Что такое Зло? Что же такое Зло? Определения и понятия

1. Зло ассоциируется с разрушением, гибелью. Можно выделить следую­щиевиды зла:

* природное, естественное зло (стихийные силы, болезни и др.) не зави­сит от воли и деятельности человека;

* социальное зло:

* является частью исторического процесса,

* рождается под влиянием деятельности людей;

* не может контролироваться человеком.

Например, бунты, революции, войны являются результатом столкно­вения интересов и воли множества людей, являются стихийной силой, не подвластной воле индивида;

- нравственное зло, которое творится под воздействием-

* сознания человека;

* воли человека,

* морального выбора человека.

Виды морального зла , выраженные в человеческих пороках (нравственно отрицательных качествах):

* враждебност ь - активное зло, направленное на других людей, их жизнь и благополучие; сознательно причиняемый вред (насилие и т. п.), не являющийся средством обороны;

* распущенность - зло, направленное на себя, пороки человека (лень, обжорство и т. д.). Распущенный человек:

* становится рабом своих страстей и тяги к удовольствиям;

* нарушает социокультурные запреты,

* не способен к деятельной любви к ближнему.

Многие мыслители пытались объяснить укорененность морального зла природе человека, то есть человек от природы зол и эгоистичен, находится в состоянии конкурентной борьбы с другими людьми. 3. Фрейд , например, утверждал, что враждебность, агрессия - это присущий человеку инстинкт смерти.

Теория "фрустраиии - агрессии". Агрессия возникает в ответ на помехи в достижении цели или обиды, может быть направлена не по адресу и т.д.

Государство и мораль созданы для регуляции "борьбы всех против всех" и сохранения людей от взаимного истребления. (Этих взглядов придерживались И. Кант, Т. Гоббс и др.)

Ф. Ницше утверждал, что зло:

* укоренено в природе человека;

* является проявлением воли к власти, присущей всему живому;

* морально оправдано (быть злым - значит утверждаться).

В марксистском учении зло считалось порождением частной собственности.

2. Религиозные концепции происхождения зла. Учение пророка Заратустры (зороастризм) отстаивало версию о моральной двойственности, лежащей в основе мироздания:

добрый могучий дух создал все разумное, доброе, чистое и поддерживает жизнь на земле;

злой могучий дух создал все злое, нечистое, неразумное (смерть, бесплодные земли и т. д.).

Еретическая христианская секта манихейцев поддерживала идею морального дуализма мира и соединяла учение Нового Завета с зороастризмом.

Христианство видело в основании мира добро:

Мир сотворен триединым Богом;

Бог есть абсолютное Благо и Любовь;

Бог всемогущ и вездесущ, ничего на земле не происходит без его ведома;

В творении Божьем не может быть заложено зло.

Присутствие зла в мире теологи объясняли падением ангела Люцифера , который:

* употребил во зло данную ему Богом свободу;

* впал в грех гордыни, пожелал стать равным Творцу, занять его место;

* совратил сонм ангелов, которые превратились в бесов, пособников зла. Люцифер стал символом зависти к творческому гению, эгоистической жажды самоутверждения. Люцифер, олицетворение зла, вторичен, яв­ляется тварью Божьей и, в конечном итоге, подчинен Богу.

Человек создан Богом по своему образу и подобию. Он наделен свобо­дой морального выбора: следовать Божьим заветам или идти путем гре­ха, поэтому несет ответственность за свой выбор.

Распространение зла в мире людей произошло в результате грехопаде­ния Адама и Евы, впавших в грех гордыни и пожелавших уподобиться Богу и узнать, что есть добро и зло.

Ведическая версия происхождения зла:

Зло в мире отсутствует;

Несовершенство мира является:

* кажимостью, поскольку человек смотрит на мир со своей ничтожной, ограниченной позиции;

* является неотъемлемой составляющей мироздания, гармонично соче­тающейся с другими его элементами;

Действительность в ее истинном виде можно понять и правильно оце­нить, только возвысившись над человеческой ничтожной точкой зре­ния, выйдя за рамки эмпирического.

Современные "холические" представления о мире:

- мир - совершенное, гармоничное единство противоположностей (чер­ное - белое, мужское - женское и пр.);

Составляющие мироздания являются необходимыми условиями суще­ствования друг друга;

Противоречивость действительности не является ни добром, ни злом. Зло является результатом отношения людей к чему-либо как к злу.

Если добро воспринимается нами как норма жизни, устойчивый порядок вещей, способствующий налаживанию отношений между людьми, то зло, напротив, есть разрушение, растление, выход за рамки нормальных человеческих взаимоотношений. Субъективно зло вызывает возмущение, всплеск отрицательных эмоций. Но все ли, что вызывает в нас возмущение, па самом деле является злом? Разве не бывает так, когда добрый поступок осуждается людьми, которые ориентируются на иную систему ценностей? Парадоксально, но, существуя в мире, полном проявлений зла, мы не имеем четкого критерия для его отличия. Ведь зло часто облекается в одежды добра. Поэтому вопрос о смысле зла приобретает особое значение для этики.

В моральной философии существует знаменитое разделение зла, восходящее к Г. Лейбницу: метафизическое, физическое и нравственное. Первое, метафизическое, представляется самым загадочным. С точки зрения современного взгляда мы можем его представить в виде инвариантных, объективных ограничений человеческого существования. Люди – это несовершенные существа, обладающие ограниченными силами. Они разделены и изолированы друг от друга, обречены на непонимание, долгое, трудное налаживание отношений и, как следствие, эгоистическое поведение. Этот вид зла включает в себя все условия, отталкивающие людей друг от друга. Несовершенство нашей природы является как раз той реальностью, которая требует от нас сгладить ее особо тяжелые последствия посредством нравственного поведения.

