Эксперимент с куклой бобо. Эксперимент с куклой Бобо (Bobo doll)

Когда телевизоры вошли в повседневность, родители начали поднимать панику, что передачи, в которых фигурирует жестокое обращение, оказывают негативное влияние на детей, зарождая в них агрессивность. С появлением в жизни приставок, а затем и компьютеров с играми на любой вкус возмущение насилием на экране перешло на новый уровень. Для доказательства или опровержения того, что дети перенимают демонстрируемую им модель поведения, были проведены исследования, одно из которых было совершёно ещё в 1961 году - эксперимент с куклой "Бобо".

Испытуемыми стали дети в возрасте от трёх до шести лет, всего 72 - поровну мальчиков и девочек. Их поделили на три равных подгруппы, но каждый ребенок участвовал в эксперименте без присутствия остальных детей. Их приводили в комнату, где они могли заниматься развлечениями или творчеством в выделенном им месте. Другая часть пространства предназначалась взрослому человеку, где для него лежали конструктор, игрушечный молот, и специальная игрушка - надувная кукла Бобо высотой около метра. Первой группе испытуемых продемонстрировали, как взрослые люди, мужчина или женщина, уделив конструктору незначительное время, не больше минуты, принимались нападать на Бобо. Они били её молотком или руками, злобно кричали на неё, грубо кидали и пинали. Второй группе подобного показано не было - старший спокойно играл с обеими игрушками. Третьей, контрольной группе, было представлено полное отсутствие какого-либо взаимодействия с куклой. Затем детей уводили в следующее помещение, где присутствовали другие, более интересные им игрушки, но едва они начинали игры, как следовал запрет к ним прикасаться со словами, что они предназначены не для них. Через ещё некоторое время испытуемых переводили в третью комнату, имитирующую первую, с Бобо, где сквозь двухстороннее зеркало велось наблюдение.

В итогах учитывался как и пол ребёнка, так и пол взрослого человека. Исследователи пришли к нескольким выводам.

Наблюдавшие агрессивное отношение к кукле, намного чаще его воспроизводили. Также дети повторяли наблюдаемые действия в соответствии с полом старшего - то есть мальчики чаще повторяли мужчин, а девочки женщин. При этом мальчикам было более свойственно применять физическую силу, девочки же в основном "атаковали" куклу словами. Кроме того было отмечено, что мальчики проявляют агрессию несколько раз, девочки выражают недовольство в основном единожды. Две другие группы значительно реже показывали столь ярко выраженный негатив.

Этот опыт доказал, что детям свойственно перенимать поведение старших людей. Также стоит учитывать, что дети в дошкольном возрасте в принципе относятся к миру иначе, чем подростки и взрослые. Но, возвращаясь к началу темы, это не подтверждает того, что фильмы и игры влияют на повышение агрессии, поскольку это изначально разные условия. Адекватный человек с правильным воспитанием отличает реальность от компьютерной имитации и соответственно с этим реагирует. Ему не жаль безликих игровых людей, поскольку есть понимание, что они всего лишь изображения на мониторе, при этом он способен сочувствовать хорошо прописанному персонажу с подробной историей.

Приводит ли насилие, наблюдаемое детьми, к формированию у них агрессивного поведения? Этот вопрос вызывает жаркие споры сегодня, но он был также очень актуален пол века назад, когда психолог Альберт Бандура решил экспериментально определить, как влияет наблюдение за агрессии на психику детей.

В знаменитом эксперименте, известном под названием «Кукла Бобо», Альберт Бандура и его коллеги сумели продемонстрировать один из путей возникновения агрессии у детей.

Бандура сделал вывод, что агрессия у детей формируется в результате наблюдения за агрессивными действиями других людей.

Эксперимент с куклой Бобо демонстрировал детям две различные модели взрослого поведения: агрессивную и неагрессивную. Участниками стали малыши от трех до шести лет. Для эксперимента были отобраны дети с исходным средним уровнем агрессии.

