Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом! Проект по экологическому воспитанию в старшей группе

Проект по экологическому воспитанию «Защитим природу!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тимашевского района Краснодарского края

«Детский сад № 14»

Воспитатель первой квалификационной категории

Карнаух Наталья Витальевна

2016 год

Проект по экологическому воспитанию в старшей «А» группе

«Защитим природу! »

"Охранять природу - значит охранять Родину" (М. Пришвин)

Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите
!

(М. Дудин)

Тема проекта: «Защитим природу!».

Тип проекта: Информационно - исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.

Сроки проведения : в течение недели

Актуальность проекта.

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.

Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать , искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Этапы проекта.

Подготовительный:

что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных?)

Почему это может произойти?

Как это повлияет на нас?

Как не допустить этого?

Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые »

Формы детской деятельности

Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

Разучивание стихов о жителях леса, о природе;

Отгадывание загадок о животных и растениях;

Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.

Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;

Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»

Дидактические экологические игры «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково» и т.д.

Просмотр мультфильма, презентации

2 этап - организационно – практический

Содержание работы по экологическому воспитанию

Познавательные занятия;

целевая прогулка по экологической тропе детского сада;

наблюдение за животным и растительным миром;

за трудом взрослых;

трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.

Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

дидактические игры;

чтение литературы;

рассматривание демонстрационного материала;

заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;

оформление стенгазеты «Береги природу!»

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).

Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.

Проведение НОД с детьми по развитию представлений о лесе.

Развитие речи:

Просмотр иллюстраций на тему: «В лесу»,

«Санитары леса», «Спички не игрушка»

Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.

Сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе;

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»

Просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые?»

Исследовательская деятельность на прогулке.

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики - антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

2. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся, и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Наблюдения.

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Изобразительная деятельность.

Программные задачи: продолжать формировать у детей представление о живой природе; уточнить знания об охране природы; познакомить с пословицами, потешками, чистоговорками, пословицами о природе; воспитывать любовь к природе; воспитывать привычку сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

Руслана А.

Женя К.

Олеся А.

Заучивание стихотворения (отрывок)

Т. Коваль «Про ёжика»

Нашли в саду мы ёжика
И принесли домой.
Он прятался от дождика
Под старою ольхой.

Сперва боялся ёжик нас
И под столом сидел,
Но только в доме свет погас,
Наш ёжик осмелел.

Всю ночь он топал и шуршал,
Пыхтел как паровоз,
А утром наш колючий гость
Нас рассмешил до слёз.

К себе под стол он натаскал
Три груши, десять яблок,
Газету, носовой платок
И даже папин тапок.

Смеётся солнце за окном,
Не плачет больше дождик,
Жалеем только об одном -
Пора прощаться, ёжик.

Тебе в дорогу соберём
Мы яблоки и груши,
А хочешь, тапок забирай,
Раз так тебе он нужен.

Художественная литература

Чтение произведения О.М. Масленниковой «Почему ёжик весну не встречает», («Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова, А.А. Филлиппенко, стр. 219) Татьяна Яковлева «Сказка про хламище – окаянище» http://www.sreda-info.ru/projects/skazki.html

Игровая деятельность

Дидактические игры:

1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)

6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода? », «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Назови травы», «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? », «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий… », «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа», «Экологические цепочки»;

3 этап-заключительный.

Разработка и создание стенгазеты «Берегите природу».

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в досуговой деятельности.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней.

Фотоотчет.








С П А С И Б О!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47»

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе

«Чистый мир»

Подготовила воспитатель Федосеева М.И.

Арзамас 2015г.

Название: Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Чистый мир»

Тип проекта: информационно – познавательный.

Срок проекта: Долгосрочный (сентябрь - апрель).

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители (законные представители).

Актуальность:

Экологическое образование-важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы.

Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлений. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному мру природы, установка на сбережение природных богатств.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуаций и сознательного к ней отношения. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно нами встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания предносят в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Процесс экологического образования может проводиться в различных формах. Одной из наиболее перспективных на сегодняшний день форм считаются экологические проекты

Цель проекта: Формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой

Задачи проекта:

Формирование основ общей экологической культуры ребенка

Создать условия для освоения экологических представлений.

Создать условия для расширения и углубления представлений о животных и растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение)

Формы и методы работы:

Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд.

Чтение художественной литературы.

Театрализованная деятельность и праздники

Наблюдение в уголке природы и на прогулке

Организация труда в уголке природы, на участке, на огороде

Разные формы

Работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов

Взаимодействия со школой (экологический центр)

Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок

Взаимодействие с семьей

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов

Тематические выставки.

Направление работы

Развитие речи

Развитие логического мышления

Развитий коммуникативных качеств у детей

Обобщение представлений о природе

Пробуждение воображения и фантазии

Пробуждение интереса к природе.

Ожидаемый результат:

Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды. Повышение уровня знаний по экологии у детей. Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Содержание проекта.


Этапы реализации

Действие педагогов

Действие воспитанников

Действие родителей

Подготовительный

с 01.09. 15г по 01.04.2016г


Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта;

Методическая литература для педагогов и родителей;

Познавательная и энциклопедическая литература для детей.

2.Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций;

3.Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта:

Наглядные: картины, фото, карточки с изображениями природы и т.д.

Д карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о экологии


-просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением природы

Анкетирование.«Экологическое воспитание ребенка-дошкольника»

Практический этап с 01.112014г. по31.05.2015г.

