Что нужно для ребенка в 3 месяца. Что должен уметь делать ребенок в три месяца

Развитие ребенка в 3 месяца происходит весьма стремительно. Начинается период, когда жаль пропустить хотя бы мгновение рядом, так быстро он меняется. Ведь не зря именно в это время предстоит пройти очередной плановый медосмотр.

Врачи оценят состояние здоровья Вашего малыша, сделают выводы о соответствии развития возрастным критериям. Но всё ли доктора смогут заметить за считанные минуты общения? Конечно, нет. Вам следует помочь им, ведь никто не знает столько о карапузе, сколько любящие родители, с замиранием сердца наблюдающие за каждой улыбкой и вздохом крохотного Счастья. Давайте посмотрим, какие новые умения и способности появились у него.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Подросший грудничок просто восхищает своей растущей любознательностью. Организм изменяется, и мир начинает играть совершенно новыми красками. Положите младенца на животик, и он подымет голову, удерживая в таком положении до 15 секунд. Дитя легко ее поворачивает, услышав какой-либо звук.

Сейчас ему доставляет несказанную радость наблюдать за лицами взрослых и их мимикой. А с каким удовольствием он рассматривает яркие предметы, попавшие в поле зрения! Внимание: рефлексы улучшились и теперь он не просто тянется к вожделенной игрушке, но и должен уметь ее ухватить. Дальнейшая судьба первых трофеев известна - мгновенно оказываются во рту. Это нормально, ведь таким образом ребенок знакомится с окружающим миром. Но нельзя позволить, чтобы были доступны мелкие предметы, которыми он может поперхнуться.

Малыш уже стал гораздо активнее и способен переворачиваться со спинки на бочок. К тому же он начал приподниматься на локотках. Такая самостоятельность способствует самоосознанию человечка, как индивидуальности в огромном пространстве вокруг него.

Исходя из того, что должен уметь ребенок в 3 месяца, можно понять, есть ли повод для беспокойства в отношении формирования необходимых навыков.

К врачу необходимо обратиться, если в трехмесячном возрасте грудничок:

— не удерживает головку в течение 1 минуты, лежа на животике;

— не способен в вертикальном положении держать головку хотя бы 30 сек;

— не реагирует глазками на звук колокольчика или погремушки;

— не следит за яркой игрушкой, перемещающейся в поле зрения;

— не улыбается, когда слышит и видит маму;

— лежа на спине, не играет с собственными ножками и ручками, не разглядывает их.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Улыбка малыша перестала быть рефлексом и отличается в различных ситуациях: то радостная во весь беззубый ротик, то немного настороженная, неуверенная. А вы уже услышали первый настоящий смех своего карапуза? Если нет, то вот-вот это случится. И не рассмеяться в ответ просто невозможно - настолько заразителен звук, похожий на звон хрустального колокольчика. Обязательно отвечайте, улыбайтесь и разговаривайте с ним - именно так от сердца к сердцу протягиваются ниточки будущего взаимопонимания.

У Вашего ребенка даже плач сейчас разный. Осваивая науку управлять родителями, грудничок учится капризничать. Теперь, если прислушаться, то уже можно различить по плачу, когда у крошки реальная проблема, а когда он просто возмущен: «Куда это подевалась мамина улыбка?»

Малыш сейчас нуждается в присутствии дорогих ему людей. Оставьте его ненадолго в одиночестве - спустя короткое время начнет кряхтеть и даже плакать. А едва Вы подойдете к кроватке, как он разулыбается и начнет активно двигать ручками и ножками. В 3 месяца малыш даже умеет «приветствовать» любимую мамочку такими очаровательно-потешными в его исполнении звуками: «ррррр», «вэ», «эйге», «эй-эй».

Кстати, Вы ведь уже научились различать виды плача своего маленького чуда?

1. При плаче трет глазки и опускает головку маме на грудь или на подушку - устал, хочет спать.

2. Слышите тихие всхлипывания, а потом резкое усиление плача до пронзительности - проголодался очень-очень.

3. Очень громкий, резкий, раздраженный плач свидетельствует о боли или сильном дискомфорте. Не можете понять, что происходит? Обязательно пригласите детского педиатра, или посетите его сами (если нет повышенной температуры).

Физическое развитие ребенка в 3 месяца

За прошедшее время Ваш малыш прибавил в массе тела около 800 г, длина тела увеличилась примерно на 2,5 см, а окружность головы - на 1,5 см. Конечно же, это усредненные показатели, они могут не совпадать с действительными, ведь каждый грудничок имеет свои особенности.

