Дети в 2 мес. Развитие ребенка во второй месяц жизни

Малыш освоился в окружающей обстановке, а вы начали его понемногу понимать, но ему еще так много предстоит узнать… «Растет, как на дрожжах» — самое подходящее выражение, характеризующее развитие ребенка в 2 месяца. Он по-прежнему много спит, часто плачет, но в его поведении, взгляде появляется некая осознанность. И самое радостное для родителей событие – возникновение «комплекса оживления» у малютки.

Не случайно в первый год жизни ребенка его принято осматривать педиатром ежемесячно, а иногда и с подключением узких специалистов. Например, в 2 месяца малыша осматривают еще и невролог, хирург-ортопед и окулист. Это связанно с интенсивными темпами роста и развития грудничка в этот период. Врачебные осмотры заключаются в измерении веса, роста, окружностей груди и головы, проверке зрения, слуха и моторных навыков.

Вес ребенка в 2 месяца увеличивается примерно на ¼ от той массы, которая была месяц назад. То есть малыш становится тяжелее на 750-1000 грамм. Если распределить эти цифры на дни и недели, то получим примерно 250 г. прибавки еженедельно и 30-35 г. ежедневно! Рост тоже не отстает: ребенок вытягивается на 4 см (то есть по сантиметру на неделю)! Окружности грудки и головки увеличиваются равномерно: на 1,5-2 см.

Такие стремительные показатели роста говорят об интенсивном развитии всех внутренних систем и органов в организме грудничка. А его жизненные ритмы целиком этому содействуют. Малыш много времени проводит во сне (около 20 часов), а в промежутках бодрствования активно питается (1/5 своей массы тела за сутки). Не стоит после каждого кормления кидаться к весам и проверять, сколько же он высосал. Ведь каждый раз, когда ребенок прикладывается к груди, он может удовлетворять разные потребности (в еде, в питье, в тактильных ощущениях).

Если вы ранее выкладывали новорожденного на животик, то 2-месячный ребенок уже сможет держать головку и грудь в приподнятом состоянии несколько секунд. Такие упражнения нужно делать почаще для укрепления мышечного каркаса шейно-воротниковой зоны. Пользу приносят и поглаживания ладошек, которые еще чаще всего сжаты в кулачки. Хватательный рефлекс развит достаточно сильно, если малышу вложить в ручку погремушку, то он сможет ее некоторое время удерживать. В 2 месяца постепенно исчезает врожденный гипертонус конечностей грудничка. Это выражается в постепенном расслаблении тела, ручек, ножек, кистей.


В 2 месяца ребенок уже способен узнавать и реагировать соответствующим образом на знакомые звуки: речь родителей, погремушку, музыкальную няню. Малыш вертит головкой, пытаясь понять, с какой стороны звук доносится. Развиваются глазные мышцы крохи, его взгляд становится сфокусированным. Он начинает различать формы, цвета, активно интересуется движущимися яркими предметами. Но внимательнее всего рассматривается им человеческое лицо. Лица родных становятся такими близкими, желанными, узнаваемыми.

Дальность зрения малыша в 2 месяца составляет 40-50 см. Игрушки, подвешенные на этом расстоянии, попадают в его зрительное поле, и он уже будет пытаться схватить их ручкой. Но окончательно сформируется координация «глаз-рука» чуть позже, в течение 3-го месяца жизни. Когда ребенок будет на приеме у невролога, тот воспользуется его слуховыми и зрительными способностями, проводя яркой игрушкой (или спец. инструментом) из стороны в сторону в зоне видимости, при этом легонько постукивая по ней.

Во второй месяц жизни ребенка он начинает осознанно пробовать свои голосовые связки. Когда малыш сыт, но не спит, он может выдавать различные звуки: от «а-о», до «гу» и рокочущих гортанных раскатов. Конечно, это еще далеко не речь, но уже дополнительное средство общения. Продолжительность «гуления» и «лепета» грудничка зависит от его настроя, самочувствия и реакции взрослых. Если вы будете поддерживать его «начинания», разговаривая с ним на «его языке», обучая новым звукам, то ребенок радостно поддержит «диалог».


В 2 месяца у малыша совершенствуются его эмоциональная и коммуникативная сферы. Он овладевает такими приемами коммуникации, как осознанная улыбка. Увидев поблизости кого-то из родителей, ребенок начинает всем своим видом показывать радость: улыбается, активно двигает конечностями, гулит. Свое недовольство он выражает громкими призывными криками или визгом. Обычно его плач бывает связан со следующими моментами:

  • скука, недостаточное внимание со стороны родителей;
  • мокрые пеленки;
  • голод;
  • усталость;
  • испуг;
  • некомфортная температура (жарко или холодно).