- Создание и оформление экологической тропы

Кинолекции,

презентации

Природоохранные праздники

Экскурсии,

Наблюдения

Природоохранные акции

Сюжетно-ролевые, дидактические, интеллектуальные игры

Экспериментальная и опытническая деятельность

Экологические сказки

Создание творческих работ детьми(рисование, аппликация, лепка);


Открытое занятие для родителей и педагогов»Эти полезные бытовые отходы», «Мы спасатели природы»

в современном ДОУ»

Изготовление игрушек для искусственной ели в группе Новогодний праздник «Любите природу! -экологическая сказка

«Трудовой десант»

Родительские собрания в нетрадиционной форме

Экологическая информация

Обмен опытом

Природоохранные праздники, акции


Сентябрь Составление годового плана по реализации проекта. Экскурсия в зоокорпус. Знакомство с животными Составление плана по реализации проекта. Подобрать худ. лит. для чтения, пересказываеия, заучивания, арины. Провести первый этап диагностики.

Оформить альбом «Альбом выходного дня»

Анкетирование на тему «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника»

Трудовая деятельность: уборка участка, помощь дворнику, для оформления гербария и поделок Анкетирование «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника »

Фотоотчет

Трудовая деят-ть уборка участка, дворнику, сбор осенних листьев гербария Родительское собрание. Рекомендация на тему « Экологическое воспитание дошкольников

в современном ДОУ»

Октябрь Беседа с детьми о животных леса, о среде обитания, о подготовки зверей к зиме, о поведении человека в лесу.

Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

Беседы: Как семья провела лето? Установление эмоционального контакта

Беседа о лесе: Унылая пора! Очей очарования

Закреплять представление детей о золотом периоде осени

Формирование понятия о возникновении реки, ее истоках.

Д. и «Не ошибись», «Найди что опишу», » Загадай, мы отгадаем»

Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов

Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок на тему «Золотая осень «Оформление родительских уголков по сезоном и месяцам Выставка работ из природного материала «Золотая осень»

Ноябрь Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза) Беседы: «Растение как живое существо»

Сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года.

Д. и. »Птицы осенью »(беседа о перелетных птицах)

Д. и. Кто чем питается?

Просмотр фильма «Перелетные птицы»

Чтение худ. лит-ры:

Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бьянки» Синичкин календарь»

Аппликация «Волшебные цветочки»

Рисование «У природы нет плохой Создание своей красной книги Праздник осени «Что нам осень принесла? »

Месяц Социальный партнёр (зоокорпус) Сотрудники ДОУ

Воспитатель, музыкальный руководитель Родители Итоговое мероприятие

Декабрь Беседы: «беседа о снеге» -установить зависимость состояния снега от температуры воздуха

Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки)

Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.

Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа

Просмотр фильма о зимующих птицах

Чение худ. лит.

В. Бьянки- Купание медвежат

Е. Чарушин- Волчишка

В. Варанжин- как ежик зиму перезимовал

Художественное творчество (оригами)

Голубь, Воробей или Лебедь

Изготовление кормушек для птиц

Изготовление игрушек для искусственной ели в группе Новогодний праздник «Любите природу! »-экологическая сказка

Январь Беседы: Как много интересного бывает зимой- сформировать у детей обобщение представление о зиме

Д/ и «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу»

Чтение худ. лит-ры

В. Бьянки –Лесные домики

И. Полёнов – Синичкины кладовки

Рисование «Веточка ели» Фотовыставка «Природа и дети» Родительское собрание

«Экологическое воспитание в семье»

Февраль Наблюдение зимних красот в природе

Выделение характерных признаков зимы Беседы: «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром

Д. и. »Найди ошибку

Д. и. Когда это бывает? Чей силуэт?

Чтение худ. лит-ры:

Г. Скребицкий – берегите птиц

Рисование «Мы гуляем – продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении Оформить альбом «правила поведения в природе» Выставка альбомов «правила поведения в природе

март Наблюдение за погодой за сезонными изменениями. Выделение характерных признаков весны Беседа: « Весенние капели»

Д/И «Сезонные изменения»

Д. и. »Найди ошибку

Чтение худ. лит-ры:

Птицы прилетели

Апрель. Подведение итогов

Литература

1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001г., №7

2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1992г.

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет – Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1991г.

5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007

6. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1989г.

7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006

8. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-у изд. – М.:ТЦ Сфера, 2009

9. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Санкт – Петербург, Акцидент, 1998г.

10. С. Н. Николаева, И. А. Комарова СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа литературными персонажами Пособие для педагогов дошкольных учреждений Москва-2005г.

11. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994г.

12. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. – Пермь,1993г.

13. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. – М., Просвещение, 1994г.

14. Николаева С. Н.Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2002г., № 5.

15. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М., Издательский дом "Карапуз", 2001г.

Предварительный просмотр:

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Будь природе другом!»

1. Концепция проекта

1.1. Актуальность.

Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранительных технологий. Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.

Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение вприродой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.

1.2. Цель.

Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей. Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.

1.3. Задачи.

Прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

Воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

Учить видеть красоту природы;

Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;

Развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;

Развивать логическое мышление, внимание, память;

Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;

Учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.

1.4. Формы и методы работы:

Занятия;

Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;

Чтение художественной литературы;

Театрализованная деятельность и праздники;

Наблюдения в уголке природы и на прогулке;

Организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;

Игры;

Разные формы бесед;

Работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов;

Создание семейного альбома «Милый сердцу уголок»;

Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

Взаимодействие с семьей;

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;

Тематические выставки.

