«цветок добрых дел». Работа в тетрадях

Поистине, честность на сегодняшний день в мире - самый дефицитный товар. Нет такой страны на земле, где бизнесмены бы не воровали, где политики бы не обманывали, а простые граждане всегда соблюдали бы букву закона. И как ни пытаются бороться с коррупцией и обманом, через кампании и даже расстрелы, ничто не помогает.

Мир погряз во лжи и обмане. И когда разгорается очередной коррупционный скандал; когда опять начинается война по «распространению демократии»; когда детей отбирают из семей «ради их же блага»; когда «не подмажешь - не поедешь»; когда кто-то живёт в доме за миллион «зелёных», а ветераны ютятся в том, что трудно назвать домом; когда «современные и креативные» требуют «честные выборы», угрожая «свалить из этой страны»... тогда возникает естественный вопрос о честности: откуда она появляется и куда уходит, можно ли «прописать» её постоянно или она долго не задерживается на одном месте, как её воспитать и возможно ли это вообще?

Российские либералы, к примеру, считают, что все европейцы очень честны в обычной жизни - «там даже полиция взяток не берёт!»

Обожествление североатлантической цивилизации дошло у российских либералов до такой степени, что даже коррупционные и иные скандалы высшего руководства экономически развитых стран и поток самокритики граждан этих стран в СМИ ничего не меняют во взглядах российских «хомячков». «В Европе и Америке люди честные, там голоса избирателей не крадут!» - тупо повторяют свою мантру либероиды. Поэтому, мол, и надо брать пример честности с запада.

Что ж, давайте проясним, откуда взялась честность на западе, что это за честность, какова её природа и возможно ли и нам в России такую же честность развить.

Обсуждая проблему честности в мире, мы отмечаем её периодическое отсутствие у политиков и бизнесменов, у врачей и юристов, у полицейских и учёных, у автомобилистов и прохожих... Получается, что отсутствие честности иногда характерно для всех слоёв населения, для всех профессий, для всех народов. Все мы бываем честными, но иногда совершаем нечестные поступки. Кто-то совершает больше честных поступков, кто-то - меньше, в зависимости от обстоятельств и личных убеждений.

Коррупция есть во всех странах мира. Есть она и в полиции всех стран, только для каждой страны существует свой процент коррумпированных полицейских. А вот подсчёт этих процентов зависит, в том числе, и от честности счетоводов. И здесь вступает в силу политика, которую на любимом российскими либералами западе не напрасно называют «грязным делом», которая все цифры может менять, как ей заблагорассудится. Какая тут может быть после этого честность?

Разум так уж устроен, что человек не может всегда говорить правду. Разум всегда «взвешивает» информацию, дозируя количество правды и лжи. На то и дан разум человеку, чтобы понимать, когда можно говорить правду, а когда - не стоит.

Как же и когда разум приобретает эти способности манипулирования правдой? Ведь не рождается же человек с такими способностями! Полицейские, бизнесмены, политики не родились обманщиками и лгунами. Наши дети до определённого возраста абсолютно честны и лишь постепенно научаются не всегда говорить правду, когда их спрашивают о чём-либо.

Дети не лгут - до определённого возраста они ещё не умеют врать. Детский мозг ещё физически недостаточно развит для полноценного функционирования разума. Пока разум только просыпается, дети не лгут. Но как только мозговая биологическая ткань в голове человека созревает для полноценного функционирования разума, первое, что делает проснувшийся разум, - начинает дозировать исходящую от него информацию, начинает играть информацией. Проснувшийся разум начинает использовать информацию в своих целях, соизмеряя в ответах правду и ложь.

Если в первом классе практически все дети слушаются учителя и честно отвечают на поставленный учителем вопрос, работая без списывания и без подсказок. То через десять лет обучения в российской школе уже практически невозможно найти ученика, кто никогда не списывал бы и не пользовался бы подсказками.

Как получается такое? И почему это происходит?

Наверное, происходит естественный процесс, когда просыпающийся разум ребёнка, познавая мир, начинает играть информацией, изучая реакцию людей . Именно в это время ребёнок открывает для себя и приобщается к определённому набору ценностей, которые и определяют его дальнейшее поведение. И если в это время позволить просыпающемуся разуму принять ложь за истину, тогда из ребёнка вырастет обманщик.

Честность воспитывается с детства. Понятие честности закладывается в человека в семье, с детского сада, со школы. Основные навыки манипулирования информацией человек (разум) получает в процессе обучения, общаясь с родителями, сверстниками, со взрослыми. Именно обучение в школе проявляет, закрепляет, закладывает или разрушает в человеке нормы нравственности, честности.

Какое явление в процессе обучения в школе яснее всего говорит о честности в детском мышлении? Конечно, списывание, подсказки.

Списывание - это всегда ложь и обман. Обман себя, так как ученик остаётся неучем, получая за удачное списывание «переходящую» отметку. Обман учителя, так как учитель оценивает не настоящие знания и ставит оценку незаслуженно, ненароком поощряя обманщика обманывать дальше. Обман других детей, так как «списыватель» незаслуженно получает место среди «успевающих», развращая других возможностью получения хорошей оценки с помощью лжи и обмана. В конце концов, списывание - это обман общества, страны и государства, так как с помощью «липовых» оценок человек строит свою жизнь, карьеру, будучи невеждой. Сколько таких неучей и лгунов мы наблюдаем в повседневной жизни!

В школьном списывании яснее всего раскрываются представления детей о честности. Ученик понимает, списывая, что поступает плохо, но делает это, пытаясь мелкой ложью избавиться от необходимости совершать волевые усилия над собой для достижения определённого результата. И став взрослыми, такие дети переносят во взрослый мир извращённое понимание того, как надо учиться и жить.

Списывание и подсказки - отрицательные явления. Это признают все учебные системы мира. Действительно, списывание явно говорит о нечестности человека - с помощью лжи такой человек получает лучшие баллы, позволяющие ему занимать более высокие места в обществе. Можно сказать вполне определённо, что нечестность, приобретаемая через списывание в школе, порождает нечестность во взрослой жизни , когда человек с помощью лжи строит свою благополучную жизнь за счёт других. И тогда честность оказывается в проигрыше, что становится развращающим уроком для окружающих.

К каким же ценностным системам приобщаются дети в разных странах? Каким образом в разных странах пытаются искоренить списывание и подсказки? Каким образом воспитывается честность у молодых граждан?

В России списывание и подсказки официально осуждают и пытаются бороться с ними. Правда, почти безрезультатно - как могут успешно бороться с подсказками и списыванием люди, которые сами когда-то прошли эту же школу?

