Фонтан дружбы народов что символизирует. Фонтан дружбы народов – одна из отличительных особенностей вднх. Что символизирует скульптура

Создан в 1954 году. Архитектор - К.Т. Топуридзе, инженер - В.И. Клявина, скульпторы - З.В. Баженова, А.И. Тенета, И.М. Чайков, З.В. Рылеева, В.П. Гаврилов.

Современное состояние

Фонтан работает.

Геометрия, математика, инженерия

Фонтан имеет овальную геометрию: его размер по большой оси 81 м, а по малой 56 м. Длина по периметру 170 м. Площадь 3723 кв. м.

Рокировка фонтанов

Фонтан «Дружба народов» расположен в юго-восточной овальной части обширной одноименной площади (до 1954 года носившей название площади Колхозов), непосредственно являясь одним из ее художественных и смысловых акцентов. Первоначально на том самом месте ВСХВ 1939 года находилось детское кафе и часть южной зоны отдыха, включавшей себя несколько небольших павильонов. В ходе послевоенной реконструкции 1949–1954 годов в связи с необходимостью создания новых республиканских павильонов было принято решение выстроить их вдоль единой центральной оси, визуально связывающей Мещанскую улицу (проспект Мира) и ВСХВ. Старые деревянные павильоны снесли, и на освободившейся территории была спроектирована площадь для проведения митингов.

В схеме обновленной планировочной структуры под руководством А.Ф. Жукова и Р.Р. Кликса эта часть Выставки была задумана в форме трехлучия, оси которого сходились бы в одной точке - к новому монументу И.В. Сталину, спроектированному на месте, где сейчас начинается цветочный партер фонтана «Каменный цветок». Как раз перед этим монументом, обращенным лицом к Главному павильону, и предполагалась восьмиугольная, с эллипсовидными очертаниями площадь с пониженной центральной частью наподобие римской сцены-арены. Уже в ходе строительных работ художественный совет ВСХВ пришел к выводу, что данная площадка для митингов нецелесообразна - и в центре образованного пространства было решено разместить еще один Главный фонтан. В его основе лежал уже реализуемый в то время проект первого Главного фонтана у павильона Украины. Первоначальный фонтан, из первых «разжалованный» во вторые, переработали те же авторы К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновский - и так расцвел «Каменный цветок».

Классицизм

Архитектурное решение фонтана прекрасно вписалось как в планировку, так и в образ Выставки в целом. «Дружба народов» всем своим видом напоминает нам известнейшие образцы фонтанного искусства XVII–XVIII веков. Ступенчатая, овальная в плане чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенных в огромный сноп. Окружают его 16 золоченых бронзовых девушек, персонифицирующих входившие на тот момент в СССР 16 союзных республик. Скульпторам фонтана-хоровода позировали представительницы этих республик. Известны имена только трех натурщиц: эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова - грузинка Родам Амирэджиби.

Помимо национальной подоплеки, несомненно, прослеживается и мифологическая. Образы девушек не случайно напоминают Деметру - богиню плодородия, покровительницу земледелия, так как советское искусство 1930–1950-х годов равнялось на эстетические идеалы классицизма.

Константин Топуридзе, как тонкий знаток и интерпретатор классического наследия, создавая «Дружбу народов», явно ориентировался на шедевры петровской эпохи, облик фонтана очень похож на петергофские прототипы вплоть до воспроизведения отдельных элементов - дельфинов. Интересно, что авторы фонтана не сразу пришли к лаконичному решению, построенному на сочетании красного гранита и золоченой бронзы, поскольку первоначально все фигуры, за исключением снопа, задумывались полихромными, то есть облицованными цветной смальтой. Как ни странно, но в 1954 году именно классический выбор авторов подвергся критике, заслужив оценки как «купецкая дешевка», «16 самоваров» и пр. Признавая художественные удачи, достигнутые авторами фонтана, отечественный искусствовед В.П. Толстой отмечал: «Фигуры девушек лишены декоративности, монументальности, которые необходимы для восприятия на открытом воздухе в столь обширном пространстве. <…> Они лишены пластической выразительности силуэтов, а будучи покрыты позолотой, которая ещё больше уничтожила их пластическую объёмность благодаря тому, что она сильно отсвечивает на солнце, - это совершенно нивелировало их национальное своеобразие, а сами фигуры, по идее составляющие дружный хоровод, недостаточно связаны между собой. В результате сама по себе очень хорошая поэтическая идея фонтана «Дружба народов» не получила достаточно яркого образного воплощения» .

