Что такое каллиграфия? Красивый почерк. Прописи для каллиграфии. Каллиграфия для новичков. Что такое техника искусственной каллиграфии и как правильно обращаться с инструментами

Если вы хотите научиться каллиграфии, но не знаете, с чего начать, то эта статья именно для вас. В ней вы узнаете какие принадлежности вам понадобятся, как правильно держать ручку, немного трюков и как нужно практиковаться. Поверьте, вы быстро станете профессионалом!

Каждый может научиться каллиграфии. Даже если вы думаете, что ваш почерк отвратителен, найдется тот человек, который захочет, чтобы именно вы подписали свадебные приглашения перьевой ручкой. Особенно людям нравится современная каллиграфия, потому что она откровенно игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

Прежде всего вам нужно обучиться искусственной каллиграфии.

“Поддельная каллиграфия” – это отличный курсив, с помощью которого вы сможете научиться использовать перьевую ручку. Хотя, честно говоря, технически она не “поддельная”. Это все еще каллиграфия, просто для нее не нужна перьевая ручка. Неважно, опытный ли вы каллиграф или только начинаете, поддельная каллиграфия – это очень важная техника, с помощью которой вы научитесь писать на любой поверхности.

Этот тип каллиграфии забирает больше времени, чем каллиграфия с помощью перьевой ручки. Однако, если вам нужно написать простую фразу, то эта техника покажется вам веселой и вам понравится отличный результат, которого можно с ее помощью добиться.

Итак, сначала напишите вашу фразу в простом курсиве. Не волнуйтесь, если вы пишите не так, как показано на образце ниже – просто напишите настолько хорошо, насколько можете. Эта техника работает практически со всеми соединенными буквами.

Затем вам нужно нарисовать линии, чтобы обозначить утолщения. Они появляются, когда ваша рука двигается вниз, чтобы создать часть буквы. К примеру, в букве “а” первая кривая слева – это утолщение, затем вы ведете перо вправо и снова вниз, чтобы обозначить правую ногу буквы “а”, и там появляется еще одно утолщение.

Когда вы обозначили все утолщения, просто заполните пустые пространства.

Поддельная каллиграфия – это веселый и простой способ понять каллиграфию. Кстати, зачастую люди не могут отличить поддельную каллиграфию от настоящей.

Теперь, когда вы попрактиковались в поддельной каллиграфии, вы можете двигаться дальше и приобрести прямой держатель пера.

Новичкам лучше пользоваться пластиковым или корковым держателем, так будет рентабельнее.

Затем вам понадобятся перья.

Это три пера, которые лучше всего подходят новичкам:

  • перо Brause Steno
  • перо Brause Rose
  • перо Brause Extra Fine 66

Когда вы приобрели и перо, вы захотите вставить его в держатель.

Вам нужно будет аккуратно сделать клин, как показано на фото выше, который будет расположен между внешним металлическим кругом и лепестками, что внутри. Вам кажется, что перо должно располагаться посредине, но это не так.

Всегда держите перо за его середину и избегайте зубчиков, потому что они острые и могут вас поранить…равно как и вы можете погнуть их, если вы нечаянно сожмете их сильнее, чем нужно.

Затем выберите бумагу.

Можете использовать бумагу для набросков или же любую бумагу, которая подходит для каллиграфии своим качеством впитывания чернил. Если бумага впитывает слишком много, тогда у вас вокруг букв будет получаться чернильная паутинка.

Также вам понадобятся чернила

Для новичков лучше всего подойдут чернила Speedball India или чернило Sumi. Многие пробуют использовать Higgins, но они дают тот ужасный эффект паутинки, о котором говорилось выше.

Последнее, что вам нужно сделать – это приготовить воду для промывания пера . Его вы должны очищать каждые пару минут.

Теперь вы готовы научиться держать перо! Для создания современной каллиграфии можно держать перо, как и обычную ручку. Только перьевую ручку нужно держать крепче. Держите ее большим и указательным пальцем, средний палец используйте для поддержки и более крепкого захвата, а безымянный и мизинец – как опору.


Теперь вы готовы писать! Погрузите ваше перо в чернила до средины скважины (скважина – это то отверстие посредине вашего пера).

Самое главное отличие перьевой и обычной ручек заключается в том, что перо должно скользить по бумаге, на него не нужно давить так, как вы делаете это с обычной ручкой. Иначе перо зацепится за бумагу и у вас получатся чернильные брызги. Посмотрите это небольшое видео, которое вам покажет, как нужно держать перьевую ручку и обращаться с чернилами.

Как новичок, вы можете попасть в ситуацию, в которой чернила откажутся переходить с пера на бумагу. Существует простой трюк, который поможет уговорить его сделать это: просто “поцелуйте” верхушкой пера воду и попробуйте снова. Чернила теперь должны вести себя просто прекрасно!

Если же чернила старые и забивают перо, поболтайте им в воде несколько секунд, а затем вытрите его мягкой тканью, которая не оставляет ниточек за собой.

Этой статьей мы открываем цикл статей о каллиграфии! В скором времени мы будем публиковать различные техники и уроки, так что следите за обновлениями и становитесь настоящим профессионалом в искусстве каллиграфии.

Каллиграфия (от греческого «красивый почерк») – это искусство декоративного письма. Данная практика охватывает тысячелетия и бесчисленные культуры. Несмотря на то, что в прошлом каллиграфия использовалась в религиозных целях, сейчас у нее множество иных назначений. Если вы хотите изучить это прекрасное искусство для себя, читайте далее.

Шаги

Каллиграфическое письмо

    Обведите или очертите общую форму и место. Вам необходимо выделить место для символов на вашей странице. Вы можете всего лишь оставить основные линии либо вы можете очертить пространство для каждого символа. Если вы хотите получить более искусное письмо, вы можете оформить всю страницу перед тем, как начнете выводить буквы.

