Что важно знать родителям подростков. Фундаментальные исследования

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

Подростковый возраст - период от 11-12 до 14-15 лет - зачастую называют переходным, критическим, переломным. Меняется внутренняя позиция подростка: совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, по-новому начинает относиться к себе, меняются его оценки, отношение к семье, школе, сверстникам. Все это и обусловливает новую социальную ситуацию.

Период ускорения физического развития и полового созревания называют пубертатным периодом. Происходит, заметное:

Увеличение скорости роста,

Повышение количества жировых отложений и мышечной массы,

Быстрое развитие репродуктивных органов, -появление вторичных половых признаков,

Изменения происходят во всех органах и системах организма.

Как правило, у мальчиков пик физического развития приходится на 14 лет, у девочек пик физического развития приходится на 11 лет 8 месяцев.

Изменения в организме повышают интерес к своей внешности. Мальчики обычно озабочены низким ростом и недостаточным развитием мускулатуры, а девочки - излишним весом и высоким ростом.

Морфофункциональные изменения в организме подростков пробуждают в них интерес к представителям противоположного пола, желание нравиться, новые интересы, потребности, влечения, происходит развитие сексуальных установок и сексуального поведения. Подростки много говорят и думают о сексе.

Необходимо помочь подростку принять свой новый образ физического «Я», поэтому от взрослых требуется:

Понимание,

Терпимость,

Тактичность;

Подросток должен чувствовать, что его любят, что он красивый. Чувство взрослости - центральное новообразование этого периода.

Однако и физически, и психологически, и социально он еще не может быть полностью самостоятельным, действительно взрослым.

По поводу ведущей деятельности подростков взгляды отечественных психологов расходятся:

1) ведущей деятельностью продолжает оставаться учение (Л.И. Божович), 1 2) ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение (Д. Б. Эльконин),

3) общественно-полезная деятельность (Д.И. Фельдштейн).

Когнитивное развитие

Наиболее значимые сдвиги в когнитивном развитии подростков происходят в сфере мышления. Подростки способны оперировать абстрактными понятиями, рассуждать в чисто словесном плане, выдвигать гипотезы и предположения, строить прогнозы, анализировать и оценивать свои умственные действия, способы решения задач и т.д. Таким образом, в подростковом возрасте начинает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, мышление на уровне формальных операций.



Взрослые, учителя, должны понимать, что подростки одного возраста не всегда находятся на одинаковой стадии когнитивного развития. Ж. Пиаже допускал, что овладение формальными операциями может затянуться до возраста 15-20 лет, а при особо неблагоприятных условиях мышление этого типа может вообще никогда не сформироваться. Результаты различных исследований показывают, что формально-операциональным мышлением пользуются примерно 50% всех подростков (Ф. Райе).

Происходящее совершенствование и расширение когнитивных способностей приводит подростков к самоанализу и самокритике, в результате развивается новая форма эгоцентризма, которая имеет два основных проявления:

1) феномен воображаемой аудитории и

2) персональный миф.

Воображаемая аудитория - характерное для подростков предположение, что другие люди постоянно наблюдают за ними и оценивают их. Воображаемая аудитория может служить причиной застенчивости подростков. Персональный миф , или миф о собственной исключи­тельности, - их убежденность в собственной неуязвимости («Со мной не может случится то, что происходит с другими, потому что я не похож на этих других «Я не разобьюсь на автомобиле и не попаду в милицию», «Я не стану наркоманом». Даже возникает особое чувство собственного бессмертия и неуязвимости).

Воображение в подростковом возрасте становится на службу бурной эмоциональной жизни (замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, видит себя героем, и ему рукоплещет толпа; двоечник изобретает что-то новое и получает всевозможные премии; невзрачная девочка превращается в красавицу, в нее все влюбляются и пр.). В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.



Необходимо помнить, что возраст 11-12 лет характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, но от­личается поверхностностью, неустойчивостью и носит внеучебный характер (младших подростков интересуют внеземные цивилизации, гороскопы, социальные темы, проблемы жизни и смерти, музыкальные стили и спортивные достижения и т.д.),

Спецификой интересов в 10-14-летнем возрасте является то, что они во многом реализуют потребность в общении со сверстниками: общие интересы дают повод, содержание, средства общения. Подросток зачастую интересуется тем, чем увлекаются его друзья или одноклассники, этим определяется характерная для подростков «мода на интересы», когда весь класс или даже всю школу охватывает какое-либо увлечение. Другая крайность полное отсутствие интересов: подростку становится неинтересным то, что его увлекало раньше, а новые интересы не появляются.

Личностное развитие

Личностная нестабильность - одна из главных особенностей подростка. Основные противоречия, присущие этому возрасту:

Чрезмерная активность и вялость;

Безумная веселость и уныние;

Уверенность в себе и застенчивость, трусость;

Эгоизм и альтруистичность;

Высокие нравственные стремления и низкие побуждения;

Страсть к общению и замкнутость;

Тонкая чувствительность и апатия;

Живая любознательность и умственное равнодушие;

Страсть к чтению и пренебрежение к нему;

Стремление к реформаторству и любовь к рутине;

Увлечение наблюдениями и бесконечные рассуждения (Л.Ф. Обухова). В период между 12 и 14 годами происходит кардинальная перестройка отношения подростка к себе; это период «смятения», связанный с «Я». Одним из главных результатов такой перестройки является формирование у подростка чувства взрослости, представление о себе как о взрослом, которое возникает на основании:

Значительных сдвигов в физическом развитии и половом созревании;

Растущей самостоятельности ребенка;

Сравнения себя со взрослым, которое приводит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет и очень много сходного.

