Доктор комаровский о том, как ребенка отучить от рук. Как отучить ребенка от рук

Каждый малыш старается быть как можно ближе к маме. Именно поэтому женщина вынуждена много времени проводить с ним на руках. Такая ситуация хоть и приятная, но доставляет массу дискомфорта и не дает выполнять другие обязанности по дому. Родители должны вовремя задуматься, как отучить грудничка от рук. Процесс пройдет с минимальным травматизмом для ребенка. Именно поэтому следует прислушиваться к мнению психологов и опытных родителей.

Сразу после появления на свет новорожденного женщина стремится постоянно держать его возле своего сердца. Однако дела по дому никто не отменял, поэтому необходимо иметь возможность провести несколько минут отдельно друг от друга. Предварительно необходимо разобраться в необходимости проведения процесса отучения.

Еще в древние времена считалось, что мамочка должна проносить своего ребенка на руках три года. Позже удалось установить, что в таком случае она просто будет выполнять каприз малыша, в котором нет такой острой необходимости. Женщине следует пересилить свой позыв в отдаче любви и защиты крохе. Благодаря прикосновениям малыш узнает о значимости и перестает вести себя беспокойно. В первые месяцы жизни без родителей он будет полностью беззащитным.

Психологам удалось установить, что когда женщина берет на руки младенца, то ее организм получает заряд спокойствия и умиротворения. Такое положение помогает сформировать прочную связь, которая останется в сердце на всю жизнь

Как формируется привязанность

Для детей в грудничковом возрасте еще сложно высказывать свои пожелания и просьбы. Однако они достаточно часто демонстрируют желание находиться как можно ближе к родному человеку – маме. Такая ситуация возникает под воздействием физиологических и психологических причин:

  • Для правильного роста и развития кроха должен каждый день получать необходимое количество витаминов и минералов. Они содержатся в молоке матери или смеси. В грудниковом возрасте малыш может есть с периодичностью в два часа. Однако недостаточное количество молока может спровоцировать желание хоть немного побыть у нее на руках.
  • Дискомфорт в памперсе приводит к капризам. Именно поэтому малыш начинает громко плакать и махать ножками.
  • Желание изменить положение возникает в случае несоответствия температурного режима. На ребенка плохо влияет даже незначительный перепад температуры. Родители не должны допускать перегрев или отслеживать другие негативные изменения в самочувствии малыша.
  • Малыш начинает сильно капризничать в том случае, если его беспокоят колики. Они наблюдаются в первые месяцы жизни практически у всех детей по причине недостаточного развития ферментной составляющей пищеварительной системы. Если он плотно прижимается к маме, то совершается непроизвольный массаж. Он положительно сказывается на работе желудка или кишечника. Для улучшения общего состояния рекомендуется также самостоятельно выполнять все необходимые массажные манипуляции.
  • Повышенное внимание ребенку необходимо в случае болезни или плохого самочувствия.
  • Капризное состояние наблюдается в случае неудобного положения на кроватке. Родителям рекомендуется подойти и проверить, все ли в порядке. При необходимости меняются также пеленки или одежда.
  • Карапуза в первые месяцы жизни может напугать любое неожиданное движение или звук. Именно поэтому он стремится постоянно сохранять телесный контакт с женщиной. Истерика усиливается в том случае, если ощущение страха не проходит. Оно может перейти в сильную душевную травму, поэтому пренебрегать им не следует.
  • Малыш не может уснуть без мамы. Об этом он известит ее посредством громкого и недовольного плача. Ситуация будет исчерпана, как только женщина возьмет ребенка на руки.


Слинг – удобное приспособление, которое освобождает руки мамочке

При телесном контакте малыша и мамы формируется ощущение умиротворения у обоих. Не следует полностью его лишать такого удовольствия. В дальнейшем такая ситуация может негативно отразиться на формировании характера. Ведь благодаря этому ребенок будет чувствовать доверие к каждому из членов своей семьи.

Родители должны понимать, что их ребенок уже совсем взрослый, поэтому ему можно уделять меньше внимания. Кроха приучается к новому миру, адаптируется в нем. В этом случае заниматься отучением необходимости нет, ведь потребность сама исчезнет с возрастом.

Психологи считают важным, чтобы до полугода кроха постоянно находился на руках. В противном случае ситуация может негативно отразиться на формировании психической устойчивости. Однако о чувстве меры также забывать не рекомендуется. Было отмечено, что те дети, которые постоянно сидят на руках в будущем могут вырасти слишком избалованными. Мамочке следует опираться на свои знания и инстинкт. Только в таком случае удастся вырастить полностью здорового и счастливого ребенка.

