Что лучше для новорожденных — автолюлька, автокресло или переноска в машину: отличия в способах перевозки. Основные правила перевозки грудничков в легковом автомобиле

Маленький ребенок — это очень хрупкое существо. Если неправильно посадить или уложить малыша в машине, то можно не обойтись без травм.

Поэтому относиться к транспортировке младенца необходимо со всей серьезностью .

Перевозка детей на переднем сиденье разрешена, но при возможности перевозите ребенка сзади, так он будет в дополнительной безопасности.

Для перевозки новорожденных в автомобиле были придуманы автокресла и люльки. Перевозка детей без детских кресел запрещена .

Согласно правилам дорожного движения, ребенок до 12 лет должен ездить только в кресле пристегнутый ремнями безопасности и кресло — это самое безопасное место для ребенка.

Что выбрать для перевозки детей в машине: автолюльку или автокресло?

Но как оказывается, кресло выбрать достаточно трудно.

Сейчас уже существует огромное множество производителей и самих кресел.

Чего только вы не найдете.

Однако выбирать надо с умом. Вы можете выбрать люльку или же кресло .

В люльке ребенок будет ехать лежа, а в кресле — сидя.

Исходя из безопасности, в кресле ребенку будет лучше, т. к. скелет ребенка будет правильно расположен.

В лежачем же положении будет хорошо регулироваться дыхание, однако, люльки не такие прочные, как кресла.

Посадить же ребенка в кресло тоже нужно правильно. Наилучшим вариантом будет, если оно будет иметь наклон около 45 градусов.

Считается, что именно в таком положении нагрузка на тело малыша распределяется равномерно и никакие из частей тела не страдают, а также ничего не препятствует нормальному дыханию.

Крепления для автокресла: достаточно ли они надежны?

Что касается крепления кресла, то оно должно прочно оставаться в машине.

Крепиться кресла могут либо обычными ремнями, которые есть в любом автомобиле, либо специальными скобами.

Конечно, ремни будут безопаснее .

Но если форма кресла будет неудобной, то ремни будут крепить его неустойчиво. Поэтому, опять же возвращаемся к тому, что угол наклона должен быть около 45 градусов.

Такие сиденья можно крепить и на заднем сиденье, и на переднем. Можно даже прикрепить его против хода движения, однако это не безопасно.

Согласно правилам безопасности, ребенок должен ездить по ходу движения. Так уменьшается риск получения травм.

Выбираем автокресло правильно

Также следует уделить особое внимание материалу, из которого сделано сиденье. Каркас должен быть алюминиевый.

Такой материал наиболее прочен, и при авариях или ударах поглотит энергию удара.

Обивка у кресла должна быть из такого материала, который бы поглощал влагу и тепло.

Иначе ребенок не сможет долго просидеть в таком кресле, ведь ему будет сыро или жарко.

Также обязательно должны быть подставки для ног и рук, потому что эти части тела быстро устают при езде и ребенку становится некомфортно и больно, тем более, если это младенец.

Он может даже повредить ручку или ножку, что нам совсем не нужно. Ну, и последнее — ремни не должны натирать, и кресло должно подходить ребенку по весу и размеру.

Можно ли сэкономить на покупке автокресла?

Соблюсти все факторы при покупке кресла достаточно трудно, но это необходимо.

Так вы обезопасите малыша и сделаете его поездку приятной. Но не все родители могут позволить себе дорогие кресла. И здесь тоже есть выход.

Если вы хотите сэкономить, можно купить самое обычное кресло, которое отвечает основным требованиям безопасности.

Цена на кресло растет из-за того, что в нем есть какие-то дополнительные функции. Они не всегда нужны, но если родители могут себе его позволить — почему бы и нет.

Кресло подешевле будет устанавливаться только в одном положении (только на заднем сидении ремнями безопасности).


Кресла же подороже можно установить и спереди, и против хода движения. Также могут иметься дополнительные крепления.

В комплекте с креслом могут идти различные аксессуары, как, например, дополнительные подушки и подставки.

Чтобы сэкономить, без всего этого можно вполне обойтись. Однако не стоит экономить очень сильно и гнаться за дешевизной.

Лучше выбрать что-то среднее. Пусть сиденье будет самым обычным, но оно обязательно должно сочетать хотя бы основные факторы, которые обеспечат безопасность и комфорт перевозки.

Думайте о безопасности и комфорте малыша

Исходя из всего выше прочитанного можно сделать несколько выводов.

Нужно следовать правилам дорожного движения и перевозить новорожденного в автомобиле только в специальном кресле.

Также по правилам нельзя прикреплять на машину никаких знаков, предупреждающих других водителей о том, что вы перевозите новорожденного.

Необходимо позаботиться о безопасности и здоровье ребенка и выбрать подходящее кресло. Не нужно экономить, но можно и не разоряться.

Кресло должно быть выполнено из прочного материала и обшито легким материалом, который впитывал бы влагу и не сохранял тепло. Ремни не должны натирать, иначе они будут приносить дискомфорт.

Многие производители детских колясок производят и люльки, которые входят в комплект. Т.е. часть коляски снимается вместе с грудничком и ставится в автомобиль.

