием привязанности у ребенка, взятого в семью – преодолимы, и преодоление их зависит в первую очередь от родителей.


Пути преодоления нарушений привязанности.

Формирование доверия к миру.

Для многих детей, взятых из детских учреждений, сложно установить доверительные отношения со взрослыми в приемной семье. И очень важно помочь ребенку в установлении таких отношений. Основные моменты поведения, которые помогают формированию положительных взаимоотношений между взрослым и ребенком:


  • всегда говорить с ребенком спокойно, с нежными интонациями;

  • всегда смотреть ребенку в глаза, а если он отворачивается, попробовать придержать так, чтобы взгляд был направлен на вас;

  • всегда удовлетворять нужды ребенка, а если это невозможно, спокойно объяснить, почему;

  • всегда подходить к ребенку, когда он плачет, выяснять причину.
Привязанность развивается при помощи прикосновений, взгляда глаза в глаза, совместных движений, разговора, взаимодействия, совместных игр и еды.

Ребенку необходимо время, чтобы понять, чего можно ожидать от взрослых и выработать способы позитивного взаимодействия с ним.

Попадая в семью, ребенок испытывает потребность в информации:


  • кто эти люди, с которыми я теперь буду жить;

  • что я могу ожидать от них;

  • смогу ли я встретиться с теми, с кем я жил раньше ;

  • кто будет принимать решения о моем будущем.
Ребенок может нуждаться в получении разрешения на выражение своих чувств. Очень часто дети, не имея опыта позитивного отношения с взрослыми, не умеют выражать свои чувства. Например, их опыт «говорит» им, что когда злишься – нужно ударить. Этот способ выражения злости не приветствуется в большинстве семьей, и детям запрещают вести себя так. Однако при этом не всегда предлагают другие способы выражения чувств. Что делать, если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания? Сообщите ему об этом. Чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча накапливать обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями вы никого не сможете: ни себя, ни ребенка, который без труда «читает» по вашей позе, жестам и интонации, выражению лица или глаз, что что-то не так. Через некоторое время чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова или действия. Как же сказать о своих чувствах к ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?

Для выражения своих чувств и для обучения ребенка способам их приемлемого выражения можно использовать различные способы, например, «Я – высказывания». Важнейшим умением в общении является непосредственность. Предлагаемая техника позволяет сделать это корректно. Она включает описание чувств говорящего, описание конкретного поведения, которое вызвало эти чувства, и информацию о том, что, по мнению говорящего, можно в этой ситуации предпринять.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Высказывания такого рода называются «Я – сообщениями». Схема Я – высказывания имеет следующий вид:


  • Я чувствую…(эмоция), когда ты…(поведение), и я хочу…(описание действия).

  • Я волнуюсь, когда ты приходишь домой поздно, и я хочу, чтобы ты предупреждал меня о том, что задержишься (В ситуации, когда подросток пришел домой позже, чем обещал вместо крика: «Где ты шлялся?»)
Эта формула помогает выразить свои чувства. Посредством Я – высказывания, вы сообщаете человеку, что вы чувствуете или думаете по поводу некоторой проблемы, и подчеркиваете тот факт, что вы говорите в первую очередь, о своих чувствах . Кроме того, вы сообщаете, что вы задеты и хотите, чтобы тот, к кому вы обращаетесь, изменил свое поведение определенным образом.

Примеры таких высказываний:

«Я – сообщение имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты – сообщением»:


  1. «Я – высказывание» позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева или раздражения, чтобы избежать конфликтов. Однако это не приводит к желаемому результату. Как уже говорилось, полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору. Получается все наоборот: вместо мира – война.

  2. «Я – сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать, во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама, родители могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же – делает взрослого ближе, человечнее.

  3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

  4. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда – удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания.
Ребенку важно знать, даже, если он не спрашивает об этом, что вполне может испытывать сильные чувства, связанные со своим прошлым: грусть, гнев, стыд и т.д. Важно также показать ему, что делать с этими чувствами:

  • ты можешь рассказать маме о том, что тебя беспокоит;

  • ты можешь нарисовать это чувство, а затем сделать с ним, что захочешь – порвать рисунок, например;

  • если ты злишься, можно порвать лист бумаги (еще для этого можно нарисовать специальный «лист гнева» - изображение злости);

  • можно побить подушку или боксерскую грушу (очень хорошая игрушка для выражения негативных эмоций;

  • можно поплакать, если грустно и т.д.
Рекомендации приемным родителям в случаях проявления агрессивного поведения:

Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Приемы:

Полное игнорирование реакций ребенка /подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);

Переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста…»);

Позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому что ты устал»),

Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Приемы:

Констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

Апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Контроль над собственными негативными эмоциями.

