Что такое характер для детей. Типы поведения и характер ребенка

Это относится и к девочкам и к мальчикам. Простейшие тесты покажут то, как ребенок мыслит в непростых ситуациях. Тесты эти абсолютно безболезненные со всех точек зрения. Они просты и понятны для вас и безобидны для ребенка. Некоторые тесты помогут выявить лидера, некоторые помогут оценить творческий потенциал личности. В любом случае. Вы получите ответы на все или на большинство ваших вопросов о характере ребенка и типе его поведения .

Зачем это нужно

Характер ребенка узнается для того, чтобы направить его по верному пути в жизни. Например, если ребенок динамичен и обладает большим запасом энергии, то его можно отдать в спорт. Если он мыслит супер нестандартно, то его дорога лежит через творчество. Каким бы ни был ваш дитя, он может найти в жизни свой истинный путь. Ваша задача состоит в том, чтобы помочь ему или ей использовать сильные стороны своего характера себе во благо.

Когда вы хорошо знаете своего ребенка, вы понимаете, что от него можно можно ожидать в той или иной ситуации. Вы перестанете ругать ребенка за некоторые промахи и начнете поощрять за какие-то особые победы. Воспитание будет более эффективным, поэтому проанализировать ребенка нужно обязательно.

Тест первый: определение левши или правши

Тут важно лишь ваше наблюдение. По началу, когда ребенок еще совсем маленький. Нужно наблюдать за ним. После полутора или двух лет малыш начинает проявлять себя с этой точки зрения. Полушария его мозга становятся более активными, поэтому можно узнать, какое из них отвечает за образно-двигательные функции.

До 3-4 лет лучше просто наблюдать за ребенком, а вот потом можно попросить его или ее сделать парочку простых упражнений:

  • скрестить руки на груди (та, которая выше — основная);
  • собрать пальцы в замок (большой палец определяет основную руку, когда он сверху закрывает другой большой палец).

Эти два упражнения нужны даже не для определения левши или правши, а для определения амбидекстрии малыша. Этот термин означает, что личность использует сразу две руки одинаково. Если ваш ребенок открывает что-то правой рукой, бросает всё правой рукой, но эти два простых теста показывают, что он левша, значит ваш ребенок и левша и правша.

Определение левшей и правшей очень важно, потому что многие ученые полагают, что переучивать ребенка нельзя ни в коем случае. Если он левша, то пусть и остается ею. Если он амбидекстр, то можно попробовать переучить. Дело в том, что развитое полушарие лучше оставлять развитым, ведь левши вырастают людьми творческими, а правши выбирают больше стандартные направления развития.

Тест второй: лидерство

Важно понять, как ребенок относится к мнению большинства. Для этого теста вам понадобится как минимум трое взрослых людей и сам ребенок. Говорить о проведении теста, естественно, не нужно. Рекомендуемый возраст ребенка — 5-6 лет.

Вы готовите кашу на всех. Каша должна быть обязательно сладкой. Все садятся за стол и начинают кушать. Затем кто-нибудь из взрослых говорит, что каша соленая. Затем другой и третий и так далее. Вы демонстративно пробуете кашу и делаете вид, что она действительно соленая, а не сладкая. Затем переводите внимание на ребенка, а затем спросите и его, что он думает о каше. Тут важно отследить его действия:

  • если ребенок полностью согласится с вами с первого раза, что каша соленая, а не сладкая, то это будет означать, что они жертвуют своим мнением ради всеобщего блага. Они не хотят отличаться от всех, поэтому не будут перечить вам;
  • если ребенок проявит какие-то сомнения, но потом все равно признает, что каша соленая, то это будет означать, что из него растет настоящий дипломат. Ребенок попробовал кашу еще раз и убедился в том, что она сладкая, но принял решение не говорить об этом. Так делают не очень многие;
  • если ребенок будет бороться за правду, то он является настоящим лидером. Ему или ей важно доказать, что он или она правы. Это показывает силу характера, которая со временем разовьется в нечто положительное.

Плохих исходов тут тоже нет, потому что все мы разные. Первый тип детей не означает, что они будут ведомыми всю жизнь. Просто им легче согласиться, чем тратить силы на пустую болтовню или поиск доказательств.

Тест третий: определение интровертов и экстравертов

Интроверт — человек, который сосредоточен на самом себе. Это не эгоист, как считают многие сторонники клише и стереотипов . Такие люди очень глубоко мыслят.

Экстраверт — общительный человек, которому не составляет труда обратиться за помощью к окружающим людям. Рассказать о своих чувствах.

Лучше делать данный тест либо после 5-летнего возраста, либо два раза — в три года и после 5 лет. Для маленьких детей потребуется набор для постройки домика из разноцветных кубиков или деталей. Для тех, кто уже «большой» нужна будет картинка для раскраски.

Маленьким испытуемым нужно построить дом, а тем, кто побольше, нужно раскрасить рисунок так, как они сами пожелают. Далее смотрим на результаты:

  • экстраверты собирают домик из деталей хаотичного цвета. Когда они раскрашивают рисунок, то очень часто заходят за поля, они небрежны;
  • интроверты делают постройки из примерно одних и тех же цветов. Когда раскрашивают рисунок, то они предельно осторожны, поэтому никогда не выходят за пределы линий или, по крайней мере, стараются.


