Что такое группы смерти и как уберечь ребёнка от опасного влияния. Что делать, если ребенок попал в "группу смерти" Как уберечь подростка от групп смерти

Психологи, омбудсмены и родители в России забили тревогу — подростки увлекаются крайне опасными играми.

Среди жутких развлечений — так называемые «Тихий дом», «Синий кит», «Беги или умри» и многие другие. Организаторы или кураторы в них дают участникам ряд заданий, благодаря которым подростки становятся популярными в соцсетях. Но финальная цель — самоубийство. По словам правоохранителей, одна из таких групп спровоцировали на гибель более 20 детей со всей России. Общественность всколыхнул вопрос — как уберечь своего ребёнка от смерти.

Чтобы вовремя распознать врага, его надо знать в лицо. Расскажем вкратце о признаках «групп смерти».

Как правило, в своём названии «группы смерти» используют слова «тихий дом», «синий кит», «киты плывут вверх», «f57», «млечный путь», «море китов», «f53» и подобные им. Широко распространяются изображения китов и бабочек, порезов на руках и ногах.

В этом есть своё значение — киты нередко выбрасываются на берег по непонятной причине, а бабочки живут один день. Администраторы нередко используют непонятные шифры и формулировки, которые кажутся подростку таинственными и интересными.

Государство и правоохранители не сидят без дела. В октябре 2016 года задержали одного из создателей «групп смерти», жителя Подмосковья Филиппа Будейкина. По версии следователей, он был одним из кураторов и склонял детей к суициду. 21-летнего парня обвинили в подстрекательстве к суициду.

Сейчас в случае с самоубийствами подростков их причастность к «синим китам» и кураторы проверяются в первую очередь.

Что касается санкций, широко известная по антитеррористическому закону , например, предложила ввести уголовную ответственность за склонение детей к суициду. Её поддержал Верховный суд РФ.

К кампании против «групп смерти» присоединились соцсети «ВКонтакте» и «Инстаграм». Администрация этих сайтов регулярно блокирует «группы смерти» и сообщения с хештегами «морекитов», «тихийдом», «420» и так далее. Удаляются и сообщения самих подростков, желающих вступить в игру — их, как правило, сопровождают пометками «жду куратора» и «хочу в игру».

Во «ВКонтакте» также недавно появилась опция «Пожаловаться на призыв к суициду», нажав которую, пользователь отправит уведомление модератору. Для этого надо выбрать меню(три точки в верхнем правом углу над публикацией) и нужную опцию.

Однако если «синие киты» продолжат существовать, они могут изменить своё обозначение и выбрать другие хештеги, по которым их начнут находить дети. Важно, чтобы родители предотвращали желание ребёнка вступить в опасную субкультуру.

Как уберечь ребёнка от «китов» может семья, новокузнечане недавно обсудили на круглом столе электронной газеты novokuznetsk.su «По SUществу». К дискуссии о защите детей присоединились журналисты, волонтёры «Лизы Алерт», психологи и заинтересованные граждане.

В первую очередь предотвратить трагедию могут сами родители, подтвердила детский психолог . Полностью оградить подростка от информации об этих играх не получится, ведь он общается в микросоциуме — с коллективом в школе, друзьями, всегда подверженными популярным подростковым тенденциям. Психолог дала три главных рекомендации, как уберечь ребёнка от вредного влияния.

Первое — важно понимать, чем живет ребёнок, знать его окружение и увлечения и при необходимости рекомендовать, советовать, направлять. Поэтому лучшая профилактика в этом вопросе — это вовлечение ребёнка в интересные и полезные процессы, не связанные с пребыванием в социальных сетях, например спорт, творчество. Научите подростка планировать свободное время, чтобы он занимался не только виртуальной жизнью, но и своей собственной, реальной. Если ваш ребёнок живет полной интересной жизнью, он не будет искать альтернативу в интернете.

Второе — родители должны помнить о конфиденциальности в социальных сетях. Детскую страницу можно и нужно сделать закрытой от чужих глаз и тем более не выкладывать личную информацию(телефон, адрес, место работы родителей и тому подобное).

Третье — у ребёнка не должно быть в виртуальных друзьях людей, которых он не знает в реальной жизни.

Если вы подозреваете, что ребёнок увлёкся опасной игрой или состоит в «группе смерти»

Самое главное: не паниковать, не набрасываться на ребёнка с угрозами, упреками, причитаниями. Лучше отнестись к этому по возможности без эмоций — это не вы плохая семья, не вы плохой родитель, и уж тем более не ваш ребёнок плохой. Это суицидальные «группы смерти» распространяются на регионы РФ и другие страны ближайшего зарубежья.

«Если вы в доверительных отношениях с ребёнком, если он делится с вами чем-то личным, а не только школьными новостями и оценками, лучше поговорить откровенно. Скажите, что вы узнали факт его присутствия в группе, что вас это беспокоит, а потом вместе принимайте решение — идти ли к психологу, позвонить ли на телефон доверия, выслать информацию уполномоченному по правам ребёнка в Кемеровской области или отправить ссылку на опасную группу, чтобы ее проверили разработчики социальной сети», — советует .

Важный момент в том, что этот разговор нужен не для снятия тревожности или гнева родителя, а для того, чтобы подросток понял, что вы по-прежнему помните, что он — один из самых главных и близких ваших людей в этой жизни. Потому что если подростку кажется, что дома его не понимают, он будет искать себе какого-то лидера и поддержку вне дома, например, в социальных сетях.

Ранее сообщал о резком «групп смерти» в «Инстаграме».

В Воронежской области за неделю покончили с собой трое подростков. 16 марта в Воронеже в доме на улице Димитрова счёты с жизнью свёл 15-летний мальчик. 21 марта в Коминтерновском районе на асфальте под многоэтажкой нашли ещё живую восьмиклассницу, но врачам не удалось её спасти. И в тот же день на стадионе в Кантемировке было найдено тело одиннадцатиклассника. В двух первых случаях возбуждено дело по статье «Доведение до самоубийства».

Следователи, в частности, выясняют, состояли ли погибшие школьники в группах смерти в соцсетях. Уже известно, что в телефоне подростка, совершившего суицид 16 марта, было найдено изображение синего кита — одного из символов этих групп. Мать и отец мальчика не могут понять, из-за чего их ребёнок мог пойти на самоубийство. Не понимают этого и учителя в школе, где учился юноша. Явных причин для суицида у школьника не было — ни острых конфликтов в семье или среди сверстников, ни серьёзных проблем с учёбой.

— Мальчик у нас учится не так давно, так как они приехали в Воронеж из района области. Семья у него хорошая, как говорят, благополучная, полная. Он был не один у родителей, в семье есть ещё ребёнок, они очень друг друга любят… Любили... Вы извините, мы вам больше ничего сказать не можем. Следствие идёт, нам запретили, — аккуратно говорят корреспондентам «Ё!» учителя в школе, где учился подросток.