Школьниками российскими подсказки и списывание часто героизируются: «нет выше доблести, чем списать под носом учителя!» Иногда дети подсказывают из принципа «сам пропадай, а товарища выручай». Взаимовыручка, чувство локтя, чувство коллектива, чувство товарищества, дружба - всё служит российским детям для оправдания лжи списывания и подсказок. Ребята понимают, что «списывать и подсказывать нехорошо», но есть более высокие нормы, которые необходимо соблюдать в первую очередь. Российское списывание и подсказки происходят из менталитета российского, основанного на коллективизме и соборности. Здесь ложь и обман осуждаемы, но не отвергаемы, так как помогают сохранить дружбу, коллектив, общество.

Бытовая мелкая нечестность соседствует в российском обществе с честностью, которая всегда есть в людях - «помогая товарищу (подсказывая) и списывая, сам остаюсь честным и справедливым «по жизни». Такие люди считаются ценными друзьями и сотрудниками. Иногда такая честность позволяет даже сделать хорошую карьеру, так как честные люди, на которых можно положиться, всегда нужны бесчестным руководителям.

Ложь списывания и подсказки в школе представляются слишком ничтожными поступками по сравнению с дружескими отношениями с одноклассниками, по сравнению с всеобщей справедливостью, с честностью по отношению к стране и государству. В результате всё общество смотрит сквозь пальцы на эти нарушения, хотя и осуждает их формально. Со временем, по мере взросления человека, маленькая ложь списывания и подсказки становится большой ложью коррупции и других правонарушений. Но при этом всё равно остаётся ощущение дружеского единства российского общества: мы все добровольные подсказчики и «списывалки» - мелкие лгунишки - составляем его. Но при этом кто-то из нас полагает, что «надо бороться с коррупцией», кто-то борется «за честные выборы», а кто-то стал крупным лгуном, присваивая себе, так или иначе, богатства окружающих и называя это «честным бизнесом».

Нынешние борцы за честность российской избирательной системы, сами «списыватели» и подсказчики, лгут, прикрывая свои «потаённые мыслишки» хлёсткими фразами. Откуда честность будет на выборах, когда школьник не видит ничего зазорного в собственном списывании и списывании соседа за партой, подсказывает сам и пользуется подсказками друзей, отвечая на вопросы учителя? До тех пор, пока это будет продолжаться, борьба за честные выборы сама будет нечестной.

Не изменив «списывающую» ментальность наших детей, мы никогда не получим честного гражданина, мы никогда не получим честное общество. Начинать борьбу «за честные выборы» надо не с установки камер слежения на избирательных участках, а со школы. А точнее, с идеологических представлений, которые необходимо внедрить в детскую ментальность, с идеологии, которая не позволяет списывать и подсказывать . Вопрос в том, где взять такую идеологию?

По многим свидетельствам, списывание и подсказки в школах Америки и Европы распространены много реже, чем в России.

Говорят, там с детства учат детей не подсказывать и не списывать под страхом суровых наказаний. Западная система обучения направлена на выявление и поощрение самых способных и развитых детей с помощью честных экзаменов. Поэтому в школах поощряется доносительство и слежка детей друг за другом с целью недопущения списывания и подсказок.

«Каждый сам за себя» - вот принцип западного обучения. С самого раннего детства человек приучается к честной конкуренции, а честная конкуренция не может совмещаться с нечестными действиями - подсказками и списыванием. И тогда каждый ученик оказывается сам заинтересованным в том, чтобы быть честным, иначе ЕГО рейтинг понизится из-за того, что он попался на списывании; и ученик сам следит за окружающими учениками, чтобы они тоже были честными, иначе ЕГО рейтинг опять же понизится из-за нечестности других.

Такая система взаимного и само контроля направлена не на воспитание честности самой по себе, а на действительно честное ранжирование детей по способностям для участия во взрослой конкуренции ради карьеры. В результате общество получает «честных» молодых людей, привыкших всего добиваться самостоятельно своим трудом, но для которых честность - это не цель «жить по правде», а только средство в конкурентной борьбе друг с другом . Такие граждане честно участвуют в жизни своего общества и государства, оставаясь нечестными по отношению к тем, кто живёт за пределами их уютного честного мирка.

За счёт чего происходит воспитание честности у детей? Какие идейные принципы заложены в различные системы воспитания?

В сознание европейцев с детства внедряется принцип индивидуализма, когда «ты мне друг, но истина дороже». Западный, капиталистический, буржуазный индивидуализм основан на либеральной идеологии, отрицающей веру в Бога (формальная католическая вера и сверхформальный протестантизм не в счёт). На западе человек служит не Богу, а богатству, деньгам, Мамоне. Этим всё определяется.

Либеральная честность, культивируемая на западе, используется ради личного обогащения человека за счёт других, ближних и дальних. Формальная открытая честность для «внутреннего потребления» там действительно существует и именно она «пудрит мозги» российским либералам. Но открытая всему миру честность в западном обществе отнюдь не означает честность людей друг к другу в обыденной жизни - развратников и воров хватает и на «честном» западе.

И уж тем более глупо говорить о честности западной политической и финансово-экономической элиты - представители этих элит выступают по отношению к обычным людям с убеждением, что «имеют право» в силу своего положения на обман и ложь. Как часто политические и экономические деятели на западе приносят мнение общества в жертву своим амбициям и предпочтениям, начиная с отмены смертной казни для душегубов и кончая бомбардировками мирных жителей в «операциях по принуждению к миру». Честность на уровне обычной повседневной жизни, и бесчестность на высшем уровне принятия политических и экономических решений - это характеризует западный мир. И даром, что на западе «честные выборы», что все на западе голосуют честно, что честно осуществляется подсчёт голосов, если результаты голосования принципиально ничего не меняют в бесчестном обществе.

Честность в либеральном мире утилитарна, применяется только к своим, и служит лишь для избранного круга «цивилизованных» граждан. Честность в западных демократиях покупается, так как всё продаётся и покупается при капитализме. Можно с помощью денег сделать какие-то сферы относительно честными, но невозможно либеральное общество сделать честным по отношению ко всем людям планеты, так как именно за счёт грабежа и создаются богатства западного мира.

Западное богатство, позволяющее отстёгивать деньги на внутреннюю показную честность - честность внутри своих стран, основано на грабеже всех народов земли, основано на несправедливом мироустройстве, устроенном европейцами на планете. Вся «честность» западного общества базируется на тотальной нечестности его по отношению ко всем людям планеты .

Да, европейская честность позволяет проводить честные выборы, но губит природу, общество и человека. Нужна ли такая честность России?

«В России воруют» - это высказывание в большей или меньшей степени совершенно справедливо во все времена. Но при этом не надо забывать, что бесчестность в России всегда соседствует с понятием справедливости, внесённом в российскую ментальность православным христианством. Можно быть нечестными в каких-то бытовых случаях, оставаясь честными по отношению «к человечеству в целом».