Физическое зло – то, которое с первого взгляда не зависит от воли человека. Его классические примеры – стихийные бедствия, болезни, старость, смерть. Все это доставляет страдания людям, разрушает полноту их бытия, перечеркивает стремление к счастью. Физическое зло прекрасно демонстрирует ограниченность доктрин, призывавших жить согласно природе. Помимо естественной красоты, природа часто поворачивается к нам своей разрушительной стороной. Тем не менее ряд религиозных доктрин настаивают, что физическое зло далеко нс всегда самостоятельно. Например, болезни часто становятся следствием неправильного образа жизни; время наступления старости также напрямую зависит от стиля жизни и психологического состояния человека: для кого-то тридцать лет становятся окончанием активного поведения, а другой в девяносто считает, что все еще впереди. И даже смерть иногда воспринималась как следствие несовершенства человека; не как естественный, а противоестественный конец жизни. В этой связи можно вспомнить философию выдающегося русского мыслителя Николая Федоровича Федорова (1829-1903), считавшего смерть следствием слепой и неразумной силы природы и призывавшего трудиться над воскрешением умерших предков, чтобы исправить несправедливость постигшей их смерти. Наконец, события нашей современной жизни показывают, что стихийные бедствия часто становятся следствием неправильного отношения человека к природе. Очевидно, что деятельность людей достигла таких масштабов, что нарушила нормальное функционирование экосистемы земли.

Иногда к классификации Лейбница современные философы добавляют еще один вид зла – социальное. Оно выражается в виде войн, преступности, коррупции, бедности, в различных формах девиантного поведения. На первый взгляд все указанные явления суть проявление индивидуальной воли людей, но, с другой стороны, в их основе лежит нс только межличностное взаимодействие, но также сложные связи между значительными группами, преследующими многочисленные интересы. Конечно, здесь не все зависит от решения отдельного человека, но именно то, что не зависит, может быть с полным правом отнесено в первую разновидность зла – метафизическую. Только здесь речь уже идет не о природе индивидуальности, а о социальной природе человека, так же несовершенной и нуждающейся в изменении своих отрицательных свойств посредством воздействия морали.

Но главным видом зла все же является "нравственное", т.е. укорененное в свободном решении самого человека. Оно представляет собой определенность нашей воли отрицательным, бесчеловечным мотивом, разрушительным как для нас самих, так и для окружающих людей. В нравственном зле также можно выделить разновидности. С этой целью обратимся к основателю этики Аристотелю, который усматривал три его составляющих:

  • – зверство – отсутствие в человеке собственно человеческого, разумного начала, сознательный отказ от добродетельной жизни;
  • – невоздержанность – неумение руководить своими желаниями, слабость воли, неумеренность, распущенность, тяга к избыточному наслаждению;
  • – порочность – сознательное нежелание быть добродетельным, безнравственное поведение, приносящее вред окружающим.

Уже здесь намечается важное различие в трактовке зла: зло внутреннее, приносящее ущерб нам самим, и внешнее, понимаемое как неправильное поведение относительно других людей. Античная этика практически все свое внимание сконцентрировала на первом виде зла, и Аристотель фактически суммировал все его основные смыслы. В нравственной философии последующих веков на роль зла назначались следующие понятия:

  • – неразумность, подверженность страстям, сознательный отказ человека жить и поступать согласно суждениям разума. На этом понимании настаивала традиция рационализма;
  • – своеволие. Христианское понимание зла достаточно сложно и раскрывается на трех уровнях. Первый указывает на нарушение этических добродетелей и предание себя таким отрицательным страстям, как жестокость, себялюбие, ненависть. Здесь же можно упомянуть распущенность, желание материального блага. Второй трактует зло как нарушение божественного закона, заповедей. Наконец, третий придает ему смысл бунта против Бога, выраженного в отказе от религиозных добродетелей и допущении неверия, отчаяния, уныния, гордыни. Последний вид зла – гордыня – понимается как желание спорить с Богом, строить свою жизнь не по Его велению, а принципиально находясь в противоречии с Его замыслом. Все три вида зла отражаются в христианском понятии греха, под которым понимается желание человека жить по собственной, а не божественной воле;
  • – эгоизм – жизненная позиция личности, склонной ставить личный интерес выше блага другого человека, а также непонимание чужой боли, страдания. Истоки придания ей значения зла также находятся в христианстве. Кроме религиозной позиции, корень зла в эгоизме видели все учения, проповедовавшие необходимость оказывать помощь окружающим людям: гуманистическое мировоззрение, нравственный сентиментализм, А. Шопенгауэр. Частным случаем эгоизма является произвол – ориентация на жизнь исключительно в соответствии со своим желанием и игнорирование интересов других людей;
  • – тирания, осуждавшаяся в разных формах как на межличностном уровне, так и в виде давления государства на человека. В этом плане разновидностями зла представлялись уничтожение свободомыслия, препятствование жизни согласно собственному разуму, подавление свобод и прав человека, произвол властей. Наконец, одной из современных форм неприятия тирании является осуждение насилия как однозначно безнравственного поведения.

Рассмотрев различные исторические интерпретации зла, мы в праве задать тот же вопрос, что и в отношении добра: является ли зло объективным содержанием нашей жизни, или оно – лишь оценка наличных явлений? Применительно к добру мы утверждали, что оно является необходимым условием жизни человека, а как обстоит дело со злом? Конечно, существуют явления, очевидно опознанные моральным сознанием как зло. Это все, что касается нарушения важнейших запретов на убийство, кражу, ложь, насилие, а также субъективные мотивы, приводящие к подобным действиям, – ненависть, зависть, жестокость, зложелательство и т.д. Все эти отрицательные феномены совершенно объективно обесценивают жизнь человека, разрушают его отношения с окружающими. В истории этики зло всегда трактовалось не как созидательная, а, напротив, отрицательная сила, желающая уничтожить то, что создано для блага других людей.