Если Вы хотите убедиться, что физическое развитие ребенка в 3 месяца соответствует норме, то загляните в рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Согласно критериям, составленным ведущими врачами мира, в этом возрасте должны соблюдаться следующие параметры:

— масса девочек находится в диапазоне 5,2-6,6 кг, а мальчиков - 5,7-7,2 кг;

— рост будущих красавиц колеблется от 57,7 до 61,9 см, а богатырей - от 59,4 до 63,5 см;

— окружность головы примерно соответствует окружности головы.

Ваш малыш идеально вписался в предложенные рамки? О, это замечательно! А если нет, то паниковать не надо в любом случае. При более низких показателях может не хватать питания, а при завышенных, вероятно, Вы закармливаете свое дитя. Следует проконсультироваться с педиатром, наблюдающим за крохой, чтобы определить способы коррекции существующих отклонений от нормы.

Упражнения, массаж и игры с ребенком в 3 месяца

Все, что должен уметь ребенок в 3 месяца, формируется постепенно. Активному росту и развитию карапуза следует помочь регулярными, ежедневными занятиями. Физические упражнения способствуют формированию навыков координации движения, укрепляют важнейшие системы детского организма (дыхательную, опорно-двигательную, сердечно-сосудистую).

Лучшее время для разминки - период бодрствования грудничка, когда у него отличное самочувствие и прекрасное настроение. Не забудьте разогреть свои ладони, чтобы не было дискомфорта от холодных прикосновений к нежной кожице.

1. Выкладывайте ребенка на живот, пусть учится уверенней держать голову и тренирует мышцы плечевого пояса. Перевернув его на спинку, возьмите ручки малыша в свои и скрестите их несколько (5-7) раз перед грудью, затем согните - разогните ножки примерно столько же раз.

2. Младенцы обожают «плавать», если родители правильно приучали их к купанию. Поэтому позвольте крошке 10-15 минут побултыхать ручками и ножками в теплой воде, поддерживая под животик или спинку.

3. Можно купить фитбол и применять его для упражнений. Надув мяч, проверьте, не холодный ли он. Положите малыша на поверхность, разведя его коленки в стороны. Покачайте ребенка из стороны в сторону, придерживая его за спинку. Спокойно и с улыбкой разговаривайте с ним, чтобы карапуз не пугался странного движения.

Массаж не следует делать дольше 10 минут, так как дитя устанет. Движения рук мамы должны быть энергичными, но не грубыми. Существуют различные приемы массажа (разминание, вибрация, потряхивание, поколачивание, растирание), но самый простой - поглаживание:

— несколько раз снизу вверх ведите по спинке тыльной стороной, а открытыми ладонями - сверху вниз;

— открытые ладони положите под спинку крохи на уровне поясницы, затем одновременно двигайте их к пупку, пока руки не соединятся - так массируются поперечные и косые мышцы;

— придерживая одной рукой ножки грудничка у пяточек, второй выполняйте круговые движения в направлении часовой стрелки вокруг пупка.

— положив ребенка на спинку, приподнимите левую ручку правой рукой и поглаживайте ее левой, двигаясь от кисти к плечу, затем поменяйте руки и выполните массаж для правой ручки;

— аналогично выполняется упражнение для ножек, направление движения рук - от стопы к бедру.

Игры способствуют полноценному физическому, психическому и умственному развитию. Они простенькие, не вызывают утомления и очень нравятся деткам.

1. Помогите малышу перевернуться на животик. Он приподнимет верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья. Поднимайте перед лицом яркую игрушку, затем опускайте ее. Младенец станет следить за интересной вещицей, попутно тренируя мышцы.

2. Позвоните в колокольчик (можно использовать игрушку-пищалку, погремушку) перед грудничком, чтобы он увидел предмет. А потом уберите из поля зрения и вновь издайте звук. В идеале карапуз должен искать глазками источник услышанного звука.

3. Поиграйте с крохой в прятки. Закрывая лицо руками, спросите: «Ку-ку, где мама?» А отведя руки, радостно воскликните: «Вот мама!» Вы не заметите, как быстро малыш научится шалить так же.

4. Не забывайте о любимых нами в детстве «Сороке-белобоке», «Ладушках», «Мальчике-пальчике» и других играх-потешках, которые одновременно развивают мышление и развлекают при массаже ладошек и стоп.

Количество подобных игр ограничивается только Вашей фантазией.

Основы будущей успешности ребенка - в социуме, при обучении в школе, во взрослой жизни - закладываются уже сейчас, во время тесного общения с мамой и папой. Ощущение постоянного контакта (физического, эмоционального) является очень значимым условием для его полноценного формирования. Будьте всегда рядом, чтобы он постоянно чувствовал Вашу любовь и заботу, разговаривайте с ним при любой возможности: купая, играя, перед сном. Ведь впереди - новые достижения!