Дети там перевозятся лежа, что гораздо удобнее для ребенка, но менее безопасно.

Поэтому лучше использовать кресло. Также важно не забыть про опору для рук и ног, что эти части тела не уставали, и ребенку не было больно или неприятно.

Позаботьтесь о своем малыше и его безопасности.

Постарайтесь как можно меньше перевозить грудного ребенка в автомобиле, да в каком бы то ни было транспорте.

Однако, если это необходимо, убедитесь, что ваш малыш в безопасности и комфорте.

Мнение врачей

В этом видео Вы можете узнать о перевозке новорожденных и других детей в машине:

Обычно молодые родители стараются по минимуму возить грудного ребенка на автомобиле, но это не значит, что им не нужно ознакомиться с правилами, как перевозить новорожденного в машине. Это понадобится как минимум для того, чтобы малыш смог совершить свою первую поездку – домой из родильного дома.

Сегодня предусмотрено так много приспособлений для перевозки детей, что порой бывает трудно понять, что окажется оптимальным вариантом для конкретного случая. А в некоторых ситуациях приходится обходиться вообще без вспомогательных изделий. Практика показывает, что лишь единицы знают, как себя нужно вести в подобном случае.

Как организовать первую поездку, если нет профильного приспособления?

Организовывая любую поездку грудничка на автомобиле, необходимо в первую очередь думать о его безопасности. В принципе, транспортировка маленького ребенка без использования профильных средств, гарантирующих его надежную фиксацию, запрещена. Даже если младенца укутать в несколько слоев пухового одеяла и обложить подушками, на его здоровье и состоянии может негативно сказаться любое резкое торможение даже без столкновения. Только начинающие формироваться костная и мышечная системы не способны уберечь тело от трагедии. Даже неправильно запрокинутая головка у детей – высокий риск патологических последствий.

Если другого выхода нет и грудного малыша приходится перевозить в автомобиле, то он должен находиться на руках у мамы. Помимо этого, необходимо выполнить следующие правила:

  1. Скорость передвижения транспортного средства не должна составлять более 40 км/ч.
  2. По дороге машина должна двигаться с включенным аварийным сигналом и ближним светом.
  3. Мама с ребенком может располагаться только на заднем сиденье, лучше за креслом водителя.
  4. В обязательном порядке используется ремень безопасности.
  5. Длительность такого путешествия на автомобиле не должна превышать получаса. В противном случае у мамы могут устать руки, да и для ребенка подобное положение и тряска (от которой невозможно избавиться даже в хорошей машине) не являются физиологически правильными.

Специалисты рекомендуют не рисковать и приобрести для малыша подходящую люльку или автокресло, даже если кажется, что данные приспособления долгое время не понадобятся. Не стоит рисковать здоровьем детей, особенно сегодня, когда на рынке профильных товаров представлено так много качественных и надежных моделей на любой семейный бюджет.

Преимущества и недостатки люльки для перевозки

Люлька считается оптимальным вариантом для первого путешествия новорожденного ребенка в автомобиле. В ней малыш занимает удобное и максимально безопасное положение. Само приспособление надежно фиксируется к поверхности кресла с помощью ремней, скоб и других аксессуаров. Дополнительный плюс люльки в том, что она оснащена ручками для более удобной переноски младенца. Еще один важный момент, сопровождающий процесс выбора – бортики люльки довольно высокие, что защитит грудничка от попадания в него посторонних предметов в случае возникновения экстренной ситуации.

Совет: Не стоит путать специальные приспособления для перевозки детей с переносками, входящими в комплект современных колясок. Последние хоть и оснащены аналогичными ремнями для фиксации детей в заданном положении и могут быть закреплены на сиденье, но на практике такой подход оказывается гораздо менее надежным.

Есть у данного подхода и несколько минусов:

  • Вес ребенка для такой транспортировки не может превышать 10 кг, поэтому служить приспособление будет недолго. В среднем его используют до полугода.
  • Даже если вес малыша и его габариты позволяют использовать модель, сложно удержать 7-8 месячных детей в горизонтальном положении в течение даже непродолжительного путешествия.
  • По большей части подобные изделия занимают довольно много места, не оставляя пространства для перевозки более, чем одного пассажира.

В то время, как правила перевозки грудных малышей в автокреслах запрещают использовать бывшие в употреблении вещи (они могут оказаться сломанными и из-за этого бесполезными), на люльки это не распространяется. Если каркас изделия не поврежден и без проблем держит форму, безопасность малыша будет на должном уровне.

Виды и особенности современных автокресел

Еще несколько лет назад автокресла были запрещены к перевозке детей грудного возраста. Педиатры мотивировали это тем, что для столь маленького ребенка категорически противопоказано вертикальное или полувертикальное положение тела. Сегодня эта проблема устранена, разработчики добились создания конструкции с оптимальным наклоном спинки. Если перевозки в автомобиле планируется проводить позже 6 месячного возраста, то лучше изначально приобрести детское кресло.

