Дошкольное развитие ребенка 5 6 лет. Что нужно учитывать при организации занятий. Настольные игры и сборные модели

Хорошие родители знают, что нельзя упускать время в таком важном деле, как воспитание ребенка. До 6 лет дети могут приобрести знания, навыки и умения, которые станут отличной базой дальнейшего развития.

Многие родители самостоятельно проводят занятия с детьми и обучают их чтению, знакомят с окружающим миром.

Обучение чтению с 5-ти лет подготовит ребенка к школе

Дошкольники обладают феноменальным потенциалом.

Поэтому взрослые часто стремятся не только дать элементарные знания, но и научить ребенка читать по-английски и самостоятельно составлять простые высказывания на этом языке.

Ориентиры развития в 5-6 лет

Развивающие без определенной цели успеха не принесут. Нужно знать, чему учить детей. Например, в возрасте 5 лет ребенок может справиться с такими заданиями:

  • рассказать о себе и своей семье;
  • назвать время года, время суток;
  • объяснить простейшие причинно-следственные связи (мама стирает потому, что…; папа взял зонтик потому, что…);
  • пояснить назначение предметов обихода (зачем нужен стол, стул, кастрюля, ручка);
  • назвать геометрические фигуры и предметы, похожие на них по форме;
  • сосчитать несколько предметов с переходом через десяток;
  • назвать цвета;
  • рассказать, из каких частей состоят предметы мебели, быта;
  • запомнить и произнести слова, фразы на иностранном языке;
  • заштриховать контурный рисунок; вырезать ножницами полоски бумаги и сделать из них коврик; скопировать узор.

В 5 лет дети могут пояснить свои мысли, знают цвета, умеют считать

В 6 лет детям доступны более сложные действия:

    • понимание сюжетной связи картинок и составление рассказа;
    • пояснение смысла простых пословиц;
    • выполнение элементарных арифметических операций;
    • обобщение и деление на группы;
    • объяснение значения слова (действия, признаки, конкретные предметы и абстрактные понятия);
    • составление правил игры;
    • ориентация в пространстве и времени;
    • рисование человека, копирование узоров и геометрических фигур;
    • выполнение игровых упражнений, повтор и составление простых диалогов на английском языке.

Умения в 6 лет зависят от количества домашних занятий и посещения детсада

Особые возможности домашних занятий

Развивающие занятия с ребенком в домашних условиях имеют много преимуществ.

Гибкий график позволяет учесть темперамент детей, скорость восприятия и мышления, особенности характера. На занятиях дома легко придумываются и выполняются разнообразные «ритуалы» (стихи, песенки, особые слова, веселые разминки), настраивающие ребенка на начало или завершение работы.


Домашние занятия очень удобны

Дома всегда под рукой необходимые принадлежности. На занятии могут понадобиться не только бумага и карандаши, но и конструкторы, кубики, игрушки для ролевых игр.

Даже мебель быстро превращается в элемент учебного оборудования. А если ребенок изучает английский язык, то по ходу занятия быстро изготавливаются необходимые карточки с буквами и словами. Это поможет родителям научить ребенка читать по-английски и подготовит к освоению письменной речи.

Подготовка к «уроку» дома

Чтобы правильно организовать развивающие занятия для ребенка 5-6 лет, нужно учесть определенные условия.

Очень важно иметь план цикла занятий, а также заготовки заданий для каждого из них. Нужно четко определить время проведения и длительность работы.

Совет: нужно разбивать занятия на несколько частей, не более 10-15 минут каждая, ведь малышу трудно высидеть 40-50 минут.


Занятия дома должны проходить весело и увлекательно

Занятия дома пройдут интересно и полезно, если правильно структурировать материал. Упражнения для активизации внимания детей должны чередоваться с увлекательными логическими головоломками, играми в слова, заданиями на развитие мелкой моторики и координации движений.