В 2 месяца грудничок уже интересуется другими живыми существами. Его привлекают не только мама с папой, но и животные, попавшие в поле зрения, и другие детки. Малыш на время замрет, проследит глазами за интересным субъектом, а после может выразить свое восхищение радостным лепетом. Если мама внимательно следит за реакциями своего карапузика, то она поймет его сигнал-просьбу пообщаться (поиграть) – равномерное дергание 2 ручками и ножками, сопровождающееся широкой улыбкой.

Некоторые родители боятся избаловать кроху ношением на руках или своим чрезмерным вниманием. Однако когда ребенок плачет, обязательно необходимо выяснить причину и успокоить его. А самым главным и важным успокоителем для него является не соска, которую пытаются ему впихнуть, а теплые, нежные мамины руки и грудь. В 2 месяца жизни у малыша все еще продолжает формироваться доверие к миру, а ощущение безопасности ему может обеспечить только самый родной и близкий человек.


Малыша в 2 месяца уже можно протестировать самостоятельно. Что же нужно делать?

  1. Уйти из зоны видимости малютки и негромко погреметь погремушкой или постучать. В норме ребенок поворачивает голову к источнику звука.
  2. Двигать перед глазами карапузика яркой (лучше красной) игрушкой. Он будет следить за ней глазками. Если игрушку внезапно приблизить к глазкам, они рефлекторно зажмурятся.
  3. Ребенок, лежащий на спине, будет стараться освободить личико от предмета, попавшего на него.
  4. Если малышу в ладонь поместить какой-либо предмет, он схватит его.

Этот простейший тест покажет, все ли вовремя развивается у малыша, нет ли у него в 2 месяца отставания от возрастных норм. При признаках подозрительного поведения или иных причинах для беспокойства лучше обратиться за консультацией к наблюдающему ребенка педиатру. Зная, как должен развиваться ребенок в этот период, можно помогать ему массажем и легкими упражнениями. Считается, что к началу 3-го месяца жизни карапузик окончательно прощается со своей новорожденностью, преодолевая критическую адаптационную пору.

Большинство родителей беспокоятся о том, как развивается их сын или дочка, и стараются понять, действительно ли чадо обладает всеми умениями, которые доступны для его сверстников. Так, через некоторое время после обретения нового статуса мама и папа задумываются, что умеет ребенок в 2 месяца, и как проверяется уровень полученных им способностей.

Развитие ребенка в 2 месяца жизни

Практически сразу после родов маленький человечек начинает осваивать новые умения и по прошествии 60 дней демонстрирует очевидный прогресс во всех сферах. Развитие ребенка в 2 месяца жизни характеризуется завершением периода первичного привыкания к условиям, в которых он неожиданно оказался, и заметным совершенствованием индивидуальных особенностей.

Что происходит с ребенком в 2 месяца?

Бутуз, который появился на свет 60 дней назад, в норме проявляет интерес ко всему. Если взрослый возьмет кроху на руки, он начнет крутить головкой влево и вправо, чтобы поближе рассмотреть интересные объекты. Физическое развитие ребенка в 2 месяца делает стремительный скачок. Поскольку мышцы малютки к этому моменту уже полностью расслаблены, маленький человечек начинает совершать все больше хаотичных движений конечностями. Расположившись на животике, он неплохо удерживает головку, при этом улучшается и координация – карапуз пытается дотянуться и дотронуться до погремушки.

Что понимает ребенок в 2 месяца?

Молодым родителям необходимо понимать, что осознает их крошечное чудо, и каково состояние его психоэмоционального фона. Двухмесячный карапуз уже абсолютно осознанно улыбается, увидев кого-то из близких или услышав мамин голос. Нормы развития ребенка в 2 месяца характеризуются также добавлением множества новых эмоциональных реакций и появлением отрывочных гласных звуков во время плача.

Как видит ребенок в 2 месяца?

Нередко взрослые люди задаются вопросом, предстает ли перед глазами у новорожденного малютки четкая или расплывчатая картинка. В действительности, крошечный человечек очень хорошо фокусирует свой взгляд на объекте, который остается неподвижен, и отчетливо различает его крупные части. Маленькие детальки и сложные формы младенец пока может не замечать.