В медицинской практике встречаются случаи, когда кроха буквально не дает маме ступить и шага. Для них, как правило, процесс отучения становится невыносимым.

Поводы для отучения от рук:

  • Мама слишком устает от домашней работы.
  • Мама должна выйти на работу.
  • Повышенное беспокойство мамы за ребенка.
  • Малыш уже начал ползать и должен самостоятельно познавать мир.

Идеальные условия для отучения

На первом этапе процесса рекомендуется привлечь к помощи кого-либо из родственников со стороны. Человек, к примеру, может помогать в выполнении работы по дому. При этом мамочка получает достаточное время для общения со своим ребенком. Не следует забывать о том, что декретный отпуск дается именно с этой целью. Малыш должен получать полноценный уход и достаточное внимание. Со временем можно пробовать давать его на несколько секунд папе или бабушке. Ребенок будет привыкать, а капризы становиться редкими.


Удобные и практичные качели для новорожденных

В любом случае грудничок должен ощущать достаточное количество прикосновений. Мамочка может его нежно гладить и целовать. Благодаря этому малыш чувствует свое участие и необходимость в жизни старшего поколения.

Малыш не должен постоянно находиться на одном месте. Родителям следует регулярно менять ему обстановку. После взросления он сможет самостоятельно переворачиваться с одного на второй бок. Положительное воздействие оказывает сидение в коляске или на велосипеде. Благодаря этому кроха сможет наблюдать за мамой, которая в этот момент занимается своими делами. При этом с ним следует разговаривать. Дитя не должно чувствовать себя покинутым.

Необходимо правильно обустроить кровать. Над ней вешаются специальные игрушки, которые самопроизвольно двигаются. Современные производители предлагают мамочкам использовать удобный слинг из ткани. Она обвивается вокруг торса. Ребенок при этом помещается в специальный карман. Он все время находится рядом с мамочкой, но при этом не стесняет ее движений. Руки полностью свободны, поэтому она вполне может заняться домашними делами. Однако высокий уровень нагрузки теперь перекладывается на спину.

Особенности отучения от рук ребенка в возрасте старше одного года

Впервые женщина задумывается над тем, что ребенка следует отучать от рук, когда он начинает стремительно набирать вес. В этот период его становится сложно удержать на руках. Процедуру следует производить постепенно. Благодаря этому удастся свести к минимуму вероятность психологической травмы. Опытные родители предпочитают использовать серию простых и понятных отвлекающих маневров:

  • Женщина постоянно подходит к ребенку, но не стремиться брать его на руки. Она может поцеловать или погладить его тельце. Благодаря этому малыш осознает, что мама рядом. Она просто уже не может брать его на руки и носить в течение долгого времени.
  • Психологи советуют увлекать кроху в игровой процесс. Если ему будут очень интересны игрушки, то он не захочет больше времени находиться рядом с мамой. Рекомендуется почаще приглашать в дом сверстников и читать крохе книги. Положительно на умственное воздействие влияют развивающие игры и раскраски. Лучше всего регулярно использовать новую книжку. В интернете можно найти большое количество уже готовых примеров. Родители могут привлечь ребенка к непосредственному выбору одного из них.
  • Отвлечь малыша также можно песнями и танцами. Мамочка должна стремиться рассказать ему что-то новое или увлечь необычной игрой.
  • Все без исключения в юном возрасте приходят в восторг от качелей. Такую конструкцию можно установить в любой комнате. При этом взрослые смогут постоянно наблюдать за малышом. Он в свою очередь будет наслаждаться катанием, которое не будет мешать его контакту с мамой. Эта отличная альтернатива гарантированно придется по душе, как родителям, так и их маленьким детям.
  • Психологи утверждают, что крошка комфортно чувствует себя только в том случае, если видит рядом родного человека. Именно поэтому его рекомендуется всегда брать с собой. Младенец гарантированно почувствует себя нужным в домашней обстановке.
  • Если возникает необходимость надолго отлучиться из дома, то необходимо на этот период оставить ребенку интересную игру. Няню можно попросить выучить с ним цвета машин, которые в данный момент проезжают мимо окон. Такое занятие будет не только интересным, но и полезным.


Игровой коврик для младенцев – отличный помощник при отучении от рук

Борьба с истерикой

С первых дней жизни дети стремятся показать свой характер. Порой недовольство они выражают посредством громкого плача и крика. Кроху не допускается ругать. Ведь такая ситуация может негативно отразиться на его психологическом состоянии:

  • На фоне различных негативных внешних изменений может пострадать общая обстановка в семье. Мама и папа не должны выяснять свои отношения на глазах у ребенка. В противном случае пострадать может его эмоциональный фон.
  • Женщина не должна стремиться как можно быстрее перестать носить кроху на руках.
  • Крошка не сможет быстро и глубоко уснуть в том случае, если его раздражают резкие звуки и запахи. Помещение должно проветриваться не менее двух раз в день. Родственники на определенное время полностью отказываются от использования косметики.
  • Сильное беспокойство – признак недуга. Нелишней в такой ситуации будет консультация у педиатра.

