Экологический праздник "Русская берёзка" для старшей группы детского сада

СЦЕНАРИЙ

праздника «Русской берёзки»

Оформление: Место, где будет проходить праздник, нарядно оформлено: русские орнаменты, расписные полотенца, декоративные ромашки, васильки, в сердцевинах которых написаны крылатые фразы, пословицы и поговорки:


  • Когда ешь плоды, помни о тех, кто вырастил дерево.

  • Смотри дерево в плодах, а человек в делах.

  • Человек без друзей, что дерево без корней.

  • Земля хоть кормит, но и сама есть просит.

  • Кто науку уважает, будет с урожаем.
В зале установлены два зелёных фанерных щита размером 120х70 см, берёзовая изгородь, пеньки. На подставках-крестовинах тонкие берёзовые деревца высотой в 1,5 м с искусственными листьями. Можно сделать задник с изображением берёзовой рощи, околицы села.

^ На столиках стоят вазы с веточками берёзы. Вдоль стен красочные плакаты:

Ты до того берёзонька красива,

И в полдень жаркий и в часы росы,

Чтоб без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы (И.Баляцкий)

И навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы

И холщовый её сарафан. (С.Есенин)

В её красе сурово-нежной

Природа русская смогла

Соединить и холод снежный

И зелень летнего тепла. (И.Груднев)

С обеих сторон зала расположены выставки, стенды на тему русской берёзы.

1. Берёза в живописи с репродукциями картин:


  • Н.М.Ромадин «Молодые берёзки»

  • И.И.Шишкин «Берёзовая роща»

  • И.С.Остроухов «Берёзы»

  • И.И.Левитан «Берёзовая роща», «Золотая осень», «Осенний солнечный день»

  • В.Д.Поленов «В парке»

  • И.В.Нестеров «Ранняя весна»

  • Н.К.Саврасов «Грачи прилетели»

  • И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»

  • К.Ф.Юон «Мартовское солнце»
^ 2.Выставка рисунков и фотографий с изображением берёз, которые задолго до праздника были собраны организаторами.

Звучит фонограмма песни И.Фрадкина «Берёзы». На фоне песни выходит ведущая в окружении группы девушек в русских костюмах.

Ведущая: Берёза – символ наших родных мест, нашей Родины, символ русской красоты и символ верности.

Белолицая, белоствольная,

Как невеста, горда и нежна,

Словно русская песня раздольная

К небесам устремилась она…

2-я девушка: А сколько песен поют о берёзе! Вот, например, помните…

Рос на опушки рощи клён,

В берёзку был тот клён влюблён…

Видите, простой клён, а соображает в кого влюбиться! Не в какую-нибудь там осину, а в стройную милую берёзку!

3-я девушка: Берёзка – она светлая, чистая, радостная, как сама любовь. Величественный образ, дорогой сердцу каждого человека.

Ведущая: И пусть сегодня звенят песни! Пусть сегодня в хороводе закружится молодёжь! И пусть символом нашего праздника станет милая, простая, вечно молодая, юная, как сама жизнь, русская берёза!

^ Фонограмма песни «Во поле берёзка стояла», под которую идёт хореографическая позиция танца. Затем выходит ведущая с группой девушек.

Ведущая: Дорогие друзья! Праздник русской берёзки празднуется обычно в самом начале лета, когда завиваются серёжки на берёзке, когда появляются всходы на полях, когда покрывается земля цветами. Этот праздник приходится как раз на время между окончанием сева и началом уборки. И, естественно, что берёзка является добрым гостем и в городских и пригородных рощах и звенит радостными голосами на лесных полянах, на берегах рек и озёр.

1-я девушка: Решили с вами у берёзы мы провести не зря досуг:

Метёт ли снег, гремят ли грозы, на всё глядит она вокруг.

2-я девушка: Немалый срок здесь ею прожит и хоть листвой шумит

О многом нам поведать может её зелёная листва.

3-я девушка: Как при царе жила округа, как на худых крича коней,

В лохмотьях босиком за плугом тащились пахари под ней.

4-я девушка: …Вновь солнца луч вплетаешь в косы,

И слышать рада ты всегда

Моторов рокот, звон колосьев и песни мирного труда.

1-я: А над тобой, глотая вёрсты, да наяву, а не во сне,

Летят земли советской звёзды в непостижимой вышине.

2-я: В жару и в ливни, и в морозы всему свидетель ты живой,

Родная русская берёза, пусть весел будет праздник твой!

В центр зала выбегает группа ребят-коробейников. Ведущая раздаёт девушкам-ассистенткам, в русском национально костюме гимнастические обручи, оплетённые берёзовыми ветками и колокольчиками. Обручи все связаны между собой широкими лентами длинной 1м. Ассистенты держат обручи на руке, а ведущая снимает по одному, вручает девушкам и одновременно пританцовывая, продвигается по залу. Девушки становятся лицом к сидящим, держа обручи перед собой в горизонтальном положении. Девушки приглашают юношей, каждая к своему обручу. Все выстраиваются по кругу, танцуют и поют под русскую хороводную мелодию. В 1 паре русским переменным шагом идёт ведущая, остальные повторяют за ней несложные движения, изменяя положение обруча: над головой, вправо, влево, перед собой, наконец «ручеёк». Соединённые яркими лентами обручи придают хороводу необычайную красочность.

Ведущая: Дорогие друзья! Знаете ли вы историю русской берёзы? Сейчас рассказ-информация, которую вы получите в течение всего праздника.

^ Девушки проводят блиц-викторину о берёзе. За правильные ответы вручаются призы.

Блиц-викторина:


  1. Какие виды берёзы, растущие в форме деревьев, естественно прорастают на территории нашей страны?
Ответ: бородавчатая, пушистая, железная или берёза Шмидта,

Каменная или берёза Эрмана, даурская или берёза чёрная,

Жёлтая или берёза ребристая, берёза Крылова, берёза

Медведцева, берёза Радде.


  1. какие виды берёзы, имеющие кустарную форму, имеются в составе природной флоры?
Ответ : берёза тяньшанская, низкая, кустарниковая, Гмелина,

берёза карликовая, берёза Миддендорфа.


  1. К какому семейству принадлежит берёза, и какие иные известные виды древесно-кустарниковых растений входят в это семейство?
Ответ : семейство берёзовые, ольха чёрная и серая, граб

обыкновенный, лещина обыкновенная.


  1. Когда и как цветёт берёза?
Ответ : берёза цветёт одновременно с распусканием листьев.

Цветки раздельнополые. Тычиночные цветки с упрощённым

околоцветником собраны в повислой серёжке. Пестичные

цветки без околоцветника также в соцветии-серёжке, но более

короткой и неповислой. Растение однодомное, оба типа

соцветий находятся на одном и том же дереве.


  1. Какие у берёзы плоды, когда они созревают и опадают?
Ответ: плод берёзы – маленький орешек с двумя

перепончатыми крылышками, придающими ему летучесть.

Созревают в июле, опадают в августе-сентябре.


  1. Почему берёзу называют «пионером леса»
Ответ: берёза первой осваивает открытие пространства в

лесной зоне: вырубки, прогалины, гари, заброшенные пашни,

пустыри. Проростки берёзы не боятся яркого солнца,

заморозков, ветра, быстро растут и благодаря всем этим

свойствам успешно конкурируют с другими древесными

породами и травянистыми растениями.