Между тем, зрение ребенка в 2 месяца не позволяет ему следить за объектом, который перемещается в любом направлении. Особенно сильно малюток, которые появились на свет около 60 дней назад, привлекают лица родителей и крупные фигуры. Так, если мать в течение продолжительного времени стоит над кроваткой крохи и практически не шевелится, сын или дочка будет внимательно изучать ее черты и надолго их запомнит.


Что может ребенок в 2 месяца?

Навыки ребенка в 2 месяца кажутся незначительными, однако, для дальнейшего воспитания карапуза они очень важны. Чтобы в будущем малыш хорошо учился и развивался не хуже своих сверстников, следить за его успехами нужно с самого рождения. Так, молодым родителям нужно обращать внимание на появление у отпрыска следующих способностей:

  1. Если положить новорожденного мальчика или девочку на животик на горизонтальную поверхность, он будет уверенно удерживать головку на достаточном расстоянии от нее.
  2. Проявляет реакцию на звуковые явления – услышав отчетливый звук, крутит головой и направляет взгляд туда, откуда поступил раздражитель. Эта способность является самой важной из того, что умеет ребенок в 2 месяца, поскольку она может продемонстрировать родителям и близким родственникам, хорошо ли наследник слышит, и адекватно ли реагирует головной мозг малютки на поступающие внешние сигналы.
  3. При появлении матери или другого близкого родственника в поле зрения двухмесячное чадо начинает улыбаться, махать ручками и демонстрировать радость другими способами.
  4. Кроме того, двухмесячный бутуз уже может отличать дневное время суток от ночного. Это помогает ему быстрее засыпать вечером и крепче спать ночью, однако, совершенно не означает, что вся семья может наслаждаться спокойным и здоровым сном. Большинство деток беспокоят колики и другие проблемы, из-за которых они плачут и кричат по ночам.
  5. Еще одно очень важное умение из того, что умеет ребенок в 2 месяца, - фокусировка взгляда на крупном недвижимом объекте. Если малыш не научился этого делать, данный факт не стоит игнорировать - на раннем этапе можно исправить ситуацию, обратившись к доктору.

Достижения ребенка в 2 месяца

Среди того, что делает ребенок в 2 месяца, присутствует несколько умений, которые можно причислить к рангу достижений. В норме кроха может осваивать эти навыки до окончания первого или начала второго триместра жизни, но большая часть современных малышей уже к моменту исполнения им 60 суток уверенно владеет такими способностями, как:

  1. Активно демонстрирует который является адекватным ответом на дружелюбное и спокойное обращение взрослых.
  2. Вокализирует гласные во время произнесения различных звуков.
  3. Лежа на животе, одновременно приподнимает голову и конечности, и совершает «плавательные» движения.
  4. Находит глазами источник звука и останавливает на нем свой взгляд.
  5. с бочка на спинку.

Чем заниматься с ребенком в 2 месяца?

Любящая и заботливая семья обязательно рассматривает варианты, чем занять ребенка в 2 месяца, чтобы потраченное время пошло ему на пользу. Хотя чадо в столь нежном возрасте еще, казалось бы, совсем ничего не понимает, в действительности, это далеко не так. Даже с таким крошечным карапузом можно придумать массу веселых, забавных и интересных занятий, которые смогут сплотить молодую семью и помочь крохе освоить новые способности.

Чему учить ребенка в 2 месяца?

Молодым родителям нужно знать, чему научить ребенка в 2 месяца, чтобы его развитие протекало планомерно и размеренно. На этом этапе кроха может познакомиться с такими навыками, как:

  • дифференциация «своих» и «чужих» людей, звуков, голосов;
  • кратковременное удержание головки над горизонтальной поверхностью;
  • проявление эмоциональной активности в преддверии излюбленных процедур – кормления, купания и так далее;
  • интерес к собственным движениям;
  • в норме двухмесячный бутуз предпочитает общение с живыми людьми, а не с предметами.

Для того чтобы совершенствовать все то, что может ребенок в два месяца, матери и отцу совместно с педиатром следует продумать ежедневные занятия, которые в обязательном порядке включают в себя легкий массаж, чтение потешек, сказок, прибауток и других литературных произведений, пение колыбельных и веселых песенок, купание в теплой воде и другое. Кроме того, для улучшения физических навыков отпрыска полезно закаливать путем приема воздушных ванн.