Восприятие заданий на слух и с помощью разнообразной наглядности, музыкальные паузы и физкультминутки, развивающие мультфильмы и придумывание забавных историй – все это украсит домашнее занятие с детьми.


Физкультминутка для маленьких проводится через 15 минут занятий

Важно разнообразие приспособлений и форм работы. Все необходимые принадлежности готовятся заранее.

Как строить занятие

Любое занятие должно иметь мотивирующую, основную и завершающую части. Привычка к логичной структуре сыграет положительную роль, когда малыш станет учеником и войдет в класс.


Обучающее занятие должно быть посильным для малыша

Секреты успешного занятия с дошкольниками

Дети 5-6 лет могут хорошо проявить себя на домашнем занятии. Взрослые должны обеспечить благоприятные условия для этого, например:

  • увлекательное начало с сильной мотивацией (что будем делать и зачем; научимся…, узнаем…; поиграем…);
  • краткость в постановке задач (постепенно нужно добиться, чтобы ребенок удержал в памяти инструкцию хотя бы из 3-х пунктов);
  • точность объяснения задания на доступном языке (для правильного выполнения нужно четко понимать, что делать);
  • включение подвижных игр и упражнений в качестве физкультминуток между сложными заданиями и в виде отдельного блока в конце занятия;
  • подведение итогов в конце «урока» (чему научились, что понравилось; награда за особые достижения); концовка может быть в виде веселого стихотворения, которое родители произносят вместе с малышом в конце каждого занятия.

Занятие по готовке также входит в перечень развивающих

Родителям следует быть очень внимательными, занимаясь дома. Нужно слушать, что говорит чадо, обдумывать свои слова, терпеливо ожидать завершения выполнения задания и предлагать «ученику» пояснить его действия. Это формирует самоконтроль, активизирует внимание и память. Такие качества пригодятся при поступлении в 1 класс.

Развитие детей до 6 лет происходит необычайно быстро. Этому способствует гибкая память, развивающееся внимание и укрепляющееся мышление. Очень важные качества для обучения чтению на английском языке!


Домашние занятия английским помогут ребенку быстрее адаптироваться к школе

Важно знать: в 3 года у малыша преобладает наглядно-образное мышление; с 5 до 6 лет начинает формироваться абстрактно-логическое.

Поэтому при обучении детей иностранному языку можно смело использовать фонетические, графические и словесные методы.

Дети в возрасте 5-6 лет легко воспринимают на слух слова и фразы на английском языке, запоминают и воспроизводят их. Старшие дошкольники в состоянии сопоставлять устные объяснения, звучание английских слов и фраз и их графическую форму.

Видео. Уроки английского для дошкольников

Основные этапы обучения детей чтению на английском языке

  1. Английские слова и фразы воспринимаются на слух и повторяются.
  2. Продолжение изучения слов и фраз на слух: ребятам предлагаются буквы и слова на карточках.
  3. Составление словосочетаний и чтение простых предложений (с помощью карточек с изображениями слова и соответствующего предмета).
  4. Чтение простых текстов (проза или стихотворение), составленных из известных ребенку фраз.
  5. Чтение более сложных текстов в соответствии с расширением лексикона, просмотр мультфильмов с субтитрами, чтение сказок.

Чудесные мгновения совместного познания

Домашние развивающие занятия – необыкновенно волнующий этап в отношениях родителей и детей. Совместные игры, поиски решения логических задачек, обсуждение забавных вопросов и ответов, радость наблюдения за малышом в процессе усиленной умственной или физической активности запомнятся навсегда.


Занятия с детьми - чудесные моменты близости

Прекрасные впечатления пополнят сокровищницу семейных радостей и сделают детей счастливее.

Пятилетний возраст – это уникальный период в жизни малыша, когда он способен усвоить и запомнить максимум информации, и испытывает огромную потребность в более глубоком изучении реального мира. В то же время, основные черты его личности, фактически, сформированы и по ним можно судить о том, каким человеком он вырастет. Зная эти особенности, можно понять, чем занять ребенка 5 лет дома с пользой для его развития. Мы подготовили для вас идеи времяпрепровождения для пятилетних мальчиков и девочек.