  1. Древесина, какой берёзы тонет в воде? Почему?
Ответ : берёза железная или Шмидта. Её удельный вес больше

единицы.


  1. Чем обусловлено название берёзы каменной?
Ответ: произрастанием на каменистых местах в горах Ситхотэ

Алиня, Камчатки, Сахалина.


  1. Что определяет белую окраску коры берёзы? У всех ли видов берёзы кора белая?
Ответ: особое красящее вещество бетулин (по латинскому

названию берёза бетула). У берёзы железной и Медведева кора

бурая, почти чёрная. У берёзы даурской – бурая. У берёзы

жёлтой – кора жёлтая.


  1. Что известно о самой маленькой берёзе?
Ответ : это берёза карликовая или берёзовый стланец. Высота

кустарника всего лишь 2-\0-70 см. Листья очень маленькие,

округлённые, короткочерешковые. Растет, а арктической

тундре, а также в болотах лесной зоны Средней Европы и

Западной Сибири. Листья служат кормом для оленей, а

древесина – топливом.


  1. А знаете ли вы, кто автор книги «Белая берёза»
^ Ответ : Писатель М.С.Бебеннов.

  1. Какое место занимает берёза в лесном фонде Украины?
Ответ: берёзовых лесов здесь почти полмиллиона гектаров или

5% лесопокрытой площади. Больше всего их в Полесье, где

удельный вес поднимается до 12%.


  1. Сколько берёзовых лесов в Донецкой области?
Ответ : их очень мало в Донецкой области – около четырёхсот

гектаров, Практически все они в Краснолимансом лесхозе. Но

лесонасаждений с участием берёзы значительно больше.

Ведущая: Знаете ли вы, дорогие друзья, что с русской берёзой связаны некоторые народные традиции и обычаи. Давным-давно на Орловщине, в Калининской области и в других районах Центральной России на летних праздниках девушки уходили в лес и искали две берёзки, стоящие неподалёку друг от друга.

1-я: Вершины их связывались платком или расшитым полотенцем так, что образовывалась живая арка. В центре арки подвешивался венок. Девушки водили хоровод вокруг этой арки с ветвями черёмухи в руках

2-я: В Поволжье существовал обычай завивать берёзку. Девушки находили в лесу красивую берёзку и украшали её лентами, «завивали» на её ветвях венки. Иногда «завивание» берёзки начиналось с хороводной песней. После того, как берёза была убрана, разрешалось прийти юношам поглядеть на девичьи пляски, самим принять участие в общих танцах и песнях. Вот как это было…

^ Фонограмма. Участники худ самодеятельности исполняют танец «Завивание берёзки».

3-я: И для малых, и для взрослых –

Всем на радость каждый год

Наши русские берёзки

Затевают хоровод.

4-я: (подходит к берёзке ) …Люблю берёзу русскую

То светлую, то грустную,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

1-я: Люблю её заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, плакучую,

Люблю берёзу русскую.

2-я: Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится

3-я: Идёт, где не горожено,

Поёт где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнётся – но не ломится! (А.Прокофьев)

Ведущая: Много пришлось увидеть русской берёзке!

^ Когда звучат слова ведущей, на сцене появляется пара, они танцуют.

Ведущая: Да! Народная память крепка:

… На все угрозы

Мы неизменно говорим:

«Родную русскую берёзу

В обиду больше не дадим!»

1-я девушка: Удивительная судьба у нашей берёзы!

На миру она – радость,

В войну – воин,

В любви – помощник,

В грусти - верная подруга.

2-я: Да! Многое могут люди! И посадить берёзку, и даже послать её в заоблачные выси! Где под жарким египетским солнцем поднялась берёзка вверх, зазеленела, зашумела листвой в далёком Египте. Даже космонавт Борис Волнов с собой в космос брал веточку подмосковной берёзы. Уж как там она пережила невесомость, мы не знаем. Но вернулась на Землю. Приживили её снова к родному стволу, и ведь приросла, зацвела на радость людям.

3-я: Наша берёза издавна – символ всего молодого, прекрасного и поэтического. Не случайно чудесный ансамбль танца, покоривший своим искусством весь мир, назвав именем русской берёзки! Под пальмами Африки и каштанами Парижа, среди магнолий Италии, у кактусов Мексики блистала русская «Берёзка», неся людям радость, дружбу, мир!

Ведущая: Итак, дорогие друзья! Мы продолжаем знакомство с русской берёзкой. На более увлажнённой почве в наших лесах часто встречается берёза пушистая, которая имеет опущенные молодые ветки и даже жилки на листьях. Например, у карельской берёзы красивая древесина с необычайным узором. И не случайно её зовут древесным мрамором. Настоящее чудо – изготовленные из неё уникальные письменные приборы, шкатулки, шахмат, портсигары, художественная посуда.

1-я: А кто желает всё это получить в подарок, просим в круг выходите, хороводную песню заводите!

^ Девушки помогают ведущей организовать команды, в состав которых входит 10 человек. Проходит песенный конкурс. Определяются победители.

Ведущая: Дорогие друзья! Сегодня на нашем празднике присутствуют члены команды клуба «Цветовод». Они приготовили для вас чудесную коллекцию из комнатных растений, из которых нашим командам нужно составить лучший праздничный букет. Всё необходимое для конкурса находится вот на этих столиках, так что можно приступать к выполнению задания.

^ Фонограмма, проходит конкурс, определяются победители.

Ведущая: У меня в руках картина известного художника А.Куинджи. Как она называется? Кто ответит, получает приз праздника.

Ответ 1-й команды: «Берёзовая роща»

Ведущая! Верно! А кто ещё из известных художников назвал свою картину точно также, «Берёзовая роща»?

Ответ 2-й команды: И.Левитан.

Ведущая: Совершенно верно! За правильные ответы прошу получить заслуженный приз. А вручает его вам королева нашего праздника – Берёзка. Встречайте её и её свиту.

Фонограмма музыки финала 4-й симфонии П.И.Чайковского, в котором звучит тема «Во поле берёза стояла». Появляется Берёзка в окружении свиты. Проходит по залу, кланяясь всем присутствующим.

Берёзка: Я пригласила к себе всех,

Кто любит веселье и смех.

Милости просим, будьте как дома!

Игры, конкурсы, чудеса из чудес.

Спешите! Спешите! Спешите!

Времени осталось в обрез!

^ Подходит к победителю и вручает приз праздника.

Сосна (из свиты): Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели?

Дубок: В кадке новой растворили,

Два часа блины ходили.

Растворили на дрожжах –

Не удержишь на вожжах!

Берёзка: Моя сестрица печь блины-то мастерица,

Напекла она поесть сотен, наверное, есть!

Сосна: На поднос блины кладу

И друзьям своим несу!

Дубок: Гости, будьте же здоровы,

Вот блины её готовы!

^ Фонограмма песни о русских блинах. Свита угощает всех блинами. Тому, у кого попался блин с начинкой – получает приз от Берёзки и её свиты.

Ведущая: Спасибо за угощение! Аппетитные да вкусные блины ваши! А к вашим блинам да берёзового сока испить!

Берёза: Прошу внести берёзовый сок!

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору берёзы, -

И капля сока, точно слёзы,

Текла прозрачною струёй.

Ведущая: А сейчас конкурс «Раскуси орешек». Завоюй хороший приз за правильный ответ! Внимание!


