Что должен делать ребенок в 6 мес. Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры и упражнения

Полгода - своеобразный рубеж, время подводить первые итоги. Ваш малыш уже не просто беспомощный младенец, лежащий поперек кровати. Глядя ему в глаза, вы понимаете, что у вас растет маленький любознательный почемучка, который готов физически и эмоционально к новым открытиям. В этой статье мы поговорим, какие особенности включает в себя развитие ребенка в 6 месяцев.

Физические параметры

К концу первого полугодия младенец набирает за месяц еще около 600 гр, а рост продвинется по сантиметровой ленте еще на 2-3 см. Пропорции тела потихоньку меняются, длина окружности головы сравнялась с длиной окружности грудной клетки, и теперь ребенок становится более похож пропорционально на взрослого человека. Итак, к концу 6-го месяца в цифрах будут следующие достижения:

  • вес приблизится к 8 кг;
  • рост составит около 68 см (± 2 см).

Сейчас самое время проследить за тем, сколько на данный период весит малютка и, при необходимости, скорректировать питание. Ведь если кроха слишком пухленький, имеет лишние 1-2 кг, это может мешать ему активно двигаться, а значит, развиваться. Таким детям стараются давать побольше овощей. И наоборот, при маленьком весе может наблюдаться вялость, упадок сил. Тогда питание корректируют в другом направлении, вводя в прикорм каши.

Психоэмоциональное развитие

  • Речевые навыки все более усовершенствуются. Малыш мастерски подражает взрослым, выдавая разнообразные сочетания гласных и согласных звуков. Иногда отдельные звуки могут прозвучать как слова, однако это лишь совпадение, не несущее смысловой нагрузки. За прошедший период ребенок усвоил около 40 разных звуков и может их воспроизвести. И если первый детский лепет одинаков у всех детей, независимо от того, в какой стране они родились, то теперь малыш подражает произношению, характерному для языка его местности.
  • Пополняется пассивный словарный запас, то есть малютка знает все окружающие его предметы, игрушки, может показать пальцем на них по просьбе взрослого, понимает смысл повторяющихся ежедневных действий.
  • Кроха осознает, что у него есть личное имя. Родителей узнает по голосу, даже не видя их. Если он слышит мамин голос из другой комнаты, то обязательно позовет ее.
  • Общаясь, выражает свои эмоции, нежность: трогает маму за волосы, лицо, прижимается к ней. Попробуйте во время общения менять выражение лица, взгляните на него то ласково, то сердито. Сначала кроха улыбнется вам, потом поморщится, готовый заплакать.
  • Делает все новые открытия. Например, проводя эксперименты с собственным голосом, малыш может пробовать вкладывать палец в рот, при этом понимая, что извлекаемый звук меняется.
  • Образуются причинно-следственные связи. Пока они самые простые: если нажать на кнопку пульта, включится телевизор, на игрушку - заиграет музыка, предмет падает на пол - раздается звук, если он заплачет, мама придет на помощь. Появление страха является важным скачком в интеллектуальном развитии, ведь это признак того, что кроха не просто понимает связь между действиями, но и умеет предвидеть их. Малыш очень любит играть с коробочками, кастрюлями, открывать и закрывать крышку, класть что-нибудь внутрь.
  • Занимаясь игрушкой, ребенок теперь делает акцент на ее практическом применении. Вскрикивая, он привлекает к себе внимание и выражает просьбу (иногда даже требование) подать ему тот или иной предмет. В этом возрасте он уже знает, как заставить взрослого выполнить его желание.
  • Пора учить ребенка слову «нельзя». Если он тянет в рот опасный предмет, не стесняйтесь запрещать ему. На примере с игрушками разъясняйте, почему вы не разрешаете брать какой-либо предмет.
  • Испытывает потребность общения со сверстниками. Это кажется невероятным, но интуитивно дети чувствуют друг друга, со стороны кажется, что карапузы, примерно одинаковые по возрасту - родственные души. Они любят наблюдать друг за другом и повторять увиденные у товарища действия.

