Что нужно говорить ребенку, о чем можно поговорить с ребенком. Когда и о чем говорить с ребенком

Как правило, взрослые любят молчать, а не говорить с детьми о простых и банальных вещах. Но малыши пока ничего не знают об окружающем мире и остро нуждаются в общении с родителями. Регулярные беседы помогают формировать и развивать речевые навыки детей, обогащают словарный запас ребенка, поэтому каждый из нас просто обязан разговаривать со своим малышом.

Общение с малышом в возрасте 1-2 лет

Обычно к моменту, когда малышу исполняется год, он уже способен осмысленно произносить несколько простых слов. На протяжении следующих двух лет будет происходить активное развитие и закрепление навыков общения вашего крохи. Только к третьему дню рождения ребенок начнет использовать речь как средство коммуникации со сверстниками и взрослыми людьми. Чтобы ее становление прошло успешно, важно поддерживать потребность малыша в общении.

В возрасте одного года ребенок не способен реагировать на обращение или вопрос с помощью слов - его ответ выражается в движениях, поэтому необходимо развивать тип общения, посредством которого взрослый человек побуждает малыша к совершению поступков или произнесению звуков. Ваша речь должна склонять малыша к действиям, регулировать их. Для этого разучиваются новые или используются уже известные крохе слова: «садись», «встань», «возьми», «скажи» и другие подобные.

Подражание словам, а затем и фразам способствует росту словарного запаса ребенка, который к двум годам должен насчитывать примерно 300 слов. Обычно к этому моменту ребенок начинает осмысленно говорить. Важнейшим условием для проявления и дальнейшего закрепления речевой активности является общение с взрослыми. Полезно вместе с малышом разглядывать окружающие предметы и картинки в книгах, обсуждая и сравнивая их. Психологи рекомендуют вести разговоры с детьми в рамках игровой двигательной деятельности, что способствует более активному и качественному развитию речи.

Общение с ребенком в возрасте 3-4 лет

Примерно с трехлетнего возраста потребность ребенка в общении обостряется и со временем только прогрессирует, ведь он уже многое понимает и становится очень любознательным. Ему интересны происходящие вокруг события, услышанные из уст сверстников и родителей истории, поэтому рекомендуется проводить беседы с крохой по картинкам из книг, обсуждать действия окружающих, вести разговоры о качественных и количественных проявлениях окружающего мира. Все это помогает активизировать детское мышление и развивать наблюдательность.

В возрасте трех-четырех лет малыш начинает задавать многочисленные вопросы о происходящем или увиденном. Важно терпеливо отвечать и объяснять все, что его интересует. Также как можно чаще побуждайте ребенка к самостоятельным рассказам о коротких эпизодах его собственной жизни. Так кроха учится выражать свои мысли, развивать речь.

Беседуя с малышом, не обязательно стремиться научить его чему-либо. Иногда крохе хочется просто послушать вас, ощутить близость и атмосферу любви. Порой можно обойтись и без нравоучений, ведь истинное воспитание заключается в естественности и внимании.

Каждая мама начинает разговаривать с ребенком еще до его появления на свет, когда малыш находится в животике. С рождением - общение становится одной из насущных потребностей.

Бывает, что мама не может найти подходящую тему для общения, заменяя все обычным сюсюканьем. Однако общение с малышом очень важно, ведь оно помогает ему развиваться и улучшает отношения с родителями. Вот 9 идей, о чём можно и нужно говорить с ребенком.

Каждый хочет слышать о себе приятные слова

Ребенку важно понимать, что родители его любят и ценят. Рассказывайте малышу, как он был у вас в животике, как появился на свет. Расскажите о чувствах, переживаниях. Опишите погоду, момент выписки из роддома, как и кто вас встречал. Не забывайте о первом купании. Опишите эмоции всех, кто радовался появлению малыша. Вместе сделайте альбом, наполняйте его постепенно, по мере взросления. Каждое фото комментируйте, старайтесь создать яркую историю.