Развитие речи;

Развитие логического мышления;

Развитие коммуникативных качеств у детей;

Обобщение представлений о природе;

Пробуждение воображения и фантазии;

Пробуждение интереса к природе.

1.6. Целевая аудитория

– старшие подготовительные группы, дошкольники.

1.7. Период выполнения проекта

– долгосрочный.

1.8. Прогнозируемый результат:

Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;

Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;

Диагностика, где дети покажут свои знания;

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

Освоение знаний об экологии родного края;

Расширение знаний детей с правилами поведения на природе;

Формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.

2. Планирование проекта

1-й этап – подготовительный

1. Составление плана по реализации проекта. Воспитатель, педагог.

2. Разработка системных паутинок: «Экологическое образование», «Направление экологической работы с детьми». Воспитатель.

3. Создание и оформление экологической тропы. Воспитатель, педагог, дети.

4. Подобрать и оформить папку наблюдений на прогулке, альбом «Опыты», фольклорный материал «Явления природы», «Экологические стихии». Воспитатель, родители.

5. Подобрать запрещающие знаки в обращении с природой, схемы в помощь детям для рассказывания. Воспитатель.

6. Оформить альбом «Правила поведения в природе». Воспитатель, родители.

7. Родительское собрание «Воспитание детей через природу». Воспитатель, родители, педагог.

8. Трудовая деятельность: полив цветника и огорода, уборка участка, помощь дворнику, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для оформления гербария и поделок. Воспитатель, родители, дети.

9. Подобрать художественную литературу для чтения, пересказывания, заучивания, картины. Воспитатель.

10. Провести 1-й этап диагностики. Воспитатель.

2-й этап – деятельный

Беседы:

1. «Унылая пора! Очей очарованья. » - закреплять представление детей о золотом периоде осени. Воспитатель, дети.

2. «Речка, реченька, река» - формирование понятия о возникновении реки, ее истоках. Воспитатель, дети.

3. «Растение как живое существо» - сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года. Воспитатель, дети.

4. «Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Воспитатель, дети.

5. «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме. Воспитатель, дети.

6. «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром. Воспитатель, дети.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. «Наша земля» - формировать первоначальные представления о творении мира, познакомить с историей появления глобуса. Воспитатель, дети.

2. «Растения – легкие Земли» - представление о значении растений. Воспитатель, дети.

3. «Свойства воздуха» - закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Воспитатель, дети.

4. «Путешествие в осенний лес» - обобщать знания детей об осени. Воспитатель, дети.

5. «Волшебница вода» - продолжать знакомить детей со свойствами воды. Воспитатель, дети.

6. «Веселое путешествие» - закрепить знания о приспособленности живой природы к изменениям в неживой природу. Воспитатель, дети.

7. «Покормите птиц зимой» - формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. Воспитатель, дети.

8. «Зима полна серебра» - обобщать представление детей о зиме, характерных признаках зимних месяцев. Воспитатель, дети.

9. «Земля наш общий дом» - показать Землю как общий дом для всех людей и всех живущих существ. Воспитатель, дети.

Творческие работы:

1. Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов. Воспитатель, дети.

2. Аппликация «Волшебные листочки» - учить составлять узор из сухих листьев. Воспитатель, дети.

3. Рисование «У природы нет плохой погоды» - учить детей умению отражать в рисунке признаки осени. Воспитатель, дети.

4. Рисование «Веточка ели» - совершенствовать технику рисования с натуры. Воспитатель, дети.

5. Рисование «Мы гуляем» - продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении. Воспитатель, дети.

6. Рисование «Снежинки» - учить детей рисовать узор на бумаге. Воспитатель, дети.

7. Принятие участия в областном конкурсе творческих работ «Природа родного края глазами ребенка». Воспитатель, дети.

Развлечение:

1. «Любите природу! » - экологическая сказка – учить детей наблюдать за природой и беречь ее. Воспитатель, дети, муз.руководитель.

2. «Осенины» - праздник- формировать представления детей об осенних явлениях природы. Воспитатель, дети, муз.руководитель, сотрудники.

3. «Знаешь ли ты лес? » – расширять знания о природе. Воспитатель, дети, муз.руководитель.

4. «У природы нет плохой погоды» - музыкально-познавательное занятие – расширять знания о явлениях природы. Воспитатель, дети, муз.руководитель.

Наблюдения по плану. Воспитатель, дети.

Опыты в вечернее время. Воспитатель, дети.

Игры по желанию детей, в свободное от занятий время. Воспитатель, дети.

Работа с родителями

1. Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки).. Воспитатель, родители.

2. Оформление родительских уголков на экологические темы:

- «Значение природы в жизни людей»

- «Как прививать детям любовь к природе? »

- «Влияние окружающей природы на развитие детей»

Воспитатель, родители.

3. Родительские собрания:

- «Развитие любознательности средствами природы».

- «Экологическое воспитание в семье».

Воспитатель, родители.

3-й этап – заключительный

1. «Давайте сохраним природу» - музыкально-литературная композиция – формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру. Воспитатель, дети, муз.руководитель.

2. Оформление альбома «Милый сердцу уголок». Воспитатель, дети, родители.

3. Заключительный этап диагностики. Воспитатель, дети.

3. При реализации данного проекта получены следующие выводы:

Ожидаемые результаты подтвердились:

У детей:

1. Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.

2. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности) .

3. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.

5. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

7. Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.

8. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.

9. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

10. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.

11. Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

12. Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.

13. Исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

14. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.

15. Дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят сформировались представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

16. Сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.

17. Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

Все живые организмы имеют равное право на жизнь;

В природе все взаимосвязано;

В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

18. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.

19. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

20. К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

У родителей:

Повысился уровень экологического сознания;

Сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

Перспектива дальнейшего развития проекта

Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты. Я в свою очередь на достигнутом не останавливаюсь и планирую продолжать и расширять свой проект.

Приложение 1

Стихи:

А. С. Пушкин;

Ю. Тувим. Овощи;

Н. Минский. Листопад;

С. М. Гробецкий. Первый снег;

Н. Стачнева. Осенняя гамма;

А. Толстой. Осень;

А. Блинов. Последний листок;

И. Бунин. Первый снег;

Н. Никитин. Встреча зимы;

К. Бальмонт. Снежинка;

Н. Грибачев. Ну, морозы;

А. Яшин. Покормите птиц;

С. Есенин. Пороша. Заметает пурга. Заколдован невидимкой;

С. Маршак. Это – снежная страница. Вьюга. Снежная пурга;

З. Александрова. До свидания, зима;

А. Плещеев. Осень наступила;

Н. Некрасов. Перед дождем.

Рассказы:

Г. Скребицкий. Четыре художника. Осень;

Н. Павлова. Путешествие капелек с воздухом. Деревня зимой. Самая зимостойкая яблоня;

В. Бианки. Синичкин календарь. Месяц белых троп. Первый снег;

К. Ушинский. Почему опустел лес. Проказы старухи-зимы. Ветер и солнце;

Н. Сладков. Зимний запас;

М. Пришвин. Рябинкам холодно. Рябинки краснеют;

Сказки:

Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка;

С. Маршак. 12 месяцев;

П. Бажов. Серебряное копытце;

В. Одоевский. Мороз Иванович;

Русские народные. Лисичка-сестричка и серый волк. Мороз, солнце и ветер. Снегурочка;

Сербская. Почему у месяца нет платья.

Картины:

Натюрморты:

Ванн Гог. Картофель. Корзина с яблоками.

М. Кончаловский. Поднос и овощи.

М. Коровин. Цветы и фрукты.

И. Машков. Натюрморт с фруктами.

М. Сарьян. Осенние цветы.

Пейзажи:

Л. Бродский. Опавшие листья. Лес зимой в снегу. Осенний туман.

Ф. Васильев. Перед дождем.

А. Герасимов. После дождя.

И. Грабль. Осенний день. Февральская лазурь. Зимний пейзаж.

И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень.

В. А. Цыплаков. Ока зимой.

А. Саврасов. Перелет птиц. Зимний пейзаж. Иней.

И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.

Б. Щербаков. Вихри грозовые.

К. Юон. Лыжники, конец зимы.

Серия демонстрационных картин. Санкт-Петербург «Детство-пресс». «Круглый год».

Дидактический материал в картинках под редакцией И. П. Нагибиной. «Времена года в городе, деревне, в природе.

Приложение 2

Уголок природы:

Экспериментирование;

Центр песка и воды;

Природа;

Комнатные растения и картотека к ним;

Оборудование для ухода за растениями;

Дневник и журнал наблюдений;

Календарь природы;

Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий) ;

Природный материал (чернозём, песок, камни) ;

Мини-лаборатория:

Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.) ;

Микроскоп;

Природный материал;

Библиотека;

Познавательная литература о природе;

Литература по уходу за животными;

Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям;

Аудиоматериалы.

Экологический театр: костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок.

Уголок родного края:

Библиотека;

Альбом «Наша Родина – Тюменская область»;

Эколого-развивающая среда:

Настольно-печатные игры;

Дерево загадок;

Дидактические игры;

Уголок изотворчества.

Территория детского сада:

Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;

Различные виды деревьев (тополь, ель, береза, орех, клен, вяз, ветла) ;

Огород, цветник;

Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, горох, морковь, ягоды (черная смородина, земляника) ;

Веселые пеньки;

Спортивная площадка.

Беседы:

- «Унылая пора! Очей очарованье. »

- «Речка, реченька, река»

- «Беседа о снеге»

- «Растение как живое существо»

- «Как много интересного бывает зимой»

- «Кто такой человек»

Наблюдения:

- «За сезонными изменениями»

- «За пауком»

- «За муравьем»

- «За кошкой»

- «За цветником»

- «За мухой»

- «За трудом взрослых на огороде»

- «За березой»

- «За птицами зимой»

- «За состоянием природы»

- «За снегопадом»

- «За елью»

- «За солнцем»

- «За ветром»

- «За снегом и льдом»

Опыты:

Может ли растение дышать?

Есть ли у растения органы дыхания?

Нужен ли корешкам воздух?

Почему цветы осенью вянут?

Что есть в почве?

Что у нас под ногами?

Какие свойства?

Где теплее?

Что быстрее?

Игры:

1. «Домашние животные» - о пользе домашних животных, ознакомление с миром и обогащение знаний о животных, их детенышах, а также о скотном дворе; учить детей анализировать и сравнивать.

2. «Животные и птицы» - знакомит с птицами и животными, их внешним видом; с тем, что они едят, как «говорят».

3. «Собирай-ка» - знакомит детей с местом обитания животных, их внешними признаками.

4. «Большие и маленькие» - закрепляет названия животных и их детенышей, развивает внимание, речь, память.