    • Используйте линейку, чтобы правильно расчертить лист и смотрите на образец предпочитаемого стиля, дабы вы могли подражать выбранной манере письма.
  1. Правильно держите ваши письменные принадлежности. Каллиграфическую кисть следует держать в руке несколько иначе, нежели ручку. К тому же это зависит от того, для какой прописи вы используете перо – восточной или западной. Если вы будете держать письменные принадлежности надлежащим образом, это поможет вам написать буквы правильно. tly.

    • Для восточной каллиграфии держите перо относительно прямо в первых трех пальцах вашей руки. Чем ближе к щетине вы его держите, тем более четкими будут линии. Согласно данной манере ваш локоть должен быть приподнят, а рука – неподвижной, двигая кисточку только пальцами.
    • Для западной каллиграфии пером держите его приблизительно так же, но используйте обычную кисть для рисования. Использование кисти, а не ручки, для западного письма даст вашим буквам округлую и более подвижную форму.
    • Для западной либо арабской каллиграфии постоянно держите свою ручку под углом 30-60 градусов, чтобы точка положения пера указывала от вас вверх и влево. Когда бóльшая часть пера параллельна листу, кисть вырисовывает более толстые линии. Когда перо перпендикулярно, линии выходят более тонкими. С птичьим пером результат тот же.
  2. Создавайте буквы. Сформируйте буквы на странице. Обратите внимание на то, как вы держите письменную принадлежность. Используйте разные линии, чтобы придать букве надлежащий вид. Сохраняйте штрихи ровными и пропорциональными.

    • Убедитесь, что вы работаете пером не слишком медленно, так как на страницу выльются лишние чернила, что приведет к «кровоточащим» и неровным буквам.
    • Позвольте чернилам подсохнуть, прежде чем вы нарисуете новые линии. Убедитесь, что ребром руки вы не касаетесь листа, дабы не запачкать его.
  3. Используйте надавливание, чтобы контролировать линии букв. Вы непременно пожелаете использовать разные линии, дабы ваши буквы имели надлежащий вид. Этого вы можете достичь, контролируя угол вашего пера. Либо контролируя надавливание на лист. Чтобы получить толстые линии, используйте сильные, но быстрые надавливания. Если вы хотите, чтобы ваши линии были тонкими, словно волосинки, вырисовывайте их очень легкими движениями.

    • Различные перья или стержни ручек также помогут вам получить разную толщину линий. Существует множество перьев, которые хороши в той или иной манере письма.
  4. Используйте правильную последовательность штрихов. Каждый символ или буква будут состоять из нескольких разных сегментов. Данные сегменты делаются единичными движениями, поэтому они названы штрихами. Каждый штрих, сделанный вами, имеет значение, поэтому будьте бдительны.

    • Последовательность штрихов для разных видов каллиграфии отличается. Лучший способ узнать, как это сделать, – приобрести книгу по каллиграфическому письму. Уловка западного письма заключается в том, что важно использовать одинаковые штрихи, как если бы вы писали обычно (например, вертикальные, затем горизонтальные линии).
    • Последовательность штрихов не только обеспечивает правильное и ровное нанесение сегментов, но и зачастую имеет философскую значимость!
  5. Защитите вашу письменную поверхность. Удостоверьтесь, что бумага, на которой вы пишите, в дальнейшем не будет запачкана. Контролируйте ваши действия и следите, чтобы ваша рука не имела контакта с влажными чернилами на листе. Более того, важно защитить бумагу от всего, с чем соприкасалась ваша рука, например от жира. Вы можете поместить дополнительный лист под участок, где находится ваша рука, чтобы защитить рукопись.

    Украсьте лист. Когда чернила подсохнут, вы можете обработать ваши письмена различными украшениями. Они могут быть в форме иллюстраций, имеющих цветные или золотистые элементы декорирования. Это не только выделит ваш текст, но и придаст ему выразительности и привлекательности.

    Практика для усовершенствования ваших навыков

    Чаще практикуйтесь. Вы можете применять обыкновенное письмо, используя любые подручные материалы. Самое главное состоит в том, что вы набиваете руку и обретаете понимание, как необходимо менять ширину линий на листе. Вольная практика позволит вам быстро и легко наработать опыт, поскольку данные тренировки могут проходить где угодно при использовании доступных материалов и при незначительном предварительном планировании.

    Используйте метод сетки. Если вы хотите практиковаться более формально, вы можете расчертить на листе сетку. Расчертите ее, едва надавливая простым карандашом. Площадь каждого квадратика приблизительно составляет 1”x1”. Заполняйте каждую строку вариантом той буквы, которую вы хотите выписать до тех пор, пока штрихи станут ровными и тщательными.

    Калькируйте работы других людей. Вы можете просмотреть работы тех, кто пытался воссоздать каллиграфическое письмо. Используйте любые иллюстрации, например взятые из Интернета или каллиграфических учебников и переписывайте рисунки через кальку. Калькируйте символы, пытаясь воссоздать оригинальные штрихи. Если вы намереваетесь использовать чернила, подготовьтесь заранее, так как они могут просочиться через бумагу.

    • Так как бумага может протечь, лучше использовать недорогие фотокопии и распечатки работ, которые вы перечерчиваете. Это обезопасит вас от порчи оригинала.

    Освоение каллиграфии

    Определитесь со стилем письма. Существует несколько видов каллиграфического письма, которые соответствуют каллиграфическим традициям разных культур. Потому следует определиться, какое письмо вам по душе. И какое письмо вы бы хотели изучить.