Композиция

Есть мнения, что прототипом фонтана послужил и «Гурьевский сервиз» Степана Пименова 1809–1816 годов - его фарфоровые скульптуры напоминали античных богинь с национальными чертами в одежде и атрибутах, как и персонажи работавшего в те же годы Алексея Венецианова. В отличие от современников-академистов, художник искал свой идеал женской красоты среди крестьянок. На фоне реалистичного русского пейзажа его полуфантастические персонажи - античные богини в национальной праздничной одежде - боронят землю, а после отдыхают в тени деревьев в позах красавиц Тициана.

1. До лета 2017 года фонтаны функционировали в усеченном режиме - не работала автоматика ввода струй. Но когда на Выставке в полную силу работали все фонтаны, фонтан обслуживало около 30 человек! Игра струй достигалась такой техникой, которая даже сегодня может многим показаться фантастической. Представьте себе стену высотой десять метров, на которой висят в четыре ряда моторные реле - такие «будильники» со множеством стрелок. Эти реле обеспечивали движение и замыкание контактов, которые, в свою очередь, включали различные электрические устройства. Последние приводили в движение насосы и задвижки, все это синхронизировалось. Была полностью контактная автоматика, не только без вычислительной техники, а даже без полупроводников. Все это, естественно, приходилось постоянно чистить, промывать, освобождать от пыли. Вот почему работало столько народу, рассказал в интервью «Москве-24» технический директор АО «ВДНХ» Александр Егоров в 2014 году .

Пчелов Е.В. ВСХВ, московский метрополитен и советская символика // Вспомогательные и специальные науки истории в XX - начале XXI в.: призвание, творчество, общественное служение историка. Материалы XXVI Международной конференции. М.: РГГУ, 2014. С. 301.

Стенограмма заседания Правления и секций Московского Союза Советских художников 19 ноября 1954 г.

Http://www.m24.ru/articles/56873.

Фонтан "Дружба народов" является самым главным символом ВДНХ (ранее ВСХВ).

Сооружение построено по проекту творческой группы: архитектора Топуридзе, инженера Клявина и скульпторов Баженовой, Тенеты, Чайкова, Рылеевой и Гаврилова. Торжественное открытие состоялось в 1954 году. Изначально проект носил имя "Главный фонтан", в 1953-1954 годах - "Золотой сноп", а с августа 1954 г. - "Дружба народов".

Фонтан на плане -овальный, а вовсе не круглый, как полагают многие. Бассейн выполнен в виде вытянутого 8-миугольника. Размеры: по большой оси - 81 метр, а по малой - 56 метров. Длина по периметру -170 метров. Площадь - 3723 м кв.

В центре фонтана расположен огромный сноп, сиволизирующий основные с\х культур СССР. Сноп сделан из меди способом выколотки. По перифирии сооружения - скульптуры колхозниц из бронзы с позолотой.

Москвичи, может, и знают, а, вот, гостям столицы вряд ли придет в голову пересчитать золоченые скульптуры прекрасных девушек у фонтана. Зачем? Если каждый помнит, что республик в СССР было ровно пятнадцать.

16 величественных дам! Откуда же взялась еще одна фигура?