Выделяют следующие виды взрослости (Т .Н. Драгунова).

1. Подражание внешним признакам взрослости (курение, алкоголь, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметике, манеры поведения, способы развлечений, романтические отношения).

2. Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины» (это сила, мужество, смелость, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.).

3. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества со взрослым в разных видах деятельности, где ребенок занимает место помощника взрослого (разбираться в компьютерах и автомобилях, готовить, шить и т.п.).

4. Интеллектуальная взрослость проявляется в стремлении к познавательной деятельности, расширению багажа собственных знаний в какой-либо области науки или искусства, содержание которых выходит за пределы школьной программы. Учение приобретает у таких школьников личностный смысл и превращается в самообразование.

В подростковом возрасте несколько снижается общая самооценка, отмечается рост негативного восприятия себя.

Формирование воли в подростковом возрасте требует, прежде всего осмысления того, ради чего должно осуществляться волевое поведение. С развитием волевых качеств, саморегуляции становится возможным самовоспитание, некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования, стремясь продвинуться на пути к своему идеальному «Я».

1

В статье представлено понятие «самоутверждение». Предложены понятия: конструктивное самоутверждение, деструктивное самоутверждение, отказ от самоутверждения. Представлены результаты исследования различных видов самоутверждения и их индивидуально-психологические корреляты у подростков. Предложена структура самоутверждения и его компоненты: когнитивно-рефлексивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный, коммуникативный. В качестве психологических механизмов, обеспечивающих конструктивное самоутверждение определены следующие: осознание феномена самоутверждения; осознание деструктивных и конструктивных проявлений сaмоутверждения; осознание ценности-Я; позитивное самоотношение и адекватная самооценка; рефлексия и когнитивный самоанализ; саморегуляция и самоконтроль деструктивных психических переживаний; коммуникативная культура; уверенное поведение; принятие ответственности на себя в достижении поставленных целей. Разработана программа тренинга конструктивного самоутверждения. Реализация разработанной программы позволила существенно снизить у подростков уровень деструктивного самоутверждения, повысить уровень конструктивного самоутверждения, самоуважение, самоинтерес и самопонимание

конструктивное самоутверждение

деструктивное самоутверждение

отказ от самоутверждения.

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии; пер. с англ. А. Боковикова. - М. : Академический Проект, 2007. - 240 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - СПб. : Питер, 2006. - 523 с.

3. Киреева Е.А. Исследование самоутверждения у подростков // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - Вып. 7. - С. 130-135.

4. Киреева Е.А., Дубовицкая Т.Д. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте // Экспериментальная психология. - 2011. - № 2. - С. 115-124.

5. Мухина В.С. Детская психология. - М. : Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.

6. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. - СПб. : Алетейя, 2000. - С. 224.

7. Психология личности / Л.И. Божович. - Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2000. - Т. 1. Хрестоматия. - 448 с.

8. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. - М. : Вершина, 2006. - 224 с.

9. Толстых Н.Н. Самоутверждение / Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах: Социальная психология; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общей ред. А.В. Петровского. - М. : ПЕР СЭ, 2005. - 175 с.

10. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Избранные труды: в 2 т. - М., 2005. - Т. 1. - 456 с.

Свойственное практически каждому человеку стремление к самореализации и проявлению своей уникальности/индивидуальности по сути является отражением более базового стремления - стремления к самоутверждению, выражающего, в свою очередь, движение Я-реального к Я-идеальному. При этом формы самоутверждения и его средства могут быть различными. Человек может самоутверждаться, занимаясь продуктивной деятельностью, приносящей пользу ему и другим людям, или, наоборот, разрушительной деятельностью, в том числе разрушать отношения с другими людьми, а также может отказаться от самореализации и актуализации своего потенциала. Особенно ярко различные формы самоутверждения начинают проявляться в подростковом возрасте, вызывающем наибольшие нарекания со стороны взрослых (родителей, педагогов). И именно формам самоутверждения подростков должно уделяться особое внимание со стороны школьных психологов. Так как, согласно Л.И. Божович, неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения - бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость .

В этой связи рассмотрим сущность самоутверждения, особенности его проявления в различных по возрасту группах подростков, а также условия формирования конструктивного самоутверждения.

В работах отечественных психологов представлены, в частности, следующие определения самоутверждения.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов: «Самоутверждение - стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность» ; Н.В. Самоукина: самоутверждение - «стремление к реализации своего Эго, силы своего "Я" - ведущая потребность для одаренных и амбициозных людей в профессиональном и личностном развитии» ; Н.Н. Толстых: «Самоутверждение - стремление человека к сохранению собственной высокой самооценки и подтверждению ее в высказываниях других людей, а также вызванное этим стремлением поведение» ; В.С. Мухина: самоутверждение - «стремление человека к высокой оценке со стороны окружающих и самооценке своей личности и обусловленное этим стремлением поведение» ; Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова:«Самоутверждение - это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение» .

Из представленных определений следует, что самоутверждение рассматривается психологами в двух аспектах: 1) потребностно-мотивационном; 2) поведенческом. То есть, с одной стороны самоутверждение является внутренним инициирующим свойством личности, выступает как самостоятельная потребность/стремление и составляет мотивационную/побуждающую сторону жизнедеятельности человека. Многое в своей жизни человек делает из потребности/стремления самоутвердиться. Самоутверждение также рассматривается и как форма поведения, проявляющаяся в разнообразных действиях человека, результатом которых является снятие напряжения, чувство удовлетворенности собой, обеспечение соответствующего уровня самооценки.