Наполните жизнь ребенка запоминающимися моментами

Не просто уделяйте малышу время, делайте что-то вместе. Помогите бездомному животному, постройте оригинального снеговика, переоденьтесь в любимых героев и т.д. Такие события вспоминайте вместе с малышом, обговаривая самые маленькие детали: где нашли бездомное животное, кто прилепил нос снеговику, какого цвета была одежда героя. Благодаря беседам вы увидите, что малыш отлично запоминает детали, которых вы сами не помните.

Тема родственников

Говорите обо всех: бабушке, дедушке, дяде, тёте, брате, сестре. Не забывайте называть имена, показывая снимки. Если ребенок уже встречался с ними, напомните этот момент, найдите какую-то отличительную особенность.

Например: «Помнишь, какой красивый кот у дяди Фёдора?» или «Ах, какой пирог испекла бабушка».

Рассказывайте о своём детстве

Ребенку интересно услышать о вас в его возрасте. Говорите обо всем: первой игрушке, разбитой коленке, походе в лес, о любых интересных моментах жизни. Расскажите о вещах, которые вы любили и наоборот: нелюбви к перловой каше, радости от снега и т.д. Поведайте малышу о первых достижениях, слабостях, страхах.

Вы откроетесь с той стороны, которая малышу особенно интересна, важна. Благодаря рассказам ребенок поймет, насколько вы близки, что можете понять и принять его чувства, потребности.

Разговоры о домашнем животном

Практически у всех есть домашний любимец. Расскажите, как питомец стал членом семьи, не забывайте интересные детали. Если любимец появился до малыша, то покажите его фотографии, когда собака/кошка/попугай были еще маленькими.

Обговаривайте погоду

Как банально это не звучит, такие обсуждения могут стать довольно увлекательными. Пусть малыш выскажет мнение, потом акцентируйте внимание на интересных, ярких деталях. Малыш должен активно участвовать в беседе, поэтому расскажите: почему светит солнце, как высыхают лужи, откуда берется дождь и снег и т.д.

Говорите обо всем, что видите «Вижу и говорю»

Обсуждайте всё, что видите. Увидели красивое дерево, расскажите, как оно выросло. Старайтесь спрашивать ребенка, затем дополняйте рассказ. Задавайте вопросы о любых предметах, которые вызывают интерес, отвечайте на встречные вопросы. Так у Вас получится интересный и увлекательный диалог, который поможет малышу узнать что-то новое.

Обсуждайте профессии

В любом месте, где увидите представителя любой профессии, стоит расспросить малыша о ней. Дополните рассказ, поведайте о специальностях, неизвестных малышу. Благодаря обсуждению расширите кругозор малыша, узнаете, кем он хочет стать, на кого ровняется. Расскажите о детских мечтах, касательно профессии, что интересного в ней нашли.

Говорите о прочитанных сказках, просмотренных мультфильмах

Обсуждайте рассказы, мультфильмы, сказки. Поделите героев на хороших и плохих, оценивая поступки персонажей. Пусть ребенок выскажет мнение по поводу героя, его действий. Узнайте, как поступит в этой ситуации ребенок.

Это лишь часть тем, которые можно обсудить с малышом. Разговаривайте с ребенком, находите наиболее интересные для него темы.

Что нельзя делать?

  • Не говорите, что ребёнок задаёт глупые вопросы, так он потеряет интерес к разговорам, в нём пропадет любопытство, стремление к познанию.
  • Никогда не сравнивайте ребенка с кем-то. Таким способом можете занизить его самооценку.
  • Не заводите бесед, относящихся к негативным темам. Рискуете вырастить из малыша пессимиста.
  • Слушайте, не перебивайте, даже если спешите или знаете, что малыш хочет сказать.
  • Не употребляйте фраз: «Тебе не понять», «Ты слишком маленький» и т.д. Лучше объясните малышу всё доступным языком.

Со временем увидите, как у ребенка появятся личные темы для разговора. Малыш начнет задавать интересные вопросы о вашей жизни или окружающем его мире.

Консультация для родителей

« О чем можно поговорить с ребенком на прогулке»

Прогулку с ребёнком можно воспринимать не только как развлечение, но и использовать в обучающих целях. Детям можно предложить несколько тем для обсуждения, которые помогут им лучше познать мир.