Тест четвертый: проверка на прочность

Ребенку должно быть 5 лет или больше. У каждого малыша есть любимая сладость. Тест заключается в том, чтобы дать ребенку сладость, но не позволять ее есть с самого начала. Сначала вы объясняете ребенку правила игры: если он или она продержатся минут 15-20, сидя перед вкуснятиной, то вы даете малышу еще одну вкусную вещицу. Ребенок может съесть ее сразу, но не получить больше ничего. Сидеть нужно на месте и ничего не делать, то есть, заниматься своими делами малыш не может.

Идеальные условия — это когда испытуемых детей несколько. Побеждает тот, кто дольше всех просидит и не съест то, что лежит перед ним. Если у вас есть друзья с детьми приблизительно такого же возраста, то лучше сделать всё так. Если нет, можно использовать первый вариант.

Какие возможны исходы:

  • ребенок сразу съедает вкуснятину;
  • ребенок долго думает, потом съедает;
  • ребенок терпит и получает еще.

Если «подарочек» был сразу съеден, то ребенок весьма щедр будет по жизни и очень прост в общении, в работе. Те, кто сначала мучились, но потом съели вкусность, являются людьми, склонными к анализу. Они долго взвешивали все за и против, но потом поняли, что лучше взять всё сейчас. Это наиболее часто встречающийся тип детей. Те же, кто с умел подождать, очень сильны эмоционально. Словит их сложно будет во взрослой жизни. Они экономны и думают всегда на пару шагов вперед. Таких чуть меньше трети.

Итак, все эти четыре теста можно легко провести дома самостоятельно. В этом и заключается их прелесть. Для ребенка они могут быть также интересны. Вы узнаете о вашем сыне или о дочке что-то новое, что позволит начать выработку правильных привычек , выбрать спорт для ребенка, интересное занятие. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Попытайтесь добиться максимально честных ответов. Может случиться, что ваш ребенок не сможет сразу ответить на какой-либо вопрос. Это означает, что он либо не понял, что от него требуется, либо никогда не задумывался об этом. Родители могут сами ответить на вопрос, если точно уверены в поведении своего малыша.

Данный тест основан на концепции «акцентуированных личностей» К. Леонгарда и интерпретирован с учетом детской психологии.

На вопросы требуются однозначные ответы «Да» или «Нет».