    • Западная каллиграфия – это стиль, знакомый большинству англоговорящих людей. Он поднялся во времена расцвета латинской письменности. Зачастую его можно увидеть в Библии и манускриптах, сопровожденных иллюстрациями.
    • Восточная каллиграфия – это стиль, присущий японскому, китайскому и корейскому декоративному письму. Столь распространенная и почетная на Востоке, каллиграфия использовалась для поэзии и в качестве сопровождения к иллюстрациям, а также иным видам искусства.
    • Арабская каллиграфия имеет религиозную направленность, которая присуща исламскому миру. Мусульмане убеждены, что нельзя заниматься художественной деятельностью, которая отражает жизнь и бытие (это Богом наказуемо). Посему каллиграфия – основная форма искусства в арабской культуре, соответствующая мусульманским верованиям.
  6. Очертите ваши идеи. Прежде чем вы возьметесь за новый отрезок, зафиксируйте на листе ваши идеи. Подумайте над тем, что и где вы хотите написать. Подумайте о пространстве, которое вы намереваетесь заполнить. Сделайте несколько набросков на скорую руку (обыкновенной ручкой или карандашом на эскизной бумаге), чтобы подготовиться к финальному изображению.

    Возьмите лучшую бумагу. Вам понадобится листы, на которых вы будете творить. Вы можете взять как простые альбомные листы, так и искусно оформленную бумагу для каллиграфии. Используйте любой подходящий вам материал. Его вы можете купить в офисном, мастерском либо канцелярском магазине.

    Приобретите подходящие письменные принадлежности. Вам понадобятся принадлежности, которыми вы будете писать. Технически вы можете использовать любые пишущие средства. Однако существуют определенные инструменты, которые лучше, чем другие. Какие из них использовать, тем не менее, зависит от того, какой тип каллиграфического письма вы выполняете. И какими письменными принадлежностями вам удобней писать.

    • Перьевые ручки и ручки, которые вы окунаете в чернила. Это деревянные, пластмассовые или костяные ручки с металлическим кончиком (острие на конце, которое соприкасается с бумагой в процессе письма). Кончик погружается в чернила, а они, в свою очередь, откладываются на стеночках внутри пера. Такая ручка типична как для арабской, так и западной каллиграфии. Хотя для восточного письма она также может быть использована.
    • Авторучки подобны перьевым, однако чернила находятся внутри стержня. Вам не нужно окунать их в чернильницу, но периодически потребуется менять стержень.
    • Кисточки, которые применяются в западных и восточных письменах, поражают разнообразием размеров. Но зачастую они имеют приблизительно одинаковую форму. Их необходимо окунать в чернила, надавливать на лист и указывать направление для формирования штрихов и линий.
  7. Приобретите лучшие чернила. Вам понадобятся чернила для написания. Существует очень много марок чернил. И от того, какие вы выберите, отчасти зависит результат. Чернила пестрят разнообразием цветов, но черный – предпочтительный для всех стилей письменности. Опирайтесь на ваши предпочтения.

    • Чернильные палочки, для изготовления которых необходим мелантерит, сделаны из туши, которая должна быть измельчена и смешана с водой. Что и дает нам чернила, которыми мы пишем. Это великолепное средство для каллиграфов, поскольку оно позволяет получить множество тонов из одних и тех же чернил в зависимости от концентрата смешивания. Подобные чернила вы можете приобрести в мастерских и азиатских магазинах, в том числе и онлайн.
    • Компактные чернила наиболее часто используются в каллиграфическом ремесле. Данные чернила уже заранее смешаны, а вам стоит лишь макать в них перо. Индийские чернила самые распространенные. Их легко найти в художественных магазинах.
    • Стержни – особый вид водорастворимых чернил, которые изготавливаются для авторучек. Очень важно для авторучки использовать именно стержни, поскольку иные виды чернил испортят ее и засорят безвозвратно. Эти чернила выходят в продажу уже предварительно запечатанными, поэтому вам остается только вставить стержень в авторучку.
  8. Приобретите линейки и другие ориентировочные инструменты, чтобы иметь презентабельный вид. Ориентировочные линии, начерченные вами, гарантируют, что ваша рукопись будет ровной. А, возможно, вы захотите написать по изогнутой или кольцевой линии, для чего вам опять-таки потребуется эталон. Линейки и другие ориентировочные инструменты придадут вашему письму ровный и профессиональный вид.

  9. Приобретите клейкую ленту или гири, чтобы избежать досады. Вам понадобится клейкая лента или гири для закрепления листа, на котором вы пишите. Таким образом, вы избежите перекосов или изгибов бумаги в процессе. Также вы можете использовать скрепки либо мольберт.

    • Будьте внимательны при выборе ленты. Если она слишком крепкая, вы можете повредить или разорвать ваш лист, когда захотите ее переместить. Лучше всего использовать художественную ленту.

Каллиграфия (от греч. — "красивый почерк") — одна из отраслей изобразительного искусства. Каллиграфию так же не редко называют искусством красивого письма .

История искусства каллиграфии связана с историей создания рукописного шрифта и инструментами для письма. До изобретения книгопечатания каллиграфия была основным способом графического оформления текста.

Письменность зародилась примерно 5000 лет назад. В этот период память людей стала ослабевать и возникла необходимость записывать информацию. Примерно тогда же возникла и каллиграфия. Ее стили и начертания меняются под влиянием времени. Она находится в состоянии постоянной эволюции, и каждый раз принимает стили той эпохи, в которой существует. Особое отношение к каллиграфии наблюдалось на востоке. В качестве инструментов написания использовались кисть или перо, чернила.