Правильная организация досуга ребёнка – важная задача для родителей, если они хотят воспитать полноценного члена общества и просто хорошего человека. Для этого отцу и матери важно знать, чем интересуется их малыш, какие занятия ему наиболее близки, чему он может и хочет обучаться сам. Конечно, это требует пристального наблюдения за ребёнком, постоянного общения с ним, доверительных отношений. Если будет установлен дружеский контакт, проще направлять дочь или сына в нужное русло, к тому же, не за горами и школа, которая также требует подготовительной работы.

Сложность, в основном, составляет работа родителей, и всё же надо находить время для совместных игр и уроков. На что же следует обратить внимание, в первую очередь?

От отношения родителей к занятию с ребеном, зависит его дальнейшее развитие. Игры в этом возрасте должны быть развивающие.

По сути, весь день малыша должен быть расписан по часам, особенно если он не ходит в садик. Собственно, о таких детях и идёт речь, ведь, именно, родители и домочадцы должны позаботиться о его развитии и воспитании:

  1. Детей, обычно поднимают, когда встают сами. После гигиенических процедур малыш завтракает, после чего у него есть свободный час или полтора до прогулки. Психологи рекомендуют в это время уделить внимание обучению – можно заняться изучением цифр и математических действий с помощью карточек, счётных палочек или кубиков, попытаться складывать сложные предложения , изучать написание гласных или согласных . Это наиболее благоприятное время для усвоения любого учебного материала. Уроки по 15-20 минут можно разделить 5-10-минутными перерывами на танцы или и весёлую зарядку под любимую музыку.
  2. После моциона и обеда полчаса или час также можно использовать с пользой. В это время можно почитать книгу (как быстро научить ребенка читать мы писали ), заучить несложные стихи (как быстро учить стихи с ребенком читайте ) или скороговорки , или составить рассказ по картинке.
  3. Далее режим ребёнка предусматривает дневной отдых и полдник. Последующие часы вполне можно потратить на любые творческие занятия с ребёнком – уместны все виды изобразительного искусстварисование, лепка, гравюра, рукоделие, создание аппликаций . Также можно позволить ребёнку немного поиграть самостоятельно, используя любимый конструктор, пазлы или любые наборы для ролевых игр .
  4. После второй прогулки лучше всего выбирать для ребёнка такое занятие, которое не захватит его полностью. Ведь впереди ужин и подготовка ко сну, а в перевозбуждённом состоянии заснуть малышу будет сложно, даже после вечерней сказки. Поэтому можно остановиться на чём-то спокойном, например, на раскрасках , несложных настольных играх с нахождением отличий на картинках , прослушивании любимых музыкальных произведений с их последующим обсуждением.


Совет. Чтобы грамотно определить занятия ребенку в пять лет, родители могут составить план обучающих игр на каждый день, что, несомненно, поможет малышу развиваться полноценно.

Продолжая совершенствовать мелкую моторику, мышление, логику, ассоциативную память и воображение пятилетних детей, нужно, одновременно подводить их к осознанию правил и норм поведения, освоению конкретных знаний, к которому они уже готовы в этом возрасте. Тех малышей, которые всё ещё нуждаются в постоянном присутствии родителей необходимо приучать к самостоятельности, поскольку это важный аспект их будущей жизни.

Создавая такой график, родителям нельзя забывать и о том, что малышу нужно давать время на его собственные увлечения и любимые игры, в конце концов, он всё ещё ребёнок, которому необходимо просто подурачиться и повеселиться.

Организация пространства для игр и учёбы

Познание любых явлений и объектов внешнего мира у детей происходит во время игры.

Развлекаясь, ребёнок приобретает полезные навыки, получает нужную информацию и обучается.