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, - приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить» , и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову , сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

Трёхмесячный малыш начинает постепенно привыкать к окружающей среде, ведь до недавнего времени он существовал в приятной утробе матери, затем увидел опасный мир. Резкая смена обстановки требует немного времени для полной адаптации. Родители крохи могут облегчить этот процесс, занимаясь с ребёнком.

Маме и папе важно знать, что должен уметь малыш на третьем месяце жизни. Если вы заметили какие-либо отклонения, немедленно посетите доктора, займитесь лечением патологии.

Общие сведения

Первый год жизни младенца чрезвычайно важен, малыш развивается стремительно, каждый день преподносит родителям приятные сюрпризы. Новые умения появляются практически ежедневно, особенно скачки в развитии отмечаются на третьем месяце жизни. Способности крохи – результат полученных знаний на протяжении первых двух месяцев существования.

Период адаптации закончен, ребёнок с большим интересом изучает окружающий мир. Психическое, физическое, эмоциональное развитие начинает входить в активную фазу. Доктора выделяют несколько аспектов, которыми кроха может похвастаться на третьем месяце жизни:

  • интенсивное развитие подкожно-жировой ткани приводит к милой припухлости малыша: он становится пухленьким, появляются характерные складочки на ручках и ножках;
  • физически малыш активно развивается, к трём месяцам кроха осваивает умение переворачиваться со спины на животик. Интересное наблюдение: ребёнок может приподниматься на несколько минут, опираясь на предплечья;
  • начинается период, когда начинают прорезываться первые зубки;
  • режим дня и кормления становится постоянным. Малыш кушает и спит приблизительно в одно и то же время, что значительно облегчает жизнь родителям.

Физиологические навыки

Трёхмесячный ребёнок сверхактивный, он интересуется происходящим в окружающем мире, на вашу улыбку обязательно потянет ручки, издаст особые звуки, которые заменяют речь. Обязательно общайтесь с ребёнком, в этот период очень важно уделять внимание крохе.

Рост и вес

Сколько должен весить ребенок в 3 месяца? За третий месяц жизни малыш набирает около 800 граммов, примерно по 200 граммов в неделю. Кроха подрастает на несколько сантиметров, по статистическим данным, к четвёртому месяцу рост грудничка должен быть не менее 56–62 сантиметров. Нормальный вес мальчиков составляет 4,9-7 кг, девочки весят немного меньше – от 4,8 до 6,3 кг. Если отклонения в этих показателях не превышают 5%, то волноваться не стоит.

Рефлексы

Движения малыша в трёхмесячном возрасте становятся более спокойными. Махи, которые присущи новорождённым, постепенно пропадают. Ребёнок может самостоятельно держать голову, опираясь на предплечья. Кроха вытягивает ножки, начинает внимательно их изучать. Грудничка сразу же заинтересовывают различные звуки, игрушки, игры.

Трёхмесячный малыш активно играет сам с собой: осторожно трогает ручками личико, животик, ножки. Для игр подходят самые разнообразные предметы, ребёнок щупает их пальцами, пробует на вкус. Педиатры утверждают, что тактильные ощущения способствуют скорейшему развитию крохи. Доктора рекомендуют принимать активное участие в играх грудничка, всячески помочь ему изучить окружающий мир. Теперь внимательно следите за крохой, всегда подкладывайте одеяло.

Детки начинают узнавать голоса близких людей, подражают эмоциям. Показывайте малышу радость, печаль, смех, со временем кроха начнёт понимать их. Только не переусердствуйте, иногда родители перебарщивают, игра выглядит как кривляние.

Психоэмоциональное состояние

В три месяца малыш узнаёт маму и папу, близких родственников, реагирует на их присутствие. Ребёнок пытается разговаривать непонятными звуками. Своё недовольство кроха выражает посредством плача или крика. Дети такого возраста предпочитают проводить много времени на руках, если малыш капризничает без причины (мамы обычно знают, чего хочет кроха), не потакайте его прихотям, дайте ему успокоиться самостоятельно.

Режим дня

У здорового младенца почти сформирован конкретный режим дня, ребёнок спит не менее 10 часов, просыпается для того, чтобы перекусить. Педиатры не рекомендуют подходить к кроватке крохи каждый раз, когда она проснётся. Если ребёнка ничего не беспокоит, то он повозится и заснёт снова.