Даже если правила по эксплуатации изделия полностью соблюдаются, придется смириться с рядом минусов подобных моделей. Защитный каркас у них отсутствует, для совсем маленького ребенка подобная поездка не будет слишком комфортной, спинки изделий редко опускаются более, чем на 45º. Если не зацикливаться на перечисленных моментах, то в остальном в использовании кресла для детей можно найти только плюсы:

  • Продолжительность применения приспособления зависит от типа моделей и составляет несколько лет.
  • Кресло отличается более скромными размерами, оно занимает всего одно пассажирское место. В случае необходимости его можно расположить даже на переднем пассажирском кресле (при условии отключенных подушек безопасности).
  • Тело ребенка фиксируется сразу в нескольких точках. Если соблюдать правила и располагать малыша спиной к ходу движения, то даже в случае резкого торможения давление ремней безопасности на грудную клетку младенца будет минимальным.

Учитывая тот факт, что сегодня рынок кресел, предназначенных для перевозки детей в автомобиле, представлен десятками моделей, в процессе выбора стоит обратить внимание на следующие моменты:

  1. Изделия могут быть самой разной формы, более практично выбирать те, которые поглубже. В этом случае даже в зимнее время грудничок и его несколько слоев одежды не будут испытывать дефицита пространства.
  2. Очень удобны модели со съемными чехлами, которые можно стирать.
  3. Дополнительным плюсом будет наличие ортопедической спинки и удобных подлокотников.
  4. Передвижение будет немного удобнее и безопаснее для ребенка, если его кресло оснащено подставкой для ножек и защитным столиком.
  5. От материала не должно исходить специфических химических запахов. Лучше заранее проверить, не линяют ли чехлы изделия или использованный пластик.

Делая выбор в пользу универсальных кресел, которые отличаются большим сроком службы, нужно учитывать, что уровень их безопасности на фоне такого плюса значительно снижается.

Перевозя детей в автомобиле, необходимо помнить не только об их безопасности в случае экстренной ситуации, но и элементарном комфорте. Случается, что родители не уделяют должного внимания следующим важным факторам:

  • В салоне машины не должно присутствовать ароматизаторов, источающих слишком резкий и выраженный запах. У ребенка от этого может заболеть голова, начаться рвота, развиться аллергия.
  • Если поездка планируется в зимнее время, то воздух в автомобиле нужно прогреть до 20ºС. Летом опять же нужно следить за температурными показателями, но кондиционер разрешено использовать лишь в те моменты, когда малыша нет в салоне.
  • Запрещено создавать сквозняки. То, что взрослым людям кажется приятным ветерком, для детей может стать причиной сильнейшей простуды. В летнее время можно только немного приоткрывать окна передних дверей.
  • Маленькие дети очень плохо переносят пробки, это нужно учитывать, планируя время и продолжительность поездки. Даже если изначально это никак не сказывается на состоянии грудничка, со временем негативные изменения в его поведении станут очевидны.

В целом, малыши очень любят поездки на автомобилях. Постоянное и равномерное движение расслабляет их и убаюкивает. Если правильно все организовать, то ребенок даже не заметит, сколько длилось путешествие, и будет чувствовать себя бодро и свежо. А родителям не придется беспокоиться за его безопасность и самочувствие.

Задуматься на эту тему мне и моей семье пришлось не в теории, и сейчас вопрос о перевозке в автомобиле пока еще будущей ляльки стоит самым острым ребром. Даже если мы не собираемся каждый день мотаться по городу и за его пределы с новорожденным ребенком, везти его в машине хотя бы один раз точно придется – из роддома ведь не на автобусе ехать? А уж эти ежемесячные (а то и чаще) походы по врачам… Так что вопрос актуален даже для домоседов.

Конечно, на тему детской автобезопасности сказано очень и очень много. И все равно возникает миллион вопросов. Почему нельзя возить грудничка на руках, что это за специальные кресла для новорожденных и детей до года, какие они бывают, чем отличаются и какое, в конце концов, лучше выбрать? Разбираемся в теме вместе с экспертами и ГИБДД.

НЕ автокресло

О том, что детей перевозить нужно только в специальном удерживающем устройстве знают все, но только вот грудничков возят не в кресле, а в специальной автолюльке. От автокресла для детей постарше она отличается весовой категорией.

Название люльки говорит за себя – в ней малыш лежит или полулежит. Это важно, потому как до полугода груднички не сидят, а сажать специально очень вредно для ребенка – скелет еще только формируется, головку он учится держать в течение нескольких месяцев… В общем – нельзя.


Надо учесть, что не все детки садятся как по заказу в шесть месяцев, некоторые и позже. Так что вариант «поезжу полгодика на ручках, а потом посажу в кресло» не подойдет. Опять же потому, что все автокресла «работают» в зависимости от веса маленького пассажира.

Люльки бывают двух видов: «0» и «0+». Первая позволяет перевозить детей весом до 10 кг, вторая – до 13-ти. Казалось бы, зачем такое разделение? Нам объяснили специалисты.

Категория «0» подходит для детей с рождения. Люльки типа «0» все без исключения оборудованы вкладышем для новорожденных и их используют примерно до года. Люльки категории «0+» не всегда имеют вкладыш, и в них можно возить малышей примерно с 4 месяцев и до 1,5 года. Вкладыш часто убирают на зиму, потому что ребенок и так в теплом комбинезоне. Еще его убирают по мере роста ребенка, так ложе становится чуть-чуть поглубже.