Кроха активно пользуется указательным пальцем, чтобы добиться желаемого или «поговорить» со взрослым

Питание

Вот и настало время перемен в питании. До этого момента материнское молоко обеспечивало кроху всеми необходимыми элементами. Однако режим питания ребенка в 6 месяцев резко меняется: в рацион вводится прикорм.

Если у крохи есть склонность к запорам, масса тела выше показателей нормы, начинают прикорм с овощных пюре из кабачка, брокколи, цветной капусты. Худеньким и щупленьким малышам лучше начать знакомство с каш. Важно, чтобы каши были безглютеновые. К ним относятся рисовая, гречневая, кукурузная. Детям в блюдо не добавляют соль и сахар.

Прикорм вводят в первой половине дня крохотной порцией (не более чайной ложки). Обязательно блюдо должно состоять из одного компонента. Таким образом в случае появления сыпи несложно понять, на какой продукт была аллергия.

Овощи готовятся на пару или варятся, подаются в пюреобразном состоянии, достигаемом путем измельчения в блендере или миксером. Пюре не должно содержать комочков и быть слишком густым. Допускается кормление готовыми пюре из баночки заводского производства. Детки в этом возрасте вполне готовы есть из ложки и пить из чашки (поильника), поэтому сразу приучайте малыша к взрослым столовым предметам.


Овощи и некоторые фрукты отлично подходят для первых прикормов

Со временем порция увеличивается до 150 гр, так что к концу месяца можно спокойно заменить прикормом одно кормление. .

Сон

Сон ребенка в 6 месяцев занимает около 14 часов, из которых примерно 10 приходится на ночь, а остальные распределяются на два дневных сна. Многие детки спят всю ночь, но те, кто находится на грудном вскармливании, просыпаются 1-2 раза с целью подкрепиться.

Чтобы отхождение к ночному сну не было поздним, нужно соблюдать режим дня ребенка в 6 месяцев, так же, как и в предыдущие. Быстро уснуть поможет:

  • позднее купание, ведь вода, с одной стороны, расслабляет, а с другой, малыш тратит последние силы;
  • последнее сытное кормление после купания;
  • между ночным сном и дневным должен быть интервал не менее 4-х часов.

Основные навыки

  1. У 6 месячного малыша бесследно пропадает гипертонус нижних и верхних конечностей, являвшийся долгое время физиологическим.
  2. Перевороты со спины на животик и обратно осуществляются виртуозно, так что родителям только успевай следить, как бы не упал с дивана.
  3. Ребенок умеет работать одной рукой: лежа на животике, может облокотиться на левую руку, а правой потянуться за игрушкой.
  4. Многие дети учатся или уже могут самостоятельно сидеть с поддержкой. Лежа на спине, легко подтягиваются, если вложить в их руку пальцы.
  5. Ползает в разных направлениях: одни задом, другие по-пластунски, есть и те, кто осваивает поползновения на четвереньках. Как бы ни получалось ползать у вашего малыша, это в любом случае прогресс, свидетельствующий о нормальном развитии.
  6. Если вы возьмете ребенка за подмышки, он ножками будет упираться в пол, как бы пританцовывая.
  7. Может перекладывать предмет из одной руки в другую, пробует его на ощупь пальчиком, целой ладонью, бросает его вниз, следя за траекторией падения. Удерживает в каждой руке по одному предмету.
  8. Ищет спрятанную игрушку; если ее прикрыть не полностью, в большинстве случаев найдет.
  9. Может самостоятельно занять себя на 15 минут, что дает возможность отдохнуть маме. Главное проследить, чтобы окружающие его предметы были безопасными.
  10. Первые зубки дают о себе знать: кроха становится беспокойным, особенно по ночам. Хотя некоторые дети переживают этот период безболезненно. В любом случае есть повод посетить детского стоматолога. Он определит правильность расположения уздечек под губами, расскажет, как ухаживать за младенческой полостью рта.


Вкладывать предметы, подбирая по размеру - любимое занятие

Игры и упражнения

Сейчас большой акцент в занятиях с ребенком стоит уделять развитию мелкой моторики, а с ней и развитию речевых навыков.

В детской библиотеке должны присутствовать картонные книжки с красочными картинками и коротенькими потешками. Дети, которым родители часто читают книжки, начинают рано говорить.