В этой связи самоутверждение можно рассматривать как стремление субъекта к переживанию самоценности и его результат, возникающий в процессе реализации им своего личностного потенциала.

Такое понимание самоутверждения позволяет объяснить его инициирующий характер, привлекательность для субъекта, а также условие, с помощью которого оно достигается. В зависимости от средств самореализации можно выделить следующие виды самоутверждения: конструктивное, деструктивное, отказ от самоутверждения.

Конструктивное самоутверждение - это переживание субъектом самоценности (удовлетворенности собой) в процессе продуктивной реализации своего потенциала.

Конструктивное самоутверждениепроявляется в созидательной, ответственной, креативной деятельности на благо себя и общества, во взаимовыручке, взаимоподдержке, благодаря которым человек может получать подтверждение своей значимости, позитивную оценку окружающих.

Деструктивное самоутверждение - это переживание субъектом самоценности (удовлетворенности собой) в процессе «разрушительной» реализации своего потенциала.

Деструктивное самоутверждение может выражаться в различных формах унижения достоинства и принижения достижений других людей, в разрушительной деятельности, негативно оцениваемой окружающими, вызывающей их возмущение, негодование или страдания. Это могут быть агрессия, отрицание значимости другого, подавление его личности. Такое поведение также может вызывать у его субъекта чувство удовлетворения, а негативная оценка окружающих побуждает субъекта в целях поддержания собственной самооценки еще больше отстаивать право на заявленное им поведение.

Отказ от самоутверждения -это переживание субъектом своей самоценности за счет отчуждения от других, игнорирования и непринятия их мнения и достижений . Отказ от самоутвержденияможетпроявляться в форме игнорирования предъявляемых требований, депрессии, аутоагрессии, отказа от самореализации и саморазвития, в низком уровне достижений, в самоуничижении, самоотрицании, пассивно-безразличном поведении, в утрате поиска смысла жизни.

Названные виды самоутверждения были взяты нами за основу при разработке «методики диагностики самоутверждения», целью которой явилось выявление у испытуемых степени выраженности различных видов самоутверждения. Методика включает 18 вопросов и содержит три шкалы: 1) конструктивный тип самоутверждения (КС); 2) деструктивный тип самоутверждения (ДС); 3) отказ от самоутверждения (ОС) .

В экспериментальном исследовании приняли участие 202 учащихся 7-10-х классов МАОУ «Гимназия № 1» г. Стерлитамак, из них 104 девушки и 98 юношей.

Для проверки конструктной валидности методики использовались: тест коммуникативных умений Л. Михельсон, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла; тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); тест для определения уровня субъективного контроля личности (УСК), что позволило составить комплексный психологический портрет подростков с различными типами самоутверждения.

В ходе корреляционного анализа установлено, что конструктивное самоутверждение (КС) положительно коррелирует с факторами MD «адекватность самооценки» (r xy =0,268; р<0,05), Э «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность» (r xy =0,283; р<0,01), Е «подчиненность - доминантность» (r xy =0,289; р<0,01), I «жесткость - чувствительность» (r xy =0,439; р<0,01), Q1 «консерватизм - радикализм» (r xy =0,334; р<0,01), N «прямолинейность - дипломатичность (r xy =0,221; р<0,05) опросника Р. Кеттелла. Также конструктивное самоутверждение (КС) имеет положительную связь с коммуникативной компетентностью (r xy =0;36, р<0,05) и отрицательно коррелирует с агрессивным стилем поведения (r xy =-032, р<0,05) (методика Михельсон). Выявлена положительная корреляция КС с уровнем субъективного контроля (УСК) (r xy =0,367; р<0,01), со шкалами опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев): интегральная оценка (r xy =0,582; р<0,01), самоуважение (r xy =0,552; р<0,01), аутосимпатия (r xy =0,193; р<0,05), ожидание положительного отношения других (r xy =0,393; р<0,01), самоинтерес (r xy =0,475; р<0,01) .

Следовательно, подросткам, у которых доминирует конструктивное самоутверждение, свойственны: коммуникативная компетентность, интернальный локус контроля, адекватная самооценка, эмоциональная стабильность, дипломатичность, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность, самопоследовательность, ожидание положительного отношения других, самопонимание.

В ходе обработки результатов исследования выявлены следующие особенности различных групп подростков.

Установлено, что девочкам в большей степени свойственно конструктивное самоутверждение (среднее арифметическое КС у девочек составило 19,7 балла, у мальчиков 18,6 балла). У мальчиков по сравнению с девочками преобладает деструктивный тип самоутверждения (15,4 балла у мальчиков и 12,9 балла у девочек). У девочек чаще, чем у мальчиков, встречается отказ от самоутверждения (9,3 балла у девочек и 7,8 балла у мальчиков) (рис. 1).

Рис. 1. Средние арифметические показатели самоутверждения

у мальчиков и девочек: КС - конструктивное самоутверждение; ДС - деструктивное самоутверждение; ОС - отказ от самоутверждения.