Большинство врачей считает, что для правильного и полноценного развития младенца его достаточно кормить материнским молоком. В этой питательной жидкости содержится множество витаминов и микроэлементов, поэтому не отказывайтесь от естественного способа кормления сына или дочери, если у вас есть такая возможность. При этом следует учитывать, что не все из того, что умеет определенный ребенок в 2 месяца, должно наблюдаться у каждого малыша. Организм новорожденного индивидуален, поэтому не следует предъявлять к своему наследнику слишком серьезных требований.

Распорядок дня двухмесячного крохи должен состоять из правильной последовательности сна, кормлений и периодов бодрствования, чередующихся с выполнением обязательных гигиенических процедур.

Примерный (!) распорядок дня малыша, находящегося на грудном вскармливании

  • 6:00 Первое кормление, утренние гигиенические процедуры (смена подгузника, умывание, очистка носовых ходов, стрижка ноготков. );
  • 7:30-9:30 Утренний сон;
  • 9:30-11:00 Пробуждение, выкладывание малыша на животик (). Второе кормление (только что накормленного ребенка обязательно держат «столбиком» для предотвращения срыгивания). Собираемся на прогулку;
  • 11:00-13:00 Дневной сон. Лучше во время прогулки;
  • 13:00-14:30 Третье кормление;
  • 14:30-16:30 Сон;
  • 16:30-17:30 Четвертое кормление. Развивающие занятия: манипуляции с погремушкой, фиксация взгляда на игрушке, сопровождаемые песенками, стишками, потешками;
  • 17:30-19:30 Сон;
  • 19:30-21:00 Пятое кормление. Гигиенические процедуры: купание ребенка (если температура в помещении не ниже 22 градусов, можно не спешить с одеванием только что выкупанного малыша, в течение пяти минут дав ему возможность побыть голеньким);
  • 21:00-23:30 Сон;
  • 23:30-00:00 Шестое кормление;
  • 00:00-6:00 Ночной сон. Именно этот временной интервал считается идеальным для ночного отдыха двухмесячного младенца, но, как правило, малыш просыпается ночью, порой даже не один раз — не стоит отказывать ему в кормлении.

Скачать и распечатать примерный распорядок дня можете с нашего Яндекс.Диска —

Еще варианты режима дня для детей от 1 до 3-х месяцев:

Данный распорядок поддается коррекции, учитывающей индивидуальность грудничка . Ослабленные малыши часто нуждаются в большем количестве сна. Можно пойти навстречу ребенку, проголодавшемуся раньше положенного времени (15-20 минут ничего не решают). Точно такой же корректировке подвергается и время сна: капризничающего и переутомившегося кроху можно уложить пораньше, а крепко спящему – дать еще немного поспать.

Однако все это касается лишь незначительных отступлений от представленного нами распорядка. Некоторые молодые мамы, не умеющие правильно истолковать поведение своего малыша, начинают подстраиваться под каждый его недовольный писк. В результате график кормлений, сна и бодрствования сбивается, уступая место бессистемности и хаотичности.

Даже если в поведении ребенка и есть какие-то отклонения (например, он может перепутать время суток, бодрствуя ночами и отсыпаясь днем), их можно и нужно упорядочить. Если не сделать этого вовремя, чрезмерная материнская сердобольность приведет к тому, что неправильное поведение ребенка станет нормой, сделав организацию семейного уклада неудобной для остальных членов семьи .

О режиме дня малыша-искусственника

Распорядок дня ребенка в 2 месяца, вскармливаемого искусственными смесями, будет несколько иным, чем для крохи, получающего материнское молоко. Объясняется это более длительным (по сравнению с грудным молоком) усваиванием искусственного продукта . В связи с этим перерывы между кормлениями должны составлять не менее четырех часов, поэтому график кормления искусственника будет следующим: 6:00 | 10:00 | 14:00 | 18:00 | 22:00 | 2:00

Что касается периодов бодрствования и сна – они остаются такими же, что и для грудничков, питающихся маминым молоком. В зависимости от индивидуальных особенностей организма каждого ребенка в данный режим могут быть внесены некоторые незначительные коррективы.

О важности сна

Качество сна определяет особенности физического и эмоционального состояния малыша . Если он хорошо выспался – значит, у него будет достаточно сил для активного восприятия мира, игр и общения с близкими, а также отличный аппетит. Не выспавшийся ребенок будет апатичным и капризным.


Двухмесячный кроха должен спать не менее 16-ти часов в сутки, причем ни в каких укачиваниях и поглаживаниях засыпающий малыш не нуждается. Если он здоров, накормлен и вовремя уложен в кроватку – с засыпанием не должно быть никаких проблем, ведь сон необходим ему физиологически .