  1. Без рук, без ног, а поле убрал (Комбайн)

  2. Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом жёлто. (Яровое поле)

  3. Весною и летом в платье цветном, осень придёт – буду я в золотом. (Нива)
Берёзка: Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и чёрная смородина)

  1. Красный петушок, зелен гребешок, в земле сидит, а сахар дарит (Свекла)

  2. Ходит полюшком коровушка – стальной язычок. Режет травушку коровушка под самый корешок. (Самоходная косилка)

  3. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
Берёзка: Не маменька родила, а гостинцами осень одарила. (Яблоня)

Вырос в поле дом, полон дом зерном, стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном, на столбу золотом. (Колос)

Берёзка: А сейчас викторина. Будьте внимательны. За каждый правильный ответ – приз от Берёзки.

Викторина:


  1. Кто автор картины «Русская берёзка на луне» (Л.Щепачёв)

  2. Кто автор картины «Берёзовая роща»? (И.Левитан)

  3. Кто автор картины «Дорога в берёзовом лесу»? (И.Крамской)

  4. Знаете ли вы, сколько городов и посёлков, сколько рек и деревень названы по имени берёзы? Назовите их! (Брестской, Кемеровский, Свердловской, Одесской областей)

  5. Оглянитесь вокруг, вспомните всех своих друзей, знакомых, соседей по дому, по улице, и вы, наверняка, найдете человека с «берёзовой» фамилией. Если знаете, назовите! (Берёзов, Березовский, Берёзкин и т.д.)

  6. В Енисеевском крае, в далёкой Сибири молодую берёзку обряжали, ставили в красный угол избы, а к вечеру выносили на сельскую околицу, поближе к реке, и там вокруг неё плясали. А скажите, как ласково при этом называли берёзку? («Гостейкой»)

  7. Загадка: Столбы стоят белые, на них шапки зелёные, (Берёза)

  8. С кем сравнивали кудрявую берёзу поэты? (С девушкой)

  9. Как называется известный во всём мире ансамбль танца? («Берёзка»)

  10. Кто написал эти строки? В жару, и ливни, и в морозы
Всему свидетель ты живой

Родная русская берёза,

Пусть весел будет праздник твой!

(Л.Куксо)


  1. А эти? Шумят, шумят берёзы
Весёлый хоровод,

Не лей, подружка слёзы,

Любимый твой придёт. (А.Софронова)


  1. «Белая берёза, под моим окном…» Кто автор тих строк?
Прочтите отрывок из стихотворения. (С.Есенин)

  1. Как называется народная песня про берёзу? («Во поле берёза стояла»)

  2. Кто автор песни «Берёзы» (сл. Лазарева, муз. Фрадкина)

  3. Отгадайте загадку: Зелена, а не дуб, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос? (Берёза)

  1. Кто ещё, кроме Левитана, Куинджи, писал картины о русской берёзе? (Н.Ромадин, И.Шишкин, И.Остроухов, В.Яковлев, В.Поленов, Н.Нестров и др.)
Ведущая: Спасибо всем за активное участие в викторине, примите от свиты Берёзки призы.

^ Вручаются призы за правильные ответы. Один из свиты читает стихотворение В.Рождественского «Берёза»

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёза – зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Наряд её лёгкий чудесный,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

Он делит с ней радость и слёзы,

И так её дни хороши,

Что кажется – в шуме берёзы

Есть что-то от русской души.

^ Чтец уходит, а на сцене остаются Берёза и её свита. Фонограмма музыки и на её фоне свита продолжает рассказ о берёзках.

Сосна: Нет для русского сердца дерева более родного, более близкого, чем берёзка. Ажурная бледно-зелёная листва над молочно-белым стволом удивительно хорошо сочетается с голубым небом, всегда пробуждает у нас нежное и доброе чувство радости, лёгкости, простора и полноты жизни.

Берёза: Но как бы ни была красива одна берёза, ещё привлекательнее берёзовый лес. Он хорош во всякую пору! В таком лесу всегда светлее, чем в любом другом: как будто берёзы сами светятся тихим ровным светом. К роду берёз относится около 60 видов, из них произрастает в России 40. Распространена она по всей Европейской части – от тундры до гор Кавказа и Крыма, в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке.

Дубок: На долю берёзы приходится около 14% лесопокрытой площади или 2/3 всех лиственных лесов нашей Родины. Среди большой берёзовой родни первое место принадлежит березе бородавчатой, так названной из-за мелких, продолговатых, слегка смолистых бородавочек на молодых ветвях. А в старину о ней пели даже в народе, как о деревне «об четырёх делах»:

Первое дело – мир освещать,

Второе дело – крик утешать,

Третье дело – больных исцелять

Четвёртое дело – чистоту соблюдать.

Ведущая: А ведь действительно, в бедных крестьянских избах берёзовая лучина служила для освещения, из бересты получали дёготь. Её использовали и для лечения больных, а кто может представить русскую избу без берёзового веника? А кто ответит, что получают из берёзы?

Ответ : Древесину превращают в высококачественную фанеру, мебель, посуду, ложе для охотничьих ружей. Путём перегонки из неё получают ацетон, уксус, метиловый спирт.

Ведущая: Верно! В давние времена береста выполняла роль бумаги. Исписанные рулоны не найдены в Новгороде, других центрах древнерусской культуры.

^ Выходит чтец и читает стихотворение Н.Брауна

«Пастух кору надрезал у берёзы».

Пастух кору надрезал у берёзы,

Склоняясь, тянет сладковатый сок,

За каплей капля падает в песок,

Берёзы кровь прозрачная, как слёзы.

А над землёй – движение весны

И все деревья с корня до листочков

Едва раскрывшихся, напоены

Железной силой, рвущей силу почек.

Так ясен день! Так небосвод глубок!

Так журавли курлычут, пролетая!

И в этот миг берёзе невдомёк,

Что, может быть, смертельна рана злая.

Что может быть, от муки холодея,

Она увянет к будущей весне:

Посохнет ствол и ветви онемеют

И помертвеют корни в глубине.

Берёза: Любите природу так, как призывал великий русский писатель А.П.Чехов: «Когда я сажаю берёзку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью…»

А какое огромное применение имею я – берёза, в медицине. Мои берёзовые почки (водный настой) применяются как антиспазматическое (при спазмах кишечника), антисептическое и противовоспалительное средство для ванночек. Моим лиственным отваром лечат цингу, подагру, водянку, заболевание почек, некоторые кожные заболевания. Из бересты получают берёзовый дёготь, который входит в состав мазей и паст, имеющих широкое применение. Древесный уголь из берёзы используется в качестве адсорбента при острых отравлениях. Берёзовый сок употребляется как мочегонное, глистогонное, противоцинготное, аппетитное, общеукрепляющее, стимулирующее средство.

^ Фонограмма весёлой музыки. Два коробейника катят бочку с вязанками дров. Их 14: 7 берёзовых, 7 сосновых. Из каждой вязанки можно составить букву.

Ведущая: Для буквы «Б» приготовлено одно поленце длиной 25 см, четыре – по 12 см. Для буквы «Е» нужно одно поленце 25 см и три по 12 см и т.д. Все поленца представляют собой кругляки шириной 3-4 см, расписанные под берёзу и под сосну. Берёзовая вязанка скреплена сосновой лентой с промежутком 30 см так, чтобы их можно было перебросить через плечо. Прошу принять участие в следующем конкурсе. Те, у кого в руках будут берёзовые вязанки, садятся от меня справа, а те, у кого сосновые – слева. Итак, у нас с вами две команды: «Берёзка» и «Сосенка». Как видим, вас 7 и вас 7, а я одна. Поэтому назовите пословицы и поговорки, где упоминается семёрка и единица.