Мы также указали на два существенных фактора, значительно ограничивающих добропорядочные стремления человека: несовершенство его индивидуальной и социальной природы. Тем не менее зло нельзя понимать как необходимое условие бытия личности, и в этом состоит его радикальное отличие от добра. Тот факт, что нас окружает значительное количество проявлений зла, не делает его обязательным в нашей жизни. Человек нс обязан творить зло и будет свободен от его совершения, если просто пожелает этого. Таким образом, можно аргументированно отстаивать, что зло объективно концентрируется в отрицательных явлениях окружающего мира, но при этом оно не составляет сущностную характеристику нашей жизни.

Кирилл Мартемьянов

«Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений», – говорил французский философ Рене Декарт еще в XVII веке. Но слова и их значения продолжают быть предметом различных манипуляций в невежественной среде, и сегодня это особенно заметно в нашей стране на примере христианства. Внутреннее наполнение понятия «христианство» (учение Христа) со стороны ряда политиков и активистов подменяется нетерпимостью, угрозами насилия, давлением, политическими интересами, - всем, что не только не близко христианству, но прямо противоположно ему. Страшно, что подмененное содержание поселилось в оболочке того слова, которое изначально означало совершенно противоположную суть.

Проявление этого псевдохристианства я рассмотрю на трех свежих в информационной повестке примерах - реакции депутата Госдумы Натальи Поклонской на фильм «Матильда», словах члена партии «Единая Россия» Вячеслава Макарова, сказанных во время крестного хода в Санкт-Петербурге 12 сентября, и образе действий группировки «Христианское государство». Хочу только отметить, что я ни в коем случае не настаиваю на прямой связи этих трех примеров друг с другом и рассматриваю их как разрозненные проявления общей тенденции.

Не буду тщательно разбирать каждое высказывание госпожи Поклонской, мне лишь хочется показать несовместимость ее позиции с фундаментальным положением христианства - свободой человеческой воли.

Наталья Поклонская

Одна из основных аксиом христианства гласит: человек есть образ и подобие Бога. Я понимаю эти слова не только как данность и неизменный факт (отражения Бога в человеке), но и как перспективу, возможность, которую мы вольны либо использовать, либо нет. И поскольку Бог есть творец, не зависящий от чьей-либо воли, постольку и человек является творцом своей личности, своей жизни и отчасти окружающего его мира. Одним из свойств человеческой свободы, доказывающих ее всеобъемлющий характер, является возможность от нее же отказаться, променять ее на рабское и комфортное положение по отношению к внешнему миру, вещам, эмоциям. Перед человеком, таким образом, вновь и вновь возникает фундаментальный выбор. Каждую минуту он определяет то, каким он будет в следующую.

О том, что христианство воспринимает человека как фундаментально свободное существо, говорит и тот факт, что Христос пришел в мир в образе простого человека, а не царя. Образ царя несет в себе элемент контроля и закрепощения, и необходимость поклониться царю ради собственного блага неизбежно приводит к потере свободы. Христос же, придя в мир как человек, не имеющий земной власти, обращался именно к свободному человеку, зная о его свободной воле и праве выбора. Евангелие рассказывалось людям без принуждения, и после проповеди за Христом шли лишь те, кто этого хотел. Очень чутко понимал это Достоевский, который под отказом Христа превратить камни в хлеба понимал нежелание «порабощать человека чудом».

Понять христианство невозможно без признания личностной свободы человека. Госпожа Поклонская пытается эту свободу ограничить. В ее действиях я вижу не более чем личную неприязнь к инакомыслию со стороны чиновницы, которая привыкла действовать административными методами. И эти действия не могут быть оправданы стремлением «защитить веру». Я хочу сказать, что если христианство настаивает на абсолютной свободе человеческой воли, то оно настаивает и на абсолютной свободе творчества, какой бы характер это творчество ни носило. Любой кинофильм - это продукт творчества, а значит, с точки зрения христианства, он имеет право на существование. Если в содержании фильма нарушается законодательство РФ, то государство само с этим разбирается, потому что это его прямая обязанность, и не нужно приплетать к этому христианство. Повторюсь, что госпожа Поклонская действует в данном случае с позиции чиновницы, а не христианки, и ее публичное появление с иконами на религиозных мероприятиях выглядит как политическая акция.

Границы между «кесаревым» и «Божьим» четко очерчены Христом в Евангелии. К сожалению, в России границы эти в очередной раз превращаются в условность. Во время крестного хода 12 сентября в Санкт-Петербурге член партии «Единая Россия» Вячеслав Макаров сказал следующие слова: «Великое предназначение России в том, чтобы решать такие вопросы, которые не может решить ни одна страна в мире».

Депутат Вячеслав Макаров в крестном ходе по Невскому проспекту. Фото: spb.er.ru

Мне крайне неприятен тот факт, что эти слова были сказаны именно во время религиозного, православного мероприятия. Потому что в сознании многих людей, бывших там или увидевших это со стороны, православие стало отождествляться со слепым патриотизмом, с провозглашением особого отличия российских верующих от других христиан, с нездоровой гордостью. Между тем, православие как христианское учение не имеет и не может иметь к этому ни малейшего отношения. В словах Христа «Царство Мое не от мира сего» нет чего-то неоднозначного. Христианство не интересуют государства или империи, его интересует внутренняя жизнь конкретного человека.