Ход экспери мента

Каждый ребенок проверялся индивидуально, чтобы исключить влияние на него поведения других детей.

Первой группе детей было показано действие продолжительностью в 10 минут, по сюжету которого некий человек избивал Бобо (надувную куклу около метра в высоту). Человек бил куклу руками, молотком, швырял, ругал и пинал ее.

Вторая группа детей наблюдала того же взрослого, который мирно играл рядом с ребенком.

После этого детей помещали в комнату, где находилось множество привлекательных игрушек, но детям не разрешили играть ни с одной из них. Таким образом создавалась предпосылка для нарастания негативных переживаний у детей. Экспериментаторы ставили вопрос: как дети, наблюдавшие до этого за разными моделями поведения взрослого (агрессивной и неагрессивной), будут реагировать на собственное внутреннее напряжение.

Далее расстроившихся малышей переводили в комнату с куклой Бобо. Кроме куклы в комнате были обычные и так называемые«агрессивные» игрушки (молоток, веревки, оружие и др.) Детям разрешалось играть в этой комнате, в то время как экспериментатор наблюдал за их действиями посредством двустороннего зеркала, отмечая уровень агрессии каждого ребенка.

Результаты эксперимента

Дети, наблюдавшие до этого агрессивное поведение, вели себя гораздо более агрессивно. Причем мальчики проявили больше склонности к физической агрессии, а в смысле вербальной агрессии они были с девочками наравне.

Группа, которая наблюдала спокойное поведение взрослого-экспериментатора, вела себя гораздо спокойнее.

Согласно выводам Бандуры, агрессивное поведение взрослого по отношению к кукле позволило детям предположить, что такие действия в принципе приемлемы. И в результате у детей закрепилась модель поведения с проявлениями агрессии в ответ на какое-либо расстройство.

Этот эксперимент остается одним из самых известных исследований в психологии. Сегодня психологи продолжают изучать воздействие наблюдаемого насилия на поведение детей.

Все еще остается открытым вопрос, приводит ли увиденное на экране ТВ или с монитора компьютера насилие к агрессивному поведению подрастающего поколения. Этот вопрос пока не имеет однозначного ответа. Существует мнение, что наблюдаемое с экрана насилие действует как активатор агрессии лишь на часть детей. На других же это насилие производит нейтральное впечатление, а у некоторых даже снижает агрессивность.

Однако, можно однозначно сказать, что если ребенок наблюдает насилие в собственной семье, он будет больше склонен к проявлениям разного рода агрессии в своем поведении. Об этом стоит помнить родителям, которые пытаются физическими наказаниями противостоять детскому непослушанию.

In a classic experiment from the 1960’s, children who observed film of an adult beating down a “Bobo doll” - a sort of inflatable clown - were more likely to behave aggressively toward a Bobo doll when they were exposed to one than children who had not seen the film.

Исследование научения агрессивному поведению через наблюдение и имитацию (Bandura, 1965; см. также Bandura, 1969). Три группы мальчиков и девочек дошкольного возраста смотрели фильм, в котором взрослый человек моделировал «избиение» особым образом надувной куклы Бобо, размер которой был сопоставим с размером взрослого человека. Одна группа видела, что в конце фильма этот человек «вознаграждается» похвалой другого взрослого. Вторая группа видела, что в конце он «наказывается» руганью, а в фильме третьей группы вообще не было показано никаких последствий поступка. Таким образом, существовали три различных экспериментальных обращения с куклой.

После просмотра фильма детей помещали в комнату, где находилось множество привлекательных игрушек, но детям не разрешили играть ни с одной из них. Далее детей переводили в комнату с куклой Бобо и как обычными, так и «агрессивными» игрушками. Детям разрешалось играть в этой комнате 20 минут, в то время как экспериментатор наблюдал за их действиями посредством двустороннего зеркала, отмечая уровень агрессии каждого ребенка и производя подсчет количества совершаемых детьми агрессивных актов - специфических действий, которые ребенок видел в предложенной модели поведения.