5. «Загадочные животные» - развивает зрительное восприятие, внимание и воображение.

6. «В саду, на поле, в огороде» - знакомит с овощами, ягодами, фруктами и зерновыми культурами, расширяет словарный запас, память, произвольное внимание, образное восприятие.

7. «Парочки» (лото) .

8. «Плоды, листья» - знакомит детей с разновидностью деревьев, учит различать соответствующие листья и плоды, составлять смысловые пары.

9. «Кто где живет? » - закрепляет у детей знания о местообитании животных, их внешних признаках.

10. «Где что растет? » - знакомит детей с разнообразием растительного мира, их мест произрастания, внешним видом, пользы для людей и животных.

11. «Солнышко» - знакомит детей с местом обитания живых существ, особенностями внешнего вида и приспособленности к среде обитания, развивает наблюдательность, память, обосновывать свой выбор.

12. «Кто в домике живет? » - уточняет классификацию предметов по определенным признакам, знакомит детей с местом обитания животных, птиц и рыб.

13. «Собери картинку» - знакомит детей с временами года, их признаками и особенностями, основными приметами, закрепляет название времен года.

Работа с родителями:

1. Подборка информационно-наглядного материала по месяцам, временам года.

2. Оформление материала на экологические темы.

3. Родительские собрания на экологические темы.

4. Сезонные выставки работ детей с родителями.

Список используемой литературы

1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.

2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.

3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.

4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.

5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.

7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

8. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985

9. Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.

10. Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва, «Просвещение», 1988.

11. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.

12. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.

13. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.

14. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.

15. Сайты интернета для воспитателей.

16. Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987.

17. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.


Экологический проект

в старшей группе

«Будь природе другом!»

Паспорт проекта

Тема проекта : «Будь природе другом!»

Вид проекта: информационно-творческий.

Участники: дети 5-6 лет

Срок реализации проекта: 2 месяца.

Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую природу?

Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно - правильного отношения к представителям растительного и животного мира.

Задачи:

1) закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края;

2) развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;

3) воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 этап - подготовительный

(Выявление проблемы)

2 этап - основной

(Организация совместной работы детей и педагога над проектом)


3 этап - заключительный

(Подведение итогов)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Непосредственно - организованная деятельность:

НОД №1 «Царство животных» Приложение 1

НОД № 2 «Царство растений» Приложение 2

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительное царство - мир растений; ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком).

Совместная деятельность по х удожественному творчеству «Будь природе другом!» (рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе) Приложение 3.

Чтение художественной литературы после сна.

  • Загадки о растениях и о животных. Приложение 4
  • Пословицы, поговорки о растениях и о животных. Приложение 5
  • Чтение: рассказа «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», рассказ «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому. Приложение 6
  • Дидактические игры. Приложение 7
  • Физкультминутки. Приложение 8
  • Презентация проекта - Выставка детских работ «Будь внимателен и осторожен к природе!»

Приложение 1

Непосредственно образовательная деятельность «Царство животных»

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком).

Ход занятия:

Воспитатель: дети, мы с вами в течение года познакомились с множеством сказок, побывали во многих царствах - государствах; а, сегодня, мы с вами познакомимся с удивительным царством.

Давайте закроем глаза и перенесемся в волшебную страну - царство животных: вот мы видим белочку, прыгающую с веточки на веточку, а, вот утка, переваливаясь с боку на бок, ведет своих утят на купание, крот роет землю, рыжая лисица притаилась - за кем-то охотится, мишка - косолапый проснулся от зимней спячки и сосет лапу, зайчата играют в чехарду.

Вдруг, прилетела злая волшебница и заколдовала все царство, но один зайчик убежал и просит вас помочь обитателям этой страны. Поможем?

Ответы детей: да, поможем!

Воспитатель: злая волшебница сломала стрелки. Беда случилась - волшебные часы, на которых надо правильно указать - какое сейчас время года. Обитатели не знают - какое сейчас время года: то снег пойдет, то ливень, а то, невыносимая жара, то листопад начинается. Толи медведю спать ложится, толи птицам гнезда вьют или на юг улетать, толи белкам и ежам корм на зиму запасать. Давайте, ответим на этот вопрос.

Воспитатель раздает детям круги, которые разделены на 4 части, каждая обклеена разной цветной бумагой (белой - зима, желтой - осень, зеленой - весна, красной - лето).

Воспитатель: с первым заданием вы справились. Молодцы. Дети, а какое сейчас у нас время года?

Ответы детей : весна.

Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем в игру «Путаница». Среди животных есть такие, которые живут с человеком, а есть те, которые не должны жить с ним. Вот злая колдунья перепутала все, и они заблудились и просят, чтобы мы с вами им помогли найти свои домики. (Воспитатель ставит перед каждым ребенком: домик, деревья, льдина).

Воспитатель: дети, а животные, которые живут с человеком, как мы их называем?

Ответы детей: домашние.

Воспитатель: а животные, которые не живут с человеком?

Ответы детей: дикие.

Физкультминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой (поднимают руки над головой)

Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди)

А сынок - малютка просто, маленький он был (приседают)

С погремушками ходил

Дзинь- дзинь, дзинь - дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

Проводится 2-3 раза.

Воспитатель: представьте себе, а если у нас корова отбилась от стада и вечером не вернулась домой к своей хозяйке. Та вместе с соседями искала ее, но смогла найти только на третий день. Корова была изранена, напуганная.

Как вы думаете, что могло случиться с коровой, если бы ее не нашла хозяйка? Смогла бы она выжить в лесу одна без человека.

