Демонстративность в поведении подростка. Демонстративные дети

Демонстративное поведение представляет собой набор различной степени выразительности поступков или действий, целью которых является привлечения внимания, независимо от того, как настроены к этому окружающие.

Возрастное демонстративное поведение может проявится как у взрослого, так и у ребенка, постепенно заняв место «излюбленного» способа решения проблем или достижения определенной цели.

Чаще всего такая модель поведения присуща лидерам, особям с выраженной харизмой, женщинам. Более того, многие специалисты предполагают, что демонстративное поведение в целом обусловлено женским характером, так как для большинства женщин потребность в повышенном внимании к своей персоне является одной из самых важных.

Детское демонстративное поведение

Особенности поведения ребенка всегда служили особым индикатором его развития. Любое нарушение в психике ребенка, различного рода расстройства самоконтроля или самооценки всегда отображаются на его поведении. Факто о том, что на развитие ребенка влияют особенности его воспитания, является общеизвестным.

Детское демонстративное поведение чаще всего свойственно для капризных малышей, которые стремятся все всегда делать так, как им хочется. Тем не менее, данная форма поведения может быть спровоцирована не только атмосферой потворства в семье.

К примеру, демонстративное поведение может быть ответом на отсутствие внимания к ребенку, являться единственным возможным методом для малыша добиться хоть какого-то внимания к своей персоне, которое для него просто необходимо.

Также причиной может быть желание малыша в самоутверждении, страхе потерять любовь и ласку, например, при появлении в семье еще одного ребенка. Такое поведение часто встречается в семьях, где преобладает авторитетный тип воспитания, когда взрослые обращают достаточно внимания на ребенка лишь в том случае, если он плохо себя ведет.

Дети, которые проявляют склонность к демонстративной модели поведения, зачастую также критикуют других. Для них становится характерной придирчивость и назойливость, они запоминают надолго все ошибки окружающих их людей и стараются как можно чаще напоминать о них.

Также они стараются не дать другим детям возможности проявить себя в чем-то, перебивают их, вмешиваются в их игры или занятия, пытаются начать раздавать советы и руководства, стремятся занять позицию «главного».

Характерной чертой является то, что поведение с другими детьми у такого малыша кардинально меняется в зависимости от присутствия важного для него взрослого. Говоря иными словами, ребенок думает лишь о внешнем проявлении себя, получении одобрения со стороны, но не о том. Как оказать настоящую помощь сверстникам.

Подростковое демонстративное поведение

В случае с подростковым возрастом, который является наиболее сложным и проблематичным периодом развития человека, термин «демонстративное» следует рассматривать как «подчеркнутое», «наглядное».

Подростковое демонстративное поведение выражается в устойчивом и ярко проявляемом эгоцентризме. Причем самому подросту не особо важно. Какое именно внимание он привлечет к себе своим поведением или действиями. В некоторых случаях негативное внимание и осуждение со стороны окружающих даже может находиться в приоритете.

Причинами такой модели поведения у подростков зачастую бывают ошибки воспитательного процесса в детском возрасте, выраженная потребность в любви и уважении, обусловленная их явным недостатком, желание выделиться из «общей массы».

В подростковом возрасте свои желания субъект часто реализует посредством различных методов, которые могут пересекаться или вообще оставаться неизменными. Основная цель при этом всегда остается прежней. К примеру, если подросток стремится заполучить уважение и любовь, и замечает, что его определенная модель поведения приводит к этим результатам как среди сверстников, в школе, так и дома, то он не будет менять свои методы.

Это вполне ярко отражается на успеваемости подростка в учебе. Хорошая успеваемость характерна для тех предметов, в которых преподаватель проявляет индивидуальный подход, и сам подросток ощущает некоторое повышенное внимание к себе.

Иным методом для них является совершение набора действий, нацеленных на то, чтобы вызывать у окружающих сочувствие и переживание. Чаще всего это проявляется в симуляции заболевания, приступов истерии или потери сознания. Подросток склонен рассказывать различные истории о своих страданиях и несчастьях, которые постоянно меняются, а виновными в случившемся всегда являются другие люди.

Также достаточно часто встречается использование подростками негативного внимания в свой адрес. Для достижения такой реакции субъект всячески бравирует, паясничает, проявляет выраженную грубость и хамство, старается преподнести себя как можно более дерзко. Подросток словно принимает оппозиционное отношение против общества. Для таких случаев достаточно часто характерны побеги из дома и склонность к бродяжничеству.

Проявление возрастного демонстративного поведения среди подростков, помимо прочего, является достаточно опасным и может иметь фатальные последствия. Это связано с тем, что при попытках привлечь к себе внимание окружающих, подросток может совершать достаточно рискованные действия, подвергая свое здоровье и жизнь опасности, при этом забывая об осторожности и ответственности.

Демонстративное поведение взрослых

Во взрослом периоде жизни подобная модель поведения может происходить на подсознательном уровне, и может характеризоваться различными проявлениями психопатологической симптоматики.

К примеру, индивидуум склонный к депрессиям будет всячески демонстрировать и подчеркивать потерю своего интереса ко всему вокруг, а человек страдающий манией величия – выставлять напоказ свою тягу к доминированию, а также превосходство своих идей и ценностей.

