Экологический проект (подготовительная группа). Проект по экологии в подготовительной группе детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное общеразвивающее учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №6» «Жемчужинка»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

Проект по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Мы познаем загадочный мир растений»

воспитатель

первой квалификационной категории –

Евтеева О.А.

Актуальность

Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. В данное время она является приоритетным направлением в деятельности ООН. Причины в том числе и в длительно доминировавшем антропоцентрическом отношении человечества к природе с позиции «Я царь». Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в решении проблем с биоцентрической позиции, учитывая законы природы, отождествлением себя с частью природы. Экологическое образование населения- один из путей решения проблемы. Экологическое образование дошкольников- первое звено системы непрерывного экологического образования. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Одним из средств является ознакомление с растительным миром.

Цель проекта

Формирование осознанно-бережного отношения детей 6-7 лет к растительному миру.

Задачи проекта

Формировать представления о

Растении как живом организме;

Условиях необходимых для роста: свет, тепло, влага, воздух, почва;

Зависимости изменений в растительном мире от изменений в неживой природе;

Способах приспособления к неживой природе;

Взаимосвязи неживой природы и флоры;

Многообразии растительного мира: деревья, кустарники, травянистые, растения огорода, комнатные;

Конкретных видах деревьев, кустарников, травянистых растениях, растениях огородах, комнатных, их названии, характерных признаках, особенностях строения и назначении всех органов;

Значении целостности каждого органа растения;

Дифференцированных потребностях растений в свете, тепле, влаге, воздухе, почве;

Приспособленности строения растений к разным условиям жизни;

Лекарственных растениях;

Способах ухода за растениями учитывая его биологические особенности;

Многогранной ценности растительного мира: оздоровительной, познавательной, практической, нравственной, эстетической;

Наличии растений как условии удовлетворяющего потребность человека в чистом воздухе, красоте, уюте в помещении;

Развивать

– познавательный интерес к растительному миру, желание наблюдать, задавать вопросы, рассказывать об увиденном;

Эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни и разных состояниях.

Постановка проблемы.

Для дошкольников понимание, что растение-это живой организм сложно. Трудно понимаются признаки живого: особенно, что растение дышит, движется, питается. Эта специфика затрудняет формирование осознанно-бережного отношения к растительному миру.

Тип проекта

Среднесрочный, социально-образовательный проект.

Организация деятельности участников проекта. Формирование знаний о растительном мире и воспитанию осознанно-бережного отношения к нему предполагает использование различных форм организации дошкольников, методов и приемов. Весь объем информации условно можно разделить на 4 блока: травянистые растения, овощные растения, деревья и кустарники, комнатные растения. Реализация каждого блока помимо обогащения знаниями детей и формирования осознанно-бережного отношения предполагает эмоционально-чувственный отклик на события в природе. Данный опыт приобретается на занятиях по изобразительной деятельности и музыкальных. Результатом чувственного познания по изобразительной деятельности станут рисунки детей в жанре натюрморта, пейзажа, поделки из природного материала, коллажи, выставки в холлах ДОУ. Эмоциональным аккордом явятся экологические развлечения под руководством музыкального руководителя. На протяжении реализации проекта природоведческие и экологические знания дети будут получать от персонажа Старичка-Лесовичка, который живет в лесу, в детский сад приходит в гости. Роль Старичка-Лесовичка играет воспитатель.

Через циклические наблюдения на экологической тропе за травянистыми растениями, деревьями и кустарниками, за овощными растениями в огороде, комнатными растениями в экологической комнате и центре природы в группе сформировать представления о разнообразии их видов, характерных признаках, особенностях строения, лекарственных свойствах. Расширять представления о многообразии растительного мира через целевые прогулки за пределы ДОУ. Осознание потребностей растений в свете, влаге, а также функциональное назначение их частей - посредством опытов воспитателя.

Формирование представлений о растениях как живом организме, влиянии неживой природы на живую и их взаимосвязи, способах приспособления к неживой природе, способах ухода, многогранной ценности растительного мира, значении в жизни человека через занятия, беседы, экологические сюжетно-дидактические игры первично-ознакомительные, углубленно- познавательные. Обобщение знаний каждого блока через экскурсии, обобщающие беседы, занятия-путешествия. Одним из условий для применения полученных детьми знаний послужит нетрадиционная форма работы с родителями «Кто умнее дошкольника». Пополнить знания о природе воспитывающие взрослые смогут через письменную информацию от Старичка-Лесовичка под названием «О загадочном мире растений из копилки Старичка-Лесовичка». Одним из моментов совместной деятельности родителей и детей явится создание фотоальбома «Природа вокруг нас», где будут запечатлены понравившиеся виды природы.

