Дед мороз история святой николай. Как Святой Николай Санта Клаусом стал (7 фото)

Многих справедливо раздражает персонаж «Санта-Клауса» – раскормленное румяное создание, круглые телеса которого с трудом обтягивает красный костюм, гулко хохоча, носится под Рождество по небу на упряжке оленей. Особенно неприятно тем, кто знает, что его имя на самом деле означает «Святой Николай». Но такой образ, нещадно эксплуатируемый в рекламе Кока-Колы, утвердился благодаря американскому влиянию. В старинной же европейской традиции Санта-Клаус выглядел именно как Святой Николай – высокий старец в епископском облачении с посохом, которого сопровождал разносивший подарки (или розги для непослушных детей) арапчонок. Между этим благообразным епископом и толстым краснолицым «гномом» – настоящая культурная пропасть.




Вообще условно можно разделить «дары приносящих» в христианских странах на три большие команды. Первая связана напрямую с именем Святого Николая (Бельгия и Нидерланды, Германия, Венгрия). Другая западноевропейская традиция – «Рождественские деды» (Франция, Англия, Ирландия, Италия, Каталония). И третья отдает право раздавать подарки «Дедам Морозам». Обычно она имеет славянские корни (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария, а также Латвия, Румыния, Молдавия).

Особняком стоят греки (в том числе киприоты), у которых тот же персонаж отождествляется со… святителем Василием Великим. Да-да, так его и называют – «Агиос Василис». По виду современный «Василий», впрочем, не слишком отличается от Санта-Клауса.

Святитель Николай известен как даритель, тайно помогавший беднякам. Не удивительно, что именно в его день (а не на Новый Год) и от его имени дарились в Европе подарки детям. Реформация, выступавшая против почитания святых, заставила жителей многих европейских стран сделать самого младенца Христа персонажем, вручающим подарки, а день вручения подарков – перенести с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. Католическая Контрреформация снова вернула европейским детям подарки Святого Николая, но теперь они появлялись в конце декабря, на Рождество. Однако в Бельгии и Нидерландах святой Николай-Синтерклаас по-прежнему приносит подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.

Голландские колонисты, основавшие в 1650-х годах поселение Новый Амстердам, ныне известное как Нью-Йорк, завезли в Новый Свет образ Святого Николая – дарителя подарков. В 1823 году К. К. Мур опубликовал поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». Там шла речь о некоем персонаже, дарящем детям подарки - Санта-Клаусе. Этот персонаж, «забавный старик», быстро приобрел популярность. В 1863 году американский художник, работавший для издания «Харпер уикли», использовал Санта-Клауса как героя, дарящего подарки – сначала в серии политических карикатур, а потом и на рисунках для детей. А в 1931 году компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию, в которой фигурировал «Санта». Американский Санта-Клаус полностью отделился от своего христианского прообраза, превратившись в гротескного жизнелюбивого толстяка.

Славянский Дед Мороз имеет языческие корни, это персонификация стужи, которая может как заморозить человека, так и щедро одарить его (вспомним сказку «Морозко»). Этими же чертами наделяла Мороза русская литература 19 века (сказка «Мороз Иванович» Одоевского, «Мороз, Красный Нос» Некрасова). Довольно долго Мороз никак не связывался с Новым годом и Рождеством. Только во второй половине 19 века в России решили все же придумать своего собственного самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников. При Александре II были попытки назвать его «святым Николаем» или «дедушкой Николаем» но они не прижились. Скорее всего, в России просто не могли воспринимать столь почитаемого святого как Николай Чудотворец в качестве рождественского персонажа, тогда как Дед Мороз был куда нейтральнее.

Снегурочка как родственница (в данном случае – дочка) Деда Мороза впервые появилась в пьесе «Снегурочка» Островского (1873), созданной под влиянием сказок Афанасьева. На пьесу не обратили особенного внимания, но поставленная по ней опера Римского-Корсакова (1882) имела большой успех. Постепенно Снегурочка вошла в число рождественских персонажей, хотя роль постоянной спутницы и «внучки» мороза получила только в советское время.

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, был «упразднен» в канун 1929 года и вернулся к русским людям только в канун 1936 года. Это было связано с переосмыслением рождественской атрибутики в новом, «правильном» ключе. В январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов. Так началась история советского Деда Мороза.