В другом высказывании господина Макарова о том, что «Россия - последняя надежда Бога на планете Земля», заметна чисто политическая манипуляция массовым сознанием. И эта манипуляция часто срабатывает, ведь люди, не имеющие четкого представления о Евангелии, начинают верить в свою избранность, как и в то, что господин Макаров может знать о надеждах Бога. Но слова Вячеслава Макарова в данном контексте – это слова чиновника, а не христианина.

Христианство невозможно отождествлять с политикой и государством. В фокусе политики всегда массы, в фокусе христианства - отдельная личность. В фокусе государства тело человека, его материальное благополучие и безопасность, в фокусе христианства - дух человека, его возвышение, его освобождение от страстей и рабства. Миссия государства в обществе - обеспечение общественного порядка через наблюдение, ограничение, наказание. Миссия христианства - преображение мира через любовь, прощение, бескорыстное служение ближнему. И в том, что сегодня тенденция к сращиванию государства и христианства продолжает укрепляться, я вижу историческую неудачу христиан, а не христианства.

В информационном пространстве участились упоминания об организации «Христианское государство - Святая Русь». Ранее мы о ней не слышали. В самом названии этой организации уже заключен оксюморон, говорящий, прежде всего, о ее провокационном характере. Повторюсь, между «кесаревым» и «Божьим» есть четкая грань, проведенная Христом. В интервью порталу «Медуза» лидер этой организации Александр Калинин заявил, что фильм «Матильда» - это зло, против которого нужно бороться. Он также убежден, что с его помощью фильм не выйдет в прокат. «А если выйдет, - говорит он, - то уверяю, что каждый день будет так: покажут фильм в кинотеатре, ‪завтра он сгорит; покажут фильм в другом кинотеатре - и он сгорит». На вопрос, кем будут люди, исполняющие это, господин Калинин отвечает: «православные верующие».

Александр Калинин. Фото: meduza.io

Уже из этих только высказываний видно, что взгляды организации в корне противоположны христианским, православным. Нетерпимость никоим образом не может стать выводом из религиозного учения, призывающего отдавать верхнюю одежду тому, кто захочет отобрать у тебя рубашку. Насилие, вытекающее из нетерпимости, не может быть оправдано с точки зрения религии, в основе которой лежит акт любви и прощения. «…Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас… Ибо если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного вы делаете?» (Мф. 5:44-47). И любая реакция, переходящая из слов в насилие и оправдывающая это насилие «верой», носит антихристианский характер.

В словах господина Калинина о «лишении жизни за веру» веры я совсем не вижу. И любви не вижу. И Бога в этом тоже нет. Я вижу там нетерпимость, фанатизм, терминологию ИГИЛ (организация запрещена в РФ. - «Правмир»), - все что угодно, но не православие. Лично мне хотелось бы задать лидеру этой странной организации всего один вопрос: «Почему вы называете себя христианином, если Христос заповедовал любить своего врага, а вы оправдываете стремление ломать ему ноги?»

Христос не призывал к насильственному уничтожению зла, потому что разрушение зла через насилие - это порождение нового зла. Когда апостол Петр, желая защитить Христа, достал меч и ударил раба первосвященника, Христос сказал ему: «Возврати меч свой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:51-52). Что из этого следует? Что нужно закрывать глаза на зло? Конечно, нет. Завет непротивления злу насилием стоит понимать не как призыв к игнорированию этого зла, а как необходимость реагировать на зло созиданием. Если жечь машины - это реакция насильственного характера, то создание разнородных проектов, направленных на культивирование чувства любви в людях, сострадания, ответственности друг за друга, - это реакция созидательная. Для христианина, таким образом, любое проявление зла должно лишь усиливать желание проявлять любовь.

Не могу пройти и мимо реакции ряда СМИ на высказывания названных мной выше деятелей. В некоторых публикациях мы видим такие термины, как «православный террорист» (что тоже оксюморон), упоминания о христианах и православных исключительно как о невежественной, консервативной части, не желающей перемен. Такая подача информации демонстрирует полное незнание темы авторами и приводит к глубокому искажению образа христианства и православия в информационном пространстве.

Из христианской и православной культуры родились великие произведения художественной и философской мысли, ставшие неотъемлемой частью общечеловеческого гуманизма. В центре русской религиозной философии и литературы всегда были проблемы внутренней жизни человека, его личностной свободы, поиск в человеке Бога.

Не понимаю я и официальной позиции Русской Православной Церкви в контексте последних событий. Возможно, молчание церковных спикеров связано с пониманием того, что деятели разного рода используют религиозную тему в своих целях, и Церкви не место в этих играх. Возможно, какие-то заявления этих деятелей кажутся настолько маргинальными, что официальной Церкви не хочется опускаться до разъяснений простых для христиан вещей и терминов. Но у Церкви в этом светском круговороте новостей, информационных поводов и реакций нет другого выхода, кроме просвещения. Сегодня просто необходимо регулярное публичное изъявление официальной позиции Церкви по тому или иному поводу, касающемуся искажения образа христианства в публичном пространстве.

В заключение я бы хотел привести слова Николая Бердяева из его статьи «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан». «Бог, - пишет он, - не хочет насиловать, не хочет внешнего торжества правды, хочет свободы человека. Поэтому можно было бы сказать, что Бог терпит зло, не уничтожает его насильственно, а лишь пользуется злом для целей добра. Именно Христова правда не может быть насильственно осуществлена».