По правилам

Не лишним будет напомнить, что говорят о перевозке детей Правила дорожного движения:

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств.

пункт 22.9 ПДД РФ

Да, многие родители наивно полагают, что и на руках у мамы или папы младенец в безопасности. Однако достаточно обладать здравым умом и небольшой долей фантазии, чтобы представить что случится, если машина с ребенком, «пристегнутым» так ненадежно, попадет даже в незначительную аварию.


Принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном детском удерживающем устройстве, а не на руках у родителя, обусловлена тем, что при резком торможении (ударе) при скорости 50 км/ч, вес пассажира возрастает более чем в 30 раз. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной: если вес ребенка 10 кг, то в момент удара он будет весить уже более 300 кг, и удержать его, чтобы уберечь от резкого удара о переднее кресло, практически невозможно.

Еще на заметку информация тем родителям, кто считает, что аккуратное вождение спасет от попадания в аварию и, следовательно, освобождает их от необходимости перевозить ребенка в люльке. По данным ГИБДД, большинство аварий (76%), в которых пострадали дети, – это столкновение машин. Но при этом в 95% случаев аварии происходили на асфальтированных дорогах, в 79% ДТП происходило в сухую погоду, 82% – в светлое время суток, 77% – в ясную погоду. И самое главное – средняя скорость при аварии составила 51 км/ч. То есть абсолютное большинство аварий с детьми произошло при идеальных для дорожного движения условиях. То есть, простыми словами, даже если вы водите аккуратно, от аварии вас ничто не застрахует.

К сожалению, пренебрежение элементарными мерами безопасности родителями не только для себя, но и для ребенка может закончиться очень трагично. Особенно если при движении автомашины ребенок располагается на руках. В этом случае ошибочно полагать, что, держа на руках, мы его оберегаем. При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз, и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно. Если при этом и сам взрослый не пристегнут ремнем безопасности, то это верная гибель для малыша. Доказано, что ничего лучше специальных удерживающих средств для перевозки детей не оберегает их в момент столкновения.

Пресс-релиз ГИБДД

По данным правоохранителей, удерживающее устройство снижает вероятность растяжения шейных позвонков у детей в возрасте до двух лет на 90%. Кроме того, согласно исследованиям, дети до четырех лет и весом до 18 кг в 70% случаев оказываются более защищенными по сравнению с детьми постарше, а значит, для них перевозка именно в кресле или в люльке более актуальна. По данным Всемирной организации здравоохранения, использование детских удерживающих устройств позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста – на 54%.

Напоследок напомним, что для слишком рискованных родителей предусмотрен штраф в размере 3000 рублей. При этом штраф налагается не только если устройство отсутствует, но и если используется неправильно.

Как и где лучше поставить люльку

По статистике, большинство авто-родителей (46,1%) устанавливает детские автокресла сразу за водителем. Этот выбор объясняется тем, что в экстремальной ситуации, коей является любая авария, водитель инстинктивно старается увести удар от себя, соответственно и место за ним является наиболее безопасным. Меньшая половина (38,1%) решает поставить кресло за передним пассажиром, еще 7,9% выбирают золотую середину заднего дивана в салоне, и, наконец, оставшиеся 7,9% даже ставят автокресло на переднее сиденье. Так как же правильно?


Самое безопасное место для установки детского кресла в автомобиле – среднее место на заднем сиденье. Самое небезопасное – переднее пассажирское сиденье. Туда автокресло ставится в крайнем случае, при обязательно отключенной подушке безопасности. Также обязательно нужно проверить натяжение ремней – они не должны провисать.

брошюра ГИБДД «Автокресло – детям!»

Что касается того, в какую сторону должна «смотреть» люлька, то и на этот счет правоохранители дают рекомендации.

Минимум до года дети должны ездить в автомобиле спиной по ходу движения. Связано это с тем, что у маленького ребенка относительно тяжелая и крупная голова при слабых шейных позвонках. При резком торможении автомобиля ребенок в положении лицом вперед может получить травму шейного отдела позвоночника.

Пресс-релиз ГИБДД Брянска

Как выбрать самую безопасную люльку

Говоря о безопасности использования, нужно обратить внимание на крепление. В этом вопросе мнения наших экспертов разошлись. В одном магазине нам рассказали, что все автолюльки крепятся только ремнями безопасности автомобиля. По словам другого консультанта, все-таки существуют модели, которые крепятся с помощью системы Isofix. Если вы найдете такое, не забудьте проверить, есть ли возможность такого крепления именно в вашем автомобиле.

Isofix представляет собой жесткое крепление к кузову автомобиля. По мнению ГИБДД, такой способ надежнее и «это подтверждают многочисленные независимые краш-тесты». К тому же система Isofix значительно снижает вероятность неправильной установки детского сиденья.

Немаловажно наличие и такой опции, как защита от бокового удара. Она есть не во всех моделях, но и в бюджетных ее можно встретить. Так что лучше искать люльку именно с ней.

При выборе стоит обратить внимание на наличие защиты от боковых ударов. Она представляет собой мягкие бортики внутри люльки, которые фиксируют головку младенца. В случае удара в бок машины младенец будет защищен от травм шеи и головы.