Получается, что современный Дед Мороз во многом настолько же оторван от своей недолгой православной "юности" конца 19 века и так же является плодом другой эпохи, как и Санта-Клаус. Но все же в русском Деде Морозе сохраняется куда больше «традиционного» духа (как и в европейском Синтерклаасе), чем в Санта-Клаусе с бутылкой Кока-Колы.

Иллюстрации:

1. Санта-Клаус проник и в Японию.

2. Современный Синтер Клаас со своим верным слугой, Люксембург.

3. Синтер Клаас, Бельгия (2007).

4. Современный "Агиос Василис" в Греции, увы, почти ничем не отличается от американского Санты.

5. Один из ранних образов Санта-Клауса (художник Н. Томпсон, 1881) - не правда ли, мало общего с нынешним вариантом?

8. Мягко говоря, непривычный облик "раннего" Деда Мороза на рисунке Васнецова

9. Снегурочка. Картина Васнецова (1899).

10. Дореволюционная открытка, изображающая Деда Мороза со Снегуркой.

11-12. Дореволюционные открытки с Дедом Морозом.

13. «С новым 1991 годом!». Последняя почтовая марка СССР с Дедом Морозом.

14-15. Нестандартно худощавый и поджарый Рождественский Дед на рисунках британского иллюстратора конца 19-нач. 20 века, Артура Рэкема

Источники изображений: wikimedia.org, 4.bp.blogspot.com, cgfa.acropolisinc.com, thecoca-colacompany.com, theadmag.co


Мыслите: Свет Истины /

................................................................................................................................................................................................................................................


Дед Мороз, Санта-Клаус и Святитель Угодник божий Николай Чудотворец.

Кто все-таки приносит подарки на Рождество?

Вообще условно можно разделить «дары приносящих» в христианских странах на три большие команды. Первая связана напрямую с именем Святителя Николая (Бельгия и Нидерланды, Германия, Венгрия). Другая западноевропейская традиция – «Рождественские деды» (Франция, Англия, Ирландия, Италия, Каталония). И третья отдает право раздавать подарки «Дедам Морозам». Обычно она имеет славянские корни (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария, а также Латвия, Румыния, Молдавия).

Особняком стоят греки (в том числе киприоты), у которых тот же персонаж отождествляется со… святителем Василием Великим. Да-да, так его и называют – «Агиос Василис». По виду современный «Василий», впрочем, не слишком отличается от "американского" Санта-Клауса.

Святитель Николай известен как даритель, тайно помогавший беднякам. Не удивительно, что именно в его день (а не на Новый Год) и от его имени дарились в Европе подарки детям. Реформация, выступавшая против почитания славянских святых, заставила жителей многих европейских стран сделать самого младенца Христа персонажем, вручающим подарки, а день вручения подарков – перенести с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. Католическая Контрреформация "снова вернула" европейским детям подарки св. Николая, но теперь они появлялись в конце декабря, на Рождество. Однако в Бельгии и Нидерландах Святитель Николай-Синтерклаас по-прежнему приносит подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.

Славянский Дед Мороз имеет языческие корни, это персонификация стужи, которая может как заморозить человека, так и щедро одарить его (вспомним сказку «Морозко»). Этими же чертами наделяла Мороза русская литература 19 века (сказка «Мороз Иванович» Одоевского, «Мороз, Красный Нос» Некрасова). Довольно долго Мороз никак не связывался с Новым годом и Рождеством. Только во второй половине 19 века в России решили все же придумать своего собственного самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников. При Александре II были попытки назвать его «христианским святым Николаем» или «дедушкой Николаем» но они не прижились.

Скорее всего, в России просто не могли воспринимать столь почитаемого Святителя Руси в славянскую православную веру как Угодник божий Николай Чудотворец в качестве рождественского персонажа, тогда как Дед Мороз был куда нейтральнее.

Снегурочка как родственница (в данном случае – дочка) Деда Мороза впервые появилась в пьесе «Снегурочка» Островского (1873), созданной под влиянием сказок Афанасьева. На пьесу не обратили особенного внимания, но поставленная по ней опера Римского-Корсакова (1882) имела большой успех. Постепенно Снегурочка вошла в число рождественских персонажей, хотя роль постоянной спутницы и «внучки» мороза получила только в советское время.

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, был «упразднен» в канун 1929 года и вернулся к русским людям только в канун 1936 года. Это было связано с переосмыслением рождественской атрибутики в новом, «правильном» ключе. В январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов. Так началась история советского Деда Мороза.