Оказывается, вплоть до 1956 г. в состав СССР входила Карело-Финская ССР, позже преобразованная по указанию Никиты Хрущева в автономную республику Карелия. Думаю, это событие сыграло большую роль в будущем при распаде СССР. Страшно представить потенциальный отрыв Карелии от России. Это был бы непоправимый урон. Спасибо, товарищ Хрущев!

Но вернемся к фонтану. Вот, та самая скульптура карельской девушки.

Её , конечно, оставили, то ли рассчитывая на невнимательность советских граждан, то ли не желая рушить прекрасное произведение искусства. Уверена, что второе. Да и у кого бы поднялась рука?

Растения, использованные в оформлении скульптур :

1. Девушка из Белоруссия держит в руках яблоко, ягоды и лен.
2. Дама Россия - рожь.
3. Украинка представляет цветы, пшеницу, виноград и подсолнух.
4. Узбечка и Азербайджанка - хлопок.
5. Армянка с Грузинкой держат виноград.
6. Девушка из Литвы - цветы, лен и ячмень.
7. Дама из Латвии - пшеницу.
8. Карелка держит какие-то цветы и вроде бы ель.
9. Эстонка протягивает зрителю цветы, и... капусту (?).
10. Молдавия отвечает за кукурузу и виноград.
11.Киргизия демонстрируют гирлянды, цветы.
12. Казашка держит пшеницу (целина! все помним).
13. Туркмения - хлопок.

Эта информация неточна. Если заинтересуетесь, приглядитесь повнимательнее к тамошнему гербарию.

Порядок расположения фигур фонтана.

Особой логики нет, кроме того, что Россия, Украина и Белоруссия расположились в центре (с видом на Центральный павильон).

Если посмотреть на "Дружбу народов" от Главного павильона по ходу часовой стрелки, то получится так:

РСФСР- Украина - Узбекская ССР - Грузинская ССР - Литовская ССР- Латвийская ССР - Таджикская ССР- Туркменская ССР - Карелия - Эстония - Армения - Молдавия - Киргизия - Азербайджан - Казахская ССР - Белорусская ССР.

Построен в 1954 г. по проекту архитекторов К. Топуридзе и Г. Константиновского. Кстати, у фонтана 16 женских фигур, изображающих 16 республик СССР. 16-я республика - Карело-Финская, которая в 1956 г. была превращена в Карельскую АССР в составе РСФСР.

ИСТОРИЯ
Первоначальное название фонтана - «Золотой сноп» (переименован перед самым открытием выставки в августе 1954 г.).
Авторы - К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновский. Конструкция и гидротехническая часть разработаны под руководством инженера В.И. Клявина, а электротехническая часть - проектной конторой «Моссветпроект» (В.И. Соколов). Декоративно-скульптурное оформление фонтана выполнено скульпторами 3.В. Баженовой, А.И. Тенета, И.М. Чайковым и 3.В. Рылеевой. Сноп лепил В.П. Гаврилов.
По проекту 1950-1951 гг. на этом месте планировалась площадь перед статуей Сталина, а фонтан предполагалось установить против павильона Украинской республики (на месте «Каменного цветка»). В разработке этого варианта принимали участие архитекторы К. Топуридзе и Г. Константиновский, инженеры-конструкторы Л. Шойхет и Б. Новиков, инженеры-гидротехники А. Веткин и Л. Кеслер и инженер-электрик Н. Волпян.

