Если ребенок часто обманывает консультация для родителей. Почему ребенок врет и как отучить его от этой привычки

Заметили за малышом склонность приукрашивать события? Не дайте ему превратиться в патологического врунишку.

Не правду в той или иной степени говорят все: и взрослые, и дети. Для ребенка это нормальная реакция на разные обстоятельства. До 5 лет малыши лгать не умеют. Они еще не отличают, где реальность, а где вымысел, и просто фантазируют. К 7 годам формируется мораль, и ребята уже понимают разницу между добром и злом, правдой и неправдой. И тут многие начинают приукрашивать реальность, стремясь повысить авторитет среди сверстников. С 8 до 10 лет детям свойственно выяснять, у кого богаче родители, новомоднее гаджеты. Не стоит волноваться, дети повзрослеют и перестанут сочинять небылицы.

Если в 12 лет школьник обманывает всех по любому поводу, лучше обратиться за помощью к специалисту. Причина может крыться в психологических проблемах, проблемах в семье. Чтобы не доводить ситуацию до критической, правильно воспитывайте маленького фантазера.

Почему ребенок врет. Причины лжи

Чаще всего за враньем кроется крик о помощи. И в некоторых случаях в этом виноваты родители. Возможно, ваш малыш обманывает, потому что:

1. Боится наказания. Если вы с ним излишне строги, ребенок будет скрывать правду, чтобы избежать гнева.

2. К нему предъявляют много требований. Чем выше планку ставите, тем сильнее дети боятся разочаровать маму и папу.

4. Не доверяет. Если не взаимопонимания, ребенок будет постоянно что-то скрывать.

5. Его часто критикуют. Когда родители вечно недовольны, ложь станет защитой. Школьник будет утаивать плохие оценки.

6. Очень любит вас и не хочет огорчать. Твердите, что хулиганства сводят вас с ума, сильно переживаете из-за разбитой тарелки? Ребенок это запомнит и сделает все, чтобы замести следы.

7. Ему не хватает тепла и заботы. Придуманными историями он пытается привлечь к себе внимание родителей.

Как отучить ребенка врать

Подавайте пример

Последите за своим поведением. Папа, который покупает сыну мороженое со словами: «Только маме об этом не говори», учит обманывать. Следите за своей речью — иногда вы даже не замечаете, что при детях говорите неправду, а ведь они все фиксируют.

До 7 лет научите ребенка разграничивать правду, ложь, фантазию и вымысел

Малыши прекрасно усваивают информацию по книгам и мультфильмам. Возьмите на вооружение рассказ Носова «Фантазеры» или «Тайное становится явным» Драгунского.

Играйте, вместе придумывайте истории, подчеркивая, что все это сказка, не имеющая отношения к реальности.

Не требуйте от ребенка абсолютной открытости

У него могут быть личные секреты. Но сын или дочь должны уяснить, что нельзя лгать о том, что касается их жизни, здоровья, безопасности. Говорите прямо: «Если хочешь, чтобы я тебе доверяла, отвечайте честно. А я хочу знать, где ты, с кем, чем занимаешься, чтобы в случае необходимости тебе помочь». Делать это надо мягко, не настаивая, иначе ребенка замкнется в себе и перестанет вам доверять. Прежде всего, вы должны оставаться ему хорошим другом.

Разоблачайте мягко

Если ребенок явно говорит неправду, вы, конечно, должны вывести его на чистую воду. Скажите просто: «Я расстроена тем, что ты мне соврал». Ругать не нужно. Дети должны чувствовать, что родители на их стороне в любом случае.

Не наказывайте за вранье

Это только усугубит ситуацию, и вы потеряете контакт друг с другом.

Давайте право выбора

Если школьник скажет честно: «Я не хочу идти на занятия» и вы позволите ему остаться дома хотя бы раз, у него не возникнет желания врать про больной живот, чтобы прогулять уроки. Тут важно решить, что для вас более важно и ценно: доверительные отношения со своим ребенком или быть «родителем-занудой».

Не паникуйте

Пока ложь никому не навредила, она не опасна. Но делать вид, что проблемы не существует, не стоит. Надо внушать ребенку, что на хитрости и лжи далеко не уедешь, ничего хорошего в них нет.

Будьте другом своему ребенку и внимательны к его чувствам. Доверительные отношения сблизят вас, и мыслей соврать не появятся.

Ребенок обманывает: как отучить с гарантией

Февраль 10, 2018 - Комментариев нет

Когда родители замечают, что их ребенок обманывает , это вызывает смятение и множество вопросов. Зачем он это делает? Что служит причиной детского вранья? Как отучить ребенка обманывать? Ответ подскажут знания Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Ребенок часто врет: как это происходит?

Вы вдруг узнаете, что ребенок говорит неправду. Как вы реагируете? Одни родители уговаривают себя, что выдумка - это часть развития ребенка и с возрастом все пройдет (ну кто из нас не обманывал в детстве!). Другие стараются отучить, объясняют, что лгать - это плохо, угрожают или наказывают. Эффекта практически никакого, ребенок продолжает обманывать, и что с этим делать - совершенно непонятно.