Евгения, консультант магазина «Авто бэйби»

Ну и, наконец, как и все товары для детей, автолюлька должна иметь сертификат качества.

На любом автокресле обязательно должна быть маркировка соответствия Европейскому Стандарту Безопасности – ECE R44/03 или ECE R44/04. Кроме того, автокресла подлежат обязательной сертификации в России.

брошюра ГИБДД «Автокресло – детям!»

На что еще обратить внимание при выборе

Помимо безопасности не менее важен вопрос удобства и комфорта. И если дизайн люльки малышу безразличен, то об удобстве стоит подумать серьезно. Ведь если ребенку будет некомфортно, он не будет стойко терпеть, а просто устроит вам концерт.

Посмотрите на форму ложа – оно должно быть пологим, не сильно глубоким. Также будет лучше, если в люльке будет специальная мягкая подушка-вкладыш для новорожденных, она не должна быть плоской.

Оцените удобство ручки. Многие используют автолюльку и просто как переноску – зачем тревожить ребенка и вытаскивать его из люльки, когда ее можно просто взять с собой? Из этого вытекает и еще один момент – люлька не должна быть очень тяжелой. По словам консультанта «Авто бэйби», покупатели обычно стараются выбирать модели весом до 3 килограммов. Просто представьте, какой вес вы будете носить, когда малыш будет весить килограммов 8-10. Тогда разница в весе устройства и в 1-2 кг станет существенной.


Люльки из разных ценовых категорий отличаются по качеству ткани. Несмотря на то, что все они синтетические, некоторые производители предлагают так называемую «дышащую» обивку, которая понравится ребенку в жаркую погоду. По словам наших экспертов, модели с такой тканью предлагают, например, фирмы Recaro или Chicco.

Авто-мамы оценят и такую возможность, как снятие обивки с люльки. Она пригодится, если устройство испачкается и его потребуется постирать. По словам экспертов, такая опция также есть не во всех моделях, но и не является прерогативой самых дорогих.

Производитель и цена

Среди самых распространенных и популярных эксперты назвали бренды Leader Kids (Китай), Inglesina (Италия), Brevi (Италия), Recaro (Германия) и Chicco (Италия).

Чикко и Рекаро, на наш взгляд, – наиболее качественные, и цена у них хоть и не самая низкая, но довольно приемлемая – около 10-15 тыс рублей. Получается хорошее соотношение цены и качества.

Евгения, консультант магазина «Авто бэйби»

В основном покупатели не смотрят на производителя, а выбирают по цене – до 3 тысяч рублей. Популярностью пользуются такие фирмы как Leader Kids (Китай), Inglesina (Италия) и Brevi (Италия). Если брать в расчет соотношение цены и качества, то лучше, наверное, Inglesina. А выбор моделей (и по цене, и по качеству) больше в Leader Kids.

консультант магазина «Дочки-сыночки»

Если говорить о стоимости и о том, как можно сэкономить, то можно рассмотреть покупку «с рук». Ведь это не коляска, которую эксплуатируют иногда до четырех лет, люлькой пользуются от силы год. За это время она не успевает износиться, максимум испачкаться. Но это не проблема, если обивка съемная и ее можно стирать.

На вторичном рынке автолюльку можно купить даже за 500 рублей и, как говорится, до бесконечности. В любом случае, рынок частных объявлений дает возможность приобрести модель подороже и покруче, но за цену на порядок ниже. Правда, к выбору б/у товара придется отнестись более внимательно. Сначала найдите понравившуюся модель в обычном магазине, изучите все плюсы и минусы. Потом осмотрите товар уже на месте, придирчиво проверяя комплектацию и целостность всех деталей.

Еще один важный момент: вы должны быть уверены, что кресло не побывало в аварии, так что внимательно осмотрите его на предмет любых повреждений. В противном случае нет никаких гарантий, что оно повторно сможет защитить ребенка от повреждений, потому как оно уже было деформировано.

Эксплуатация автомобильного транспорта сопряжена с высокими рисками. Касается это не только водителей, но и пассажиров с пешеходами. При этом наибольшей опасности подвергаются дети ввиду очевидных физиологических данных. Даже авария с незначительными последствиями для самого транспортного средства может повлечь серьезную угрозу для маленького пассажира. В связи с этим правила перевозки детей в автомобиле имеют существенные отличия и направлены на обеспечение повышенной безопасности пассажиров.

Общие сведения

В 2007 году в перечень правил дорожного движения был введен пункт под номером 22.9, всецело посвященный нормам обеспечения детской безопасности в автомобиле. Большинство расхождений в понимании требований ГИБДД в этой части обусловлены тем, что многие автолюбители продолжают ориентироваться на устаревшие правила. При этом до настоящего времени пункт 22.9 пережил немало корректировок, учет которых позволит автовладельцу избежать штрафов. На данный момент правила перевозки детей в легковом автомобиле четко дифференцируют маленьких пассажиров по возрасту и предписывают оптимальные средства обеспечения безопасности. Это относится и к ремням безопасности, и к специальным креслам, и к другим приспособлениям, заменяющим традиционные механизмы защиты. Кроме того, особого внимания заслуживает место размещение ребенка в машине - на переднем или заднем сиденье.