^ Семеро одного не ждут; Семь раз отмерь, а один отрежь; Семеро с ложкой, один с сошкой; Семеро наваливали, один тащи и т.д.

Берёза: Вот продолжаем наше состязание. А чтобы зрителям было видно, кто сражается, выложите из берёзовых и сосновых вязанок название своих команд. По моему сигналу все подбегают к этим щитам и закрепляют каждое поленце-букву в соответствующие петли (достаточно оттянуть резинку, связанное в колечко, с обратной стороны).

А вот и новое задание. Связать берёзовый веник. На бутафорских пеньках лежат берёзовые ветки. По сигналу первый играющий передаёт по контейнеру по одной ветке. Последний в команде передаёт в свою очередь ветки, связывает их лентой-бечёвкой и насаживает на палку.

^ Фонограмма музыки. Проводится конкурс. Определяется победитель.

Ведущая: Итак, берёзовый вник готов. Можно и в баньку отправляться. Следующий конкурс «Банька» Для участия приглашаются по 4 человека от команды.

^ Фонограмма. Конкурс. Победителям вручается приз.

Берёза: Ну что ж, друзья! Пора за шишками сходить и самоварчик растопить.

Ассистенты – девушки в русских национальных костюмах, выносят самовары, чашки, сладости и ставят на столики. Идёт 10 минут чаепитие.

Ведущая: Следующее задание командам – «Забавный совок». Совок изготовлен из плотного картона с узким отворотом. Каждому игроку нужно замести веником шишки в совок. Сделать это не так-то просто.

^ Фонограмма. Проводится конкурс.

Ведущая: Ну а пока самовар закипит, пусть наша песня прозвучит! Исполнят её участники вокального ансамбля. (Выступление)

Ведущая: А теперь за отличное выступление

Принимайте наше угощение!

^ Выходят девушки-ассистентки и угощают всех сладостями и чаем. Идёт небольшое застолье.

Ведущая: Обращаюсь я к командам!

Почему бы, в самом деле

В назидание друзьям

В танцах, песнях и забавах

Не блеснуть сегодня нам!

Как же любим мы берёзку, как сказку,

И любим задорную русскую пляску!

Ведущая делит зал на две группы. Одна хором произносит фразу: «Веретена не точены», а другая – «В бане веники мечены», 3-я – «Барыня-барыня», 4-я – «Сударыня-барыня». Ведущая в разбивку с группами «репетирует» эти фразы, затем предлагает каждой поочерёдно исполнить свою часть песенной присказки под мелодию «Барыни». Музыка набирает темп, все быстрее приходится поворачиваться ведущей к той или иной группе. Определяется победитель этого конкурса.

Ведущая: Вот и закончился праздник русской берёзки!

1-я девушка: И в завершение хотелось бы сказать

Все хором: ПОКЛЯНЁМСЯ!

2-я: Любить деревья – лесных великанов

И юный – едва зеленеющий ряд!

3-я: И каждый побег, пробудившийся рано,

Но рвущийся к солнцу, не зная преград!

Берёза: И каждую почку на ветке сирени,

И каждый листок на берёзке лесной!

4-я: Быть может, на свете нет лучших творений,

Чем друг наш зелёный, навеки родной!

Ведущая: Клянёмся! Ценить деревья! Ничто не заменит

Красы первозданной узорных ветвей

1-я: В свежем дыханье, в живительной тени

Здоровье, и отдых, и радость людей!

Звучит песня о русской берёзе М.Фрадкина. Все покидают зал.

Название Праздник русской берёзки Ведущий Дата конвертации08.04.2013 Размер62.91 Kb. Тип Документыисточник

Праздник русской берёзки

Ведущий. Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О берёзе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Её все знают, это самое распространённое дерево. Символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь!

1 ученик . Русь моя, люблю твои берёзы! С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы на глаза, отёкшие от слёз.

2 ученик . Зацветает берёза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у неё скромные – серёжки. А когда появятся на берёзе желто-лимонные листья, - значит, сентябрь на дворе. Плоды берёзы легко разносятся ветром. Она быстро идёт в рост там, где на лесной вырубке ещё не могут расти другие деревья, поэтому берёзу называют пионером лесов.

3 ученик . Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз.

4 ученик. Ты до того, берёзонька, красива и в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия, и я не мыслим без твоей красы.

5 ученик . Растёт берёза быстро. За четверть века (25 лет) поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за тёплые летние сутки до сорока ведер влаги. берёзы достигает порой 120 лет.

6 ученик . И всё из берёзы идёт на дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают мётлы и веники. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Нельзя представить себе жизнь наших предков без берёзы. Источником света им служила берёзовая лучина, которая много веков освещала их жилища. Из древесины изготавливают фанеру, мебель. Прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

"Березы, русские березы..."... Но почему именно русские???

"Березы, русские березы..."... Но почему именно русские??? Почему считается, что береза "российский" символ? С таким же успехом ее можно назвать и белорусской, и украинской... Вот это я снял с вагона поезда Минск - Киев на поезде к Коростеню...

7 ученик . На поляне, на пригорке, под окном, среди полей

Белокорая берёзка – символ Родины моей.

11 ученик . Всего насчитывается более 140 видов берёз. Они растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры. В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берёз из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берёз и мегрельская, растущая на Кавказе.

12 ученик . Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве.

Я стою у дороги, прислонившись к иве.

От луны свет большой прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло, как зимой у печки.

И вдали за рекой, видно за опушкой,

Сонный сторож стучит мёртвой колотушкой.

13 ученик. Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком.

14 ученик . У красы-берёзки платье серебрится,

У красы берёзки зелёные косицы.

Со двора к берёзке выскочили козы,

Стали гнуть берёзку, а берёзка в слёзы.

Защитить берёзку мы бежим гурьбою, чтоб краса-берёзка выросла большою.

Ведущий. Кто из нас не любит берёзовый сок или настоянный на нём квас? Если надрезать ранней весной ствол берёзы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость – берёзовый сок. Он идёт на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица; «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь». Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое берёзу и не калечить её.

А вот умелое её использование в лечебных целях не повредит дереву. Целебными свойствами обладают молодые листья берёзы, нераскрывшиеся почки, гриб-тутовик – чага: плодовые желвакообразные наросты с растрескавшейся чёрной поверхностью. Их собирают круглый год. Но, собирая почки и листья, обязательно помните о том, что это нужно делать не во вред дереву.

15 ученик . Средь избранных дерев берёза не поэтически глядит;

Но в ней – душе родная проза живым наречьем говорит.

Милей всех песней сладкозвучных от ближних радостная весть.

Хоть пара слов собственноручных, где сердцу много что прочесть.

16 ученик . Почтовый фактор на чужбине нам всем приятель дорогой;

В лесу он просек, ключ в пустыне нам проводник в стране чужой.

Из нас кто мог бы хладнокровно завидеть русское клеймо?

Нам здесь и ты, берёза, словно от милой матери письмо.

Ведущий. Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин.

17 ученик . За селом, вдали на перекрёстке полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые берёзки, у которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали ветки их от взрывов и огня…

Возле тех берёзок подобрали чуть живым товарищи меня.

