Что такое богатство? Будьте всегда в настроении

Что значит «быть богатым»?

Слово «богатство» порождает в сознании людей целый ряд образов, а иногда и противоречивых понятий. В конце концов, каждый из нас смотрит на богатство со своей точки зрения. Для одного человека богатство может означать обладание таким количеством денег, которое позволит ему делать то, что хочется. Для другого человека богатство означает свободу от долгов, от постоянной угрозы долговых обязательств. Для третьего человека богатство может означать возможность роста и «покорения новых вершин».

А теперь давайте обратимся к этимологии, то есть происхождению этого слова. В слове «БОГАТСТВО» главная корневая основа – БОГ.

Древнеславянский корень БОГЪ означает «наделяющий богатством», «дарующий благополучие». Интересно, что индоевропейское bhaga говорит о том же – «благосостояние», «счастье», а также «наделяющий», «дарующий». В греческом языке это слово несет в себе такие понятия, как «ломоть хлеба», «владыка», «царь».

Стать БОГАТЫМ – значит стать самодостаточным как в духовной, так и в материальной сфере. Проявить себя подобным Богу в разных ипостасях. БОГАТСТВО – это реализованные божественные возможности человека. Причем во всех сферах жизни. Это сама жизнь во всей полноте. Если человек имеет много денег, но не имеет здоровья, я никогда не назову его БОГАТЫМ. Это, скорее, финансово состоятельный человек, но до настоящего БОГАТСТВА ему еще далеко.

Мне часто задают такие вопросы: «Как вы объясните тот факт, что многие люди с богатой душой и высокой духовностью финансово совершенно не преуспевают. А богатые дельцы крайне циничны, да и часто необразованны, некультурны. Моральный облик их ужасен – они склонны к предательству, подставам и наживе за счет других людей, к наглой наживе! Духовности там нет и в помине. Однако эти люди преуспевают. Получается, что богатство и духовность – несовместимые понятия? Почему?»

Прежде чем ответить на эти вопросы, я хочу предложить вам краткий экскурс в историю психологии наших сограждан. В психологическом плане мы все родом из СССР. В социалистическом обществе, начиная с Октябрьской революции, культивировалось социальное равенство и осуждалось богатство. Состоятельным людям, которые были и в те времена, навязывалось клише безнравственности. И в конце XX века каждый состоятельный человек рассматривался через призму общественной морали. Богатые люди в те времена считались ворами и мошенниками. Честным трудом заработать себе на безбедную жизнь могли единицы, к которым относились, например, ведущие спортсмены. Но и им завидовали и искали «пятна на солнце».

Сменился век, но в мировоззрении и психологии мало что изменилось с прежних времен, а следовательно, и в отношении к богатству. Всем нам были даны равные возможности стать успешными, состоятельными и удачливыми. Каждый ли воспользовался этим? К сожалению, нет. Сомнения, неверие в собственные силы, ложные убеждения советского менталитета сделали свое черное дело. Те, кто рискнул и поставил на карту все – оказался в выигрыше. Не будем разводить длинную дискуссию о цене перестройки и быстром обогащении за счет того, что принадлежало всем. Не об этом сейчас речь, а о том, насколько устойчивой оказалась психология бедных у наших сограждан. В чем же дело?

Многие ищут оправдания собственному безденежью и бездействию, указывая на пагубный «синдром достатка», сопутствующий обогащению. Мне говорят: «Когда мы с друзьями, которые совершенно не бедствуют и состоятельны, вспоминаем, как на наших глазах кто-то из знакомых «поднимался», мы отмечаем, что положительные человеческие качества у людей как-то утрачиваются с приобретением достатка. Это какой-то «синдром достатка»?! Не все могут достойно выдержать приход и присутствие истинного достатка. Не все могут сохранить и мораль, и нравственность, и капитал».

Но я, как психолог, с уверенностью заявляю, что это не «синдром достатка». Это ИСПЫТАНИЕ ДЕНЬГАМИ, такое же, как испытание славой, властью, бедностью, болезнью. Кто-то выходит из этого испытания сильным и духовно закаленным, а кто-то ломается. С этой точки зрения особенно опасно быстрое обогащение, которое часто уничтожает людей.

Наверняка все помнят курьезный случай, описанный несколько лет назад в «Комсомолке» – семья алкоголиков выиграла в лотерею несколько миллионов рублей. Что бы сделали вы в такой ситуации? Представьте себе такое событие. Отложите чтение книги и постарайтесь увидеть эту радужную картину. Наконец-то! Свершилось! И?

Большая часть счастливчиков бросится эти деньги тратить на удовольствия, латать дыры в семейном бюджете, погашать кредиты, меньшая – инвестировать в какой-нибудь объект. А семья алкоголиков эти деньги просто пропила за год. Всего-то нужно было устроить сначала обмывание такого поворота судьбы вместе со всей пьяной братией, а потом просто не могли выйти из этого состояния. Они не вложили деньги в недвижимость, не оплатили учебу своих полуголодных детей. Правда, этот год для семьи «лотерейных счастливчиков» прошел под знаком изобилия вареной колбасы. Вот уж чего они наелись до отвала!

Если бы этот подарок судьба подкинула богатому человеку, то он бы инвестировал деньги во что-то или в кого-то и какую-то часть денег пустил бы на благотворительность. Но самое главное – он бы не нарушил закон капитала – деньги должны приносить деньги.