Как перевозить детей до года?

Это наиболее требовательная с точки зрения обеспечения безопасности группа маленьких пассажиров. На сегодняшний день правила перевозки грудных детей в автомобиле говорят о том, что ребенок должен быть зафиксирован специальными удерживающими средствами или другими приспособлениями, которые дают возможность использовать ремни безопасности. С момента вступления в силу этих правил многие автовладельцы столкнулись с проблемой в виде отсутствия на задних креслах ремней безопасности. Например, их нет на старых моделях большей части отечественных машин.

Следовательно, для выполнения требований безопасности необходимо предусматривать наличие автокресла или использовать детские ремни безопасности. И это вовсе не означает, что в машине, в которой конструкционно не предусмотрены штатные ремни, нельзя перевозить ребенка. Здесь стоит обратить внимание и на другой нюанс. Некоторые ремни безопасности, которыми снабжаются иностранные модели, имеют одну лямку и фиксируют детей только у пояса. Чтобы не нарушать правила перевозки детей до года в автомобиле и в то же время исключить рискованную фиксацию таким приспособлением, надо сразу устанавливать специальные сиденья. Но еще лучше - присмотреться к моделям и комплектациям, которые изначально снабжаются детскими 5-точечными ремнями безопасности.

Перевозка грудничков в автокресле

Как показывает практика, даже пристегнутый ребенок может получить серьезные травмы в области груди и шеи. Поэтому самым надежным средством обеспечения безопасной транспортировки малышей все же является специальная люлька или автомобильное кресло соответствующего назначения. Такие конструкции устанавливаются в салоне против движения машины. Для систематизации порядка снабжения транспортных средств такими сиденьями правила перевозки детей в автомобиле в России предусматривают две их разновидности для разных возрастов.

В первую категорию входят автолюльки, которые надежно фиксируют детей весом до 10 кг. Они пристегиваются горизонтально и обычно применяются к новорожденным. В качестве фиксаторов зачастую используется система «Изофикс», популярная в Европе, а последние годы и в нашей стране. Вторую категорию детских автокресел представляют модели, рассчитанные на массу пассажира до 13 кг. Такие конструкции в целом похожи на предыдущий вариант, но располагаются в полулежачем положении.

Стоит отметить, что правила перевозки новорожденных детей в автомобиле не допускают применения обычных люлек от колясок переносного типа. Их конструкция не позволяет обеспечить надежную фиксацию ремнями, поэтому о должном уровне защите в этом случае говорить не приходится.

Можно ли перевозить грудничков на руках?

До введения в правила ПДД отдельного пункта, посвященного безопасности детей, такой способ их перевозки был самым популярным. К сожалению, его экономность, практичность и легкость по сей день остаются привлекающими факторами для многих автовладельцев. Но в отношении безопасности такой подход представляет огромную угрозу. Как демонстрируют записи краш-тестов, в момент столкновения удерживающего пассажира выбрасывает в сторону переднего кресла или приборной панели. Соответственно, удар приходится на ребенка, который к тому же придавливается массой взрослого. Поэтому правила перевозки маленьких детей в автомобиле не допускают их размещения на руках. Многие полагают, что все риски возникают из-за того, что взрослые, удерживающие детей при движении автомобиля, элементарно не пристегиваются. Но даже использование ремня безопасности не предохранит ребенка в полной мере.

Для справки: уже на скорости 30 км/ч масса юного пассажира увеличивается в 10 раз. Поэтому в момент столкновения с большей долей вероятности родитель его не удержит. И это не говоря о травмах, которые могут возникнуть от самого механизма жесткого удержания ребенка в момент аварии руками. Поэтому не стоит игнорировать правила перевозки детей в легковом автомобиле и стараться избегать сомнительных способов их фиксации. Конечно, если опустить риски возникновения аварий, то перевозка на руках будет самой удобной, но в реальной жизни от подобных угроз никто не застрахован.

Перевозка на переднем сиденье

Споры о том, на каком сиденье можно осуществлять перевозку маленьких пассажиров, по-прежнему не утихают. Отчасти предметом таких споров становится уровень безопасности, но в большинстве случаев неоднозначность мнений по этому поводу упирается в правила перевозки детей на переднем сиденье автомобиля и, в частности, их технической организации. Стоит отметить, что такая транспортировка была запрещена до 2007 года, но вот уже почти 10 лет она допускается, но с ограничениями. Причем относится это и к детям от 12 лет, и к новорожденным. Особенности перевозки на переднем сиденье обусловлены более жесткими мерами обеспечения безопасности.

Так, если для фиксации ребенка на заднем кресле достаточно пристегивающих средств, то в передней части необходимо использовать специальные удерживающие приспособления. В основном для этого применяются те же автокресла и люльки, но можно использовать и другие средства удержания малышей. Подобных устройств немало - это различные подголовники, пряжки, лямки и другие приспособления. В любом случае нужно понимать, что более жесткие правила перевозки детей на переднем сиденье автомобиля вполне оправданы. Ребенок в этой части салона подвергается большей опасности и при крупном столкновении может быть выброшен в лобовое стекло. Поэтому требуется усиленная и многоточечная фиксация, а еще лучше - предпочесть перевозку на заднем сиденье. Кстати, самым безопасным для пассажира сиденьем считается заднее, которое расположено за спиной переднего седока. Последнее же специалисты считают наиболее опасным - даже по сравнению с креслом водителя.