Человек-вор в православном мире становится иногда героем, потому что «не щадит живота своего» ради страны, ради народа. На западе такое невозможно представить, так как там человек-вор живёт исключительно ради собственного удовольствия, ради денег, необходимых для личной комфортной жизни. И жизнь свою отдавать за что-либо западный человек не намерен, так как «живём лишь раз» - человек живёт ради удовольствий и благополучия собственного тела. В России же человек живёт ради правды и справедливости, и ворует тоже для своей комфортной жизни, но больше дорожит душой, а не телом, как на западе.

Вот почему на западе легче и удобнее жить - там честность на бытовом уровне позволяет создать комфортный и чистый мирок, люди живут здесь и сейчас, живут для себя, своего тела, для своего удовольствия. И вымирают в этом уюте из-за низкой рождаемости, потому что, именно, живут для себя, своего расслабленного блаженства, а не ради чего-то «внесвоеготелесного», не ради детей, например.

И вот почему, кстати, русская армия всегда была непобедима в столкновениях с Европой. Европейцы, такие же, как и русские, отчаянные рубаки, больше берегут своё тело, нежели душу, высшей ценностью считая земную благополучную жизнь человека, освобождённого от веры в Бога. Русские же, в соответствие с православной верой, всегда полагали высшей ценностью душу, а не тело - своё тело, свою земную жизнь можно отдать за честь и справедливость, за достоинство и свободу, за Бога и отечество.

Русская жизнь в веках всегда была не дороже правды, чести и справедливости, тогда как ничего дороже личной жизни для европейца нет. Вот почему, несмотря на прекрасный военный опыт и умение европейцев, несмотря на гигантские военные потери России в живой силе и технике, русские обычно побивали европейцев - тем нечего противопоставить самоотверженности и героизму русского солдата. Европейские опыт и знания всегда проигрывали русской православной вере в бессмертную душу.

И вот почему европейцы так ненавидят православие, справедливо считая его источником русской силы. Вот почему на протяжении многих веков либералы всех стран, включая и российских либералов, целенаправленно бьют по православию, по вере в Бога, так как путь к ликвидации России проходит только через ликвидацию национальной православной веры русских . И, похоже, в XXII веке они с этой задачей справятся.

Честность европейской цивилизации - это не российская честность.

Европейская честность - это либеральная честность, атеистическая и индивидуалистская. Честность, которая позволяет европейцам благополучно существовать за счёт угнетения остального мира, существующая за счёт привилегий, которые европейцы создали для себя, ограбив другие народы. Эта честность европейцев друг к другу куплена за счёт бесчестности европейцев по отношению к другим народам планеты. Европейская честность - это нечестность к природе земли, страдающей от бездумного капиталистического прогресса, это нечестность по отношению к людям планеты, страдающим в бедности от несправедливого мироустройства, это нечестность к самим коренным европейцам, вымирающим из-за низкой рождаемости.

Честность либерального атеиста основана исключительно на «земных способах» воспитания - это издревле известная всем система «кнута и пряника». Стукачество и доносительство в европейских школах как раз и призваны воспитать такую «честность». Но эта честность не распространяется дальше европейской общины, где действуют «кнут и пряник». Для остальных людей планеты - не европейцев - остаётся только кнут.

Цель европейской системы образования - воспитать законопослушного «честного» человека, который мог бы включиться в конкурентную борьбу «каждый сам за себя», в борьбу за европейские ценности. Эти либеральные ценности поощряют стукачество и доносительство в школе, индивидуализм и безбожие в европейском обществе, относительную честность в Евро-Америке и абсолютную бесчестность к природе земли и к народам планеты (включая самих коренных европейцев).

В школах запада честность среди детей культивируется для точного ранжирования детей. Она носит прикладной характер. Дети могут быть нечестными по жизни, но никогда не будут списывать, так как это чревато понижением их рейтинга, следовательно, торможением в карьере. Честность на западе ущербная, частичная, прикладная - честность для рейтинга, для карьеры, честность на продажу .

Российская честность - это нечто среднее между атеистическим «Кодексом строителя коммунизма» и православной христианской нравственностью.

В советской школе, в коммунистической системе ценностей, исключавшей религию и Бога, честность провозглашалась ценностью самой по себе , безотносительно к чему-либо. Просто надо всегда было быть честным в жизни. А почему собственно? Для чего нужна честность, если с помощью обмана, с помощью списывания и подсказок можно достичь тех же результатов, и даже больших, не утруждая себя трудом учёбы? Этот вопрос, в конце концов, и погубил великий Советский Союз.

Коммунистическая (атеистическая) идеология, не может ответить на «простой» вопрос: почему надо жить честно. Как не может ответить на этот же вопрос либеральная (атеистическая) идеология, основанная в эпоху Возрождения как отказ от веры в Бога. Потому что атеизм не в силах обосновать необходимость честности, также как не может обосновать вообще что-либо, поскольку отказ от Бога - это отказ от критерия истины . А потеряв истину, человек попадает в ситуацию полной относительности, когда «всё можно», когда «человек должен быть толерантным ко всему», когда любые извращения имеют равное право на существование с целомудрием.

«Человеку разумному» невозможно всегда и всюду оставаться абсолютно честным. Следовательно, человек вынужден использовать какой-то критерий, определяющий, что есть истина, с помощью которого можно дозировать правду и ложь в общении с разными людьми. Но такой критерий, чётко разделяющий истину и ложь, возможен только с верой в Бога . И если такой критерий отсутствует, как в атеистических странах либеральной диктатуры, то его место занимают различные «условные критерии», какие каждый человек для себя может выдумать сколько угодно.

Современный либеральный атеистический мир демонстрирует полное торжество относительности, когда невозможно определить, где правда, а где ложь, так как нет истины, потому что нет Бога. Вот почему россиянам порой трудно понять мотивы политики стран североатлантической либеральной цивилизации - для нас правда и ложь ещё не успели стать одинаково достойными понятиями. У русских ещё не вычистилась из ментальности божественная нравственность, привитая тысячелетием православия, определяющая правду, честность и справедливость.

И очень часто североатлантическая политика ставит россиян в тупик: как же так - при таком, на словах, человеколюбии, при такой красоте и чистоте Евро-Америки, европейские дела оказываются беспощадно кровавыми. Как совмещаются проповеди о гуманизме с насилием по навязыванию демократии в «отсталые» страны? Это лицемерие и есть результат воспитания европейцев в системе атеистических либеральных ценностей. В этом и заключается европейская честность.

Так чего же мы хотим? Честных выпускников школ - атеистов и индивидуалистов, как на западе, честных выборов и бесчестного правления? Или «списывателей» и подсказчиков, мелких воришек, разоряющих Россию, и одновременно «борцов за справедливость»? Как совместить европейскую честность с российской? Как, например, оправдать стукачество и доносительство детей друг на друга? Возможно ли без стукачества и доносительства избавиться от списывания и подсказок?