Получается, что современный Дед Мороз во многом настолько же оторван от своей недолгой христианской «юности» конца 19 века и так же является плодом другой эпохи, как и Санта-Клаус. Но все же в русском Деде Морозе сохраняется куда больше «традиционного» славянского духа (как и в европейском Синтерклаасе), чем в Санта-Клаусе с бутылкой Кока-Колы.

* * *

Вещий Олег - Святитель Николай Угодник божий - библейский Иосиф - Иоанн Креститель не был иудеем-кристианином, он молился богу живому - Игорю-Христу, "античному" богу Гераклу/Зевсу и всему Олимпу I (XII) века н.э.!

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".

Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".

Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)

19.12. - День Святого Николая - прообраза Деда Мороза.

Самое популярное "дедморозовское" имя - Николай . Прообразом Деда Мороза считается Святой Николай, епископ Мирликийский. Он был добрым чудотворцем и гонителем зла, покровителем похищенных и потерянных детей.

Когда семнадцать веков назад в далёкой малоазиатской провинции Римской империи Ликия, в приморском городке Патара, родился мальчик Николай, никто не догадывался, что однажды его превратят в Деда Мороза . Средиземноморский климат сильными морозами не отличается, а в холодных странах за всю свою долгую жизнь святой Николай - он же - святитель Божий епископ Мирликийский, он же - Николай Чудотворец, он же - Санта Клаус - никогда не бывал.

И всё-таки святой Николай жил так, что человечество помнит его уже больше тысячи семисот лет.

С детства он был немного не похож на других детей. Горожане знали - этот мальчик поможет любому, кто попал в трудное положение: донесёт тяжелую поклажу пожилому человеку, исполнит просьбу старой одинокой женщины, подтолкнёт застрявшую повозку. Николай постоянно совершал добрые дела. И от этого другие люди тоже становились добрее, старались помочь знакомым и незнакомым.

О взрослом святом Николае рассказывают множество историй.

В одной бедной семье отец собирался отправить своих дочерей "учиться" древнейшей профессии. И Николай ночью через дымоход подбросил в дом три кошелька с золотом. Угодили они в девичьи башмаки , которые сушились у камина. Счастливый отец накупил дочерям приданого и выдал их замуж. А миллионы детей с тех пор оставляют у камина свои башмаки в надежде получить подарки . Во время плавания он спас от шторма погибающий корабль, обратившись с молитвой к Господу, и тем успокоив море.

В городе Мира (теперь Демре), центре провинции Ликия, его выбрали Архиепископом - там и сейчас стоит храм, в котором сохранились элементы архитектуры III века.. Турки назвали этот древнейший памятник Баба Ноэль Килизе - Церковь Деда Мороза.

Архиепископ Николай продолжал помогать людям и спасать их всю жизнь. Среди спасенных им были несправедливо осуждённые на казнь простые люди, а также несправедливо брошенные в тюрьму римские военачальники Святой Николай покинул земной мир в глубокой старости, после короткой болезни. Его похоронили в соборном храме города Миры, а когда в 1087 году христианской провинции стало угрожать нашествие мусульман, мощи святого перевезли в город Бар - на Апулийский полуостров Италии, где они покоятся и по сей день.

Постепенно святого Николаса стали называть по-английски - Санта Клаус .

Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах святой Николай был заменён в качестве персонажа, вручающего подарки, младенцем Христом, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, т.е. на 24 декабря . В период контрреформации образ святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. Оторванный от дня своего праздника по церковному календарю (6 декабря), святой Николай постепенно перестал ассоциироваться напрямую со святым, превратившись в мифический и коммерционализированный образ Санта-Клауса.

В России Николай Угодник стал одним из самых любимых народом святых. Простые крестьяне молили его о помощи, если заболевала корова, долго не было дождя или происходило ещё какое-нибудь несчастье. Память о нём Православная Церковь чтит два раза в году: 19(6) декабря - Николай "зимний" и 22(9) мая - Николай "вешний".

Кто такой Дед Мороз? Почему в кино показывают Санта-Клауса? Когда приходит Святой Николай? Один и тот же это « дядя» или разные? И если один и тот же, то почему у них разные имена? А если разные, то придут ли они все на Новый год? Вот только маленький список тех вопросов, которые нам задают дети перед новогодними праздниками.