  1. Часто ли у тебя бывает веселое настроение? Тебе хочется бегать, играть, смеяться?
  2. Легко ли тебя огорчить?
  3. Часто ли ты плачешь?
  4. Когда ты самостоятельно делаешь уроки, внимательно ли ты проверяешь свои ошибки?
  5. Ты считаешь, что твои друзья сильнее, чем ты?
  6. Бывает ли так, что хорошее настроение внезапно становится плохим?
  7. Стремишься ли ты быть главным в играх?
  8. Часто ли ты обижаешься на родителей и друзей?
  9. Всегда ли ты слушаешь, что тебе говорят старшие?
  10. Всегда ли ты старательно делаешь уроки?
  11. Любишь ли ты что-то придумывать (игры, стихи, рисунки, рассказы и т. д.)?
  12. Легко ли тебе обидеть другого?
  13. Как ты думаешь, ты – добрый человек?
  14. Многого ли ты боишься?
  15. Ты хочешь, чтобы тебя все хвалили?
  16. Помнишь ли ты себя, когда ты был совсем маленьким?
  17. Считают ли одноклассники тебя внимательным и аккуратным?
  18. Когда у тебя неприятности в школе, сильно ли ты расстраиваешься?
  19. Хорошие ли у тебя отношения с окружающими?
  20. Часто ли ты переживаешь?
  21. Бывает ли тебе грустно? Если да, то часто ли?
  22. Если случается что-то плохое, можешь ли ты спокойно заниматься своими привычными делами, или это очень сильно выбивает тебя из колеи?
  23. Можешь ли ты долгое время оставаться на одном месте?
  24. Стремишься ли ты отстоять справедливость перед родителями или учителями?
  25. Было ли такое, чтобы ты мучил животных?
  26. Спокойно ли ты относишься к беспорядку в комнате?
  27. Любишь ли ты оставаться в одиночестве?
  28. Бывает ли у тебя веселое или, наоборот, грустное настроение без причины?
  29. Являешься ли ты одним из лучших учеников в классе?
  30. Любишь ли ты играть в подвижные игры?
  31. Легко ли тебя рассердить?
  32. Считаешь ли ты себя счастливым?
  33. Когда твоим друзьям грустно, легко ли тебе удается их развеселить?
  34. Всегда ли ты говоришь откровенно то, что думаешь?
  35. Пугает ли тебя вид крови?
  36. Если в школе тебе что-либо поручают, охотно ли ты это выполняешь?
  37. Заступаешься ли ты за других?
  38. Боишься ли ты быть в темной комнате?
  39. Что тебе больше нравится: медленная и точная работа, например, решение задач и примеров по математике, или быстрая и не требующая точности, например, чтение книг?
  40. Легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?
  41. Любишь ли ты выступать на сцене, когда на тебя смотрят много людей?
  42. Не случалось ли тебе, обидевшись на родителей, убежать из дома?
  43. Если в школе возникают неприятности, не испытываешь ли ты желания не ходить туда?
  44. Считаешь ли ты, что тебе не везет?
  45. Стараешься ли ты в трудной ситуации перевести дело в шутку?
  46. Если ты с кем-то поссорился, будешь ли стараться помириться?
  47. Нравится ли тебе играть и ухаживать за животными?
  48. Часто ли ты возвращаешься домой, потому что забываешь взять необходимое?
  49. Не бывает ли у тебя тревожных предчувствий? То есть не начинаешь ли ты беспокоиться, что с тобой или с родственниками и друзьями случится что-то плохое?
  50. Влияет ли погода на твое настроение?
  51. Любишь ли ты отвечать у доски?
  52. Случается ли тебе драться?
  53. Любишь ли ты общение с большим количеством народа?
  54. Если у тебя что-то не получается, сильно ли это тебя расстраивает?
  55. Умеешь ли ты рассчитывать свое время?
  56. Не боишься ли ты трудностей?
  57. Если ты читаешь грустную книгу или смотришь печальный фильм, можешь ли заплакать?
  58. Не возникает ли у тебя бессонницы из-за неприятностей?
  59. Стремишься ли ты подсказать своим одноклассникам и даешь ли списывать?
  60. Страшно ли тебе оказаться поздним вечером на улице?
  61. Стараешься ли ты наводить порядок среди своих вещей?
  62. Бывает ли, чтобы у тебя с утра было плохое настроение?
  63. Если ты окажешься в незнакомой компании, будешь ли чувствовать себя неловко?
  64. Случается ли такое, чтобы у тебя болела голова?
  65. Любишь ли ты смеяться?
  66. Стараешься ли ты избегать общения с теми людьми, кто тебе неприятен (с соседями, родственниками, одноклассниками и т. д.)?
  67. Стараешься ли ты каждый день сделать как можно больше?
  68. Часто ли тебя обижают?
  69. Любишь ли ты бывать на природе?
  70. Всегда ли ты выключаешь за собой свет, уходя из дома, или тебе случалось не раз забывать об этом?
  71. Считаешь ли ты себя пугливым человеком?
  72. Когда ты находишься за праздничным столом, меняется ли от этого твое настроение?
  73. Хотел бы ты быть артистом, нравится ли тебе участвовать в драматических постановках?
  74. Бывает ли, что при плохом настроении ты избегаешь общения с друзьями и родителями?
  75. Пугает ли тебя будущее?
  76. Бывает ли, чтобы тебе внезапно становится грустно?
  77. Если к тебе приходят гости, легко ли тебе их развлекать?
  78. Если ты на кого-то обиделся, долго ли продлится твоя обида?
  79. Если у кого-то из друзей случается что-то плохое, сильно ли ты переживаешь?
  80. Если ты случайно допустил ошибку, начнешь ли переписывать весь лист?
  81. Легко ли ты веришь всему, что тебе говорят?
  82. Бывают ли у тебя страшные сны?
  83. Не возникало ли у тебя желания выпрыгнуть в окно или сделать что-то подобное, если случались неприятности?
  84. Когда всем вокруг весело, веселишься ли ты при этом?
  85. Если у тебя случаются неприятности, легко ли тебе отвлечься от размышлений о них?
  86. Бывает ли так, что ты действуешь совершенно неожиданно даже для себя?
  87. Молчалив ли ты обычно?
  88. Бывает ли так, что ты пытаешься изобразить из себя совершенно другого человека, причем сам начинаешь верить в свои «новые» качества?

Когда ваш ребенок ответит на все вопросы, можете приступать к расшифровке теста и узнать особенности характера ребенка

Сначала внимательно ознакомьтесь с интуицией. Если ответ на вопрос совпадает с расшифровкой, ему присваивается один балл.

  1. Демонстративный тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 7, 19, 22, 29, 41, 63, 66, 73, 85, 88 и «Нет» на вопрос 51.

Сумму ответов нужно умножить на 2.

  1. Застревающий тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 и «Нет» на вопросы 12, 46, 59.

Сумму ответов умножьте на 2.

  1. Педантичный тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 и «Нет» на вопрос 36.

Сумму ответов умножьте на 2.

  1. Возбудимый тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Гипертимный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Дистимический тип личности – при ответах «Да» на вопросы 9, 21, 43, 75, 87.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Тревожный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 и ответ «Нет» на вопрос 5.
  2. Экзальтированный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножьте на 6.

  1. Эмоциональный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 и ответ «Нет» на вопрос 25.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Циклотимный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

Сумму ответов умножьте на 3.

Когда вы умножите сумму ответов на указанную цифру, запомните результат. Максимальная сумма баллов после умножения будет равна 24. Если вы получаете результат больше 19, значит, в вашем ребенке есть принадлежность к определенному типу. Не удивляйтесь, если вы обнаружите, что ваш ребенок относится к нескольким типам. Это означает, что в нем так или иначе присутствуют качества, характерные для данных типов.

Теперь ознакомьтесь с расшифровкой результатов.

  • Демонстративный тип

Если ваш ребенок относится к этому типу, то у него характер живой, легкий в установлении контактов. Ваш ребенок очень подвижен, любит и умеет фантазировать. Иногда у него появляется склонность к лживости и притворству. Он охотно приукрашивает собственную персону, а также действительность вокруг себя. Ваш ребенок склонен к авантюрным поступкам, он очень артистичен. Явно стремится к лидерству, чувствует огромную потребность в том, чтобы окружающие признавали его достоинства. Любит быть в центре внимания. Нередко в таких детях проявляется стремление к власти. Дети, относящиеся к демонстративному типу личности, не любят оставаться незамеченными.