Исследование самоутверждения у подростков разных классов показало, что учащиеся 7-х классов имеют самые низкие показатели как конструктивного (13,6 балла), так и деструктивного самоутверждения (12,9 балла). В этой возрастной группе преобладает отказ от самоутверждения (15,4 балла). Самые высокие показатели деструктивного самоутверждения наблюдаются у учащихся 8-х классов (15,5 балла). В 10-х классах выявлены самые низкие показатели по деструктивному типу (11,6 балла), отказу от самоутверждения (6,4 балла) и самые высокие показатели по конструктивному самоутверждению (23,9 балла) (табл. 1).

Таблица 1 - Средние арифметические показатели самоутверждения у подростков разных классов

Наряду с общей характеристикой конструктивного самоутверждения и в целях его целенаправленного формирования нами предложена структура конструктивного самоутверждения, включающая следующие компоненты.

Когнитивно-рефлексивный компонент - включает знание субъектом сущности и видов самоутверждения, особенностей своего самоутверждения в конкретной ситуации, видение возможности конструктивного проявления своей уникальности и неповторимости, рациональное мышление.

Мотивационно-ценностный компонент - понимание и принятие ценности конструктивного самоутверждения, сформированность потребности в его проявлении - как условия самоуважения, положительного самоотношения и получения признания окружающих.

Эмоциональный компонент - способности к проявлению эмпатии, эмоциональной саморегуляции и самоконтролю своего психического состояния, в том числе к преодолению злорадства, иронии, обиды и других деструкций.

Коммуникативно-конативный компонент - сформированность коммуникативной компетентности, ассертивности, дипломатичности в отношениях, умений достигать поставленных целей, проявлять самоподдержку и самопринятие.

Формирование компонентов конструктивного самоутверждения явилось основой для осуществления коррекционно-развивающей деятельности с подростками. С этой целью разработан и проведен тренинг конструктивного самоутверждения. Программа тренинга предусматривала получение подростками знаний о феномене самоутверждения, формирование у них психологических компетенций, способствующих успешной учебной деятельности и саморазвитию. Также в ходе тренинга осуществлялось развитие коммуникативных умений, способности к рефлексии и когнитивному самоанализу, уверенного (ассертивного) поведения, интереса к окружающим людям, понимания и принятия других людей, эмпатии, способов эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, принятия ответственности на себя в достижении поставленных целей.

Тренинг конструктивного самоутверждения рассчитан на 34 часа. Занятия проходили 40-45 минут, 1-2 раза в неделю. В ходе проведения занятий использовались методы диалога и полилога, игровые методы, рефлексивные методы и приемы; тренинговые упражнения; методы диагностики и самодиагностики. Основным принципом, на котором строилось проведение занятий, явился принцип активности учащихся. Он предполагает наличие у них потребности к развитию конструктивного самоутверждения, осознанной мотивации развития навыков коммуникативной и эмоциональной компетентности. Знания и умения учащихся формировались с помощью специальных упражнений, сочетающих в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Реализация разработанной программы позволила существенно снизить уровень деструктивного самоутверждения у подростков и повысить уровень конструктивного самоутверждения. Так, уровень конструктивного самоутверждения в экспериментальных группах увеличился на 2,6 балла (р<0,01), деструктивное самоутверждение уменьшилось на 1,2 балла (р<0,01). В контрольных группах уровень конструктивного, деструктивного и отказа от самоутверждения изменился незначительно. Это позволяет сделать вывод о том, что подросток находится в активном поиске оптимальных путей своего развития, причем поиск этот нередко терпит крушение из-за его психологической некомпетентности и отсутствия психологической поддержки со стороны окружающих. Участие в тренинге научило подростков находить более приемлемые способы самореализации и достижения успеха, обеспечивающие их конструктивное самоутверждение.

Рецензенты:

  • Фатыхова Р.М., д.пед.н., профессор кафедры психологии, зав. кафедрой психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа.
  • Дубовицкая Т.Д., д.психол.н., доцент, профессор кафедры психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак.

Библиографическая ссылка

Киреева Е.А. ПСИХОЛОГИЯ КОНСТРУКТИВНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6715 (дата обращения: 04.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Родительское собрание

«Пути самоутверждения подростка-десятиклассника»

Цель: оказать помощь родителям в осмыслении и преодолении помех и затруднений в общении с детьми старшего школьного возраста.

Задачи: обсудить с родителями проблемы развития индивидуальности подростков; способствовать взаимопониманию родителей и учащихся, умению преодолевать конфликтные ситуации; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии своих детей; познакомить родителей с рекомендациями психологов.

Форма проведения: беседа.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся.

Ход собрания:

Вступительное слово.

Уважаемые родители! Сегодня наше первое родительское собрание и поэтому позвольте мне представиться (учитель представляется). Прежде всего мне хотелось бы сказать, что я очень рада, что мне достался именно этот класс. Класс замечательный. У нас 11 мальчиков и 9 девочек. Я думаю, что наша работа с ребятами на протяжении ближайших двух лет будет насыщенной, интересной, полной впечатлений и эмоций.

Так как, это родительское собрание является первым в этом учебном году, поэтому по большей части оно будет организационным, однако есть некоторые моменты воспитательного характера, которые мне хотелось бы с вами обсудить.

И начать наш разговор я хочу с одного интересного упражнения. Называется оно «Снежинка».

Упражнение «Снежинка».

Главное условие: закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. сложите лист пополам.

2. оторвите правый верхний уголок

3. опять сложите лист пополам

4. снова оторвите правый верхний уголок

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же как у вас. Вывод – дети все разные. Различны их способности, возможности и личные качества. И мы, взрослые, не должны об этом забывать

Комментарий классного руководителя.