Россия идёт сейчас по стопам либерализма и россияне, также как когда-то европейцы, постепенно теряют веру в Бога, отучаются от божественной нравственности, теряют понимание правды и лжи. Однако, россияне ещё продолжают, по православной традиции, считать стукачество и доносительство нечестным и недопустимыми, что несовместимо с капиталистической рейтинговой системой оценки учащихся.

В России пока, из-за православного мировосприятия, въевшегося в гены российской ментальности, люди ещё не приучились совсем жить ради денег (хотя во многом этот путь уже пройден). Но по мере отказа от православной веры, от веры в Бога вообще, по мере либерализации России, российское общество будет постепенно становиться внешне по-европейски чище и честнее. И конечным итогом избавления России от нечестности по либеральным рецептам будут стукачество и доносительство учеников друг на друга, «как в Европе», честные выборы... и полное вымирание русских из-за низкой рождаемости, и далее - распад и уничтожение России.

Итак, есть только два пути воспитания честности.

Либо, продолжая либеральное развитие, постепенно перенимать европейские безбожные ценности и методы, воспитывая «честность для конкуренции».

Если мы хотим жить честно, утверждают русские либералы, «как на западе», тогда нам следует полностью перенять западные ценности, следующие из либеральной идеологии. Надо воспитывать детей в атеистической вере поклонения деньгам и богатству. Надо поощрять в детях индивидуализм, доносительство и стукачество. И тогда мы войдём в «царствие небесное европейской свободы и благополучия», и тогда у нас будут честные выборы. И тогда глупо сейчас протестовать против ювенальной юстиции, педофилии и скотоложества. Следует немедленно снять все ограничения на любые извращения, чтобы стать по-европейски демократической и свободной страной.

Либо надо действительно возвращаться к Богу, к православной христианской вере в полном объёме, воспитывая в молодом поколении подлинную честность.

Подлинная честность может быть только у действительно верующего в Бога человека , так как именно «Господь создал всех людей равными», а значит, ко всем людям надо обращаться с правдой. Честность действительно православного человека не допускает лжи между людьми, что автоматически исключает списывание и подсказки, несправедливость и притеснения. «Жить не по лжи» - это жить с Богом в сердце. Такой человек не допустит обмана ни на выборах, ни в бизнесе, ни в политике (и тогда политика, освободившись от атеизма, перестанет, наконец, быть «грязным делом»).

Да, путь действительного избавления от нечестности, от списывания и подсказок существует и лишь один единственный: надо дать детям веру в Бога, приобщить их к нравственности Христа . И тогда Бог в душе человека не позволит ему лгать, списывать и подсказывать. Тогда не ради единоличного обогащения, не ради выигрыша в конкурентной борьбе будет процветать в школах честность, а ради спасения души, ради высшей правды и справедливости. Это и будет подлинная честность, вызванная не опасением людского наказания, не боязнью конкуренции, а свободным выбором верующего в Бога человека. И только на основе такой честности возможно воскресение России для благополучной жизни на земле, как, впрочем, и всего мира.

Без возвращения Бога в систему образования народа, в России никогда не будут «честные выборы», а скоро не будет и самой России.

Конспект проведения занятия по речевому развитию с детьми старшей группы.

Тема: «Беседа о честности и правдивости».

Цель и задачи: Уточнить представления детей о честности и правдивости, формировать правильное представление об этих качествах. Подвести к правильной оценке поступков литературных героев, учить отвечать за свои поступки, способствовать приобретению этих нравственных качеств.

Воспитывать чувство ответственности, сопереживания, сочувствия, доброту.

Учить связано и последовательно излагать свои мысли, делать обобщение, давать свои суждения, развивать речевую активность, грамотность речи, развивать монологическую речь.

Активизация словаря: ложь, неправда, трусость, чуткость, честность, биография, колхоз.

Предварительная работа: Чтение произведений о честности: «Косточка», «Лгун» Л. Толстого, «Почему?», «Что легче?» Осеевой; разучивание пословиц о правде, беда о правильных и нечестных поступках своих и товарищей.

Материал и оборудование: книга «Огурцы» Н. Носова, подготовка вопросов по содержание произведения, портрет писателя, мольберт, небольшая выставка книг Н. Носова.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, садитесь поближе. Сегодня у нас занятие на серьёзную тему. Думаю, что для каждого человека она важна.

Поговорим сегодня о честности и правдивости. Как вы понимаете, что такое честность?

Воспитатель: Правильно. Честность – это умение говорить правду, не обманывать родителей, взрослых, друзей, просто людей.

Говорить правду даже в пустяках. Ложь вырвется и станет стыдно. «Кто вчера солгал, тому завтра не поверят» - гласит народная мудрость. Пожалуй, это страшно.

Давайте, ребята, вспомним литературные произведения, которые прочитали.

Дети: Рассказ «Косточка».

Воспитатель: Напомните, какой поступок совершил Ваня.

Воспитатель: За свой поступок Ване стало стыдно до слёз. Да он ещё и струсил, узнав, что от косточки можно умереть. Назовите ещё рассказ.

Дети: Рассказ «Лгун».

Воспитатель: Какой конец этого рассказа?

Воспитатель: Вот видите, что из-за лжи может случиться. Ложь – это зло. Какой рассказ написала Осеева?

Дети: Рассказ «Что легче?»

Воспитатель: Поговорим о героях этого рассказа.

Воспитатель: Какой мальчик поступил правильно? Был ли он за это наказан?

Воспитатель: Верно. Второй мальчик так и сказал: «А я правду скажу, правду всегда легче сказать потому, что она, правда, и придумывать ничего не надо».

Давай сейчас отдохнём с хороводом «Ворон».

Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с новым произведением. Может кто – то его и слышал, но он поучителен, поэтому будьте внимательны, мы будем беседовать о поступках мальчикаов. А сейчас послушайте биографию детского писателя.

Показ портрета писателя.

Воспитатель: Николай Николаевич Носов родился на Украине в семье киноактёра. Когда вырос, Николай Николаевич сначала работал режиссёром, ставил мультфильмы, а затем стал писать для детей. Ему нравились мальчишки и девчонки, и ему хотелось писать не только яркие и весёлые истории, но и чтобы дети научились видеть хорошее и исправлять плохое: уважать друг друга, дружить, исправляли бы свои ошибки, делали правильные поступки…

Сегодня один из его рассказов на книжной полке.

Выразительное чтение рассказа «Огурцы» Н. Носова.

Вопросы по содержанию:

1. Как называется произведение?

3. Что случилось с мальчиками? (зашли на колхозный огород, нарвали огурцов).

4. Почему Павлик отдал огурцы Котьке? (Побоялся, что ему попадёт).

5. Каким оказался Павлик? (Трус, поступил нечестно).