Тем временем среди одноклассников ходят слухи, что мальчик мог состоять в так называемых группах смерти…

О так называемых группах смерти впервые написала «Новая газета» ещё в мае прошлого года. Дело в том, что несколько последних лет в социальных сетях создано бесчисленное количество групп, где среди подростков пропагандируется идея бессмысленности жизни и воспевается загадочность «мрачной красоты» безвременного ухода. Подросткам предлагают сыграть в «игру», в ходе которой детям выдают задания, начиная с безобидных (например, нарисовать кита) до приказа покончить с собой. В эту игру, к сожалению, играют и воронежские дети. В мае 2016-го «МОЁ!» писала о громкой трагедии в Острогожске — там 15-летняя девочка покончила с собой. Родители школьницы нашли предсмертную записку, в которой дочь просит прощения у родных, а в конце пишет о том, что киты хотят взлететь к своей мечте, поэтому так часто выпрыгивают из воды. «И я тоже хочу взлететь», — заканчивает послание девочка.

После ряда публикаций в СМИ группами смерти занялись правоохранительные органы. В прошлом году в десяти регионах России (в том числе и в Воронеже) полиция нагрянула в квартиры активных участников этих групп. Администратор нескольких групп Филипп Лис из подмосковного Солнечногорска (настоящая фамилия Филиппа — Будейкин) был задержан. Но подобные сообщества всё равно плодятся в соцсетях как грибы после дождя.

5 главных вопросов о группах смерти

1. Как именно играют в смерть?

В социальных группах появляются сообщества с картинками бабочек или китов, плавающих в океане, и с хэштегами (интерактивными метками), кликнув на которые можно попасть на «нужную» страничку в соцсети. Эксперты насчитали больше 4 тысяч разновидностей хэштегов, вот некоторые из них: #жду, #хочу, #море, #разбуди, #спасименя, #кит, #синий_кит, #я_в_игре, #тихийдом, #150звёзд, #млечныйпуть, #время_на_часах_4.20 и другие.

Когда ребёнок попадает по этим ссылкам в группу или размещает эти хэштеги на своей странице, с ним связывается куратор. Он-то и даёт задания, чтобы проверить, готов ли подросток «поиграть». Поначалу куратор входит в доверие и выведывает личную информацию, чтобы составить портрет «игрока». А потом «игроку» выдаются задания, которые он выполняет, всё больше попадая в психологическую зависимость от кураторов. Причём если ребёнок не решается на последний шаг, ему начинают угрожать, например, убийством родных.

2. Как кураторы воздействуют на детей?

Федеральный департамент независимой судебной экспертизы (г. Санкт-Петербург) по обращению «Новой газеты» исследовал принципы воздействия групп смерти на подростков. Вот основные выводы экспертов.

  1. Администраторы групп используют специальные манипулятивные технологии нейролингвистического программирования, а также приёмы внушения путём воздействия художественными образами.
  2. Вышеуказанные методики идут в обход желания самого человека, вводят его в состояние подавленного сознания, ослабляют волю, представляют собой психическое насилие в отношении детей.
  3. Кураторы групп побуждали участников к совершению самоубийства в формах приказов, инструкций, советов, угроз, а также посредством аудиовизуальной информации.
  4. Организаторы смертельных «игр» дают указание детям стереть переписку перед тем, как они совершат суицид.

3. Что мешает правоохранительным органам справиться с группами смерти?

Начальник отдела 1-го управления по расследованию особо важных дел Главного СУ СКР по Санкт-Петербургу Антон БРЕЙДО , который возглавляет расследование по делу одного из арестованных кураторов групп смерти Филиппа Будейкина, поделился с нашими коллегами из «Новой газеты» своими соображениями о том, что мешает правоохранителям искоренить группы смерти и нейтрализовать их кураторов.

Недостаток полномочий . Сейчас у сыщиков нет полномочий оперативно выяснить адрес преступника, подталкивающего ребёнка к суициду, и незамедлительно прийти к нему с обыском, чтобы изъять компьютер. По мнению Антона Брейдо, должно быть создано федеральное подразделение, объединяющее сотрудников МВД и ФСБ, которое, не дожидаясь сигналов граждан, станет самостоятельно мониторить социальные сети и выявлять преступников. После чего давать указание своим подчинённым в регионах выезжать по адресам с неотложным обыском, чтобы администраторы группы не успели удалить в компьютере улики.

Слишком мягкое наказание. Необходимо увеличить уголовную ответственность за доведение до суицида через интернет, за введение ребёнка в состояние социально-психологического подчинения, считает следователь. Сейчас по фактам суицидов детей, в которых виноваты группы смерти, возбуждаются дела по статье «Доведение до самоубийства», но они не всегда доводятся до конца, так как из-за удалённой из компьютера информации бывает сложно доказать вину организаторов групп.

— Такие действия надо приравнивать к убийству, — говорит Антон Брейдо. — Давать 15 лет лишения свободы, как за насильственное лишение жизни. А если будет доказано, что действия, направленные на формирование намерения совершить самоубийство, были в отношении двух или нескольких подростков одновременно, то должно быть пожизненное наказание, как за убийство двух и более лиц.

4. Поведение в соцсети: чему учить ребёнка?

Резкая смена круга общения, имиджа, настроения сразу должна насторожить родителей, объясняют детские психологи. Если ребёнок засиживается допоздна за компьютером и со смартфоном — это также повод для тревоги. Очень важно не терять контакта с ребенком в подростковом возрасте. Он должен знать, что со своими проблемами, своей болью может прийти к маме или папе, которые не осудят его и помогут, а не выплескивать душу незнакомым людям в сети.

В детстве мамы учили нас не открывать дверь незнакомцу, не разговаривать на улице с первыми встречными. Сегодня уже с детского сада детей надо приучать к следующему:

  • не общайся с незнакомцами даже в интернете,
  • добавляй в друзья в соцсетях только тех, кого знаешь лично,
  • не выкладывай откровенных фотографий, предназначенных только для близких людей,
  • не сообщай данных о своём местоположении в интернете, отключи геолокацию в приложениях на компьютере и смартфоне,
  • соблюдай приватность в интернет-общении, помни, что твои сообщения может прочесть чужой человек.

5. Как вести себя родителям, чтобы ребёнок не стал жертвой групп смерти

Советы даёт врач-психиатр, заведующий кафедрой психиатрии Воронежской государственной медицинской академии Олег ШИРЯЕВ.

Усилить контроль. Ребёнок с раннего возраста должен быть под вашим постоянным контролем. Вы должны всегда знать, где он находится и что делает. Подросток не должен быть предоставлен сам себе весь день, он должен чем-то заниматься: спортом, танцами — чем угодно, чтобы был максимально занят.