В связи с особенностями построения воспитательно-образовательного процесса в зимний период и во время учебного года предполагается следующий режим организации детей: в сентябре - циклические наблюдения в повседневной жизни на прогулке ежедневно; беседы, игры-занятия, сюжетно-дидактический игры первично-ознакомительные, углубленно-познавательные 1 раз в неделю, походы, экскурсии, обобщающие беседы 1 раз в месяц, целевые прогулки 1раз в 2 недели, рисование 2 раза неделю, музыкальные занятия 2 раза в неделю. С января-май – занятия 1 раз в неделю в первую половину дня; 1 раз в неделю во вторую половину дня беседа, сюжетно- дидактическая игра, циклические наблюдения на прогулках ежедневно, занятия с воспитателем- экологом 1 раз в неделю, рисование 1 раз в неделю, музыкальные занятия 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации проекта обогатится экологическое пространство ДОУ комнатными растениями, пополнится эколого-предметная среда демонстрационным материалом, настольно – печатными играми, оборудованием для опытов. Это создает дополнительные благоприятные условия для формирования начал экологической культуры дошкольников посредством получения представлений о растениях как живых организмах, их потребностях, многообразии. Пополнятся природоведческие знания детей видами флоры, их отличительными признаками, особенностями строения, назначением всех органов. Будут заложены основы экологических знаний о зависимости между явлениями неживой природы и жизнью растений, особенностью внешнего вида и потребностями. Получит развитие эмоциональная отзывчивость, познавательный интерес к растениям. Данный результат можно отследить через отношение и суждения детей в повседневной жизни: рассматривают растения, называют известные виды растений, исходя из особенностей внешнего вида и состояния осознанно выполняют работу по уходу за растениями, задают вопросы, могут аргументировано объяснить причины изменений в растительном мире от времени года, давать оценку с позиции осознанно-бережного отношения своим и чужим поступкам самостоятельно. Дети начнут видеть красоту растений и выражать ее в художественно-творческой деятельности.

В процессе реализации проекта активизируется творческий потенциал педагогов, родители выступят в качестве субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Блочно-тематический план реализации проекта.

1.Форма организаций детей

Название «Травяной ковер»

Задачи

Познакомить с внешним видом, строением, характерными особенностями травянистых растений. Лекарственными свойствами некоторых видов.

2.Форма организаций детей

Циклические наблюдения на экологической тропе.

Название «Путешествие в страну великанов»

Задачи

Познакомить с новыми видами деревьев и кустарников, их характерными особенностями, строением.

3.Форма организаций детей

Тематическое занятие о овощных растениях в огороде

Название «Вершки и корешки»

Задачи

Сформировать представление о разнообразии овощных культур, строении, значении в жизни человека

4. Форма организаций детей

Тематическое занятие о садовых цветах

Название «Какое все красивое».

Задачи

Сформировать понятие «садовые растения», познакомить с некоторыми видами.

5.Форма организаций детей

Циклические наблюдения за комнатными растениями.

Название «Наши маленькие друзья»

Задачи

Сформировать представление о их многообразии в форме и размерах листьев, стеблей, бутонов на конкретных видах

6. Форма организаций детей

Опыты с комнатными растениями

Название «Удивись и убедись»

Задачи

Познакомить с функциями частей растений.

7.Форма организаций детей

Название «Кто нам помогает».

Задачи

Сформировать понятие о значении растений в жизни человека.

8.Форма организаций детей

Нетрадиционная форма работы с родителями: игра-развлечение.

Название «Кто умнее дошкольника».

Задачи

Актуализировать знания о растительном мире.

Заключение: Реализация этого проекта на практике поднимает уровень экологической культуры, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» города Кировска

Проект в подготовительной группе

«Экологическая зелёная неделя»

Подготовили и выполнили:

Иванова Н.Н, Парци Н.И

Март

2016

Цель:

Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Расширять знания детей о живой и неживой природе.