Снижение напряжения ситуации

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

Демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);

Крик, негодование;

Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные руки, разговор «сквозь зубы»;

Сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

Негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

Использование физической силы;

Втягивание в конфликт посторонних людей;

Непреклонное настаивание на своей правоте;

Нотации проповеди, «чтение морали»;

Наказания или угрозы наказания;

Обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты всегда…», «Ты никогда не…»;

Сравнение ребенка с другими не в его пользу;

Команды, жесткие требования

Обсуждение проступка

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, это стоит делать только, когда ситуация разрешится, и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине , без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого ребенка.

Сохранение положительной репутации ребенка.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

Публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

Не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

Предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Демонстрация модели неагрессивного поведения

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения, включает следующие приемы:

Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

Внушения спокойствия невербальными средствами;

Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

Использование юмора;

Признание чувств ребенка.

В восстановлении доверия большую роль играет телесный контакт между взрослым и ребенком. Многие дети, попавшие в семью из детских домов, сами стремятся к интенсивному телесному контакту с взрослым: любят посидеть на коленках, просят (даже достаточно большие дети), чтобы их носили на руках укачивали. И это хорошо, хотя многих родителей такой чрезмерный телесный контакт может настораживать, особенно в ситуации, когда родитель сам не стремится к нему. Со временем интенсивность таких контактов снижается, ребенок как бы «насыщается», восполняя то, что недополучил в детстве.

Однако есть достаточно большая категория детей из детских домов, которые не стремятся к таким контактам, а некоторые даже опасаются их, отстраняясь от прикосновений. Вероятно, эти дети имеют негативный опыт общения с взрослыми – часто это бывает следствием пережитого физического насилия.

Не стоит слишком давить на ребенка, навязывая ему телесный контакта, однако, можно предложить некоторые игры, направленные на развитие этого контакта. Например:


  • Игры с ручками, пальчиками, ножками, ладушки, сорока – сорока, пальчик – мальчик, «Где же наши глазки, ушки»? (и другие части тела).

  • Игры с лицом: прятки (закрывается платком, руками), затем открывается со смехом: «Вот она, Катя (мама, папа»); надувание щек (взрослый надувает щеки, ребенок руками нажимает на них, чтобы они лопнули); кнопочки (взрослый не сильно нажимает на носик, ухо, палец ребенка, издавая при этом разные звуки «би-би, динь-динь» и др.); раскрашивание друг другу лица, гримасничанье с преувеличенным выражением лица, чтобы рассмешить ребенка или чтобы он угадал, какое чувство вы изображаете.

  • Колыбельная: взрослый качает ребенка на руках, напевая песенку и вставляя в слова имя ребенка; родитель качает ребенка, передавая его в руки другому родителю.

  • Игра «Крем»: намажьте кремом свой нос и коснитесь носом щеки ребенка, пусть ребенок «вернет» крем, коснувшись щекой вашего лица. Можно намазать кремом какую-то часть тела, лица ребенка.

  • Игры с мыльной пеной во время купания, умывания: передавайте пену из рук в руки, делайте «бороду», «погоны», «корону» и т.п.

  • Можно использовать любые виды деятельности для телесного контакта: расчесывание волос ребенку; во время кормления из бутылочки или чашки-непроливайки смотрите в глаза ребенку, улыбайтесь, разговаривайте с ним, кормите друг друга; в свободные минуты садитесь или ложитесь в обнимку, читая книгу или смотря телевизор.

  • Игры с ребенком в парикмахера, косметолога, с куклами, изображая нежный уход, кормление, укладывание спать, говорите о разных чувствах и эмоциях.

  • Пойте песни, танцуйте вместе с ребенком, играйте в щекотки, догонялки, играйте в знакомые сказки.
Кроме того, можно предложить ряд игр и способов взаимодействия с ребенком, направленных на формирование у него чувства принадлежности к семье. Во время совместных прогулок устраивайте перебежки, чтобы ребенок прыгал, скакал на одной ножке от одного взрослого к другому, и каждый взрослый будет его встречать; прятки, в которых один из взрослых прячется вместе с ребенком. Постоянно давайте ребенку понять, что он часть семьи. Например, говорите «Ты смеешься так же, как папа», чаще употребляйте такие слова: «наш сынок (дочка), наша семья, мы твои родители».

  • Празднуйте не только дни рождения, но и день усыновления.

  • Покупая что-то ребенку, купите такую же, как у мамы (папы) вещь.

  • И еще один совет, эффективность которого проверена во многих приемных семьях: сделайте «Книгу (альбом) жизни» ребенка и вместе с ним постоянно ее пополняйте. Вначале это будут фотографии из детского учреждения, в котором находился ребенок, продолжением будут рассказы и фотографии из совместной домашней жизни.

В природе человека – стремиться к другому человеку, устанавливать близкие отношения, привязываться к тому, кто проявляет тепло и заботу. В природе ребенка – привязываться к родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам или к тем, кто в их жизни замещает кровных родственников.

Человек – существо социальное, и поэтому даже в условиях, когда родители пренебрегают своими обязанностями, не удовлетворяя базовые потребности малыша в пище, комфорте, ласке, в подавляющем большинстве случаев он все-таки любит жестокую мать либо беспробудно пьющего отца и не хочет разлучаться с ними.