Основные направления развития каллиграфии это: Западно-Европейская каллиграфия и Восточно-Азиатская . В Китае, Японии и мусульманских (арабских) странах каллиграфия появилась раньше, чем в западно-европейских и достигла статуса одного из видов изящных искусств, равного живописи и поэзии .

Из стремления соединить стиль начертания слов с их смыслом возникли и существовали на протяжении многих столетий четко отработанные и освященные традицией приемы графической стилистики. Их предназначение — усиливать эмоциональное воздействие на читателя продуманным соответствием каллиграфического почерка смысловому и литературно-стилевому содержанию написанного текста. Существо же заключалось в том, что произведения определённого литературного стиля или научного содержания записывались определённым каллиграфическим почерком.

Несколькими движениями кисти опытный мастер-каллиграф может зафиксировать мимолетное настроение, зарифмовать промелькнувшее в просветленном сознании четверостишье и в одно мгновенье создать художественный объект, достойный углубленного созерцания многими поколениями.

Китайская каллиграфия считается "прародительницей" японской, первые упоминания о ней датируются серединой II — серединой I тысячелетия до н.э., в то время как история японской каллиграфии начала свой отсчет с V века до н.э.. Именно тогда в Японию с континента стали проникать первые образцы китайского иероглифического письма, а каллиграфическое письмо появилось в VII веке. В Китае первыми каллиграфическими надписями стали надписи на панцирях черепах.

В Японии каллиграфия — самый распространенный вид искусства, национальное пристрастие и общая эстетическая натура, воспитанная у японцев с малых лет. В Японии заимствование китайской письменности связано с распространением буддизма, но с течением времени японцы стали приспосабливать заимствованные иероглифы для записей на родном языке.

Японская каллиграфия — это одна из практик дзен , такая же, как искусство чайной церемонии (чадо), икебана, японское фехтование на мечах (кендо) и другие боевые искусства (будо). Традиционные способы передачи каллиграфических символов лаконичны: иероглифы пишут на белой бумаге, которая в философии дзен олицетворяет пустоту, а черные знаки на белом фоне несут в себе понятия инь и янь — женское и мужское начала. И в практиках дзен существует путь каллиграфии, путь письма шодо (Shodo), где Sho значит каллиграфия, do — путь. И это один из путей, ведущий к осознанию смысла жизни и вечных истин .

"В китайской каллиграфии главное — это энергия, внутренняя сила кисти… Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью бумаги. В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти — мазок, в ее языке главное — не осязание, не проникновение, а жест, танец" , — так определил различия между китайским и японским направлением С.Н.Соколов-Ремизов.

Арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл. Многие религии используют изображения (иконы) для выражения основ своих убеждений, ислам же вместо этого предлагает каллиграфию. Отказ от изображений, как от возможной формы идолопоклонства, привел к развитию каллиграфии в религиозном направлении. Искусство письма всегда занимало необычайно высокое место в арабской, а затем и в исламской культуре.

В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения "красотой письма" (каллиграфией) стала показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности . В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана.

Европейская каллиграфия развивалась в русле греко-римского письма (в меньшей степени кириллицы), классические образцы которого, используемые до сих пор, разработаны еще в античности. Ранние алфавиты появились в третьем тысячелетии до нашей эры. Непосредственным предшественником латинского алфавита был этрусский. Вначале при письме использовались только заглавные буквы, строчные возникли позже, во времена Каролингов.

Появление христианства дало толчок искусству каллиграфии на Западе, ввиду того, что необходимо было копировать в больших количествах Библию и прочие религиозные тексты. Наибольшего расцвета искусство каллиграфии достигло в VII-IX веках в Ирландии и Шотландии, где монахи создавали иллюминированные Евангелия — шедевры средневекового искусства.

Как и древние времена, так и в современном обществе каллиграфия часто используется при изготовлении магических предметов: амулетов, оберегов, талисманов, кулонов, колец и т.д. В древности, так же использовалась и при создании холодного оружия и защитного вооружения, нанесения каллиграфических образов, рун, иероглифов, несущих ту или иную информацию, направленную либо на защиту носившего броню рыцаря, либо на качество его вооружения.

С появлением и развитием книгопечатания, машинописи и, появлением компьютерной техники каллиграфия формально утрачивает свое первоначальное значение. И скорее выступает как эстетический элемент в оформлении текстов.

Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, в виде шрифтов и рукописных логотипов, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. А также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождении и в других документах, где предполагается писать от руки.

Каллиграфия — это не просто умение красиво писать. Это настоящее искусство, способ творческого самовыражения . Но помимо эстетического у нее есть и еще один немаловажный аспект — медицинский .

Ученые заметили, что красивое письмо тесно связано с деятельностью человеческого мозга. Занимаясь каллиграфией, можно развить лобные доли мозга, восстановить утраченные двигательные функции , что оказывается невозможным при письме обычной шариковой ручкой.

Каллиграфия благотворно влияет на человеческую психику, развивает тончайшие мышцы рук,

каллиграфического написания букв русского алфавита

Строчная буква а состоит из двух элементов: овала и наклонной палочки с закруглением внизу.

Начинаем писать букву ниже верхней линии рабочей строки. Ведём вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, ведём наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вниз второй элемент буквы – это наклонная линия с закруглением внизу.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и.

Справа, налево, вниз, вправо, вверх; вниз, вправо.

Заглавная буква А состоит из трех элементов: переднего плавного элемента, удлиненной наклонной палочки с закруглением внизу и горизонтальной палочки.

Начинаем писать букву выше нижней линии рабочей строки. Слегка закругляем вправо, и ведём наклонно вверх до середины межстрочной строки, опуская линию на себя, не отрывая руки, пишем второй элемент буквы - прямую наклонную линию с закруглением внизу. Третий элемент пишем на верхней линии рабочей строки, пересекая два первых элемента.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три.