6. Как встретила Котьку мама? (Чтобы он не выгружал огурцы, а отнёс их обратно).

7. Почему Котька сразу не согласился отнести огурцы? (Испугался. Ночь. У дедушки было ружьё).

8. Как сказала мама своему сыну? (Пусть лучше у меня не будет сына, чем сын – вор).

9. Хватило ли храбрости у Котьки признаться в своём поступке? (Да. Он всё рассказал дедушке – сторожу, сумел ночью дойти до огорода, не побоялся).

10. Как отнёсся дедушка к признанию мальчика? (Он объяснил, что так нельзя делать).

11. Что сказал сторож о съеденном огурце? (Дедушка понял, что мальчик осознал свой поступок, что съеденный огурец будет считаться подаренным).

12. Какой был дедушка? (Мудрый).

Чтение отрывка (…остановился, закричал: «Дедушка, а как будет считаться украл я съеденный огурец….. на душе у Котьки было радостно…).

Воспитатель: Вот видите, как легко стало Котьке и радостно на душе, что он сумел признаться в своём нечестном поступке, как нашёл в себе силы сказать правду даже тогда, когда ему было стыдно, страшно, неприятно.

А что сделали бы вы, окажись, на месте Котьки?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы всегда говорите правду? Вспомните случаи нечестности в вашей жизни. Можно сейчас вот как раз признаться в этом.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о честности и правдивости, мудрые народные слова.

Дети: Правда светлее солнца.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

С правдой весь свет обойдёшь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Воспитатель: Верно. Понравилось вам, ребята, вот так при всех сознаться в своих нечестных поступках, как будто сбросить тяжёлый груз с души…

Воспитатель: И это дорого стоит! Каждый из вас должен стремиться быть честным, ведь это достойное качества человека. Желаю вам не хитрить и объяснять свои неверные поступки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 г. Лениногорска»

муниципального образования « Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Конспект совместной деятельности с детьми направлено на формирование представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе, о таких понятиях, как «честность», «совесть», «порядочность» и противоположных им понятий «обман», «корысть».

Тема: Поговорим о честности .

ВВоспитатель:

г. Лениногорск 2017г.

Тема: Поговорим о честности.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация.

Цель: Закрепить понятия: добро, честность, отзывчивость, бескорыстие. Формировать понятия «хорошо – плохо», что такое ложь. Коррекция связной речи, развитие слухового внимания, фонематических процессов, формировать умение самостоятельно строить свои высказывания, фразу, согласовывая слова в предложении. Воспитывать желания быть добрым, честным, отзывчивым, бескорыстным человеко

Задачи:

Формировать представления о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи);

Способствовать развитию связной речи, активизации словаря посредством инсценировок;

Способствовать формированию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявление у детей любознательности, знание детьми правил этикета и культуры поведения в обществе, умение работать в коллективе.

Предварительная работа.

1. Чтение-обсуждение рассказа: Л. Толстой «Косточка»

2. Беседы: «Честность», «Правдивость».

4. Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.

Материалы и оборудование: Учебно-методический комплект

для специалистов дошкольного образования и родителей: «Пословицы и поговорки (стр. 8), чтение корейской сказки «Честный мальчик», (стр. 10) и организации бесед с детьми из рабочей тетради по формированию антикоррупционного мировоззрения детей старшего дошкольного возраста задание № 5 « Честный мальчик», плоскостное изображение сердца; разноцветные квадратики по количеству детей, клей, плакат с изображением солнца.

Ход

1. Ритуал приветствия «Доброе утро». Предложить детям встать в круг, взяться за руки и вместе сказать: «Доброе утро!» шепотом, обычным голосом, прокричать.

2. Беседа «Честность»

Что такое честность? Трудно ли быть честным? Что вы испытываете, когда вас обманывают? Приходилось ли вам обманывать? Что вы при этом чувствовали?

3. Послушайте пожалуйста пословицы и поговорки о честности.

    Честное здравствование сердцу на радость.

    Честных почитай, а гордых презирай.

    Честное дело не таится.

    Честный спит крепче.

    Не в силе честность, а в правде.

    Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

    Честность всего дороже.

    Где правда, там и счастье.

    Раз солгал – навек лгуном стал.

    Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.

    У лжи короткие ножки.

    Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Честные глаза вбок не глядят.

4. Игра «Сердечко честности». Дети встают в круг и получают от воспитателя по одному цветному квадратику. Педагог дает одному из детей вырезанное «сердечко честности», разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший сердечко, рассказывает о своем честном поступке, а затем наклеивает цветной квадратик в клеточку. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе «рождается сердечко честности»

Ребята, какое качество человека противоположно честности? (Обман, ложь)

Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла с мальчиком.

5. Зачитывание детям сказки « Честный мальчик».

Вопросы и задания к сказке:

- Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что

золотой или серебряный топоры принадлежат ему?

- Кем был старик из озера, и почему он решил испытать

мальчика на честность?

- Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала

вам в трудную минуту?

- Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который

хочет стать честным? Например: когда хочется кого-то обмануть,

надо вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть на

себя в зеркало и говорить самому себе правду и т.д.

56 А теперь я вам предлагаю поработать на листочках, соединив ли-

нией изображение мальчика с правильным, по вашему мнению.

6. Беседа с детьми по итогам выполнения задания.

Итог.

Воспитатель показывает детям «Солнышко правдивости» без лучиков, вешает его на доску и обращается к детям, что если им захочется кого-нибудь обмануть они должны вспомнить о солнышке и стараться поступить честно. Затем вместо обмана нарисовать солнышку лучик.

В конце недели можно посчитать по солнечным лучикам, сколько раз Солнышко правдивости помогло детям быть честны ми.

— Я не ломал эту машинку! Она сломалась сама!

— Я не брал мороженое из холодильника! Наверное, это сестренка его съела!

— Я не сделал домашнее задание потому, что не знал, что нам задавали!

Подобных примеров можно привести величайшее множество. В основе их всех лежит попытка ребенка сознательно ввести в заблуждение родителей с целью получения собственной выгоды. Удивляет то, что уже в таком раннем возрасте дети совершенно четко понимают как можно обхитрить родителей, какие аргументы можно привести в свое оправдание. С годами тактика лжи усложняется, аргументы и оправдания становятся все правдоподобнее, а ложь все утонченнее. Интуитивное чувствование опасности наказания включает в детском сознании неведомые механизмы, нередко заставляющие родителей поверить в ложь. Накопленный опыт удавшегося обмана делает неправду безотказным оружием, пускаемым в ход в случае необходимости.