Но случается и по-другому. Тяжелые условия, в которых протекает раннее развитие ребенка, могут привести к трудно излечимому заболеванию.

Чаще всего с этой проблемой сталкиваются приемные родители, чей ребенок претерпел неблагополучие в кровной семье, а затем оказался в детском доме. Еще тяжелее ситуация, когда ребенок уже был взят в семью, а затем возвращен обратно в детское учреждение.

Бывают, однако, случаи РРП в многодетных семьях, где матери никто не помогает и на долю кого-то из детей приходится очень мало внимания и заботы. Расстройство может развиться, если на раннем этапе ребенок был надолго разлучен с родителями в результате длительной госпитализации, либо большую часть времени малыш оставался с матерью, страдающей от депрессии или другого серьезного заболевания, не позволяющего ей как следует заботиться о ребенке.

Что такое реактивное расстройство привязанности?

More Help .jpg» width=»570″ height=»345″ srcset=»https://www..jpg 570w, https://www.-140×85.jpg 140w» sizes=»(max-width: 570px) 100vw, 570px» />

Это состояние, при котором у ребенка не формируется эмоциональная привязанность к родителям или лицам, их замещающим. Симптомы расстройства проявляются в возрасте до 5 лет, нередко еще в младенчестве. Это вялость, отказ от общения, самоизоляция. Маленький ребенок равнодушен к игрушкам и играм, не просится на руки, не ищет утешения при физической боли. Он редко улыбается, избегает глазного контакта, выглядит грустным и апатичным.

По мере взросления признаки самоизоляции могут проявляться двумя, казалось бы, противоположными видами поведения: расторможенным и заторможенным.

При расторможенном поведении ребенок стремится привлечь к себе внимание даже незнакомых людей, часто обращается за помощью, совершает поступки, не соответствующие возрасту (например, приходит спать в постель к родителям).

Недопонимание, недостаток терпения, выраженная негативная реакция на поведение ребенка со стороны значимого взрослого может вызвать раздражение, гнев или вспышку агрессии со стороны ребенка, а при сохранении нарушения в подростковом возрасте – к злоупотреблению алкоголем, наркоманией и другим видам асоциального поведения.

При заторможенном поведении ребенок уклоняется от общения и отказывается от помощи. В некоторых случаях у него попеременно наблюдаются оба типа поведения, как расторможенный, так и заторможенный.

Реактивное расстройство привязанности может проявляться в таких формах, которые порой вызывают у приемных родителей отчаяние: ребенок постоянно лжет, ворует, ведет себя импульсивно, проявляет жестокость к животным и полное отсутствие сознательности. Он не выражает сожаления или раскаяния после неприемлемого поведения.

Диагностика РРП – дело непростое. Некоторые черты этого расстройства могут проявляться при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при тревожном расстройстве, при аутизме, при посттравматическом стрессовом расстройстве. Для того чтобы точно поставить диагноз, необходимо наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях на протяжении некоторого периода времени, анализ его биографических данных, оценка взаимодействия родителей с ребенком.

Еще сложнее – его лечить

Иногда психиатры прописывают лекарства детям с РРП, однако в отдельных случаях они могут лишь слегка улучшить фон, на котором будет протекать терапевтическое взаимодействие с ребенком.

Ключевую роль в лечении играют родители либо опекуны ребенка. Именно им предстоит при помощи врачей и психологов создать такую обстановку, в которой он сможет пережить опыт здоровой зависимости, поверить в то, что на взрослого можно положиться, и начнет ему доверять.

Специалисты считают, что терапевтическая обстановка включает 3 важнейших компонента: безопасность, стабильность и чувствительность.

Чтобы преодолеть последствия тех событий, которые вызвали неспособность ребенка сформировать тесные и теплые отношения, взрослый должен иметь достаточно времени и терпения, чтобы слушать и слышать ребенка непредвзято и не предпринимая попыток судить его.

Ребенку необходимы границы, но установлены они должны быть в контексте понимания и сочувствия. Только если ребенок ощущает эмоциональную безопасность , то есть понимает, что его рассказ о себе не вызовет негативной оценки со стороны взрослого, он проникнется доверием и расскажет приемной маме или психологу о тяжелых переживаниях своего раннего детства.

Второй компонент после безопасности – стабильность . Фигура взрослого для формирования первостепенной привязанности должна оставаться одной и той же. Чтобы установить доверие между значимым взрослым и ребенком с РРП, требуется длительное время. Смена такой фигуры, перемещение из одной приемной семьи в другую, не просто тормозит процесс, но и усугубляет расстройство.

Пройдя через болезненный опыт игнорирования своих потребностей, ребенок должен заново научиться осознавать их, а так же тот факт, что раз за разом их может удовлетворить один и тот же человек: накормить, дать чистую одежду, уложить в теплую постель, поиграть, выслушать и утешить, помочь с выполнением заданий. Такие дети часто боятся, что новая мама откажется от них или умрет, и только после длительного периода стабильности эти страхи ослабевают.