Слева направо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; слева направо.

Строчная буква б состоит из двух элементов: овала и удлиненной наклонной палочки, загнутой вверху.

Начинаем писать букву б, как и строчную а. Не отрывая руки от овала, пишем удлиненную наклонную линию вверх до середины межстрочной строки и заканчиваем плавным поворотом вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два.

Слева направо, вверх, влево, вниз; вправо, вверх, отклоняясь вправо; вправо.

Заглавная буква Б состоит из трех элементов: удлиненной наклонной палочки с петлёй слева, правого полуовала и верхней горизонтальной палочки с левым закруглением.

Начинаем писать букву от середины межстрочной строки. Пишем прямую наклонную линию на себя. У нижней линии рабочей строки закругляем влево и ведём вверх узкую петлю. Пересекаем наклонную прямую выше верхней линии рабочей строки. Опускаем полуовальную линию вниз, закругляем влево, касаясь нижней линии рабочей строки. Третий элемент пишем от середины межстрочной строки, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-и-два-и-три-и.

Справа налево, вниз; влево, вверх; отклоняясь вправо, вниз; слева направо.

Строчная буква в состоит из удлиненной наклонной палочки с петлей вверху и овала.

Начинаем писать букву ниже верхней линии рабочей строки. Ведём с наклоном вверх, закругляя на середине межстрочной строки влево. Ведём вниз удлиненную наклонную, закругляя у нижней линии рабочей строки в овал.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Снизу вверх, отклоняясь вправо, влево, вниз; вправо, вверх, влево.

Заглавная буква В состоит из трех элементов: удлиненной наклонной палочки с петлёй слева и двух правых полуовалов.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Пишем прямую наклонную линию на себя. У нижней линии рабочей строки, закругляя влево, ведём вверх узкую петлю. Не доводя до середины межстрочной строки, пересекаем наклонную прямую и продолжаем вести вверх, закругляя вправо, пишем верхнее и нижнее закругления. Верхнее закругление меньше нижнего.

Пишется под такт: раз-и-и-два-и-и-три-и.

Сверху вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, влево

Строчная буква г состоит из одного элемента: наклонной палочки с закруглениями вверху и внизу.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляем вправо, касаясь верхней линии, ведём наклонную прямую до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и.

Заглавная буква Г состоит из двух элементов: удлиненной наклонной палочки с закруглением внизу влево и верхней горизонтальной палочки с левым закруглением.

Начинаем писать прямую наклонную линию на себя от середины межстрочной строки. Касаясь нижней линии рабочей строки, закругляем влево. Второй элемент накрывает первый. Пишем от середины межстрочной строки, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-и-два .

Справа налево, вниз, влево; слева направо.

Строчная буква д состоит из двух элементов: овала и удлинённой наклонной палочки с петлёй внизу.

Начинаем писать овал, как у маленькой буквы а. Не отрывая руки, ведём вниз удлинённую наклонную линию до середины межстрочной строки. Закругляя влево, ведём петлю вверх, пересекая нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и .

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавная буква Д состоит из трех элементов: удлиненной наклонной палочки, лежачей петли и правого большого полуовала.

Начинаем писать удлиненную наклонную линию от середины межстрочной строки. Внизу слева пишем небольшую петлю. Касаясь нижней линии рабочей строки, закругляя вверх, пишем правый большой полуовал.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три .

Сверху вниз, влево, вправо, вверх, влево, вниз .

Строчная буква е представляет собой петлю.

Начинаем писать от середины рабочей строки. Пишем вправо, закругляя влево возле верхней линии рабочей строки и ведём полуовалом вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и .

Снизу вверх, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо.

Заглавная буква Е состоит из двух левых полуовалов.

От середины межстрочной строки пишем верхний меньший полуовал, заканчивая над верхней линией рабочей строки. Не закругляя вверх, безотрывным движением влево и вниз пишем большой нижний полуовал, касаясь нижней линии рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и .

Справа налево, вниз, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо .

Строчная буква ё пишется так же, как и строчная буква е, только над буквой ставим две точки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-три .

Снизу вверх, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо . Над буквой ставим две точки.

Заглавная буква Ё пишется так же, как и заглавная буква Е, только над буквой ставим две точки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-три-четыре .

Справа налево, вниз, отклоняясь вправо; влево, вниз, вправо. Над буквой ставим две точки
Строчная буква ж состоит из трех элементов. Два элемента - левый и правый полуовалы. Третий элемент состоит из трёх коротеньких прямых палочек.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя вправо, пишем левый полуовал. Возле нижней линии рабочей строки закругляем влево. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному и ведём соединительный штрих вверх. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз, пишем соединительный штрих и правый полуовал.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и-три-и .

Слева направо вниз, влево; вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вверх, отклоняясь вправо; вверх вправо; влево, вниз, вправо.

Заглавная буква Ж состоит из таких же трёх элементов.

Начинаем писать от середины межстрочной строки, закругляем вправо, пишем полуовал. Возле нижней линии рабочей строки закругляем влево. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному и ведём соединительный штрих вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз, пишем соединительный штрих и правый полуовал.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и-три-и .

Слева направо, вниз, влево; вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вверх, отклоняясь вправо, вправо; влево, вниз, вправо.

Строчная буква з в своём составе имеет правый полуовал и нижнюю петлю.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведём с большим наклоном на закругление у верхней линии рабочей строки, закругляя ведём влево и, не доводя до нижней линии рабочей строки, пишем округлённую петлю, выходящую за нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и .

Слева направо, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавная буква З состоит из двух правых полуовалов.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя вправо, пишем верхний полуовал. Не доводя до верхней линии рабочей строки, заводим далеко влево и начинаем писать нижний полуовал, больше верхнего.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и.