Ваш ребенок легко приспосабливается к обстоятельствам вокруг себя. У него легко меняется настроение. Внешне он очень мягок, но – умело манипулирует окружающими. Очень эгоцентричен, желает быть всегда объектом восхищения, сочувствия, почитания. Не любит, когда в его присутствии хвалят других. В таких ситуациях он чувствует себя ущемленным. Любит бывать среди людей, поэтому крайне негативно относится к одиночеству.

У ребенка очень высокая самооценка, что совершенно не соответствует действительности. Он склонен провоцировать конфликты. При этом легко умеет защитить себя.

Он старается избегать неприятных воспоминаний и раздумий. Окружающим очень трудно распознать ложь в том, что он говорит, потому что его артистизм и склонность к интригам помогают ему составить оптимальную модель поведения. У него явно неординарное мышление, поэтому он способен удивлять окружающих.

  • Застревающий тип

Ваш ребенок, безусловно, общителен. Но эта черта не является доминирующей в его характере. Он любит анализировать действительность вокруг себя. Иногда может быть неразговорчивым, замкнуться в себе. В его характере есть настороженность, недоверчивость к другим. Дитя часто страдает от мнимой несправедливости и обиды в свой адрес, причем подолгу переживает все эти чувства. Он очень подозрителен. Склонен вынашивать планы мщения. Он высокомерен, способен стать инициатором конфликтов.

У него сильно развито честолюбие, поэтому он способен проявлять жесткость по отношению к окружающим. Жестокость связана с тем, что у ребенка есть свое собственное мнение на тот или иной счет. Энергично отстаивает свои позиции, с непримиримостью относится к любым нравоучениям. Любит давать советы окружающим, потому что считает себя умнее. Любой ценой стремится достичь высоких показателей, а если ему приходится сталкиваться с неудачами, болезненно их переживает.

  • Педантичный тип

Ваш ребенок инертен, долго переживает любые события, как радостные, так и печальные. Он с трудом решается на какие-то активные действия. Редко вступает в конфликты, чаще является пассивной стороной. Любое нарушение порядка его очень сильно тяготит. Ребенок привыкает к определенным правилам и совершенно не стремится их нарушать. К окружающим предъявляет много требований. Например, считает, что друзья обязаны быть умными, аккуратными и т. д. Если есть какое-то несоответствие, болезненно переживает.

Ваш ребенок аккуратен и много внимания уделяет наведению порядка. Ответственен, стремится добиться высоких успехов в любой деятельности. Не рвется к лидерству, охотно остается на второстепенных ролях.

  • Возбудимый тип

Ваш ребенок не любит и не умеет контролировать себя. Он очень импульсивен, никогда не скрывает своих желаний и стремлений. Нередко бывает груб, даже жесток. Часто становится инициатором конфликтов, в коллективе его отношения с сверстниками складываются далеко не лучшим образом.

Ребенок не любит учиться, любая работа для него тягостна. Не стремится к успехам в той или иной деятельности, живет настоящим, будущее не волнует его. Превыше всего ценит развлечения, стремится к тому, чтобы его всегда окружала атмосфера праздника. Нередко стремится самоутвердиться за счет того, кто слабее.

  • Гипертимный тип

Ваш ребенок общителен и подвижен. Он с ранних лет отличается повышенной самостоятельностью, любит веселье, диапазон его интересов весьма широк. Любит большие компании, стремится лидировать. Обычно у таких людей всегда хорошее настроение и прекрасное самочувствие. Самооценка вашего ребенка очень высокая. Для него огромное значение имеют все радости жизни: игры, вкусная еда, веселье и т. д.

Ребенок легкомыслен, но одновременно очень талантлив. Он инициативен, энергичен, активен. Нередко в его жизни случаются конфликты. Дело в том, что его самостоятельность не может не раздражать окружающих. Если ребенок видит, что окружающие не намерены подчиняться ему, это очень расстраивает его. В гневе он становится неуправляем.

Условия жесткой дисциплины для него невыносимы, поэтому следует избегать ситуаций, когда ему предъявляют определенные требования. Ребенок не способен к монотонной, утомительной деятельности. Он очень плохо переносит одиночество.

  • Дистимический тип

Ребенок медлителен, серьезен, ответственен. Как правило, будущее пугает его. Он не уверен в себе, с трудом находит общий язык с окружающими, в компании бывает молчалив, предпочитает оставаться незамеченным. Много размышляет о печальных вещах, развеселить его крайне трудно.

Он очень ответствен, старается выполнить все, что ему поручают. Склонен к подчинению. Ребенок болезненно переживает любую несправедливость, поэтому с ним нужно обращаться как можно осторожнее.

  • Тревожный тип

У ребенка чаще бывает плохое настроение, чем хорошее. Он отличается повышенными опасениями, жизнь пугает его. Он не уверен в себе, боится животных, темноты, часто страдает от ночных кошмаров, неуютно чувствует себя среди сверстников. Любые неудачи и проблемы глубоко расстраивают его. Ему тяжело и неприятно оказываться в центре внимания.

Ребенок выполняет все требования старших, но тем не следует особенно усердствовать в чтении ему нотаций. Он болезненно переживает недовольство старших собственной персоной, у него постепенно формируется чувство вины.