С той поры остались на берёзках чёрные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о берёзках говорили часто мне бойцы:

Ты бы злую смерть не пересилил, ты бы тяжких ран не перенёс,

Если б мы тебя не напоили светлыми слезинками берёз…

Ведущий. В грозные годы войны берёза была символом непобедимой Родины. Очень хорошо об этом рассказал в своём романе «Белая берёза» М. Бубённов.

«…Всё поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметён начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землёй и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла..

А среди этого страшного поля, где целый с неистовой силой бушевали огонь и железо, где всё было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая берёза.

Стоит! – изумлённо прошептал Андрей. Сама природа поставила её здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И ещё сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».

18 ученик . Затихли военные грозы, свинцовый не цокает град,

Но горькие раны берёзы, как память о прошлом хранят,

Их ливни целуют косые, ласкают их ветры, трубя,

Никто, никогда их, Россия, не в силах отнять у тебя.

Летела б во мраке планета, и трудно бы людям жилось

Без этого доброго света исконных российских берёз.

19 ученик . Хотелось мне постичь простую прелесть – увидеть вас, кудрявых, на ветру,

Ребята, а вы знает, какими ласковыми словами называют берёзку? (берёзка - белоствольная, берёзка - стройная, берёзка - кудрявая).

Ребёнок:

Ёе узнаешь по простой примете:

Нет деревца белей ее на свете!

Ребенок:

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Ведущая: Ребята, пойдёмте в гости берёзке.

Цели:

    расширить знания детей о русской березке;

    познакомиться с именами художников и поэтов, прославлявших красоту этого дерева;

    представить березу как символ России, как символ русских традиций;

    воспитывать эстетический вкус детей, чувства к природе;

    воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Оборудование: выставка детских рисунков, плакатов, посвященных празднику Русской березы, литературно-музыкальный монтаж.

Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера)

Ведущий.

Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе. В музыке и живописи. Россия и береза! Эти два понятия не разделимы.

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают. Символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов… такая картина запоминается на всю жизнь!

Ведущий.

Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. Где бы ты ни был, всматриваясь в березовый лес. Разглядывая летящие к небу стройные, белые стволы, ты всегда вспоминаешь нашу Родину.

^ Ученик №1.

Хороша ты любою порою.

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя.

И недаром тебе лишь вручали

Все невесты отчизны моей

И девичей мечты, и печали,

Словно старшей подруге своей

Ведущий.

Нельзя представить жизнь наших предков без березы.

В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:

Стоит дерево цветом зелено:

В этом дереве четыре угодья:

Первое-больным на здоровье

Другое- от теми свет,

Третье – дряхлых, вялых пеленать.

А четвертое- людям –колодец

(береза угодила нам четырежды)

Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),

Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),

Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),

Четвёртое дело – чистоту соблюдать и сок березы испивать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).

Ведущий.

Береза…Сколько стихов и песен посвящено этой красавице!

Ученик №2

Как будто в свадебном наряде

Берёзка русская стоит.

Ей ветер нежно кудри гладит,

Серёжки солнце золотит.

Под нею раннею весною

Девчата водят хоровод.

Её красавицей лесною

Зовёт недаром наш народ.

В ней столько нежности и света

И как тут не сказать, друзья,

Что для меня берёзка эта –

Мой край родной и песнь моя.

(звучит аудиозапись песни «Береза» в исполнении Н. Расторгуева и группы «Любе»)

Ученик №3

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную!

С. Прокофьев.

Ведущий.

Ребята, а кто из вас знает загадки о березе?

В белом сарафане

Встала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Стоит Алена,

Платок зеленый,

Светлана Козлова
Сценарий экологического праздника. «Люблю березку русскую»

Познавательное развлечение «Люблю березку русскую »

Цель. Обобщить представления детей о значении природы в жизни людей; о деревьях, животных, о среде их обитания; об изменениях, происходящих в природе в течение года. Вызвать эмоциональный отклик на произведения народного творчества разных жанров. Прививать любовь к Родине, родной природе.

Дети в русских костюмах под музыку водят в зал.

1 ребенок. Нет лучше и милей Росси.

И лучше наших песен нет!

Тебе поем, что всех красивей.

Тебе несем мы свой привет

2 ребенок. Тебе, Россия, мы танцуем,

Ведем свой вечный хоровод,

Тебя от всей души мы любим

И прославляем наш народ.

Ведущий. Не случайно мы начали наш праздник «Люблю березку русскую… » с этих слов. Березка – символ России , символ молодости, прекрасного, поэтического.

Где бы ни росла русская березка , везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит ее ветвями, благодатный дождик поливает ее, живительное солнце греет ее. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу березку ! Это же сама Россия наша, гордыми и светлыми очами смотрит в мир!

Песня о Родине

Ведущий. Удивительная судьба у русской березки . На миру она – радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга. Прекрасные слова сказаны поэтами о березе . Поэт С. Есенин называл Россию страной «березового ситца » , а березку – нежной юной , чистой девушкой.

Ребенок. Улыбнулись сонные березки ,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки.

И горят серебряные росы.

Танец «Русский перепляс »

Ведущая. Береза – единственное дерево с белой корой. Это делает ее особенно красивой трогательной, нежной. Прекрасна береза в любое время года , осенью – в золотом убранстве, зимой – сверкающая в ажурном инее, летом – длиннокосая, кудрявая, весной – ослепительно-белая на фоне изумрудной травы.

Ребенок. Мы всех приглашаем в гости к березке .

На перекрестке русских дорог и песен .

Звучит негромкая музыка, ребенок читает стихотворение об осени.

Ведущая. Осенью листочки начинают желтеть, сначала наверху, а потом внизу. Порывистый ветер налетает, гнет дерево, треплет его ветви и срывает листья. Они словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Игра «Собери листья»

Ведущая. Любят березку птицы , любят грибы» лисички, сыроежки и конечно подберезовики . Березовый лес не бывает пустым. Здесь каждому найдется место. Здесь всегда кипит жизнь.

Какие ягоды вы знаете, которые растут в нашем лесу? Посмотрите, какие ягоды брусники поспели.

Девочки в шапочках ягод исполняют песню «Брусника» .

Ведущая. Хочу напомнить вам, ребята, что в лесу нельзя рвать цветы и ломать ветки деревьев. Лес – это дом, в котором живут птицы, звери и их детеныши. Зачем портить чужой дом! Если вы нашли в лесу куст орешника, то не обрывайте все орехи, оставьте угощение белочкам, дятлам и бурундукам, которые в это время года готовят запасы на зиму.

Стихотворение «Осенние заботы»

Звучит негромкая музыка, ребенок рассказывает стихотворение и зиме.

Меняется декорация осенней березы на зимнюю .

Песня «Первый снег»

Ведущая. Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка : «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья : от тьмы – свет, разбитому – связь. Больному здоровье и людям некопаный колодец». У народной загадки отгадка очень простая. Дерево это, конечно, береза . В старину темными зимними вечерами при свете березовой лучины женщины занимались рукоделием : пряли, ткали. Вышивали. Печь топили звонкими березовыми дровами : и жара и света много. Разбитые вещи связывали гибкой и прочной берестой . Из березовых почек и бересты готовили лекарства , а березовыми веничками парились в бане- хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный березовый сок . А скучно станет, достанет крестьянин деревянные ложки, да сыграет и споет веселую русскую песню .