Поэтому вопрос, как найти рецепт от детского вранья и отучить ребенка обманывать, волнует многих родителей.

Для начала попробуем разделить ложь и фантазию. Эти два явления, хоть и выглядят одинаково со стороны, но имеют разные причины. Системно-векторная психология Юрия Бурлана четко определяет вектор психики человека - его свойства, ценности и желания. Отсюда точное понимание любого поведения, в том числе причин обмана. Когда вы поймете, почему ваш ребенок так поступает, вы будете точно знать, можно ли его отучить врать и как это сделать наиболее эффективно.

Хочешь жить - умей вертеться, или Когда обманывать выгодно

Быстрый, неусидчивый и невнимательный ребенок с кожным вектором имеет очень гибкую психику, большую приспособляемость к меняющимся обстоятельствам. Рациональный от природы, он во всем ищет пользу и выгоду для себя. Обмануть родителей кожный ребенок может в двух случаях - когда хочет что-то получить и когда хочет чего-то избежать.

Ложь для такого ребенка - это своего рода момент адаптации, пока он маленький и еще не усвоил всех законов человеческого общежития. Если обман позволяет ему получить определенную материальную выгоду (игрушки, деньги, подарки) или другую пользу (подольше погулять, поиграть в игры, сходить куда-то), то он с легкостью идет на «преступление». По природе для него честность не является ценностью, поэтому он логически просчитывает пользу обмана на данный момент, легко врет и не краснеет. Возможность получить желаемое именно сейчас отодвигает на второй план последствия обмана. Ребенок с кожным вектором живет «здесь и сейчас», не задумывается о грядущих разоблачениях и наказаниях.

Изворотливый ум кожника так же просто избегает неприятностей при угрозе наказания, особенно физического. Нежная, чувствительная кожа ребенка не переносит боли, и он защищается единственным доступным способом - старается с помощью лжи отвести от себя гнев родителей.

Слова - «не делал», «это не я», «это сделал он» - постоянно звучат в разговорах и разборках детей и взрослых. Кожный ребенок легко может солгать, свалить свою вину на другого человека, откреститься от любых подозрений и остаться в стороне. Здесь действует тот же принцип - последствия обмана не берутся в расчет, главное - чтобы сейчас не наказали.

Такой ребенок обманывает очень часто. Не зная особенностей его психики, родителям сложно справиться с постоянной ложью по любому поводу. Отучить кожного ребенка врать можно, если постоянно и последовательно давать ему альтернативу, намного более ценную для него, чем обман. Это сделать очень легко.

Например, отлично работают ограничения - пространства, времени, информации. Солгал - значит, наказали: не разрешили смотреть фильмы, играть на компьютере, не отпустили гулять. Обязательным условием должно быть четкое объяснение ребенку всей причинно-следственной связи такого наказания. То есть логическую цепочку - обман, получение чего-либо за счет обмана, раскрытие обмана и наказание - надо построить так, чтобы ребенок ощутил ничтожность пользы от обмана по сравнению с потерями от наказания. Это поможет отучить его от вредной привычки.

Надо всегда давать альтернативу обману в виде раскрытия перспектив. Например, в случае несделанных уроков надо показать ребенку пользу выполнения домашних заданий для его дальнейшей жизни - карьеры, заработка, социального статуса. Укажите ему реальную цель, к которой можно стремиться, исходя из его способностей и желаний. В таком случае снимется проблема обмана, ребенок будет знать, что делать - он получит мощный стимул к своему развитию.

Ребенок не обманывает, он живет в мире сказочных фантазий

Яркие выдумки - это особенность малыша со зрительным вектором. Его фантазии совсем не похожи на обман кожного ребенка. Это делает их скорее сказками, историями и приключениями, в которых он живет. Он наполняет их яркими образами и персонажами, разыгрывает сюжеты, в которых часто присутствует сам.

Этот выдуманный мир ребенок старается разделить с родителями, рассказывая и эмоционально переживая каждое мгновение своей фантазии. Радостный смех и горькие слезы маленького актера могут сменять друг друга с невероятной скоростью. Он исполняет роли сразу всех персонажей, одновременно переживая за них.

Великая писательница Агата Кристи вспоминала, что в детстве ее сказочный мир был наполнен множеством выдуманных друзей, с которыми она непрерывно разговаривала и играла. Она каждый день проживала новую страницу сочиненной саги, путешествовала и наслаждалась в компании разнообразных героев, с упоением рассказывая всем домашним о своих приключениях.

С помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана мы понимаем, что фантазии у зрительных детей - это не обман, возникают они только вследствие недостатка эмоциональной связи, чувства защищенности и безопасности, неумения другим способом вынести наружу рождающиеся в голове образы или страхи. Поэтому родители всегда могут узнать причину появления фантазий и понять, что делать с этим явлением, как отучить от привычки выдумывать.