Результаты показали, что группы детей отличались по уровню агрессии. Предложенные модели поведения оказывали значимое воздействие на процесс имитации детей: те из них, кто видел вариант фильма с последующим осу ждением поступка, имитировали значительно меньше агрессивных актов. Причем важными оказались и гендерные различия. Так, мальчики показали стремление к подражанию физической модели насилия, а девочки - проявления словесной агрессии. К тому же, мальчики оказались гораздо настойчивее девочек, продемонстрировв два и более акта агрессии, в то время как девочки ограничивались единственным проявлением.

На следующем этапе эксперимента, названном проверкой научения, исследователи предложили всем детям награды за воспроизведение ими максимально возможного количества предъявленных в фильме моделей поведения. Ситуация претерпела изменения. Все дети продемонстрировали высокое воспроизведение агрессивного поведения, независимо от того, что им было показано, и выявленные ранее значительные различия между мальчиками и девочками стали минимальными. Как отметил Бандура: «…первоначально большие половые различия… практически исчезли» (Bandura, 1969, р. 128).

Читать : Albert Bandura, Dorothea Ross, and Sheila A. Ross, Transmission of OF agression through imitation of aggressive models , (1961)

В 1961 году известный канадский психолог, сторонник теории социального обучения Альберт Бандура (кстати, украинец по происхождению) провел свой самый известный эксперимент с надувной куклой-неваляшкой Бобо. В одной игровой комнате находились взрослый и дошкольник. Пока ребенок играл, взрослый начинал проявлять признаки агрессии по отношению к кукле Бобо. Он пинал, толкал надувную игрушку, подбрасывал ее в воздух и бил молотком. Ребенок за всем этим внимательно наблюдал. После этого в соседней комнате дошкольнику запрещали играть с игрушками, но потом раздосадованного ребенка все-таки вели в игровую, где среди множества игрушек была кукла Бобо. И молоток. Да-да… Дети брали в руки молоток и со всей своей детской агрессией били по надувному Бобо. Точно так же, как чуть ранее это делали взрослые.

Условия эксперимента чуть изменили. Детям просто показывали киносъемку того, как взрослый измывался над надувной куклой. Результат был неизменным: дети толкали, топтали и били молотком ни в чем не повинную игрушку. Эксперимент запечатлен на видео. Посмотрите. Впечатляет.

Позже американские исследователи доказали, что подобному воздействию масс-медиа подвергаются не только дети, но и взрослые.

А теперь просто осознайте. Ваш ребенок каждый день в новостях слышит о том, как избивают, насилуют, калечат, мучают людей. Вы каждый день это слышите. Ваши близкие, соседи, коллеги. Это слышат люди с нестабильной психикой и в пограничных психических состояниях. Это слышат мажоры, вбившие себе в голову, что им все можно. Это слышат – да прямо говоря – уроды, придурки и просто отмороженные разных мастей.

Слышат и видят. Каналы, стремясь поразить искушенного многообразием программ зрителя, изгаляются в натуралистичности съемок, а если что-то по соображениям цензуры и не попадает на экраны телевизора, то просачивается в социальные сети или интернет-издания.

Ты видишь насилие первый раз – тебя это шокирует. Второй, третий, четвертый – шок проходит, ты привык. Агрессия, насилие становятся нормой, начинают восприниматься как нечто обыденное, допустимое, позволенное другим, а значит - и тебе.

Чтобы расшевелить зрителя, ставшего нечувствительным к умеренному количеству насилия, его дозу нужно увеличивать. Всегда. Пока не дойдешь до абсурда.

Пару лет назад просто "умилил" канал 1+1, который в вечерних выпусках общенациональных (!!!) новостей – в детское еще, по сути, время – запустил сериал об украинских маньяках. С живописными словесными описаниями, ретроспективными кадрами оперативных съемок и соответствующим аудиорядом. Ни один сюжет из этого цикла я так и не смогла досмотреть даже до половины.