Ваши дети – ученики 10 класса. Они находятся на финишной прямой, которая приведет их к окончанию школы и выходу в большую жизнь. И наша с вами задача помочь им утвердиться в своих знаниях, профессиональном выборе, оценке собственного «Я» и отношении к жизни в целом.

Современный старшеклассник – это продукт современной жизни. Он сложен, интересен, противоречив. Возраст 15-18 лет принято считать периодом ранней юности. Центральным процессом юности является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного «Я». Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Юность – это пора становления мировоззрения. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Сейчас ребята переживают самый сложный период, период взросления, когда особенно проявляется потребность самоутвердиться, найти свое место в жизни. Под влиянием сверстников, окружения складывается отношение к себе, своя самооценка.

Анализ анкетирования учащихся.

Нами были проведены тесты на определение уровня самооценки и вот какие результаты мы получили: согласно 1 тесту более 50% учащихся класса имеют среднюю самооценку. Второй же тест показал, что 12 человек из 19 (1 ученик не принимал участие в опросе) имеют низкую самооценку, 4 человека – средний уровень, 3 – человека с высокой самооценкой.

От самооценки зависит будущее, успехи и неудачи. Другими словами, от самооценки зависит, каким в жизни буде ваш ребенок.

Чувство неполноценности может проявиться самым непредсказуемым образом. Оно может снизить эффективность учебы. Низкая самооценка влияет на выбор друзей. К тому же такие подростки стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей. Но самыми опасными последствиями заниженной самооценки являются маски, которые помогают подростку спрятаться от внешнего мира. Одна из них «маска шута» , когда человек высмеивает себя. Другая «маска щита», когда человек взрывается, набрасывается с кулаками, иногда сам провоцирует ссоры, идет на конфликт с окружающими. Я также провела тест на тему «Конфликтная ли Вы личность». Результат показал, что более 50 % ребят в классе тактичны и миролюбивы, стараются избегать критических ситуаций. Однако есть ребята, которые могут пойти на конфликт, но только лишь тогда, когда другого выхода нет и все средства исчерпаны. Абсолютно грубых, несдержанных людей в нашем классе не обнаружилось.

Каким образом можно повысить самооценку ребенка?

Полезная информация.

Уважаемые родители! Обратите внимание: есть 4 предмета, которые хорошо было бы преподавать дома и в школе: счастье, уверенность, позитивные мысли, осанка счастливого человека, четыре больших успеха. Каждый родитель хотел бы, чтобы жизнь его ребенка удалась в полной мере. Некоторые думают: учись хорошо – многого добьешься; не будешь учиться – ничего не получится в жизни. Но это не так. 99% успеха зависит от роли самооценки личности. Во многом успех зависит от физиологии нашего тела. Есть 2 модели поведения. Первая – модель поведения рабов : опущенные плечи, виноватый вид, глаза смотрят вниз. Такие люди ничего не добьются. И вторая - модель поведения королей : расправленные плечи, гордый взгляд, приподнятый подбородок. Такие люди многого добьются. Чем больше человек смотрит на мир с улыбкой, тем позитивнее складывается его жизнь.

Научив своего ребенка смело смотреть вперед, ощущать свою значимость в мире, вы научите его мощно воздействовать на других, на самого себя, на судьбу.

Что же делать? Какие существуют правила, помогающие детям самоутвердиться и достичь успехов?

  1. Ежедневно вселяйте в своих детей чувство уверенности. Т олько уверенность способна сохранить в нас личность . Только уверенные люди ч аще всего бывают счастливыми. Если подросток за эти годы привык быть неуверенным, то он потом будет страдать везде. Индийские мудрецы говорят: «Относитесь к своему ребенку, как к лучшему гостю в доме». Какая глубина мысли. Ребенок, действительно, гостит в семье, в школе, а потом покидает их. Поэтому как можно чаще говорите своему ребенку, что он родился под счастливой звездой, что он красивый, смелый, талантливый .

И не важно, сколько вашему ребенку лет. Ведь человек на протяжении всей жизни может испытывать неудачи. Как важно, чтобы близкие люди постоянно говорили: «Ты справишься, у тебя все получится!» К сожалению, мы часто недооцениваем значение слов. А ведь известно, что слова материализуются. Говори ребенку каждый день, что он «дурак», «идиот», «трус» - и будешь пожинать плоды своих дурных мыслей. Поэтому родители просто обязаны как можно чаще вслух восхищаться своим ребенком. Это так легко, но мы так редко это говорим.

  1. Работайте над осанкой своих детей. Делайте что хотите, но добейтесь, чтобы ребенок выходил из дома с прямой спиной и расправленными плечами. Осанка влияет на внутренний мир человека, на отношение к тебе людей.
  2. Сами будьте уверенными людьми, примером для своего ребенка.
  3. Критикуйте конструктивно.
  4. Умейте трезво оценивать успехи и достижения ребенка.
  5. Искренне радуйтесь победам и достижениям
  6. Верьте в успех и вселяйте веру в ребенка.

Литература

  1. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб. : Лидер, 2004
  2. Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания: 10-11 классы.-М.: ВАКО, 2006. - С. 163-167.
  3. Настольная книга умных родителей. ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ДОПОЛНЕННОЕ Владимир Довгань, Елена Минилбаева ЂК богатству – с пеленокї М.: EDELSTAR, 2007

Подростковый возраст является очень важным периодом в развитии и становлении личности человека. В этом возрасте значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходит ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований. В этот период так же закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный критический. Это словно второе рождение, писал Сухомлинский В.А., - «и глаза не те, и голос уже не тот, и - это самое главное - восприятие окружающего мира иное, отношение к людям, требованиям, запросы, интересы - все качественно иное».