На примере Агаты Кристи очень хорошо видно, что ей не хватало друзей, эмоциональной связи с мамой, более активной жизни. И действительно, Агата была младшим ребенком, разница в возрасте с братьями и сестрами была очень большой. Девочка находилась на домашнем воспитании, поэтому ее передвижение и общение ограничивались усадьбой, а мама была занята своими делами.

Создание эмоциональной связи очень важно для ребенка со зрительным вектором, он чувствует, что его любят, и он находится под защитой. Если родители не обрывают его фантазии, а понимают желания своего ребенка, то они всегда знают, что делать, и могут дать малышу то, чего ему недостает. Отучать фантазировать не нужно. Главное - помочь ему найти друзей, научить рисовать, отдать в театральную студию или вместе путешествовать, любоваться красотой природы. Ребенок сможет реализовать свои фантазии в реальной жизни и жить в реальном мире.

Необходимо понимать, что зрительного малыша нельзя пугать - читать страшные сказки и истории, показывать жуткие фильмы, рассказывать страшилки. Эти страхи могут остаться со зрительным ребенком навсегда и отравить ему взрослую жизнь. По детским фантазиям очень легко понять, чего боится ваш малыш. Если ребенок фантазирует про страшных пауков, которые лезут из каждого угла, то он не обманывает - это воображение рисует картину его страхов.

Говорун, балабол или обманщик?

Если ребенок не замолкает ни на минуту и в любом месте найдет уши, чтобы его слушали, то это обладатель орального вектора. Он станет говорить все, что угодно, - обманывать, фантазировать, придумывать любую историю, лишь бы привлечь ваше внимание. Этот малыш никогда не будет разговаривать сам с собой - ему нужны слушатели, и он будет делать все, чтобы заставить вас внимательно слушать себя.

Главное желание орального ребенка - говорить и быть услышанным, и от этого его отучить невозможно. Если родителям не нужны его рассказы из детской жизни и они прерывают его, заставляют замолчать, то малыш быстро находит способ завоевать их внимание. Ради этого он использует любую тему, которая способна вызвать интерес у взрослых. Вербальный ум, способность мыслить говорением дает ему возможность сочинять, на ходу придумывать несуществующие детали, которые он сделает очень убедительными.

Он бессознательно чувствует, что заинтересует взрослого человека, и будет говорить с ним именно о том, что вызывает интерес. Выдуманные ссоры соседей, драки, пожары, любовные истории знакомых - все идет в ход. Ребенок делает описание любой ситуации настолько детальным, со множеством подробностей, что взрослому в голову не приходит, что это обман. Самое большое наслаждение для оральника - когда его слушают, раскрыв рот! И это удовольствие настолько велико, что малыш совсем не думает о наказании и будет делать это снова и снова.

Отучить орального ребенка обманывать можно, но лучше не допускать этого. Самое приятное для оральника - поощрение к разговору. Надо всего лишь внимательно слушать его и задавать верное направление беседе. Вопросы и уточнения по ходу разговора лучше всего показывают ребенку степень вашей вовлеченности в процесс. Если вы будете сопровождать общение словами «расскажи мне о том или об этом», то ваша заинтересованность станет толчком к обучению малыша, развитию его мышления. Так из него может вырасти выдающийся оратор.

Как отучить ребенка обманывать

Понять, почему ребенок обманывает, суметь вовремя отучить его от вранья очень важно. Знание особенностей своего малыша, его свойств и желаний поможет вам максимально развить способности ребенка и избежать негативных проявлений его характера. Используя знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, многие родители нашли наиболее правильный подход к воспитанию своих детей .

«…Поняла, почему сын много не говорит и часто придумывает что-то (раньше думала, что специально меня обманывает и врет, злилась, теперь понимаю). Когда в детстве сын уходил из гостей и прихватывал с собой чужие игрушки - считала, что это уж совсем как-то плохо (чужое ведь нельзя брать), беспокоило очень такое поведение.

После тренинга получила ответ и поняла, с чем это связано, теперь не волнуюсь по этому поводу и не боюсь запрещать ему то, чего он очень уж хочет (играть в компьютерные игры). Понимаю, что запретами я не буду ему вредить. (До знакомства с СВП сомневалась в таком запрете)…»

«Однажды я был в детском лагере на море. Мне тогда было 12. Рядом со мной были абсолютно незнакомые ребята, которым можно было рассказать все, что хочешь. Мне было приятно немного приукрасить свою жизнь. Папа у меня был выдающимся физиком вместо рядового сотрудника института. Нашу однушку на окраине города я превратил в огромную трешку в центре. Процесс вранья так увлек меня, что я никак не мог остановиться» - эту историю нам рассказал Сергей, ему сейчас 35, но она у него перед глазами, будто это было неделю назад. «Такое сочинительство помогало мне стать увереннее, добавляло мне социального статуса, временно «улучшало» мою жизнь».