Если нарушения сна у 2-х месячного младенца все же существуют, необходимо разобраться, в чем причина этого противоестественного явления. Малыш может плохо спать из-за:

  • недостаточной активности в период бодрствования;
  • повышенной возбудимости нервной системы, чутко реагирующей даже на слабые раздражители (например, свет в соседней комнате, попадающий в поле зрения ребенка);
  • последствий родовой травмы (такого рода беспокойства отмечаются примерно до трехмесячного возраста);
  • чувства дискомфорта (неудобной постельки, мокрых пеленок, чувства голода или переедания);
  • слишком яркого света;
  • шумной обстановки;
  • повышенной влажности или сухости воздуха;
  • нарушений температурного режима в детской комнате (оптимальной считается температура от 20 до 24 градусов);
  • болей в животе.

Читаем также о том, сколько времени спит новорожденный ребенок в течении суток

Младенцы, приученные к укачиванию на руках, могут испытывать большие трудности с засыпанием. Выяснив причину нарушения сна, необходимо принять меры по ее устранению (дать малышу подвигаться в период бодрствования, создать спокойную обстановку перед сном: приглушить звук телевизора, не разрешать другим членам семьи громко разговаривать в комнате, где спит малыш). Главным фактором, способствующим нормализации сна, является укладывание малыша в одно и то же время. Привыкнув к режиму, он начнет засыпать самостоятельно .

Организация сна

Для сна у ребенка должна быть удобная кроватка с твердым упругим матрасом () и плоской подушкой. Чтобы малыш полноценно выспался, необходимо создать оптимальные условия:

  • хорошо проветрить детскую комнату;
  • перестелить кроватку, убедившись, что простынка не образует складок, способных стать причиной дискомфорта;
  • если комната находится на солнечной стороне, необходимо затенить окно;
  • перед сном поменять пеленку или подгузник;
  • накормить малыша.

Поскольку двухмесячный младенец еще нуждается в тесном контакте с мамой, ее отсутствие он ощущает даже во сне. Сон малыша, положенного в кроватку, характеризуется непродолжительностью и прерывистостью. Многие мамы отмечают это, когда ненадолго выходят из комнаты, где спит их малыш.

Совсем другая ситуация наблюдается в случае, если мама находится рядом: кроха спит крепко и долго. Именно поэтому педиатры советуют кормящим мамам в дневные часы не отрывать малыша от груди во время кормления, а минут на сорок прилечь рядом с ним. Польза оказывается двусторонней: мама получает возможность расслабиться и отдохнуть от домашних дел, а малыш – набраться сил для очередного бодрствования.

Сделать ночной сон более продолжительным и полноценным может процедура купания, предваряющая кормление малыша.

Многих мам интересует вопрос о целесообразности пеленания двухмесячного младенца перед сном. В прежние годы эта манипуляция считалась обязательной. Современные педиатры придерживаются мнения, что оно совсем не обязательно. Исключение составляют случаи, когда кроха беспокойно спит, взмахивая ручками. Иногда нетугое пеленание помогает решить эту проблему.

Особенности кормления

Идеальным вариантом для правильного развития младенца является грудное вскармливание, поскольку материнское молоко прекрасно усваивается детским организмом, содержит все необходимые питательные вещества и антитела, защищающие ребенка от воздействия патогенных микроорганизмов .

Нюансы грудного вскармливания

Наиболее физиологичным считается свободный режим грудного вскармливания, когда младенец получает доступ к материнскому молоку «по первому требованию». Требовательный плач или беспокойство, проявляемое малышом, являются показателями того, что он проголодался .


Несмотря на кажущуюся стихийность такого подхода, выяснилось, что необходимость подкрепиться возникает у крохи каждые три часа в течение дня и четыре – в ночное время, так что это вполне совпадает с распорядком дня, рекомендуемым современными педиатрами.

Именно такой режим вскармливания практикует большинство опытных мам, аргументируя это тем, что он не только удовлетворяет психологические и физиологические запросы младенца, но и сводит к минимуму риск застоя молока (). Малыши, получающие грудь по первому требованию, практически не плачут, поскольку ощущают не только сытость, но и состояние безмятежности и комфорта, близкое к тому, которое они испытывали в период внутриутробного развития.