Некоторым детям нужно не менее года стабильности, чтобы начать доверять своему значимому взрослому, другие проникаются доверием к приемным родителям уже через несколько месяцев. Это зависит от темперамента ребенка (важно, например, экстраверт он или интроверт), а также от того, насколько хорошо подходят друг другу по разным параметрам ребенок и его новый родитель.

Нежелательны длительные расставания между приемным ребенком и матерью: они могут активировать его защитную реакцию, которой является самоизоляция.

И, наконец, чувствительность . Это эмоциональная доступность взрослого, его внимательность к нуждам ребенка. Приемные родители должны быть проинформированы специалистами о том, что в то время как умственное развитие ребенка с РРП может соответствовать возрастной норме, его эмоции часто остаются незрелыми, а значит, в процессе формирования привязанности потребность во взрослом может быть выше, чем у здорового ребенка того же возраста.

В этот переходный период родители должны проявить большое терпение, быть готовыми к неожиданным формам поведения, которые являются сигналами того, что ребенок проходит какие-то более ранние стадии развития и формирования привязанности.

Например, ребенок, который вел себя подозрительно и отстраненно, вдруг начинает неотвязно следовать за мамой, постоянно сообщать о своих страхах, забираться на колени или приходить спать в родительскую постель, – словом, вести себя так, как если бы он внезапно стал на 2-3 года младше. В таком случае родителям следует принять ситуацию и пойти навстречу возникшей у ребенка потребность большей от них зависимости.

Приемным родителям важно понимать логику изменений, происходящих с ребенком. Некоторые приемные дети первоначально кажутся эмоционально холодными, так как опыт научил их тому, что выражать свои чувства и сообщать о своих желаниях для них небезопасно. При этом ребенок производит впечатление вполне послушного, ведь он не проявляет ни раздражения, ни недовольства, не говорит о своих нуждах.

Ощутив же себя в безопасности, он интуитивно чувствует, что взрослые принимают его и не откажутся от него, а значит вполне безопасно заявлять о своих желаниях в любой форме, вплоть до капризов и истерик.

Если раньше ребенок оставался безразличен к тому, дома ли мама или она куда-то ушла, то теперь он может разрыдаться, прижаться к ней и не отпускать ее, если она собралась уйти без него. Это непросто для родителей, но такое поведение нужно рассматривать как положительный знак: привязанность постепенно формируется, ребенок преодолевает разрушительные последствия своего тяжелого раннего детства.

В случае РРП задача психолога – прежде всего, просветить родителей и поддержать их в создании безопасной и стабильной обстановки для ребенка дома, однако полезными могут быть и занятия с ребенком. Помочь ребенку в осознании собственных потребностей, в выстраивании доверительных отношений с новым значимым взрослым может игровая терапия и другие методики.

В то же время родителям следует осторожно относиться к предложениям работы с ребенком методами, объединенными общим названием «терапия привязанности» (в оригинале – Attachment Therapy).

Эта терапия не только не имеет научного обоснования и задокументированных данных об эффективности, но и не является безопасной.

Терапия привязанности объединяет ряд насильственных методов, самые известные из которых холдинг-терапия (удерживание) и ребефинг («перерождение»).

При «перерождении» тело ребенка заворачивают в одеяло и заставляют проползти через спрессованные подушки, имитируя прохождение через родовые пути. Предполагается, что «родившись заново», он преодолевает прошлый негативный опыт и оказывается готовым к близости с матерью. В 2000 году во время такой процедуры в Колорадо (США) задохнулась 10-летняя девочка, и данная терапия с тех пор в штате запрещена.

До сих пор существует немало адептов холдинг-терапии для лечения аутизма и РРП, в их числе весьма известные в нашей стране психологи доктор наук О.С.Никольская и М.М.Либлинг.

Суть терапии заключается в том, что мать насильственно удерживает ребенка в объятиях и, несмотря на его сопротивление, говорит ему, как он нужен ей и как она его любит. Предполагается, что после периода сопротивления, когда ребенок пытается вырваться, царапается и кусается, наступает расслабление, в процессе которого устанавливается контакт между матерью и ребенком.

Критики метода утверждают, что он не этичен, так как основан на физическом принуждении, и может спровоцировать регресс в развитии ребенка. Действительно, каким образом может установиться доверие со стороны ребенка к взрослому, применяющему к нему физическое насилие?

Воспитание ребенка с реактивным расстройством сопряжено с огромными эмоциональными затратами, порой со стрессом для родителей, которые винят себя, если долго не видят положительных сдвигов в состоянии и поведении ребенка.