Что же такое Зло? Определения и понятия

Что такое Зло - сможет очень примерно, часто размыто, ответить почти каждый, но вот точных определений, полноты и глубины, не противоречивости - нужно ещё найти! Добро и Зло - нужно понимать, потому что, как ещё делать нравственный выбор? Как стать Достойным Человеком и прожить достойную жизнь, если не разобраться в этих понятиях? Да никак!

Не восринимающий добро и зло - может пеереступать через честь и совесть, оправдывать зло: обман, предательство, продажность, пороки, и это его не приведёт ни к чему хорошему в жизни. Наоборот - проблем только на собирает, за которые потом придётся расплачиваться по полной!

Так что - делайте правильный выбор господа и дамы!

Что такое Зло? Определения и понятия

Продолжая тему Добра и Зла, мы с вами плавно переходим к вопросу - что такое Зло? Несмотря на то, что наука практически вообще не изучает вопросы Добра и Зла, современное общество просто бурлит этой темой. И действительно, большая часть мировой литературы, как-то связана с раскрытием этой темы, много художественных фильмов снимается о борьбе Добра и Зла, и т.д. Причём Зло, часто в фильмах показано во многом правильно и глубоко, не всегда раскрываются все его грани, но суть чаще всего показывается верно. Это говорит о том, что есть всё-таки люди, которые в основном правильно воспринимают Добро и Зло, и понимают последствия одного и второго. Только фильм «Адвокат Дьявола» чего стоит, с фразой Дьявола в конце фильма: «Тщеславие - мой любимый из всех грехов…»

Зло, как и Добро - может быть проявлено в миллионах форм и оттенков, но чтобы его научиться распознавать и не попадаться на его уловки и искушения, нужно хорошо понимать суть Зла, и знать что является противоядием. Но обо всём по порядку.

Определение - что такое Зло

Всё соответствующее идеалам Зла (противоречит идеалам и законам Творца), сила разрушающая Добро и противоположная ему. Идеалы Зла - разрушение, насилие, страх, ненависть, агрессивность, гнев, зависть, злость и несвобода. Иерархия Зла - иерархия существ (людей, сил Тонкого мира), осознанно или неосознанно служащих злу.

Причину Зла сформулировал ещё Учитель Патанджали (5 век до н.э.): «Неведение, невежество - источник всех страданий и Зол» . То есть когда человек обретает Свет Знания, он становится свободным от Зла. О том, что такое Добро - читать .

Зло - неизбежно возникает при развитии и наличии свободы выбора как результат ошибочного познания. Оно целесообразно используется Иерархией Света (иерархия сверх существ Творца) для ускоренного развития человека через его наказания за ошибки (примерно в 70% случаев), активизацию развития (как факел под пятую точку, примерно в 20% случаев) и другие методы.

Целесообразность Зла - связан с реализацией предназначения человека. Правитель (Создатель вселенных, тот, кем должен стать человек в будущем) - должен уметь управлять так, чтобы ни одно существо не страдало несправедливо. На Земле человек имеет возможность изучить и прочувствовать на себе все проявления зла, и все виды последствий (страданий, т.д.).

Из книги «Философия Космоса» акад. Миание М.Ю.

Эзотерическая расшифровка понятий и идеалов Зла:

Разрушение - изменение структур какой-либо энергии, объекта или процесса, связанное с разрывом их связей.

Насилие - преобразование какой-либо энергии, объекта или процесса против их воли.

Ненависть - целенаправленное разрушающее энергетическое воздействие

Страх - состояние возникновения реакций на возможность насилия.

Агрессивность - состояние поиска повода к насилию

Гнев - состояние целенаправленного выброса агрессивной энергии

Зависть - состояние порождающее реакции страха

Злость - состояние одновременного присутствия страха, агрессивности, гнева и зависти

Несвобода - состояние отсутствия возможности выбора.

Зло - способно разрушать только существа содержащие в себе зло. Существа без зла в себе - неуязвимы для зла (находятся под защитой Абсолюта).

Необходима для приобретения силы. Борьба со Злом - необходима для познания и недопущения зла в себе, она требует больших сил и отсутствия зла в себе.

Целесообразность зла - развитие людей через борьбу со злом. Развитие людей - через их наказание за нарушение Законов Творца.

Из книги «Законы Творца» акад. Миание М.Ю.

Зло имеет столько же много проявлений, как и добро, и может входить в любую часть нашего сознания и жизни - от наших мыслей, мотивов, целей, методов до сиюминутных реакций и образа жизни.

Самое важное, что нужно понять , Зло - это то, что разрушает вашу душу, тело, судьбу, ум, светлые чувства и т.д. Зло - это всегда враг, что бы человек себе не думал и как бы он Зло не оправдывал. потому что, у нас с ним природа разная, а точнее противоположная. У Души природа божественная, светлая, а Зло - это программы разрушения всего божественного.

Как проявляется Зло в человеке и в жизни?

В самом человеке - в его внутреннем мире и всех внешних проявлениях:

В виде негативных разрушающих мыслей и решений.

В виде негативных мотивов, например обида и месть, использование других, др.

В виде тёмных коварных целей и планов - насилие над другими, угнетение, совершение зла и причинение вреда, страданий, др.

В виде тёмных методов - постановка в зависимость, насилие, страх, др.

В виде негативного поведения - агрессивных реакций, слов, действий разрушающий и угнетающих других людей (причиняющих им страдания и боль, др.).

В виде разрушительных действий и негативных поступков - разные виды преступления: наркоторговля, прямое насилие или уничтожение (убийство, др.), воровство, др.

В виде причинения вреда себе - с помощью вредных привычек или прямого насилия.