Давать огульную оценку всем состоятельным людям в том, что они бездуховны, – уподобляться таковым. «Не суди, да не судим будешь». Таких нужно жалеть, как жалеют людей, безнадежно зависимых от чего-то. В данном случае от богатства. Вот потому я и говорю, что избавляться от мифов нищеты, изучать философию богатства и расширять свой внутренний кошелек нужно постепенно, чтобы не произошло головокружение от успехов . Вы впустили в свою жизнь богатство, а что с ним делать – не знаете. Не хватает ума, знаний, внутренней культуры. Из-за этого и начинают всходить ростки чванливости, заносчивости, высокомерия. Такой человек начинает «звездиться», а это уже может привести к психическим отклонениям. Поэтому важно научиться принимать потоки денег в свою жизнь, «не теряя своего лица», соблюдая законы общества и морали .

С этими задачами справляются многие современные состоятельные люди. Хочу сказать, что среди моего окружения бездуховных людей нет. Это чистая правда! При этом все мои знакомые – успешные люди. Только один из десяти человек работает по найму – и то на такой высокой должности, откуда сам не уйдешь. У всех остальных – давно и прочно развито свое дело, которое приносит стабильный доход, и год от года все они богатеют, не забывая о благотворительности. Отдать десятину для них, как учит Библия, – само собой разумеющееся. И детей своих они учат быть деятельными, но при этом толерантными, нравственными. И ни у кого из лиц моего окружения нет детей-наркоманов, алкоголиков или повес, праздно прожигающих свою жизнь. Все они приучены к труду, несмотря на то, что родились в состоятельных семьях. Потому знак равенства между богатыми и безнравственными людьми ставить неправильно. Разве мало безнравственных людей среди нищих? Иисус говорил в своей проповеди: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе: а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Евангелие от Матфея, глава 12, стих 35).

Буддийский проповедник и при этом успешный бизнесмен Геше Майкл Роуч утверждает, что богатство способствует духовному развитию. Он говорит, что сами деньги не есть зло, ведь фактически человек с большими ресурсами может сделать намного больше добра, чем тот, у кого их нет. Вопрос в том, сохраняем ли мы нравственное отношение к деньгам. В своей книге «Алмазный огранщик» он доказывает, что только позитивное отношение к миру, умение видеть позитивное в любом событии – наилучшая стратегия для достижения финансового успеха.

Загляните в потаенные уголки вашей души: разве вы не чувствуете, что ваша жизнь могла быть чем-то большим? Разве вы не верите, что предназначены для чего-то большего? Если бы вы могли только найти причину своих неудач и устранить помеху! Ваш успех спрятан под всеми слоями ложных убеждений о богатстве, которые были заложены с детства.

Ложные убеждения о богатстве

Библия осуждает богатых

Те, кто любит осуждать богатых людей (зачастую только из-за того, что самому разбогатеть не удается), часто ссылаются на Библию, утверждая, что в этом священном источнике богатство было признано пороком.

И, казалось бы, действительно, в Евангелии от Матфея встречается известное высказывание Иисуса: «И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 24). Эти слова и интерпретируют как осуждение Библией богатых. Однако в этих словах Иисус не столько обличал богатых, сколько предостерегал против опасности греха, с которым связано обладание большими деньгами. Как в Ветхом, так и в Новом Завете неустанно повторяется: кто богат, тот несет большую ответственность, тот подвержен большему искушению и легче может согрешить. «И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие, но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство.» (Второзаконие, глава 8, стихи 17–18). Получается, что Библия не осуждает стремление людей разбогатеть, а предупреждает о соблазнах, подстерегающих богатого человека.

Во-вторых, в той же Библии есть множество положительных оценок богатства. Вот некоторые цитаты из нее: «Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы» (Второзаконие, глава 28, стих 12). «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние; у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц» (Иов, глава 42, стих 12). Как видите, нельзя сказать, что Библия поносит богатых. Благочестивые люди награждаются свыше и духовно, и материально.

Чтобы разбогатеть, нужно быть очень умным

Это утверждение далеко не аксиома. Напротив, известно, что многие люди, обзаведшиеся солидным капиталом, особыми интеллектуальными способностями не обладают.

Давайте рассмотрим один очень интересный факт, о котором вы, возможно, не знали. В Америке каждые 5-10 минут появляется новый миллионер. Но знаете, что самое удивительное. В большинстве своем эти люди не получали высшего образования и являются выходцами из бедных семей, некоторые и вовсе раньше жили за гранью нищеты; для кого-то из них английский не был родным языком. Но эти люди все равно добились успеха, каждый в своей сфере деятельности.

Как отмечает Томас Стэнли, автор изданной в США книги «Как мыслит миллионер», для того чтобы стать супербогатым, вовсе не нужно быть гением. Он отмечает, что в колледже будущие миллионеры учатся в основном на «удовлетворительно». Более того, будущие богачи в юном возрасте достаточно часто слышат от взрослых, что с такой учебой из них в жизни вряд ли выйдет что-нибудь путное. Но как же тогда им удается разбогатеть? По мнению Стэнли, секрет заключается в том, что, не обладая блестящими природными способностями, будущие миллионеры выбирают себе дело по интересам и силам. Конечно же, есть и другие определяющие факторы, но трудно не согласиться с выводом американского исследователя о важности занятия делом, к которому ты предрасположен.