Чаще всего малыши отказываются сидеть на руках после определенного периода взросления. Не следует торопить события, ведь важно насладиться данным временем. Крошка должен получать достаточное количество тепла и заботы. Благодаря этому в будущем он сможет с нежностью думать о заботе и теплоте, которые были получены в детстве.

Когда на свет появляется долгожданный младенец, новоиспеченная мама готова носить его хоть круглые сутки. Но с течением времени усталость накапливается быстрыми темпами, прилив сил сходит на нет, а ребенок привык к рукам и отказывается полежать в кроватке хотя бы полчаса. Как быть? Сегодня мы расскажем, как при необходимости отучить ребенка от рук без стресса для мамы и малыша.

Почему грудной малыш привыкает быть “ручным”?

Маленькие дети в возрасте до года еще не умеют выражать свои просьбы иначе, как плачем. Если в объятьях у мамы ребенок успокаивается, значит сигнал помощи был правильно понят, и малыш действительно хотел “на ручки”. О чем же может сигнализировать требование грудного младенца укачать его на руках? Разберем некоторые основные причины:

  • Голод.
    Если малыш проголодался, то он всеми силами будет искать маму, чтобы она взяла его на руки и покормила. При кормлении смесью такие “требования” будут проявляться каждые три – четыре часа, при грудном вскармливании интервал между кормлениями (особенно в первые месяцы) может составлять всего минут.
  • Дискомфорт.
    Малыш просится на ручки, но и на руках затихает на минуту, а затем снова пускается в плач – значит, пора проверить подгузник. Маленькие неприятности могут доставлять крохе неприятные ощущения. Кому же понравится быть мокрым?
  • Температурный режим.
    Жарко, холодно – у новорождённых малышей температурный режим держится нестабильно, поэтому маме нужно внимательно следить за ним. Если младенец на руках затихает, а в кроватке лежит от силы десять минут, возможно, ему там холодно, или наоборот, слишком жарко.
  • Приступы колик.
    Колики проходят на руках у родителей – факт, доказанный всеми младенцами. А еще от болей в животике помогает контакт “кожа к коже”, когда мама кладет ребенка к себе на живот.
  • Беспокойство.
    Даже новорождённый кроха может ощущать одиночество, беспокойство и неосознанный страх. Чувствительные с рождения малыши очень плохо переносят отсутствие материнского тепла рядом. Если ваш шестимесячный ребенок на руках спокоен и счастлив, а вне их заливается тревожным плачем, возможно, у вас именно такой “мамин” малыш.
  • Любопытство.
    Когда малыш еще не умеет ходить, и даже сидеть, а ему уже исполнилось 5-6 месяцев, то желание побыть на руках обусловлено интересом к окружающему миру. Лежать одному в кроватке так скучно, а вокруг столько интересного! Здесь у мамы выбор небольшой: освободить руки можно эргономичным рюкзаком, а когда малыш чуть подрастет – сажать понемногу в ходунки.
  • Сон.
    Одна из причин, по которой грудной ребенок просится на руки – невозможность заснуть без укачивания. Если мама с роддома привыкла качать малыша на ночь, то внезапное отлучение может расстроить и вызвать протест даже у 9-месячного крохи. Отучить ребенка от укачивания сложнее, чем просто от ношения на руках, но возможно, – в этом случае надо заменить процесс ночного укачивания на другую нежную традицию перед сном.

Каждой молодой маме будет познавательным и интересным данное видео: отучаем грудничка от рук при укладывании спать:

На заметку! Находясь на руках, ребенок ощущает чувство комфорта, спокойствия и безопасности. В грудничковом периоде это бессознательные ощущения, но с момента новорожденности именно у мамы на руках проходят колики, необъяснимые страхи, растворяется любой дискомфорт.