В судьбе человека:

Любые действия, которые косвенно или напрямую ведут к разрушению собственной судьбы или судьбы другого человека.

Как видеть проявления Зла в современном обществе и в окружающих людях?

Эзотерическивидеть и понимать Зло, его Иерархию, все причины и следствия - не каждому под силу, по крайней мере не сразу. А вот видеть проявления его в жизни общества и людей - может практически каждый.

Зло это:

Негативные мысли, реакции, эмоции (злость, ненависть, т.д.) и качества (агрессивность, завистливость, лень, жадность, др.) человека. Они ведут к его разрушению, а соответственно страданию, к наказаниям и смерти. Одним словом - к негативным последствиям.

Всевозможные пороки и вредные привычки: хамство, алкоголизм, наркомания, злословие, все виды зависимости, распущенность, др.

Есть ещё красивое выражение, которое несёт в себе большую долю истины: «Зло появляется там, где нет света или его очень мало» . То есть, там где нет любви - возникает ненависть, где нет бесстрашия - там рождается страх, а соответственно и трус, где нет доброты - там затаится злоба. Т.д.

Отсюда совет: сделайте так, чтобы внутри вас и вокруг вас - было как можно больше Добра и Света.

Отдельная большая тема - что такое борьба со Злом, и почему она необходима. Но это уже другая история, в одну статью всего не уместишь.

А кто считает,что Зла нет, тот первый же от него пострадает. Помните, злу очень выгодно, чтобы мы люди считали, что его нет и ничего не предпринимали для его уничтожения.

Источник - Всё о Добре и Зле в человеке и его судьбе

Фрагмент картины Ильи Глазунова "Рынок нашей демократии"

Зло как факт нашей жизни

Тот факт, что зло существует в нашей жизни, не вызовет ни у кого сомнения. Зло притесняет, ограничивает, приносит боль, физические и душевные страдания, болезни. Оно делает нашу жизнь невыносимой, превращает её в ад, в сплошное страдание.

Если обратиться к мировой истории, то вывод будет неутешительным: зло существует в человечестве с давних пор, уже многие и многие тысячелетия. А в недавнем прошлом зло проявило себя с невиданным прежде размахом, заставляющим вспомнить образы Апокалипсиса. И даже наша так называемая мирная жизнь, когда нет жестоких войн с многочисленными человеческими жертвами, это всё-таки жизнь, в значительной степени пронизанная злом. Этого не станет отрицать ни один серьёзный наблюдатель.

Поэтому неудивительно, что люди с давних пор задаются вопросами: Что такое зло? Какова его природа? На эти вопросы даются ответы различного рода: в форме художественных произведений, философских концепций, религиозных доктрин и т.п. Мы постараемся осветить эти вопросы с точки зрения знаний, которые содержатся в произведении Абд-ру-шина "В Свете Истины", Послание Граля.

Вопрос об ответственности

Для начала нам необходимо ответить на вопрос: на ком лежит ответственность за наличие зла в нашей жизни? Ведь многие люди сегодня полагают, или же - не станут отрицать такую точку зрения, если её однажды услышат, что главная ответственность лежит на Создателе нашего мира - на Боге. В таком случае иные скептики даже соблаговолят признать Его существование! Он-де создал этот мир таким, каков он есть, со всеми его "плюсами" и "минусами", и человек, в конечном счёте, оказывается как бы и ни при чём, когда речь заходит об ответственности за наличие зла в нашей жизни.

Другие же, совершенно справедливо считая такую точку зрения кощунством, хулой на Бога, возлагают ответственность за наличие в нашей жизни зла на Люцифера, падшего ангела. Однако и эта точка зрения окажется ошибочной, если мы рассмотрим проблему с точки зрения Законов Творения.

С точки зрения Законов Творения наличие зла в нашей жизни обусловлено исключительно таким имеющимся в распоряжении каждого земного человека свойством, или способностью его духа, как свобода воли. И в силу этой способности только от человека, от его свободного выбора зависело: появится в нашей жизни зло или она будет от него свободна.

Что такое зло?

Бог-творец, Создатель всего сущего, не имеет к появлению в Творении зла никакого отношения. Всё, что идёт от Бога, это всегда только Добро и Благо. Чтобы понять и ясно увидеть это, человеку необходимо заняться изучением Законов Творения, которые являют собой ничто иное, как действие-проявление Божественной Воли в Творении. Эти Законы Творения совершенны изначально, и такими пребудут всегда, пока будет существовать Творение.

По этим Законам Божественной Воли создано всё сущее, всё бытие, всё Творение, и эти Законы суть то главное Добро и Благо, которое человек должен распознать и усвоить, что для него будет равносильно истинному Богопознанию. Потому что только благодаря познанию Законов Творения - Законов Бога, человек может приблизиться к истинному познанию, а значит и пониманию Бога, своего Создателя, который вознёсся высоко надо всем сотворённым и останется для человека в личностном плане всегда недосягаемым.

Эти Законы обеспечивают возникновение, становление, бесперебойное развитие всего совокупного Творения, слаженное взаимодействие отдельных частей и гармонию целого. И только то, что нарушает гармонию, так что в отдельных частях возникают перебои и задержки, является злом.

По собственному свободному выбору источником зла стал человек. Он сознательно противопоставил себя Первозданным Законам Творения. Поэтому только на нём одном, на самом человеке, лежит вся ответственность за всё то зло, которое имеется в нашей жизни и от которого человечество непрерывно страдает.

Что человек посеет...