Большое значение имеет игровое пространство. Прежде всего, оно должно быть безопасным – родители должны знать наиболее неблагонадёжные места. Это мягкие углы, которыми заклеиваются выступающие части мебели, пенки и маты в местах падений.

Вопреки общепринятому мнению, игрушки необязательно должны быть убраны в шкафы, там могут лежать только лишние, неактуальные на данный момент куклы и игры. Итак, игрушки могут быть в постоянном открытом доступе, чтобы малыш сам подошёл и выбрал то, что ему нравится. Разумеется, после игры он должен будет вернуть их на свои места, так он с раннего детства научится наводить порядок.

Желательно, чтобы в квартире было несколько игровых зон:

  • постоянные места для игр – детские домики и палатки для игр, спорткомплексы, зоны, где находятся сортёры, конструкторы, мозаики, к которым малыш возвращается периодически;
  • временные зоны, в зависимости от типа игры, которые оборудуются каждый раз по-новому – они нужны для таких творческих занятий, как лепка и рисование, рукоделие, кстати, большие игрушки, мячи, сооружения можно доставать на время игры и затем убирать;
  • специальная зона для развивающего обучения – удобное место с мягким матом или детский стол со стулом, что кому удобнее для усвоения новых знаний.

Одним из условий является то, что место для развивающих занятий не должно находиться рядом с зоной для развлечения, так как будет отвлекать внимание малыша во время занятий. Если позволяет метраж, можно выделить ребёнку отдельный уголок для творчества.

Занятия с малышом должны проходить в дружеской атмосфере, когда у ребёнка хорошее самочувствие и настроение.

Чем занять ребенка 5 лет дома: видео


Занятия для пятилетнего ребёнка

Дома ребёнок может играть сам или совместно с родителями, оба этих вида деятельности будут для него полезны по-своему. Конечно, в домашних условиях более естественны спокойные, но от этого, не менее интересные игры.

Рассмотрим, чем занять ребенка 5 лет дома:

  • совместно с родителями малыши могут создавать различные поделки, мягкие игрушки, и гирлянды для семейных торжеств (как сделать новогоднюю гирлянду смотрите );
  • для развития логического мышления , концентрации внимания и памяти хороши настольные игры – шашки, шахматы (о том как быстро научить ребенка в шахматы мы писали ), домино, лото, лудо, «ходилки», стратегии;
  • интеллектуальные игры типа «Ответь за 5 секунд», «Мистер Твистер», «Угадай, кто ты?», «Падающая башня Миомбо»;
  • развивающие игры-викторины , например «Колесо фортуны»;
  • игры-бродилки «Доктор Айболит»;
  • логические и математические игры – «Лабиринт», «Фрукто 10», «Логическое домино».

Многие из этих игр командные, что, собственно, и требуется малышу этого возраста. Для творческого воспитания и гармоничного развития личности подойдёт:

  • создание живописных полотен с помощью манной крупы, цветной бумаги, клея подручных материалов – бусин, сухих листочков, бисера;
  • самостоятельное выполнение конструкций из бумаги – оригами, бумажных цветов, фигурок животных, всевозможных аппликаций;
  • в 5 лет малышей уже можно учить декорировать разные предметы с помощью картины, рисунка или узора – детям очень нравится техника декупажа.


Исключение составляют дни, когда на улице ненастье и у ребёнка нет возможности активно подвигаться. В таких случаях подойдут следующие варианты:

  1. Родители, заботящиеся о полноценном физическом развитии своих детей к этому возрасту, как правило, уже приобретают им сборный домашний турник, шведскую стенку или целый комплекс для ежедневных занятий. Это, наверное, лучшая альтернатива уличным прогулкам. С помощью него можно поиграть в обезьянок – спускаясь и забираясь по стенке имитировать лазанье по веткам, качаясь на трапеции и делая висы на кольцах, изображать качание на лианах. А если прикрепить на спорткомплексе пакеты с мячиками, можно даже доставать «бананы» на разной высоте. Родителям, в связи с этим, придётся подстраховывать малыша – лучше сразу постелить на пол мат и наблюдать за безопасностью детской игры.
  2. Активным времяпровождением можно считать и копирование ребёнком разных животных – малыш должен изобразить походку, повадки тех или иных зверей, может издавать характерные звуки – это будет не только полезно для тренировки его мышц, но и очень весело. Но можно этим не ограничиваться – родители вполне могут дать задание сыну или дочери имитировать утюг, паровоз, неваляшку. Чтобы усложнить задачу, и, тем самым, сделать её ещё интереснее, можно загадывать загадки о том объекте, который должен быть изображён. Это заставит малыша рассуждать и развивать логическое мышление и память.
  3. Танцы были и остаются прекрасным примером подвижных игр дома. Они могут сопровождаться переодеванием в разные костюмы, проводиться в виде конкурса, выступать дети могут с подручными предметами, например, мячами, ленточками, подражая гимнасткам.
  4. Прятки – подвижная игра, в которую малыши с радостью поиграют дома. Прятать можно что угодно, а потом искать по наводящим подсказкам, размещённым по квартире записочкам или нарисованной карте. Безусловно, всё зависит от площади квартиры, и в малогабаритном помещении вряд ли эта игра будет актуальна.
  5. Домашний турпоход также доставит немало радостных минут сыну и дочери, но для этого папе с мамой придётся воссоздать атмосферу настоящего уголка природы. Понадобится сделать настоящую полосу препятствий из подручных материалов – горы, поляны, реки. В ход может идти всё – подушки покрывала, коробки и многое другое. Привал, как и в жизни, в середине пути. Если в доме есть палатка или детский вигвам, то можно устроить ночлег.

В данном случае активное времяпровождение сына или дочери может полностью зависеть от фантазии родителей.

Лучшие занятия для мальчиков и девочек

Пятилетние мальчики и девочки хорошо понимают свою половую принадлежность, и поэтому их интересы значительно отличаются.

Игры для 5-летнего мальчика

Чтобы развлечь пятилетнего мальчика, ему понадобятся чисто «мужские» аксессуары для ролевых игр, такие как машинки, красивое оружие, любые инструменты, например для слесаря или автомеханика. Наверняка, малышу понравится набор по электротехнике для пятилетнего возраста, или комплект для юного химика, включающий множество ярких колб, пипеток и других предметов, с помощью которых он сможет экспериментировать с песком, водой и другими материалами.

Мальчики любят много строить, поэтому усложнённый вариант конструктора – это один из лучших вариантов. Также ребятам нравится играть в настольный хоккей, футбол, теннис и другие подобные игры.

Игры для 5-летней девочки

Занять девочку в 5 лет можно играми с помощью наборов для рукоделия – они с удовольствием будут создавать одежду для кукол из бумаги и ткани, учиться вязать забавные сувениры, плести макраме, создавать эксклюзивные украшения. Дочке обязательно понравится готовить вместе с мамой, используя тесто, самостоятельно соединять ингредиенты для овощных и фруктовых салатов, делать пирожные из разноцветной глины или пластилина.

Девочкам по душе многие ролевые игры, в которых они выступают принцессами, учительницами, докторами или парикмахерами, и взрослым нужно просто помочь им обустроить декорации и позаботиться, чтобы они были обеспечены необходимыми инструментами для своего спектакля.

Дочка с удовольствием будет помогать маме в домашних делах – она может помыть и вытереть посуду, накрыть и убрать со стола, вытереть пол с книжной полки, покормить домашнего питомца. А ещё девочки очень любят сказки, поэтому никогда не откажутся от чтения и последующего обсуждения прочитанной книги.

35 игр для детей: во что поиграть с ребенком дома: видео

Проблема, чем занять ребенка 5 лет дома, отпадает сама собой, если только попытать припомнить, сколько увлечений у вашего сына или дочери, а если включить в этот список необходимые подготовительные занятия к школе, то получится весьма внушительный перечень интересных и полезных дел, поэтому родителям и их детям, точно скучать не придётся.