В общем, если взглянуть на прошлую жизнь некоторых миллионеров, становится понятно, что вне зависимости от своего происхождения эти миллионеры стали таковыми только лишь потому, что занялись любимым делом и обучились тем навыкам, качествам и привычкам, которыми должен обладать по-настоящему успешный человек. Поэтому даже не столь важно, насколько усердно вы учились в школе, получили ли высшее образование, важно то, готовы ли вы обучаться, быть дисциплинированными, менять свои негативные убеждения и привычки на позитивные. Если да, тогда у вас тоже есть шанс стать миллионером!

Чтобы стать богатым, нужно усердно работать

Этого девиза придерживаются в нашей стране очень многие люди. Однако это неверно. Усердно работая, можно, скорее, стать обеспеченным человеком, но для того, чтобы стать по-настоящему богатым, этого чаще всего недостаточно. По этому поводу метко высказался французский писатель Альфонс Карр: «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое».

Поэтому не стоит надеяться на то, что, чем больше вы будете работать, тем больше станете зарабатывать. А нужно подумать, куда инвестировать заработанные деньги, чтобы они приносили прибыль. И еще одно важное условие – вы должны поставить перед собой цель, ради которой стоит трудиться и которая поможет вам стать финансово независимым человеком, работающим на себя.

Так уж устроен человек, что даже на подсознательном уровне стремится к цели. Поэтому если вы думаете, что лет через двадцать сможете купить свой собственный бизнес, то через двадцать лет и купите. Если же твердо решили, что собственный бизнес просто необходим вам в ближайшие два-три года, то… получите и распишитесь. Весь секрет в том, что, если человеку что-то очень нужно, он быстро находит пути получения желаемого. Например, вы сильно хотите пить. Что вы делаете? Правильно, вы наливаете стакан воды и выпиваете его, а не мечтаете о воде и не ждете, когда же судьба или кто-то из благодетелей утолит вашу жажду. Так же нужно действовать и в отношении любых своих желаний. Идите и выполняйте их сейчас. Именно сейчас, а не завтра и не со следующего понедельника.

Итак, прежде чем начать зарабатывать больше, вам необходимо знать, куда вы эти деньги потратите. И не просто мечтайте, а разрабатывайте четкую структуру распределения денежных средств – свой ЛФП (личный финансовый план).

Если бы я выбрал прибыльную карьеру, я был бы богатым

Миллионеры есть в каждой профессии. В любой отрасли можно заработать деньги. Не ищите прибыльной карьеры – вы сами должны сделать вашу карьеру прибыльной.

Если бы мои родители были богачами, я тоже был бы богатым

Большинство самых богатых людей – выходцы из среднеобеспеченных и бедных семей. И даже люди из богатых семей часто должны сами создавать свое состояние.

Если бы я был в нужное время в нужном месте, то стал бы успешным

Очень богатые люди не полагаются только на удачу, они делают все нужное для успеха. Возможностей и успеха не нужно ждать, их необходимо создавать.

Если бы экономика моей страны была бы лучше развитой, я был бы богатым

В любом обществе и в любой стране есть миллионеры и малообеспеченные люди. Условия для создания капитала есть везде.

Если бы у меня не было ответственности перед семьей, я стал бы миллионером

Не в ответственности дело, а в том, как вы к ней относитесь. Вам нужно изменить отношение к семье – это не обуза, а надежная помощь в создании вашего бизнеса, который может стать семейным и перейти по наследству детям и внукам.

Если бы возможности заработка больших денег были мне доступны, я стал бы сказочно богатым

Сегодня возможности заработка больших денег еще шире, чем раньше.

Если бы государство, мой работодатель, моя семья или жена шли мне навстречу, я бы зарабатывал больше

Не ищите виноватых. Только вы ответственны за свой неуспех.

Если бы только у меня была большая сумма денег, я сразу начал бы вкладывать деньги и экономить

Океан состоит из маленьких капель воды. Начинайте с малого. Если вы ждете больших денег, вы можете их не дождаться. И самое лучшее время для вложений и экономии – прямо сейчас. Деньги нужны только для того, чтобы ухватиться за подвернувшуюся возможность разбогатеть. В таком случае можно взять деньги в долг или в кредит.

Хорошая работа обеспечит богатство

Работа – временный источник прибыли. Постоянная прибыль требует того, чтобы деньги работали на вас. Поэтому, чем бы вы ни занимались, разумно распоряжайтесь своими деньгами, не забывая вкладывать их в те или иные предприятия или ценные бумаги.

Только богатые люди по-настоящему счастливы

Многие из наших соотечественников думают приблизительно следующим образом: «Будь у меня вилла на Багамах, парочка «мерседесов», яхта и деньги на счету в швейцарском банке, я был бы счастлив. А так как вместо виллы на Багамах у меня двухкомнатная квартира в панельном доме, вместо «мерседеса» – старенький «жигуленок», вместо яхты – десять соток земли под картошку, а вместо счета в швейцарском банке невыплаченный кредит, то это и есть причина того, что я несчастлив».

В действительности же взаимосвязь счастья и богатства не так уж очевидна, как это кажется. Американский финансовый воротила Стивен Поллен в своей книге «Умри нищим» отмечает: «Деньги – не самоцель. Деньги нужны лишь для достижения ваших личных целей. Относитесь к работе как к механизму для добывания средств, необходимых для покупки свободного времени и личного счастья».