Пять причин, когда мамы хотят отучить малыша от рук

Во многих случаях решение отучить ребенка от постоянного ношения на руках продиктовано не прихотью, а сложившейся ситуацией. Когда нет выбора, то приходится искать альтернативные способы решения проблемы. Итак, в каких случаях мама может нуждаться в отучении ребенка от рук:

  • беременность – бывают случаи, когда в грудничковый период малыша у его мамы появляется под сердцем новая жизнь. Поднимание тяжестей не рекомендуется на любом сроке вынашивания младенца, а при возникновении угрозы прерывания беременности – и вовсе опасны, поэтому вопрос об отучении от рук стоит довольно остро;
  • состояние здоровья – боли в спине/пояснице или суставах, хронические и острые болезни с сильным болевым синдромом, общая слабость организма могут стать весомым поводом для отучения ребенка от привязанности к рукам;
  • необходимость отлучаться из дома – если молодая мама учится или работает, и вынуждена оставлять грудного малыша на попечение родственников, то для психологического комфорта обоих ей нужно постепенно отучать ребенка от частого ношения на руках;
  • усталость и моральное истощение – постоянное, ежеминутное нахождение крохи на руках может вызвать упадок сил и ухудшение здоровья мамы. Когда нет минутки присесть, отдохнуть или отвлечься, а двухмесячный малыш вне рук постоянно плачет, то стоит понемногу приучать ребенка к самостоятельности;
  • нехватка времени – когда в семье не один ребенок, а двое-трое или больше, желание малыша быть на руках у мамы может вызвать временный крах уклада семьи. С “ручным” ребенком нет возможности сварить полноценный обед, погладить бельё или сходить в магазин за покупками, ведь он не будет лежать в коляске. В таком случае отучение от рук не просто оправдано, а необходимо.

Отучение ребенка быть на руках: таблица по месяцам

Справиться с излишней зависимостью от рук можно многими способами. Окажется он действенным или нет, заранее предсказать сложно – все зависит от индивидуальных особенностей вашего малыша. Дети грудничкового возраста особенно сильно привязаны к маме. В таблице вы найдете советы по отучению ребенка от ношения на руках в разные возрастные периоды.

Возраст Как действовать
1 месяц В первые недели жизни младенцы много времени проводят во сне. Если кроха часто плачет без рук, пробуйте катать малыша в коляске, или гуляйте с новорождённым в переноске на свежем воздухе. Не лишней будет и кроватка-маятник – она создаст имитацию покачивания на руках.
2 месяца Малыш требует уже больше внимания, любит наблюдать за маминой мимикой и находиться у неё на руках. Чтобы малыш не плакал без вас, дайте ему возможность наблюдать за вами и слышать ваш голос. Люлька-переноска, коляска, радио- и видео-няня вам в помощь.
3 месяца Трехмесячный ребенок может отказываться лежать в кроватке один, поэтому берите его с собой в переносном шезлонге туда, где собираетесь заняться делами – на кухню, в ванную или развешивать белье. Малыш будет видеть вас, меньше тревожиться и проситься на руки.
4 месяца В четырехмесячном возрасте самое время познакомить младенца с развивающим ковриком. Яркий, с шелестящими элементами и погремушками, он способен на какое-то время увлечь малыша и дать вам передохнуть. Также коврик можно переносить с собой в любое удобное место, и ребенок будет занят под вашим присмотром.
5 месяцев Пятимесячные малыши особенно требовательны и именно с этого возраста отнимают много сил с частыми просьбами “погулять” на ручках. Если ребенку нужно ощущать маму рядом, а вам нужны свободные руки – попробуйте освоить слинг или эргономичный рюкзак. В нем с ребенком можно заняться домашними хлопотами, сходить в магазин или просто погулять.
6 месяцев В этом возрасте кроха уже учится ползать, поэтому предоставьте ему возможность перемещаться по дому – организуйте безопасное пространство. Если малыш будет свободен в перемещении, то зачем ему проситься на руки, если он может изучать мир сам?
7 месяцев Семимесячные младенцы с удовольствием осваивают сидячее положение в прогулочной коляске и готовы проводить там много времени. Если у вас устали руки, то приучайте малыша к ежедневным прогулкам в коляске.
8 месяцев В восемь месяцев ребенок учится вставать на ножки и делает первые шаги возле опоры. Всячески поощряйте свободу движения, завлекайте музыкальными игрушками, кубиками. Ненадолго можно сажать малыша в ходунки – но не увлекайте кроху этим способом передвижения надолго.
9 месяцев Ребенок может проситься на руки при укачивании в 9-9,5 месяцев, что вполне нормально. Заменяйте процесс укачивания поглаживанием по спинке и колыбельной; также приучит к самостоятельному засыпанию тихий музыкальный ночник.
10 месяцев Процесс ношения на руках заменяйте покачиванием на коленях. Не отстраняйте ребенка от себя, занимаясь домашними делами, – дайте ему возможность сидеть рядом в стульчике или в манеже.
11 месяцев Если кроха в 11 месяцев активно просится на руки, учите его играть рядом с вами. Расстелите плед или одеяло, разложите игрушки. Малыш сам слезет с рук и примется за игру.
12 месяцев В 1 год ребенок уже делает первые шаги, поэтому старайтесь чаще хвалить малыша за самостоятельную ходьбу. Можно увлечь ребенка детским велосипедом или каталкой. Если кроха часто просится на руки на улице, то поможет хипсит или эрго-рюкзак.