Если у вашего ребенка диагностировано РРП

  1. Помните, что нет чудодейственных методик, позволяющих добиться прорыва в состоянии ребенка в короткие сроки. Ничто не заменит терапевтическую обстановку дома, безопасность, стабильность и вашу готовность эмоционально откликнуться на потребности ребенка.
  2. Обязательно найдите возможность и способ восстанавливать собственный эмоциональный баланс. Ребенок с РРП уже испытывает стресс, и ваша тревожность либо раздражительность могут его усилить. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок должен ощущать ваше спокойствие и твердость.
  3. Установите границы дозволенного. Ребенок должен понимать, какое поведение является неприемлемым и какие последствия его ждут в случае нарушения правил. Важно объяснить ребенку, что ваше неприятие относится не к нему самому, а к определенным его поступкам.
  4. После конфликта будьте готовы быстро воссоединиться с ребенком, чтобы дать ему почувствовать, что причиной вашего недовольства было конкретное поведение, но его вы любите и дорожите отношениями с ним.
  5. Если вы были в чем-то неправы, не бойтесь признать свою ошибку. Это укрепит вашу связь с ребенком.
  6. Установите режим дня для ребенка и следите за его исполнением. Это позволит снизить уровень тревожности у ребенка.
  7. Если это возможно, проявите свою любовь к ребенку через телесный контакт: укачивания, объятия и держание на руках. Однако имейте в виду: если ребенок пережил насилие и травмы он первоначально будет сопротивляется прикосновениям, поэтому вам придется действовать постепенно.

Детская привязанность – это чувство близости малыша к родителям. Она формируется в первые месяцы жизни крохи. Дети, которые попадают в новую семью по каким-либо причинам, очень сложно переживают процесс формирования привязанности к . Эмоциональная близость между малышом и его родными родителями основывается и на биологической связи. Такой связи не может быть с приемными родителями. Но это не значит, что эмоциональная привязанность не установится. Нужно приложить максимум усилий и запастись терпением, чтобы малыш чувствовал вашу любовь.

Потребность в привязанности – врожденная. Ребенку нужно чувствовать, что его оберегают и любят, что он вызывает положительные эмоции. Только тогда малыш растет уверенным в себе. Он любит себя и весь мир вокруг. Он возвращает полученную от родителей любовь окружающим его людям. Но даже в благополучных семьях маленький член семьи часто становится объектом раздражения. А в семьях, где родители ведут нездоровый образ жизни, нуждаются в деньгах, ситуация гораздо хуже. Ребенок изначально воспринимается как проблема. В таких условиях привязанность просто не может сформироваться. И получается, что малыш вырастает замкнутым, неуверенным в себе. Или, напротив, гиперактивным, «трудным», как часто говорят педагоги и воспитатели.

Надо понимать, что нарушения в формировании привязанности могут возникнуть не только в раннем детстве. Вполне возможно, что родители грудного ребенка удовлетворяли его потребности в ласке, общении и внимании, а потом произошло некое событие, вследствие которого ребенок лишился мамы и папы. Сильный стресс от потери близкого человека также может вызвать нарушения в эмоциональном развитии ребенка.

С ребенком обязательно нужно разговаривать, не скрывать от него правды, т. к. одна ложь влечет за собой следующую. Если лгать ребенку, можно навсегда потерять его доверие.

Нарушения привязанности

У приемных родителей появляется сложная, но выполнимая задача – сформировать привязанность у ребенка заново. Сначала по отношению к самим себе, а потом развить способность привязываться и к другим близким людям.

Детские психологи выявляют несколько типов нарушенной привязанности:

  • Невротический тип нарушения проявляется в тех случаях, когда ребенок совершает плохие поступки, чтобы привлечь внимание родителей.
  • Амбивалентный тип нарушения характеризуется непостоянством. Ребенок то кидается на шею, то грубит и убегает.
  • Избегающий тип нарушения – когда ребенок считает всех взрослых плохими.
  • Размытый тип нарушения привязанности присутствует у ласковых, эмоциональных детей. Они готовы обнимать и целовать каждого взрослого – лишь бы им досталось немного внимания.

Это далеко не все типы нарушений. В любом случае, ответственным приемным родителям лучше всего обратиться к специалистам. Ведь действуя только полагаясь на свою интуицию, можно еще больше навредить ребенку.

Адаптация приемного ребенка в семье

Детям часто повторяют: «Это твоя семья, ты должен ее любить», «Ты не должен расстраивать маму и папу, вы же семья». Значение семьи не преуменьшить. Но как доказать ребенку, что вы сможете быть настоящей счастливой семьей, если у него в прошлом уже есть негативный опыт?

Привязанность к новым родителем не формируется за один день. В целом, психологи замечают, что неровности сглаживаются спустя пару лет после принятия ребенка в семью. До этого момента предстоит пройти :

1 этап: Знакомство

На первом этапе родители могут заметить регресс в поведение ребенка – поступки, не соответствующие возрасту, ухудшение речи, агрессивное поведение. Ничего ненормального в этом поведении нет. Ребенок в растерянности. Он не знает, чего ждать от новых родителей. А вдруг его снова бросят? Тогда лучше не привыкать, чтобы потом не было больно. Фактически, ребенок бессознательно показывает свои худшие стороны, чтобы оценить реакцию взрослых на своё поведение. Спустя некоторое время эти проявления сглаживаются. Ребенок привыкает к новому месту, у него появляются свои вещи, игрушки, он знает, чем можно порадовать родителей, а чем, наоборот, расстроить.