Игры для пальчиков:

  1. «Давай погладим котенка» – гладим поочередно ручкой ребенка свою руку или другой предмет.
  2. «Как цыпленок пьет водичку» – пальцы сложить вместе наподобие клюва, ритмично наклонять их вперед.
  3. «Давай красить забор» – в воздухе кистью рук изображать покраску влево-вправо, вверх-вниз.
  4. «Сними шляпу». Суть игры в том, что собираются разные головные уборы: бейсболка, вязаная шапка, панама и т. п. Мама надевает их на себя, а кроха снимает.
  5. «Причеши куклу (себя)». Поднимаете ручки ребенка к голове, имитируя расчесывание, только вместо расчески - ладошки.
  6. Тренируйте мышцы ладошек с помощью сжиманий игрушки-пищалки.
  7. Купите игрушки, где фигурки двигаются по спирали.
  8. Матрешка - еще одна занимательная игра для этого возраста.
  9. Ежедневно уделяйте несколько минут непосредственно массажу пальчиков.


Такие игрушки отлично подходят для развития 6-месячного малыша

И дальше делайте гимнастические упражнения и массаж, рекомендуемый специалистами. Теперь стоит почаще выкладывать кроху на пол, застеленный ковром, и раскладывать вокруг несколько игрушек. Не забывайте о технике безопасности:

  • убираются все, что может поранить: режущее, бьющееся, колющее;
  • игрушки не должны содержать мелких предметов, которые легко могут попасть в рот любопытного человечка;
  • на острые углы мебели ставятся специальные смягчители, на розетки - заглушки.

Повод для беспокойства

Иногда поведение ребенка заставляет задуматься, нормально ли проходит его развитие. Существуют параметры, по которым родители смогут оценить состояние малыша в домашней обстановке. Тревожные симптомы:

  • кроха не сидит с поддержкой, заваливается (это не всегда повод для беспокойства, но все же упускать из виду этот факт не стоит);
  • не ползает никоим образом;
  • всегда серьезный, не узнает близких людей, маму и папу, молчалив;
  • не просится на ручки;
  • нет реакции на звуки;
  • не может переложить предмет из одной ручки в другую.

Растить ребенка - великое счастье. Вы уже дождались времени, когда малыш впервые вам улыбнулся, сел, и не за горами день, когда вы увидите его первые шаги, услышите первые слова, ну а сейчас вы стоите на пороге 7-го месяца развития.

6 месяцев - одна из первых значимых дат в жизни малыша и его родителей. Кроха начинает знакомиться с новой пищей, совершенствует свои навыки. Каким должно быть развитие ребенка в этот период? Что он уже умеет делать и чему стоит обучать?

Физиология полугодовалого ребёнка

Первое, что делает педиатр при плановом осмотре малыша в шесть месяцев - измеряет его вес и рост, который сопоставляет с данными, указанными в центильных таблицах. С их помощью специалист ориентируется о темпах развития крохи. В таблицах указаны средние показатели веса, роста, окружности головы, грудной клетки, а также - допустимые отклонения выше или ниже нормы. Например, для мальчиков в возрасте 6 месяцев средним показателем нормального веса считается 7.9 кг. Но это не означает, что все детки будут весить в норме именно так. В пределах допустимой нормы вес от 6.6 кг до 9 кг. Но если ваш сынок в полугодовалом возрасте весит меньше 6.6 кг, или его масса превышает 9 кг, педиатр более пристально будет наблюдать за его физическим развитием.

Таблица норм веса мальчиков

Таблица норм веса девочек

Существует также специальная формула, по которой врач может рассчитать нормы веса: масса тела крохи при рождении +800хN (количество месяцев). Следует учитывать, что разница в прибавке веса может отличаться у детей, пребывающих на грудном вскармливании и тех, кто питается адаптированной смесью.

Не меньшее значение уделяется росту и окружности головы. На шестом месяце жизни кроха вырастает на 2–3 см. Средние показатели: 64–67 см. Допускаются отклонения в 3 см в ту или иную сторону. Окружность головы в норме составляет 42.1–44.6 см для мальчиков и 40.9–43.5 см для девочек.