В психиатрии термин «истеричная личность» фактически является синонимом термина «демонстративная личность», когда затрагивается демонстративное поведение взрослых.

Главной особенностью такого поведения является выраженная способность к подсознательному вытеснению какой-либо критической и рациональной оценки себя и своего поведение, развитие «артистичности».

Главными признаками в данном случае выступают: чрезмерный и стойкий эгоцентризм, нетерпимость проявления равнодушия или нейтрального отношения к своей персоне, жажда проявления каких-либо эмоций в свой адрес, тяга к признанию.

Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический. Часто он переживается тяжело, что обуславливает отклонения в поведении несовершеннолетних: употребление алкоголя, наркотиков, театрализованное и суицидальное поведение подростков, их присоединение к различным группировкам, субкультурам. Одним из типов отклоняющегося поведения является демонстративное поведение подростков.

Ученые самых различных направлений единодушно приходят к выводу, что демонстративность - одна из характерных черт поведения подростков. Так, по мнению А.Е. Личко, демонстративная реакция - «наиболее частая из всех наблюдаемых аффективных реакций в подростковом возрасте» . Слово «демонстративный» происходит от лат. «demonstrativus», что значит «указательный», демонстративное поведение значит наглядное, вызывающее, нарочито подчеркнутое. Данная категория объединяет разные поведенческие проявления, которые направлены на привлечение внимания окружающих. Кроме того, умение обратить на себя внимание - обязательное условие успешной карьеры во многих профессиях: актер, политик, спортсмен. Желание выделиться из толпы, быть замеченным, не пропасть в безвестности - один из важнейших стимулов для развития личности и достижения успеха .

Педагоги часто сталкиваются с такой проблемой, как демонстративность в поведении подростков, когда ребёнок во что бы то ни стало, хочет обратить на себя внимание и использует для этого любые средства: ложь, дурашливость, грубость т.д. Такие дети, как правило, эгоистичны, некритичны по отношению к себе, их переживания поверхностны. Подобное поведение - не защита, а способ завоевания пространства, самоутверждения, связанный с желанием подчинить себе окружающих.

Желание выделиться реализуется в нескольких направлениях, которые могут перетекать из одного в другое или же не меняться, если результат удовлетворяет подростка. Первое - это действия, направленные на получение симпатии, уважения, восхищения своей персоной. Оно может остаться неизменным, если попадает на благодатную почву в школе и дома. В этом случае подросток старается выделиться за счет успехов в учебе, спорте или участия в каком-то объединении. Успеваемость в таком случае может быть избирательной: выше по предметам, где с учителем устанавливаются индивидуальные отношения, обеспечивающие подростку особое внимание, и наоборот, большое количество проблем, вплоть до полной неуспеваемости там, где с педагогом не удалось наладить желаемые отношения. Чаще всего свои учебные неудачи подросток будет объяснять внешними обстоятельствами. Второе - действия, направленные на получение сочувствия и сострадания от окружающих. Для этого могут использоваться очень разные приемы - от рассказов о своих несчастьях (причем несчастья, точнее виновные, в них меняются в зависимости от слушателя: для учителя причиной невыполнения заданий выбираются родители, родителям плохие оценки объясняются террором учителя и т.д.) до симулятивных истерик, обмороков и даже ухода в болезнь. Третье направление - использование негатива для привлечения к себе внимания. В поведении подростка наблюдается бравада, паясничанье, хамство, грубость, нарушения дисциплины и другие отклонения поведения, подросток переходит в оппозицию к социуму. Самое опасное в этом направлении - демонстративные побеги и суицидальное поведение .

Знание особенностей личности у подростков с демонстративным поведением позволяет педагогу перенаправить демонстративное поведение подростка в нужное русло в самом начале такого проявления. Педагог должен организовать социально ценную, полезную деятельность и включить в неё подростка. Это могут быть различные классные и общешкольные мероприятия, выставки, конкурсы, волонтерское движение и другие дела, где демонстративные подростки получат возможность действовать, используя свои, часто незаурядные, задатки к актерскому исполнительскому и литературному творчеству.

Таким образом, особенность демонстративного поведения у подростков - огромная, ненасыщенная жажда внимания к себе и эгоцентризм. Причем, не обязательно внимание должно быть положительным, главное - не остаться в тени. Подросток непременно хочет добиться каких-то успехов и быть на виду. Необходимо осознать: демонстративный подросток, не развивший у себя ни одного из интересных, полезных, престижных умений, чаще всего становится в будущем тяжелым в общении истероидом, нытиком, симулянтом, мизантропом.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ. ИСТЕРОИД

В клинических случаях этот тип называют ИСТЕРИЧЕСКИМ или ИСТЕРОИДНЫМ.
Не только генетика, но и развитие и воспитание играют роль при формировании демонстративного типа.