Говоря о накопительстве, как о препятствии к счастливой жизни, Поллен задается вопросом, какой интерес в том, чтобы стать самым богатым пациентом кладбища? Он пишет: «Вместо того чтобы всю жизнь копить в надежде на бессмертие, пользуйтесь жизненными благами, позволяйте себе любые удовольствия и спешите помогать близким. Если вы подарите сыну $ 50 000 на его 25-летие, то он купит себе на них скромную квартиру или вложит в свой бизнес. Если вы завещаете ему эти деньги после своей смерти, то он, уже 50-летний, в лучшем случае потратит их на латание дыр в своем бюджете или в бюджете своих детей. Согласитесь, это разные вещи. Если вам хватит ума так распорядиться своим имуществом, чтобы к концу жизни у вас не осталось ни гроша, поверьте мне, вы узнаете, что такое настоящее счастье».

Много лет назад индийский поэт Бхартрихари написал:


Я радуюсь одежде из коры,
Ты – дорогому платью,
Но радость одинакова у нас,
И потому равны мы.
Бедняк не тот, кто нищ, а тот, кого
Снедает жар желаний.
Когда же в сердце радость и покой,
Кто бедный, кто богатый?

Впрочем, для большинства из нас все эти слова послужат слабым утешением. Видимо, чтобы понять, что не в деньгах счастье, нужно их для начала иметь. Так что остается делать? Ждать, когда наша многострадальная экономика наконец-то сравняется по уровню с экономикой развитых стран? Боюсь, что ждать придется еще долго. А может, не откладывая на «потом», не оправдываясь отсутствием условий, попытаться научиться быть успешными и счастливыми? Для этого вам нужно научиться думать по-новому и сменить свои ложные негативные убеждения на позитивные.

Упражнение 1: «Меняем свои убеждения»

Чтобы стать миллионером и держать в руках миллион, нужно стать миллионером на подсознательном уровне, нужно научиться думать как миллионер, иметь стойкую уверенность в том, что вы успешны и талантливы, вы – творец своей жизни. Если вы не уверены в том, что достойны успеха, то, как бы вы ни старались, ни вкалывали по 16 часов в сутки, вы не добьетесь успеха. Поэтому убеждения нужно менять!

В начале века Эмиль Куэ весьма успешно применял самовнушение и замену убеждений в своей клинике во

Франции. Он учил своих пациентов повторять фразу: «Каждый день, во всех отношениях, я становлюсь лучше и лучше». И это действовало! Причем действовало у тех, кто верил.

Самовнушение работает по теории замещения. Если вы поставите под кран стакан с грязной водой и пустите в него чистую воду, в конце концов грязная вода будет вытеснена чистой. Когда вы замещаете негативные мысли позитивными мыслями, происходит то же самое явление.

В компьютерной терминологии есть термин GIGO (произносится «ги-го»). Это означает «мусор на входе – мусор на выходе»: если вы вносите в компьютер неверные данные, а затем задаете ему вопрос, то в итоге получите неверный ответ.

Ну а какое звено слабее всего в любом компьютере? Компьютерный программист, разумеется. Если восприятие реальности у программиста неправильное, тогда его или ее входные данные будут неправильными. Данные, введенные в компьютер, будут неверными, а тогда и обратная связь от компьютера, когда его привлекут к решению проблемы, будет неверной.

Подобным же образом, если ваш личный программист, то есть ваш сознательный аспект ума, вводит неверные данные, то есть нелогичные или ошибочные, то и интерпретация этих данных будет неправильной. Противоположные мысли взаимно исключают друг друга. Это значит, что вы не можете держать две противоположные мысли одновременно. Вы не можете думать «Я могу» и «Я не могу» в одно и то же время по одному и тому же поводу. Поэтому важно определить доминирующие мысли.

БОГАТСТВО
(богачество), обилие имущества, животов, денег (В. Даль). В России сложилось иное, чем на Западе, отношение к деньгам и богатству. Для западного человека свобода олицетворяется в деньгах (в частности, известный афоризм Б. Франклина), для русского свобода - это независимость от денег. Западный мир чаще всего сводит понятие свободы к степени возможности покупать, стяжать все новые и новые товары и услуги, русский видит в этой «свободе» форму кабалы, опутывающей его душу и обедняющей жизнь.
«Беда деньгу родит», - настойчиво повторяет трудовой русский человек. «Деньги что каменья - тяжело на душу ложатся», «Деньги прах», «Деньгами души не выкупишь» или еще вариант этой пословицы - «Деньги - прах, ну их в тартарарах». Отсюда понятно, что дало право Ф.М. Достоевскому писать, что русский народ оказался, может быть, единственным великим европейским народом, который устоял перед натиском золотого тельца, властью денежного мешка.
Деньги для трудового человека не являются фетишем. «Лучше дать, нежели взять», «Дай Бог подать, не дай Бог просить».
К богатству и богачам, к накопительству русский человек относился недоброжелательно и с большим подозрением. Как трудовой человек он понимал, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных», «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь». Хотя было бы неправильным считать, что им руководило чувство зависти. Нет. Просто стяжание богатства выше своей потребности, накопительство всяких благ выше меры не вписывалось в его шкалу жизненных ценностей. «Не хвались серебром, хвались добром».
Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом (и, конечно, не без основания). «Богатство перед Богом - большой грех». «Богатому черти деньги куют». «Не отвернешь головы клячом (т. е. не ограбишь ближнего), не будешь богачом». «Пусти душу в ад - будешь богат». «Грехов много, да и денег вволю». «В аду не быть - богатства не нажить». «Деньги копил, да нелегкого купил». «Копил, копил, да черта купил!»
Отсюда выводы: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом», «Неправедная корысть впрок нейдет», «Неправедная нажива - огонь», «Неправедно нажитое боком выпрет, неправедное стяжание - прах», «Не от скудости скупость вышла, от богатства».
К богачам трудовой человек относится с большим недоверием. «Богатство спеси сродни», - говорит он. «Богатый никого не помнит, только себя помнит». «Мужик богатый гребет деньги лопатой». «У него денег - куры не клюют». «Рак клешнею, а богатый мошною». «Мужик богатый, что бык рогатый». «Богатый совести не купит, а свою погубляет».
Вместе с тем крестьяне даже чем-то сочувствуют богатому, видя в его положении нравственное неудобство и даже ущербность. «Богатый и не тужит, да скучает». «Богатому не спится, богатый вора боится». А уж для нравственного воспитания ребенка богатство в народном сознании приносит прямой вред. «Богатство родителей - порча детям». «Отец богатый, да сын неудатый».
Порой неприязнь к богачам доходит и до проклятий: «Бога хвалим, Христа величаем, богатого богатину проклинаем!» - гласит одна из народных пословиц.
О. Платонов