Разговаривать с ребёнком. Любой разговор выстраивайте деликатно. Завоёвывайте доверие ребёнка, интересуйтесь его делами, просите рассказать о том, как у него прошёл день, как дела в школе, хорошо ли он спал. Проводите выходные за городом, катайтесь на роликах, велосипедах, ходите в кино и театры. Важно, чтобы ваш ребёнок понимал, что вы единая семья, команда. Но помните, что нельзя им командовать.

Не проявлять агрессии. Если вы узнали, что ваши дети сидят в группах, призывающих к суициду, не устраивайте допроса, не запрещайте пользоваться интернетом. Единственной реакцией подростка на подобные действия станет ответная агрессия. Ребёнок закроется, перестанет вам доверять и всё равно найдёт способ заходить в эти группы.

Вытянуть ребёнка из онлайна. Ребёнок, который постоянно сидит в соцсетях, впадает в некий виртуальный транс, создающий у него ощущение параллельной реальности. Родителям нужно предложить своему чаду альтернативные занятия, которые смогут вытянуть его в реальную жизнь. Подойдут любые, даже глупые, на взгляд взрослых, увлечения, хобби, которые помогут подростку не только занять время и мозги, но и построить отношения со сверстниками в реальной жизни. Ведь почему дети так охотно подписываются на группы в социальных сетях? Потому что в этом возрасте главное их стремление — быть признанными и понятыми.

В ТЕМУ

«Родители не вытащат ребёнка из «игры» самостоятельно»

Корреспонденты «МОЁ!» позвонили по номеру единого всероссийского телефона доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122 .

Специалисты настоятельно рекомендовали родителям, которые поняли, что их дети являются участниками смертельной «игры», сразу обращаться в полицию и Роскомнадзор, а ребёнка срочно вести в специальный кабинет психологической помощи. В Воронеже такие кабинеты есть в Воронежском областном психоневрологическом диспансере (на ул. Кольцовской, 1 и на ул. 20-летия Октября, 73, тел. приёмной 271-21-04 ).

— К сожалению, простой разговор родителей с ребёнком не спасёт, самостоятельно взрослые с этой проблемой не справятся, здесь должны работать психологи совместно с психиатрами, только им под силу вытащить ребёнка из этой страшной «игры», — сообщили корреспондентам «МОЁ!» специалисты телефона доверия.

В которые входят дети с суицидальными наклонностями, существуют давно. Однако в последнее время эта тема получила огромный резонанс. О сообществах типа «Синий кит», «f57», в которых некие кураторы шаг за шагом доводят подростков до самоубийств, ежедневно рассказывают СМИ от федерального до поселкового уровня. В регионах созываются общегородские собрания, организовываются круглые столы. Даже Владимир Путин высказался по этому поводу. Благовещенский психолог-консультант Анастасия Терентьева уверена: проблема не в существовании групп смерти, а в отсутствии контакта родителей со своими детьми.

Тайна, романтика и власть

— Эта проблема возникла не сейчас. Несколько лет назад я работала в учебном заведении и наблюдала детей, состоявших в так называемых группах смерти в «Вконтакте», — рассказала АП психолог с 10-летним стажем работы. — У групп не было названий и в них находилось не так много детей, но они были. Сейчас же тема активно муссируется — благодаря этому группы становятся все более популярными.

Сегодня почти каждый знает, что такое «Синий кит» — игра в социальных сетях, в ходе которой подростки выполняют 50 заданий кураторов. Последнее — покончить жизнь самоубийством. Тех, кто начал игру, но отказался выполнять задания, запугивают: «Мы знаем твой адрес и придем не только за тобой, но и за твоими родными».

5000 амурских подростков состоят в группах смерти. Не обязательно все они покончат жизнь самоубийством. Но просто так, ради интереса, проводить время в таком сообществе человек не станет. Значит, у него имеется эмоциональная травма, переживания.

Чем подобные группы привлекают подростков? Смерть в них романтизируется. Ты не просто умираешь, а погибаешь, спасая родителей. Ты герой, ты можешь постоять за свою семью. Также там предоставляется возможность самому принимать решения и действовать, что так важно для детей, воспитывающихся в семьях с жесткой диктатурой.

Немаловажны элемент тайны, избранность, наличие тайных знаков и заданий. Это целая система, которая вовлекает.

Еще одна причина популярности этих сообществ — в особенности подросткового возраста. Им важно быть принадлежностью группы. И если ее нет — у ребенка нет друзей, нет взаимопонимания в семье, он не успешен в своем классе, не посещает секции, кружки, — он будет искать свою группу.

Кто виноват


— Ответственность за жизнь ребенка несет только родитель. Можно обвинять и школу, и государство, каждый день закрывать деструктивные сайты и блокировать группы. Но пока не наладятся детско-родительские отношения, пока мамы-папы не увидят, что у них есть одинокий подросток, ничего не изменится. Закроют эти группы — появятся другие.

Некоторые популярные психологи пишут: как только вы заподозрили ребенка в принадлежности к смертельному сообществу — сразу отключить интернет, отрубить опасные контакты. Но это не решит проблему — ребенок так и остается в одиночестве.

Вся суть в том, что нужно наладить отношения. Подросток — это сложившаяся личность со своими переживаниями. Часто же родители не перестраиваются и продолжают относиться к нему как к ребенку. К тому же в большинстве семей отношения строятся формально — общение о школе, секциях. Как с личностью разговора не происходит. А подростки, как никто, нуждаются в поддержке и понимании.

Тревожный звоночек

Все кризисные подростки дают знать о том, что им плохо, через внешние факторы: случайно оставленный телефон, где открыта «группа смерти», открытый личный дневник, переписка или рисунок, вроде бы случайно брошенный на столе. Таким образом он пытается показать, что ему плохо.

Раздача личных предметов, долгов, внезапная уборка в комнате — признаки, что ребенок к чему-то готовится. О суицидальном намерении часто упоминают в разговоре общими фразами: «Мир ужасен, не хочу здесь находиться», «Скоро я не буду вам мешать», «Сегодня на математике отвечал — да лучше бы я умер».

Признаки депрессивного состояния — соматические расстройства и пищевые нарушения — то нет аппетита, то наоборот, ест до тошноты. Резко падает успеваемость, ребенок плохо соображает, стал раздражительным или вялым. Девиантное поведение — попробовал алкоголь, курение, наркотики. У него нарушение сна — долго не может заснуть, утром невозможно разбудить, резко просыпается ночью.

Резкая смена поведения — всегда был общительным, а стал замкнутым, молчаливым. Был спокойным и тихим, вдруг стал шутить в классе, появилось много друзей. Не обязательно, что при этом подросток состоит в какой-то группе. Но факт, что с ним что-то происходит и родителям стоит обратить на это внимание.