Задание: «На одной из этих картинок есть ошибка. На какой? Объясни почему»

Задание: «На какой тарелке груша лежит перед яблоком?»

Задание: «Где чья тень?»

Задание: «Что получится, если вырезать фигуру, нарисованную на сложенном листе?»

Задание: «Что должно быть нарисовано в пустой клеточке?»

Задание: «Одна из этих башен должна упасть. Какая?»

Задание: «На какой рисунке поза мишки и зайки совпадает с верхней картинкой?»

Задание: «Сколько чёрных клеточек закрывает этот упитанный динозаврик? Считай только целые клетки.»

Задание: «Выбери недостающий маленький кубик так, чтобы каждая грань большого куба была одного цвета.»

Задание: «У дрессировщика запутался хлыст. Сколько на нём узлов?»

Задание: «Палочка какого цвета самая нижняя?»

Задание: «Одна мышка сейчас упадет. Какая?»

Задание: «Что находится близко от девочки, что далеко?»

Задание: «На каких рисунках верёвки завяжутся узлом, если потянуть за их концы?»

Задание: «Сколько животных видит девочка, сколько-мальчик, а сколько -их папа?»

Задание: «Раздели каждую плитку шоколада на 4 равные части»

Задание: «Поменяй местами двух танцоров так, чтобы мальчики и девочки стояли через одного.»

Задание: «Путешественники решили сфотографировать домик. У кого какая фотография получилась?»

Задание: «Из каких частей построен этот кораблик?»

Задание: «Робот решил убраться. Что он сделал не так? Найди восемь «неправильностей»»

Мышление в жизни детей

Когда ребенок подходит к возрасту 5-6 лет, родители должны обратить внимание на уровень его мышление. Поскольку умение анализировать и систематизировать получаемую информацию повысит успеваемость в школе. Игры с геометрическими фигурами помогают систематизировать знания о понятиях: форма, цвет и размер.

Возможно, ли пронести громоздкий шкаф по узкому коридору? Что сшить, в чем пойти на выпускной вечер? Как встать таким образом, чтобы на полученной фотографии каждый человек был хорошо виден? Все эти задачи ставятся для образного мышления. Сами по себе образы бывают нескольких категорий в зависимости от того, какие органами чувств воспринимаются.

К категории мышления также относят и понятия и вместе представляют незаменимые элементы. С помощью образов можно очень быстро принять решение по поводу постановки и расстановки этого объекта. Конечно, необходимо обладать внутренней способностью к манипулированию образами (мысленному вращению предметами), их трансформации и комбинированию. Такое мышление жизненно важно, однако появляется оно далеко не сразу.

Маленьким детям нельзя переходить улицу одним, поскольку они не в состоянии пока что верно оценить правильное расстояние между ними и машиной. Подобная способность сформируется только к 15 годам. Полученная информация об образах воспринимается мгновенно, за несколько миллисекунд.

Пересказ увиденного или прочитанного займет намного больше времени, чем быстротечный пробег кошки, и, причем далеко не всегда будет полным, ведь для многих явлений просто нет подходящих названий, слов. Те свойства предмета, которые отражаются в образах, можно занести в узкие рамки понятий. Их нельзя поделить на существенные и несущественные. Данная способность образов очень ценится при решении задач.

С помощью образного мышления можно увидеть различные свойства предмета (в том числе и те, которые обычно признаются несущественными в понятиях) и, уже используя эти свойства, выявлять связи между объектами.

В конце 20-го века фото-, кино-, телесъемка существенно упростили создание и преображение изображений по сравнению с традиционной техникой рисования. Сейчас стало намного легче наглядно показать обсуждаемый предмет, показать динамику изменения, выявить различные возможные исходы события. Это очень сильно помогает вести работу качественно, облегчая жизнь человеку.