Сколько спит ребенок в 3 месяца? Дневной сон малыша состоит из 3–4 периодов по 1,5 часа. Отлично, если процесс проходит на улице, особенно при хорошей погоде. Не рекомендуется гулять при ливнях, температуре воздуха ниже 10 градусов. Летом разрешено прогуливаться до шести часов в сутки.

Утром проводите гигиенические процедуры, не злоупотребляйте детской косметикой, если не отмечается никаких дерматитов и других заболеваний. Перед отходом ко сну купайте кроху, температура тела не должна превышать 36,6 градусов. Наличие кожных высыпаний – повод обратиться к педиатру, с его разрешения добавляйте в водичку отвар из череды или ромашки.

Питание младенца

Многие педиатры уверены на 100%, что грудное молоко для трёхмесячного ребёнка является идеальным полноценным питанием. В нём содержатся все необходимые вещества и микроэлементы, которые обеспечивают нормальное развитие крохи. В этот период начинать прикорм кашами, фруктами, овощами не нужно. Разрешено добавлять в рацион немного кипячёной воды, витамина D в виде капель для предупреждения рахита (только с разрешения доктора).

Примерное питание ребенка в 3 месяца и количество молока в сутки – 800 мг, если малыш кушает семь раз, то разовая «доза» еды составляет не более 115 мл. Не препятствуйте, если ребёнок за раз пьёт меньше молока, но просит грудь чаще. Недавние исследования доказали, что кормление по желанию благотворно влияет на психическое состояние ребёнка.

Заболевания, стресс могут привести к небольшой выработке молока у матери. Проблема решается двумя путями:

  • чаще прикладывайте ребёнка к груди;
  • обсудите добавление в рацион крохи искусственных смесей.

Обратите внимание! Если ребёнок находится полностью на искусственном вскармливании, нельзя давать бутылочку по желанию. Оптимальный перерыв между трапезами составляет 3 — 4 часа.

Что должен уметь трёхмесячный малыш

Существуют определённые стандарты, которые выведены на основе статистических данных. Если ваш малыш не соответствует этим требованиям, посетите педиатра. Иногда отклонения свидетельствуют о течении серьёзного заболевания. Вовремя обратившись к доктору, вы предупредите негативные последствия.

Что умеет ребенок в три месяца:

  • отвечать «гуканьем» на речь окружающих;
  • узнавать родителей и близких родственников;
  • отвлекаться от кормления при появлении резкого звука;
  • искать источник шума или раздражения, поворачивая головку, открывая ротик в знак недоумения;
  • привлекать внимание окружающих различными звуками, резкими движениями;
  • начинать плакать от скуки или в знак неприязни к некоторым людям;
  • активно радоваться любимым игрушкам, необычным предметам, домашним животным;
  • следить за траекторией движения ярких предметов;
  • хватать игрушки, другие объекты, тянуть их в рот;
  • исследовать ручками своё тело, руки, лицо мамы (процесс часто наблюдается в период кормления);
  • держать головку прямо, если малыш находится на руках у взрослого человека;
  • некоторые крохи начинают смеяться в этом возрасте;
  • переворачиваться со спины набок и обратно, треть малышей умеет поворачиваться с животика на бочок или спину;
  • сжимать и разжимать ладошки в кулачок;
  • попадать ручками по игрушкам, развешенным над кроваткой;
  • радоваться купанию.

Некоторые родители пугаются, если не замечают за своим чадом определённых действий. Сильно волноваться не нужно, все детки разные и развиваются по-своему. Незначительные отклонения не представляют угрозу, насторожить должны значительные расхождения с нормами.

Меры профилактики хронического пульпита у ребенка описаны странице.

По адресу прочтите о детских развивающих играх для детей 1 — 2 года в домашних условиях.

Развивающие игры

Периоды сна начинают сменяться бодрствованием. Появляется шанс ускорить развитие малыша своими силами. Не укутывайте кроху слишком плотно, пусть развивается двигательная активность. Немаловажную роль играет психоэмоциональная обстановка. Комната малыша должна быть тихой, спокойной, подальше от кухни и туалета. Посторонние звуки мешают нормальному отдыху, негативно влияют на психику крошки.

Зрительное развитие

Детки активно следят за движущимися предметами, надо развивать этот навык. Выберите яркую игрушку, постепенно увеличивайте расстояние между крохой и объектом, поле зрения чада будет увеличиваться, что благотворно влияет на поворот головы малыша.

После трёх месяцев дети фокусируются на предметах намного лучше. Начните играть с крохой в прятки: прячьтесь за вещами, малыш будет искать человека в том месте, где видел вас в последний раз. Такая игра отлично развивает память, зрительные рефлексы.