Характеристики демонстративного типа

  • По сути ребенок с высокой самооценкой
  • Вытеснение работает отлично (в отличии от тревожного) - наследственность,
    Генетически передаваемый. Удаляет неприятные образы и переживания;
  • Мир воспринимают более просто, более позитивно, менее угрожающий;
  • Для них все реально и все возможно (как они думают). Не видят преград. Видят цель, но не понимают насколько это реально и сложно. Все возможно, «как-нибудь само собой получится»;
  • Проблемы с прошлым опытом (опыт негативных воспоминаний, чтобы предостеречь. Не наступать а грабли дважды - не про них);
  • Фантазии и цели - не отличают разницу => любая фантазия (не реальность) может быть целью. Их фантазии и вранье одно и тоже => вранье для них правда и поэтому, когда они говорят - сами верят в это (пример: Остап Бендер - «И Остапа понесло...»);
  • Здесь и сейчас;
  • Нет ощущения тревоги, что что-то теряют;
  • Нет у них проблем - не вырабатываются. Им преодолевать нечего, они не видят преград;
  • Быстро меняется настроение - эмоционально мобильны;
  • Инфантильные (дети);
  • Ленивые - не охота преодолевать;
  • Капризничает, манипулирует, давит, чтобы добиться своего (Решение - не поддаваться на манипуляции в любом случае). Манипуляция - реализация мотивов чужими руками;
  • Все за счет других добиваются;
  • Импульсивны;
  • Люди впечатления;
  • Эмоционально чувствительны и сензитивны. Хорошо чувствуют другого человека (его настроение, состояние...);
  • Постоянно себя демонстрируют. Играют роли, в разных ролях по жизни. Им самим
    Внутренне не понятно, что они из себя представляют;
  • Внешнего много, внутреннего мало;
  • Впечатлительные, внушаемые и самовнушаемые (часто «болит» голова, шумит, плохо «слышат» => средства манипуляции) - «Для чего болит?»
  • Функциональные нарушения - верит, что болит голова (для чего то);
  • Нет чувства вины
Пока человек действует согласно ситуации и удовлетворяет требования к этой ситуации он нормальный обычный человек.

Иногда говорят, что характер человека предоопределяет жизнь человека. Что это судьба. С одной стороны да, другой стороны нет. Отчасти это, конечно, накладывает определенные рамки ограничения и выборе ситуации и способы реагирования в этих ситуациях, но, тем не менее, поскольку жизнь гораздо многообразнее и как она сложится никто на самом деле не знает.

Чаще всего этот тип называют демонстративным или в клинических проявлениях - истероидным. Как и в случае с тревожными, особенности этих натур тоже будем выводить из этого самого механизма.

У тревожных плохо работает вытеснение, а у демонстративных - слишком хорошо. Если у людей слишком хорошо работает вытеснение, у них вытеснение может вытеснить что угодно. Из самой предпосылки нам понятно, что это люди, во многом противоположные тревожным. Если слишком хорошо работает вытеснение, а мы говорили что вытеснение может вытеснять из сознания практически любые содержания (а это образы либо переживания), а убирает оно в основном негативные образы или переживания, которые доставляют человеку внутренний дискомфорт, то это моментально аукается на то, что мы называем прошлым опытом. Потому что прошлый опыт это есть в первую очередь опыт негативных переживаний. Кольцо саморегуляции личности: негативное переживание остается в эмоциональной памяти для того, чтобы в будущем в той же ситуации мы не действовали сходным образом. Кроме того, переживание неуспеха тоже негативное. А оно тоже играет огромную регулятивную роль, оно снижает самооценку, притязания и так далее. После неуспеха человек снижает притязания, после переживания успеха у него притязания растут. Если вытеснение работает слишком хорошо, тогда что получается? Тогда у нас человек в этом смысле, в сходной ситуации будет действовать сходным образом . У таких людей плоховато с прошлым опытом.

Дальше, вытеснение формирует разные иерархии: мотивов, опасностей и ощущения того, что достижимо, а что недостижимо. Откуда у нас берется иерархия что достижимо, а что недостижимо? Мы считаем, что это очень хочется и может быть, а это хочется и если постараться, то можно, а это останется в мечтах. Эта иерархия формируется на основе прошлого опыта. Причем как индивидуального, так и социокультурного. И кроме того - прошлый опыт. Как у демонстративных? На основе прошлого опыта ничего не формируется - его нет, социокультурные вещи как они воспринимают? Откуда это берется? Предположим, тебе очень хочется, а мама говорит, что не получится, потому что дорого стоит. Ведь когда мама говорит, что хочется, но это дорого стоит, мы испытываем негативные переживания. Но одновременно это фиксируется у нас с тем, что малодостижимо. А если слишком хорошо работает вытеснение, то не фиксируется. У этих людей вырабатывается своеобразное мироощущение того, что все возможно и все достижимо .

Что происходит с образами фантазии? Там тоже есть специфика и тоже есть соподчинение. Мы отличаем свои фантазии и мечты от образов реальности? Отличаем. У обычного человека есть знание, что это он может себе очень ярко представлять, но это фантазия, мечта, а это есть образ реальности. Откуда мы это дифференцируем? А опять таким же путем: на основе с одной стороны социокультурной, впитывая, интериоризовывая, присваивая культуру, мы начинаем в этом разбираться. Кроме того, у нас есть индивидуальный опыт. Так как у совсем маленьких детей большая путаница, они плохо дифференцируют, что они себе представляют, а что есть на самом деле. И дифференциация идет на основе своего собственного опыта и усвоенного культурного опыта. Если у человек складывается впечатление, что все возможно и хорошо работают механизмы вытеснения, которые удаляют содержание, связанное с негативным опытом, то в сознании остается много места вообще то.