«ЗОЛОТОЙ СНОП»
Тема изобилия социалистического сельского хозяйства легла в основу композиционного решения фонтана «Золотой сноп». Бассейн его в плане повторяет форму восьмигранной площади, в центре которой помещается фонтан, и представляет собой вытянутый восьмиугольник с внутренними размерами по большой оси 81 м и по малой оси - 56 м.
Длина периметра бассейна составляет 170 м, а площадь его, как сказано выше, равна 3 723 кв. м. Борт бассейна облицован массивными плитами красного полированного гранита.
В центре бассейна, над зеркалом воды, возвышается большой декоративный золотой сноп из главнейших сельскохозяйственных культур нашей Родины. Сноп выполнен из медных листьев путем выколотки по металлическим формам. Окружают его 16 бронзовых, покрытых позолотой, скульптур девушек-колхозниц, олицетворяющих 16 союзных советских республик. Установлены эти скульптуры на 16 гранитных постаментах.
Над центральной декоративной группой поднимается целая система струй, образующих водяной сноп внушительных размеров. По высоте он превышает 20 м.
Центральная часть фонтана имеет 6 основных фигур струй и 25 промежуточных. Фигуры струй постепенно чередуются, изменяя общую композицию фонтана.
Центральную фонтанную группу фланкируют по вытянутой оси бассейна две малые фонтанные группы, каждая из которых представляет собой два концентрических кольца подающих труб с насадками, оформленными по внешним кольцам декоративными цветами двух типов (по 24 в каждом кольце). Насадки внутренних колец оформлены декоративными рыбами (по 8 на каждом кольце). Рыбы и цветы выполнены из медных листов способом выколотки.
Кроме этого, в бассейне установлены четыре пары декоративных дельфинов; из их пасти вылетают 8 продольных струй.
Смена фигур фонтанных струй производится автоматически.
Общая продолжительность замкнутого цикла работы фонтана составляет полтора часа.
В вечернее время фонтан подсвечивается по установленной программе, выполняющейся автоматически. Смена цветов увязана с вариациями игры фонтанных струй. Для этой цели установлено около 250 прожекторов.
Обширная насосная станция находится в центральной части бассейна, под декоративным оформлением фонтана. Помещение ее соединяется подземным тоннелем с подвалом павильона Российской Федерации, где устроена трансформаторная станция, обслуживающая фонтан.
Расположенные в насосной станции 8 насосов приводятся в действие электромоторами общей мощностью в 550 кВт. Каждую секунду 880 насадок фонтана выбрасывают 1,2 тыс. л воды. Эта вода через водозаборную камеру, которая окружает насосную станцию, засасывается насосами и вновь выбрасывается в виде фонтанных струй.
Конструкция бассейна состоит из железобетонного днища и бортовых стенок, составляющих одно целое. Центральная часть фонтана представляет в плане овал, построенный по двум радиусам. Размеры в плане составляют по большой оси 21,3 м, а по малой - 16,32 м. Площадь насосной станции - 262 кв. м.
Над центральной частью насосной станции (ее высота от чистого пола достигает 5,66 м) помещается декоративный сноп высотой в 7,4 м.
Центральная часть фонтана в разрезе имеет ступенчатый вид и разбита на отдельные каскады с понижением от центра. Вокруг основания снопа устроена первая камера подсвета струй, остекленная по металлическим рамам сталинитом шириной в 1,29 м.
За ней следует верхний каскад переменной ширины от 1,6 м до 2,13 м, представляющий собой железобетонный резервуар. Каскад в плане имеет круговую замкнутую форму. Борты его оформлены медными декоративными порезками. Нижняя стенка каскада облицована красным полированным гранитом. Глубина воды в каскаде 85-90 см.
Ниже верхнего каскада находится вторая камера подсвета, также остекленная сталинитом. Под ней расположен средний железобетонный каскад шириной в 1,15-1,7 м. Его передняя стенка облицована рваным красным гранитом, сверху нее уложена кованая гранитная плита лекальной формы. По периметру стенки каскада установлено 16 чугунных литых раковин.
Из второго - среднего - каскада вода попадает в чугунные раковины, а оттуда переливается в нижний каскад. Отсюда вода через борт переливается в бассейн. Передняя стенка нижнего каскада также облицована рваным гранитом, а ее борт оформлен декоративной медной порезкой.

Е сли спросить у западного Гугла или у отечественного Яндекса о том, какой же фонтан в Москве самый-самый главный, самый красивый, то поисковики без колебаний выдадут информацию о фонтане «Дружба народов» на ВДНХ. И будут правы, ведь самое первое название столичного шедевра — «Главный фонтан», а по красоте, замыслу и узнаваемости «Дружба народов» впереди всех 250 фонтанов Москвы вместе взятых. А количество их, если не ошибаюсь, именно такое.