2 этап: Возврат в прошлое

Но после первых, «медовых», месяцев рецидив может повториться. Ребенка начинают одолевать воспоминания о прошлой, не всегда благополучной жизни. В такие моменты родителям требуется проявить терпение и не опускать руки. Это получается далеко не у всех. Многие решают отказаться от ребенка, оставив на его душе еще один незаживающий шрам.

3 и последующие этапы: Медленное привыкание

Последующие этапы привыкания еще больше сближают ребенка с его новой семьей – многие уже не вспоминают своих биологических родителей или приют, иногда даже отказываются от встречи с кровными родственниками. Ребенок уверен в своей семье. Нет необходимости привлекать к себе внимание через вызывающие поступки или слезы. Эмоциональное состояние уравновешивается. Ребенок на бессознательном уровне ощущает свою принадлежность к семье. Этот завершающий период адаптации не говорит о том, что проблем больше никогда не возникнет. Взрослые тоже меняются, меняются обстоятельства и требования к ребенку. Но, в целом, у приемных родителей пропадает некая настороженность. Они больше не оценивают усыновленного ребенка, как чужого. Появляется та самая привязанность к семье, которая должна остаться у ребенка на всю жизнь.

У всех приемных детей есть один общий трагичный диагноз: нарушение привязанности. Неважно, в какой момент их покинули родители - в младенчестве или в осознанном возрасте, чувство разрыва с родным человеком оборачивается многочисленными психологическими проблемами. Приемные родители часто считают себя волшебниками, которые способны исправить их. По мнению неопытного человека, все очень просто: ребенок освоится, полюбит новую семью и будет счастлив. К сожалению, это не так. Привязанность формируется поэтапно, и сократить время прохождения этих этапов могут только сами приемные родители, вооружившись терпением и прибегая к помощи специалистов.

«Я - Родитель» приводит в пример этапы , которые проходят все дети. Задача мам и пап - сопоставить возраст ребенка и момент, в который произошло нарушение нормального развития привязанности.

Этап первый. Телесный
Возраст: до 1 года

Ребенок испытывает привязанность через ощущения. Он привыкает к запаху мамы, к характеру прикосновений. Тем не менее, если за малышом будет ухаживать другой взрослый - он примет и эту заботу.

Этап второй. Поиск сходства
Возраст: до 2 лет

Малыш начинает копировать действия взрослых. Больше всего он обращается к самому - к тому, кто находится рядом с ним постоянно.

Этап третий: Определение принадлежности
Возраст: до 3 лет

Ребенок начинает осознавать свое место в семье. Он понимает слова «мой», «твой», «наш»; говорит: «Я хочу», «Это мое», то есть начинает чувствовать принадлежность.

Этап четвертый. Осознание значимости
Возраст: до 4 лет

На этом этапе ребенку очень важно понимать, что его любят. Он может спрашивать об этом открыто: «А ты меня любишь, мама?» Иногда это происходит неосознанно - ребенок пытается заслужить любовь своими поступками, добиваясь похвалы и ласки.

Этап пятый. Осознанная привязанность
Возраст: до 5 лет

Ребенок начинает испытывать осознанные чувства по отношению к дорогим для него людям. Эти чувства имеют продолжение в поступках. Малыш ищет способы, с помощью которых он может выразить свое отношение к родителям, говорит им о своей любви.

Этап шестой. Привязанность через понимание
Возраст: до 6 лет

Ребенок хочет, чтобы его понимали, любили таким, какой он есть. Малыш начинает делиться своими секретами с родителями, ждет от них положительной отдачи.

Все эти этапы формирования привязанности заложены природой, обычно дети преодолевают их неосознанно, сами по себе. Изучив этапы развития привязанности и историю усыновленного ребенка, должны ответить для себя на вопрос: в какой момент цепочка прервалась? Когда конкретно ребенок остался без близких людей рядом?

Начинать работать с нарушением привязанности нужно именно с этого момента. Но все же, по мнению специалистов, даже если ребенок уже взрослый, зачастую все этапы приходится проходить заново. То есть в первое время малыш будет как младенец-потребитель. Он начнет проявлять ласку к приемным родителям, но и к другим взрослым будет относиться так же. Позже станет открывать сходство с новой семьей, затем осознает границу дозволенного и только потом начнет проявлять первые настоящие чувства.

Как помочь ребенку быстрее пройти через этапы формирования привязанности

Если не работать с нарушением привязанности, то ребенок может так и остаться капризным, постоянно переживающим чувство потери биологических родителей. Для того чтобы прогресс стал стремительнее, необходимы последовательные действия родителей. Приведем пример: ребенок боится оставаться ночью один и просится в кровать к маме и папе. Один раз его берут, потому что жалеют, а потом решают, что место малыша - в детской, и не стоит приучать его спать в другой кровати. Ребенок, без сомнения, оказывается в растерянности. Если разрешили один раз - значит, позволят еще. А если не позволяют - значит, не любят. Доверие к приемным родителям подрывается.