Иногда ребенок врет не из корысти или страха, а из-за избытка воображения. Ему хочется представить окружающим свою жизнь более интересной, сказочной, значимой

Зачастую ложь помогает решать некоторые психологические проблемы ребенка. Меняя мир таким образом, он учится понимать внутренние взаимосвязи и законы. Прибегая ко лжи, дети проще переживают тяжелые моменты в жизни, становятся увереннее и счастливее.

Причины, побуждающие к вранью

Все дети рано или поздно врут. Некоторые лгут чаще - зачастую это неуверенные в себе детки. Для чего чаще всего дети используют ложь? Наиболее часто ребенок врет, чтобы прибавить себе «цены» в глазах сверстников и старших по возрасту или во избежание наказания. Под казалось бы поверхностными проявлениями лжи стоят глубокие внутренние проблемы, решение которых требует от родителей большого такта и особого подхода. Автор нескольких книг о психологии детей психолог Лоренс Катнер называет 5 основных причин, ложащихся в основу вранья.

Страх наказания

Часто причиной родительских наказаний являются завышенные ожидания к детям. Наказание пугает детей, они пытаются «защититься» ложью. Пятилетний малыш еще не способен без напоминания прибрать за собой после обеда или аккуратно складывать постель. Тогда на мамин вопрос, все ли малыш убрал, тот отвечает, что все в порядке, хотя на самом деле он это еще не сделал. Теперь ясно, почему завышенные требования к детям вредны – они развивают в них способности ко лжи. Пятилетка еще не может самостоятельно отстоять свою позицию. Ребенок врет, чтобы адаптироваться к условиям быта.

Повышение самооценки - еще одна распространенная задача «врунишек». Возвысить себя в глазах одноклассников и стать на ступеньку выше дети пробуют с помощью обмана. Для красного словца детки привирают, что встретили на днях популярного певца или знаменитого футболиста. Часто в своих рассказах вруны преувеличивают о доходах и богатстве родителей. Такое хвастовство вполне обычное дело, мамы и папы не должны об этом беспокоиться. Если ребенок все чаще врет, чтобы прибавить себе статуса, то стоит с ним обсудить этот вопрос и узнать, в чем кроется причина такого обмана - возможно, его высмеивают товарищи или попросту не обращают на него внимания.

Протест

Слишком жесткий авторитарный режим в семье – еще одна распространенная причина лжи. Когда ребенку исполняется 10-12 лет, он чувствует, что подчиняется власти родителей и вынужден рассказывать им все, а значит, в его задачу входит начать обманывать, чтобы обособиться и самоутвердиться.

Установление личных границ

С возрастом подросток ощущает потребность в независимости. Ему необходимо личное пространство, а родители, пытающиеся в эти личные границы залезть, получают от своего чада ложь и укрывательство. Особенно заметно желание побыть в одиночестве, когда ребенок в ответ на вопрос взрослого врет и сопровождает это хамством и грубостью.


Когда ребенок взрослеет, он может несколько отдалиться от родителей и пытаться очертить границы своей личной жизни. Если мама и папа будут давить на ребенка, они могут получить в ответ ложь

Проблемы в семье

Регулярная ложь свидетельствует о наличии проблем в семье. Усугубляться вранье может воровством и вандализмом. Если чадо целенаправленно хочет испортить вещи близких людей, то он выражает свой крик о помощи, который говорит лучше всех слов. В семье на грани развода очень часто заметны подобные всплески агрессии. Украсть что-то у родителей или испортить нужную вещь – способы соединить разрушающуюся семью, примирить родителей хотя бы на короткое время. Ребенок делает это неосознанно, но в этих поступках ярко выражаются его потребности.

Когда дети начинают врать?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • До 3-5 лет

Для малыша еще не очевидна разница между вымыслом и реальностью. Зачастую свои фантазии он представляет, как действительный факт - обман является частью становления психики. В данном случае это еще не неправда, а просто выдумка. Дайте малышу вдоволь пофантазировать – это отличная тренировка воображения и творческих способностей.

  • От 6 до 12 лет

Дети умеют вести в возрасте 6-7 лет внутренний монолог, где они видоизменяют свои мысли, придумывают новые детали. Это возраст, когда они тонко чувствуют грань: о чем можно сказать, о чем лучше умолчать, а какие вещи можно передать иначе. «Как сделать, чтобы мама не ругалась? – думает ребенок. – Что поможет заслужить похвалу?» Детки школьного возраста начинают врать все чаще и чаще и их обман все труднее распознать. Иногда они подговаривают своих друзей и даже взрослых участвовать в их лжи, осознанно или неосознанно.

Школьник 8-11 лет уже понимает, что есть выдумка, а что – реальность, он с легкостью лавирует между правдой и ложью, проводя своеобразные эксперименты, которые показывают его способности в деле обмана. Если ребенок врет постоянно, то это является сигналом серьезных проблем.

О причинах детской лжи и способах решения данной проблемы смотрите в видео-ролике эксперта нашего портала:

детский психолог
немедицинский психотерапевт

Что делать, если ребенок врет?