Ответы детей: нет, не смогла бы выжить.

Воспитатель: Охотник нашел волчью нору, а в ней увидел маленьких волчат. Одного из них он принес домой, пока волчонок был маленьким, дети с ним играли, а когда вырос, хозяин испугался за себя и своих детей и решил отпустить волка в лес. Как вы думаете, что произойдет с волком, выращенным среди людей, когда он снова окажется в лесу? Правильно ли поступил охотник? Что он сделал неправильно и почему?

Ответы детей: нет, не смогли бы выжить в лесу.

Воспитатель: правильно, животные, которые рождаются в природе (например, в лесу) и растут в ней - им не нужен человек. Они существуют по своим правилам и законам. А если человек вмешивается в их жизнь, то может случиться беда - животное погибает. Вот поэтому мы с вами поселили диких животных в лес, а домашних в дом.

Воспитатель: дети, а вот злая волшебница сделала так. Животные, какие живут в жарких странах, попали на Север, а животные с Севера - в тропический лес. Нужно помочь животным вернуться к себе домой.

Если белый медведь захочет поселиться в жаркой стране, сможет ли он выжить там? Почему нет?

Ответы детей: он перегреется - у него слишком теплая шкура и большой слой подкожного жира. Он не сможет охотиться - его отовсюду будет видно и в саване нет животных, на каких он охотится.

Воспитатель: а, если льву захочется поселиться на Севере, сможет ли он там выжить?

Ответы детей: он замерзнет - его шкура не приспособлена к морозам. Лев не сможет охотиться - он заметен на белом снегу.

Воспитатель: а зебра? А слон?...

Ответы детей: нет.

Воспитатель: дети, но злая колдунья некоторых животных заколдовала и их нужно расколдовать. Возьмите разрезные картинки, которые лежат перед вами. Нужно соединить их и посмотреть, что за животные перед вами, и назвать их. (Перед детьми лежат пазлы животные, нужно их собрать).

Воспитатель: молодцы, все справились с этим заданием. Мы помогли царству животных, но зайчик никак не может вернуться обратно. Перед нами мостик, колдунья его заколдовала. Нужно каждое бревнышко расколдовать.

Слушайте внимательно, правильно отвечайте на вопросы, тогда мы поможем зайчику и расколдуем бревнышки.

1.Сколько раз в году зайчик меняет цвет? (2)

2.Щука - это птица? (Нет).

3.Большая рыба с усами? (Сом).

4.Какая птица не выводит своих птенцов? (Кукушка).

  1. Самая маленькая бабочка, которая портит одежду в доме? (Моль).

6.Жилище муравьев? (Муравейник).

7.Лохматые любители меда? (Медведи).

8.Кто носит своих детенышей в сумке? (Кенгуру).

9.Мелкие летающие «кровососы» (Комары).

10.Объясните название «Красная книга»?

Воспитатель: Молодцы! Все бревнышки правильно расколдовали, потому что правильно ответили на все вопросы. Дети, но зайчик боится идти через мостик. Давайте узнаем, кого же он боится.

Воспитатель читает стихотворение:

Я боюсь. Я боюсь

волка и кукушки.

Я боюсь, я боюсь

жабы и лягушки.

Поглядите, как дрожат

ушки на макушке.

Я боюсь, я боюсь

муравья и мушки,

и ужа, и ежа,

и чижа, и стрижа.

Воспитатель: каких животных испугался зайчик?

Ответы детей: волка, ежа.

Воспитатель: каких птиц?

Ответы детей: кукушки, стрижа, чижа.

Воспитатель: каких насекомых?

Ответы детей: жабу, лягушку, мушку, муравья, ужа.

Воспитатель: молодцы. Зайчик, беги, не бойся никого, мы прогнали всех, беги в царство животных, где мы помогали всем ее обитателям, Вот заканчивается наше путешествие в царство животных, давайте закроем глаза, вокруг себя повернись - и вот мы снова с вами в группе.

Приложение 2

Непосредственно образовательная деятельность «Царство растений»

Цель: Через познавательную активность детей подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные, дать понятие о плодородной почве, семенах, рассаде.

Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия

1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».

2.Постановка темы и задач:

Воспитатель: ребята, сегодня мы познакомимся с «Царством растений». Хотите отправиться в путешествие и побывать в «Царстве растений»?

А что же такое растение? Это живое существо или нет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что растения это живые существа, они бывают самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев. Помимо того, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из воздуха и солнечного света).

Где живут растения?

Ответы детей: в лесу, на полях, в водоемах.

Подвести к пониманию того, что на Земле очень много видов растений, и они есть буквально повсюду: на полях и в лесах, в горах и пустынях. Кроме воздуха, растениям необходим солнечный свет и вода, поэтому они не живут в тех местах, где очень темно и сухо).

Ребята, попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения, пропало целое царство-государство: и деревья, и кусты, и травы, и цветы,… Что же будет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что станет не только пусто и непривлекательно без растений, но и мы с вами не сможем жить. А почему?

Ответы детей: потому-что не будет кислорода и мы не сможем дышать.

Воспитатель: так как растения вырабатывают кислород, и чем больше на Земле лесов, садов, полей, лугов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче человеку и всем животным дышать. Это одна из причин, почему надо беречь каждый кустик, каждую травинку, где бы они не росли.

А что нужно растениям для нормального роста и развития?

Ответы детей: вода, воздух, солнечный свет.