Суточная норма грудного молока для двухмесячного ребенка составляет примерно 900 мл (однократная доза – 130 мл). Как проследить – получает ли малыш положенную норму? Ориентиром может служить длительность пребывания его у груди . Средняя продолжительность одного кормления составляет двадцать минут (самые активные и крепкие груднички способны насытиться за четверть часа). Читаем подробно о том, сколько грудного молока или смеси должен съедать ребенок —

Есть дети, которые отворачиваются от груди уже через пять минут. Этого момента явно недостаточно для насыщения ребенка. Обычно так поступают ослабленные груднички, которые питаются исключительно «легким» молоком, поступающим им в ротик без малейшего труда с их стороны. С прекращением такой «подачи» они перестают сосать. Чтобы заставить маленького ленивца питаться как положено, специалисты рекомендуют мамам сцеживать первую порцию молока. Тогда кроха будет высасывать именно столько, сколько ему полагается .

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Однако при таком варианте кормления малыш может испытать недостаток жидкости, поскольку «переднее» молоко содержит больше жидкости, а «заднее» — жиров. Чтобы исключить вероятность такого дисбаланса, маме следует проконсультироваться с педиатром — он поможет ей выбрать необходимую тактику кормления.

Так же нежелательно удерживать малыша у груди слишком долго. У некоторых младенцев процесс кормления занимает около часа. Наевшись в течение первых двадцати минут, они просто держат сосок во рту, изредка его посасывая. Мамам таких малышей следует знать, что это может сказаться на состоянии сосков.

Из-за постоянного механического воздействия на них могут образоваться , способные причинять крайне болезненные ощущения во время каждого кормления. Чтобы не допустить этого, следует осторожно извлекать сосок из ротика уже насытившегося крохи.

Еще одним показателем достаточности грудного вскармливания является количество мокрых пеленок и испачканных малышом подгузников . Двухмесячный кроха, получающий достаточное количество маминого молока, мочится от 12 до 15 раз в день. Режим стула может быть разным. Некоторые груднички какают после каждого кормления, у других стул бывает от двух до четырех раз в день: это тоже считается нормой (искусственники делают это реже — не более одного-двух раз в сутки).

О кормлении искусственников

Малышей, находящихся на искусственном вскармливании, кормят только в определенные часы. Это – вынужденная мера, обусловленная тем, что для переваривания искусственной смеси, хоть и являющейся аналогом материнского молока, но несколько отличающейся от него по составу и полезным свойствам, требуется большее количество времени .

Двухмесячных младенцев кормят адаптированными молочными смесями номер 1. Количество кормлений (5-6 раз) и объем одной порции (120-140 мл) указывается на каждой упаковке. Превышать указанную дозировку и количество кормлений не рекомендуется. Недоношенные детки и младенцы с очень маленьким весом находятся на особом режиме кормления, проходящем под контролем и по предписанию педиатра.

Если при грудном вскармливании питьевую водичку малышу дают только в особенно жаркие дни – для утоления жажды (мамино молоко для него является и питьем, и едой), то для искусственников она совершенно необходима. Питьевую воду искусственникам обязательно дают в паузах между кормлениями .

Несмотря на то, что кормление искусственников осуществляется из бутылочки, мамам следует кормить их не в кроватке, а держа на руках: именно так осуществляется столь необходимый телесный контакт с самым дорогим человеком.

После кормления деток (и грудничков, и искусственников) необходимо в течение трех минут подержать в вертикальном положении, давая возможность порции воздуха, попавшей в желудок, покинуть его. Наличие обильной («фонтаном») отрыжки является поводом для обращения к педиатру, поскольку это может свидетельствовать о некоторых патологиях органов ЖКТ.

Особенности бодрствования

2 месяца – время, когда кроха начинает обращать внимание на мир вокруг него. Если раньше его пробуждения были связаны только с необходимостью подкрепиться, то сейчас он способен бодрствовать на протяжении полутора часов .

По мере психо-эмоционального и психического развития малыша возрастает и его активность. Почувствовав способность управлять мышцами (в связи с ослабеванием тонуса мышц сгибателей), он начинает выполнять множество целенаправленных движений. Зрение и слух, улучшающиеся день ото дня (малыш способен видеть предметы, удаленные от него на семь метров), позволяют ему узнавать близких людей и понемногу ориентироваться в пространстве. Этому во многом способствует укрепление шейных мышц, позволяющих крохе поворачивать голову в нужную для него сторону.

Прогулки

Чрезвычайно полезны для каждого малыша прогулки на свежем воздухе. Их продолжительность в теплое время года может составлять не менее полутора часов. Лучшим временем для этого являются утренние (до 11) и вечерние (после 16) часы. Гулять лучше всего в кружевной тени деревьев, оберегая малыша от попадания ярких солнечных лучей.