Перевозка детей от года

Для этой категории пассажиров действуют такие же правила, как и в случае с неврожденными и грудничками. Но на практике подход к их транспортировке отличается. Связано это с возрастом и, соответственно, выбором фиксирующих приспособлений. Специалисты также рекомендуют приобретать автомобильные кресла, но в этот раз способные обслуживать массу от 9 до 18 кг. Несмотря на то что правила перевозки детей в автомобиле в меньшей степени учитывают критерий удобства, он также становится фактором пассивной безопасности. Например, если ребенку будет дискомфортно, он начнет капризничать. Даже если в салоне присутствуют люди, которые могут его успокоить, водителя эта ситуация будет отвлекать.

По этой причине выбор автокресла желательно производить вместе с ребенком, предварительно выполнив тестирование устройства на предмет комфортности. Критериями удобства при посадке будут следующие условия:

  • Позвоночник не должен быть искривлен.
  • Предусмотренные ремни безопасности не жмут.
  • Голова занимает удобное положение.

Выбирая современные пятиточечные ремни безопасности, важно учитывать и другие факторы. В замках пряжки должно быть предусмотрено матерчатое покрытие - это своеобразная прокладка, защищающая промежность ребенка от сильной перетяжки в момент аварии. Кроме того, правила перевозки детей в автомобиле предусматривают надежную фиксацию самого кресла. Важно учитывать не только прочность крепежного механизма, но и удобство его установки, особенно если предполагается демонтаж приспособления после каждой поездки.

Перевозка детей школьного возраста

Эта группа, как ни странно, более подвержена рискам на дороге, чем малыши. Когда ребенку исполняется 6-7 лет, родители ошибочно полагают, что есть основания избавить себя от хлопот с креслами, специальными ремнями безопасности для детей и прочими защитными приспособлениями. В результате многие ограничиваются использованием свернутых одеял и подушек, поднимая на них ребенка для фиксации штатным ремнем.

Но такой подход не допускают правила перевозки детей в автомобиле. ПДД и в частности пункт 22.9 говорит о том, что применяться могут только специальные устройства. Опасность же эксплуатации подушки заключается в том, что она (или сверток одеяльца) при столкновении выбивается из-под ребенка, шея которого оказывается на уровне лямки ремня безопасности. Несложно догадаться, к чему такая фиксация может привести даже при столкновении на небольшой скорости.

Чтобы осуществить безопасную перевозку ребенка, достигшего школьного возраста, следует обзавестись бустером - это поднимающееся кресло, которое также устанавливается в машине, но стоит дешевле по сравнению с традиционными автолюльками. Данное приспособление поднимает юного пассажира до высоты, достаточной для использования ремня безопасности. При этом, в отличие от подушек и одеял бустер не представляет никакой опасности для детей при столкновении и отличается долговечностью.

К слову, с таким устройством ребенка можно перевозить несколько лет, пока его рост не достигнет 150 см - минимальная высота человека, при которой он может пользоваться штатными ремнями безопасности без применения специальных приспособлений. По этой причине правила перевозки детей 12 лет в автомобиле уже не требуют использования автокресел и бустеров.

Аксессуары для перевозки ребенка

Наряду со специальными техническими приспособлениями и механизмами, направленными на защиту крохи при движении в автомобиле, существуют и вспомогательные предметы, облегчающие поездку и также снижающие риск получения травмы. К ним относятся следующие:

  • Стол для кормления. Данный аксессуар будет полезен в длительных поездках. Столик фиксируется к сиденью, позволяя удобно кормить ребенка. Делать это следует только на остановках, так как в процессе движения еду или жидкости можно пролить.
  • Чехол для ног. К безопасности данный аксессуар имеет незначительное отношение, но в плане чистоты и эстетичности - он необходим. Действие чехла элементарно: его надевают на ноги ребенка, защищая обивку сидений от грязи на обуви.
  • Воротничок для сна. Известный факт, что дети в автомобильных поездках быстро засыпают. С одной стороны, это избавляет родителей от лишних хлопот с ребенком, но с другой - представляет для него серьезную опасность. Резкое торможение может привести к тому, что головка малыша по инерции откинется назад - это может привести и к растяжке связок в мышцах, и к повреждению неокрепших шейных позвонков. В свою очередь, воротник для сна надежно зафиксирует головку спящей крохи, предохранив от риска получения травмы. Хотя правила перевозки детей в автомобиле не требуют от родителей использования данного устройства, его наличие в машине сыграет только положительную роль.
  • Кармашки на сиденьях. Это специальные приспособления в виде ниши с карманами. Крепятся они к переднему креслу, позволяя задним пассажирам складывать туда различную мелочевку, вещи, игрушки и питание для ребенка. Впрочем, следует ответственно подойти к организации этих предметов, надежно их закрепив - при столкновении вещи не должны представлять угрозу для малыша.