Объем сознания ограничен (то есть это то, что мы можем удержать в сознании). Или у нас есть фокус, а есть периферия сознания и этот стимул может вызвать ориентировочную реакцию. А если фокус сместить, то мы уже будем на другое обращать внимание. Если сознание конечно по объему и оттуда удаляется все, связанное с негативными образами и переживаниями, чем оно замещается? (Это еще один закон: сознание конечно и никогда не бывает пустым) Сознание заполняется образами фантазии. У этих людей не только проблемы с прошлым опытом и нарушена иерархия и есть внутреннее ощущение, что все возможно, у них еще есть много места для собственных образов. Они большие фантазеры .

У них есть ощущение, что все возможно и богатая фантазия, о чем они фантазируют? О чем-то хорошем. Они себе представляют очень ярко картины того, что им хочется. Значит, их фантазии и образы, которые по большей части заполняют их сознание, связаны по большей части с их реализованными желаниями. Что нам мешает ярко и чувственно воспринимать эти образы? Эта самая иерархия. А если у нас есть внутреннее ощущение, что вот оно, то очень ярко и чувственно. Это люди впечатления.

Вытеснение может вытеснить что угодно. Кроме одного. Оно не может вытеснить их собственные желания. Вытеснение в случае тревожных представляет собой горизонтальный столб, а у демонстративных - вертикальный . Есть один, очень значимый мотив, их значимое эгоцентрическое желание . При этом ситуацию реализации этого мотива они себе очень ярко и чувственно представляют. Но в реальности то этого нет. Значит, для того, чтобы это стало реальностью, это должно быть не просто образом фантазии, а целью. А у них нет этой программы. У них есть «вот оно», чувственный, яркий образ удовлетворения собственных желаний и при этом в реальности ничего не происходит. Потому что для того, чтобы оно стало реальностью, надо что-то делать. Делают ли они что-то? Нет. Эти люди пребывают в состоянии внутреннего удивления: как же так? Иногда даже недоумения и обиды.

Цель подразумевает целенаправленные действия, а там всегда есть преграды, а преграды вызывают тревожность. А у этих людей почему ощущение, что все возможно? Преград нет. Они вытесняются. И связанная с ними тревожность вытесняется.

Нет преград, нет тревожности, нет прошлого опыта, есть ощущение что все возможно. При этом, еще один аспект: у них нет опыта преодоления преград. Ведь опыт преодоления преград - некое волевое усилие. Для этого нужна дополнительная мотивация, идущая изнутри. Откуда она берется? Научаемся из социокультурного и индивидуального опыта. В основном воля воспитывается путем преодоления преград.

Тревожно-мнительный постоянно пытается преодолеть. Когда тревожный человек говорит: «Я собираюсь бросить курить!», акцент на слове «собираюсь». А воля - это опыт преодоления преград.

В жизни то преграды есть, но они их не видят. У них нет опыта волевого действия. Когда мы используем волевое действие? Чтобы действовать вопреки собственным желаниям. Так социум устроен. Социум без этого невозможен. Люди должны научиться действовать вопреки собственным желаниям, соблюдая правила и нормы. У этих людей нет этого опыта и нет воли. Они не привыкли прикладывать никакие усилия. Эти люди, если попросту говорить, ленивы. Значит, это люди ленивые, с очень яркими эгоцентрическими желаниями .

Как сделать так, чтобы их желания реализовывались? Если я чего-то очень хочу, но этого у меня почему то нет, значит надо умудриться сделать как-то так, чтобы мои собственные желания реализовывали другие .

Все это напоминает ребенка. Дети такие и это нормально. Но в процессе присвоения социокультурного опыта (моральных норм), путем преодолевания преград - люди взрослеют. А эти люди - не взрослеют. И очень часто таких людей называют инфантильными. Поскольку у детей их потребности удовлетворяются чужими руками, у детей вырабатываются какие-то навыки для того, чтобы взрослые удовлетворяли их потребности? Да. Какие есть средства у ребенка? Плач. Ребенок может орать - больше он сделать ничего не может. При этом, если нарушаются базовые природные потребности - он орет и мама приходит. Но очень быстро развиваются и психические потребности, которые тоже генетически заданы (потребность в освоении окружающего мира и т. П). Когда у ребенка нет базовых проблем и есть психические потребности - он тоже орет. А маме крайне трудно не подойти к ребенку. И когда ребенок начинает орать, когда просто скучно, а мама бежит к нему (и это также генетически обусловлено) - замыкается условный рефлекс. А если мама не дает ему то, что он просит - он манипулирует ей, начинает нудеть, может плюхнуться на пол, начинает кататься, валяться на полу, орать. Ему самому не нравится кататься по полу. Но он уже усвоил некие болевые точки. Когда он катается по полу - он ставит маму в дико неудобное положение. У нее есть два выхода: либо купить, чтобы отстал, либо схватить подмышку и убежать. И если она выберет первый вариант, то орать он будет всегда. Такие механизмы манипулятивного поведения складываются у всех у нас и каждый из нас тем или иным образом их использует. И эти же механизмы можно использовать чтобы не просто делать что-то с помощью других, а делать за счет других.