У него очень высокая ответственность, он предъявляет к себе повышенные требования. Часто страдает от чувства собственной неполноценности и старается самоутвердиться в каких-то определенных видах деятельности. Это, например, проявляется в отличной учебе или в каком-либо неординарном хобби, помогающем раскрыть его таланты и способности.

Ваш ребенок обидчив. Очень страдает от этого. Если окружающие позволяют себе насмехаться над ним, он глубоко страдает. В конфликты почти не вступает, обычно остается на вторых ролях. Родителям следует тщательно наблюдать за ним, в конфликтных ситуациях не следует его ругать и наказывать.

Он очень самокритичен. Он чаще занижает свои достоинства, нежели завышает их. Не умеет защищаться от недоброжелательства окружающих.

  • Экзальтированный тип

Ваш ребенок обладает завидным талантом. Он умеет видеть в жизни прекрасное, его практически никогда не покидает ощущение счастья, радости. Причем такие ощущения возникают у него практически без какой-либо связи с окружающими явлениями. Ребенок приходит в восторг от радостных событий, ну, а события печальные столь глубоко расстраивают его. Он охотно идет на контакт с окружающими. Он любит быть в центре внимания. Диапазон его интересов очень широк.

Ребенок привязан к друзьям, способен искренне сочувствовать и сопереживать. Подвержен сиюминутным желаниям. Настроение неустойчивое, часто бывают подъемы и спады.

  • Эмоциональный тип

Ваш ребенок очень эмоционален, ему свойственны такие качества, как тревожность, чувствительность. Он любит беседовать с окружающими, его многое интересует. Он очень добр, всегда сопереживает окружающим. Старается, по возможности, помочь другим, отзывчив, впечатлителен. Любые жизненные ситуации воспринимает очень серьезно, а неприятности и потрясения запоминает надолго. В конфликты практически не вступает, носит в себе все обиды.

У него повышенное чувство ответственности. Способен избегать общения в тех ситуациях, когда окружающие кажутся ему жестокими, грубыми.

  • Циклотимный тип

У ребенка часто меняется настроение в зависимости от той или иной ситуации. Когда в его жизни присутствуют преимущественно радостные события, у него появляется жажда деятельности, он становится веселым и радостным. И наоборот, грустные события вызывают у него подавленное настроение, апатию, уныние.

Он порой производит на окружающих странное впечатление. То он весел и радостен, то вдруг, неожиданно, у него проявляются вялость, упадок сил. На настойчивые нотации взрослых ребенок реагирует неоднозначно: иногда вполне благожелательно, но порой – с гневом и агрессией. Способен впасть в глубокую депрессию. Следует особенно осторожно обращаться с ним, поскольку не исключены суицидальные наклонности. Учится он неровно.

Настроение очень сильно влияет на его самооценку. В периоды радости оценивает себя очень высоко. И напротив, в периоды грусти и уныния – крайне низко.

Родителям очень важно узнать, кто их ребенок – флегматик, сангвиник, холерик или меланхолик. Исходя из знания особенностей его характера, вы гораздо быстрее найдете с ним общий язык.

Особенности поведения ребенка, прежде всего, определяются его психическим развитием. В последние десятилетия этот аспект рассматривается с точки зрения отношений матери с ребенком как единой системы. В большинстве случаев родители воспитывают детей исходя из личного опыта и понимания жизни. Не имея необходимых знаний в детской психологии, нередко возникают ситуации, когда поведение детей озадачивает родителей. Становятся непонятны ни мотивы такого поведения, ни пути выхода из сложившейся ситуации.

Рассматривая особенности поведения ребенка, необходимо, прежде всего, иметь в виду то, что каждый ребенок по-своему уникален. Ему присущи свои недостатки и достоинства. Существуют различные классификации, которые выделяют наиболее типичное поведение детей. Они основываются на особенностях психического развития и темперамента.

Оценивая особенности поведения ребенка нужно понимать, что в зависимости от ситуации одну и ту же черту характера можно рассматривать как достоинство и наоборот. Довольно ярким примером является застенчивость, когда в определенных условиях она трактуется как вежливость и скромность, а в других как сдержанность, связанная с низкой самооценкой.

Факторы, влияющие на особенности поведения ребенка

Помимо врожденных черт характера и темперамента, определяя особенности поведения ребенка, можно выделить две взаимосвязанных стороны в развитии ребенка:

  • Физиологическое развитие, включающее в себя удовлетворение физиологической потребности в физическом комфорте, пище, движениях и впечатлениях, которые необходимы для развития нервной системы. В рамках проводимых исследований было установлено, что удовлетворение физиологических потребностей ребенку необходимо, но не является достаточным для его полноценного развития;
  • Эмоционально-личностное и когнитивное развитие ребенка, которое опирается на соответствующую конкретно-культурную модель общества. Современные психологи говорят, что особенности поведения ребенка в большей мере определяются влиянием культурных и индивидуальных особенностей матери.

Особенности поведения застенчивых детей

Застенчивых, нерешительных и стеснительных детей обычно объединяет общая черта – низкая самооценка. При встрече с незнакомыми явлениями они обычно пугаются или раздражаются, ища материнской поддержки и защиты.

Воспитывая ребенка нужно стараться не усугубить застенчивость, а наоборот сгладить. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, которым обычно такие дети обладают. Учитывая особенности поведения ребенка, родители и педагоги должны обращать внимание на такие положительные черты, как наблюдательность, исполнительность и повышенное чувство ответственности.