В нашем детском саду мы говорим ребятам, что детей в мире очень много, поэтому и зимних волшебников, приносящих подарки, тоже много. И каждый из них соблюдает традиции своей страны. К детям, живущим в США, Канаде, Великобритании и странах Западной Европы приходит Санта Клаус, с которым хорошо знакомы и наши малыши. В Финляндии подарки приносит Йоулупукки, в странах Ближнего Востока – Баба-Ноэль. А на Кипре Деда Мороза и вовсе зовут Василий.


В Италии к детям приходит не дедушка, а бабушка – старушка Бефана. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола.


Во Франции два Деда Мороза: одного зовут Пэр-Ноэль (Отец Рождество), а второго – Шаланд. Пэр-Ноэль добрый и приносит детям подарки, а Шаланд – строгий, в его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.

Но больше всего повезло тем детям, к которым приходит сразу два зимних волшебника, и оба добрые – это Дед Мороз и Святой Николай. Наши дети так же входят в число этих счастливчиков. Дед Мороз приходит вместе с Новым годом, а именно в ночь с 31 декабря на 1 января, а Святой Николай – 19 декабря, в свой день рождения.

Вот видите, оказывается, дети задают очень правильные вопросы, ведь «дедов морозов» действительно огромное множество, а вот ответить на эти вопросы подчас бывает трудно даже взрослому. Так много разных традиций и персонажей, что очень просто запутаться, кто есть кто, а главное, когда его ждать с подарками?!

И вот, раз за разом сталкиваясь с очередными детскими «кто?» да «почему?», мы решили провести небольшое исследование, посвященное самым известным и узнаваемым новогодним персонажам. Кто они? Как появились? Где живут и чем отличаются друг от друга? Вот те основные вопросы, на которые мы хотели найти ответ. Результатами этой работы мы и делимся сегодня с вами в нашем блоге.

Для начала определимся, кто из зимних волшебников встречается нам чаще всего. Конечно это традиционные Святой Николай, Дед Мороз и Санта Клаус. Но обо всём по порядку.

Николай Чудотворец

Представьте себе, что предками «рождественского деда» в одних странах считают местных гномов, в других – средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Среди «родственников» Деда Мороза часто встречаются духи холода, ветра и зимней стужи. Одно известно точно: образ новогоднего волшебника, приносящего послушным детям подарки, складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Но, оказывается, был среди предков старца и вполне реальный человек. В IV веке жил в ликийском (ныне – территория современной Турции) городе Мира архиепископ Николай. Посвятив свою жизнь христианству, он стал сначала чтецом, а затем и священником. По преданию, это был очень добрый и благородный человек. Унаследовав весьма существенное состояние родителей после их смерти, он отдал его в благотворительных целях.

В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам из бедствующего семейства, которых отец хотел по одной версии выгнать из дома зарабатывать деньги, по другой – не мог дать приданое, чтобы они смогли выйти замуж за любимых. Так или иначе, Николай решил помочь девушкам. Для этого он тайком пробрался в дом и оставил для старшей сестры кошель с деньгами. То же самое он сделал и для средней дочери. Когда отец девушек понял, что младшая дочь тоже получит приданое от незнакомца-покровителя, он спрятался в комнате дочерей и подстерег Николая. В одной версии говорится, что Николай был «пойман», но от благодарностей отказался, а по другой он узнал о плане и бросил кошель в дымоход. Именно эта история стала прообразом легенды о Санта-Клаусе, ведь кошель упал точнехонько в носок, куда и сейчас по традиции добрый бородач кладет подарки послушным детям.

Святитель Николай (он же Николай Угодник, Николай Чудотворец) – один из наиболее почитаемых христианских святых. Он считается покровителем моряков, купцов и… детей. В средние века твердо установился обычай в Николаев день дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. Затем постепенно обычай этот распространился на новогодние и Рождественские праздники, а образ Святого Николая начал сливаться с образом Санты, Деда Мороза и других волшебников, в зависимости от страны.

Сегодня в Украине возрождается традиция дарить подарки в Николаев день. Традиционно их кладут под подушку (а не в носок, как в других странах), а свою причастность к подаркам оставляют в тайне.