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, инициативности, стремления к самосознанию, самооценке, самоутверждению.

Потребность осознать свое собственное «я», понять свое предназначение, место среди сверстников, заставляет подростка «вглядываться» в самого себя, пытаться оценить свои способности и возможности. Для объективной самооценки необходим жизненный опыт, верная оценка своих способностей. Но самооценка подростка может быть как заниженной и его поведение, взаимоотношения со сверстниками тогда становятся более сдержанными; или самооценка может быть завышенной, и тогда потребности подростка в самовыражении резко изменяются, они становятся непомерными. Если потребности подростка не удовлетворяются (в учебе, спорте, в игре, во взаимоотношениях с окружающими), то тогда возникают конфликты.

С процессом самосознания подростков тесно связан процесс самоутверждения. При неадекватной самооценке и самоутверждении может сложиться негативное поведение. Подросток может утверждать себя с помощью силы, лжи, обмана, с помощью вызывающего, демонстративного поведения. Это могут быть драки со сверстниками, дерзкое поведение в классе перед учителями. Часто самоутверждение происходит на фоне стремления к взрослости. Подростки используют атрибуты «взрослой жизни»: употребление спиртных напитков, сексуальные связи, для подчеркивания своей зрелости, значительности.

Самоутверждение не может происходить без формирования и культивирования каких-то качеств личности, т.е. без самовоспитания. Оценивая свои способности и возможности по сравнению со сверстниками, подростки неосознанно могут создавать свою программу самовоспитания, которая может опираться на какой-то идеальный образ. Причем в подростковом возрасте идеал может быть как обобщенный, выдуманный, так и конкретный, приближенный к реальной действительности. Если идеал имеет положительную направленность, то подросток будет формировать у себя самокритичность, настойчивость, уверенность в себе, положительные нравственные качества (честность, порядочность, доброту). Если же самооценка подростка окажется неадекватной, а у подростка есть желание воспитать в себе волевые черты характера, то в качестве идеала могут быть выбраны примеры для подражания и из криминогенной среды и антигерои из фильмов, интернета. «… Идеал подростка - считает Фельдштейн Д.И., - исключительно эмоционально окрашенный образ, становящейся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения».

В самооценке и самоопределении подростка важную роль играют друзья, сверстники, их мнения и оценки, которые проявляются в отношении к событиям, явлениям, фактам или в общении. Потребность в общении в подростковом возрасте является одним из ведущих, определяющих видов деятельности. Только в общении происходит обмен информацией, мыслями, идеями, идеалами, ценностями. В общении подросток участвует в классе, в группе сверстников, в сфере свободного общения, которое становится для него все более авторитетным и личностно значимым.

Наряду с общением в процессе социализации у подростков-школьников главным видом деятельности остается учеба, от того, как учится подросток, во многом зависит его интеллектуальное развитие, статус в среде подростков.

К подростковому возрасту в основном сформирована готовность ко всем видам учебной деятельности, но возможности реализации этой готовности имеются не у всех подростков. В средних классах вводятся новые предметы, их ведут разные учителя, и уровень преподавания неодинаков, неодинаковы и требования и мотивация учебной деятельности учеников. Поэтому интерес к учебной деятельности у подростков различен. У одних учащихся познавательные интересы носят аморфный характер и отличаются изменчивостью и ситуативностью, у других - интересы охватывают широкий круг учебных предметов и учебной деятельности, у третьих - проявляются стержневые, доминирующие интересы.

Наряду с познавательными интересами важную роль в формировании положительного отношения к учению подростков играет понимание значимости знаний. Но условия современной жизни в нашем обществе не всегда способствует формированию положительного их понимания. Отсюда снижение значимости знаний в жизни учеников, негативное отношение к отдельным учебным предметам или к школе вообще, пропуски и опоздания на уроки. Все это ведет к неуспеваемости, к проблемам во взаимоотношениях учеников и учителей.

Множество проблем возникает в подростковом возрасте, как у мальчиков, так и у девочек. Подростки очень чувствительны. У них часто и резко меняется настроение. Временами они чувствуют себя столь несчастными, что плачут, готовы бросить все и всех, у них появляются мысли о самоубийстве. У девочек период менструации очень часто тяжело сказывается на настроении. У них в эти дни снижается уверенность в себе, ослабляется интерес к учебе, уменьшается физическая активность, появляется желание уединиться, легко возникают невротические реакции, раздражительность, иногда вспышки гнева.

Половое созревание так же накладывает отпечаток на поведение подростков. У них появляется интерес к противоположному полу, к эротической литературе и сайтам, появляются сексуальные игры, эксперименты и фантазии.

Повышается внимание к своей внешности. Подростку важно как он выглядит в глазах окружающих. Он бурно реагирует на критику и очень чувствителен даже к добродушным замечаниям о своей внешности. Неравномерность роста туловища и конечностей тела приводит к временной угловатости, неловкости, неуклюжести движений. Многие подростки страдают от пониженной самооценки, придавая чрезмерное значение недостаткам своей внешности, становятся застенчивыми, необщительными.

Почему родителям обычно бывает труднее воспитывать мальчиков-подростков.

С 13-14 лет мальчики переживают приливы гормона тестостерона, они становятся очень возбудимыми и неспокойными. Тестостерон - отвечает за такие качества как сила, лидерство. Чтобы развить эти качества в себе подростку нужно с одной стороны много поддержки, с другой - чтобы его кто-то вел, направлял.