Оркестр на народных инструментах.

Ведущая. А что же в лесу зимой делается. Тихо. Березы стоят в белоснежных нарядах. Почему в лесу так тихо? Где звери и птицы? Никого не видно и неслышно.

Ответы детей. Птицы улетели в теплые края, медведь, еж впали в спячку.

Игра «Кто был под березой »

Под березой лежат , клочок рыжей шерсти, перо, обглоданная ветка, «следы» волка, мыши. Дети по предметам отгадывают животное.

Подвижная игра «Ай, дили-дили мы кого-то видели…»

Звучит музыка, меняется декорация.

Ведущая. Едва повеет теплом, как березы окутывается легким прозрачным изумрудно-зеленым облаком. Это свернутые почки начинают разворачиваться в пахучие глянцевые березовые листики . Светло и празднично весной в березовой роще . Березки принарядились в белые атласные сарафаны. На белой бересте четко выделяются черточки, через которые береза дышит .

Береза - щедрое доброе дерево! Весной звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок . Любят сладкие березовые слезы медведь , глухарь, муравьи и бабочки. Многие люди собирают березовый сок . Он очень полезен, богат витаминами. После сокосбора ранку на стволе необходимо замазать, чтобы дерево не болело, не погибло. Не зря в русской пословице говорится : «Береза плачет кровавыми слезами»

Ребенок. Роща юная, белоствольная на заре росой умоется.

Звоны слышатся колокольные - Воскресение светлое, Троица

Ведущая. На Руси всегда любили белоствольную березку-красавицу . Считали символом девичьей нежности и красоты. На троицу ветками берез украшали дома и храмы, пели песни, водили хороводы, украшали березку лентами .

Ребенок. Разбежались по лужайке беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки-подростки белоствольные березки .

За руки взялись и вот - закружился хоровод.

Девичий хоровод с платками.

Ведущая. Отзвенят Троицкие хороводы – тут и весне конец, а лету- начало. После Троицы можно траву косить, ломать ветки на веники, ждать урожай, а в свободное время - отдыхать и играть.

Ведущая. А вы слышите в лесу какой-то шум.

Драматизация экологической сказки «Обмен квартир» .

Участвуют родители, дети, воспитатели.

Малоподвижные игры «Липкие пеньки» , «Ежики»

Ребенок. Ты можешь удивиться, узнав, - Земля наш дом!

Живут все звери, птицы, и мы с тобой живем.

Ребенок. Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела ,

И под елкой жил смешной красивый еж,

Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил веселый дождь!

Песня «Если все вокруг подружатся»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК «РУССКАЯ БЕРЕЗКА»

для детей старших групп детского сада

Подготовила и провела музыкальный руководитель

МБДОУ д/с «Фантазёры» г.Гремячинска

Л.В.Богданович

Цель : воспитание любви к родной природе, формирование интереса к русской культуре

Задачи :

    учить петь эмоционально, выразительно, приобщать к исполнению народных песен;

    вырабатывать ритмичность, синхронность в исполнении танцевальных движений, согласовывать их с музыкой;

    развивать музыкальные способности и творчество детей;

    развивать речь, интерес к народному слову и народным обычаям.

Оборудование : русские народные костюмы, шапочки козлят, лейки, лопатки, грабли, ведерки, белое длинное платье, веночек для березки-девочки, платочки, разноцветные ленточки. Музыкальные инструменты: колокольчики, бубенцы, бубны. Магнитофон, записи песен «Во поле береза стояла», «Ты не радуйся, ель, осинушка», голоса птиц, колокольный звон в записи.

Взрослый . Надо помнить: деревья живые!

И полезны они любые!

Для того растут на планете,

Чтобы воздух был чист и светел.

В каждом дереве – клад богатый

Лишь открыть его надо, ребята,

Не губите, оберегайте!

Возле дома деревья сажайте.

(Фоном тихо звучит песня «Во поле береза стояла»).

Ребенок . Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла…

Ты не радуйся,

Дуб с осиною,

Ты радуйся, белая береза…

Дети в народных костюмах выходят на сцену с песней «Березка» музыка Л. Когана, слова Г. Бойко (в руках держат лейки, лопатки, грабли, ведерки), поют

I куплет

Как пришла в саду цветущая весна,

Посадили мы березку у окна,

Стали, стали мы березку поливать,

Стали песенку такую напевать:

Девочка-березка, одетая в длинное белое платье, отделяется, в руках у нее зеленые веточки, на голове – зеленый венок. Дети окружают девочку хороводом, кладут под березку инструменты и поют:

II куплет

Ты расти, моя красивая, расти,

Всем на радость, зеленея, шелести!

Ты расти, расти, береза, вырастай!

Всем на радость, зеленея, расцветай!

Девочка-березка . Среди рощицы березка стояла,

Золотым венчиком сияла,

Зелеными листочками шумела,

Под буйным ветрышком звенела.

Дети по очереди читают стихи.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится (А. Прокофьев).

Дети инсценируют песню Е. Тиличеевой на слова П. Воронько

«Березка».

1. У красы-березки

Платье серебрится,

У красы-березки

Зеленые косицы

(Девочка березка качает зелеными веточками над головой).

2. Со двора к березке

Выскочили козы,

Стали гнуть березку,

А березка в слезы.

(2-3 козленочка прыгают вокруг девочки-березки, пытаются достать зеленые веточки).

3. Защитить березку

Мы бежим гурьбою

Чтоб краса-березка

Выросла большою.

Выбегают девочки и мальчики и бегут по кругу, пока звучит музыка-песня.

После этого защитники березки направляются к ней приставным шагом, при этом каждый говорит одну из следующих фраз:

Ах, вы, козы-проказницы!

Ах, вы, козы-негодницы!

Мы березку сажали!

Мы березку растили!

– Мы ее не ломали!

– Мы ее поливали!

Хором говорят:

Уходите, козы, от нашей березы!

Топают ногами, хлопают руками. Козы уходят.

Под песню «Ты не радуйся, ель, осинушка» девочки гуляют парами по залу, встречаются, кланяются, останавливаются около березки:

1 девочка . Я вокруг березоньки хожу,

Свою ленточку ношу.

Что же мне березке подарить?

Чем же мне березку нарядить?

2 девочка . К березке ближе подойдем,

И ветки лентами завьем.

Дети завязывают ленточки на веточках березки, исполняют «Мы завьем березу».

1. Мы завьем березу,

Мы завьем березу (2 раза).

2. Уж как первый вьюн,

Уж как первый вьюн,

Уж как первый вьюн за бабушку (2 раза).

3. А второй-то вьюн,

А второй-то вьюн,

А второй-то вьюн за матушку (2 раза).

4. А как третий вьюн,

А как третий вьюн,

А как третий вьюн за милого дружка (2 раза).

5. А четвертый вьюн,

А четвертый вьюн,

А четвертый вьюн за самого себя (2 раза).

Дети по очереди:

Не бойся, березка, матушка,

Мы не будем тебя ломать.

Мы любим тебя, почитаем,

В стихах и песнях прославляем!

Исполняется песня «Ой, березонька!» муз и сл. В. Шестаковой (подыгрывая на колокольчиках, бубнах, бубенцах, перестраиваются в маленькие кружочки, «заплетая» венок, звучит пение птиц – запись).

I куплет

Ой, березонька, березка,

Расцвела к весне.

Зеленей и завивайся

Ты на радость мне!