ТРАНСПОРТ

На улице есть прекрасная возможность познакомить ребёнка с такой неотъемлемой частью нашей жизни, как транспорт. Обратите внимание малыша на самые различные виды частного и общественного транспорта: легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи… Так вы сможете выделить основные виды транспортных средств. Теперь задайте ребёнку вопрос: какого цвета все эти машины? Можно также озвучить несколько основных марок автомобилей, назвать их основные составляющие (колёса, двери, лобовое стекло, багажник, капот, руль, сиденье и пр.)

После такого общего описательного экскурса перейдите к назначению каждого вида транспорта, объясните, к примеру, различие между автобусом и такси, пассажирскими и грузовыми перевозками и т.п. Порассуждайте вместе о том, куда можно доехать на машине, автобусе, троллейбусе: к бабушке, в парк, в садик, в цирк…

В познавательных целях можно вкратце рассказать и о других видах транспорта, не таких наглядных, как вышеперечисленные: метро, поезд, самолёт, пароход.

О ЧИСТОТЕ и МУСОРЕ

В процессе прогулки обратите внимание малыша, насколько чисто на улице, нет ли там мусора. При этом расскажите о том, как важно соблюдать чистоту, а всё ненужное (бумажки, обёртки, баночки и бутылки) необходимо выбрасывать в урну или мусорный бак. Если же урн нигде нет, то лучше оставить мусор у себя (например, в пакетике) и выбросить его уже дома.

Ребёнок также будет более внимательно относиться к проблемам чистоты, если показать и рассказать ему о том, как именно поддерживается чистота в городе. Поведайте ему о дворниках, поливочных и уборочных машинах, объясните , как работает каждый из них, в чём заключается их назначение. Это сформирует в ребёнке уважение к чужому труду.

ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

Прогулка по городу – хороший способ знакомства с городской фауной. Конечно, в городской среде она весьма ограничена, но что есть, то есть. Важно, чтобы ребёнок не только узнал о самих животных, но и привык к ним – особенно к собакам, которых нередко боятся дети .

Опишите цвет и размер замеченных вами особей, уточните, чем они питаются, как называются их детёныши и т.д. Обязательно обратите внимание малыша на то, что бывают не только домашние, но и бездомные кошки и собаки. Также изучите вместе птиц: как они называются, какие звуки произносят, где живут.

НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ

Для начала объясните, что такое детская площадка и для чего она предназначена. Акцентируйте внимание на том, что площадка общая и играют тут самые разные дети. Назовите всё, что на неё присутствует: качели, горка, песочница и т.д. Всем этим нужно пользоваться сообща, не ссорясь и не ругаясь – каждый присутствующий ребёнок имеет равные права на пользование этих предметов. Тем самым вы объясните малышу азы мирного взаимодействия с людьми и предупреждения конфликтов.

Расскажите о том, что можно брать с собой для игры на площадке: лопатку, ведёрко, игрушки (машину, куклу и т.п.), что очень хорошо делиться с другими детками своими игрушками. А ещё лучше – играть вместе, в том числе и в подвижные игры: «Прятки», «Догонялки» и т.д.

МАГАЗИНЫ

Часто мамам приходится ходить по магазинам вместе с ребёнком, что также можно обернуть на пользу. Спросите малыша, в какой магазин вы пришли, что именно здесь продают? Как называются магазины, в которых продают другие виды товаров (продуктовый, мебельный и др.)? Назовите всё, что видите вокруг: витрину, прилавок, кассовый аппарат. Также расскажите о том, что в магазине работают продавцы, а тех, кто покупает товары, называют покупателями.

ВРЕМЯ ГОДА

Порассуждайте о том, что происходит осенью, как меняется природа. Расскажите о листопаде, о том, какого цвета теперь листья на деревьях (можно собрать даже небольшую коллекцию для гербария). Спросите ребёнка, какой стала погода: что изменилось по сравнению с летом? Какую одежду и обувь надо носить осенью и почему? Каково значение осени в жизни людей и природы в целом? (сбор урожая, подготовка к зиме и др.)