До 6 лет мама является центральной фигурой в мире мальчика, она дает ему модели того, что значит любить, проявлять нежность, заботиться, что значит доверять другому полу. Поэтому для мальчика очень важно и очень хорошо, когда он видит примеры любящего обхождения отца (мужчины) со своей мамой. С 6-7 лет важны обе родительские части (папа необходим для «диких» мужских игр, рассказов о своей жизни, объяснений причин и следствий различных событий, отношений), мама для поддержания ритуалов, заботы, семейных традиций. Например, забота о младших членах семьи, о домашних животных. Ритуалы отхода ко сну держатся очень долго и очень важны для стабилизации личности, чувства принадлежности к семье и др.

С 13 лет мужская фигура важна для создания у подростка внутренней мужской позитивной картины себя.

Но бывают в жизни обстоятельства, когда женщине одной приходится воспитывать подростка и понятно, что в такой ситуации мальчика воспитывать труднее, чем девочку.

Однако, и одинокая мама может хорошо воспитать мальчика, если будет опираться на его способность понимать устройство вещей в этом мире. Для подростка очень важна справедливость, понимание правил: кто их установил и почему. Так можно дисциплинировать подростка без ударов, громких криков и оскорблений.

Мама может знакомить сына с симпатичными, порядочными мужчинами из окружения. Обсуждать какие черты вам нравятся в поведении конкретных мужчин или как бы тот или иной мужчина поступил в сложной ситуации.

Можно советоваться с друзьями или родственниками - мужчинами какое поведение для мальчика считается нормальным с мужской точки зрения.

Что важно делать ответственному родителю подростка.

Важно договариваться с ребенком, дома устанавливать четкие, однозначные правила. Прояснять у учителей, других ребят, чтобы в школе тоже были понятные правила жизни, без насилия.

Важно показывать подростку, как надо убирать комнату, разделять и разграничивать обязанности по дому: «Это делаю я, а это - ты».

Важно давать место и время подростку побыть громким, шумным, потопать, покричать, быть спортивным.

Важно разделять увлечения и интересы подростка, водить в места, где есть мужская атмосфера (стадион, ралли, спортивные секции и др.)

Вопрос об отсутствии интересе к выполнению домашних заданий особый. Если вы видите, что подростку ужас как не хочется садиться за «противные уроки» постарайтесь разобраться в причинах. Возможно, он запустил учебу или разуверился в своих силах. А может быть это вина учителя кричащего на детей или не умеющего преподавать интересно. Продумайте, что можно сделать в каждом конкретном случае, не требуйте от ребенка невозможного. Найдите стимул, благодаря которому он сможет мобилизовать свою волю.

Очень хорошо, если вы укрепляете самостоятельность подростка. Но если ребенка обижают сверстники или выгоняют с уроков, не будьте равнодушными - выясняйте причину, помогайте. Не пропустите подростковую депрессию.

Важно помочь структурировать жизнь в обозримые единицы времени, помочь с распорядком дня. Вместе и конкретно прописать, сколько времени необходимо делать уроки, а сколько и когда отдыхать, сколько помогать по дому и сколько слушать музыку или сидеть за компьютером. Заключите письменный договор с подростком.

Хорошо, если вы будете пробуждать интерес к миру, подскажете подростку проследить за тем, что может измениться, к примеру, за месяц в природе, на стройке, в жизни людей.

Рассказывать о своих увлечениях, например как приготовить что-нибудь вкусненькое, как правильно принять гостей, как спланировать отдых.

Приглашать домой одноклассников, друзей. Отпускать в те компании, где школьники находятся под присмотром взрослых (без присмотра они часто попадают в истории).

Важно рассказывать подростку, каким милым, забавным он был ребенком, что значило для мамы и других членов семьи его рождение, сколько радости и света принес он в мир и в вашу жизнь. Вместе смотреть старые фотографии, любимые с детства фильмы.

Важно говорить с подростком не о немытой посуде, а помочь подростку разобраться в причинах и следствиях событий, объяснить как вести уважительный разговор, о том, что разрушает отношения, а что их гармонизирует. Связь причин (действий или бездействий) и следствий (ответственность за это) давать подростку почувствовать на себе.

Помочь подростку в формировании позитивного образа себя как мужчины может своевременная поддержка, похвала взрослого мужчины (отца, деда, дяди). Она является питанием для самооценки мальчика, как материнское молоко в детстве. Представьте, что отец сказал: «Ты молодец, что защитил девочку» или «Здорово, что поиграл с малышами в футбол. Они были так счастливы». Этот комплимент мальчишка сохранит очень надолго у себя глубоко внутри. Если же это скажет мать, то эффект будет куда слабее, эти слова подействуют менее интенсивно.

Не запрещать контакты с отцом (если вы в разводе), если подросток попросит разрешить ему пожить у отца, надо согласиться, так как это важно для мальчика.

В общении с подростком Вам необходимо избегать:

Критики внешнего вида подростка, криков, слез. Сначала необходимо успокоиться, можно даже попросить подростка принести вам воды, а затем, через несколько часов вернуться к теме спокойно и рассудительно. Когда вы видите, что подросток агрессивен, не вступайте в контакт, избегайте ссор и разборок.

Избегайте сравнения подростка с другими. Это может больно ранить.