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "БОГАТСТВО" в других словарях:

    Ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл., костр. богасьво, архан. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель жен., зап. богатье ср. (см. также багатье),… … Толковый словарь Даля

    Это сбережения многих в руках одного. Юлиан Тувим Если вам говорят: «Мое богатство нажито тяжелым трудом», спросите: «Чьим?» Дон Маркие Многие мечтают о таких деньгах, при которых деньги уже не нужны. Владислав Гжещик Очень богатые люди не похожи … Сводная энциклопедия афоризмов

    См. имущество, роскошь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. богатство имущес … Словарь синонимов

    богатство - благосостояние Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита “Богатство народов”) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Справочник технического переводчика

    - (wealth) Стоимость (value) активов, принадлежащих индивиду или группе индивидов. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство наций) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Словарь бизнес-терминов

    Богатство - – все, что имеет рыночную оценку и может быть продано за деньги или обменено на иные блага. (Это, разумеется, далеко не единственное определение столь общего понятия, но принятое довольно широко в экономической литературе). Б. может… … Экономико-математический словарь

    БОГАТСТВО, богатства, ср. 1. Большое имущество, преим. денежное. || преим. мн. Совокупность материальных ценностей. Естественные богатства СССР неисчислимы. 2. перен. Множество, обилие. Язык Шекспира отличается богатством слов. 3. Великолепие,… … Толковый словарь Ушакова

    - (wealth) Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство народов) и того, как оно меняется в течение данного периода. Кейнсианская теория… … Финансовый словарь

    БОГАТСТВО, а, ср. 1. см. богатый. 2. Обилие материальных ценностей, денег. Народные богатства. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    богатство - пышное (Баранцевич); убогое (Бальмонт) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

А.Г. Долженко
  • Н.В. Сомин
  • проф.
  • Библейский словарь Геце
  • Сокровищница духовной мудрости
  • А.Г. Долженко
  • Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев
  • святитель
  • Бога́тство – 1) духовные и материальные , даваемые человеку; 2) материальные блага вообще, достающиеся человеку вне зависимости от того, добывает ли он их в соответствии с Божьим или нет; 3) то, что дорого человеку в каком-либо отношении (пример: дети - наше богатство; мои года - моё богатство).

    Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во , возможность соединения с Богом.

    Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем ().

    Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым (). Оно также называется неправедным (), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих.

    Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над . «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу » . Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (), или таланты, распределенные между людьми (), или имение, отданное во временное управление () » . Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.

    Божественная заповедь требует помощи нуждающимся. Христианская норма отношения к собственности должна основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга » (). Эта заповедь должна служить для христиан и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования всех типов межчеловеческих отношений, включая и отношения имущественные. «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни – не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве » .

    Сам процесс одаривания нуждающегося, акт помощи ему является прямым долгом обеспеченного человека. Обладая избытком имущества, обеспеченный человек обладает не своим, а чужим. Он обладает данным ему Богом добром, которое ему дал Бог, чтобы удовлетворить нужды неимущего. В конечном счете, он обладает собственностью неимущего, которую он должен просто вернуть. И здесь возникает парадокс христианской этики служения бедному. «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же », – учит святой . И раздающий богатство не является благотворителем в точном смысле этого слова, но даже виновным. «Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других », – говорит святой .
    учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя. Истолковывая учение Спасителя о неправедном богатстве (), блаженный подчеркивает, что неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Причем, такое поведение имеет серьезные социальные последствия, провоцирует общественную нестабильность, напряжение и конфликты. «Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми » .

    Таким образом, экономическое неравенство, выражающееся в разделении общества на богатых и бедных, не является некой статической реальностью оправданной свыше. Оно попускается человечеству как испытание, как данность, которую он должен не культивировать и сохранять, а изменять и преодолевать. Сохраненное как данность, экономическое неравенство равнозначно господству страсти . А преодолеваемое в единении любви оно свидетельствует об исполнении долга перед ближним.