Воспитатель: Но не только это, а что же ещё?

Ответы детей: ещё нужна плодородная земля-почва.

Воспитатель: но почва везде разная. Там где она плодородная, то-есть богата питательными веществами-там растут здоровые растения, а на бедной, скудной-чахлые, слабые!

Далее вспомнить, как сажать семена на грядки, как ухаживать за ростками (поливать, рыхлить, окучивать, удалять сорняки), и пока не собран урожай люди ухаживают за посаженными растениями. Подвести детей к пониманию того, что растения, которые живут только при участии человека, называются Культурными растениями.

Показ картинок:

Воспитатель: «Где растёт это растение?»

Ответы детей: в огороде, в саду, в поле, комнатное растение, на клумбе.

Физкультминутка «Листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

(легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть)

А теперь подумайте и скажите, за всеми ли растениями луга, сада, поля ухаживает человек? (дискуссия детей)

Да, конечно, одни растения растут при помощи человека, а другие сами по себе и называют их Дикорастущими . Выживать им помогает «Матушка-природа». Ветер разносит семена, а когда они попадают в благоприятную почву-прорастают, растут и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят своей красотой с бабочками, шелковистой травой.

Показ дикорастущих цветов (эти цветы без участия человека, т.е. сами выросли на лугах, полях, лесу).

Кто знает, как эти ягоды называются?

Ответы детей: клюква, черника, малина, земляника.

Воспитатель: а кто же их посадил?

Ответы детей: выросли сами

Воспитатель: да они тоже выросли сами и называются…(дикорастущие).

А люди приезжают в лес: отдохнуть, набраться сил, набрать грибов, ягод.

Дикорастущие растения живут по своим законам - им совсем не нужна помощь человека. Они приспосабливаются к условиям дикой природы сами.

А сейчас мы с вами будем решать непростые задачки. Ответьте на вопросы:

  • Что любому растению нужно, чтобы оно хорошо росло?

Ответы детей: свет, влага, плодородная почва.

  • Долго ли проживёт растение, если оно проросло на неплодородной почве?

Ответы детей: нет.

Воспитатель: можем ли мы помочь таким растениям? Как?

Ответы детей: пересадить в плодородную почву.

3)Игра «Дикорастущие и культурные растения»

Назову дикорастущее растение-молчок, культурное-хлопок.

Заключительная часть.

Сегодня мы узнали, что в «Царстве растений» есть дикорастущие и культурные растения. Перед вами лежат перевёрнутые картинки с изображением дикорастущих и культурных растений. Вам надо их внимательно рассмотреть и определить, какое это растение, где оно растёт, в лесу или в саду, посмотрю, научились ли вы отличать дикорастущие и культурные растения в удивительном «Царстве растений» (Дети смотрят, определяют, подходят и вставляют в кармашки свои карточки. 2-4 детей спросить, почему положили именно сюда).

Итог: Какие растения живут в нашем «Царстве растений»?

Приложение 3

Художественное творчество «Будь природе другом!»

(рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе)

Ребята, сегодня ко мне из леса прилетела синца и сказала, что в лесу творится беспорядок. Пришел к нам в гости в лес Незнайка и не знает, как вести себя в лесу. Муравейники разоряет, ловит бабочек, слушает громко музыку, не смотрит под ноги, сделал себе рогатку. Давайте нарисуем рисунки и покажем Незнайке, что нельзя делать в лесу.

Приложение 4.

Стихотворение «Про всех на свете»

Все - все, все на свете,

На свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых

Нужны все на свете!

Нужны все подряд - кто делает мед

И кто делает плохие дела

У кошки без мышки, у мышки без кошки,

Не лучшие делишки!

И, если мы с кем - то не очень дружны,

Мы все - таки очень друг другу нужны.

А если нам кто - ни будь лишним покажется,

То, это конечно, ошибкой окажется!

Все - все, все на свете, на свете нужны.

И это все дети запомнить должны.

Б. Заходер

Рассказ «Девочки в лесу»

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из бумаги хлеб с маслом, яйцо. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в бумагу яичную скорлупу и положила в сумку.

Зачем ты берешь с собой мусор? - спросила Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. Лида тихо ответила подруге:______________________________

(По В.А. Сухомлинскому)

Вопрос детям: Что по-вашему, ответила Лида и почему?

Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес»

В густом лесу жила медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша.

Как-то раз отправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата весело бежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло.

Вот прямо перед Пашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и весело защебетала, здороваясь с малышами.

Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля.

Паша тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот, возмущенно загудев, слетит с цветка.

Что Паша сделал неправильно?

Медведица Ангелина остановила сына:

Паша! Зачем ты сломал ветку орешника? Во-первых, орешник - живой, и ему больно, как бывает больно тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие орехи!

Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Может сломать его!

Как вы думаете, может ли шмель сломать цветок?

Шмель цветок не сломает! - возразила Ангелина. - Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, - большие любители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым медком.

Ладно, - согласился Паша, - не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять, пусть себе мед собирают!

Мамочка! Посмотри, какие красивые цветы! - воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубые колокольчики. - Можно я нарву букет?

Можно ли рвать в лесу цветы?

Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут.

Это тоже цветок? - спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке.

Это летающий цветок! - удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со стебелька.

Это не цветок, а бабочка! - объяснила мама.

Давай ее поймаем, - предложил Паша сестре.

Давай! - обрадовалась Даша.

Можно ли ловить бабочек? Почему?

Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.