В общем, разговаривайте, общайтесь, обучайте, только без фанатизма. Не стоит превращать приятную прогулку в лекцию: всё должно быть интересно, легко и непринуждённо.


Зачастую мамы дожидаются, пока ребенок станет совсем взрослым, чтобы общаться с ним на равных.А до того времени с ним могут сюсюкать, лепетать и всячески отстраняться, когда малыш будет задавать смешные и глупые вопросы.

Сотни вопросов – сотни ответов

Первое правило – всегда отвечай на все детские вопросы . Даже если занята, даже если вопрос смешной и особенно, если сама не знаешь, что ответить. Очень часто детки задают своим родителям такие вопросы, что мамы даже после нескольких минут раздумий все же не готовы дать ответ. Может, причина этому то, что детки воспринимают мир без предубеждений, мысля нестереотипно, а значит – свежо.Поэтому мама даже не подозревает о вещах, которые ребенок замечает и пытается осознать. Не обязательно давать ребенку нудный исчерпывающий ответ, который малыш даже не дослушает. Постарайся объяснить все образно, с примерами, чтобы сказанное отпечаталось в сознании ребенка.

Немой вопрос

Не факт, что полуторагодовалый ребенок напрямуюсразу тебя спросит о том, что ему интересно. Иногда кроха тычет пальчиком в окно, указывая то на ворону, то на собачку. Вероятнее всего, он не подкрепит свой жест вопросом «Мама, а почему ворона сидит на проводе?». Если заметила вопросительный взгляд ребенка расскажи ему о том, что его так заинтересовало.

О погоде?

С ребенком можно бесконечно говорить о том, что его окружает. Рассказывать, объяснять, показыватьи вообще делать все, чтобы малыша интересовало все больше и больше вещей. И английский обычай говорить о погоде здесь также актуален. Расскажи и покажи ребенку, что светит солнышко, какие красивые тучки, какая зеленая травка или почему идет дождь. Ребенку интересно абсолютно все, вопрос в том, сможешь ли ты доступно объяснить малышу.

Поговорим о жизни

Ребенок после двух лет, а то и раньше, начинает задумываться и о поступках людей. Но не всегда он спрашивает об этом маму. Поэтому объясняй ребенку, зачем ты выполняешь конкретную работу, что делает на работе папа и почему он сегодня такой радостный. Для ребенка это станет первым шагом для понимания поступков и настроения людей, и попыток самостоятельно осознать их.

Просто поболтаем

Не обязательно, разговаривая с ребенком,пытаться его что-нибудь научить, показать. Иногда ребенку просто хочется послушать как ты говоришь. И твой спокойный и ненравоучительный тон крохе больше по душе. В этом случае даже двухлетнему малышу важна атмосфера разговора, настрой, твоя близость.

Помни, не обязательно пытаться постоянно воспитывать ребенка, ведь истинное воспитание происходит именно в тот момент, когда ты ведешь себя естественно, говоришь с ребенком, потому, что тебе хочется ему что-то рассказать, а не просто важно в воспитательных целях.

Эксперты раскрывают темы для бесед с ребенком, которые должен проводить родители, прежде чем их детям исполниться 10 лет.

Когда моя дочь немного повзрослела и перестала быть совсем уж маленьким ребенком, у нее сформировались базовые навыки в жизни, которые помогали ей на определенном этапе жизни. Вся маленькие шуточки, хождение в больших туфлях и обучение тому, как читать и писать, стали должным. Счастливые времена для всех мам!

Увы, мой праздник быстро перешел в панику. Дочери почти 8 лет. Она медленно двигается к десятилетнему возрасту. Вся глава «Воспитание подростка» надвигается с неумолимой силой. Когда я должна поддержать разговор на дюжину тем, проблема давление со стороны сверстников, онлайн-безопасности и ее первый поцелуй?

Я обратилась к нескольким семейным психологам, чтобы узнать, что я должна обсудить со своей дочерью, и когда. Что они сказали? Весь процесс начинается именно сейчас. Этот возраст связан с созданием прочной основы для общения с первым разговором о финансовых навыках, изменениях в физиологии и многом другом.