Слуховое восприятие

Повторяйте звуки, которые издаёт малыш, чётко выговаривайте слова, чтобы малыш потихоньку запоминал правильное произношение слов. Наилучший вариант, если кроха будет слышать аналогичные звуки разными голосами, можете подключить родных. Объясняйте ребёнку, чем занимаетесь, как называются предметы, явления.

Советы родителям:

  • давайте малышу колокольчик, важно чтобы он понимал, что звук исходит именно из этого предмета;
  • включайте классическую музыку, дети любят такие звуки, успокаиваются от неё. Включайте поочерёдно отдельные композиции, вскоре кроха сможет определить отдельную мелодию посредством открывания ротика или хлопанья в ладошки;
  • пойте колыбельные чаду со словами и без, это помогает быстро заснуть малышу.

Тактильные ощущения и движения

Общайтесь с крохой, проводите лёгкий массаж, плескайтесь во время купания, особое внимание уделите выбору полезных игрушек:

  • покупайте различной формы, текстуры игрушки. Чем больше предметы отличаются между собой, тем интереснее их изучать. Разрешено вешать над кроваткой младенца мешочки, наполненные сухими ароматными травами, заодно разовьётся обоняние;
  • развивайте правильный обхват ладошки: вкладывайте погремушки в ручку грудничку, сразу же отделяя большой пальчик.

Заботьтесь о крохе с рождения, постоянно привлекайте в процесс игры новые предметы, запахи, движения, которые могут заинтересовать младенца. Обязательно прислушивайтесь к рекомендациям врача, уделяйте грудничку много внимания. Для полноценного развития младенца необходим контакт с родителями, другими родственниками.

Не расстраивайтесь, если малыш не соответствует некоторым параметрам, каждый ребёнок развивается индивидуально со своими особенностями. Беспокойтесь только в случае появления несвойственных детям или возрасту неприятных признаков. Заниматься самолечением нельзя, обязательно посетите педиатра.

В педиатрии существуют критерии норм физического и психического развития детей грудного возраста. Здравомыслящие родители должны их знать, чтобы сравнить достижения своего малыша с общепринятыми. Это важно, поскольку поможет выявить задержку развития на начальном этапе, когда своевременно принятые меры смогут полностью исправить ситуацию. Нормативы четко прописаны для каждой возрастной группы: с первого по двенадцатый месяц. Далее пойдет речь о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца жизни, будут приведены некоторые советы, которые помогут малышу развиваться гармонично.

Развитие к 3 месяцам

Младенец рождается с функционально незрелыми системами жизнедеятельности. Не исключение и нервная система. Развитие высшей нервной деятельности сопряжено с безупречной работой органов чувств, которые являются переносчиками информации об окружающем мире. А новая информация заставляет подстраиваться и развиваться. Как же должны функционировать анализаторы у трехмесячного крохи?

Зрительная система

Правильное функциональное развитие зрительного анализатора очень важно. Иногда глаза называют структурой головного мозга, вынесенной на поверхность. Зрение дает восемьдесят процентов информации об окружающем мире и тем самым активно стимулирует развитие нервной системы. Что должен уметь делать трехмесячный малыш:

  • фиксировать предмет бинокулярно (двумя глазами);
  • следить за перемещением взрослых в комнате;
  • наблюдать за движением крупной яркой игрушки;
  • рассматривать свои ручки.

Ручки – это начало осознания себя. Ребенок с удовольствием любуется ими, перебирая пальчиками, сжимая кулачок.

Активно помогайте крохе. В вашем арсенале должны быть зеленые, красные, синие игрушки ярких сочных оттенков. Они должны быть достаточно большими. Показывайте ребенку картинки, книжки с крупными рисунками. В комнату малыша должен хорошо попадать солнечный свет. Цвето- и светостимуляция способствуют полноценному созреванию фоторецепторов (палочек и колбочек) сетчатой оболочки глазного яблока. Чаще носите ребенка на руках в вертикальном положении, гуляйте. Так картинка восприятия окружающей действительности будет подобна той, которую ощущает взрослый человек, стоя на ногах. Это более информативно, нежели позиция лежа на спине.

Слуховой анализатор

Ребенок начинает слышать, находясь еще в утробе матери. В три месяца кроха:

  • негативно реагирует на громкие звуки, выражая это плачем;
  • поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. Правда, отмечена закономерность, заключающаяся в том, что мальчики проявляют реакцию более вяло и медленно по сравнению с девочками. То же наблюдается и с моторным развитием. Как правило, карапузы-мальчишки отстают от своих сверстниц: позже начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Ученые это связывают со стимулирующим действием женских половых гормонов — эстрагенов на структуры головного мозга;
  • положительно настроен на тихую нежную музыку. Можете включать малышу приятные мелодии, но злоупотреблять не стоит, так как это может нарушить нормальный режим сна и бодрствования;
  • любит голос мамы и папы, эмоционально на них реагирует.