Не нужно обижать бабочек и стрекоз, - покачала головой Ангелина. - Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят.

Что это за куча такая? - удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохших сосновых иголок.

Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! - решительно заявил Паша. Медвежонок поднял сосновую шишку и хотел запустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его:

Не делай этого, Паша. Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи. Вам хотелось бы, чтобы кто-то сломал ваш дом? - спросила медвежат мама.

Конечно, нет! - дружно закричали Даша и Паша.

Тогда и вы берегите чужие дома, - сказала Ангелина.

Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука-короеда.

Муравьи - очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жуков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу, - объяснила мама.

Долго бродила по лесу медведица с медвежатами, рассказывая малышам о лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться.

Запомните, что лес - это наш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам дает!

Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились.

Вопросы

  1. Почему мама не разрешила медвежонку Паше прогнать с цветка шмеля?
  2. Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать лесные и полевые цветы?
  3. Почему нельзя ловить бабочек и стрекоз?
  4. Почему нельзя разорять муравейники? Какую пользу приносят муравьи?
  5. Как вы думаете, о каких еще правилах поведения в лесу рассказала медвежатам медведица?

Приложение 5

Загадки о растениях

Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать,

Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать

(Подснежник) (Мать-и-мачеха)

Прячет цветок Белый цветок,

Сладкий медок. Кислый цветок

И в названье мед таиться В суп пригодиться,

Узнаете? Зовут его…?

(Медуница) (Кислица)

В белой шапке стоит дед, На каком цветке гадают

Если дунешь - шапки нет! Лепесточки обрывают?

(Одуванчик) (На ромашке)

Вдоль дороге у межи Зеленый плот

В золотистой спелой ржи, По реке плывет,

Словно синий глазок, На плоту - красавица.

Смотрит в небо… Солнцу улыбается.

(Василек) (Кувшинка)

Из желтой точки Жаркий ветер дунул круто,

Выросли листочки, Что за шарик он растряс?

Белеют по кругу, Вся семья на парашютах

Касаясь друг друга. Пролетела мимо нас.

Такой цветочек (Одуванчик)

Мне нравиться очень!

(Ромашка)

Появились бубенчики - Он стоит в одежке -

Белые горошки. Как огонь на ножке.

Распустились колокольчики Станет без одежки

На зеленой ножке. Шариком на ножке.

(Ландыши) (Мак)

Лекарь вырос у дороги, Из-под снега вышел друг,

Он больные лечит ноги. И весной запахло вдруг.

(Подорожник) (Подснежник)

На проталинке в лесу Стоит кудряшка -

Первым встретил я весну. Белая рубашка,

Я мороза не боюсь, Сердечко золотое.

Первым из земли пробьюсь. Что это такое?

(Подснежник) (Ромашка)

Белые фонарики &nb

Актуальность

Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраски, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы «чудо-растение», поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла идея создать свой огород — это «чудо – огород», который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

Тип проекта

По продолжительности – краткосрочный.

По составу участников проекта – групповой.

По направленности деятельности участников проекта – познавательно-игровой.

Цель:

Расширять представления детей об окружающем мире растений и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.

Задачи:

— Формировать представления о работах проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.

— Расширять представление детей о жизни растений.

— Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

— Учить детей делать выводы на основе наблюдений.

— Участвовать в посильной практической деятельности.

— Воспитывать бережное отношение к растениям.

Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

— Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.

Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно — подготовительный.

Мероприятия:

— Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;

— подбор необходимого материала для создания огорода;

— выявление знаний детей о жизни растений;

— составление перспективного плана.

2 Этап. Рефлексивно — диагностический.

Мероприятия:

Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

3 этап. Практический.

Мероприятия:

—Познание: «Насекомые помощники»; рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.

Конструирование: оформление огорода; изготовление плетеной изгороди.

—Социализация: дидактические игры: «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника». Сюжетно-ролевые игры: «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».

Коммуникативная деятельность: составление рассказа «Лето на огороде», «откуда берется растение», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

— Чтение: стихотворения — С. Виталий «Огород», М. Пожарова «В огороде», Т. Шорыгина «Щедрый урожай» (заучивание). С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», С. Полякова «В огороде»(заучивание), произведения — Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

Труд: Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.

Продуктивная деятельность: аппликация «Букет»; «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».

Лепка: «Декоративное панно» (коллективная работа); «Тюльпан» (налеп); «Насекомые помощники».

Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры).

Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».

— Здоровье: «О пользе овощей» (беседа); (просмотр мультфильма) «немытые овощи есть нельзя».

4 этап. Заключительный.

— Сбор урожая.

Оформление материалов проекта:

— Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».

— Макет «Строение растения», «Растение и его семя».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Получение знаний детей о жизни растений.

2. Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

3. Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

4. Привить любовь к растительному миру, развить желание его беречь, охранять.

5. Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

6. Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Ресурсное обеспечение проекта

1.​ Кадровое обеспечение.

Участники проекта:

— старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);

Дети старшей группы;

Родители воспитанников (совместная деятельность);

— воспитатели группы.

2. Информационное обеспечение.

Видео презентации;

— мультфильмы, фильмы;

Наглядно-дидактические пособия, книги.

3. Материально-техническое обеспечение.

Оборудование для ухода за растениями;

— семена, рассада;

Фотоаппарат;

Компьютер;

Магнитофон.

Риски

1.​ Несоблюдение сроков реализации проекта.

2.​ Проблема привлечения родительской общественности.

3.​ Недостаточность оборудования для работы на огороде.