Особенности поведения детей с ЗПР

Довольно часто возникают ситуации, когда родители замечают, что подрастающий малыш отстает в развитии от своих сверстников – позднее начинает стоять, сидеть, говорить, а также неадекватно ведет себя в детском коллективе. Также тревожным сигналом должно быть то, что малыш не может сосредоточиться и часто отвлекается. При таких особенностях поведения ребенка родителям лучше проконсультироваться со специалистом, поскольку это может свидетельствовать о задержке психического развития (ЗПР).

Поведение детей с ЗПР необходимо корректировать с раннего детства. Для этого разработаны специальные программы, позволяющие подготовить ребенка к школе. В противном случае у него непременно возникнут сложности не только с обучением, но и с общением. Это приведет к тому, что он будет получать множество замечаний от педагогов и насмешки от одноклассников, что станет толчком к появлению других симптомов – сниженной самооценке, обиде и тревожности.

По различным оценкам трудности обучения в начальных классах испытывают до 20% детей. Однако определить, что именно задержка психического развития является этому причиной, может только врач-психоневролог. При этом нужно понимать, что поведение детей с ЗПР при правильной коррекции не является причиной обучения в специализированной школе. Даже при замедленном темпе восприятия и переработки поступающей информации ребенка можно научить планировать свою деятельность и предвидеть результат своей деятельности.

Особенности поведения гиперактивного ребенка

Довольно часто повышенная двигательная активность ребенка служит поводом для обращения за помощью к врачам. Нередко причиной гиперактивности являются различные заболевания, включая болезни нервной системы.

Однако в большинстве случаев врачи отмечают, что в основе конфликтного и неадекватного поведения лежат дефекты воспитания. В большинстве случаев причиной поведения гиперактивного ребенка является:

  • Слишком строгий авторитарный стиль воспитания;
  • Воспитание, в котором преобладает излишняя опека, не позволяющая получать необходимый для развития жизненный опыт;
  • Отсутствие единых требований и отношение к детям в зависимости от самочувствия и настроения.

Основными особенностями поведения гиперактивного ребенка является неусидчивость, недостаточная концентрация внимания, агрессивность и конфликтность. Однако постоянные замечания и упреки только усугубляют ситуацию, поскольку способствуют формированию комплекса неполноценности.

Такие дети испытывают определенные сложности в детском коллективе, где даже у самого хорошего педагога просто не хватит времени и сил на воспитание гиперактивного ребенка. Учитывая особенности поведения ребенка и осознавая будущие сложности, родители должны обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти верный подход к малышу и скорректировать его поведение.

Довольно часто конфликтное поведение ребенка свидетельствует о проблемах в отношениях между родителями, тогда помощь семейного психолога просто необходима. При этом ради будущего своего малыша родители должны быть готовы заметить свои ошибки и изменить свое поведение.

Помимо описанных особенностей поведения ребенка педагоги и психологи также выделят такие, как:

  • Медлительность. Детям с такой особенностью психики необходимо помочь преодолеть комплексы, связанные с тем, что им сложно включаться в работу и переходить от одного дела к другому;
  • Капризность. При этом типе поведения родителям следует обращать внимание ребенка на то, что не только с помощью требований и капризов можно добиться своих целей. При этом важно таких детей вовлекать в семейные дела, в которых они почувствуют себя полноправными участниками;
  • Замкнутость. Замкнутые дети в отличие от застенчивых не хотят общаться. Обычно причины подобного поведения кроются в страхе перед чужими людьми, длительном беспокойстве и неумении вести себя в незнакомой ситуации.

При воспитании ребенка родители должны понимать, что нет универсального правильного метода. В любом случае важнее всего любовь, забота и неподдельный интерес к ребенку. И только тогда знания, основанные на особенностях поведения ребенка, помогут вырастить полноценную и разностороннюю личность.

С самых древних времен люди стали замечать, что дата рождения накладывает свой отпечаток на характер человека. Позже эти особенности были выделены и сгруппированы в определенные знаки. Зодиак разбивает год на 12 периодов. Солнце проходит относительно земного наблюдателя через такое же количество созвездий. Находясь в определенном участке своего цикла, оно оставляет отпечаток на характере каждого из нас.

Восточный же гороскоп также выделяет 12 личностей человека. Только они сменяют друг друга каждый год. Управителем каждого периода Восточного гороскопа являются животные (реальные и вымышленные). Соединяясь в точке рождения человека, эти два цикла наделяют каждого ребенка определенными личностными чертами.

Родители с нетерпением ждут появления своего малыша на свет. В момент его рождения закладываются основы его характера. Что преподнесут рожденные в своим родителям в детстве, следует рассмотреть подробнее.

Знак зодиака Рак

С 22 июня по 22 июля в свои права вступает знак зодиака Рак. Ребенок (мальчик), появившийся на свет в этот период, находится под покровительством Луны. Это первый из знаков стихии Воды. В зодиакальной же иерархии это 4-е созвездие, посещаемое Солнцем.

Это знак семейного очага, дома человека. Цвет его фиолетовый. Камни, которые соответствуют Раку, - лунный, изумруд, кошачий глаз, жемчуг. Основные черты, присущие ему, - воспитание, пророчество.