В 6 месяцев малыш может изменить свой режим сна. Теперь он больше времени проводит в активном состоянии, изучая внешний мир. Перерыв между дневными снами может составлять до 3 часов. Как правило, в этом возрасте ещё сохраняется 3-разовый сон. Ночью кроха спит 10 часов с перерывами на кормления.

Все вышеуказанные данные являются среднестатистическими, так как каждый малыш индивидуальный. Ориентиром нормы должны служить его хорошее самочувствие, бодрость и активность.

Ещё одним нюансом шестимесячного возраста является период активного прорезывания зубов. У некоторых малышей этот процесс начинается немногим раньше, у других - задерживается на 2–3 месяца. Есть «уникумы», которые сохраняют беззубое состояние до года. Но среднестатистический малыш свой первый зуб «получает» именно к полугодовалому возрасту.

Основные навыки ребёнка в 6 месяцев

Полугодовалый ребёнок - это личность, которой под силу уже многие вещи. Он умеет:

  • самостоятельно переворачиваться на животик и обратно;
  • крепко держать игрушки одной рукой в положении лёжа на животе (вторая рука служит опорной);
  • держась за палец взрослого, подтягиваться в сидячее положение из позиции лёжа. Некоторые детки уже уверенно сидят без поддержки;
  • отталкиваться ножками от поверхности при поддержке в положении стоя. Кое-кто уже может стоять, держась за опору;
  • ползать удобным ему способом. Не все малыши проходят этап ползанья. Некоторые его «пропускают»;
  • самостоятельно играть до 15 минут;
  • поднимать игрушки с любой поверхности;
  • искать спрятанную игрушку по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие ребёнка в шесть месяцев также имеет свои особенности. Кроха совершенствует свою речь, имитируя разные звуки. Он осваивает «пассивный словарь», демонстрируя понимание того, что говорит ему взрослый. Узнаёт по голосу родителей и умеет держать дистанцию с посторонними. Понимает причинно-наследственную связь: например, он знает, что если нажать на кнопочку на игрушке - начнёт играть музыка. В шесть месяцев кроха активно интересуется всеми предметами, поэтому родители должны создать максимально безопасные условия в доме.

Какие нюансы должны насторожить взрослых?

  • малыш не садится даже с поддержкой;
  • не умеет перекладывать предметы из руки в руку;
  • не реагирует на звук;
  • не узнаётмаму-папу и не пытается лепетать.

Полугодовалому малышу очень важен тесный психоэмоциональный контакт с родителями, что позитивным образом влияет на его дальнейшее развитие.

Уход за 10-месячным крохой

В шесть месяцев настаёт период знакомства ребёнка со взрослой пищей. С чего начинать прикорм может посоветовать педиатр. Согласно рекомендациям ВОЗ сначала в рацион ребёнка включаются овощные пюре. Но маловесным деткам специалист может порекомендовать начинать прикорм с каш.

Энергозатраты полугодовалого малыша уже не покрываются одним грудным молоком. Но важно, чтобы ребёнок был готов к введению в рацион взрослой пищи. Ведь принцип употребления пюре другой, чем молока. Тут не действует сосательный рефлекс. Поэтому, если малыш не может справиться с другой пищей, давится и выплёвывает пюре или кашу - с прикормом можно немного повременить. Индивидуальный режим знакомства со взрослой пищей разрабатывается для малышей с аллергией или проблемами желудочно-кишечного тракта.

Видео, которое поможет понять, как правильно вводить прикорм

В шесть месяцев детки любят купаться. Банные процедуры им можно устраивать каждый день, набирая воду во взрослую ванну. Купаться лучше спустя час после еды. Оптимальная температура воды +37 С.

После каждой смены подгузника попку малыша очищают при помощи влажных салфеток или подмывая её под краном. Желательно не забывать о воздушных ваннах: при возможности оставлять кроху без памперса.

Важное значение в этом возрасте имеют прогулки на свежем воздухе. Выбирать время для них можно как в период дневного сна, так и бодрствования крохи. В летний период ребёнок может весь световой день проводить на свежем воздухе. Зимой гулять нужно дважды в день по 1.5–2 часа. Причинами для отмены прогулки может быть только сильный ветер, дождь и мороз -10–15 градусов.