    Апостол Иаков говорит: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (). Истинное, духовное богатство, доступно любому человеку, Господь безмерно дарует его всем желающим, не зависимо от их социального положения, врождённых способностей и деловых качеств.

    Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его. ().

    Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” ()

    Не поможет богатство в день гнева ().

    Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” ().

    Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» ().

    Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ().

    Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ().

    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ().

    Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! ().

    Само по себе богатство – ничто. Но в каком-то смысле оно – талант… Талант, который, может быть или приумножен, или зарыт в землю. Или приобретен для вечности, чрез расточение в этой временной жизни, или, наоборот, утрачен в эгоистическом его сохранении…
    иеромонах Мефодий

    Меня однажды поразило (дело было еще до перестройки, в 80-е), когда мой духовный отец - протоиерей Владимир Рожков, увидев у входа в храм многодетную семью с пятью детьми, сказал: «Смотри - богатый человек, у него пятеро детей». С той поры мое отношение к этому слову потеплело. Настоящее богатство, конечно, не в том, какая у человека машина (тем более, что она в одну секунду может превратиться просто в ничто, в рухлядь), а в чем-то большем…
    протоиерей Андрей Лоргус

    Даже находясь еще вне Царства Божия, мы уже удивительно богаты. Бог столько нам дал: мы одарены умственно и эмоционально, наша жизнь так полна, что нам может показаться, будто большего уже не может и быть, что мы достигли полноты, цельности, предела нашего поиска. Но мы должны понять и должны помнить, что всегда есть что-то большее. Мы можем ликовать о том, что как мы ни бедны – мы так богаты, но одновременно устремляться к подлинному сокровищу Царства Божия, не давая себе увлечься тем, что уже имеем, чтобы не отвернуться от того, что еще впереди.
    Мы должны помнить, что всё, чем мы обладаем, нам дано в дар. Первая заповедь блаженства говорит о нищенстве, и только если мы живем этой заповедью, мы сможем войти в Царство Божие. У этой заповеди двоякий смысл; с одной стороны очевидно, что, хотим мы того или нет, мы не обладаем ничем, что могли бы удержать; мы обнаруживаем, что мы – ничто и ничем не обладаем: всеконечная, зияющая, безнадежная нищета. Мы существуем, потому что Бог нас вызвал к бытию, привел нас в бытие; мы ничем в этом не участвовали, это не было действием нашей свободной воли. Мы не владеем жизнью так, чтобы кто-то в любой момент не мог бы ее у нас отнять, и в этом смысле всё, чем мы являемся, и всё, что у нас есть – недолговечно. У нас есть тело – но оно умрет; у нас есть ум – но достаточно крошечному сосуду разорваться в мозгу, чтобы самый великий ум угас; у нас есть чуткое, живое сердце, но приходит мгновение, когда мы хотели бы выразить всё свое сочувствие, всё свое понимание кому-то, кто в этом нуждается, – а у нас в груди только камень…
    Так что можно в каком-то смысле сказать, что мы не обладаем ничем, потому что мы не вольны ни в чем, что у нас есть. И это могло бы привести нас не к чувству, что мы принадлежим Царству Божию, и к радости об этом, но к отчаянию – если бы мы не помнили, что, хотя ничто не наше так, что нельзя было бы у нас отнять, – однако всё это у нас есть. Мы богаты, и всё, чем мы обладаем, есть дар и свидетельство любви Божией и любви человеческой, всё – непрерывный поток Божественной любви; и в силу этого (и поскольку мы ничем не обладаем) любовь Божия проявляется с постоянством и полнотой. А всё то, что мы загребаем в собственные руки, чтобы присвоить, бывает тем самым вырвано из области любви. Да, оно становится нашим – но любовь потеряна. И только те, которые отдают всё, получают опыт подлинной, всецелой, окончательной, неизбывной духовной нищеты – и обладают любовью Божией, выраженной во всех Его дарах. Один из наших русских богословов, отец , сказал: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной». Я думаю, что это действительно так; и в то мгновение, когда мы стараемся разбогатеть, удержав что-то для сохранности в руках, мы оказываемся в проигрыше, потому что пока у нас в руках ничего нет, мы можем брать или не брать, или делать ими что угодно.
    Вот это и есть Царство Божие: мы чувствуем, что свободны от обладания; и эта свобода устанавливает нас в таких взаимоотношениях, где всё – любовь человеческая и Божия любовь.
    Так что если рассуждать в таких категориях, можно это перенести на то, о чем я уже говорил раньше. Да, мы богаты; но никогда не должны обольщаться этим достоянием и воображать, будто можно разрушить старые житницы, старые амбары и строить новые для того, чтобы сложить туда еще и еще больше добра (см. ). Копить ничего нельзя, – ничего, кроме самого Царства Божия. И тогда мы можем отрясать одну вещь за другой, чтобы двигаться вперед свободными – свободными от обладания. Не замечали ли вы, что быть богатым всегда значит обеднеть на каком-то другом уровне?
    А если и ум замкнуть на нашем имуществе, если замкнуть и сердце, чтобы уберечь и никогда не потерять то, что в нем хранится, то оно становится таким же мелким, как та вещь, на которой мы замкнулись.

    Примечания:
    . Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. § VII.1.