Для лгущих детей в возрасте до пяти лет многие родители делают скидку на их возраст: считается, что в таком возрасте ложь еще не возможна как осмысленное деяние. Психологи предлагают нам не волноваться, утверждая, что детская ложь не представляет опасности, так как является попыткой выражения собственных фантазий ребенка, не умеющего отличить фантазии от действительности. Тем не менее, этот возраст — то время, когда дети активно "нащупывают" разные способы "сделать жизнь легче". В эти годы у ребенка появляется круг обязанностей и запретов, на которые он должен обращать внимание, соответственно возрастает потребность в способах "упрощения жизни". Наблюдения говорят, что чем больше требований предъявляются к малышу, тем больше вероятности обмана с его стороны. Но действительно ли это настолько безопасно? Что если ложь становится регулярной? Как отличить "детскую ложь" от уже недетской? Что такое ложь вообще? Как, в конце концов, вырастить честного человека? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Что такое ложь?

Прежде чем рассуждать о неправде со стороны детей, следует несколько слов сказать о лжи вообще. Понимая природу лжи как таковой, мы будем способны понять ее в детском исполнении.

Говоря простым языком, ложь — это заявление, не соответствующее действительности, произносимое с целью получения какой-либо выгоды. Почти всегда ложь вызывает чувство опасения и осуждения совести. Особенность лжи в том, что она всегда вступает в диссонанс с врожденным чувством правды: мы можем почувствовать ложь других, мы чувствуем себя дискомфортно, когда сами говорим неправду. Но следует сказать, что практика лжи вырабатывает в нас определенный навык и делает обман автоматическим. Есть люди, которые "врут как по написанному", совершенно не испытывая никаких угрызений совести, не боясь разоблачения, но, напротив, получают удовольствие от обмана. Здесь можно вспомнить интересную иллюстрацию: некто сказал, что совесть — это такой треугольник с острыми углами, находящийся в нашей груди. Когда мы совершаем плохие поступки (в том числе лжем), этот треугольник начинает вращаться, причиняя нам боль. Но если долгое время не обращать внимания на его вращение, углы треугольника постепенно стачиваются, совесть превращается в диск и может вращаться сколько угодно, не причиняя страданий. Это, конечно, иносказание, но действительно есть о чем задуматься. Практика осознанных бессовестных поступков заглушает голос совести, оставляя нашему естеству все меньше и меньше человеческого, позволяя животным инстинктам занимать ведущие позиции в нашей жизни.

Мотивацию лжи можно искать во многих аспектах человеческого естества:

  • в страхе перед наказанием,
  • в лени,
  • в попытке избежать трудности,
  • в дурном примере и т.д.

Здесь следует отметить, что ложь всегда является ложью: выражена ли она вербально (вслух, в каком-либо утверждении или отрицании), или же в безмолвии в тот момент, когда следовало бы говорить в полный голос. Дети и взрослые не имеют различия в побуждениях к неправде: и у детей и у взрослых можно наблюдать все перечисленные выше побудительные мотивы неправды. Отличия лишь в масштабах неправды и в способности скрывать неправду. Вспоминается история о том, как старшая сестра разоблачала ложь своего пятилетнего брата, просто глядя ему в глаза. Ребенок не мог выдержать прямого взгляда и сознавался в обмане. К сожалению, с возрастом все меняется, и простым взглядом уже не обойтись.

Ложь можно смело назвать вредной привычкой, формирующейся со временем. И для искоренения этой вредной привычки, как и любой другой, требуется время и усилия.

Существует ли "святая ложь"?

Распространено мнение о том, что неправда, в зависимости от ситуаций, может быть не таким уж плохим делом. Например, тяжело больному человеку говорят не тот диагноз, который есть на самом деле, во избежание переживаний и ухудшения состояния здоровья. Считается, что ложь оправдана в соответствии с принципом "цель оправдывает средства". Итак, может ли ложь ради благого дела быть оправдана?

Кто-кто сказал, что неправда может стать всеобщей, но святой она не будет никогда. По крайней мере, это заявление справедливо по отношению родителей, говорящих детям неправду как бы "для благих целей". Вспомните, как часто детей пугают различными страшилками для того, чтобы облегчить процесс воспитания. Зачастую детям обещают подарок, чтобы добиться их расположения, но когда дело доходит до исполнения обещания, родители умышленно "забывают" обо всех посулах. Кто не говорил детям, что занят и не может с ними поиграть, а вместо этого проводил время в телефонном общении или "висел" в Интернете? Такая "святая ложь" — нисколько не святая. Это — грубое и эгоистичное манипулирование детской волей, подающее дурной пример. Опасность такого подхода состоит в том, что дети быстро разгадывают этот подход и мгновенно его усваивают. Не нужно удивляться, если ребенок будет обманывать вас, исходя из своих собственных "благих" целей.

Шутка и ложь — где границы?

Нередко можно наблюдать следующее: человека вводят в заблуждение, говоря искаженную информацию (типа: "у тебя спина в муке"), а затем, когда человек реагирует на это заявление, все дружно хором смеются, считая, что шутка удалась. Где же граница между шуткой и ложью? Есть ли опасность в этой практике во взаимоотношениях с детьми?

Всякая шутка подразумевает наличие, по крайней мере, двух вещей:

  • чувства юмора у шутника и "жертвы", которое позволило бы правильно понять розыгрыш;
  • добрых дружеских отношений между сторонами, дающих основание подобным действиям.

Взрослые, неоднократно в своей жизни пережившие розыгрыши и шутки со стороны друзей, имеют некий "иммунитет" и переносят шутки нормально (если только это не совсем уж глупые шутки). Дети, в отличие от взрослых, такого не имеют. Они всякое сообщение будут воспринимать за чистую монету. Поэтому в присутствии детей нужно умело пользоваться этими инструментами построения отношений (шутками, розыгрышами и т.д.) чтобы не поселить в детском разуме сомнение в вашей честности.

Честность — активная позиция

Что значит быть честным? Значит ли это только не говорить неправду? Нет, не только. Также как быть добрым — не только не делать злых поступков, быть честным — не только не лгать. Честность — это жизненная позиция человека, его отношение и восприятие реальности. Честность — набор принципов, формирующих моральный облик человека.

Проблема в том, что мы часто пытаемся вписаться в рамки общепринятых норм честности, не являясь внутренне честными людьми. Это значит, что мы можем предъявлять высокие требования только к действиям и поступкам, но не заботиться об атмосфере в семье. Другими словами, мы будем делать вид честных людей, будучи внутренне всегда готовыми на неправду. Это состояние легко проверить в кризисных ситуациях, когда принципы человека проходят экзамен. К примеру, если я считаю себя честным человеком, готов ли я при любых обстоятельствах не давать взятку инспектору ДПС? Если не готов отстаивать свои позиции либо готов до определенных границ, то это и есть степень моей жизненной позиции. В Библии есть прекрасное заявление на этот счет: "Честный и мыслит о честном, и твердо стоит во всем, что честно" (Книга Исаии, 32 гл.). Заметим здесь две ступени активной позиции: мыслит и стоит. По-видимому, второе без первого не представляется возможным.