Тактильное чувство

Кроха постоянно ощупывает свое тело, предметы одежды, постельные принадлежности. Развитие осязания способствует росту клеток коры головного мозга. Держите под рукой предметы из разных материалов (дерево, металл, кожа, пластик, хлопок), отличающиеся по текстуре (шероховатые, гладкие). Малыш должен трогать твердые и мягкие, теплые и холодные вещи. Используйте кубики, шарики, конусовидные, цилиндрические, пирамидальные игрушки. Тактильное познание объемных фигур улучшает пространственное восприятие мира. Не забывайте, что трехмесячные груднички, как и все дети до 3 лет, активно используют помимо подушечек пальчиков в качестве органа осязания язык. Часто вы будете наблюдать, как ребенок сосет пеленку или завязочку от шапочки. Следите, чтобы мелкие детали не попали в гортань.

Вкус и обоняние

Малыш отлично чувствует вкус. Он позитивно реагирует на сладкий и морщится от горького и кислого. Вкусовые рецепторы расположены не только на языке, как у взрослого человека, но и на слизистой оболочке щек и губ.

У ребенка хорошо развито обоняние. Он чувствует запах молока и легко идентифицирует маму даже без зрительного контакта. Неприятные запахи вынуждают его отстраниться.

Не забывайте о гигиенических аспектах. Уход за глазами, ушами, носом, кожей должен проводиться надлежащим образом.

Безусловные рефлексы

Малыш рождается с рядом безусловных рефлексов (автоматизмов). Некоторые из них остаются пожизненно – рефлекс глотания, моргание при прикосновении к роговице глаза, рвотный рефлекс при попадании инородного тела на корень языка. А часть из них — проходящие (транзиторные) — они должны исчезнуть, каждый в свой срок. И если этого не происходит, то можно заподозрить задержку развития нервной системы. К третьему месяцу должны исчезнуть следующие рефлекторные действия:

  • ребенок не должен вытягивать губы, если по ним несильно ударить пальцем;
  • малыш не развернет голову в сторону раздражителя, если прикоснуться к зоне близкой к углу рта;
  • при надавливании на ладонную поверхность кисти кроха не будет открывать рот, как делал в первые два месяца жизни;
  • когда новорожденного ставят на твердую поверхность, он упирается ножками и начинает совершать непроизвольные шаги, если его направят, теперь такой особенности вы наблюдать не будете;
  • младенец повернет голову в сторону, если его положить на живот – природная защита от удушья. Трехмесячный ребенок уже может держать голову, поэтому такой рефлекторный акт ему больше не нужен;
  • в позиции лежа на спине в конечностях не будет отмечаться напряжение мышц-разгибателей, а при положении на животе – мышц-сгибателей, как это было при рождении. Сейчас физиологический гипертонус мышц уходит, ручки и ножки расслабляются. Это необходимый процесс, он помогает ребенку учиться управлять своими движениями.

Появляется новый рефлекс если кроху расположить свободно в воздухе спинкой кверху, его голова будет занимать вертикальное положение, а спина изогнется дугой.

Рефлекторная деятельность ребенка меняется из-за усиления влияния коры головного мозга.

Нервно-психическое развитие

Психическое развитие ребенка в 3 месяца ознаменуется ярко выраженным комплексом оживления. Малыш привыкает к своим родителям, чувствует свою защищенность и привязанность к маме и папе. На теплые слова и ласковые обращения начинает давать реакцию:

  • улыбается при виде взрослых и при их попытке завязать беседу;
  • эмоционально реагирует на свои новые успехи;
  • начинает гулить (ворковать) – звуки исходят из задней части ротовой полости.

Это первый этап речевого развития у детей, которое заканчивается к четырем годам, когда слова становятся понятными на сто процентов. Вербальные навыки ребенка в 3 месяца могут быть более прогрессивными. Некоторые малыши уже умеют лепетать – произносить отдельные гласные и согласные звуки с разной интонацией. Но не расстраивайтесь, если пока этого не произошло. Говорить о том, что имеется задержка речевого развития (ЗРР) пока рано.

Вы можете помочь трех месячному крохе осваивать вторую сигнальную систему полноценно. Чаще общайтесь с ним. Пойте детские песенки, рассказывайте развивающие стишки, потешки, прибаутки с дублированием слов и слогов. Копируйте звуки малыша, и он станет повторять за вами. Таким образом мы развиваем грудничка и упрочняем социальную связь с ним, что имеет колоссальное значение в формировании высшей нервной деятельности. То, что умеет ребенок в 3 месяца, напрямую зависит от вас.