Как реагировать родителям на проявление лжи маленького человека: наказать его, пропустить мимо ушей или посмеяться над его словами? Предлагаем несколько профессиональных советов специалистов:

  • Доверять : любые отношения, а тем более между родителями и детьми, немыслимы без доверия. Родители должны придерживаться презумпции невиновности, т. е. ребенок изначально не виноват. Не стоит сразу критиковать его высказывание, сначала выслушайте.
  • Посмеяться вместе : маленькая ложь вполне может быть встречена с юмором - этот способ отлично подходит в отношении малышей, которые только-только начинают упражняться в обмане, немного осознавая, что реальность и вымысел – разные вещи. Игровая форма реакции поможет сгладить неприятную ложь. К примеру, маленькая 5-летняя Танечка сказала, что почистила уже свои зубки и убрала пасту и щетку на полку, а мама видела, что все это брошено в раковину. «Как это наши паста и щетка прилетели в раковину? Не иначе как у них выросли крылья!» Смешная реплика мамы станет стимулом для Тани пойти и убрать все по местам.
  • Оценить последствия : ребенок, только начинающий врать, заслуживает того, чтобы ему объяснили в понятной и доступной форме о вреде вранья. Делать это стоит наедине, чтобы не травмировать психику малыша унижением. В разговоре упомяните, что каждое действие или слово имеют свой результат, отклик, что этот результат не всегда может быть положительным. Такой способ поможет малышу понять связь между настоящим и будущим, отучит его обманывать.

Смех - лучшая терапия и лучший способ сближения. Если ребенок соврал по-мелочи, маме лучше обернуть все в шутку, но дать понять, что она заметила ложь

Наказание соразмерно проступку

Если спросить у 5-9-летнего малыша, что случится, если сказать неправду, то в большинстве случаев вы услышите в ответ, что его накажут - основной сдерживающий фактор в этом возрасте. Малыш еще не осознает последствий своего вранья (перестанут верить друзья, начнутся проблемы в школе). Если ложь была серьезной, то ребенка следует непременно наказать. Подкрепляя свои слова действиями, мы поможем установить дошкольнику причинно-следственные связи. Если мы объясняли прежде, что каждое действие или слово будет иметь свои последствия, а сами не проявили должной твердости в этом вопросе, то ребенок будет понимать, что все можно делать, ведь последствий никаких нет. Наказание стоит соизмерять с глубиной вины. В качестве наказаний можно выбрать лишение удовольствий или развлечений, но не стоит отменять моменты, важные для детского здоровья и развития.

Не стоит драматизировать

Произнесенная ложь – это не что-то сверхъестественное. Каждый человек хотя бы раз в жизни «пробовал» неправду на вкус. Патологическая склонность ко лжи, которую следует разбирать и «лечить» взрослым, всегда имеет рядом с собой и другие дополнительные проявления. Возбужденный ребенок не имеет своей целью выгоду или желание избежать наказания - часто такие дети убегают из дома или являются зачинщиками конфликтов в школе.

Да и что понимать под обманом? Можно ли провести четкую черту между детскими фантазиями и самой настоящей ложью? И почему в некоторых случаях взрослые считают, что обман — это плохо, а в других сами призывают детей не говорить правду, чтобы быть тактичными и не обидеть окружающих? Поэтому, прежде чем обвинять ребенка в нечестности, нужно разобраться: что же на самом деле стоит за таким поведением? Причин может быть несколько.

1. ОНИ БЕРУТ ПРИМЕР С НАС. Нельзя требовать от детей того, что не выполняют сами родители. Поэтому, если вы заметили, что в последнее время ваш ребенок часто обманывает , проанализируйте собственное поведение. Может быть, бабушка, пытаясь успокоить малыша, пугает его Бабаем, который придет и заберет его, если ребенок сейчас же не уснет или не начнет есть кашу? Или вы обещали сыну к концу четверти подарить вожделенный компьютер, а потом по каким-то вполне объективным причинам не смогли этого сделать, но ребенок воспринял это как обман? А бывает, что мы специально приукрашаем события, что- бы защитить ребенка («Дядя Степа всегда помогает тем, кто попал в беду») или недоговариваем («Давай не будем говорить бабушке, что папа заболел»), или обманываем, чтобы не обидеть окружающих («Очень вкусный пирог!»). Если мир, который преподносят ребенку взрослые, сильно отличается от реальности, ему это рано или поздно станет очевидным. С одной стороны, дети станут критичнее относиться к словам собственных родителей. С другой — начнут сами пользоваться этой тактикой.
Существует еще и такой вид обмана: обусловленный принятыми в обществе нормами приличия. Мы с раннего детства учим ребенка быть вежливым и тактичным. Принимать подарки с радостью. Даже если дар не нравится. Хвалить угощение… Как же быть? Родителям придется искать золотую середину и каждый раз вместе с ребенком решать, где стоит быть полностью откровенными, а где — нет.