    Каждый человек в глубине души мечтает стать богатым, чтобы не задумываться о завтрашнем дне и жить в свое удовольствие. Но что же такое богатство? Правильно ли люди истолковывают это понятие? И только ли материальные блага подразумеваются под этим словом? Быть может, категория богатства не столь узкая, как принято считать в обществе?

    Значение понятия «богатство»

    Существует множество определений данного термина. Так, богатство может пониматься как денежная обеспеченность или как широта возможностей человеческого ума и тела, благородство, умение сострадать, доброта и многие другие духовные качества. Богатство - это, с одной стороны, большое количество всевозможных материальных благ у человека, которые способствуют комфортной жизни. В таком значении данный термин, как правило, синонимичен доходу члена общества, что позволяет ему тратить много денег на имидж и приобретение

    С другой стороны, богатство - это его интеллектуальный капитал, разнообразие эмоций и различные положительные качества. В этом смысле термин не привязан к каким-либо материальным объектам, будь то деньги или атрибуты роскошной жизни (шикарные дома, яхты, дизайнерские вещи и пр.). Богатство становится тем, что нельзя заметить с первого взгляда, не проникая в суть человеческой природы.

    Синонимы слова «богатство»

    Синонимы к слову «богатство» в основном описывают данный термин с материальной стороны. Так, самым распространенным синонимичным понятием является «роскошь». Роскошь - это наличие у человека дорогих предметов одежды, вещей, которые поднимают престиж в обществе и увеличивают уровень социального статуса. Это слово подразумевает лишь материальные блага, которые призваны сделать жизнь человека более комфортной.

    Еще один синоним - изобилие. Изобилие означает огромное, несметное количество чего-либо. Это понятие, безусловно, может описывать как материальную, так и духовную состоятельность человека, но чаще оно все же употребляется для характеристики денежного дохода.

    Слово «процветание» также в некоторых случаях может богатства. Это происходит в том случае, если речь идет о чем-то неодушевленном (городе, местности, поле, крае и т.д.). Словосочетание «процветающий город», например, может описывать населенный пункт с высоким уровнем жизни людей, благоприятными условиями для его развития.

    Антонимы к слову «богатство»

    Лексическое значение слова «богатство» можно объяснить также через антонимы. Так, самый распространенный из них - "бедность". Под этим словом можно понимать как отсутствие денежных средств на создание комфортных условий для жизни, так и узкий кругозор, скудность душевных качеств.

    Другой антоним - "нищета". Это слово описывает худшее материальное и духовное состояние человека, нежели бедность. И снова данный термин описывает внешнюю и внутреннюю сферы жизни общества и отдельных ее членов.

    Еще одним антонимом богатства является нужда. Это слово говорит само за себя. Оно включает в свое значение понятия о том, что человеку чего-то не хватает для комфортной сытой жизни, что его доход слишком мал для приобретения дорогих предметов обихода, престижных моделей одежды, технических новинок и т. д.

    Символы богатства

    В человеческой культуре сложились достаточно устойчивые представления о богатстве. В зависимости от обычаев и традиций каждого конкретного народа появились определенные символы и талисманы, которые помогают привлечь достаток и благополучие в дом.

    Особенно широко тема богатства раскрывается в восточных культурах. Например, в Китае течение фэн-шуй объясняет не только то, какие талисманы нужно держать в доме для привлечения богатства и удачи, но и как они должны располагаться, чтобы энергии воды, воздуха, огня и земли не гасили Так, символ богатства в Китае - это одноименный иероглиф. Считается, что данное изображение необходимо поместить рядом с деньгами, чтобы их количество умножалось и возрастало, например, нарисовать на кошельке, положить в сейф клочок бумаги с таким рисунком, а также рядом с ценными вещами (в шкатулку с драгоценностями или с важными бумагами). Еще один талисман Поднебесной - монеты с квадратными прорезями. Его нужно вешать на веревочке в доме или носить на шее. Жаба с монеткой во рту также поможет привлечь богатство. По фэн-шуй необходимо разместить несколько фигурок в каждой комнате на юго-востоке спиной к входу. Это создаст иллюзию того, что жаба только что впрыгнула в комнату и принесла с собой деньги.

    В русской культуре также есть символ богатства. Это подкова, которую традиционно вешают над входной дверью. Считается, что этот талисман приносит в дом богатство, счастье и удачу, а также прогоняет злых духов, которые портят вещи и отношения людей.

    Боги богатства

    Восточные народы поклоняются большому количеству богов, которые могут дать людям процветание, богатство и счастье. В индийской мифологии бог богатства - это Кубера. Это божество не только приумножает достаток, но и хранит секреты подземных сокровищ и драгоценных металлов.

    То, какому богу поклоняться, зависит не только от предпочтений каждого человека, но и от того, под каким знаком зодиака он родился и в какой год по восточному гороскопу. Так, буддийскому божеству Дзамбала рекомендуется молиться людям, появившимся на свет в год Петуха или Обезьяны.

    В древнегреческой мифологии бог богатства - Плутос. Он воспитывался с раннего детства двумя богинями: Тихе и Эйреной. Плутос приносит процветание и прибыль лишь тем, кто усердно трудится. Сам же он не умел правильно распоряжаться материальными благами, за что был наказан верховным богом греков Зевсом.

    Высказывания о богатстве

    Многие великие люди упоминали в своих цитатах богатство. Это цитаты, наполненные глубоким смыслом. «Самое большое богатство - жить и довольствовать малым», - так сказал о достатке греческий поэт и писатель Платон. Данное высказывание можно растолковать следующим образом: желая многого, человек становится жадным и перестает ценить то, что у него уже есть.