Постарайтесь избегать обращений содержащих слово Ты, например: «Ты никого не уважаешь», «Ты не выключил компьютер», «Ты опять не убрал за собой». Попробуйте заменить их на сообщения начинающиеся со слова Я, например: «Я устаю, когда музыка звучит так громко» или «Я так радуюсь, когда ты помогаешь мне убирать».

Подростку пока трудно управлять своими эмоциями, поэтому особенно важно, чтобы взрослый человек отдавал себе отчет о своих эмоциях и справлялся с ними при помощи разума.

Не надо расспрашивать подростка угрожающим тоном, проводить расследование: «Ты что опять опоздал! Опять получил двойку! Отвечай, когда тебя спрашивают! Я все равно все узнаю!». За таким вашим поведением, скорее всего, последует защитная реакция: ребенок закроется, уйдет в себя и может надолго прервать с вами общение.

Попробуйте вместо того, чтобы задавать вопросы, высказать предположение: « Ты сегодня не в настроении» и оставить подростку место для свободы выбора, отвечать вам или промолчать. Решение поговорить с вами о том, что его волнует должно стать собственным выбором подростка тогда, когда у него возникнет в этом необходимость.

Будьте внимательны, но не навязчивы. Внимательно и доброжелательно выслушивайте и предоставляйте свободу выбора действий.

У подростков отсутствует понимание необратимости смерти. Если вас что-то тревожит в поведении подростка, обратитесь к специалистам психологам, наркологам, психотерапевтам.

В этот трудный для всей семьи период обязательно позаботьтесь о себе. Вспомните, что всегда доставляло вам радость, и уделите этому достаточно времени. Помните, только у счастливых родителей бывают счастливые дети!

Находите новые собственные интересы в жизни, которые помогут вам постепенно внутренне отпускать от себя ребенка.

Постарайтесь сохранять стабильные отношения в семье и внутреннее спокойствие. Помните, это очень важно для всех.

И пожалуйста, помните, что дом для подростка - это крепость, часто единственное место, где он может укрыться от всех неприятностей. Не гоните его своими упреками и придирками из дома. На улице он может встретить таких же гонимых, озлобленных подростков и последствия такой встречи непредсказуемы. Постарайтесь, чтобы подросток был уверен, есть на земле место, где его всегда примут любым, поймут, утешат. Дом - это место где тебя любят и уважают.

Впереди целая жизнь отношения с вашим ребенком будут еще очень долго продолжаться, постарайтесь их не разорвать и не испортить окончательно, помните, что подростковый период обязательно закончится и в семье воцарится мир и гармония.

Педагог-психолог Бугорская Инга Роальдовна.

Подростковым считается возраст от 10 до 15 лет. Это своеобразное время перехода к взрослой жизни. В этот период человек делает из детства (времени тотального контроля родителями) первые шаги во взрослую жизнь, которая требует принятия собственных решений. Подросток вынужден пересмотреть свое отношение к окружающему миру, самостоятельно вырабатывать и принимать новые ценности, идеалы, мировоззрение. Подростковый возраст – время самоутверждения для ребенка.

Стремление к самоутверждению

Стремление человека к самоутверждению появляется в раннем подростковом возрасте. Особенно интенсивно оно становится заметным в возрасте 12-13 лет. Если ситуация в окружении ребенка благоприятная, то он как личность развивается гармонично, а его потребность в самоутверждении реализуется в хорошей учебе, в совершенствовании физического и психического развития, стремлении достичь успеха в какой-то деятельности.

Итак, совершенно естественной потребностью подростков является потребность в самоутверждении. Но зачастую, со стороны родителей эта потребность, в лучшем случае, вызывает непонимание. Как следствие, взрослые стремятся продолжать отношения с детьми с помощью уже исчерпавших себя методов диктатуры и авторитарности. Закономерно, что это способствует возникновению смыслового барьера - ответной реакции ребенка в виде упрямства и негативизма.


Одно дело, если подросток стремится самоутвердиться за счет достижений в учебе, спорте, искусстве, и совсем другое – когда самоутверждение выражается посредством нецензурной лексики, курения или даже наркотических средств.

Только благодаря устойчивым положительным социальным установкам, правильному мировоззрению, сформированному в подростковом возрасте, можно избежать употребления ребенком алкоголя, токсических и наркотических веществ. В случае положительного отношения подростка к запретным веществам родителям следует принимать меры, ведь налицо тенденция развития алкогольной и наркозависимости.

А интерес к наркотикам возникает в следующих случаях:

  • В возрасте 8-11 лет. Детям любопытно, все, что связано с наркотиками, ведь они, скорее всего, не слышали о них ничего или ничего не поняли, или просто не приняли всерьез. Информацию о наркотиках дети получают от сверстников, поскольку только единицы их пробовали. А активное употребление в этой возрастной группе связанно, скорее, с токсикоманией.
  • В возрасте 11-13 лет. Это период начала наркомании. Из-за того, что знаний о наркотиках достаточно много, однако они недостоверны, дети практически не знакомы с последствиями. В этом возрасте отношение к наркотикам скорее позитивное. Поскольку в этом возрасте доступны бытовые средства и медикаменты, то именно с них начинается знакомство с действием психоактивных веществ.
  • В возрасте 14-17 лет. Приобщаться к наркотическим веществам наиболее опасно.

Итак, процесс самоутверждения подростка имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Главная задача родителей в этот период жизни ребенка заключается в максимальной наблюдательности и ненавязчивом контроле, а также в формировании устойчивых положительных социальных установок и положительного мировоззрения.