Зимой прогулки с ребенком 2-х месяцев возможны только при температуре, превышающей -10 градусов. Лучшей одеждой для малоподвижного крохи является полукомбинезон с подкладкой из натурального меха и нижней частью, выполненной в виде конверта.

Бодрствующего малыша необходимо доставать из коляски, показывая ему окружающий мир. Гулять с крохой следует в месте, удаленном от загазованных автомагистралей: тихом парке или спокойном дворе .

Занятия и развивающие игры

Двухмесячный возраст – отличное время для тренировки органов чувств . Чтобы кроха научился следить за передвигающимися предметами, фокусируя на них взгляд, необходимо приобрести несколько очень легких и ярких погремушек, окрашенных в красный, желтый и оранжевый цвет, поскольку сейчас он воспринимает только эти цвета теплой гаммы. Звук погремушки должен быть не пугающим, а приятным.

  • Взяв погремушку, можно сбоку подойти к малышу и потрясти ею в тридцати сантиметрах от него, заставляя кроху повернуть головку в сторону звука. Переложив игрушку в другую руку, точно так же добиваются поворота его головки в противоположную сторону. Мама может просто звать малыша ласковым голосом, подходя к кроватке с разных сторон, чтобы он, реагируя на звук, поворачивал головку в нужном направлении;
  • Погремушку полезно вкладывать в ручку ребенка. Слабые пальчики способны удерживать ее на протяжении лишь тридцати секунд. Это – отличное упражнение, подготавливающее мышцы руки к акту хватания;
  • Можно повесить гирлянду из ярких погремушек над кроваткой крохи так, чтобы он мог дотянуться до нее ручками или ножками. Звук, издаваемый гирляндой в ответ на прикосновение малыша, приводит его в удивление и восторг, заставляя ещё активнее размахивать ручками и шевелить ножками;
  • Яркую погремушку можно класть перед крохой, выложенным на животик (делать это лучше в кроватке без матраса или в манеже). Здоровый малыш должен поднять голову, опереться на предплечья и, приподняв грудку, посмотреть вперед. Яркий предмет обязательно привлечет его внимание и заставит некоторое время побыть в этом положении, рассматривая лежащие перед ним предметы;
  • Для развития моторики мелких мышц можно поиграть с ребенком в «сороку-белобоку». Перебирая и массируя каждый пальчик, необходимо проговаривать текст стишка.

Продолжительность развивающих занятий с малышом не должна превышать двадцати минут. Разговаривать с ним надо ласково, эмоционально, часто меняя интонацию, читать детские стихи, петь простые песенки. Услышав, как малыш «гулит», призывая маму к общению, необходимо обязательно откликаться на его призыв. В противном случае «гуление» вскоре прекратится, что неизбежно приведет к задержке речевого и нарушению эмоционального развития.

Гимнастика и массаж

Купание

Купая двухмесячного малыша, необходимо соблюдать ряд простых правил:

  • Использование специальных моющих средств разрешено не более одного раза в неделю;
  • Для ежедневного купания крохи используют обычную чистую воду;
  • При наличии у малыша потнички или опрелостей можно добавлять в ванночку настои ромашки и череды;
  • Оптимальная температура воды для купания младенца составляет тридцать семь градусов;
  • Совсем не обязательно купать кроху перед отправлением на ночной покой. Если малыш протестует и капризничает, можно сделать это в дневные или утренние часы, когда он будет бодрствовать.

Уход за двухмесячным крохой – нелегкое и очень ответственное дело. Если заботливая и любящая мама будет неуклонно придерживаться одного и того же распорядка дня, в будущем она сможет оградить семью от проблем, с которыми сталкиваются родители малышей, воспитываемых без всякой системы. Чем раньше малыш привыкнет к порядку – тем легче он адаптируется к условиям окружающего мира.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: и читаем о

Видео: что такое режим для ребенка?

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Ребенку уже два месяца… Несмотря на то, что этап новорожденности пройден, организм малыша продолжает развиваться. Причем это происходит настолько быстро, что родители не перестают удивляться появлению новых способностей у крохи.

Физическое развитие

На втором месяце жизни малыш заметно набирает вес и дает значительную прибавку в росте. О многих детях в этот период можно сказать, что они растут буквально на глазах. Подобный стремительный рост организма малыша должен непременно подкрепляться соответствующим количеством энергии.