Что делать


Часто родители спрашивают: что делать, если они заметили порезы на теле, узнали, что ребенок состоит в одной их этих групп?

Первое — успокоиться. Все хорошо! Потому что вы вовремя это заметили, у вас есть возможность это исправить.

Нельзя ругать, кричать. Подростки импульсивны, и, пытаясь изменить ситуацию, прекратить скандал, доказать, что родитель не прав, они могут сделать непоправимое.

Не нужно делать вид, что вы ничего не заметили, а тем временем «копать улики». Ребенок увидит, что родители пытаются что-то разыскать, не разговаривая с ним, и еще больше закроется.

Тут самое сложное — поговорить. «Я случайно увидела, что ты заходил в эту группу. Я обеспокоена. Я не буду тебя наказывать, давай обсудим. Это важно и серьезно». Некоторые суицидологи предлагают в открытую, без усмешки спросить: «Ты имеешь в виду самоубийство?» Не факт, что ребенок подтвердит, но вы ему покажете, что поняли, что ему плохо.

Также можно сказать: «Я вижу, с тобой что-то происходит». Констатировать факт, но не с упреком: «Ты скатился в школе», а спокойно: «Я вижу, что у тебя пошли плохие отметки. Я не собираюсь тебя ругать. Ты и сам этим, наверное, расстроен». Что бы подросток в ответ ни сказал — «все нормально» или «не твое дело», — он поймет, услышит, что вы готовы идти на диалог. Нужно делать эти шаги, не ожидая мгновенной положительной реакции.

Факты, но не из WhatsApp

Обязательно во время разговора нужно быть вооруженным фактами, но не из ватсапа, где массово рассылаются . А почитать литературу, написанную компетентными психологами. Не говорить «ай-я-яй, так нельзя» или «смерть — плохо». Это все равно что первокласснику сказать: учись хорошо, будешь потом много зарабатывать. Он подумает: о чем это они? Подросток не осознает, что действительно может умереть. Он думает: вот я маме покажу, что умер, она пострадает, а я потом вернусь.

Нужны четкие факты, в чем опасность групп. «Тобой манипулируют. Люди, которые находятся по ту сторону, имеют, скорее всего, психические отклонения или для них это единственный способ почувствовать власть над людьми. Хочешь ли ты, чтобы тобой манипулировали? Царапина — это уже подтверждение, что ты жертва. Ты готов подчиняться им? Хочешь этого?»

Разговор должен проходить в спокойной форме, ребенок не должен быть уставшим, выберите время, чтобы он не был занят. Вы сами не должны быть раздражены — даже если вы сердитесь по отвлеченному поводу, ребенок почувствует это и воспримет на свой счет.

Если не знаете, как поговорить, нужно экстренно обратиться к психологу. Обычно специалисты в таких случаях идут навстречу, стараются назначить консультацию в ближайшее время или дать рекомендации по телефону. К тому же во всех детских поликлиниках есть штатные психологи, к которым могут обращаться родители.

Знакомьтесь с друзьями

Если ребенок увлечен, если у него есть группа, в которой он состоит, — друзья, спорт, культурные кружки, то у него не будет потребности заходить в подозрительные сообщества. Запишите его в секцию, на творческий мастер-класс, научите искать в интернете верную информацию для своего увлечения — видеоуроки, полезные сайты.

При этом важно увидеть в ребенке его особенность. Не диктовать свое — иди в художественную школу, потому что я не стал художником. А найти и помочь развить его таланты, прислушаться к его потребностям.

Примите его друзей. Можно бесконечно говорить: «твои машка-ванька-петька плохие, не общайся с ними». А можно познакомиться с машкой-ванькой-петькой, взять их телефоны и знать, где и с кем находится ваш ребенок.

Важный фактор — знание увлечений ребенка: музыки, фильмов. Спрашиваешь порой у родителей: «Чем сын увлекается?» — «Да что-то жуткое слушает». Зайдите в интернет, посмотрите, о чем поет его любимый исполнитель. Не о смерти ли?

В последнее время проблема "групп смерти" суицидальной направленности в сети Интернет очень актуальна. Данный материал можно использовать на классных и общешкольных родительских собраниях, чтобы донести важную информацию до родителей и уберечь наших детей от непоправимого шага.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Как уберечь детей от «групп смерти»?

Общешкольное родительское собрание 15.03.2017 г.

Подготовила: педагог-психолог Юдина Е.С.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я познакомлю вас с информацией, которая в последнее время очень актуальна и напрямую касается ваших детей.

Ни для кого не секрет, что информация в сети Интернет может носить не только положительный характер, но и навредить человеку. И, в последнее время вы видели по ТВ, читали в газетах статьи и сюжеты о так называемых «группах смерти» в сети Интернет, имеющие суицидальную направленность. Наша задача сегодня донести до вас важную информацию, чтобы вы успели спасти своих детей от рокового шага, чтобы научились распознавать малейшие симптомы надвигающейся трагедии, чтобы рассказали другим родителям, своим знакомым о существующей на сегодняшний день опасности для их детей.

Слайд 2

Если ваш ребенок имеет доступ к сети Интернет – он уже может быть в опасности.

Так как, более 30% «страничек смерти» приходятся на социальную сеть ВКонтакте, которая пользуется большой популярностью среди детей и подростков.

Слайд 3

В социальной сети «ВКонтакте» существует сеть закрытых сообществ, так или иначе призывающих детей к суициду. Таких сообществ не меньше полутора тысяч, и это целая система. В них действуют профессионалы, которые целенаправленно ведут подростков к смерти.

В России с ноября 2015 по апрель 2016 года произошло 130 случаев суицида детей. Как минимум 80 погибших детей участвовали в специальных играх, ведущих в закрытые сообщества, где пропагандируют смерть.

С детьми работают взрослые люди - системно, планомерно и четко, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Работают со знанием их пристрастий и увлечений, используя любимую ими лексику и культуру. Работают со знанием психологии. Внушают, что есть иной мир, и вот там они - «избранные».

Организаторы и администраторы этих страниц очень хорошо понимают детскую психологию и владеют языком подростков. Пишут напыщенно-многозначительно-косноязычно.

Ребенок следует по приглашениям из сообщества в сообщество, пока не получает приглашение в группу закрытую или сам не выразит желание вступить в такую группу.

Слайд 4

Здесь «мелкая формальность», она описана в объявлении: «ВНИМАНИЕ! Если вы хотите вступить в группу, то у вас должен быть указан возраст 18 и более лет, либо не указан вообще». И дальше следуют названия групп с такими правилами: #f57 #f58 #тихийдом #рина #няпока #киты #морекитов и др.

Ребёнок даже может не заходить ни в какие группы, просто пишет эту фразу на своей странице в интернете, ставит так называемый хэштег. После этого с ним связывается человек - администратор, и они начинают общаться либо по телефону, смс, в почте, то есть в зоне личных коммуникаций.