В семье необходима установка четких правил - причем с самого начала. У ребенка должно быть постоянство - так он быстрее адаптируется и привяжется к новой семье. Самый простой вариант - взять листок, сесть вместе с мужем (бабушкой, тетей, любыми родственниками, которые принимают участие в воспитании) и составить список этих правил. Наверняка они уже есть в семье, просто употребляются бессознательно. Вот пример пунктов из такого списка:

  1. Нельзя шуметь, когда папа работает за компьютером;
  2. Посуду каждый моет за собой сам;
  3. Каждый самостоятельно следит за порядком в своей комнате;
  4. После 21:00 нельзя включать телевизор.

Выполнение всех этих правил обязательно в любом случае. Нельзя, чтобы «злой папа» запрещал компьютерные игры, а «добрая мама» разрешала. Непоследовательность негативно сказывается на хрупком ощущении ребенком стабильности.

Не стоит ждать, что малыш сразу начнет бесконечно любить приемных родителей. Для всего нужно время. Но приблизить момент возможно. Отмечайте семейные праздники. Если ребенок пришел в семью в осознанном возрасте, можно отметить не только его день рождения, но и день усыновления. Почаще произносите объединяющие фразы: «Наша семья», «Ты смеешься, как папа», «Наш сынок (дочка)».

Делайте совместные фотографии, храните хорошие воспоминания и забывайте плохое. Рано или поздно ребенок обязательно начнет испытывать потерянную прежде привязанность к любимым людям.

Елена Кононова

"Я никому не нужен", "я плохой ребенок, меня нельзя любить", "на взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент" - это убеждения, к которым в большинстве своем приходят дети, покинутые своими родителями. Один мальчик, попавший в детский дом, говорил о себе: "Я - лишенный родительских прав".

Привязанность - это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это - жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития.

Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально, и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.

Потребность в привязанности - врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых. Выделяют следующие типы нарушенной привязанности:

  • Негативная (невротическая) привязанность - ребенок постоянно "цепляется" за родителей, ищет "негативного" внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.
  • Амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: "привязанность-отвержение", то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка, делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.
  • Избегающая - ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив - "никому нельзя доверять". Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок "застрял" в нем; либо если разрыв воспринимается как "предательство", а взрослые - как "злоупотребляющие" детским доверием и своей силой.
  • Дезорганизованная - эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности.

Для первых трех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 4 - прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности.

Все же большинство детей, чей опыт жизни в семье не был катастрофическим и чье доверие ко взрослым подорвано не окончательно, ждут новую семью как средство исцеления от одиночества и покинутости, с надеждой на то, что в их жизни все еще будет хорошо.

Однако простого перемещения в новую ситуацию не всегда достаточно для того, чтобы "новая" жизнь сложилась хорошо: прошлый опыт, навыки и страхи остаются с ребенком.

Этапы переживания горя и потери

Для ребенка отчуждение от родной семьи начинается не в момент изъятия, а в момент помещения в новую семью или учреждение. Дети начинают чувствовать себя отличающимися от обычных детей - тех, которые не лишились семьи. Осознание этого может проявляться по-разному. Этим, по-видимому, объясняется тот факт, что многие адаптирующиеся к новым жизненным условиям дети начинают вести себя заметно хуже в школе и внезапно становятся мрачными и агрессивными. В процессе адаптации обычно наблюдается несколько этапов.

Отрицание

Главная особенность поведения ребенка на этом этапе состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю. Такой ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у взрослых: "ему все нипочем". Для вновь принятых в семью детей это может означать то, что они привыкают не выражать болезненные чувства, обращаясь к опыту прошлого. Они живут, изо всех сил стараясь не думать о том, что произошло, плывут по течению. Но такое состояние тянется не долго - либо последует "взрыв", когда переживания нахлынут, либо начнутся соматические и поведенческие проявления вытесняемых переживаний: рассеянность, частое впадание в прострацию, расстройство учебной и любой другой деятельности, требующей сосредоточенности и логики (глобальные расстройства внимания и интеллектуальные нарушения - "аффект тормозит интеллект"), капризы и слезы "без повода", ночные кошмары, расстройства желудочно-кишечного тракта и сердечной деятельности и т.п.

Гнев и смешение чувств

Этот этап характеризуется появлением сильных, иногда взаимоисключающих эмоций. Жить ребенку с чувствами, вызывающими тревогу и беспокойство, сложно и тяжело. Дети в этот период чрезвычайно чувствительны, и они особенно нуждаются в помощи, чтобы эти подавленные чувства не нанесли вреда. Дети испытывают следующие эмоции, причем иногда все сразу:

  • Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремление увидеться с членами родной семьи и повсюду их разыскивать. Нередко утрата обостряет привязанность, и ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко.
  • Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определенного или быть самодавлеюшим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д. Они могут гневаться на "предавших" их родителей. На "разлучников" - милицию и детский дом, которые "вмешались не в свое дело". Наконец, на приемных воспитателей как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.
  • Депрессия . Боль потери может вызвать чувство отчаяния и потерю уважения к себе. Помогая принятому в семью ребенку выразить свою печаль и понять ее причины, воспитатели помогают ему тем самым преодолеть состояние стресса.
  • Вина. Это чувство отражает реальное или предполагаемое отвержение или обиду, причиненную потерянными родителями. Даже у взрослых людей боль может ассоциироваться с наказанием за что-то. "Почему это случилось со мной?", "я - плохой ребенок, со мной что-то не так", "я не слушался родителей, плохо помогал им - и меня забрали". Такие и подобные им утверждения высказывают дети, лишившиеся родителей. Суть происходящего в том, что ребенок в попытке осмыслить ситуацию ошибочно принимает ответственность за происшедшее на себя. С другой стороны, он может также чувствовать вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит приемных родителей и наслаждается материальным комфортом, в то время как его родители живут в бедности.
  • Тревога . В критических случаях она может перерасти в панику. Принятый в семью ребенок может бояться отвержения приемными родителями; или испытывать иррациональный страх за свое здоровье и жизнь, а также за жизнь приемных воспитателей и/или родных родителей. Некоторые дети боятся, что родные родители разыщут их и заберут, - в тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, и т.д.

В целом, в период адаптации к новой жизненной ситуации и свыкания с потерей поведение ребенка характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, присутствием сильных чувств (которые могут подавляться) и расстройством учебной деятельности. Обычно адаптация происходит в течение года. На протяжении этого периода воспитатели могут оказать существенную помощь ребенку, и это послужит "цементом", скрепляющим новые отношения. Однако если какие-либо из перечисленных выше проявлений сохраняются на более долгий срок, имеет смысл обратиться за помощью к специалистам.

Что можно предпринять

Определенность: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Постарайтесь заранее рассказать ребенку о других членах вашей семьи, показать их фотографии. Покажите ребенку его комнату (либо часть комнаты), его кровать и шкаф, куда он может сложить личные вещи, объясните, что это - его пространство. Спросите, хочет ли он теперь побыть один или вместе с вами. Старайтесь все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет дальше происходить: "Сейчас мы покушаем и ляжем спать, а завтра еще раз посмотрим квартиру, сходим погулять во двор и в магазин".

Утешение: если ребенок подавлен и проявляет другие признаки горя, постарайтесь мягко обнять его и скажите о том, что вы понимаете, как грустно расстаться с теми, кого любишь, и как бывает тоскливо в новом, незнакомом месте, но так грустно ему будет не всегда. Подумайте вместе, что могло бы ребенку помочь. Важно: если ребенок расплакался - не останавливайте его сразу. Побудьте с ним вместе и через некоторое время успокойте: если слезы есть внутри, лучше их выплакать.

Физическая забота: узнайте, что любит ребенок из еды, обсуждайте с ним меню и по возможности учитывайте его пожелания. Последите, чтобы ночью в коридоре горел ночник, и если ребенок боится темноты, то и в его комнате тоже. Укладывая спать, посидите с ребенком подольше, поговорите с ним, подержите за руку или погладьте по голове, если возможно, подождите, пока уснет. Если ночью вам кажется, что ребенок, даже не маленький, плачет, обязательно зайдите к нему, но не включайте свет, чтобы не смутить. Тихонько посидите рядом, попробуйте поговорить и утешить. Малыша можно просто обнять и даже остаться с ним на ночь (в первое время). Важно: будьте внимательны, если ребенок напрягается от физического контакта, выразите свое сочувствие и заботу просто словами.

Инициатива: инициируйте положительное взаимодействие с ребенком, проявляйте первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавайте вопросы и выражайте тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Важно: не ждите ответного тепла сразу.

Воспоминания: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Важно: отложите, если возможно, свои дела на потом или выделите специальное время, чтобы поговорить с ребенком. Если его рассказ вызывает у вас сомнения или смешанные чувства, помните - ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет. Просто подумайте, что мог переживать ваш ребенок тогда и что он чувствует во время разговора с вами, - и посочувствуйте этому.

Памятные вещи: фотографии, игрушки, одежда - все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.

Помощь в организации дел: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни. Вы можете обсуждать и планировать их дела вместе, давать им конкретные советы по поводу какой-либо деятельности, писать записки-памятки и т.д. Важно: поддерживать ребенка, если он злится на себя за свои промахи: "то, что происходит с тобой - нормальная реакция на ненормальные обстоятельства", "мы справимся" и т.д.

В характере вашего приемного ребенка могут быть черты, про которые вы смело можете сказать: "это уже не его горе, а мое!". Пожалуйста, помните, исправить все сразу нельзя. Сначала ребенок должен привыкнуть к вам, принять изменения в своей жизни, и только потом он будет меняться сам.

Вышеприведенное описание имеет отношение прежде всего к внутренним переживаниям ребенка. При этом существует четкая динамика в процессе выстраивания отношений с людьми, которые заботятся о ребенке и волею обстоятельств становятся для него самыми близкими, в той или иной степени заменяя родителей.