Закреплять знания о временах года

Дать представления об экосистемах, природных зонах, о деятельности человека в природе.

Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять способы правильного взаимодействия с объектами природы.

Тип проекта: краткосрочный (март), информационно-творческий, познавательный

Участники проекта:

Дети 6-7 лет

Воспитатели подготовительной группы

Родители воспитанников

Музыкальный руководитель

Ресурсное обеспечение проекта:

1.информационное обеспечение:

Тематическое оформление раздевалки;

Консультации;

Презентации;

Наглядно-дидактические пособия;

Художественная и энциклопедическая литература

2. Материально-техническое обеспечение:

Ноутбук;

Магнитофон;

Аудиозаписи;

Карандаши, фломастеры;

Кисточки;

Альбом;

Краски;

Клей;

Фотоаппарат;

3.Методическое обеспечение:

Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир

Плешаков А. А. От земли до неба

Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

Рыжова Н. А. Почва – живая земля

Николаева С. Н. Юный эколог

Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М.: «Политиэдат», 1990 год.

Информация из интернета.

План реализации проекта

1этап

Организационно-

подготовительный

Обсуждение цели и задач воспитателей группы с детьми и родителями;

Беседа с детьми о весне и весенних праздниках

Оформление раздевалки (консультации, ширмы, памятки)

Составление перспективного плана реализации проекта

Воспитатели

2 этап

Практический

Трудовая деятельность:

- Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.

Составление конспектов занятий, подготовка к выставкам.

Подбор стихов, песен

Подбор книг, иллюстративного материала

Подбор дидактических игр.

Подбор музыкального репертуара.

Экспериментирование с природным материалом

Привлечение родителей к текущему проекту.

Чтение и заучивание стихов о земле и природе.

- Наблюдение за погодными явлениями

Дидактические игры:

-«Цепочки в лесу»,

-«Дары леса».

- « Живое-неживое»

Беседы:

Значение почвы и воды в жизни всего живого

Можно ли жить без воды?

- Мы друзья природы

Лес и наше здоровье

Акция : «Берегите природу»

Рисование:

Раскрашивание раскрасок

Рисунок «Время года»

Аппликация:

-«Подарок Земле»

Фотографии «Я на природе»

Слушание песен, стихов, частушек:

- Заучивание наизусть: Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом», П. Воронько «Журавль».

Работа с пословицами о родной земле

Чтение художественной литературы:

- « Чтение художественной литературы: В. Н. Тарасийчук «Экология в картинках», Ю. Демянская «Дом Земли», Н. Т. Бромлей «Охотник».

Просмотр презентаций и видеофильмов по теме

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели

родители

Воспитатели, муз.руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели,родители

Воспитатели

3 этап

Заключительный

Оформление материалов проекта:

- презентация на тему

Выставка «Время года»

Выставка совместной деятельности детей и родителей «На природе»»

Акция «Берегите природу»

Портфолио прокта

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Ожидаемые результаты:

Дети и родители:

1.Углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.
2. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
3. Воспитание экологической культуры.
4. Способствовать выполнению посильных « добрых дел».

Продукт проектной деятельности:

МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт»

Исследовательский проект экологической направленности

подготовительная группа

https://pandia.ru/text/78/454/images/image002_122.gif" alt="C:\Users\юлия\Desktop\Новая" align="left" width="505 height=367" height="367">

воспитанник подготовительной группы

Руководитель проекта: ,

Воспитатель МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт»,

Томской области, Томского района

Название: «Секреты наших растений…!»

Продолжительность проекта: долгосрочный (декабрь – февраль)

Продукты деятельности всех групп объединяли в одно целое для решения проблемы и оформляли очередную страницу альбома под названием «Как вырастить картофель на подоконнике?».

Делали вывод о том, удалось ли нам ответить на вопрос.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей. Поместили карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать – изображение «?», посмотреть в книге – изображение книги, наблюдение – изображение микроскопа, спросить у другого человека – изображение человека.

Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.

При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.

Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Моя задача заключалась в том, чтобы – уточнить, конкретизировать определение, научить смело высказывать свои предположения.

Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.

Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.

Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:

Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.

Чем полезны овощи?

Что можно приготовить из картофеля?

Большую помощь оказали родители в изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.

Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Продуктом исследовательской деятельности стал альбом: «Как вырастить картофель на подоконнике?» с результатами нашей исследовательской работы.

Ребята в роли исследователей рассказали на заключительном занятии о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.

Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.

В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию).

При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.

Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.

Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

1. Вводное занятие. «Как вырастить картофель на подоконнике?»

Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить картофель, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

2. Зачем растениям семена?

Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Как подготовить семена к посадке?

Как правильно посадить растение?

Какие условия нужны для прорастания клубней картофеля?

3. Знакомство с абиотическими факторами

Свет.

Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ), движение, испарение, рост растения.

Температура.

Источник тепла – солнечное излучение.

Почва.

Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.

Типы почв.

Влажность. Значение воды для растений.

Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.

4. Культурные растения в жизни человека

Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение.

Знакомство с семенами картофеля (величина, форма, окраска, строение клубня)

Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.

Значение картофеля как продукта питания. Продовольственная и кормовая ценность.

Подготовка картофеля к посадке.

5. Исследовательская работа

Проращивание картофеля на свету и в темноте:

Материалы:

Клубни картофеля, ведерки, земля.

Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.

Наблюдение за ростом и развитием картофеля в течение месяца. Контрольный замер один раз в неделю и занесение результатов в таблицы.

Анализ результатов за неделю. Выводы.

Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.

6. Обобщение и подведение итогов работы

Оформление альбома по исследовательской деятельности.

7. Заключительное занятие

Подведение итогов. Награждение детей.

См. Презентацию проекта.

валентина платонова
Экологический проект (подготовительная группа)

Участники проекта :

Дети подготовительной группы

Воспитатели

База проектной деятельности :

МБДОУ ТР детский сад 1

Сроки реализации :

2016 - 2017 учебный год

Актуальность проекта

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы , что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы…. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем вести себя по отношению к природе.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка дошкольника трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают мир.

Для этого наметила цель и задачи, составила план работы.

Цель проекта :

Формировать у детей экологические знания , бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта :

Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которая составляет их непосредственное окружение.

Становление у детей научно-познавательного, эмоционально нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровья.

Задачи проекта :

Формировать систему элементарных научных экологических знаний , доступных для дошкольника.

Развивать познавательный интерес к миру природы.

Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Прививать трудовые природоведческие знания.

Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе родного края.

Ожидаемые результаты :

1. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

2. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью;

Успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включая следующие компоненты :

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный уголок природы, опытно исследовательская лаборатория, речевой, игровой уголок, уголок здоровья, музыкально – театрализованный уголок.

План проведение проекта

1 этап Подготовка

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта .

4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта

2 этап Реализация проекта Проведение мероприятий в группах .

3 этап Результат проекта 1 . Мини-выставка продуктов детской деятельности.

2. Подведение итогов.

3. Презентация проект .

Тематическое планирование

Совместная работа воспитателя с детьми Самостоятельная работа детей

1. НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой.»

2. Наблюдение за температурой и воздуха.

3. Опыт с вертушкой. связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки.

4. Беседа «Можно ли морозу убить дерево?»

5. Труд в природе :

в уголке природы : уход за комнатными растениями и подкормка их;

в природе : ежедневная подкормка птиц.

6. Экологические игры

«Отгадай и прочитай» , «Каждую птицу - на свое место»

7. Чтение художественной литературы Ю. Коваль «Заячьи тропы» , И. Бунин «Метель» , С. Есенин «Пороша»

8. Фольклор песенки, потешки, приговорки о январе, дразнилки о птицах, народный календарь на январь.

1. Уголок природы Иллюстрации, модели на тему «приспособления животных и растений к жизни в условиях Крайнего Севера» , картинки с изображениями различных зимующих птиц.

2. Книжный уголок поместить репродукции картин : А. Саврасова «Зимний пейзаж» , Н. Ульянов «Снегери»

3. Уголок художественно-творческой деятельности

поместить природный материал для изготовления поделок на тему «птицы» ,

дидактическая игра «Где чей хвост?» , «Назови хозяина»

4. Уголок экспериментальной деятельности

Выложить кусочки коры от разных деревьев и лупу для рассмотра

1. НОД «Лес – это живой организм. Этажи леса.»

«Если хочешь быть здоровым»

2. Наблюдение за осадками. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений.