К положительным качествам следует отнести развитое воображение, чувствительность, ответственность. Это заботливый и тактичный человек. Он бережно относится к окружающим. Такой человек наделен особой романтичностью.

Негативными же качествами такого характера могут стать мнительность, несамостоятельность, боязливость. В худшем проявлении это скрытный Он скуп и обидчив. Поэтому людям тяжело находить с ним общий язык. Однако поборов свои слабости, Рак может подарить окружающим истинную заботу и доброту.

Знак Обезьяны

Восточный гороскоп определяет ряд особенностей людей, родившихся в этот год. Им свойственны застенчивость, разборчивость и необычайная энергичность. Все эти качества впитывает ребенок-Рак (мальчик). В год Обезьяны появляются очень активные, подвижные малыши. Это мамочка может почувствовать, еще нося кроху в животике.

Помимо активности следует отметить целеустремленность. Этот знак наделяет человека четким пониманием своей цели. У Обезьяны часто бывает много советников. Однако стоит разборчиво относиться к своему окружению. Человека, рожденного в год Обезьяны, люди часто используют в своих корыстных интересах. Их влекут прагматизм, логическое мышление этого знака.

Раннее детство

Ребенок-Рак (мальчик) в момент появления на свет редко наделен большим весом. Это хрупкие, уязвимые малыши. Они нуждаются в защите и любви своих родителей. Они плачут более жалостливо, чем дети других знаков зодиака. Это вызывает у родителей непреодолимое желание оградить от всех неприятностей и трудностей мира свою малютку.

К матери мальчик-Рак привязан очень сильно. От нее зависит его чувство защищенности. В объятиях своей мамы этот малыш чувствует себя сильным и уверенным в себе. Отношения в семье в этот период жизни мальчика-Рака должны быть максимально спокойными и стабильными. Даже незначительное раздражение, обиды родителей друг на друга он переносит очень болезненно. Это сказывается в будущем на его характере и даже здоровье.

В этом возрасте мальчики-Раки очень переменчивы в своем настроении. Большее беспокойство наблюдается у них в новолуние. Этот ребенок не переносит одиночества.

Дошкольный возраст

Дети-Раки (мальчики) в сохраняют наработанные в раннем детстве черты характера. Они также восприимчивы к окружающему миру. В еде они переборчивы. Новые ощущения, события его пугают. Даже там, где нет никакой опасности, ребенок-Рак рисует в своем воображении страшные картины. Он не в силах успокоиться, пока не убедится в полной безопасности себя и своих близких.

Чуткость к переменам делает этот период в жизни ребенка очень опасным при столкновении с переменами. Рождение второго ребенка или отправка малыша в детский сад могут проходить очень болезненно. Родители должны прилагать максимум усилий, чтобы ребенок-Рак чувствовал их любовь и заботу.

В этом возрасте мальчик-Рак начинает проявлять заботу о своих близких. Однако не стоит приказами приобщать его к помощи в домашнем хозяйстве. Он станет выполнять поручения, только если его просить, хвалить и всячески поощрять. В противном случае мальчик-Рак станет протестовать. Это может закончиться даже его нервным срывом.

Школьный возраст

Ребенок-Рак (мальчик) взрослеет немного медленнее своих ровесников. Поэтому в школу его лучше отдать после 7 лет. В этом возрасте он уже способен выйти в социум. В более раннем возрасте он может показаться своим сверстникам инфантильным.

Зато после 7 лет мальчик-Рак будет хорошо находить общий язык со сверстниками. Он чутко воспринимает настроения коллектива. Причем вполне вероятно, что он сможет заручиться поддержкой лидеров класса. Это поможет ему получить поддержку и защиту, в которых он так нуждается.

В этом возрасте потребуется помощь родителей с выполнением домашней работы. Однако в процессе объяснения материала следует проявить максимальное терпение.

К учителям мальчики-Раки относятся уважительно. Они не нарушают порядка. Однако если педагог слишком категорично выскажет негативное мнение в сторону такого ребенка, высмеет его, мальчик-Рак затаит обиду. В присутствии этого учителя он будет теряться, нервничать.

Игрушки и увлечения

В детстве малыши этого знака проявляют домовитость. Поэтому соответствующие игры поддержит Рак-ребенок (мальчик). Характеристика знака указывает на потребность уделить этой особенности особое внимание. Мальчику будет интересно строить домики, которые можно обустроить различными предметами. Также им очень нравятся мягкие игрушки.

Таким детям по душе спокойные игры. Они любят заниматься тонкой, скрупулезной работой. Мозаика, конструктор в этом деле будут хорошим решением. Мальчику-Раку придется по душе рисование или занятия музыкой. Ему нравится собирать поделки.

Общение с природой трудно переоценить для таких детей. Они могут обладать самыми разными талантами, но для их развития потребуется поддержка родителей. Очень важно, чтобы у мальчика-Рака были и мама, и папа.

Мальчик-Рак, рожденный в год Обезьяны

Рядом особенностей наделяет такого ребенка Восточный гороскоп. Подвижностью и активностью обладает этот ребенок-Рак. Обезьяна (мальчик) постоянно бегает, набивая синяки и ссадины. Вместе с тем обладает послушностью. Если родители объясняют важность того или иного поручения, малыш выполнит его с удивительной точностью. При этом следует не забывать хвалить его.

Мальчики-Раки, рожденные в год Обезьяны, обладают тонким вкусом, они очень разборчивы в людях. Родители могут не бояться, что их чадо свяжется с плохой компанией.