Люцифер, падший ангел, является источником ложного начала в Творении. Так его и следует называть и так его издавна называют обладающие знанием: князь лжи, отец лжи. Конечно, он тоже несёт ответственность за свои действия, однако человек не имеет к этому никакого отношения. Подпадая под действия ложного начала, человек теряет связь с Богом и порождает зло, за которое ответственен только сам человек, не Люцифер.

Люцифер может только соблазнять, он не может заставить человека совершать злые поступки против его воли - на это человек должен решиться самостоятельно. С порождённым им же самим злом человек постоянно и имеет дело. Впрочем, всё это уже многократно подтвердилось в течение тысячелетий, и ныне подтверждается вновь и вновь, когда на человечество непрерывной чередой обрушиваются страдания и беды.

Однако все эти многократно, по нарастающей, переживаемые страдания и несчастья, ничему не учат земных людей, и они по прежнему считают ответственными за все те беды, что на них обрушиваются, кого угодно, только не самих себя. Они не желают познавать основополагающий закон Творения - Закон Взаимодействия, просто и ясно выраженный в таких словах: "Что человек посеет, то он и пожнёт - сторицею" или "Не рой яму другому - сам в неё попадёшь", или же "Сеющий ветер - пожнёт бурю".

Наделённый свободой воли, свободой выбора в принятии решений, человек не может отказаться от этого изначально присущего ему свойства, но должен распознать его как величайший дар Бога и научиться использовать во благо всего сущего, что одновременно будет тогда и его благом. На основе таких действий никогда не появится зло, и человека на его путях в Творении будут ожидать только радость и счастье. Человек, сея семена счастья, будет пожинать только счастье. Он станет гармонично вибрирующей малой частью огромного целого, грандиозного совокупного Творения, больше не противопоставляя себя этому целому, но благодарно сливаясь с ним в радостной деятельности.

Две формы проявления зла

Находясь с давних пор во власти зла, человечество в основной своей массе не только не может понять его природы, но также имеет ложные представления о проявлении зла в нашей жизни. Пример таких ложных представлений - это распространённые взгляды на одержимость земного человека.

Считается, что быть одержимым - это некая крайняя степень подверженности злу, злым или "нечистым силам". Также считается, что из такой одержимости проистекают неисчислимые беды. Но в действительности одержимость не так опасна для окружающих, как другая форма проявления зла в нашей жизни - пребывание под демоническим влиянием. На самом деле эта другая форма проявления зла несравненно более распространённая, чем одержимость. Поэтому злых поступков совершается одержимыми значительно меньше, нежели земными людьми, находящимися под демоническим влиянием. Так же несопоставим масштаб совершения зла в одном и в другом случае.

К примеру, на некоторых известных исторических личностей, которые, оказавшись у власти, использовали своё положение для совершения зла в больших масштабах, многие смотрят как на одержимых. В действительности же эти личности совершали зло, находясь под демоническим влиянием, а не в состоянии одержимости.

Но чтобы понять всё это, нам нужно, воспользовавшись знанием о Законах Творения, рассмотреть сокрытые от земного взора механизмы проявления зла в одном и другом случае - в случае одержимости и в случае, когда земной человек находится под демоническим влиянием.

Одержимость

Одержимым следует называть такого земного человека, земным телом которого овладевает злой или нечистый дух, оттеснив и парализовав духа, которому это тело дано на время земной жизни и удерживает его в течение какого-то времени. Разумеется, предварительным условием одержимости должна быть леность того духа, которому изначально принадлежит земное тело. Потеря духовной бдительности и недостаточная духовная активность приводят к тому, что в результате какого-либо события происходит вторжение духа-захватчика - духа, когда-то жившего на земле в земном теле, но теперь его не имеющего. В свою очередь, события, приводящие к одержимости, могут быть самыми разными. Это может быть, к примеру, переживание страха, сильный испуг, или занятие какими-либо оккультными упражнениями, а также вызывание духов, столоверчение и т.п., - то есть всё то, что ослабляет или распахивает естественные защитные врата души, создавая предпосылки для вторжения непрошенных гостей из потустороннего мира.

Если теперь такой одержимый совершает злые поступки, к примеру, крадёт имущество других, вредит их телам, то ответственность по Законам Творения понесёт дух-захватчик. Ведь это именно его злое воление и управляет телом, в то время как дух, оттеснённый и скованный одержателем, не несёт ответственности за совершаемое зло, ибо не участвует своим волением в совершаемых поступках.

Для окружающих все эти процессы остаются непонятными, а суждения по большей части ошибочными. Люди видят внешнюю сторону явлений, не понимая сути.

Материалистически настроенная наука говорит о таких явлениях, как раздвоение или расщепление личности. Однако личность, носителем которой является дух земного человека, его внутреннее ядро, не может "раздваиваться" или "расщепляться". Но проявление двух или больше духов, каждый из которых - отдельная личность, со своим особым складом характера, через одну земную оболочку вполне возможно. Это и происходит в случае одержимости.

Верующие люди, не отрицая потусторонний мир, говорят об одержимости "бесами" или демонами, ближе подходя к сути явления, но всё равно ошибаясь. Потому что одержимости земного человека демоном, "бесом" (а также "сатаной", "дьяволом" и т.п.), быть вообще не может. Но - человек может находиться под демоническим влиянием.

Демоническое влияние

Прежде всего, нам нужно разобраться, что такое демон? Какова природа демонов? И в чём принципиальное отличие демона от духа человека?

Демон - это сущность, принявшая форму злого воления человеческого духа.

Это относится к свойству человеческого духа, от которого он не может избавиться: своим волением в ощущении в так называемом потустороннем мире он постоянно порождает как светлых существ, воплощающих собой формы доброго воления, так и демонов, формы злого воления (формы ненависти, зависти, коварства, похоти, скупости и т.д.). В обоих случаях человек использует нейтральную творческую силу, пронизывающую Творение.