Развивающие игры с крохой в полгода

Полугодовалые малыши любят играть со взрослыми. В поле их интересов попадают коробочки, мячики, матрёшки, мягкие кубики, музыкальные игрушки. Вызывают интерес книги с яркими большими картинками.

Какие игры можно придумать для крохи?

  • потешки «Сорока ворона», «Ладушки»;
  • прятки (можно прятать под пеленочкой игрушку и просить ребёнка найти; также детки любят игру «а где ты»);
  • простые сортеры, состоящие из крупных предметов;
  • «достань игрушку» - родители отодвигают интересный предмет и просят малыша достать его.

Актуальными в этом возрасте будут все игрушки и игры, направленные на стимуляцию развития мелкой моторики рук.

Видео по теме «Игры с малышами»

Не стоит забывать и о массажах и лечебной физкультуре. Массажи лучше проводить перед купанием. А для выполнения упражнений и развития координации хорошо подходит специальный мяч.

Гимнастика для деток (видео)

Что говорит доктор Комаровский о развитии деток в 6 месяцев

Известный доктор, мнение которого является авторитетным для многих мам и бабушек, считает, что темпы развития крохи в 6 месяцев - индивидуальны. Поэтому ребёнок не должен, например, самостоятельно сидеть в полгода. Он сядет тогда, когда полностью окрепнет его позвоночник. А это может случиться и в 7 и в 8 месяцев. Если кроха при попытке его посадить ещё заваливается, то это показатель его неготовности. Стимулировать развитие можно при помощи лечебной гимнастики, массажей, ползанья.

Также своё мнение у него есть по поводу прикорма: Если кормящая мать может позволить себе полноценное и разнообразное питание (т. е. и овощи, и фрукты, и мясо, и хлеб, и рыбу), если родители в состоянии приобрести для своего ребенка качественную адаптированную молочную смесь, так вот при соблюдении всех этих условийдо достижения младенцем возраста шести месяцев ничем прикармливать не надо.

Е.Комаровский

http://www.komarovskiy.net/knigi/dokorm-i-prikorm.html

Любой новый продукт вводится с микродозы: на кончике ложечки. Если ребёнок не хочет - не нужно настаивать . Порядок ввода продуктов в рацион также определяется индивидуально.

Видео по теме «Доктор Комаровский о прикорме»

Малыш в полугодовалом возрасте активно познаёт мир. Задача родителей - помочь ему это сделать безопасно и с пользой.

Полгода – это первый серьезный рубеж, первый «юбилей» в жизни ребенка, ведь во втором полугодии беспомощный малыш превращается в маленький вихрь, который начинает активно изучать окружающий мир, сначала на четвереньках, а затем и на двух ногах. В 6 месяцев малыш впервые самостоятельно садится, начинает есть «взрослую» пищу и учиться манипулировать двумя руками. В этом возрасте уже можно начинать развивающие занятия с ребенком, но для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев и на какие стороны его развития стоит обратить внимание.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

На шестом месяце жизни ребенок прибавляет в весе примерно 500-600 грамм, его рост увеличивается на 1,5 – 2 см, в среднем дети в этом возрасте весят от 7 до 9 кг , а их рост составляет 65-70 см.

На шестом месяце жизни ребенок уже умеет уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно и постоянно совершенствует свои умения, умудряясь перекатываться с места на место и даже падать с кровати или дивана, теперь малыша можно оставлять одного только в его кроватке или манеже.

Многие дети к концу шестого месяца уже умеют садиться самостоятельно , а те, кто еще не могут сделать этого, садятся, держась и подтягиваясь за что-то руками. Но в этом возрасте позвоночник ребенка еще не может долго выдерживать вес его тела, поэтому нельзя сажать ребенка больше чем на 15-20 минут за 1 раз, а также пользоваться ходунками, сидячими качелями или вертикальным «кенгуру».

В 6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться двумя руками, теперь он может держать, крутить и вертеть игрушки не одной рукой, а двумя, а также перекладывать их из руки в руку.