Такие дети редко проявляют гнев. Если они и вспылят, то быстро успокаиваются. Таких детей нужно хвалить. Они не зазнаются.

Здоровье

Особенности здоровья определяет зодиакальный гороскоп. Рак-ребенок (мальчик) нуждается в том, чтобы родители не упускали из виду его самочувствие.

Особо следует следить за его питанием. Такие дети часто имеют любимую и нелюбимую еду. Причем еду, которая им нравится, они могут поглощать в больших количествах. Переедание или недоедание одинаково опасны.

Если мальчик-Рак находится в плохом настроении, прием пищи следует отложить. Иначе это чревато проблемами с пищеварительным трактом. Таким детям нельзя нервничать, длительное время находиться в напряжении.

Дети-Раки (мальчики в частности) требуют внимательного, теплого отношения со стороны родителей. Они не должны его принуждать к чему-то, грубо вторгаться в его личное пространство. У такого ребенка всегда будут свои секреты. Это нужно уважать.

Чтобы приучить мальчика-Рака к ответственности, ему нужно давать важные поручения. После их выполнения ребенка нужно хвалить. Но также не стоит попускать безответственность, опоздания. Если от этих черт характера не избавиться в детстве, эта особенность остается у человека на всю жизнь.

Ругать мальчика-Рака, кричать на него нельзя. Для них будет большим наказанием, если родители из-за них чувствуют печаль или разочарование. Дети-Раки (мальчики) очень стремятся угодить родителям. Если такие дети чувствуют, что их искренне любят, они вырастают покладистыми и уравновешенными. В них больше хорошего, чем плохого.

Какими бы похожими ни казались маленькие детки, все они обладают своим собственным, неповторимым характером, наиболее яркие черты которого проявляются уже в первые годы жизни ребенка.

От чего зависит характер ребенка?

Формирование характера ребенка не происходит в одночасье. На него оказывают большое влияние следующие факторы:

  • наследственность;
  • воспитание;
  • поведение родителей;
  • окружение (детский сад, школа).

В начале жизненного пути у крохи есть наглядный пример для подражания – его любимые родители. Он сознательно и бессознательно копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Позже, когда круг его общения расширяется, малыш с удивлением осознает, что в мире много других людей, больших и маленьких, которые могут вести себя совсем иначе, и он черпает информацию от общения с каждым из них.

Темперамент вашего малыша

Ребенок, даже годовалый – это уже личность. И ему присущ определенный тип темперамента, который определяется его собственными особенностями характера и поведения, а также генетической предрасположенностью ребенка. Как известно, существует четыре основных типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Давайте узнаем, что они представляют собой и как можно определить темперамент ребенка.

  1. Сангвиника характеризует открытый, добрый нрав, способность легко переносить неудачи, «живость» характера, энергичность. Чаще всего это лидеры детского коллектива, из них вырастают хорошие руководители.
  2. Ребенок-холерик – очень эмоциональный, требовательный, даже агрессивный. Он способен страстно увлечься каким-то делом, но если у него что-либо не получается, то может и вспылить. Холерик подвержен частым перепадам настроения.
  3. Флегматический тип темперамента определяется такими качествами, как медлительность, эмоциональная устойчивость, выдержка. Флегматик часто ленив, его мимика невыразительна, он долго привыкает ко всему новому.
  4. Малыш с меланхолическим темпераментом обычно застенчив, раним, неуверен в себе. Он сложнее других адаптируется к новым условиям, в том числе и к коллективу. Но одновременно он склонен к тонким эмоциональным переживаниям, пунктуален и организован. Такие дети могут добиться больших успехов в творчестве: музыке, живописи, скульптуре, поэзии.

Эти четыре типа темперамента редко проявляются в чистом виде. Чаще всего темперамент ребенка бывает смешанным. При этом пересекаются в основном черты, присущие «соседним» типам: холерик/сангвиник, флегматик/меланхолик.

Темперамент ребенка – это врожденное свойство, его очень трудно, практически невозможно изменить. И родителям нужно смириться с этим, не подавлять его, пытаясь подстроить «под себя», а лишь мягко корректировать его поведенческие реакции.

Воспитание характера ребенка в семье

Абсолютно «хороших» или «плохих» типов темперамента не существует, и в характере каждого ребенка проявляются как положительные, так и отрицательные черты.

Нравственные черты, такие как честность, порядочность, толерантность, внимание к окружающим можно и нужно прививать ребенку в процессе воспитания. Конечно, это во многом зависит от характера самих родителей.

Волевые качества характера малыш приобретает в основном в общении со сверстниками. Дома же мама и папа могут в игровой форме учить ребенка настойчивости, стремлению к успеху, решительности.

Трудный, по мнению родителей, характер у ребенка может подразумевать как излишнюю эмоциональность, вспыльчивость, так и, наоборот, плаксивость, частую смену настроения, привычку жаловаться. И хотя ребенка «не переделаешь», эти особенности характера все-таки можно постараться изменить. Это нужно делать постепенно, терпеливо, проявляя чуткость. Не давите на малыша, не пытайтесь «сломить» его, не злоупотребляйте запретами и наказаниями.

К каждому ребенку можно найти свой подход, зная особенности его характера. И даже если ваш ребенок «трудный», помните о том, что он всё равно самый любимый!