На кого это было рассчитано? Для кого делалось? С какой целью?

Универсальный ответ сегодняшних СМИ - все для рейтинга. Такую чернуху и расчлененку действительно смотрят и читают. Не вся аудитория смотрит. Часть. Но почему-то именно на эту часть преимущественно начинают ориентироваться.

Хотя все разговоры о том, что это аудитория виновна – ее интересует кровища, грязное белье и пикантные подробности - всего лишь попытка не усложнять себе журналистскую работу. Это самый легкий способ привлечь внимание. И сделать своих зрителей или читателей еще хуже…

Чем больше насилия предлагает СМИ, тем менее качественную (образованную, воспитанную, интеллектуальную, успешную, платежеспособную, в конце концов…) аудиторию оно имеет. Менее качественная аудитория в свою очередь не так требовательна к производимому масс-медиа контенту. И так по нисходящей спирали до дна.

Убийства, изнасилования, грабежи, кровавые ДТП случаются ежедневно. Является ли каждое из этих событий новостью, о которой нужно рассказывать в СМИ? Однозначно, нет. Но это решение каждая конкретная новостная редакция должна принимать сама, руководствуясь не только желанием собрать рейтинговую кассу, но и хотя бы чуть-чуть - пониманием того, что журналисты формируют у людей образ социальной реальности, заставляют принимать решения и действовать тем или иным способом. Поэтому даже значимые трагические события нужно преподносить так, чтобы не нарушить главное требование медиков – "Не навреди".

Например, социологи зафиксировали, что из-за массовых сообщений о смерти Мерилин Монро в августе 1962 года количество самоубийств в США выросло на 12%, в Британии – на 10%. Не сообщать об этом, конечно, было нельзя. Вопрос в том: как НУЖНО было об этом сообщать, чтобы не спровоцировать новые жертвы.

Важно помнить: если тебе каждый день рассказывают, что где-то бьют женщин, намного проще либо забросать снежками депутаток от оппонирующей тебе Партии регионов, либо наброситься с кулаками на беззащитную журналистку. Особенно, если не отягощен умом, хорошим воспитанием и моральными сомнениями.

Просто для многих такое насилие – уже НОРМАЛЬНО. Конечно, тут не только "тлетворное" влияние СМИ, а и обострение социального антагонизма, накал политического противостояния, общее падение культуры и т.д. Но людей уже приучили, что агрессия допустима, бить можно, а за убийство не каждого и сажают.

Не хочется говорить пафосные слова о высокой роли журналистики, но пока нет общественных либо качественных некоммерческих, государственных СМИ, даже тогда, когда есть десятки этических кодексов журналистов, единственным реальным механизмом регуляции среды масс-медиа является сам журналист. Почувствует, где Рубикон, за которым уже пропаганда насилия, и остановится – молодец. Не почувствует – это останется на его совести, никаких правовых либо саморегулятивных возможностей привлечь его к ответственности нет.

Журналистка Кристин Чаббак еще 40 лет назад эту ответственность почувствовала. 29-летняя телеведущая работала в криминальной хронике филиала канале Эй-би-си во Флориде. Рассказывала об убийствах, вооруженных нападениях, перестрелках, изнасилованиях. Руководство, убежденное, что внутри каждого зрителя, сидит садист, хотело в репортажах все больше и больше крови. Во время прямого эфира 15 июля 1974 года случился сбой – не смогли выдать очередной кровавый сюжет. Со словами "В связи с проводимой "Каналом 40" политикой, подразумевающей демонстрацию свежей крови и кишок в прямом эфире, вы станете первыми телезрителями, которым будет продемонстрировано самоубийство в прямом эфире", она выстрелила себе в висок. И это пошло в прямой эфир. Немая сцена. Занавес. Продюсеры подсчитывают рейтинги…