Администраторы этого сообщества подготавливают подростков к самоубийству , выдавая задания «квеста», которые дети должны выполнять, от вполне безобидных до нанесения себе увечья по нарастающей. А апогеем опасной «игры» становится самоубийство.

Почему такое стало возможно?

В нынешней подростковой культуре больше нет старых знакомых субкультур (последними были ЭМО, о которых сегодняшние школьники ничего не знают). Таким образом место оказалось вакантным, а субкультуры давали подросткам систему выборов: что, как и когда делать. Начиная с того, что носить, до того, как думать. Здесь, в этих закрытых группах детей «отбирают», дают им задания и прочее. Что само по себе дает ребенку помимо чувства единения с другими (отобранными) еще и чувство избранности (я молодец - меня выбрали). Более того, об этом нельзя рассказывать взрослым, а это дает еще один сильнейший способ контроля - общую тайну. Атмосфера таинственности и сакральных знаний - классическая цепочка, в которой ты все узнаешь на следующем шаге, но в конце просто ничего и нет. Наличие особых «ритуалов», таких как порезать руки, сделать рисунки и т.д. также формируют доверие и причастность. Это похоже на методы деструктивных культов. Такое чувство, что это все некая подготовка к жертвоприношению, всё - от отбора до добровольного (или с чьей-то помощью) суицида в нужное время и в нужном месте.

И хотя организаторы подобных групп умело подталкивают детей к непоправимому, уберечь их от такого шага можно.

Слайд 5

Мощным противоядием увлеченности и слепому доверию «единомышленникам» из соцсетей являются искренние отношения в семье: не только детей и родителей, но и папы с мамой. Также ощущение гавани дома с семейными ужинами, совместными делами по вечерам, общим досугом каждый выходной и введением традиций вашей семьи.


Слайд 6

Что делать, если у подростка появились резкие и несвойственные этому возрасту изменения?

Что предпринять, если он попал под влияние суицидального сообщества?

На эти вопросы мы сегодня и ответим.

Как распознать опасную группу?
У каждой «группы смерти» есть свой логотип и своеобразное содержание. То, о чем я сейчас буду говорить и показывать – характерно не только для этих закрытых групп, но и для страничек детей в ВК, которые уже состоят в этих группах или могут туда попасть. Именно на это должны обратить внимание родители!

Слайд 7

Чаще всего вместо основной фотографии присутствует символика богов (в середине знака отчетливо читается слово «ОНО») - ребенок, думая, что он часть чего-то важного, ритуального и доступного избранным, воспринимает логотип как татем, который дает ему при условии выполнения инструкций могущество и безнаказанность.

Слайд 8

Изображения ножей, лезвий, бритвы, шрамов, надрезов и капель крови на белом фоне - все эти картинки также изобилуют на сайте, приучая детей к мысли о смерти и страданиям.

Слайд 9

Картинки и фото в сером, черном и красном цвете .
Унылые фотографии в серых оттенках, тревожные красно-черные рисунки воздействуют на психику угнетающе. При их рассматривании детская психика входит в состояние депрессии, замкнутой комнаты, из которой нет выхода.

Черный цвет - это загадочность, мифичность, потому привлекает подростка и пробуждает юношеский максимализм, внушая: чтобы попасть на «белую» сторону бытия, нужно пройти через «черное».
Серый цвет - это боязнь утраты, меланхолия и депрессия. Рассматривая серые картинки, подросток все больше утверждается в мысли, что его жизнь бесцветна, бесперспективна и бесполезна.
Красный цвет побуждает к импульсивным действиям без обдумывания. А в сочетании с черным пробуждает эгоизм, когда подросток готов на «революцию», пусть даже ценой собственной жизни.

Многие виртуальные игры, в которых героя убивают, а после перезагрузки он оживает, нарисованы именно в этих тонах. Ребенок уже не видит разницы между реальным и виртуальным миром и свою смерть воспринимает как приключение, после которого можно начать все заново.

Слайд 10

Засилье cлов на букву «С».
В призывах и постах таких групп много слов на букву «С».

Этот прием - техника «стрессового слова»: такие слова, как «смерть», «самоубийство», «страх» и т. п. прячутся между другими словами, начинающимися на букву «С». Таким образом, ребенок быстрее привыкает к потерям, которые на самом деле должны были бы его пугать; для него это становится нормой, частью жизни, а значит, его проще подтолкнуть к необратимым действиям.

Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах навязывают подросткам мысль, что все в жизни тленно, всегда в жизни уходят близкие люди и дети остаются одни.

Слайд 11
Такие группы постоянно пополняются психоделической музыкой (самые распространенные - Psynergy Project, Twisted Mind, Beatroots и т. д), в которой биты, не совпадая с биоритмами человеческого организма, вгоняют сознание подростка в депрессивный транс, и им в таком состоянии очень просто управлять.

Изобилуют фразы о бессмысленности жизни .
При этом фразы об одиночестве в этом мире, боли и разочаровании в людях замаскированы под цитаты известных авторитетных людей или слова священников.

Например:

«Вы все-таки человек, и я человек, а человеком быть - это чувствовать боль» - Марина Цветаева;

«Люди и созданы для того, чтобы мучить друг друга» - Ф. Достоевский;

«Я хочу стать человеком!» «Все, что греховное, что ненастоящее, - это временное, это подделка, это смерть!» - протоиерей Андрей Лемешонок.

А призывы к смерти вуалируются за красивыми философскими стихами.

Например:

«В 4:20 киты не проснутся,

В тихом доме не ждет их рассвет.

Звезды с неба на крыши прольются.

Играешь со мной? - Жду ответ».

Слайд 12

В хештеге - символичные слова (логотипы групп смерти)
Например, «#морекитов», «#тихийдом», «#мертвыедуши», «#ня,пока» и т. п. - это логотипы групп самоубийц.

Также могут быть хештеги f57, f58, d28 и т. п., где обычно названия таких групп прописываются по алгоритму: буква - с нее начинается имя администратора, цифра - его порядковый номер самоубийства.

Слайд 13

Что должно насторожить родителей в поведении ребенка, свидетельствующее о том, что он попал в опасное сообщество?

  • Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным».
    Если с первого класса подросток дружил с Петей из соседнего подъезда и у него была компания в классе, а теперь круг друзей, а главное - интересов резко поменялся (в течение 3–5 дней), это тревожный звоночек. Особенно если перемены сопровождаются «просветлением»: подросток становится отстраненным от реальной жизни и начинает соглашаться со всем, что ему говорят. Ведь считает, что все происходящее неважно, а главная цель его жизни - в виртуальном сообществе, где он наконец понял смысл жизни и нашел единомышленников.
  • У него меняется режим дня.
    Еще тревожные сигналы, указывающие на то, что ваш ребенок мог попасть под влияние опасной группы, - изменение распорядка дня (стал ужинать в комнате, меняет время посещений секций) и завидная пунктуальность в его соблюдении. Особенно если за компьютер ребенок садится в одно и то же время (невзирая ни на что). Администраторы таких групп устанавливают над подростком контроль, воспитывая в нем слепое подчинение: указывается время, когда в нее должны заходить участники-единомышленники.
    А когда в онлайн-пространстве одновременно много детей, недовольных жизнью, настроение «жизнь - боль» легче поддерживать и внушать идею «сделай то-то - и тебе будет хорошо». Посещение группы становится ритуалом - чем-то важным, запретным и необходимым: получить недозволенное и почувствовать себя одним из избранных - очень важно для подростка. Таким образом, ребенку прививается стадный инстинкт, а как известно, толпой проще управлять, чем мыслящими индивидуальностями.
  • Подросток вялый и постоянно не высыпается.
    Если отбой у ребенка в обычное время, а утром его нельзя добудиться в школу - это признак физической и нервной истощенности: он не высыпается.

В заданиях социально опасных групп бывают такие, которые нужно выполнять между 4:00 и 5:00 (есть группы «Разбуди меня в 4:20»), т. е. в предрассветный период. В заданиях таких групп ребенок должен сделать фотографию именно в это время, поставить лайк какому-то посту в группе, прокомментировать запись администратора и т. д.
Это время выбрано специально:

во-первых, пробуждения ночью утомляют ребенка и потому он быстро устает, становится раздражительным и, что нужно создателям опасных сайтов, разочаровывается в жизни.

Во-вторых, в предрассветный период организм, настраиваясь на пробуждение, вырабатывает адреналин, поэтому подъем в это время вызывает тревожность и страх о будущем.

  • Активные постоянно повторяющиеся рисунки.
    У всех подростков поведение - демонстративное: они хотят, чтобы их действия были замечены и оценены (не всегда положительно). Потому увлекшись чем-то, подростки начинают это демонстрировать в рисунках. При этом у ребенка, попавшего под влияние опасных групп, появляются несвойственные ранее изображения, связанные с его новой «идеологией», которые он активно демонстрирует, не пряча.

Тревожными сигналами считаются рисунки бабочек - они живут только один день, и китов (они от отчаяния выбрасываются на берег). Это символика суицидальных групп.
Недобрый знак, если в рисунках есть цифры - 57, 58, названия групп в «ВК», подталкивающих к суициду, или число 50 - название книги «50 дней до моего самоубийства».

Также могут быть и другие цифры. Важно, что они повторяются на рисунках ребенка (на последних листах тетрадей, на руках в виде «татуировок», на школьных принадлежностях и пр.).

Цифры присваиваются администраторами группы новым участникам, чтобы убить в них индивидуальность. Ведь человек, не имеющий имени и фамилии, - это безликое существо, лишь цифра без собственной позиции, лишних вопросов и инициативы. А значит, им легко управлять. И эта цифра - порядковый номер самоубийства.

Слайд 14

Какие признаки свидетельствуют о том, что ребенок готов совершить самоубийство?

Признаки:

1. Грустные мысли в постах на соцстраничке.
Если у ребенка возникли суицидальные мысли, он их непременно озвучит (помним, подростки - демонстраторы). Сначала на страничке в соцсетях - там, как ему кажется, «цифровое племя» - его единомышленники, которые его понимают, в отличие от «предков».
Мониторьте странички ребенка (но так, чтобы он этого не видел - тогда не станет прятаться и скрывать свои интересы в Сети). Увидев фразы «Мое время скоро придет», «Я обещаю, что сделаю Это» и т. п., сразу поговорите с ребенком. Но не стоит прямо говорить, что вы «шерстите» его страничку. Начните разговор о том, что есть группы, которыми управляют администраторы - это специально обученные люди, они манипулируют слабыми, потерянными детьми его возраста. Делайте акцент на слове «манипулятор» - подростки не терпят, когда оказываются в роли «марионетки». Пойдите на хитрость и расспросите его о том, знает ли он, как распознать человека, склонного к суициду. Узнайте, нет ли в его обществе таковых (обычно мысли о самоубийстве - это массовая идея, которая постигает детей целыми компаниями).

2. Появились на теле увечья (царапины, надрезы).
В суицидальных группах устраивают так называемый квест по нарастающей. Сначала им дают задания поцарапать, порезать себя и выложить фото увечий в Сеть, потом - убить какое-то животное и опять же сфоткать. Подростки идут на это из-за аутоагрессии, которая возникает вследствие обиды на окружающих, но которую они не могут выплеснуть в социум. Таким образом злость они вымещают на себе, заглушая душевную боль физической. А «квест» подводит их к черте, убирая страх смерти.
Спровоцируйте ссору, в которой ваше чадо сможет выговориться.
Не наказывайте его, даже если обвинения ребенка будут несправедливыми и обидными для вас. Каждую обвинительную фразу ребенка продолжайте: «Ты для меня очень важен, ты мне очень нужен, я слышу, что ты обижен, я понимаю твою реакцию…» Главное - дать ребенку выплеснуть все то, что накопилось у него внутри. Тогда агрессия, направленная на самого себя, уменьшится, плюс он поймет, что для кого-то на земле он все-таки важен и нужен.

3. Начинает раздаривать вещи.
Задумав покончить с собой, подросток хочет, чтобы о нем помнили, говорили, плакали, когда его не станет. В этом случае он пытается оставить «след», раздаривая свои вещи, причем самые любимые. Если вы заметили, что у ребенка стали исчезать вещи или он сам приносит вам собранные пакеты с ранее любимой одеждой, книгами, игровыми приставками с просьбой раздать знакомым, - насторожитесь. Обычно дети в этом возрасте - собственники, и даже если им не нужны книги, они хранятся как память о детстве.
Не разрешайте расставаться ему с вещами - это может удержать его от суицида. И расскажите случаи о себе, в которых вы прошли через трудности в его возрасте. Кроме того, рассказывайте благополучно закончившиеся истории из жизни его сверстников (которых он знает). Для подростков единственный авторитет - ровесники и истории из их жизни. Информацию можно черпать из интернета, СМИ или телевидения. Только «подсовывать» такие материалы нужно между прочим. Например, вы пришли с работы, начните разговор о том, что вы в ужасе от того, что происходит в мире, и не представляете, что с вами случилось бы, если с вашим ребенком произошло бы такое. Выведите ребенка на диалог: покажите ему статью в газете и спросите, знал ли он о гибели 15-летней девочки из Мариуполя и что он относительно этой темы думает.