Слева направо, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, влево.

Строчная буква и состоит из двух прямых палочек с закруглениями внизу.

Пишем от верхней линии рабочей строки наклонную вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя её вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Заглавная буква И

Первый элемент пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три.

Строчная буква й состоит из трех элементов: двух наклонных палочек, закругленных внизу, и короткой выгнутой линии.

Строчная буква й пишется так же, как и строчная буква и, только над буквой пишем третий элемент - короткую выгнутую линию движением вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вправо.

Заглавная буква Й также состоит из трех элементов.Пишется так же, как и заглавная буква И ,только над буквой пишется третий элемент, как и в строчной й.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вправо.

Строчная буква к состоит из трёх элементов: прямой и двух кривых.

От верхней линии рабочей строки пишем наклонную прямую вниз. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному, дойдя до середины линии, плавно закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, слегка закругляем. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному, линию повтора опускаем ниже середины строки. Вправо прописываем закругление и опускаем прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вверх, вверх, отклоняясь вправо, вправо; влево, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква К состоит из четырех элементов: острого элемента, удлиненной прямой с левой петлёй и двух кривых.

Начинаем писать от середины межстрочной строки короткую прямую вправо вверх. Не отрывая руки, ведём удлиненную прямую вниз, закругляем у нижней линии рабочей строки вверх и пишем узкую петлю, пересекая удлиненную прямую выше верхней линии рабочей строки. Ведём вправо вверх, заканчиваем небольшим закруглением и, не отрывая руки, возвращаемся по написанному, вправо прописываем закругление и опускаем прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и-и-три-и.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо, вправо; влево, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, вправо.

В составе строчной буквы л выделяются передний плавный элемент и наклонная палочка с закруглением внизу.

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Заглавная буква Л похожа на строчную л составом элементов и написанием.

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Слева направо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Строчная буква м состоит из трех элементов: переднего плавного и двух наклонных палочек с закруглениями внизу.

Начинаем писать, как строчную л, выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки и вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вниз до нижней линии, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

В состав заглавной буквы М входят те же самые элементы, из которых состоит строчная буква м,только большего размера.

Начинаем писать заглавную букву, как и строчную. Пишем выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки и вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Строчная буква н состоит из трех элементов: прямой наклонной палочки, горизонтальной палочки и наклонной палочки с закруглением внизу.

Пишем вниз наклонную прямую от верхней линии рабочей строки. Возвращаемся по написанному вверх до середины. Ведём плавную линию вправо, выгибая вниз, к верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вверх, вправо, вверх; вниз, вправо.

Заглавная буква Н состоит из острого элемента, удлиненной наклонной палочки с петлёй внизу влево и удлиненной наклонной палочки с петлей вверху и закруглением.

Начинаем писать короткую прямую от середины межстрочной строки. Не отрывая руки, ведём удлиненную прямую вниз, закругляем у нижней линии вверх и пишем узкую петлю, пересекая удлиненную прямую выше верхней линии рабочей строки. Ведём плавную линию вправо, продолжаем вверх до середины межстрочной строки, закругляем влево и плавно опускаем удлиненную наклонную вниз, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо; вверх, влево, вниз, вправо.

Строчная буква о - один элемент - овал.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя влево, касаясь верхней линии, продолжаем закруглять влево вниз до нижней линии рабочей строки и ведём к началу написания буквы.

Пишется под такт: и-раз-и.

Заглавная буква О - один элемент - овал.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя влево, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём к началу написания буквы.

Пишется под такт: и-раз-и.

Справа налево, вниз, вправо, вверх.

Строчная буква п состоит из двух элементов: первый - прямая палочка, второй - прямая с закруглениями вверху и внизу.

Начинаем писать наклонную прямую вниз от верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному. От середины вверх, плавно закругляя вправо, пишем наклонную прямую линию, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вверх; вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква П в своем составе имеет три прямых с закруглениями.

Пишем наклонную прямую вниз от середины межстрочной строки, закругляя влево. Пишем наклонную прямую вниз от середины межстрочной строки, закругляя вправо. Третий элемент накрывает первый и второй. Пишем от середины межстрочной строки, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-два-и-и-три.

Сверху вниз, влево; сверху вниз, вправо; вверх, вправо.

Строчная буква р в своём составе имеет два элемента. Первый - наклонная удлиненная палочка, второй - наклонная палочка, закруглённая внизу и вверху.

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки удлинённую наклонную прямую вниз до середины межстрочной строки. Возвращаемся по написанному до середины рабочей строки, отклоняясь вправо до верхней линии рабочей строки, пишем закругление вправо и ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз; вверх, вверх, отклоняясь вправо, вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква Р имеет два элемента. Первый - удлиненная наклонная палочка с закруглением внизу влево, второй – верхний полуовал.

Пишем наклонную прямую вниз от середины межстрочной строки, закругляя влево. От середины межстрочной, закругляем вверх вправо и продолжаем прямую вдоль межстрочной, закругляя в правый полуовал.

Пишется под такт: раз-и-и-два-и.

Справа налево, вниз, влево; вниз, вверх, вправо, вниз.

Строчная буква с - левый полуовал.

Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя вверх и влево, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и.

Справа налево, вниз, вправо.

Форма заглавной буквы С подобна форме строчной. Это - левый полуовал.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя вверх и влево, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и. Справа налево, вниз, вправо.

Строчная буква т состоит из трех элементов. Первый - это прямая наклонная палочка. Второй - прямая, закругленная вверху. Третий элемент - прямая, закругленная вверху и внизу.