3. Опыт с водой. Продолжать знакомить со свойствами воды при замерзании.

4. Беседа «Кто в лесу «вредный» , а кто «полезный» ?», «Рождение леса»

5. Труд в природе

В природе уборка снега, посыпание дорожек песком, подкормка птиц.

В уголках природы уход за растениями уголка, посадка семян лука

6. Экологические игры «Пищевые цепочки» , «Хищник – добыча» , «К названному дереву беги»

7. Фольклор поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях. 1. Уголок природы поместить модели существенных признаков зверей и птиц и соответствующие картины, макеты

2. Книжный уголок поместить репродукции картин А. Саврасов «Зимний пейзаж» , «Иней»

3 Уголок экспериментальной деятельности поместить магниты и различные мелкие предметы из различных материалов (скрепки, крышки от бутылок, и т. д., альбомы для зарисовки результатов опытов.

1. НДО «Как поссорился март и февраль»

«Как растет человек»

2. Наблюдение за солнцем на небе.

3. Опыт со светом

4. Беседа «Тайна географической карты»

5. Труд в природе :

В природе подкормка зимних птиц, расчистка участка от снега.

В уголке природы дети принимают участие в пересадке комнатных растений

6. Экологические игры «Узнай растение» , «Найди что опишу»

7. Фольклор народные приметы в марте, загадки о первых весенних явлениях в природе и о перелетных птицах 1. Уголок природы на панно смоделировать экологическую цепочку «Оживление природы» , поместить модель первые признаки весны

2. Книжный уголок поместить для рассматривания картины : К. Юон «Мартовское солнце» ,книги согласно перечню.

3. Уголок художественно-творческой деятельности. Рисование комнатных растений.

4. Уголок экспериментальной деятельности. Поместить различные виды фильтров и емкостей для воды в картинках.

1. НДО «Почему земля корми?» , «Зеленая аптека»

2. Наблюдение за деревьями.

3. Опыт с водой и почвой.

5. Труд в природе

весенняя работа на участке : сбор листьев, уборка сухих веток.

В уголке природы : уход за растениями в уголке.

6. Экологические игры «Живое - неживое» , «Дедушка Мазай и зайцы» , «Что растет в родном краю?»

7. Чтение художественной литературы. С. Маршак «Ледоход» , Г. Ладанщиков «Весенняя песня»

8. Фольклор. Поговорки и пословицы об апрели, апрельские приметы.

1. Уголок природы. Поместить модель признаков весны, иллюстрации растений лекарственных и ядовитых, а также растений нашего леса, занесенные в «Красную книгу»

2. Книжный уголок. Поместить картины для рассматривания : И. Бродская «Апрель»

3. Уголок художественно- творческой деятельности. Поместить обводки лекарственных растений и птиц, раскраски.

4. Уголок экспериментальной деятельности. Поместить кору разных деревьев, емкость с водой и разную по составу почву.

1. НДО «Весенние заботы птиц»

2. Наблюдение за растениями.

Понаблюдать за гнездами птиц.

4. Труд в природе.

На участке оформление клумбы, рыхление почвы.

В уголке природы подкормка комнатных растений минеральными удобрениями.

5. Экологические игры «Ласточки и мошки» , «Лягушки и цапля»

6. Чтение художественной литературы Ю. Дмитриев «Какие птицы бывают?» , Б. Заходер «Про всех на свете» , В. Астафьев «Стриженок Скрип»

7. Фольклор. Загадки о солнце и перелетных птиц, песенки – потешки о перелетных птицах 1. Уголок природы. Поместить иллюстрации с изображением разных видов гнезд, модель признаков весны.

2. Книжный уголок. Поместить для рассматривания картины : В. Бакшеев «Голубая весна» , А. Грицай «Первые дни мая»

3. Уголок художественно – творческой деятельности. Поместить обводку, штриховку, разнообразные раскраски.

4. Уголок экспериментальной деятельности. Предложить детям емкости с растворимым и не растворимыми веществами.

МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» ДЕТСКИЙ САД № 30

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ».

РАЗРАБОТАЛА:

ДМИТРИКОВА Г.Н.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2015

НАШ ДЕВИЗ:

Берегите природу!

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!

Лена Зеленина.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину» . М.М. Пришвин.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: 3 месяца.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.

2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

3. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.

5. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

6. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

ПРОБЛЕМА:

Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической кадастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.

ГИПОТИЗА:

Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:

Будет вестись систематическая работа на занятиях;

Работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:

Интерактивная:

анкетирование,

интервьюирование,

дискуссия,

круглые столы,

консультации специалистов.

Традиционная:

родительское собрание,

«День открытых дверей»,

акция «Сбережем природу».

Просветительская:

организация клуба «Земля - наш общий дом»,

выпуск информационных листков,

стенд «Чистый воздух и вода - сохраним мы их друзья»,

уголок экологического воспитания.

Общественная:

создание инициативной группы

«Мы защитники природы».

ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ И СЕМЬЕ:

В ДОУ:

1. Беседы педагога с детьми:

Познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру;

Пробудить чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.

2. Занятия:

Первично - ознакомительные;

углубленно - познавательные;

Обобщающие;

Комплексные.

4. Проведение акции «Сбережем природу».

5. Просмотр театрального представления «Мы друзья природы».

6. Познавательное развитие:

Рассказы из личного опыта;

Беседы об охране природы.

7. Проведение тематических занятий по охране природы.

8. Информационное поле для детей:

Выпуск плакатов и стенгазет;

Интервьюирование.

В СЕМЬЕ:

1. Беседы отца и матери:

«Лес - важнейший компонент биосферы»;

«Ценность леса»;

«Лес - кладовая природы»;

«Братья наши меньшие».

2. Экскурсия в лес.

3. Чтение художественной литературы.

4. Экологические игры.

5. Просмотри телепередач в выходные дни.

6. Информационное поле для родителей:

Непосредственное участие в выпуске плакатов;

Газет (подкрепленного из домашнего архива);

Анкетирование.

ТЕХНОЛОГИИ - ОБОРУДОВАНИЕ:

фотоаппарат;

компьютер;

интнрнет;

видеокамера.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:

Предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;

Уголки природы в группах;

Экологическая тропа на территории детского сада;

Огород на территории ДОУ;

Огород на окне;

Наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

Библиотека книг с экологическим содержанием;

Костюмы животных, растений.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У ДЕТЕЙ:

Будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

Поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

Разовьется интерес к явлениям и объектам природы;

Научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

ПЕДАГОГИ:

Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

Пополнится развивающая среда в группе;

Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

РОДИТЕЛИ:

Обогащение уровня экологических знаний родителей;

Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

Создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

Возможность участвовать в совместных экологических проектах.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.

3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.

4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.

5. Разработка тематического планирования мероприятий.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.

Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

(изучение программно - методического материала по направлению работы,

знакомство с новыми технологиями:

Личностно - ориентированная;

Технология сотрудничества;

Программа «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова.

Подбор программно - методического материала по направлению работы).

2 этап - практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

(составление перспективного плана проведения НОД, образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников, проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы, разработка конспектов НОД с использованием экологического материала, применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово и загадки, проведение экологических праздников).

3 этап - оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций (подведение итогов работы, презентация проекта (на педагогическом совете), определение перспектив работы).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Тема: «Лес - многоэтажный дом».

Цель: создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса.

Акция «Сбережем природу».

Цель акции: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека.

Просмотр театрализованного представления «Мы друзья природы» вместе с родителями.

Цель: повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.

Тема: Экскурсия в парк.

Цель: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе.

Тема: «Животные леса осенью».

Цель: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период.

Тема: «Насекомые».

Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Тема: «Водоем и его жители».

Цель: осознание детьми величайшей ценности воды в жизни человека, её качествах, обитателях, охране водных ресурсов.

Тема: «Человек – часть живой природы».

Цель: формировать представление о человеке как о части живой природы, учить определять общие и отличительные признаки человека и животных; развивать творческие способности.

Тема: «Растения в нашем уголке природы».

Цель: уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.

Тема: «Зимующие птицы».

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Тема: «Как лесные звери проводят зиму».

Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.

Тема: «Жалобная книга природы» (совместно с родителями).

Цель: расширить представления детей о растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.

В ходе реализации проекта «Сбережём природу» были достигнуты следующие результаты:

Сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

Дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

Появился интерес к явлениям и объектам природы;

Научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

Используемая литература:

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2012 г

Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005

Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996

Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.

Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н. Николаевой.- М, 2005

Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: (