4. Открыто заявляет о своей скорой смерти
В разговоре подростка часто проскакивают фразы «Что вы сделали бы, если бы я умер?», «Что вы сказали бы на моих похоронах?», «Интересно, красивой я была бы в свадебном платье в гробу?»
Такие фразы - явный индикатор суицидальных мыслей. Дети хотят узнать, как будут вести себя окружающие, если их не станет, чтобы потом проверить, часто до конца не осознавая, что «воскрешения» не будет. Важно сразу же показать ребенку, что мертвецы не могут выглядеть хорошо и кому-то нравиться, - покажите им видео с похорон, фото самоубийц и тех из них, кого нашли не сразу. Конечно, это картины не для слабонервных, но страхотерапия действенна. Расскажите, что родные в траурных одеждах, которые будут плакать у гроба, - это ужасно. А врагам, которым он хочет что-то доказать, будет все равно. А может, они еще и посмеются, ведь они останутся живы.

Слайд 15

Давайте подведем итог.

Что же нужно делать нам, родителям, чтобы наши дети не попали в беду.

  • Подозревая, что ребенок заинтересовался нежелательным контентом, проверяйте историю посещения ресурсов через браузер, но только тогда, когда ребенок этого не видит.
  • Между прочим спрашивайте, на каких соцсетях он любит больше «тусоваться» и где бывают его сверстники. Так вы узнаете, чем ваш ребенок дышит, и проявите заинтересованность жизнью подростка, что для его эмоционального равновесия на данный момент важно.
  • Проявляйте интерес к чувствам ребенка. Вместо дежурного «Как дела в школе?» спросите: «Тебе нравится твой класс? Твой учитель? Почему?». Призыв к чувствам ребенка заставляет его давать развернутые ответы, а не примитивные: «Все ок», «Да» или «Нет» - так вы узнаете о его эмоциональном состоянии, плюс ребенок, поняв (после нескольких дней), что вам важны его чувства, будет готов к вашим вопросам о любовных и дружественных отношениях, страхах и разочарованиях в жизни.

Ребенок нуждается в доверительных отношениях, ведь он в таком возрасте чувствует себя одиноким в этом «враждебном» мире.

Проявлять интерес нужно искренне и внимательно слушать ребенка, что бы он ни сказал. Скорее всего, взрослому многое в его словах не понравится. Однако нужно держать себя в руках; ни в коем случае нельзя критиковать идеи подростка или заявлять, что они глупые.

Пусть озвучит свою точку зрения, даже если он будет говорить, например, что смерть - это красиво, а суицид – способ перейти в другую реальность. А уже после можно постараться спокойно привести свои доводы, попробовать донести до ребенка, что пока он жив, у него всегда есть возможность выбора. А смерть – это не дверь, а черта, за которой больше ничего не будет.

Многие родители боятся и всячески избегают говорить с детьми на тему суицида. В этом случае лучше подойти к проблеме «окружным путем». Например, можно дать ребенку посмотреть хороший классический фильм или дать прочитать книгу, в которой поднимается тема смерти и самоубийства, а затем обсудить с ним его мысли и впечатления.

О коло 80% детей, которые покончили жизнь самоубийством, так или иначе заявляли о своем намерении родным или друзьям. Просто их словам и поступкам не уделили должного внимания, списав на подростковые «закидоны» и демонстративное поведение.

Подросток должен чувствовать любовь и принятие со стороны родителей в любой ситуации. Если ребенок знает, что, как бы он ни поступил, что бы ни сказал, его всегда поймут и примут дома, он будет гораздо увереннее ощущать себя в жизни. Родителям стоит внушить своим детям, что они не должны зарабатывать любовь повиновением и покорностью.

  • Найдите альтернативные интересы. Ребенок, который постоянно сидит в социальных сетях и мало интересуется чем-то в реальной жизни, на самом деле впадает в некий виртуальный транс, который создает у него ощущение «параллельной реальности», зазеркалья. В этом измененном состоянии сознания у подростка ослабляется критичность восприятия, и он легче поддается внушению и манипуляциям.

Родителям нужно не просто запретить те или иные действия в интернете, а предложить своему чаду альтернативные занятия, которые смогут вытянуть его в офлайновое пространство. Тут подойдут любые, даже глупые на взгляд взрослых, увлечения.

Особенно действенными будут хобби, которые помогут подростку не только занять время и мозги, но и построить отношения со сверстниками в реальной жизни. Ведь почему дети так охотно подписываются на те или иные группы в «ВКонтакте» и других социальных сетях? Потому что в этом возрасте главное их стремление – быть признанными и понятыми. Просто раньше тинейджеры примыкали к разным субкультурам, которые хоть и были иногда пугающими для родителей, но все же были офлайновыми и потому более-менее понятными и контролируемыми. Сегодня же, не имея возможности удовлетворить эту потребность «наяву», они уходят за желаемым в глубины интернета, где ориентируются куда лучше большинства взрослых.

  • Попросите помощи у специалистов. Телефон доверия: 8-800-2000-122

Слайд 16

  • Требовать от ребенка пароль от соцсетей или просить показать его сообщения - это вызовет обиду и гнев подростка за то, что родители нарушают его личное пространство, которое в этом возрасте - главная психологическая потребность.
  • Шпионить за ребенком.

Первая реакция родителей, которые узнали, что их дети сидят в группах, призывающих к суициду, - это усиление контроля. Мама или папа устраивают своему ребенку допрос с пристрастием, проверяют переписку в соцсетях, телефон, роются в личных вещах, а порой в довершение всего запрещают пользоваться интернетом.

Такое поведение не принесет ни родителям, ни и их чадам ничего хорошего. Единственной реакцией подростка на подобные агрессивные действия в его адрес станет ответная агрессия. В итоге ребенок просто закроется и перестанет доверять близким. И, что самое главное, он все равно найдет способ так или иначе заходить в эти группы, только уже будет делать это аккуратно и тайно.

  • Употреблять фразы (даже в ссоре): «Из-за тебя у меня болит голова», «Своим поведением ты доведешь меня до больницы», «Как тебе не стыдно, ты мать довел до слез!» и т. п.

Они вызывают злость у ребенка на самого себя, ведь на самом деле он любит своих родителей. В результате возникает аутоагрессия, которая подталкивает ребенка на нанесение физического вреда себе.

  • Лезть в душу, задавая вопросы, которые в вашей семье раньше не практиковались: «Как дела на личном фронте?», «У тебя уже был секс с этой девочкой?» и т. п.

Во-первых, ребенок постесняется откровенничать и закроется.

Во-вторых, если раньше подобные темы не поднимались в семье, подросток начнет подозревать, что за ним началась слежка. Поэтому станет еще больше «шифроваться» - закрывать свои странички от других пользователей, уходить как можно на более продолжительный период из дома, и вам будет труднее понять причину изменений в его поведении.

И помните, что причины суицидов кроются не в пабликах «Вконтакте», а в семейных взаимоотношениях. Принцип «падающего - подтолкни» аморален, но на край пропасти человек становится вовсе не из-за картинок в интернете.