Начинаем писать наклонную прямую вниз от верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному. От середины вверх, плавно закругляя вправо, пишем наклонную прямую линию. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному. От середины вверх, плавно закругляя вправо, пишем наклонную прямую линию, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вверх; вверх, отклоняясь вправо, вниз; вверх, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Заглавная буква Т состоит из четырех элементов. Один из них - прямая линия, три - прямые с закруглениями.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Ведём вниз наклонную прямую до нижней линии рабочей строки, закругляя влево. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Четвёртый элемент накрывает три предыдущих. Пишем от середины межстрочной линии, закругляя влево, вверх и ведём вдоль межстрочной строки.

Пишется под такт: раз-и-два-три-и-и-четыре.

Сверху вниз, влево; сверху вниз; сверху вниз вправо; слева, направо.

Строчная буква у имеет два элемента: наклонную палочку с закруглением внизу и нижнюю петлю.

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки вниз. Ведём наклонную прямую, закругляя вправо у нижней линии рабочей строки и продолжаем вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вниз удлиненную прямую до середины межстрочной строки. Закругляя влево, пишем петлю, пересекая нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: раз-и-два-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавная буква У состоит из двух элементов: прямые с закруглениями. Начинаем писать от середины межстрочной строки.Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз, касаясь верхней линии рабочей строки. Закругляя вправо, ведём вверх до середины межстрочной строки. Возвращаемся по написанному, пишемнаклонную прямую к нижней линии рабочей строки, закругляя влево.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево.

Строчная буква ф - это удлиненная наклонная палочка с двумя овалами.

Начинаем писать овал, как у маленькой буквы а . Не отрывая руки, ведём вниз удлинённую наклонную линию до середины межстрочной строки. Возвращаемся по написанному, пишем правый овал, касаясь второго элемента.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Справа налево, вниз; вверх, вниз, вверх; слева направо, вниз, влево.

Заглавная буква Ф состоит из трех элементов: двух овалов и удлиненной наклонной палочки с закруглением внизу влево.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Пишем левый овал, касаясь верхней линии рабочей строки. Закругляя вправо, пишем правый овал, касаясь левого овала. Не отрывая руки, ведём прямую вверх к середине межстрочной строки. Возвращаемся по написанному, пишем наклонную прямую вниз, закругляя влево.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-и-три-и.

Строчная буква х

Начинаем писать букву с левого полуовала. Ниже верхней линии рабочей строки, закругляя вправо, пишем левый полуовал. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному. Отклоняясь вправо, пишем, правый полуовал, касаясь левого полуовала.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и.

Заглавная буква X имеет два полуовала: левый и правый.

От середины межстрочной строки, закругляя вправо, пишем левый полуовал. Не отрывая руки, возвращаемся по написанному. Отклоняясь вправо, пишем правый полуовал, касаясь левого полуовала.

Пишется под такт: и-раз-и-и-два-и.

Слева направо, вниз, влево; вправо, вверх, вправо; влево, вниз, вправо.

Строчная буква ц состоит из трех элементов. Первые два - это наклонные палочки с закруглениями внизу, третий - маленькая петля.

Пишем от верхней линии рабочей строки наклонную вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя её вправо. Ведём вниз прямую линию, закругляя влево, пересекаем петлёй нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавную букву Ц пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо. Ведём вниз прямую линию, закругляя влево, пересекаем петлёй нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Строчная буква ч состоит из двух элементов: фигурной линии и наклонной палочки, закругленной внизу.

Ниже верхней линии рабочей строки пишем наклонную линию вверх. Движением вправо пишем выгнутую линию. Не отрывая руки, пишем вниз наклонную прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-и-раз-и.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, вправо.

Заглавная буква Ч имеет два элемента. Один из них - наклонная палочка с закруглениями вверху и внизу, второй - удлиненная прямая, закругленная внизу.

Начинаем писать от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз, касаясь верхней линии рабочей строки. Закругляя вправо, ведём вверх до середины межстрочной строки.Возвращаемся по написанному, пишем наклонную прямую к нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Строчная буква ш состоит из трех элементов. Это три наклонные палочки, закругленные внизу.

Пишем от верхней линии рабочей строки наклонную вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Заглавная буква Ш состоит из четырёх элементов.

Первый элемент пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Строчная буква щ по форме похожа на малую ш, только имеет ещё небольшую петельку.

Пишем от верхней линии рабочей строки наклонную вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз. Возле нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Ведём вниз прямую линию, закругляя влево, пересекаем петлёй нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и-четыре-и.

Сверху вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Заглавную букву Щ пишем от середины межстрочной строки. Ведём, закругляя, слева направо вверх. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вверх до середины межстрочной строки. Не отрывая руки, пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо. Ведём вниз прямую линию, закругляя влево, пересекаем петлёй нижнюю линию рабочей строки.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и-четыре-и.

Слева направо, вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо; вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо.

Твердый знак ъ состоит из двух элементов: фигурной линии и буквы ь.

Ниже верхней линии рабочей строки пишем наклонную линию вверх. Движением вправо пишем выгнутую линию. Ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Поднимаемся вверх и ближе к середине рабочей строки закругляем влево.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

Буква ы состоит из трех элементов: наклонной с закруглением, короткой наклонной палочки и наклонной палочки с закруглением внизу.

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вниз, у нижней линии закругляем вправо, поднимаемся вверх и ближе к середине рабочей строки закругляем влево, не касаясь написанной части. Не отрывая руки, ведём вверх до верхней линии рабочей строки, пишем наклонную прямую вниз, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три.

Сверху вниз, вправо, вверх, влево, вправо, вверх, отклоняясь вправо; вниз, вправо.

Мягкий знак ь представляет собой один элемент.