Важно! Прежде чем отучать ребенка от рук, взвесьте все за и против. Если желание отучить обусловлено заняться воспитанием раскапризничавшегося грудничка, то прежде чем ставить “педагогические эксперименты”, ознакомьтесь с мнениями психологов по данному вопросу. Резкое отлучение от рук может принести ребенку настоящую психологическую травму.

А стоит ли отучать от рук?

Привычка быть на руках у взрослых формируется у ребенка с первых дней жизни. И если годовалого малыша можно усадить с игрушками, отвлечь или заинтересовать чем-либо, то с 5-месячным грудничком невозможно договориться в силу его возраста. Решать вопрос привыкания к самостоятельности нужно постепенно, но регулярно и без давления – тогда результат не заставит себя ждать.

Пока малыш еще помещается в ваших руках, при возможности не лишайте его желания побыть в тепле материнских ладоней. Дети растут слишком быстро, и однажды ребенок перестанет проситься “на ручки”, а процесс отучения будет вспоминаться вами с грустью и теплотой.

Если долгожданный ребенок рождается в семье, которая его любит, то он не может слишком сильно утомлять своим присутствием маму или отца. Но женщина после вынашивания малыша, а также во время ухода за новорожденным, очень сильно устает. И в этом случае постоянные требования ребенка внимания к себе начинает раздражать. В этот момент встает вопрос о том, как отучить грудничка от рук.

Зачем ребенок просится на руки

Существует множество причин, по которым малыш хочет, чтобы мама взяла его на ручки, но чаще всего это происходит в таких случаях:

  1. Желание кушать. Промежуток между кормлениями составляет приблизительно 23 часа у грудного ребенка, но иногда, когда питание мамы не соответствует норме и при естественном вскармливании, голод может застать малютку и раньше.
  2. Дискомфортное состояние в результате того, что малыш сходил «по-маленькому» или «по-большому».
  3. Ему слишком жарко или очень холодно. Дело в том, что организм малютки плохо переносит перепады температуры, по этой причине не следует допускать его перегрева, но при этом одевать следует достаточно тепло, чтобы он не замерз
  4. Ребенка мучают колики. До достижения трехмесячного возраста очень многих малышей в результате недостаточного развития органов пищеварения, начинаются колики в животе. Постоянная боль приводит его к желанию прижаться к маме животиком, так как это помогает перенести неприятности. В ряде случаев можно использовать легкий массаж живота.
  5. Внимания к себе малыш требует в том случае, если он вдруг заболел.
  6. Ребенок капризничает, лежа в кроватке, когда ему неудобно лежать в ней. Нужно подойти, проверить его пеленки, поменять положение тельца, раскутать его и дать возможность подвигать ручками и ножками.
  7. Карапуз может испытывать одиночество или страх. Он еще пока не понимает до конца этих ощущений, но они могут передаваться ему от матери, с которой у него сохраняется очень тесный контакт в первое время. Особенно его беспокоит ее раздражение или нежелания взять его на руки, что проявляется в виде еще большей истерики, так как усиливается страх отсутствия душевного тепла со стороны самого близкого человека.
  8. Иногда малыш просто хочет спать, но по какой-то причине не может уснуть самостоятельно, при этом он может плакать и проситься на руки.

Следует отметить, что несмотря на все вышеперечисленные причины, брать ребенка на руки сразу не следует. Возможно, есть способы успокоить его как-то по-другому, и их следует найти. В этом случае не придется мучительно долго отучать его в дальнейшем от рук.

Когда малыш находится на руках у мамы, он ощущает покой и умиротворение, чувствуя себя важной частью жизни. Этот физический контакт жизненно необходим младенцу, и его постоянное отсутствие может в дальнейшем отрицательно сказываться на формировании характера. Во взрослом возрасте ему будет постоянно не хватать ощущения доверия и чувства единения уже в своей собственной семье.

Поэтому когда малыш просит взять его на руки, следует очень своевременно это сделать. И не нужно сразу хватать его, или бежать при первых же звуках. Но и доводить ситуацию до развития истерики у малыша также не стоит. Важно очень тонко прочувствовать золотую середину этого момента, и реагировать правильно, чтобы не допустить сильного привыкание, но и не навредить нервной системе новорожденного.