Санта Клаус

Как мы уже знаем, кроме Святителя Николая, в основу образов современного Деда Мороза и Санта-Клауса легли так же поверья о зимних духах, «морозах», «ветрах», «холодах», которые не одно столетие существовали у разных народов. У славян такими духами издавна были Дед Трескун, Карачун, Зимник, Студенец и другие. По сравнению с ними современные и хорошо известные нам Санта Клаус и Дед Мороз относительно «молоды». Так, Санта Клаусу ещё нет и двухсот лет, а Деду Морозу и вовсе «всего лишь» около ста.

Днём рождения милого добряка Санта Клауса принято считать декабрь 1822 года, когда впервые увидела свет поэма Клемента Кларка Мура, которую принято считать точкой отсчёта, когда Святой Николай выступил в роли Санта Клауса. Поэма, кстати, носила название «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». В своем произведении Мур создал словесный портрет Санта Клауса, близкий к знакомому нам сегодня, а прототипом его послужил слуга Мура – упитанный, жизнерадостный добряк-голландец. Санта Клаус Мура – это веселый эльф с круглым брюшком. В поэме также есть и волшебная рождественская ночь, и башмаки или чулки у очага, и громадный мешок с игрушками. К.К.Мур придумал способ попадания Санта Клауса в дом – через дымоход.

С 1862 карикатурист немецкого происхождения Томас Наст рисовал изображения Санта Клауса для журнала «Harper’s Weekly». На них Рождественский дед уже был бородачом с розгой.

В 1869 году вышли стихи Жоржа Вебстера, где в качестве жилища Санты назывался Северный Полюс. Через некоторое время издатель Луис Пранг распространил в Америке английскую традицию посылать друзьям и родственникам на Рождество поздравительные открытки. А в 1885 году он выпустил поздравительную открытку, на которой был изображен Санта Клаус в красном костюме. С тех пор американского Деда Мороза все чаще стали рисовать именно в красной мантии, а не в мехах или в шубе синего цвета, как его часто изображали до этого.

Так или иначе, но образ Рождественского деда в красной шубе и с мешком подарков прижился настолько, что сегодня уже мало кто представляет его другим.

Дед Мороз

А что же с Дедом Морозом? В некотором смысле Дед Мороз появился у нас очень давно, корни его уходят в языческую культуру Древней Руси. В славянском фольклоре этот дух зимы часто упоминается как Морозко или Мороз-красный нос и является олицетворением русских зимних морозов, сковывающим льдом воду, щедро осыпающим всё вокруг снежным серебром, дарящим радость зимнего празднества.

Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала, за что получала от хозяев угощение. Колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один «человек», одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам.

Согласно другой версии, «прапрадедом» современного славянского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым, но справедливым нравом. Часто Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он управлял погодой. Фольклорный Дед Мороз не редко был наделён суровым нравом.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться – из сурового повелителя зимы, он постепенно превращался в справедливого и доброго деда.

Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения. В советское время, после отвержения идей христианства, получил распространение новый образ Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ был создан советскими кинематографистами в 1930-х годах, т.е. примерно в то же время, когда в Америке появился современный Санта Клаус.

О том, где живут Деды Морозы и Санты точно сказать никто не берётся. Одни утверждают, что на Северном полюсе, другие говорят – в Лапландии. Ясно только одно, они живут где-то на севере, где круглый год зима.

Ну вот, теперь мы знаем, что в мире доброго рождественского старика называют по-разному. У нас это Дед Мороз, где-то – Санта Клаус, а где-то, например, в Италии, это и вовсе не старик, а старушка.

А ещё мы знаем, что Святой Николай или Николай Чудотворец – это отдельный, существовавший в реальном, а не только в сказочном мире персонаж, которого его доброта и любовь к людям сделала праобразом Рождественского Волшебника. А вот разные дедушки-морозы существовали во многих культурах ещё до рождения Николая Чудотворца.

Так или иначе, нынешним детям очень повезло, ведь сегодня Святой Николай приносит подарки в свой день – 19 декабря, а Дед Мороз – в Новогоднюю ночь. Если добавить к этому волнительное ожидание новогодних праздников, которое ко многим приходит уже в самом начале зимы, то получается довольно радостная и весёлая картинка. Причём не только для детей, но и для взрослых!

Мы надеемся, что наше небольшое предновогоднее исследование было полезным для вас и напоминаем, что День Святого Николая уже послезавтра – 19 декабря. А там и Новый год не за горами. Не забывайте дарить добро и радость вашим близким!