Многие считают, что самоубийство подростка возможно только в неполной семье. Но это далеко не так. Состав семьи не играет никакой роли и не гарантирует психологическую безопасность подростку.

56% детей, которые покончили с собой, воспитывались в полной семье, и лишь 23% - составили семьи, где родитель один.

Слайд 17

Опасность в другом - в неправильном воспитании.

Это и гипоопека (дефицит внимания со стороны взрослых) (примерно 40%).

Безнадзорность (отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей со стороны родителей; отчуждение самих детей от семьи) (около 20%).

Эмоциональная депривация - состояние, которое возникает в тех случаях, когда человеку не предоставляется возможности удовлетворить свои базовые, жизненные потребности в течение того времени и в той мере, в какой ему это необходимо, в т.ч. потребность в любви, контакте с родителями. (примерно 25%).

И отвержение - это вид воспитания, при котором ребенок является как бы обузой для своих родителей (цифры колеблются в районе 10%).

Самое опасное время - весна и поздняя осень, а самые распространённые способы - порезы, приём препаратов или прыжок с высоты.

Наиболее опасный возраст - 13-15 лет.

Слайд 18

Будьте внимательны к своим детям! Прислушивайтесь и приглядывайтесь, разговаривайте и просто любите! Протяните руку помощи, если ребенок оказался в беде!

Подписи к слайдам:

Как уберечь детей от «групп смерти»? Подготовила: педагог-психолог Юдина Елена Сергеевна

«ВНИМАНИЕ! Если вы хотите вступить в группу, то у вас должен быть указан возраст 18 и более лет, либо не указан вообще» Названия групп: # f57 # f58 # тихийдом # рина # няпока # киты # морекитов # синийкит # ищукуратора # разбуди меня в 4:20 # млечныйпуть

Как распознать опасную группу? С имволика богов.

Изображения ножей, лезвий, бритвы, шрамов, надрезов и капель крови на белом фоне.

Картинки и фото в сером, чёрном и красном цвете.

Засилье слов на букву «С ». «смерть», «самоубийство», «страх» и т. п. Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах.

Психоделическая музыка. Psynergy Project , Twisted Mind , Beatroots и др.

Изобилие фраз о бессмысленности жизни. «Вы всё-таки человек, и я человек, а человеком быть - это чувствовать боль» Марина Цветаева «Люди и созданы для того, чтобы мучить друг друга» Ф. Достоевский «Все, что греховное, что ненастоящее, - это временное, это подделка, это смерть!» протоиерей Андрей Лемешонок

В хештеге - символичные слова (логотипы «групп смерти ») Хэштег (метка) - тип пометки или тега, используемый в микроблогах и социальных сетях, облегчающий поиск сообщений по теме или содержанию. # морекитов, # тихийдом, # мертвыедуши, # ня,пока и др. # f57 , # f58 , # d28 и т. п.

Ребёнок вступил в опасное сообщество: четыре тревожных сигнала. Ребенок резко становится послушным, но « отрешённым». Меняется режим дня. Подросток вялый и постоянно не высыпается. Активные постоянно повторяющиеся рисунки.

Подросток готов совершить самоубийство. Признаки: Грустные мысли в постах на соцстраничке. Появились на теле увечья (царапины, надрезы). Начинает раздаривать вещи. Открыто заявляет о своей скорой смерти.

Что же делать? Проверяйте историю посещения ресурсов через браузер. Спрашивайте, в каких соцсетях он любит больше « тусоваться » и где бывают его сверстники. Проявляйте интерес к чувствам ребёнка. Ищите альтернативные интересы. Попросите помощи у специалистов: 8-800-2000-122

Запрещено!!! Требовать от ребёнка пароль от соцсетей или просить показать его сообщения. Шпионить за ребенком. Употреблять фразы (даже в ссоре): «Из-за тебя у меня болит голова», «Своим поведением ты доведешь меня до больницы», «Как тебе не стыдно, ты мать довел до слез!» и т. п. Лезть в душу, задавая вопросы, которые в вашей семье раньше не практиковались: «Как дела на личном фронте?», «У тебя уже был секс с этой девочкой?» и т. п.

Формы неправильного воспитания в семье Гипоопека - дефицит внимания со стороны взрослых – 40 %. Безнадзорность - отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей со стороны родителей; отчуждение самих детей от семьи – 20 %. Эмоциональная депривация - состояние, которое возникает в тех случаях, когда человеку не предоставляется возможности удовлетворить свои базовые, жизненные потребности в течение того времени и в той мере, в какой ему это необходимо, в т.ч. потребность в любви, контакте с родителями – 25 %. Отвержение - это вид воспитания, при котором ребенок является как бы обузой для своих родителей – 10 %.

Протяни руку помощи!


Играют в своеобразную игру, итогом которой является подготовленный . Обычно в названиях этих групп присутствуют метафоры про китов, а в содержании находятся депрессивные песни, мрачные картинки с порезанными венами или изображением китов, а также грустные цитаты. В «игре» каждый ребёнок должен выполнить ряд заданий, которые позволяют перейти на следующий уровень. Задания могут быть совершенно жуткими: например, сфотографировать свою руку с порезами. После прохождения таких заданий ребёнку присваивается номер, а также сообщается дата и способ самоубийства. Дети начинают вести обратный отсчёт на своих страницах в социальных сетях. .

По некоторой информации для вовлечения ребёнка в подобные игры используются те же механизмы, что и для вовлечения людей в деструктивные религиозные секты. Например,

    контроль еды: детям (особенно девочкам) внушают, что они толстые, и начинают усиленно худеть, даже если не имеют .

    контроль сна: в 4:20 утра подростки, вступившие в группу смерти, обязательно должны быть в сети. Иногда они даже просят кого-то из своих виртуальных знакомых позвонить им и разбудить их в это время.

Отсутствие удовлетворения таких базовых потребностей человека приводит к изменённому состоянию сознания: даже взрослый человек не в состоянии адекватно мыслить при хроническом недосыпе и недоедании.

Почему подростков привлекает тема смерти?

Современное общество очень любит перекладывать ответственность на Интернет в общем и на социальные сети в частности. На самом же деле, проблемы кроются гораздо глубже. Запомните, не информация находит ребёнка, а ребёнок – информацию. Общение в виртуальной реальности может послужить триггером, своеобразным спусковым крючком в совершении какого-либо страшного поступка – преступления или суицида, но винить в этом лишь социальные сети не стоит. Проблема всегда кроется в семье и семейном воспитании. – всё это базис, на котором должна строиться семья. Если в семье этого нет, то, разумеется, ребёнок будет искать это в социальных сетях. А вот что он там найдёт и на чём остановится – это вопрос его самосознания, наличия критического мышления и чёткого представления о понятиях «хорошо»/«плохо».

Екатерина Сафонова