Когда отучать от рук необходимо

Рассмотрим более подробно ситуации, при которых становится необходимым отучение ребенка от рук:

  1. Прежде всего, это сильная усталость матери. Данную проблему следует в первую очередь обсудить со своим супругом. Если есть такая возможность, то для помощи в работе по дому следует нанять другого человека. Когда возможности такой не существует, то желательно подключить близких родственников. Только таким образом есть возможность освободить для мамы немного времени, чтобы она могла уделять как можно больше внимания своему ребенку. Если же ни один из вариантов данной семье не подходит, то нахождение малыша на руках придется несколько ограничивать, так как ребенку нужно в первую очередь мама, которая достаточно отдыхает, и пребывает в состоянии покоя.
  2. Создавать дистанцирование от своего ребенка многим мамам приходится в силу того, что они вынуждены рано выходить на работу. Но при этом совершенно отказывать в тактильном контакте малышу ни в коем случае нельзя. Для снижения накала стресса у малютки рекомендуется приучить ребенка проводить время с другими людьми: бабушками, нянями, дедушками. А когда мама приходит с работы, она обязательно должна некоторое время побыть со своим малышом.
  3. Есть и такие мамы, у которых возникают постоянный страх за своего ребенка, и они для того, чтобы ничего не случилось, постоянно держат его на руках. Такое поведение приводит к тому, что постоянный страх испытывает кроха, воспринимая окружающий мир как недружественный и опасный. Такой малыш будет постоянно проситься на руки в любом новом месте.

Прежде, чем изучать вопрос о том, как отучить 3 месячного ребенка от рук, следует понимать, в каком возрасте можно начинать это делать. Постепенно отучать малыша от рук следует начинать приблизительно с 5 или 6 месяцев. Это объясняется тем, что малыш должен активно познавать мир новыми способами, в том числе и при помощи сидения и ползания. Постоянное ношение его на руках может привести к тому, что он будет отказываться от движения, и это негативно скажется на дальнейшем физическом и психоэмоциональном развитии.

Как сделать это правильно

Как новорожденного отучить от рук правильно, не нанеся при этом психической травмы? Для того чтобы отучить малыша от рук, следует проявить некоторые терпения уверенность, но при этом не показывает раздражения агрессивности. Существует множество способов сделать это правильно, когда ребенка отучать от рук получается безболезненно для его психики:

  1. Не следует прерывать телесный контакт слишком резко. Такое действие может встать психической травмой для малыша, он будет рассматривать это как наказание. Действовать следует постепенно и очень мягко.
  2. Одновременно с уменьшением времени проведения ребенка на руках следует с ним постоянно разговаривать, петь ему песни рассказывать стихи и сказки. Это позволит малышу понимать, что мама остается с ним.
  3. Очень полезно повесить над кроватью малыша специальное приспособление, которое называется мобиль. На нём размещаются игрушки, которые постоянно находятся в движении, их следует менять время от времени. Они не только отвлекут карапуза, но и позволят развиваться его вниманию и концентрации.
  4. Независимо от того где находится малыш: на руках, в кроватке или на полу, следует показывать ему картинки и окружающие предметы, одновременно описывая их.
  5. Отвлечь малыша от капризов и желания попасть к маме на руки поможет развивающийся коврик.
  6. Как отучить годовалого ребенка от рук? По мере взросления ребенка во время прогулки желательно не давать ему слишком долго спать. Лучше всего гулять по живописным местам, описывая окружающую природу и людей вокруг. Это позволит сократить время пребывания на руках дома, так как после такой прогулки малютка быстро засыпает и крепко спит.
  7. Если малыш уже ползает, то ему следует постелить одеяло на полу, и вокруг рекомендуется разложить интересные игрушки.

Есть дети, которые без укачивания уснуть не могут. Они будут реветь, рыдать, требовать, и, как правило, своего добьются. Родители, которые сначала приучили малыша так засыпать, а теперь уже и сами не рады, обращаются к педиатрам с вопросом, как отучить кроху от рук.



О проблеме

Новорожденный в первое время после появления на свет находится «на одной волне» с мамой, разрезанная пуповина лишь разделила из физически, но психологическая зависимость друг от друга осталась. И в большей степени она выражена именно у ребенка. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенку, который слабо ориентируется в том большом мире, в который он попал, очень важен тактильный контакт с мамой. На практике это выглядит так: младенец беспокоится - мама берет его на руки, малыш чувствует ее присутствие, слышит голос, узнает родной запах и успокаивается.