ЭКСПЕРИМЕНТ С КУКЛОЙ БОБО - НАУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ И ИМИТАЦИЮ Приводит ли насилие, наблюдаемое детьми в кино, по телевидению и в видеоиграх, к формированию у них агрессивного поведения? Этот вопрос вызывает жаркие споры сегодня, но он был также очень актуален полвека назад, когда психолог Альберт Бандура решил экспериментально определить, как влияет наблюдение агрессии на психику детей. Именно агрессия лежит в корне большинства социальных бед, насилия и войн. Неудивительно, что агрессия является одной из самых глубоко изученных тем социальной психологии. Ученые, работающие в этой области, исследовали большинство нюансов в области человеческой агрессии. В знаменитом эксперименте, известном под названием «Кукла Бобо», Альберт Бандура и его коллеги сумели продемонстрировать один из путей изучения агрессии у детей. Теория Бандуры предполагает, что формирование агрессии у детей происходит посредством наблюдения и взаимодействия с другими людьми. Подготовка к эксперименту Бандуры: Эксперимент демонстрировал детям две различные модели взрослого поведения: агрессивную и неагрессивную. Участниками стали малыши Детского сада при Стэнфордском университете, в возрасте от трех до шести лет. Бандура оценил существующий уровень агрессии малышей, для эксперимента были отобраны дети со средним уровнем агрессии и разделены на группы. Ход эксперимента: Каждый ребенок проверялся индивидуально, чтобы исключить влияние на него поведения других детей. Детям было показано действие продолжительностью в 10 минут, по сюжету которого некий человек избивал Бобо (надувную куклу около метра в высоту). Человек бил куклу руками, молотком, швырял, пинал ее. Концовка представления предусматривала три варианта: человека наказывали за избиения куклы, поощряли, либо он просто выходил из комнаты. После просмотра фильма детей помещали в комнату, где находилось множество привлекательных игрушек, но детям не разрешили играть ни с одной из них. Далее расстроившихся малышей переводили в комнату с куклой Бобо и как обычными, так и «агрессивными» игрушками, такими как молоток, веревки, оружие и др. Детям разрешалось играть в этой комнате 20 минут, в то время как экспериментатор наблюдал за их действиями посредством двустороннего зеркала, отмечая уровень агрессии каждого ребенка. Результаты эксперимента: Результаты исследования подтвердили большинство предположений Бандуры. Дети показали достоверное подражание увиденной модели поведения взрослых в их отсутствие. Бандура и его коллеги прогнозировали, что дети «неагрессивной» группы будут вести себя более спокойно, чем контрольной. Результаты показали, что для детей оказались важными гендерные различия. Так, мальчики показали стремление к подражанию физической модели насилия, а девочки - проявления словесной агрессии. Также исследователи оказались правы в своем предположении, что мальчики окажутся гораздо настойчивее девочек. Мальчики демонстрировали два и более акта агрессии, в то время как девочки ограничивались единственным проявлением. Обсуждение эксперимента и выводы: Результатами эксперимента «Кукла Бобо» была подтверждена социальная теория обучения Бандуры. Он и его коллеги полагали, что эксперимент продемонстрировал, как определенные мо дели поведения могут быть изучены посредством наблюдения и имитации, а также что социальное подражание может ускорить приобретение новых моделей поведения. Согласно выводам Бандуры, агрессивное поведение взрослого по отношению к кукле позволило детям предположить, что такие действия в принципе приемлемы. И в результате у детей закрепилась модель поведения с проявлениями агрессии в ответ на какое-либо расстройство. Этот эксперимент остается одним из самых известных исследователей в психологии. Сегодня психологи продолжают изучать воздействие наблюдаемого насилия на поведение детей. И все еще остается открытым вопрос, приводит ли увиденное на экране ТВ или с монитора компьютера насилие к агрессивному поведению подрастающего поколения.