Узнаваемость фонтана напрямую зависит от популярности места, его истории, посещаемости и цитированию в соцсетях, в интернете. С местом всё сложилось удачно — ежегодно на ВДНХ приезжают до 25 миллионов человек. Уверен, что селфи на фоне Главного фонтана выставки сделал каждый второй представитель Китайской Народной Республики — в память о нерушимой дружбе и сотрудничестве двух великих народов — советского и китайского. Из всех туристов, китайцев, по оценкам администрации Выставки, приезжает больше всего.

С историей же всё не так перспективно — новое поколение — кто родился в 90-е, о некогда дружном и братском государстве почти ничего не знает, и ВДНХ — как единственный уцелевший артефакт великой советской эпохи, такой разной и противоречивой, воспринимается, как место досуга. Плохо это или хорошо — уже не так важно, ведь главное, чтобы фонтан работал, и от жары спасал, и фон для «себяхи» эффектный — 16 ярко переливающихся от золота на солнце девушек.

Вообще, всего на ВДНХ — 17 фонтанов, 14 из которых находятся в Центральной аллее — это самые первые и небольшие фонтаны. Их можно увидеть, если войти через арку Главного входа.

Центральная аллея ВДНХ. Фото: vdnh.ru

Фонтан «Каменный цветок» - второй по значению фонтан ВДНХ после фонтана «Дружба народов».


Каменный цветок. Фото: vdnh.ru

Кстати, именно в проекте этого красивейшего фонтана изначально присутствовали 16 аллегорических фигур, символизирующих союзные республики, однако эту пышную композицию решено было положить в основу фонтана «Дружба народов», в связи с близостью к Главному павильону. Фонтан «Каменный цветок» был построен одним из первых — в 1951 году.

Отдельное внимание заслуживает фонтан «Золотой колос» (1954 г.), расположенный в центре пруда № 3.

Фонтан «Золотой колос»

Фонтан «Золотой колос»

Высота некоторых его струй достигает 25 метров. Как и все фонтаны ВДНХ сейчас находится на реставрации и к 2018 году — возможно, к открытию Чемпионата Мира по футболу, он снова будет радовать и восхищать.

Ну и самый главный символ ВДНХ — фонтан «Дружба народов».


Фонтан «Дружба народов». Фото: vdnh.ru

В числе главных архитекторов — муж народно любимой актрисы СССР Рины Зеленой — Константин Тихонович Топуридзе. Его имя знакомо очень узкому кругу людей — люди очень редко интересуется авторством произведения искусства. Однако в СССР архитектор был знаменит своими главными творениями — автор проектов фонтанов: «Дружба народов», «Золотой колос», «Каменный цветок» — все на ВДНХ. А до этого, в 1940-1941 годах, по проектам архитектора Константина Топуридзе, в Москве были построены и отреставрированы мосты: Лефортовский, Госпитальный и Костомаровский — все через реку Яуза.

Но вернемся к главному шедевру архитектора — к фонтану «Дружба народов». Был построен в 1954 году. До войны на его месте были детское кафе и маленькие павильоны с прилегающей зоной отдыха. Однако к открытию Выставки Достижений Народного Хозяйства, в 1954 году, на этой территории хотели было поставить памятник Сталину, но к тому времени культ личности вождя упал до рекордного минимума, и место отдали под еще один фонтан. Над названием фонтана долго не думали — в проектных документах он так и значился — «Главный фонтан». В ходе строительства его переименовали в «Золотой сноп» . И только перед самым открытием ВНДХ по предложению безымянного автора его окончательное название стало «Дружба народов ». К сожалению, имя автора идеи не сохранилось.