Этим и пользуются мамы, начиная с самых первых дней самостоятельной жизни своего чада. Он закряхтел в кроватке - мама уже бежит и берет на руки, младенец мучается коликами - мама тут как тут - на руки. Очень быстро карапуз соображает, что заполучить маму очень просто - нужно просто заорать или хотя бы сердито засопеть. Однако дети до 2 месяцев практически не умеют злоупотреблять доверием, и они действительно просятся на руки по причине того, что в этом остро нуждаются.


К 3 месяцам все меняется. Колики уже стихли или стали более редкими, и уже нет такой большой потребности бежать на каждый писк чада, но мама это делает по привычке, и малышу это начинает нравиться.

В этом возрасте уже можно говорить об избалованности, и чем дольше мама с папой будут тянуть с отучением от рук, тем сложнее потом будет этот процесс.


Качать или не качать

С одной стороны укачивание - вполне естественный физиологический и привычный новорожденному ритм движений: все 9 месяцев его в животе у мамы только и делало, что укачивало. Но нет совершенно никаких доказательств, что после рождения качание хоть в какой-то степени требуется ребенку. Природа не предусмотрела для этого ровным счетом ничего, ведь качаться сам ребенок не может.

Это означает, что все доводы для укачивания ребенка придумали мамы, чтобы оправдать свое желание как можно скорее усыпить чадо и заняться уже наконец-то своими делами.


Комаровский утверждает, что никакого особого вреда в укачивании нет – для ребенка. Пользы тоже нет.

Но вот для мамы и папы вред от качания – колоссальный. В первую очередь потому, что привыкший к качанию на руках перед сном ребенок будет требовать этого ежедневно, постоянно. И чем старше он будет становиться, тем настырнее и отчаяннее он будет требовать свое, и тогда жизнь семьи превратится в хаос.


Как отучать

Если так получилось, что ребенка к рукам уже приучили, все лекции родителям о том, как надо было вести себя с крохой с первых дней после его появления на свет, теряют свою актуальность. Таким мамам и папам требуется рецепт - что именно надо сделать, чтобы ребенок перестал требовать качания и ношения на руках.


Естественно, ребенок возмутится. И будет орать, причем безостановочно, горько и безутешно. Но это нужно перетерпеть. Обычно двух-трех суток вполне хватает, чтобы малыш понял, что крик - это не способ добиваться желаемого. Хотя процесс может и затянуться.

Можно постараться отвлекать ребенка. Если после того, как его накормили, переодели, положили в манеж или кроватку, и он начал требовать, чтобы мама снова взяла его на руки, дать интересную яркую игрушку, положить (поставить, подвесить) рядом что-то очень интересное, то есть шанс, что малыш на время забудет о том, что ему надо было любой ценой попасть на руки. Постепенно таких «пауз» будет больше.



Ребенка над приучить больше заниматься чем-то самостоятельно. Разумнее положить игрушки и выйти из комнаты, а не сидеть с ним рядом.

Чем быстрее кроха освоит самостоятельные занятия чем-либо, тем быстрее можно будет отучить его от рук. Если уход мамы сопровождается новым приступом ора, можно попробовать удаляться незначительно - заниматься своими делами, находясь в одной комнате, и покидать пределы помещения лишь на несколько минут. Важно постепенно делать отлучки более частными.

Главное - усвоить на этом этапе, что детский крик ничем плохим ребенку не грозит. Он больше опасен для родителей, у которых от него начинают дергаться веки и все падает из рук. А малыш не может орать до бесконечности - физиологические потребности во сне все равно возьмут верх, и малыш уснет. Нужно только сохранять спартанское спокойствие.


С самого рождения не стоит доводить демонстрацию родительского обожания до крайнего состояния - новорожденный, который не сходит с рук, и которого бережно передают друг другу, не забывая покачивать практически постоянно - это не нормально. Нормально, когда ребенка берут на руки, чтобы покормить, переодеть, успокоить, если что-то болит. Спать ребенок должен в своей кроватке, без качания и маминого присутствия.

Если у вас постепенно пропадает охота таскать на себе вашу с каждым днем набирающую вес кроху, не желающую мирно спать себе или хотя бы тихо лежать в своей кроватке, то здесь вы найдете несколько полезных для себя идей.

Отзывчивый мир
Многие горячие головы (и, видимо, совсем не горячие сердца) советуют оставить кричащего ребенка одного, аргументируя тем, что вот, мол, поорет часа два, устанет, поймет, что кричать бесполезно, – успокоится, привыкнет, в следующий раз орать будет меньше. Главное для мамы – выдержать плач своего ребенка и не подходить к нему.

Это означает, друзья мои, что маме требуется продемонстрировать чувство, которое и так уже до нитки пропитало наше общество. Догадываетесь какое? Правильно…БЕЗРАЗЛИЧИЕ.