2. ИМ МАЛО ВАШЕЙ ЛЮБВИ И ВНИМАНИЯ. Современным родителям часто не хватает времени побыть наедине с ребенком. А если такое время и есть, то оно уходит на проверку уроков или «воспитательные моменты». Ребенку же необходимо знать, что его любят, ценят, что им гордятся. И, если родители выказывают одобрение только в том случае, когда слышат о достижениях чада, нечего удивляться, что малыш попытается эти достижения преувеличить. По большому счету, он создает тот образ, который родители хотели бы видеть!
Тревожные и неуверенные в себе дети часто считают, что они недостаточно хороши, чтобы их любили такими, какие они есть. Вот ребенок и прикладывает массу усилий, чтобы выглядеть лучше. Хитрит, дабы родители, воспитатели, преподаватели думали о нем хорошо. По‑детски незамысловато врет, приписывая себе чужие заслуги и достижения.
Он и боится, что ложь откроется, и остановиться уже не может: потерять любовь окружающих для него еще страшнее.
Совет здесь один: если хотите вырастить человека, внутренне удовлетворенного собой, то помните, ребенка нужно просто любить, невзирая на его недостатки и промахи. Только безусловная любовь родителей помогает детям уверенно двигаться по жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их.

3. ОНИ ХОТЯТ ПОЛУЧИТЬ КАКУЮ- ТО ВЫГОДУ. Ложь ради получения выгоды или каких-либо удовольствий — это как раз тот вид неправды, который должен сразу насторожить родителей. «Я уже сделала все уроки. Пойдем в кино, ты же обещала!» По возможности, такое поведение нужно пресекать в самом начале, ясно давая понять ребенку, что желанной пользы оно не принесет. На такую ложь ни в коем случае нельзя закрывать глаза, оправдывая поступок тем, что ребенок еще слишком маленький. Если малыш оказался способен обвести вас вокруг пальца (или хотя бы попытался), он, конечно же, сможет понять, что так поступать нельзя. Как реагировать, если вы заметили нечто подобное?
● Не замалчивайте случившееся. Не сводите происшедшее к шутке, не игнорируйте сам факт лжи. Такой поступок обязательно нужно спокойно обсудить с ребенком.
● Дайте ребенку возможность самому признаться. Не устраивайте допрос с пристрастием, который поможет уличить малыша во лжи. Наоборот, лучше построить разговор таким образом, чтобы ребенок мог сам рассказать о случившемся и признать свою вину.
● Очень важно, чтобы ребенок, обманув, не смог воспользоваться плодами обмана. К примеру, если уже после посещения кино выяснилось, что уроки на самом деле не сделаны, то будет вполне логичным отменить развлекательную программу на следующие выходные.
● Покажите, что чувствуют окружающие в результате обмана. Мама расстроилась. Папа обиделся. А что почувствовал бы сам ребенок, если бы родители его обманули? Конечно, культивировать у ребенка чувство вины не стоит, но озвучить свои переживания надо.

4. ОНИ БОЯТСЯ. Причины страха могут быть разнообразными. Дети страшатся быть отвергнутыми, наказанными, непонятыми. Взрослые ведут себя точно так же: боясь сказать правду в лицо, мы начинаем придумывать отговорки, не говорим с близкими откровенно или замалчиваем какие-то события. Нередко родители начинают бороться с ложью ребенка, а на самом деле сначала нужно выяснить ее причину — страх.
Лучшее, что в этом случае может сделать родитель, — это попытаться вернуть в отношения с ребенком доверие, стать другом и помочь в борьбе с переживаниями. Тогда и не будет причин для обмана.

5. ОНИ ХВАСТАЮТСЯ. Хвастовство несуществующими достижениями, как правило, появляется тогда, когда малыши хронически неуспешны в том, что составляет большую ценность для их родителей. Дети становятся жертвами взрослого тщеславия.
Они просто не в состоянии оправдать потраченные средства, а заодно и родительские ожидания. Вот ребенок и начинает придумывать себе успехи.
Если вы столкнулись с хвастовством, цель которого — изменение отношения окружающих, прежде всего стоит задуматься: достаточно ли тепла и заботы вы уделяете ребенку? Не требуете ли вы за свою любовь слишком высокой платы в виде постоянных достижений?
Кроме того, для ребенка, который часто хвастается, будет очень полезным найти ту область, где он действительно добьется успеха и сможет превзойти своих друзей. По‑ честному и уже без обмана.

6. ОНИ ВАМИ МАНИПУЛИРУЮТ. Манипуляция — это управление чужими поступками, чувствами, желаниями. Такое управление подразумевает не только открытое влияние на «объект», но и искажение реального положения дел, что- бы достигнуть нужного результата. Ребенок может манипулировать чувствами близких (страх, гордость, восхищение), чтобы привлечь к себе внимание или даже вызвать угрызения совести. В результате такого по‑ ведения он может добиться от родителей вполне ожидаемых действий.
В школе такие ребята могут вызывать зависть одноклассников, описывая несметные богатства своей семьи, или, наоборот, жаловаться на судьбу и невыносимые условия жизни. Главная цель в этом случае — привлечь к себе внимание (хотя бы на короткое время), вызвать восхищение, уважение или сострадание.
По этой же причине возникают и мнимые детские болезни. Зная, что никакие объяснения и просьбы не помогут добиться желаемого, ребенок начинает изображать больного: «У меня болит горло!», «Я так сильно ударился, что не могу ходить!» И мама сразу же становится покладистее и легко разрешает не делать уроки или поесть сладкого.
Бывают и гораздо более серьезные ситуации, когда потребностью, ради которой ребенок манипулирует родителями, становится желание сохранить семью. Дети, заметив, что во время их болезни родители перестают ссориться, могут в действительности серьезно заболеть! Формально это та же самая манипуляция. Но задумайтесь: легко ли при этом приходится малышу?