Таким образом, ядро, как светлых сущностей, так и демонов, которые возникают в результате деятельности человеческого воления, обладает собственной движущей силой и действует в заданном человеческим волением роде: добром или злом. Именно эти продукты деятельности человеческого воления часто созерцают ясновидящие, то есть те земные люди, у которых имеется способность созерцать потусторонний мир.

Легко понять, что эти продукты деятельности человеческого воления в любом случае слабее самого человеческого духа. Они, конечно же, оказывают влияние на земного человека, если находят в нём подобный себе род. Более того, объединяясь по Закону Притяжения Подобного в центры, они значительно усиливаются в обратном действии на земное человечество, неся погибель или благословение.

Формы доброго воления несут добро, к примеру, укрепляя и поддерживая в добрых начинаниях и устремлениях. Формы злого воления несут зло. Но к одержимости это привести никогда не может. То есть демон, в силу своей природы, не может оттеснить даже ленивого духа и насильно захватить тело, чтобы управлять им вместо духа. Это под силу только другому духу. Однако человек может сам раскрыться навстречу нечистым потусторонним потокам и центрам и оказаться под демоническим влиянием.

Этот процесс гораздо опаснее, как для самого человека, так и для окружающих. Потому что человек в этом случае действует хладнокровнее, расчётливее, коварнее, по собственному решению сделавшись орудием тьмы. Разумеется, человек в этом случае несёт и всю полноту ответственности за свои действия. При этом он способен принести огромный вред окружающим и взвалить на себя чудовищную карму.

Евангельские примеры одержимости и демонического влияния

Благодаря свидетельствам евангелистов, нам известно, что Сын Божий Иисус мог помочь одержимому. Точно так же изгнать низменного духа-захватчика могли и ученики Иисуса - то есть человеческие духи, которые имели связь со Светом. Не будем смущаться, что в евангельских текстах употребляются такие выражения, как "одержимый демоном" или "бесом". Когда действительно имеет место одержимость - это всегда злой дух, который насильно завладевает чужим телом, никогда не демон или "бес". В других случаях совершенно правильно говорится об одержимости "нечистым духом", то есть злым, падшим духом.

Иисус, когда сталкивался с такими случаями, изгонял злых духов, давая возможность духу, которого в результате его лености оттеснили от управления земным телом, действовать в земном плане. Пережитое при этом потрясение, но в первую очередь жизнь по Слову Иисуса было залогом того, что подобное несчастье с человеком уже не случится.

Однако Сын Божий Иисус не мог освободить от злого влияния такого земного человека, который сам протянул руку тьме и тем самым оказался под демоническим влиянием. На пути такого обращения стояло добровольное решение человеческого духа, его активное злое воление.

Иисус не мог обратить к добру никого, кто добровольно открылся навстречу тьме. Он не мог обратить Своего ближайшего ученика, Иуду Искариота, когда тот замыслил зло против своего Учителя. Он не мог обратить к добру фарисеев, которым действия Иисуса были неугодны, потому что ограничивали их власть над народом. Поэтому они стремились убить Его, если по-другому не получалось положить конец Его действиям.

Все они действовали с поистине дьявольским коварством и изворотливостью, планомерно проводя свои собственные планы в жизнь. Одновременно и в первую очередь это были планы тьмы, которая любыми средствами борется со Светом. Таким образом, все эти земные люди сделались добровольными орудиями тьмы, которая нашла в их душах то, на что она могла опереться. При этом они понесли личностную ответственность за свои действия, совершаемые под демоническим влиянием, взвалив на себя чудовищную карму.

Некоторые выводы

Итак, из этих разъяснений и примеров видно, что одержимость и пребывание под демоническим влиянием - это две совершенно разных формы проявления зла в нашей жизни. При этом земные люди, находясь под демоническим влиянием, творят гораздо больше зла, чем одержимые. И если многие земные люди смело могут сказать о себе, что они не одержимы, то многие ли могут сказать: "Я свободен от демонического влияния"? - Ведь только такой человек, который чист настолько, что его внутренний взор постоянно обращён к Свету и ощущение которого функционирует в полную силу, так что любые нечистые течения и формы будут распознаваться и отклоняться им, не находя в душе никакого подобия, будет свободным от демонического влияния. И уж подавно, само собой разумеется, такому человеку не грозит одержимость.

Здесь лучше набраться мужества и признаться, что быть свободным от демонического влияния - это та цель, к которой необходимо стремиться всеми силами, воспользовавшись той огромной помощью, которая нам дана в Слове Божьем.

И не оказываемся ли мы под демоническим влиянием, протягивая руку тьме, когда в нас вспыхивает раздражение или зависть, или когда мы отдаёмся на волю так называемым слабостям характера, будучи небрежными в чём-либо или только легкомысленными? Кто-то скажет, что это ведь мелочи... Однако из этих мелочей складывается в итоге всё наше бытие, заканчиваясь или блаженством вечной жизни в Царстве радостного творчества, которое также называется Раем, или погибелью в страшных мучениях, сопровождающих распад личностного сознания.

Семя, которое падает в почву, выглядит небольшим в сравнении с тем растением, которое из этого семени вырастает. Не иначе обстоит со всем, что исходит от нас, начиная с ощущений, желаний, мыслей. Так что зло, которое однажды выходит из нас наружу и становится заметным окружающим нас людям в наших действиях, словах и поступках, тоже когда-то было какой-то мелочью, которой мы дали своё "добро".

Что такое Послание Граля?
_______________________
______________________________
______________________________________

(С) Пётр Любимов