Как вы думаете, что в это время происходит с ребенком? К чему он «привыкает»? Он, конечно, не способен анализировать ситуацию, но сформировать эмоциональное отношение к окружающему его миру – вполне.

Уже 40 лет как хорошо известно, что в течение первого года жизни у ребенка формируется так называемое чувство «базового доверия к миру». Именно в этом возрасте закладывается фундамент того, будет ли человек воспринимать мир дружелюбно (и дружелюбным), как площадку для веселой и захватывающей игры, или он будет видеть его мрачным, холодным и полным угроз.

А кто же главный представитель внешнего мира для ребенка? И что будет, если этот представитель будет демонстрировать свое безразличие? Ответ прост: ребенок почувствует что-то вроде «помощи ждать не от кого, я один, мир враждебен, мне страшно».

Разнообразие впечатлений
Возможно, вы знаете, что страх блокирует любопытство. Вот почему дети, выросшие в спокойной и доверительной атмосфере, в среднем гораздо более образованы и успешны.

Младенец (так называют ребенка до года) с удовольствием разглядывает стены, шкафы, люстры и другие предметы интерьера, когда вы его носите на руках. У ребенка до 6 месяцев, так как он еще не умеет сидеть, вообще нет другого способа избежать участи смотреть в потолок, как только всеми правдами и неправдами забраться к вам на руки.

Если вы держите его, слегка наклонив, так чтобы ребенок мог разглядывать обои, мебель и другие удивительные для него предметы, то, как показывают многочисленные исследования, мозг ребенка развивается намного быстрее.

Вывод второй: ваши руки – единственный способ младенцу до 6 месяцев увидеть мир и ускорить развитие интеллекта.

Контактный комфорт
Если вы слышали когда-нибудь о знаменитых экспериментах с проволочной мамой для обезьянок, то знаете о понятии «контактный комфорт». В этих экспериментах детеныши обезьян отказывались от еды в бутылочке, закрепленной в руках одной проволочной модели мамы-обезьяны, в пользу другой – мягкой и теплой модели, хотя температура в помещении была оптимальной для детенышей. Они выбирали тактильные ощущения вместо еды, хотя были голодны.

Дети, лишенные «контактного комфорта» замедляют не только свое развитие, но даже рост. Сейчас уже широко известно (в узком кругу), что удовлетворение потребности в физическом контакте с мамой не менее важно для здоровья малыша, чем рациональное питание.

Вывод третий: тепло ваших рук – жизненно важная потребность для ребенка, сравнимая по значимости с потребностью в пище, и мощный акселератор развития малыша.

Может его что-то беспокоит?
Ребенок может плакать в кроватке, потому что ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него чешется носик или впивается в кожу незастегнутая заклепка на распашонке, его может беспокоить воспаление в области промежности или кишечные колики, и еще миллион причин.

Попробуйте полежать на спине несколько часов без движения и представьте, что при этом вы даже не можете повернуться на бок. Когда ваша спина онемеет, вас наверняка охватит чувство близкое к панике.

Присмотритесь повнимательнее и вы сможете понять причины дискомфорта и устранить, по крайней мере, часть из них, а мамина ласка быстро вернет малышу хорошее настроение.

Вывод четвертый: если вы все же любите Фрайберга (этот товарищ предлагает нам оставлять ребенка кричащим на 2-3 часа, пока он не уснет в изнеможении от крика), то, по крайней мере, проверьте, нет ли у ребенка серьезных причин для дискомфорта.

Что делать, если ребенок засыпает только на руках?
Смена привычки засыпать на руках потребует от вас терпения и времени. Если вы готовы, то вот вам 2 упражнения:

Во-первых, кладите малыша в кроватку сразу, как только он задремлет, пока он еще не «провалился» в глубокий сон. Если он тут же просыпается, снова берите на руки и повторяйте процедуру снова и снова, пока сон не возьмет свое. Когда вы успешно закрепились на этой стадии приучения к кроватке, кладите ребенка туда сонного, но еще не спящего и снова повторяйте процедуру до победного конца. Когда ребенок привыкнет и к этому, можно класть его в кроватку уже руководствуясь временем, когда ему пора спать. С самого начала приучения к кроватке напевайте ему одну и ту же песенку, чтобы потом ему было легче засыпать самому. Вы можете облегчить себе задачу, купая или просто обмывая малыша водой из кувшина, в который предварительно накапали немного валерианы или корвалола.

Во-вторых, когда ребенок начинает кукситься и кряхтеть, не доставайте его из кроватки тут же, дайте ему возможность в течение 1-2 минут успокоиться самому. Часто ребенок, покрутившись, спокойно засыпает самостоятельно.