Моторные функции

Движения малыша становятся менее хаотичными, приобретая закономерность и подконтрольность. Что умеет делать ребенок в 3 месяца:


Важность сна

Правильное развитие органов чувств благоприятствует оптимальному развитию нервной системы. Но не менее важной стороной вопроса является оптимизация режима сна. Недостаточный сон становится причиной вялости ребенка, плаксивости, способствует задержке нервно-психического развития. Малыши на грудном вскармливании чаще просыпаются по ночам, так как эвакуация молока из желудка происходит быстрее искусственной смеси. Будет неплохо, если кроватка крохи будет стоять рядом с вашей, чтобы в случае пробуждения вы могли его быстро усыпить.

Некоторые считают, что на животе дети спят дольше, реже просыпаются ночью. Такая поза уместна, если малыш часто срыгивает. Однако такой сон требует постоянного наблюдения за ребенком. Никакие предметы не должны мешать дыхательным путям.

Формируйте ритм дневного сна. Засыпание малыша через равные промежутки времени будет удобно как для него самого, так и для вас. Это поможет спланировать свою деятельность в то время, пока ребенок спит.

Если у малыша остаются проходящие рефлексы, существует подозрение на то, что органы чувств работают неполноценно, а психо-моторные функции не развиваются, это насторожит курирующего педиатра. Вероятнее всего, он назначит дополнительные методы обследования, консультацию невролога и других необходимых смежных специалистов. Но не стоит переживать, если ребенок пока не освоил лишь некоторые навыки. Возможно, это его индивидуальная особенность. Соблюдайте все рекомендации и назначения врача, выполняйте все процедуры и делайте массажи. Это поможет крохе быстрее догнать своих ровесников.

Специалисты называют 3 месяца переломным моментом в развитии любого малыша. Он уже не кажется таким беспомощным, как раньше, становится более смышленым и любознательным. Однако беспокойные родители постоянно задаются вопросом, нормально ли он развивается. Для того чтобы это определить, нужно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Существуют определенные стандарты, типичные для развития малышей в этом возрасте, и их нужно придерживаться. При этом родителям необходимо помнить о том, что каждый маленький человечек индивидуален, а поэтому может пойти собственным, немного отличающимся путем развития.

В три месяца малыш становится любознательным, стремится познавать окружающий мир

Основные умения

Родители должны быть внимательны к своему малышу и пристально наблюдать за всем новым, что может появиться в его поведении. В 3 месяца он должен научиться выполнять ряд определенных движений, которые будут свидетельствовать о том, что малыш развивается полноценно и в соответствии со своим возрастом.

Познание окружающего мира

Трехмесячный ребенок:

  • активно познает окружающий его мир;
  • координирует некоторые свои действия: поднимает голову из положения лежа, пытается удерживать головку и приподниматься, стараясь опираться на предплечья;
  • крутит головкой в разные стороны, особенно когда его берет кто-то на руки;
  • пытается сконцентрироваться на предмете, который его заинтересовал, пристально его рассматривая.

Познание окружающих людей

Малыш в 3 месяца:

  • внимательно всматривается в разговаривающего с ним человека;
  • вслушивается в его голос;
  • может запомнить голоса родных людей;
  • различает их интонации;
  • осознанно улыбается маме и самым близким людям, находящимся постоянно с ним, - это умение специалисты называют«социальной улыбкой»;
  • умеет управлять собственным криком: в этом возрасте мама может уже различить, когда ее малыш плачет от боли, а когда просто привлекает ее внимание;
  • плачет гораздо реже, чем раньше, и должен длиться в совокупности уже не более часа за сутки;
  • активно гулит, таким необычным способом общаясь с родными людьми: с помощью этих звуков он выражает радость и привлекает внимание своих близких.

Хватательный рефлекс

Кроха в возрасте 3 месяцев:

  • теряет хватательный рефлекс: теперь это движение становится вполне осознанным;
  • все чаще открывает ладошки;
  • ловит и пытается удержать своими маленькими ручками перемещающуюся игрушку;
  • при удачной попытке тянет ее в рот;
  • изучает ручками собственное лицо, трогает глаза и носик, рассматривает с интересом движения своих ручек;
  • владеет собственным телом, так как к этому возрасту тонус мышц понижается;
  • тянется ручками к взрослым;
  • подтягивается, когда его берут на ручки.