Эти люди выгодно себя подают. То есть они себя демонстрируют окружающим. Это зависит от того, чего хочется. От того, что за люди вокруг. Эти люди обладают повышенной чувствительностью по отношению к окружающим. У этих людей вырабатывается навык и они чувствуют других людей и то, чем их можно пронять. Проще всего как к себе привлечь внимание? Яркий внешний вид, более яркое и более экспрессивное поведение, байки, в которых самая важная ты занимаешь какое-то центральное и важное место. Причем, есть одна особенность, что они много про себя чего рассказывают интересного. Он будет образно, красиво и с деталями все это рассказывать потому что у него очень яркое и образное воображение. И другие вовлекаются. То есть ему верят. Предположим, что в этой компании оказался человек, который реально был на приеме у английской королевы. Рассказчик тогда на эту байку расскажет еще одну трехэтажную байку про то, почему они там все были, но друг друга не видели. И таким людям верят потому, что они реально чувствуют на уровне чувств и восприятия те ситуации, про которые они рассказывают. И поэтому их крайне трудно вывести на чистую воду.

Истероидов невозможно уличить во лжи потому что когда они рассказывают - они в этой ситуации. То есть они не врут. Его внутреннее ощущение - что он в этой ситуации находится и живет. И окружающие не чувствуют что он врет. Яркий пример - Остап Бендер, которому дают деньги на проект, а потом он придумает историю, почему этот проект не получился.

Когда он демонстрирует - за этим всегда стоит прямая или косвенная выгода. И даже когда ее как кажется нет, они таким образом повышают свою самооценку. Это становится стилем жизни. А реально - он не думает заранее, как бы сделать так, чтобы их объегорить. Нет, он просто так живет. Если ему нужны деньги, он не изобретает козни, как их отнять. Он просто в определенной ситуации ведет себя совершенно спонтанно определенным образом. И давить на жалость (какой он бедный, больной и несчастный) или на что-то еще. Но делая это с одним результатом - для того, чтобы другие им помогали. Не обязательно деньгами - трудами, усилиями, связями, протекцией. Приз может быть разным. Но он всегда подразумевается.

У таких людей очень широкий круг общения, они очень часто меняют компании и людей. А если у него спросишь, зачем он столько завел - он не ответит, потому что он это делает совершенно спонтанно. Они очень впечатлительные и у них очень часто может менятся эмоциональный фон: если это в каких-то сильных проявлениях - эмоциональная лабильность. То есть это люди эмоционально лабильные.

Это люди, которые постоянно демонстрируют что-то. Что? Да что угодно? Но чаще всего они не испытывают глубоких переживаний и у них не бывает по-настоящему глубоких мыслей . Он может изображать из себя суперначитанного, но т. к.нешь поглубже, а там - пусто.

Пример: Берем женщину с маленьким ребенком. Маленький ребенок является преградой? Является. Она привыкла преодолевать преграды? Не привыкла. И поэтому тяжелый труд, который связан с ребенком, она умудряется переложить на кого-нибудь. В данном случае на свою маму, то бишь на бабушку. Если та отказывается - начинаются манипуляции. Сначала мягкие. А потом - все более и более жесткие. Например: «Мне вечером срочно нужно ехать потому что иначе я останусь без диплома и т. п...» Но бабушка она же мама этой женщины и понимает, что за один день ничего не изменится. И тогда эта бабушка говорит, что можно и в понедельник съездить. Очень важный момент: что происходит дальше? Что сказала женщина своей матери? Сказала, что вообще то решается ее судьба. А мама готова судьбу собственной дочери променять на какую-то встречу с одноклассниками. И тогда она дико возмущается. И тогда она искренне дико возмущенная начинает матери это высказывать. У матери тоже есть что ответить. И они начинают выяснять, кто на кого положил жизнь и кто кому ее испортил. Они это выясняют. Все происходит на фоне повышенной нервозности. И тогда эта дочь, «решившая», что она не нужна собственной матери, искренне лезет на перила, чтобы кинуться из окна. Что может сделать мать? Либо в какой-то момент сломаться и отыграть назад. А может и не отыграть. Есть один нюанс: если эта дама полезла на перила, то она знает, что скорее всего есть крюк, на котором можно удержаться, но к сожалению такие штуки печально кончаются. Дальше может быть еще более жесткая манипуляция: она может схватить ребенка и убежать с ним на мороз. Ее мать естественно побежит за ней. После этого она побежит развлекаться, придет домой в хорошем настроении и искренне будет недоумевать, почему ее мать вся сине-зеленого цвета и пьет валерьянку.