Для того чтобы дети не учились лгать нам, нужно иметь в семье атмосферу честности. Нужно, чтобы они понимали, что ложь — явление, органически чуждое вашей семье. Что вы не только боретесь с поступками, но образ и ваш образ мыслей не допускает нечестности. Если между супругами не будет отношений открытости, доверия, правдивости, детей бесполезно принуждать и наказывать. Они неосознанно стремятся быть похожими на родителей.

Практические шаги к воспитанию честного ребенка

Итак, необходимо направить свои усилия не на преодоление порока, а на не допущение его появления. Вот несколько советов, что нужно сделать для воспитания честности у ребенка.

  • Никогда, ни при каких обстоятельствах не обманывайте ребенка. Даже если вам кажется, что это так необходимо в данной ситуации.
  • Открыто выражайте свою позицию по отношению к неправде.
  • Не создавайте в семье атмосферу полицейского государства: за малейший проступок — наказание. Наблюдения показывают, что именно в такой обстановке дети врут гораздо чаще, чем в семьях, где доверие и любовь стоят на первом месте.
  • Популяризуйте честность. Пусть дети читают книги, смотрят мультфильмы, слушают аудиорассказы, в которых правда всегда побеждает. Прежде чем включить новый мультик, "пролистайте" его и попытайтесь понять: а что же он проповедует? Вклад в формирование каких ценностей внесет этот видематериал? Помните, что книги, аудио-, видеопродукция — это инструменты формирования личности.
  • Беседуйте с детьми на тему честности. Не уклоняйтесь от ответов на их вопросы. Не думайте, что все состоится само собой: воспитание — активный процесс.
  • Не обманывайте супруга. Этим вы дадите для детей основу подражания вам как родителям.

Владимир Ворожцов

Цель урока:

  1. Объяснить истинное понятие слова «честность».
  2. Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни.
  3. Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.

«Величайшая обида, которую можно причинить
честному человеку, – это заподозрить его в нечестном.»
/Вильям Шекспир/ (Слайд 2)

Учитель: Сегодня мы попробуем с вами быть искренними в исследования понятия «честность». Казалось бы – что проще? Однако так часто приходится возвращаться к вопросам, связанным с честностью в поведении, в ответах на поставленные вопросы.

I. Ребята, а как вы понимаете смысл понятия «честность»? (Слайд 3)

Ученики:

  1. Говорить правду, независимо от того, что она обрадует или огорчит собеседника.
  2. Жизнь преподносит разные ситуации, и я не всегда говорю правду.
  3. Это жизнь со спокойной совестью.

II. А может ли быть сопоставимой честность и чуткость?

Ученики:

  1. Думаю, что да.
  2. Думаю, что не бывает грубой честности и чуткой, правда – значит правда и нечего юлить.
  3. А я считаю, что нет. Зачем говорить заике, что у него плохая дикция. Ведь это хоть и правда, но не зависит от человека и может его ранить.
  4. Надо сказать правду, подготовив к этому вопросу человека, тогда и обид не будет.

(Слайд 4) Учитель:

Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.

  1. Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств. Например, говорите: «Я обеспокоен твоими проблемами», вместо: «Ты меня достал со своими проблемами».
  2. Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготовьте человека.

III. Как себя чувствуешь, когда тебе лгут? (Слайд 5)

Ученики:

  1. Оскорбленной.
  2. Некомфортно.
  3. Пропадает доверие к человеку.
  4. Появляется чувство обиды.

IV. А бывает ли «невинная ложь»? (Слайд 6)

Ученики:

  1. Конечно, бывает, в мелочах.
  2. Можно соврать, чтобы не огорчать человека, но потом часто узнают о правде и тогда…
  3. Это незначительная ложь, но она иногда перерастает в крупную.
  4. Но ведь это же неправда и может ввести в заблуждение.

(Слайд 7) Учитель:

Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме.

Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.

Некоторые воспринимают прямоту легче другие – труднее. Предлагаем вам некоторые практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми:

  1. Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств. Например, говорите: «Я обеспокоен твоими проблемами», вместо: «Ты меня достал со своими проблемами».
  2. Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготавливайте человека.
  3. Как можно скорее избавьтесь от прошлой лжи. Признайтесь другому человеку в своей не правоте, скажите, что вы цените ваши отношения и хотите их сохранить.

V. Как вы думаете, что значит быть честным перед собой?

Ученики:

  1. Всегда и везде говорить правду.
  2. Не врать самому себе.
  3. Это когда ты не врешь себе, своим чувствам, когда твоя совесть чиста.

VI. А как тогда понимать «самообман»?

Ученики:

  1. Это когда человек нечестен перед собой.
  2. Когда сам себя обманываешь.
  3. Внушение себе желаемого за действительное.

VII. Давайте с вами разберем некоторые ситуации. (Слайд 8)

Ситуация 1.

Учитель: Классный руководитель собирает ваши дневники, чтобы проверить, все ли оценки, полученные вами за неделю, выставлены в дневник. И неоднократны случаи, когда некоторые из вас говорят, что забыли в надежде, что учитель и сам завтра забудет об этом факте. Как расценивать этот факт?

В классе тишина.

Ситуация 2.

Учитель: Воспользовавшись хорошим знанием интернета, некоторые умудряются находить решение письменной работы там и спокойно переносить найденное в тетрадь. Как посмотреть на это?

Ученики:

  1. Ну, переписал и хорошо, главное, чтобы дома не ругали.
  2. Стыдно, когда заметит учитель.
  3. Совесть, конечно, мучает, но так хочется получить хорошую оценку.

Учитель: Вы помните, что на первом уроке при нашем знакомстве с вами я сказала, что вменяю в обязательность три способа общения: не врать, не воровать и не выражаться нецензурными словами. И вы приняли мое условие все единогласно. А сейчас я буду приводить факты из нашей классной жизни, изменив имена. Давайте обсудим их.

  1. Володя списал у соседки по парте задание и,подняв руку, ответил по нему. Учитель заметил, что у соседки записано то же. Девочку обвинили в списывании, а мальчик промолчал. В результате он получил 5, а соседка 2. Допустимо ли такое?
  2. Витя решил уйти с уроков. Умудрился пройти без регистрации через турникет. Классный руководитель стала искать его. Каков же был ужас, когда выяснилось, что ученик неизвестно куда исчез, т.к. он даже мобильник выключил. Обстановка прояснилась в 16 часов, когда удалось связаться с дедушкой мальчика. А чем компенсировать переживания отвечающего за его здоровье в учебное время классного руководителя?
  3. После самостоятельной работы к учителю подошли две девочки и сказали, что им поставили тройки за работу, а 4 девочки получили пятерки, списав решение из интернета через мобильник. В результате воспользовавшиеся интернетом начали каждодневно издеваться над теми, кто сказал правду. Так кто же поступил нечестно?