Физическая активность ребенка

Малыш в 3 месяца:

  • перекатывается со спинки на животик;
  • охотно отталкивается от бортика кровати или дивана, где он лежит: так что родители начиная с этого возраста своего крохи не должны оставлять малыша одного, чтобы он ненароком не упал с дивана или кровати;
  • если положить у его ног небольшой мячик, он его резво отпихнет.

Зная, что должен уметь делать малыш в 3 месяца, родители смогут отследить основные моменты его физического, умственного, эмоционального развития. Соответственно, какие-то небольшие отклонения от типичной схемы, указанной выше, не будут свидетельствовать о проблемах, но могут указать родителям, над чем следует еще поработать. Возможно, нужно будет больше заниматься с крохой, а может, даже пройти курс массажа. Но траектория развития - и об этом должны помнить все - у каждого ребенка особая. При этом слишком большие отклонения от типичного набора умений и навыков малышей на 3-м месяце жизни все-таки могут быть следствием каких-то патологий в их развитии.

Если в три месяца ребенок часто плачет и делает это все время с одной и той же интонацией, стоит показать его педиатру

Отклонения в развитии

Несмотря на самую яркую индивидуальность, если ребенок в конце 3-го месяца жизни не обладает большей частью основных умений и навыков, характерных для этого возраста, родителям следует забить тревогу и проверить малыша у специалиста. Нужно насторожиться, если к концу 3-го месяца жизни младенец все еще не умеет:

  • удерживать головку даже на непродолжительное время;
  • реагировать на источник голоса, шума - любого звука извне;
  • тянуться ручкой к яркой игрушке, которая находится перед ним;
  • следить глазками за перемещающимися перед ним предметами;
  • реагировать на улыбку или ласковое обращение к нему взрослого;
  • разглядывать собственные ручки;
  • корректировать свой плач, который продолжает быть долгим, надрывным, а иногда и совершенно бесцельным;
  • играть своими пальчиками.

Если к концу 3-го месяца родители замечают подобные отклонения в развитии своего малыша, они должны обязательно сообщить об этом наблюдающему ребенка педиатру. И, конечно, начать усиленно заниматься с малышом, чтобы помочь ему выровняться в развитии.

Яркие игрушки — «лучшие друзья» трехмесячного малыша, помогающие ему развиваться в процессе игры

Корректировка развития

Зная, что должен уметь кроха в 3 месяца, родители могут корректировать его развитие в соответствии с рекомендуемыми нормами. Делать это нужно под руководством опытного педиатра, который выявит проблему и подскажет пути ее решения. В частности, в 3 месяца, если малыш еще не реагирует на родных людей, голоса и игрушки, стоит вовлечь его в новые развивающие занятия, игры, предметы и заниматься с ним ежедневно.

  1. Яркие игрушки развивают зрение и умение ребенка фокусировать взгляд. Купите больше ярких игрушек и перемещайте их перед глазками малыша, чтобы его взгляд ловил их.
  2. Очень полезны в этот период музыкальные игрушки, которые развивают у трехмесячного малыша внимание и слух. Если повесить такую забаву над кроваткой, ребеночек будет стараться схватить ее, что будет полезно для развития и тонуса его мышц.
  3. Предлагайте младенцу предметы, различные по своей фактуре, форме, величине. Если он начнет их трогать, это будет развивать его тактильные ощущения, которые напрямую связаны с развитием детской речи.
  4. Нужно заставлять малыша ползать. Поставить красивую, яркую игрушки впереди него, чтобы он смог протянуть ручку и схватить ее. Во время этого действия нужно подставить под его ножки свою ладонь. Это станет для него своеобразной опорой, от которой он быстро научится отталкиваться. Так формируются навыки ползания.
  5. Обеспечьте ребенку постоянное общение с близкими, родными людьми. Нужно ежедневно читать ему детские стихи, потешки, петь песни, рассказывать сказки.
  6. Мама может брать на руки трехмесячного кроху и танцевать с ним: это будет развивать умение чувствовать такт и различать звуки, а также будет способствовать формированию ритма. Кроме того, такие танцевальные занятия поднимут настроение и маме, и малышу, сблизят их еще больше, будут способствовать аппетиту и крепкому сну.

К развитию собственного малыша нельзя относиться слишком безответственно и легкомысленно. Упущенное время дорогого стоит. Поэтому нужно постараться вовремя распознать отклонения (даже если они незначительные) и либо начать полноценно заниматься ребенком, либо показать специалистам. Самостоятельные выводы делать не стоит, паниковать - тоже. Все исправимо в таком возрасте. Помните, что каждый ребенок индивидуален, какие-бы нормы не существовали, невозможно всех подстроить под одинаковую модель. Здоровья вашим деткам!