    «Всё богатство - это продукт труда», - так охарактеризовал роскошь и изобилие Джон Локк, английский философ. Из его цитаты ясно, что большого материального состояния не добиться без усилий. Ничто не достается в жизни просто так.

    Богатство как материальная категория

    Первое значение слова богатство - наличие материальных благ, а именно денег. Большое количество денежных единиц позволяет человеку не задумываться о том, что покупать, чем питаться, где отдыхать. С другой стороны, богатство не обязательно должно быть эгоистичным. Например, многие известные люди жертвуют большие деньги на благотворительность, помогают международным организациям, отправляют в зоны вооруженных конфликтов. Все это примеры того, как богатство может служить на благо всему обществу, а не отдельному человеку.

    Богатство как духовная категория

    Материальная составляющая - лишь небольшая часть того, что входит в понятие «богатство». Это еще и умение, и желание делать добрые дела, обширные знания в различных сферах жизни, высокие нравственные принципы и твердые моральные устои. Вот к чему должен по-настоящему стремиться каждый человек, не ограничиваясь узкими представлениями о богатстве как о куче денег, которую можно бездумно тратить налево и направо на всевозможные удовольствия.

    Богатство – совокупность предметов, служащих для удовлетворения человеческих потребностей и находящихся в обладании лица, группы или народа; в частности, имущество значительное по сравнению с потребностями индивида (, …).

    Богатство – запасы денег или чистые накопления или запасы реальных или финансовых активов, имеющихся к данному моменту времени. Богатство может быть представлено банковскими счетами, акциями, имуществом, бизнесом и всем тем, что приносит его владельцу доход или может быть продано (Глоссарий.ру: словари по общественным наукам ).

    Если спросить человека, как он понимает слово «богатство», то выяснится, что для абсолютного большинства значение этого слова совпадет с определением, данным в толковом словаре «Webster»: богатый – человек, в изобилии владеющий материальными благами. (Стэнли, Т. Дж., Данко, У.Д., 2005)

    Итак, богатство понимается и как крупные запасы финансовых средств, и как значительное превышение возможностей над потребностями, и как изобилие материальных благ.

    Однако, большинство людей, ведущих образ жизни с высоким уровнем потребления, на самом деле почти не владеют большими материальными средствами. Они не имеют отношения к частному бизнесу, нефтяным или газовым концессиям. И наоборот, те, кого мы определяем как состоятельных людей, предпочитают обладать приносящим доход имуществом и ценными бумами, а не демонстрировать шикарный образ жизни и высокий уровень потребления. (Стэнли Т., 2005)

    Весьма проблематично определить четкую границу, после которой можно считать человека богатым, так как в определении богатства большую роль играют субъективные представления о богатстве человеком.

    Одним из способов, который помогает нам определить, можно ли считать человека богатым, основывается на анализе величины финансового состояния – «не следует судить по одежде, необходимо смотреть вглубь».

    В данной работе я использую способ определения богатства как Т. Стэнли и У. Данко, а именно, начиная с состояния в один миллион долларов и выше. Потому что такой капитал можно приобрести самостоятельно, без наследства. Достижение подобной цели вполне возможно для многих. (Стэнли Т., 2005).

    Итак, под бедностью чаще всего понимают низкий уровень доходов и расходов, как отсутствие необходимых ресурсов, как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов. Под богатством же понимают наличие крупных запасов финансовых средств, значительное превышение возможностей над потребностями и изобилие материальных благ.

    3. Деньги как символ богатства и бедности

    Не всегда деньги являлись символом богатства/бедности. Часто богатство символизировалось, к примеру, с властью. Это можно увидеть при рассмотрении истории восточных стран, СССР, где именно власть является главным символом богатства. Однако, на сегодняшний день именно деньги являются одним из главных символов богатства/бедности. Деньги не мера, не показатель, а именно символ богатства или бедности, потому что нет численных определений богатства или бедности.

    Кроме того, деньги обладают и другой символической нагрузкой: воплощают в себе любовь, безопасность, власть.

    Символ - элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.)

    Символ ,греч . 1) у древних греков первоначально под словом С. разумелся всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для определенной группы лиц, например, для поклонников Кибелы, Митры. С. назыв. знаки отличия корпораций государственных, общественных или религиозных. В первые века христианства, в эпоху возникновения многих ересей, тайных религиозных сообществ, С. назыв. знаки, по которым единомышленники узнавали друг друга (знак рыбы у первых христианских общин), а позже краткое изложение основ тайного учения.

    2) Вещественный знак, предмет, словесный или пластический образ, заменяющий общее понятие: лев - С. силы, лисица - С. хитрости, роза - С. любви, фиалка - С. невинности, река - С. времени, движения, орел - С. государства, меч - С. военной власти, снег - С. чистоты, белый цвет - С. радости, черный - С. печали, зеленый - С. надежды, голубой - С. любви, красный - С. свободы и пр. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона )

    Следовательно, деньги как символ богатства/бедности являются предметом символом или образом, заменяющий общее понятие «богатства/бедности».

    Следовательно, богатство/бедность продуцируют сильные эмоции, а, с другой стороны, эти понятия имеют яркую эмоциональную окраску и соответствующее эмоционально насыщенное поведение.