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Поднимаемся вверх и ближе к середине рабочей строки закругляем влево.

Пишется под такт: раз-и-два.

Сверху вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

Строчная буква э состоит из двух элементов: правого полуовала и короткой прямой линии.

Начинаем писать букву с полуовала. Ниже верхней линии рабочей строки, закругляя вправо, пишем полуовал. Второй элемент проводится до середины первого, слева направо.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Заглавную букву Э начинаем писать от середины межстрочной строки. Пишем вверх, закругляя вправо, полуовал. По верхней линии рабочей строки до середины первого элемента пишем горизонтальную короткую прямую движением слева направо.

Пишется под такт: и-раз-и-два.

Слева направо, вниз, влево; вправо.

Строчная буква ю состоит из трех элементов: двух прямых и овала.

Пишем вниз наклонную прямую от верхней линии рабочей строки. Возвращаемся по написанному вверх до середины. Ведём плавную линию вправо, выгибая вниз. Пишем овал.

Пишется под такт: раз-и-и-два-и.

Сверху вниз, вверх, вправо; вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

Заглавная буква Ю состоит из четырех элементов.

Начинаем писать с середины межстрочной строки короткую прямую. Не отрывая руки, ведём удлиненную прямую вниз, закругляем у нижней линии вверх и пишем узкую петлю, которая пересекает удлиненную прямую выше верхней линии рабочей строки. Ведём плавную линию вправо, вниз и пишем овал.

Пишется под такт: и-раз-и-два-и-три-и.

Снизу вверх, отклоняясь вправо; вниз, влево, вправо; вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

Строчная буква я состоит из трех элементов: плавного переднего овала и двух наклонных палочек с закруглением внизу.

Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо. Не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляя влево, пишем небольшой овал. Не отрывая руки, ведём до верхней линии рабочей строки и опускаем вниз наклонную прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Заглавную букву Я н ачинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо. Не доводя до середины межстрочной строки, закругляя влево, пишем небольшой овал, касаясь верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём до середины межстрочной строки и опускаем вниз наклонную прямую, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

Слева направо, вверх, влево, вниз, вправо, вверх; вниз, вправо.

Искусство красивого письма, которым владеет каллиграф, по-прежнему находит своих ценителей.

Особенности профессии

Каллиграфия - искусство красивого письма, вид изобразительного искусства. Профессия подходит тем, кого интересует рисование (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Если специалист не только владеет каллиграфическим почерком, но и искусством рисовльщика, иллюстратора, может сам разработать шрифт, его называют художником-каллиграфом, художником шрифта. Обычно каллиграфию как одно из оформительских средств используют художники-графики, оформители.
До распространения книгопечатания искусство каллиграфии имело особое значение и в европейской, и в восточной культуре. Переписчики книг стремились, чтобы буквы получались не только удобочитаемыми, но и красивыми. Разрабатывали и осваивали шрифты, выверенные до мелочей. Выразительность литер придавала текстам дополнительную эстетическую ценность. И даже компенсировало отсутствие иллюстраций.

Например, в исламских странах, где изображение человека было под запретом, на основе каллиграфии создавались богатейшие орнаментные композиции, включающие растительные, геометрические и даже изобразительные элементы.

Когда появились типографии, каллиграфия оставалась востребована при переписывании и оформлении документов, а также как декоративный приём.
Со временем документы стали печататься на печатной машинке, а потом и на компьютере. В обыденной жизни важна не красота почерка, а умение писать быстро и разборчиво. Каллиграфия утратила практическое значение и окончательно перешла в разряд декоративного искусства.
Каллиграфией по-прежнему владеют гравёры, художники-оформители, иллюстраторы и т.д.
В чистом виде каллиграфия применяется всё реже, её вытесняет оперативная компьютерная печать с возможностью выбрать любой понравившийся шрифт. Правда, разрабатывают эти шрифты, опять-таки, художники-каллиграфы.

Также каллиграфы оформляют списки, гостевые карточки для торжественных приёмов и пресс-конференций, оформляют приглашения, поздравительные адреса и пр.
Надпись, выполненная каллиграфом, всегда уникальна, т.к. существует в единственном экземпляре. Поэтому, получив по почте свадебное приглашение, искусно написанное от руки, вы сразу понимаете, что торжество планируется незабываемое.
Так что по-прежнему есть немало ценителей этого искусства.
При всей редкости профессии, многие люди, и не обязательно художники, стремятся овладеть каллиграфией. Почему? Видимо, потому, что каллиграфия - одна из форм медитации, самосозерцания.

Существуют различные техники каллиграфии, художественные стили и шрифты.
Например, китайская каллиграфия предполагает использование кисти. А в европейской каллиграфии чернила наносятся пером.
При написании букв важно всё: и наклон пера, и нажим, и правильное положение тела.
Начинающий каллиграф изучает эти тонкости, осваивает штрихи, элементы, простейшие буквы, законы пропорции шрифтов и страниц, затем переходит к изучению буквиц, монограмм, шрифтов различных стилей.

Рабочее место

Художники-каллиграфы могут работать в дизайн-студиях, работать самостоятельно, продавая свои работы, сотрудничать с издательствами, службами протокола государственных структур и т.д.

Важные качества

Профессия каллиграф предполагает художественный вкус, способность к рисованию, глазомер, развитую мелкую моторику, склонность к кропотливому труду, аккуратность.

Знания и навыки

Каллиграф должен в совершенстве владеть выбранной техникой письма, принципы изобразительно-шрифтовой композиции.

Где учат

Искусству каллиграфии можно учиться на платных курсах каллиграфии. В Москве действуют курсы каллиграфии различных направлений: от европейской до китайской, японской и пр.