Надо задавать вопрос, не почему они то или иное делают, а зачем они то или иное делают. Это могут быть не только какие-то внешние вещи, но и внутренние могут идти как материал для манипуляции. Например, голова болит и тошнит может быть так называемым условным симптомом? Может. Истероид про себя как думает? Хорошо: он добрый, веселый, ласковый и общительный. Откуда человек получает информацию о себе? Либо окружающие дают понять, либо в результате собственной деятельности. А что с истероидом? Поводов для того, чтобы думать о себе что-то нехорошее у него нет. Он думает про себя что он ленив? Нет. Он думает про себя что он усилий не прилагает? Нет. Потому что у него многое получается. Пусть чужими руками, но получается. С точки зрения социокультурных критериев, он очень успешный. И в глазах окружающих то, что у него болит голова и его тошнит, является условно-желательным симптомом. Она у него реально болит и реально тошнит. Но это идет на пользу так как он оправдывается этим перед начальством. То есть вот эти условно-желательные симптомы у таких людей формируются как средство манипуляции . Для показателей уровня истерии есть опросник. Там есть вопрос, чаще ли у вас кружится и болит голова и вы падаете в обморок? Так вот, истероиды в обморок падают чаще, чем другие. Это не значит, что они имитируют обмороки - они реальные.

Пример: Молодая дама-истероид и муж. Недавно поженились и любят друг друга. Муж хочет чтобы в семье было все хорошо. Для этого он по ночам ходит на работу. Ей это нравится? С одной стороны, она может и понимает, что это на пользу семьи. С другой - когда он уходит, ей от этого приятно? Нет. Она верит, что он туда уходит, но ей все равно будет неприятно. Понятно, что в этот момент есть всплеск тревожности. А когда она растет - меняется химия организма. На фоне всплеска тревоги у нее может кольнуть сердце? Он собирается уходить, у нее кольнуло сердце, она схватилась. Он испугался и не пошел в этот раз. Сердце кольнуло как бы само по себе. При этом ее мотивация была чтобы он остался. И он остался. Ей стало хорошо, она удовлетворила свой мотив. Довольно быстро, у таких людей налаживаются условно-рефлекторные связи: сердце колет - есть сигнал о том, что будет хорошо, перед этим - было плохо. Связь между этими вещами в психике и в организме замыкается. В следующий раз, когда он вечером уходит на работу, вероятность больше того, что он останется. И если он еще раз остался - связь закрепляется и начинает генерализовываться.

Если говорить про психоанализ, то тот же Фрейд начинал с истеричек. Именно из них родился метод археологических личностных раскопок. Это анализ сновидения и метод свободных ассоциаций.

По большому счету, внушение основано на том, что деятельность мозга делится на несколько этажей. Центр сексуального удовольствия и возбуждения находится в спинном мозге. Есть разного вида восточные практики, например, состояние медитации - попытка достичь пустого сознания. Или например всякого рода аутогенные тренировки: достаточно сконцентрироваться на кончике пальца и у всех: у кого-то быстрее, у кого-то медленнее - можно подчинить и такого рода функцию более высоким этажам. Это не нужно, это вмешательство. Но те же самые люди сознательно преуспели в том, что они могут сознательно регулировать функции всего организма (bio feedback). Можно выводить в качестве обратной связи показатели артериального давления и сердцебиения.

Чем сильнее особенности действия этих механизмов, тем более акцентуированной является личность. Мы все умеем и внушать и быть внушаемыми и тревожится и т. п. Вопрос в том, зациклено это или нет, ведущий это наш стиль жизни или нет.

Итого:

  • У демонстративных личностей слишком хорошо работает вытеснение ,
  • Отсюда - проблемы с опытом и иерархией преград ;
  • Плюс - чувственная фантазия и чувственное восприятие , люди впечатления;
  • Это люди эмоционально-лабильные ;
  • Плюс, если брать мотивационную сферу, то для истероидов есть один мотив - одно желание, а всего остального как будто бы и не существует;
  • Поэтому и их сознание заполняет их собственные эгоцентрические желания; Плюс - демонстративное поведение , - любая демонстрация всегда есть часть манипуляции, это так называемое рентное (выгодное) поведение;
Манипуляции могут быть самыми разными, но когда это уже заклинивается и зацикливается, тогда мы просто видим, что это уже неадекватное поведение. Его поведение перестает соответствовать большинству ситуаций и тогда это уже ярко выраженная дезадаптивная фаза.

С истероидами в ярко выраженных формах тяжело. Потому что не очень понятно, с какой стороны к ним заходить. Как только ты начинаешь выходить на то, что у него есть внутри, у него такая реакция, что это какой-то тупой психотерапевт и нужно искать другого. Они привыкли, что хорошо работает вытеснение и они хорошо защищаются. До поры до времени, у истероидов все хорошо с внутренним самоощущением и они этого в себе не видят. Способны ли они искренне любить? Трудно сказать. Они способны показывать глубокие чувства. И в момент, когда он это показывает - он это переживает.

Те или иные психологические особенности (особенно ярко выраженные) это еще не судьба. Но на судьбу они очень сильно влияют.