7. ОНИ ФАНТАЗИРУЮТ. Фантазии и ложь бывает очень сложно отделить друг от друга, поэтому потребуется максимум родительского терпения и интуиции, чтобы понять, где кончается одно и начинается другое. Психологи считают, что до семи лет малышу и самому бывает трудно разграничить события, происходящие в действительности, от вымышленных. Между тем фантазировать ребенку важно и нужно. Во‑первых, он получает массу удовольствия от своих выдумок. Иногда «прячется» от незаслуженных обид и равнодушия окружающих. Еще с помощью фантазий может выразить свои переживания и проблемы. Наконец, в вымышленном мире ребенок может позволить себе все что угодно — в отличие от реальной жизни.


Чего боятся дети, когда обманывают
● НАКАЗАНИЯ ЗА СОВЕРШЕННЫЙ ПОСТУПОК. Родительские крики, долгие нотации, запреты, лишение долгожданных подарков или развлечений — все это может пугать ребенка гораздо больше, чем вам кажется. Поэтому никогда не преувеличивайте вину ребенка. Хорошо, если вы сможете вместе определить, какое наказание будет справедливым за определенный проступок. Часто больше всего ребенка пугает неопределенность.
И, если он будет точно знать, что, получив двойку, должен исправить ее в течение недели, его страх отступит.
● ПОТЕРЯТЬ ЛЮБОВЬ И УВАЖЕ- НИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДРУЗЕЙ. В
этом случае ребенок изо всех сил старается казаться лучше, пытается произвести впечатление. Если возникают проблемы в общении со сверстниками, то, чтобы повысить свой статус, ребенок может не просто врать или приписывать себе чужие заслуги, но и совершить нечто нехорошее, лишь бы заслужить восхищение друзей.
● БЫТЬ НЕПОНЯТЫМ. Подростку порой бывает легче
обмануть, чем достучаться до взрослых и объяснить свои чувства,
волнения и потребности.
ФОТО: LEGION MEDIA

Родителей настораживает и пугает ложь их детей. Какое наказание может быть применено родственниками, что именно так пугает и почему ребенок врет в 10 лет? За советом по поводу детского вранья большинство людей обращается к психологам. Одно дело, когда обманывает малыш , другое — если это отпрыск в возрасте десять лет. Тут обязательно предстоит разобраться в причинах, побудивших к этому. Детские психологи считают, что в основном вранье происходит из-за .

Агрессивное поведение родителей — одна из главных причин, вызывающих чувство страха у школьника. Накладывает свой отпечаток и среда, в которой выросли родители чада. В некоторых семьях принято за какой-нибудь проступок, будь то несвоевременно убранная кровать, не собран портфель, полное ведро мусора, домашнее задание не выполнено, за что ребенок может получить оплеуху или пощечину. Самое страшное в таких семьях, если ребенок принесет неудовлетворительную оценку или запись в дневнике о плохом поведении и необходимости прихода родителей в школу. Страх расправы вынуждает школьника скрыть от родителей все, вырвать лист в дневнике и думать, что все само как-нибудь забудется и наладится. Тем самым дети оказываются втянуты в замкнутый круг. Ведь если на родительском собрании вранье обнаружится, то расплата будет неизбежна. Для ученика это чревато не только расправой физически, но и наказанием в виде запирания в комнате, запретом смотреть телевизор, пользоваться компьютером и т.д.

А если причина — развод родителей?

Неуравновешенность психики после развода у женщин — частая причина, способствующая тому, что ребенок врет. Когда , сильнейшая травма наносится в первую очередь детям, которые не могут понять, почему от них ушел папа. Иногда такие травмы остаются на всю жизнь, ведь когда малышу 2 года, он не понимает, что отец ушел из семьи, но когда сыну или дочери уже 10 лет, развод наносит боль детям. В по обеспечению семьи, заботе о ее членах, но справляются с такой участью не все женщины.

Очень часто у слабых женщин происходит психический срыв, и они начинают винить детей в том, что от них ушел муж. Хуже всего, когда такие мамы «срывают зло» на детях, обвиняя школьников во всем. Нередко такие мамы применяют методы сравнения не в пользу своих детей, подчеркивая превосходство сверстников, как более умных, приспособленных. В ответ на такую критику десятилетний человечек начинает обманывать, ведь ему хочется, чтобы его похвалили. Распространенной ошибкой разведенных женщин становится то, что из своих детей они пытаются сделать маленьких солдат, жестко раздавая им приказы и требуя беспрекословного выполнения.