Фонтан дружба народов ВДНХ. Фото: pinterest.com

Золоченный облик фонтана «Дружба народов» легко напоминает шедевры знаменитого . Хотя изначально авторы хотели облицевать все 16 статуй полихромным материалом — разноцветной смальтой. Но эта декоративная идея подверглась резкой критике и всех девушек решено было покрыть одним цветом — позолотой. Насколько удачным было решение — мнений очень много, но в жаркую погоду на девушек смотреть очень сложно — фигуры на солнце сильно отсвечивают.


ВДНХ фонтан дружбы народов. Фото:

Фонтан «Дружба народов» - один из главных символов не только ВДНХ, но и всей Москвы,в 2014 году отмечал свое 60-ти летие.
Первоначально фонтан назывался - «Золотой сноп», поскольку был призван отражать тему изобилия социалистического сельского хозяйства. Однако название «Дружба народов», которое он получил буквально накануне открытия, все же больше отвечало содержанию. Сегодня совершенно очевидно, что фонтан пережил свой первоначальный идеологический смысл, как это не раз случалось в истории с произведениями истинно художественной ценности.Грандиозное сооружение - памятник истории и культуры государственного значения - построено в 1954 году по проекту архитекторов К.Топуридзе и Г. Константиновского. Декоративно-скульптурное оформление выполнено З. Баженовой, А. Тенета, И. Чайковым и З. Рылеевой. Сноп лепил В. Гаврилов. Конструкция и гидротехническая часть разработаны под руководством инженера В. Клявина.
Примечательно, что при создании скульптур позировали представительницы национальностей, соответствующих каждой республике. Известны только три героини, кто позировал скульпторам фонтана. Это эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова, бывшая в те далекие годы студенткой Московской консерватории, и жена поэта Михаила Светлова грузинка Родам Амирэджиби.
Водяной столб над центральной частью декоративной группы фонтана достигает высоты 24 метров. Каждую секунду около 2000 насадок фонтана выбрасывали 1,2 тыс. л воды. Насосная станция расположена под центральной частью фонтана и соединяется подземным тоннелем с павильоном №71, где находится трансформаторная станция и система автоматики, обслуживающие фонтан.Площадь поверхности водного зеркала фонтана «Дружба народов», обрамленного восьмигранной чашей из красного гранита, - около 4000 кв. метров, размер по большой оси 81 м., по малой оси - 56 м., глубина - 70 см. Общая продолжительность замкнутого цикла работы фонтана составляет полтора часа.
«Дружба народов» - самый большой из каскада фонтанов Всероссийского выставочного центра, куда входят 14 фонтанов на Центральной аллее, навеянная уральскими сказками Бажова поэтическая композиция фонтана «Каменный цветок» и фонтан «Золотой колос». В центре «Дружбы народов» - гигантский сноп изобилия из главнейших сельскохозяйственных культур бывшего СССР. Сноп выполнен из медных листьев путем выколотки по металлическим формам. Вокруг него в серебристом каскаде струй – 16 скульптурных фигур девушек-колхозниц в национальных костюмах, олицетворяющих 16 союзных советских республик. Шестнадцатой стала скульптура Карело-Финской ССР, которой в 1956 году был возвращен статус автономной республики в составе РСФСР. Скульптуры выполнены из бронзы и покрыты тончайшим слоем золота. Сноп изготовлен из меди и также покрыт позолотой.
Впечатляющее зрелище происходит здесь в вечернее время. 250 прожекторов подсвечивают фонтан по установленной программе, которая за один час меняется шестнадцать раз. Смена цветов соответствует системе игры фонтанных струй.
Гулять вокруг фонтана «Дружба народов» пытаясь понять, какая девушка, какую республику символизирует – удовольствие, которое может увлечь на долгое время, особенно если иметь какое-то представление о национальных костюмах и о том, какими сельскохозяйственными культурами славилась каждая республика.
Мы со своей семьей очень люблю гулять по историческим местам и узнавать, что то новое.