подросток демонстративность общение школа

Нами было проведен констатирующий эксперимент на базе воскресной школы прихода преподобного Серафима Саровского и общеобразовательной школы № 135 г. Казани. В эксперименте приняли участие 40 человек: учащиеся воскресной школы в количестве 20 человек и учащиеся общеобразовательной школы - 20 человек в возрасте от 13-15 лет.

До настоящего времени в общей психологии отсутствуют традиции исследования ДП. Вопросы о ее страницах, распространенности, мотивации, роли в социальном взаимодействии и закономерностях развития до сих пор остаются без ответа.

Недостаток работ в этой области особенно чувствуется в экспериментальных исследованиях, так как их результаты подвержены значительным искажениям вследствие "феномена социальной желательности", трактовка которого в настоящее время опирается на интуитивные представления об этом феномене.

Раскрытие темы "Мотивация демонстративного поведения" тесно переплетено с целым рядом актуальных общепсихологических проблем, таких как проблема специфической человеческой мотивации, соотношение базовых и производных потребностей.

Особую остроту изучаемая проблема приобрела в последнее время в связи с социальными запросами времени, сделавшими умение привлечь внимание к себе необходимым условием успеха.

Гипотезой исследования основывается на предположении о том, что у подростков, посещающих воскресную школу, уровень демонстративности отличается от уровня демонстративности остальных подростков.

Подросткам было предложено заполнить Опросник Шмишека и тест на демонстративность, где требовалось отметить «да» и «нет». Были получены следующие результаты:

У подростков воскресной школы высокий показатель демонстративности присутствует у 10%, и средний, нормальный показатель демонстративности - у 80%. У подростков обычной школы доминирует высокий уровень демонстративности - 90%, и только 10% учащихся обладают средним уровнем демонстративности.

С упрямством во многом перекликается демонстративное, вызывающее, вычурное поведение. По сути дела, это разные стороны негативизма. С той лишь разницей, что упрямец просто отказывается выполнить ту или иную просьбу, то или иное действие, а демонстративный ребенок в ответ на заданный ситуацией норматив реагирует совсем иным, часто немыслимым образом.

Можно сказать, что упрямство -- это негативизм пассивный, а демонстративность -- активный. Но такое деление, конечно же, условно, четкой грани тут нет и одно может легко переходить в другое.

Мы уже коснулись демонстративное переходного возраста и теперь посмотрим на это немного в другом ракурсе. Бытует мнение, что любые, самые невероятные проявления подростковой «самости» в порядке вещей. Дескать, ничего, перебесится. Лишь бы в тюрьму не угодил, в подоле не принесла. А все остальное -- пожалуйста!

Нам кажется, что тут уместно несколько более тонкое разграничение. Когда девочка стремится надеть чересчур смелый туалет, а мальчик «балуется» сигаретами или залихватски опрокидывает стакан водки, это, конечно, демонстрация. Но в пределах нормы. (Естественно, с поправкой на то, что демонстративное поведение -- в принципе неадекватно, то есть не соответствует общепринятым нормам).

С помощью математической обработки данных, по t-критерию Стьюдента, и используя формулу независимых выборок, мы получили, что эмпирические данные вошли в зону значимости и, таким образом, гипотеза о том, что у подростков, посещающих воскресную школу, уровень демонстративности отличается от уровня демонстративности остальных подростков.

Данные отличия могут быть по самым разным причинам. Во-первых, воспитание в семье. Подростки, воспитанные в православной семье, получают в большой степени духовное, нравственное воспитание, основанное на любви, кротости, взаимопонимании, скромности, уступчивости. Ребенок, воспитанной в среде, где царит любовь, именно искренняя любовь, где его воспринимают таким, какой он есть, не будет акцентировать свое внимание на свои собственные успехи и на самого себя, потому что в семье он занимает не маловажное значение. Однако, современные родители, не живущие религиозной жизнью, больший упор делают на воспитании конкурентоспособности, целеустремленности, раскрепощенности, активности, стремительности, порою и наглости, т.е. быть в первых рядах, повышая давление на ребенка.

В случае неудачи ребенка, родитель начинает браниться, упрекать ребенка в его неуспехе. Во-вторых, финансовое положение в семье. По нашим наблюдениям можно сделать вывод, что воскресную школу в основном посещают ребята со средним и ниже среднего уровнем финансового положения. У них нет возможности чем-либо хвастаться перед сверстниками, не редко чувствуют себя робко, в особенности среди сверстников обычной школы, и это отражается в том, что они стараются себя не демонстрировать. В обычной школе подростки исследуемого класса относятся к уровню «А», куда относятся дети с достаточно высоким уровнем как интеллектуального развития, так и финансового положения в семье. Эти ребята стремятся показать себя самыми лучшими, самыми богатыми, умными, демонстрируя себя как только возможно (стремление идти в ногу с модой, курение, употребление алкоголя, использование скверных слов, эгоизм и т.д.). Это дети, которые получают от жизни практически все, и проявление демонстративности является фактом того, что либо родители мало уделяли ребенку времени, занимаясь своими рабочими делами или личной жизнью, либо родители переборщили с вниманием, сдувая пылинки со своего ребенка (в результате чего дети вырастают избалованные дети, которым несомненно нужно внимание на себя).