1. Птицы и пчелы

«Откуда берутся дети?». Этот вопрос ставит в тупик многих родителей, если вы начнете в этом возрасте, обсуждать появления птиц и пчел и как они появляются, вы станете для ребенка источником для этих тем, а они в свою очередь не станут подчерповать информацию у своих незнающими друзьями.

«Начните с ними разговор об этом, раньше, чем кто-то предоставит им неточную или опасную информацию», - говорят психологи. «Кроме того, в этом возрасте они менее удивлены и довольно прохладно относятся к основным фактам и гораздо менее смущены, чем если бы вы ждали, пока они не станут старше». Возраст, когда родителям нужно начинать разговоры о том, что будет происходить с их телами в период полового созревания. «Дети должны знать все факты о развитии своего тела, чтобы убедиться, что они готовы к предстоящим изменениям».

2. Первый разговор о деньгах

Один из самых ценных уроков жизни, которые мы обучаем наших детей, - это как обращаться с деньгами. Психологи рассказывают родителям, что это долгий и постоянный процесс, который начинается примерно с 10-и лет. «Это идеальный возраст, чтобы начать преподавать финансовую ответственность».

Как начать разговор о деньгах? Подойдите к этому процессу поэтапно, и начинайте новый этап когда ребенок окончательно усвоил предедеущий. Научите детей, как сэкономить, как оформить вклад для достижения финансовой стабильности семье».

Ребенок хочет новую видеоигру? Психологи предлагают пригласить его на покупку. «Дети этого возраста теперь хотят более дорогие вещи», говорят они. «Нередко можно ожидать, что дети захотят приобрести игрушку на 50, 100 рублей дороже».

3. Обсуждение сложных взаимоотношений со сверстниками

К тому времени, когда детям исполнилось 10 лет, друзья очень важны для них, объясняет детский психолог. Говорить с ними о проблемах со сверстниками жизненно важно в этом возрасте, чтобы помочь им понять, как следует себя вести в различных ситуациях.

Используйте примеры, которые могут возникнуть, когда вас могут не быть рядом. Говорить с ними о том, что неправильно и правильно, это поможет им сделать правильный выбор, когда они попадут в такую ситуацию. Например, если вы не разрешаете играть у себя дома на приставке и он остается играть у друга, дайте ему возможность отказаться от игры и предложите альтернативное занятие».

4. Первый разговор о самооценке

Когда она не получает положительную оценку в школе или проигрывает, какое либо соревнование, самооценка 10-летнего ребенка может начать опускаться. Ваше руководство - ключ к тому, чтобы помочь ей ориентироваться в этих чувствах.Страх неудачи - это новая концепция для детей этого возраста. Они хотят получить одобрение родителей больше всего на свете. Объясните, что все в порядке, поскольку мы не можем всегда делать все идеально. Необходимо обсудить, что у каждого ребенка есть определенный талантов, и что есть некоторые вещи, которые они будут делать лучше, чем их друзья, и некоторые вещи их друзья будут лучше, чем они.

5. Плохой выбор не делает вас плохим человеком

Самооценка формируется примерно в 10 лет, и научиться различать, делать плохой выбор, и быть плохим человеком, - важная тема для разговора. Дети могут верить, что они плохие, если они не идеальны все время. Если они забыли покормить кошку, они могут об этом очень сильно переживать. Подкрепляйте идею, что они ценятся за то, кто они, как член вашей семьи, и эта любовь не основана на исполнении каких либо поручений.

6. Разговор о компьютерах и мобильных телефонах

Возможно, ваш ребенок имел опыт использования компьютеров или электронных устройств еще до того, как он смог поговорить, но настало время начать действительно общаться о безопасности в Интернете. Это процесс очень долгий и следует не один раз поговорить об этом с ребенком а несколько сот раз.

Если у ребенка есть мобильное устройство в возрасте 10 лет, важно поговорить с ним об основах онлайновой жизни. Вопросы о том, что ваш ребенок делает на своем телефоне или планшете, должны быть такими же частыми, как спрашивать, чистил ли он зубы или вытащил мусор. Им нужно знать, что их цифровая жизнь начинает формироваться с их первого сообщения.