II куплет

Заплетаем, заплетаем

В Троицу венок.

Хороводы мы заводим

В солнечный денек.

(Звучит колокольный звон – запись).

III куплет

Под березонькой-березкой

На траве роса.

Колокольный звон несется

Прямо в небеса.

IV куплет

Разливаются по лесу

Песни соловья

Краше с каждою весною

Родина моя!

(Звучит пение птиц и колокольный звон).

К концу песни образовали большой круг.

Ребенок . Ты в любое время года

Чудо хороша.

И для русского народа

Ты его душа! (Т. Герасимова).

2 ребенок . Березонька-беляночка,

Красавица лесов,

Проснулась спозаранку

3 ребенок . А под березкой девушки

Хоровод ведут

Платочками машут,

Песенку поют.

4 ребенок . И мы песню споем,

Хоровод заведем (Е. Никифорова).

Дети исполняют хоровод с платочками вокруг березки «Ай, да березка» муз. Т. Потапенко, выполняя движения по тексту песни.

1. Мы вокруг березки,

Встанем в хоровод

Радостно и звонко

Каждый запоет.

Припев: Ай, да березка,

Белый ствол,

Зеленей, зеленей

Ты листвой!

2. Яркие платочки

В руки мы возьмем,

У березки стройной

Пляску заведем.

Припев.

    К вечеру мы дружно

Скажем ей: «Прощай!

Ты без нас, березка,

В поле не скучай!».

Припев.

(Подробное описание хоровода в сборнике «музыка и движение» С.И. Бекина 6-7 лет).

Ребенок .

Ты расти, березка,

Зеленей на воле,

Радуй нас чудесной,

Молодой листвой.

Мы к тебе приходим

Через луг и поле,

Рады будем снова

Встретиться с тобой!

(Поклон).

Дети уходят со сцены под звучание песни в обр. П. Чайковского «Во поле береза стояла».

Литература:

    Экологические праздники для детей, 1997 г.

    С.И. Бекина «Музыка и движение» 6-7 лет, 1984 г.

    Журнал «Музыкальный руководитель» № 3 2013 г.

    Журнал «Музыкальный руководитель» № 2 2009 г. Стр. 43.

    Журнал «Веселая нотка» № 3 2008 стр. 2.