Но в таком желании себя искусственно «повзрослеть» есть хотя бы внутренняя логика: девочка хочет казаться искушенной, видавшей виды женщиной, а мальчик -- бывалым мужчиной. Да, эти потуги смешны, но цель понятна. Подростки уверены, что они тем самым себя украшают. Короче говоря, содержание их бунта -- это нежелание выглядеть на свой возраст. И наоборот, бурное желание приблизить взрослость.

А вот девочка, которая стрижется наголо, или мальчик, который красит шевелюру в ярко-зеленый цвет, -- это уже бунт с какой-то другой подоплекой. Скорее, его можно охарактеризовать как истерическую попытку привлечь к себе внимание. Причем внимание отрицательное. Это должно настораживать даже не своей экстравагантностью, а сознательной порчей облика, тогда как самое главное в подростковом возрасте -- желание нравиться.

Да, этому «трудному» возрасту присущи крайности. И в каком-то смысле дети их впоследствии перерастают. В тридцать лет зеленая шевелюра встречается разве что у городских сумасшедших. Но истерическое желание выделиться, противопоставив себя окружающим любой ценой, в том числе и ценой утраты привлекательности, никуда не исчезает. Личностная тенденция остается. Она может трансформироваться, не так бросаться в глаза, зато есть опасность, что разрушение внешнего облика сменится разрушением организма в целом и психики -- в первую очередь. Недаром подростков-панков, подростков-хиппи и т.п. принято считать «труппой риска». Среди них гораздо чаще встречаются наркоманы, алкоголики, люди с асоциальным поведением.

Вот и выходит, что демонстративность с тенденцией к саморазрушению, перешагнув барьер пубертатного возраста, внешне как будто бы блекнет, но по существу прогрессирует. Хочется подчеркнуть, что это именно тенденция, а не фатально неизбежное развитие, но лучше обращать внимание на такую тенденцию вовремя и принимать соответствующие меры.

В-третьих, исследуемый период характеризуется кризисом подросткового возраста. Подростки ставят перед собой колоссальные цели, но не знают, как их достигать. Они стремятся к высоким идеалам, но чувствуют себя далекими от совершенства. В первую очередь он начинает вырабатывать самооценку, что оказывается очень сложно. Чтобы поставить себе «оценку», причем в самых разных проявлениях своего «Я», подросток вырабатывает некий эталон. Для этого он должен немного сдвинуть привычную систему ценностей своих родителей, чтобы она не мешала его самоопределению. Подросток начинает с того, что он раздвигает границы и начинает исследовать новые территории более решительно, чем делал это в детстве, активно демонстрируя свою личность. Это приводит к нарушению любых правил, установленных в социальном окружении, вплоть до правонарушений.

В-четвертых, важно отметить отношения подростка со сверстниками. От того, какое положение он занимает в кругу сверстников, зависит и его тип поведения. Если ребенок занимает лидирующее место, то, соответственно, он будет в больше степени проявлять свою демонстративность. Чем ниже статус подростка в кругу сверстников, тем меньше он старается высовываться, не демонстрируя, лишний раз, свою личность.

Дальнейшее исследование будет проводиться и в других воскресных и общеобразовательных школах. Возможно, что будут получены более широкие и точные данные.

В подобных случаях мы отводим демонстративному поведению роль патологической доминанты.

И целенаправленно, планомерно учим другим моделям поведения, другой манере себя вести. А иногда мы вообще идем на крайнюю меру: прямо говорим ребенку, что странное, нелепое поведение собаки чем-то напоминает его собственное. Если руководствоваться принципами нашей методики, то это действительно крайняя мера. Невротики от нас такого не слышат никогда.

Разумеется, и в этих случаях надо иметь в виду, что демонстративность ставится во главу угла условно, что истинная патологическая доминанта какая-то другая. Скажем, при истерии это чаще всего манифестация плохо осознаваемых, но бурных импульсов сексуальности. Про шизофрению вообще разговор особый.

Демонстративное поведение - выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе, невзирая на потребности окружающих.

Демонстративное поведение, пока оно не выходит за некоторые разумные рамки, удобное средство для решения самых разных жизненных задач. Демонстративное поведение нередко присуще лидерам по харизматичному типу и большинству женщин. Можно считать, что в той или иной мере демонстративное поведение лежит в сути женского поведения, посколько одна из главных задач - это привлечение к себе внимания. Разумная мера демонстративного поведения для женщины - это норма. Смотри Мужское и женское

Неадекватное демонстративное поведение

Демонстративное поведение бывает в рамках нормы, бывает - за рамки нормы выходит, становится неадекватным.

Демонстративное поведение, даже неадекватное, не всегда связано с психологическими проблемами личности.

Например, что касается демонстративного поведения Маньки Облигации, то ее поведение с какими-либо психологическими проблемами, по-видимому, не связано, и есть лишь выражение ее личностного типа и особенностей воспитания, воспитания на образцах социальных низов.

А вот демонстративность героини Джулии Робертс в фильме "Красотка" - от смущения и немного месть за то, что на нее окружающие смотрят с осуждением. Эта демонстративность - от ситуативных психологических проблем, это проблемное поведение.