Ребенок в 2 месяца спит в среднем 18-20 часов за сутки. Но каждый малыш индивидуален, поэтому не стоит бить тревогу, если кроха бодрствует немного больше или меньше. В два месяца ребенок хорошо и часто кушает — особенно это касается детей на грудном вскармливании, которые едят по требованию. Такие малыши могут прикладываться к груди несколько десятков раз за сутки, высасывая необходимое им количество молока.

Сегодня многие специалисты рекомендуют не вводить количественных ограничений по кормлению, поскольку дети сами чувствуют, сколько и когда им есть. Поэтому если ваш малыш хорошо кушает и достаточно спит, вам не о чем волноваться. Если же физическое развитие ребенка в 2 месяца жизни сильно отстает от нормы, врач может посоветовать вам введение докорма или соответствующее лечение.

Двигательные навыки

В этом возрасте ребенок уже может самостоятельно поднимать голову, держать ее вертикально несколько секунд, а также приподнимать и удерживать, лежа на животе. Ножки и ручки малыша расслаблены, он может вытянуть их в разные стороны. Родители замечают, непроизвольное подергивание мускул у крохи заметно снизилось по сравнению с первым месяцем. В 2 месяца малыш может уже недолго удерживать в руках предметы – погремушку, пустышку и пр. Можно также наблюдать, что ребенок начинает бесцельно стучать ручками по кроватке или по себе.

2 месячный ребенок – развитие психическое и эмоциональное

В этот период малыш может гораздо увереннее пользоваться органами, отвечающими за коммуникацию, по сравнению с первым месяцем жизни. Ребенок уже осознанно ловит взгляды родителей и улавливает их движения. Если он увидит интересный для него объект на расстоянии до полуметра, то он может сфокусировать на нем взгляд. Подобное сосредоточение зрения является безусловным прогрессом в развитии младенца.

Помимо этого, ребенок уже может внимательно наблюдать за движущимися объектами. Причем теперь он умеет делать это не только с помощью движения глазами, но и поворотом головы в нужном направлении. Если вы не замечаете подобного прогресса, то проведите эксперимент: поводите перед глазками крохи какой-нибудь яркой игрушкой.

Помимо развития органов зрения, у малыша идет активная динамика в развитии его эмоционального состояния. Теперь кроха уже способен реагировать на ласковое обращение взрослых, умилительно «расплываясь» в улыбке. Некоторые детки в этом возрасте уже умеют радовать своих родителей не только улыбкой, но и заливистым смехом.

2 месячный ребенок, развитие которого идет невероятно быстрыми темпами, может различать живые и неживые объекты. Поэтому, когда малыш видит другого ребенка или какое-нибудь животное, то его внимание будет приковано именно к «живому» объекту, а не к любимой игрушке.

Многие родители отмечают, что по достижении малышом двухмесячного возраста, он уже начинает произносить свое первое «Агу-ау-ха-хэ» и т.д. Подобное гуление может быть спокойным и тихим, но некоторые детки, радуясь собственным успехам, способны на протяжении всего дня громко и задорно повторять новые звуки.

В два месяца малыш уже четко понимает, что позвать на помощь или попросить о чем-либо он может плачем. За первый месяц жизни кроха натренировался и осознал, что после каждого плача мама спешит на помощь. Подобная мыслительная ассоциативная связь у ребенка в дальнейшем будет только развиваться.

Не секрет, что дети чувствуют атмосферу окружающей обстановки и настроение близких. Поэтому любая смена вашего эмоционального фона может погрузить кроху в «глубочайшее раздумье». Малыш будет пристально смотреть на вас, будто сканируя ваши черты лица, а поняв, что вы грустите, может тоже расплакаться.

Слуховое развитие

На втором месяце жизни малыш старается определять местоположение издающего звуки объекта. Например, если вы заведете музыкальную игрушку, потрясете погремушкой или просто включите музыку в другом конце комнаты, кроха сначала сильно сосредоточится, пытаясь определить источник звука, а потом начнет крутить головой, пытаясь увидеть его. Кроме различных «звучащих» объектов, кроху интересуют и голоса окружающих. Поэтому когда вы разговариваете вдали от малыша, он начинает искать вас взглядом.

Что умеет ребенок в 2 месяца?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление , ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

Пробуем на вкус

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок, если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

Массаж и «самомассаж»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж , можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели. Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

Зарядка для пальчиков

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс . Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

Развиваем слуховую активность

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.