Штраф за неправильную перевозку детей

Размер суммы, которую должен был выплатить недобросовестный водитель за неправильную организацию перевозки ребенка, еще в 2013 году составлял лишь 500 рублей. Такой штраф устанавливался за отсутствие в машине с ребенком автокресла и специальных удерживающих приспособлений, которые предусматриваются нормативами ГИБДД. Правила перевозки детей в автомобиле с того времени изменены не были, но размер штрафа значительно увеличился. На сегодняшний день он составляет 3000 руб. Столь резкое увеличение этой суммы обусловлено тем, что многие автовладельцы были готовы смириться с ущербом в 500 руб., не вкладываясь в дорогостоящие детские кресла. Впрочем, если сравнить с нынешним штрафным тарифом, то приобретение себя оправдает. За 3-5 тыс. руб. можно купить качественное и надежное детское автокресло, избавив себя тем самым от финансовой угрозы со стороны инспекторов ГИБДД. Другое дело, что речь идет о безопасности ребенка, экономить на которой нельзя ни при каких условиях.

Заключение

К сожалению, отношение к нормативам ПДД в России оставляет желать лучшего. Автомобилисты редко беспокоятся о собственной безопасности, но, что еще печальнее, игнорируют средства защиты для своих близких. Ситуация омрачается тем, что ребенок в большей степени подвержен опасностям при столкновении машины, чем взрослый. Именно с учетом этой особенности разрабатывались правила дорожного движения. Перевозка детей в автомобиле с соблюдением требований ГИБДД должна осуществляться при максимально возможной защите маленького пассажира, которая обеспечивается специальными устройствами. Ради справедливости можно отметить, что дефицита в средствах защиты ребенка в легковом автомобиле нет. В широком доступе на рынке представлены всевозможные автокресла, бустеры, пятиточечные ремни безопасности и масса дополнительных приспособлений. Разумеется, стоимость качественных моделей тех же кресел довольно высока, но она себя оправдывает. Об этом свидетельствует статистика, согласно которой автомобильные детские сиденья спасают до 75% жизней юных пассажиров при ДТП.

Уже в тот торжественный день, когда кроху забирают из роддома, малыш совершает свое первое путешествие в автотранспорте. Потом поездки с родителями станут привычными, а безопасными - лишь при условии, что перевозка новорожденного в машинебудет проводиться по правилам. Только тогда жизни вашего наследника ничего угрожать не будет: ведь 97 детей из 100 погибших в момент автомобильной аварии были бы живы, если бы их родители позаботились о безопасности своего ребенка.

Почему для этого нужны приспособления?

Все ограничения в перевозке малыша основываются, во-первых, на его возрастных особенностях. У новорожденного слишком велик дисбаланс между весом головки и силой мышц, фиксирующих ее. Если взрослый способен удержать голову в момент встряски, то у крохи она запрокидывается. Учитывая слабые мышцы и хрупкие косточки младенца, это может привести к серьезным травмам при любом резком торможении, высокой кочке или повороте машины.

При перевозке малыша на руках даже самая заботливая мама все равно устанет или отвлечется, а это и может стать тем самым «роковым» моментом, о котором придется жалеть. Все это вынуждает разумных родителей подбирать специальные приспособления, обеспечивающие безопасность их чаду. К ним относятся автолюльки и кресла.

Как перевезти новорожденного в машине? Автолюлька

Люлька иногда прилагается в комплекте с коляской для младенцев. Это устройство лучше всего приспособлено к привычному для новорожденного горизонтальному положению его тела. Кроме того, малышу в люльке ничто не помешает правильно дышать.

Размещая люльку на заднем сиденье машины перпендикулярно движению, не забудьте зафиксировать кроху в ней встроенными ремнями. Да сама она тоже удобно и прочно пристегивается специальными удерживающими устройствами к сиденью.

Но перед тем как возить новорожденного в машине в люльке, рассмотрите и некоторые ее недостатки. Во-первых, малыш очень быстро из нее вырастет. А во-вторых, это устройство занимает довольно много места в машине. Кроме того, оно недостаточно прочное, особенно вынутое из коляски.

Как перевезти новорожденного в машине? Автокресло

Достойную конкуренцию автолюльке составляет специальное кресло. В нем малышей можно перевозить уже с первых дней жизни. Правда, положение крохи будет несколько непривычным - полулежа, но это не представляет для него никакой опасности при соблюдении правильного наклона и езде не дольше полутора часов.

Устанавливается детское на сиденье, спиной к ходу движения, а крепится специальными скобами или штатными ремнями. Ребенок в нем должен быть удобно и прочно зафиксирован.

Проследите, чтобы наклон кресла находился в границах 30-45°, так как при более пологом угле (больше 45°) безопасность кресла сильно снижается, а при меньшем наклоне (менее 30°), головка малыша падает вперед, что сильно затрудняет дыхание. Для дополнительной фиксации головы используют также специальные валики, которые подкладывают с двух сторон головы крохи. Заметьте, что использовать при этом самодельные подушки или валики не рекомендуется!

Подводя итог, еще раз напомним: перед тем как перевезти новорожденного в машине, подумайте, есть ли у вас все необходимое, чтобы поездка доставила вам с ребенком только удовольствие?