Такая мама утром кричит во весь голос — подъем! Естественной реакцией ребенка будет ложь о том, что он заболел и в школу идти не может, или первых уроков нет. Еще хуже обстоят дела в такой семье с проверкой домашнего задания. Женщине не будет хватать времени на занятия с детьми, ведь теперь она озабочена поисками дополнительного заработка и нового супруга. Такие дети, как правило, остаются на второй год обучения в школе, и мать может узнать об этом лишь следующей осенью.

Родительское тщеславие

Тщеславие родителей служит поводом, который способствует лжи среди детей возраста 10 лет. Некоторые мамы видят своих детей победителями различных олимпиад и спортивных соревнований, хотя способности отпрысков оставляют желать лучшего. В этом случае дети будут врать, начиная со своей успеваемости и заканчивая несуществующими победами на всевозможных конкурсах. Психологи уверяют, что чада боятся разочаровать своих родителей, которые так хотят видеть дочь или сына отличником. Детям хочется быть лидерами, лучшими в классе и они хвалятся тем, чего нет — хорошими отметками, примерным поведением,- вот далеко не полный перечень мнимых успехов.

В случае разоблачения лжи вся вина переваливается на соседа по парте, что он помешал выполнить контрольную работу, отвлекал вопросами. Мнение психологов заключается в том, что хвастливые дети — это те, которым не хватило любви, а подросткам так хочется, чтобы их любили родители за хорошую учебу или победу на олимпиаде. Чтобы не огорчить отца или мать, некоторые сыновья придумывают себе победы в спортивных состязаниях.

Роль собственного примера

Ложь родителей провоцирует систематическое , которые копируют их поступки. Некоторые родители сами не являются образцом честности. При общении по телефону или при звонке в квартиру нежелательных людей просят ребенка сказать, что никого нет дома. Иногда мать просит свое чадо сказать бабушке, что они уезжают, чтобы не приглашать свекровь на Новый год. Ребенок усваивает, что ложь — это хорошо, и сам начинает лгать, когда это становится выгодно. В дальнейшем он будет врать преподавателям в школе и своим одноклассникам, и это войдет в привычку.

Напоминания взрослых о вранье часто являются причиной, закрепляющей репутацию лгуна за ребенком. Иногда сами родители теряют деньги или ценные золотые вещи, не осознавая, что переложили все в другое место, начинают обвинять свое чадо в краже и вранье, вспоминая о том, что ранее он был уличен во лжи. Как ни оправдывается ребенок, ему не верят. Так взрослые не винят себя за рассеянность и отсутствие порядка в квартире, а перекладывают вину на несовершеннолетнего, обижая его своим недоверием. Нередко потом взрослые извиняются перед детьми, но подсознание детей уже запомнило, что их считают врунами, ворами, и они, не замечая, начинают обманывать взрослых. Часто ругать своих детей — значит способствовать тому, что они будут лгать, изворачиваться, потому что уже утратили полностью доверие взрослых.

Склонность родителей к чрезмерной опеке — это провокация детской лжи в целях борьбы за свои права.

Во многих семьях очень сильно опекают своих чад, забывая, что те уже подросли и имеют собственное мнение, свою точку зрения. Пытаясь отстоять свои права и не быть осмеянными одноклассниками, дети прибегают к вранью для утверждения приоритетов.

В случае когда супруг еще не ушел, однако конфликт назревает и развода не избежать, при нервном срыве матери несовершеннолетние могут начать вести аморальный образ жизни, связанный с и сверстников, бесконечным враньем, и животных. Это последний шанс остановить распад семьи. Это «крик души» ребенка своим родителям, призыв одуматься и сохранить семью. Бывает, что такое поведение отмечается, когда мать выходит замуж второй раз и рождается новый член семьи, на которого направлено все внимание, а старшее чадо так выражает свой протест.

Как предотвратить ложь?

Меры для предотвращения лжи у детей:

  • не лгите сами;
  • не обещайте того, что не можете выполнить;
  • не допускайте агрессии, рукоприкладства, не повышайте голос при беседе и не срывайтесь на крик;
  • установите доверительные отношения с ребенком;
  • не сравнивайте сына или дочь с более успешными сверстниками;
  • считайтесь с его мнением, но не опекайте чрезмерно;
  • участвуйте в решении проблем своего ребенка, чтобы у него не было чувства одиночества.

Родители должны помнить, что дети — самые близкие и родные для вас, говорите как можно чаще, как вы любите и переживаете за них. Проявляйте заботу обо всех членах семьи, включая бабушек и дедушек. Не игнорируйте замечания старших в присутствии детей, иначе будет формироваться мнение, что такое поведение является нормой. Если сын или дочь провинились, то не следует долго помнить об этом, напоминая в удобных случаях об инциденте. Ведь даже преступники в тюрьме имеют право на амнистию. Отчитывать надо за проступок, но не переходить на личность ребенка.