« Береза – символ России»
Ижевских Светлана Гавриловна, учитель географии
Цели:
Расширить и углубить знания детей о березе, как о дереве, и о ее значении в жизни человека.
Прививать чувство патриотизма, олицетворяя березу, как символ Родины, чувство бережного отношения к природе родного края.
Развивать умение видеть красоту природы, развивать эстетическое восприятие мира.
Учитель: Ребята, по оформлению в классе вы, наверное, уже догадались какая тема нашего мероприятия. Правильно, мы сегодня будем говорить о березе, о самом любимом дереве россиян.
Ученики:1.С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного, молочного
И с пухлых ребячьих грез.
2. Ты до того, берёзонька, красива!
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы. (П. Балацкий)
3. На поляне, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокорые березки – символ
Родины моей. (М.Ероха)
(Звучит аудиозапись песни « Берёза» в исполнении Н. Расторгуева.)
Учитель: Берёза. Известно, что в ни какой другой стране нет такого обилия берез, как у нас. Березы и Родина. Эти слова неразделимы. Каждый человек, изображая свою Родину, обязательно нарисует березу. Если он окажется на чужбине, то ему будут сниться родные березы. И вы, ребята, когда я вас попросила нарисовать родную сторонку, многие нарисовали березки. Давайте посмотрим на рисунки ребят (рассматриваем выставку рисунков ребят « Родные просторы».)
История, происшедшая с писателем Виктором Петровичем Астафьевым, убеждает нас в этом еще больше: « Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда не бывал. В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира: фикусы, платаны, чинары, кипарисы и пальмы, пальмы…
Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне….и здесь вовсе затерялись….и от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как веселые строки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо и покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности. Я глядел на эти березки и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене берёзового листа».
Учитель: Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Их сравнивали с нежной красивой девушкой, невестой. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Ребята, какая самая популярная песня про березку? Правильно. Сейчас девочки исполнят эту песню. (Девочки исполняют песню с хороводными движениями вокруг березки, в руках у них ленточки. В конце песни завязывают на веточки березки свои ленточки). Ребята, а как вы думаете, почему девочки завязали свои ленточки на березу? Летом, в июне месяце, празднуют праздник Троицу. В этот праздник в старину девушки водили хороводы вокруг берез и дарили свои ленточки березе и пели:
«Нынче праздник Троица, стройная береза Пусть дождем умоется, пусть прольются грозы
Коль на ветку тонкую ленту повязать,
То береза ломкая счастья может дать».
А сколько загадок про березу сочинил народ!?
(Девочки, исполнившие песню «Во поле береза стояла», рассказывают русские и удмуртские загадки.)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
А в один из светлых дней
Май сережки дарит ей.
Стоят столбы белены,
На них шапочки зелены..4. Беленькие палочки, зеленые махалочки. 5. Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
6. Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. Она весну встречает – сережки надевает.
7. Корка берын баблес йырсиё тодьы ныл сылэ.
8. Сылэ писпу вож-вож, бабылес, юонэз но вань, лянэсэз но вань.
9. Гужем вож буртчин дисен, толалтэ кесяськем шортдэремен10.Мугорыз сисьме, куэз кыле.
Воспитатель: Березе посвящали свои лучшие произведения наши поэты, писатели, художники.(На доске – выставка репродукций картин русских художников.) Березку можно увидеть на картинах Пластова и Левитана, Куинджи и Саврасова. Писатель В. М. Гаршин, глядя на картину Саврасова « Грачи прилетели», сказал: « Я бы назвал эту картину чувство Родины. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие берёзки – все это такое знакомое и родное. А перед картиной « Березовая роща» Левитана испытываешь особую радость. Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого.
Наша страна многонациональная. И каждый народ может назвать своим любимым деревом – берёзу. Поэтому у писателей и поэтов любого народа России найдется хоть одно произведение, посвященное березе. Давайте послушаем стихотворения великих русских и удмуртских поэтов. (учащиеся читают стихотворения русских и удмуртских поэтов о березе: С. Есенин « Береза» , А. Прокофьев « Березка», Кузебай Герд « Кызьпуос», А. Волков « Кызьпуос»)
Учитель: Но не только за красоту и стройность полюбили берёзку люди.
В старину берёзу называли деревом четырёх дел: (на доске плакат с записью)
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвёртое дело – чистоту соблюдать.
Ребята, как вы понимаете эту поговорку?
Да, берёза очень полезное и лекарственное дерево.
Ученики:
Берёза выделяет вещества фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии.
Из берёзы – самые лучшие дрова и самые оздоровляющие веники.
Всюду служат вещи сделанные из ее древесины: фанера, лыжи, мебель.
Раньше на бересте писали, и поэтому береза хранит историю далёких предков.
Береза даёт и лучший деготь. Берёзовая сажа используется для изготовления красок и чернил.
Берёзовые почки, листья и гриб-чага издавна применялись в качестве лекарственного средства при желудочных, простудных и почечных заболеваниях.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как связана наша деревня с берёзой?
Да, наша деревня по - удмуртски называется Туймыйыл. Корень этого слова – туй. А по- удмуртски бересту называли « туй». По преданию, вдоль речки по дремучему лесу люди ходили за « туем» к истоку этой реки. А начало нашей реки Тоймы находится недалеко от деревни Березняк, где растут берёзовые леса. И, наверное, поэтому и речку так назвали, и деревню. Хотя, существует и другая легенда о возникновении нашей деревни. Эту легенду вы хорошо знаете. Ребята, кто расскажет эту легенду? (ребята рассказывают легенду о возникновении деревни)
Учитель: А зачем люди ходили за туем- берестой? Да, ребята, раньше кора берёзы была незаменимым материалом для изготовления различной посуды. Какую посуду делали из бересты? (Туески, короба, кузовки, солонки). А что хранили в этой посуде? У кого дома есть ещё какая либо посуда из бересты?(Показываю старинный туесок.) Береста отличается замечательной прочностью. Вещь, изготовленная из бересты, могла быть в употреблении десятки лет! Береста не пропускает воду и воздух, не поддается гниению. Поэтому вещи из бересты служили для переноски и хранения различных припасов, жидкостей, в том числе кваса, меда, молока. А сейчас бересту заменили другие материалы. Но не перевелись мастера, которые занимаются берестой. Их работы отличаются высоким мастерством. Люди покупают их изделия, как украшения, на подарки, на сувениры.(показываю современное изделие из бересты)
Учитель: В нашей деревне тоже очень много берёз. Почти все они посажены людьми. Много берёз посадили и школьники: вокруг школы, в школьном парке, вдоль шоссейной дороги. Посмотрите в окно: прямо перед нашими окнами растёт берёзовая аллея. Эти красивые, стройные берёзки были посажены в честь 40 – летия Победы в Великой Отечественной войне.
Ученики: 1. В Росси издавна существует обычай над могилой погибшего воина сажать берёзу, чтобы его жизнь продолжалась в зелёном цветущем дереве.
2. Берёза давала силы нашим бойцам. Она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр. Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и русскую берёзу.
3. Я помню, ранило берёзу
Осколком бомбы на заре,
Студёный сок бежал, как слёзы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли берёзу под Москвой.
И рано – раненько весною
Берёза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
« Родную русскую берёзу
В обиду больше не дадим!» (С. Васильев)
За селом, вдали, на перекрёстке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал солдатские берёзки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали,
Ветки их от взрывов и огня.
Возле тех берёзок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о берёзках
Говорили часто мне бойцы:
« Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенёс,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берёз (М.Селезнев)
(Ученики исполняют песню « Русские берёзы».Учитель: Уважали и любили берёзу солдаты. Сколько их, умирая, свои последние слова, говорили берёзе?! Сколько наших солдат – земляков остались лежать далеко от своей Родины, среди них, наверное, есть и ваши дедушки, прадедушки.
Но их души ожили вот в этих посаженных берёзках. Они гордо стоят и оберегают вас от злых ветров и ураганов. Ребята, вы уже знаете, что 2010 году 9 мая исполняется 65 лет со дня Победы. Наша школа решила в честь этого юбилея посадить 65 берёзок, создать Парк Победы. Мы с вами тоже должны принять активное участие в посадке этого парка.
Учитель: Ребята, почему же берёза такая красивая, почему у неё кора белая, какие ещё секреты таит она в себе?
Ученики:
Цвет берёзовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь. А чёрные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.
Берёза широко распространена на территории России и представлена 140 видами. У нас растут два вида: берёза бородавчатая и берёза пушистая.
Растёт берёза быстро. За 25 лет она поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за тёплые летние сутки до 40 вёдер влаги.
Берёза может жить до 300 лет. Но в основном берёзы живут 100 – 150 лет. Причиной этого могут быть ежегодные сборы берёзового сока.
Раненое дерево, лишаясь своих запасов, которые идут для образования молодых побегов и листвы, истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева.
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы –
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у берёзы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля капает в песок.
Берёзы кровь прозрачная, как слёзы.
И вот она, от муки холодея,
Увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют,
И помертвеют корни в глубине. (Ф. Сологуб)
7. Сюрес дурын кызьпу будэ, (на удмуртском языке)
Куаръёсыныз со чаштыртэ.
Сое тирен мур чогиллям,
Тулыс куазен сосыртиллям.
Сылэ кызьпу кален бордса Ас улонзэ туж каргаса.
Синкылиез шап – шап вия,
Нокин сое уг эркия…
Эн борд, эн борд, нуныкае,
Тодьы чебер вож апае:
Чогем инты бадзым овол,
Сурсву дырды туж мур овол,
Шунды адзоз – нуныялоз,
Зигыртыса ик чупалоз,
Чук тол тонэ чем вешалоз,
Синвуостэ ваньзэ куасьтоз.
Дорад учы карзэ лэсьтоз,
Уйбыт – уйбыт туж кырзалоз.
Вось луэмдэ нош вунэтод,
Азьло кадь ик нош куашетод.(Кузебай Герд)
Учитель: Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево! Из – за витаминного сока и веников, страдает берёза каждой весной и летом. Старинная пословица гласит: Березовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Ребята, мы должны быть более внимательными, бережливыми, милосердными. Берёза будет давать нам и веники, и дрова, и бересту, и сладкий сок. Но не обязательно ведь рубить целое дерево, чтобы собрать веники. Находятся ещё такие невежественные люди – они и дерево рубят, и обломают берёзу до последней веточки, или, ещё хуже, обломают самую верхушку. Какой вред они наносят дереву и в целом – природе, её красоте и гармонии?!
А если уж ты захотел берёзового сока, то потом не оставляй ранку не закрытой, а замажь её глиной. И бери сок только у взрослых, толстых деревьев, ведь молодым берёзкам нужно ещё много витаминов, чтобы расти.
Учитель: Где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Пальмы, баобабы, кофейные деревья…названия эти связаны с далёкими странами, о которых мы знаем только понаслышке, из книг и телевизионных передач. А вот нашу Родину невозможно представить без берёзки, белоствольной красавицы. Берёза – символ России, нашей Родины.
Ученики:
Без берёзы не мыслю России, -
Так светла по – славянски она.
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена.
Под берёзами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были берёзы в ногах.
Потому, знать, берёзы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зелёной листвою,
То серёжками слёзы прольют.(Олег Шестинский)
(Ученики исполняют песню « Край родной»Учитель: Ребята, сколько нового и интересного мы узнали о берёзе. А вот мы сейчас посмотрим, как вы слушали, что вы запомнили?
Вот в этом туеске лежат вопросы и ждут, не дождутся, когда вы их разгадаете. А, кроме того, здесь лежит и один сюрприз, и еще много чего интересного.
Вопросы из туеска:
Сколько видов берёз существует?(около140 видов)
Как называют кору берёзы?
Какой гриб растёт под берёзой?
Что можно изготовить из коры берёзы и из её древесины?
Почему кору берёзы любят учёные – историки.
Почему сок берёзы сладкий?
Кто написал стихотворение « Белая берёза»?
Как закрыть рану берёзы после сбора сока?
Почему берёзу называют доброй няней ели?
Сколько лет живёт берёза?
(награждения участников викторины, сладкие угощения)
Литература:
1. Сценарии Ф. Ситдиковой, И. Малышевой //Восптание школьников, 1994, № 3; 2004,
№ 4.
2. Энциклопедия « Что такое? Кто такой?».- М., 1997
3. Перевозчиков Г. М, Петров П. Н. Арлэн нылпиосыз.- Ижевск,1991