(После непродолжительной тишины ребята начинают обсуждать перечисленные поступки. И это хорошо, значит доброе зерно не засохло в душах.)

VIII. Перед вами несколько вопросов. Как бы вы ответили на них? (Слайд 9)

  1. Друг пригласил Вас в гости. Вы не хотите идти, но у Вас нет повода отказаться. Скажете ли Вы: «Я бы с удовольствием пошел, но у меня сильно болит голова»?
  2. Вы покупаете продукты, и кассир дает Вам лишние деньги в виде сдачи. Вернете ли Вы их?
  3. Раздается звонок и выясняется, что это звонит человек, с которым Вы не хотите говорить. Попросите ли Вы маму сказать, что Вас нет дома?
  4. Ваша лучшая подруга сделала новую прическу, которая, по-Вашему, ей совершенно не идет. Скажете ли Вы ей, что она Вам нравится?
  5. Вы обещали провести субботний вечер с друзьями. Но за несколько часов до этого кто-то другой приглашает пойти на мероприятие, которое Вам очень нравится. Скажете ли Вы друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы использовать время по своему желанию, а не обещанию?
  6. Вы потратили сдачу от денег, которые дала мама на покупку продуктов, на какую-то вещичку, подумав, что мама все равно же не заметит.
  7. Вы хотите задержаться у друга и прийти домой позже, чем просили родители. «Я просто скажу им, что автобусы плохо ходят, и мы застряли в пробке. Они всегда верят мне, и я ведь не собираюсь делать ничего плохого, просто им так будет спокойнее».
  8. «Я расскажу Вере о Любиных проблемах. А что в этом плохого? Может она и сама уже рассказала».
  9. Вы нашли мобильник. Обрадуетесь находке, присвоив ее, или попытаетесь найти хозяина?

Учитель: Не отвечайте вслух, ответьте своей совести.

IX. Крылатые слова о честности.

  • Ближе всего к великому стоит честность. /Виктор Гюго/
  • Честный человек душой возвышен, поэтому его счастье глубоко и неизбывно. На всех делах его лежит печать свободы. /ХунЦзычен/
  • Честность умирает, когда продается. /Жорж Санд/
  • Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. /Сократ/
  • Истинно честен тот, кто всегда спрашивает себя, достаточно ли он честен. /Плавт/
  • Мудрость дороже золота, но честность, справедливость и достоинство важнее всякой мудрости. /Али Апшерони/
  • Не говори дурно об отсутствующих, ибо это бесчестно. /Джорж Вашингтон /

X. Живые примеры. (Слайд 10)

1. Полиция Нижнеудинска отметила школьников за честность и порядочность.

Накануне в средней школе N10 города Нижнеудинска состоялась необычная торжественная линейка. На ней сотрудники местного отдела полиции вручили трем ученикам 5 и 6 классов Сергею Борисову, Андрею Сидорову и Вадиму Джафарову памятные подарки и благодарственные письма «За честность, порядочность и гражданскую сознательность».
Незадолго до этих событий подростки, гуляя в парке, нашли три сотовых телефона. «Конечно, - говорят ребята, - был большой соблазн оставить мобильники себе, но мы решили поступить иначе».
Друзья принесли телефоны в дежурную часть полиции ОМВД по Нижнеудинскому району Иркутской области и рассказали, где и при каких обстоятельствах их обнаружили. Вскоре полицейские установили законных владельцев телефонов и передали им, как считали хозяева, безвозвратно потерянные дорогостоящие мобильные аппараты. А трое друзей, получив подарки и грамоты из рук офицеров полиции, почувствовали себя героями дня.

2. Кировский школьник сдал экзамен на честность. (Слайд 11)

Важный экзамен пришлось сдать кировским школьникам – это экзамен на честность и порядочность.

В период работы электронных проездных в «тестовом режиме» было принято решение выдавать школьникам карты централизовано в школах. Однако, до этого некоторые родители успели получить электронную карту в «ЦДС». Таким образом, у некоторых детей оказалось по две карты, а у других – ни одной.

Ученик 3 «Б» класса школы №31 Никита Шевченко первым вернул вторую карту обратно. «Просто я подумал, что кому-то не хватит, - объясняет мальчик, - поэтому мы с папой отдали одну карту на ЦДС».

Конечно, кто-то может сказать: «Подумаешь, какое дело – вернул какую-то карточку. Мелочь какая-то». Но из таких мелочей некоторые дети остались без карт.

Директор «ЦДС» Д.Г.Никулин и директор ООО «Электронный проездной» лично поблагодарили Никиту Шевченко за благородный поступок и вручили ему в подарок электронную книгу.

«Спасибо тебе, Никита, за честность, - сказал Дмитрий Георгиевич. – Ты поступил как настоящий мужчина. Оставайся таким же и показывай пример своим одноклассникам».

3. Абсолютно непонятыми своими сверстниками остались два австрийских подростка, которые сдали в бюро находок около десяти тысяч евро наличными. Столь немалую сумму школьники обнаружили во время поездки на экскурсию с классом. По словам работников бюро находок, это первый случай в их практике, когда им приносят деньги. И если в течение года владелец потерянных десяти тысяч не объявится, то молодые люди с чистой душой смогут забрать их себе. Впрочем, этот пример бескорыстности меркнет на фоне поступка немецкого военнослужащего, примерно в то же время нашедшего и вернувшего инкассаторам три чемодана с миллионом евро, которые были потеряны на дороге.

XI. Так что же такое «честность»?

Это согласие между мыслями и убеждениями человека и его словами и поступками. Честность мысли – это желание следовать фактам, не скрывая и не искажая их, и не делая выводов на основании ложных сведений. Честность поступков включает точность в денежных делах, искренность во взаимоотношениях.

А вот как дается определение честности в Википедии (Слайд 12):

«Честность – избегание обмана, и в частности мошенничества, в отношениях с другими людьми. По сравнению с правдивостью, понятие честности подчеркивает отсутствие корыстных мотивов дезинформации и вместе с тем снисходительней относится к непредумышленному введению в заблуждение, т.е. человек может оставаться честным, если сообщает другому неправду, в которую верит сам.

Честность – это выдающееся качество, проникающее в самую глубину человеческой сущности. Честность (или отсутствие ее) будет отчетливо проявляться в каждом вашем слове и поступке. Честность, твердость характера, незапятнанная репутация и уважение тесно взаимосвязаны и идут рука об руку по пути к выдающемуся успеху».

Учитель: Так в чем же преимущество честности?

Ученики приводят свои аргументы.

XII. Подведем итоги. (Слайд 13)

Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.

Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.

Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.

Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.

Пусть честность станет вашим спутником по жизни и даст возможность получить уважение и понимание окружающих и ведет вас к успеху! (Слайд 14)