В этом же возрасте дети, лежа на животе, приподнимают верхнюю часть туловища, опираясь на одну руку, а второй пытаются что-то достать или схватить. К концу 6-го месяца некоторые дети могут стоять, держась за опору, или начинают ползать. Те дети, которые пока ползать не в состоянии, начинают осваивать другие способы перемещения в пространстве – переворачиваются в боку на бок, отталкиваются от вертикальных поверхностей ножками, подтягиваются ручками или кружатся вокруг своей оси. Очень важно давать ребенку достаточно свободы для такой двигательной активности – это поможет укрепить мышцы спины, рук и ног и ребенок раньше начнет ползать и ходить. Для этого нужно ежедневно, несколько раз в день, выкладывать малыша на одеяло на полу или на кровати, раздевать его и давать возможность подвигаться в свое удовольствие.

К полугоду у большинства детей начинают прорезаться первые зубки , в этот период ребенок может стать капризным, вялым, отказываться от еды и игрушек. Заметить рост зубов достаточно просто – десны ребенка краснеют, опухают, он тянет в рот любые предметы, держит во рту пальчик или грызет соску, а также у него текут слюни.

Нервно-психическое развитие

В возрасте 6 месяцев уже можно начинать занятия по раннему развитию ребенка. Малыш уже умеет фокусировать свой взгляд на мелких предметах, например, на картинках в книгах, хорошо различает эмоции окружающих и радостно копирует звуки и движения взрослых. В этом возрасте он начинает идентифицировать себя – поворачивает голову, если слышит свое имя, радуется, когда его хвалят или начинает плакать, если слышит сердитый голос.

В 6 месяцев малыш уже узнает свои игрушки, любит играть в «ку-ку» и слушать разные потешки, сопровождающиеся простыми движениями, в этом возрасте у ребенка активно развивается речь – он произносит различные слоги, гласные, поет и «разговаривает» даже когда остается один.

Так что полгода – отличное время для первых развивающих занятий, теперь, когда ребенок сел, у него освобождаются руки и очень полезными в этот период окажутся различные игрушки для развития мелкой моторики рук. Главное, не давать ему мелкие предметы или игрушки, которые легко можно сломать, так как дети продолжают изучать мир «на вкус» и обязательно попробуют погрызть новую игрушку. Больше всего детям в таком возрасте нравятся игрушки, состоящие из крупных деталей, на веревочке или резинке, которые можно передвигать и тянуть, а также разнообразные пирамидки, пасочки и другие игрушки, которые вкладываются одна в другую или нанизываются на стержень. Не менее полезно для развития ребенка давать ему как можно больше разных по текстуре материалов на ощупь, это могут быть специальные мягкие игрушки, сшитые из разных тканей и набитые разными наполнителями или самодельные мячики, полосочки и другие игрушки с песком, рисом, горохом, фасолью и так далее.

К 6 месяцам становится заметна разница в характере и темпах развития ребенка, спокойные дети в этом возрасте больше заняты освоением своих рук, маленькие «энерджайзеры» предпочитаются двигательную активность и могут распевать целыми днями. Начиная с 6 месяцев, оценивать развитие ребенка становится сложнее, так как навыки приобретаются им постепенно и зависят только от темпов индивидуального развития. Например, ползать дети начинают с 6-7 месяцев и до года, а кто-то вообще не ползает, а сразу ходит и все это – вариант нормы. Поэтому родителям не стоит огорчаться, если их малыш не делает того, что уже умеют его ровесники, главное, чтобы его развитие соответствовало стандартным нормам. Так в 6 месяцев ребенок должен уметь.

Еще одна важная веха в развитии грудного ребенка – это 6 месяц жизни. К концу первого полугодия малыш осваивает кардинально новые для него умения – начинает садиться, пытается вставать и передвигаться посредством ползания. Он активно участвует в процессе общения со взрослыми, становятся ярче его эмоции и заметнее особенности характера. Подробнее о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев – читайте далее в нашей статье.

Физическое развитие

Рост и вес

В среднем вес малыша в 6 месяцев составляет от 7,5 до 9 кг, а рост – 66–68 см. Но ориентироваться следует все также на ежемесячную прибавку в весе и росте: за месяц масса тела должна увеличиться на 400–600 г, а рост – на 2 см.

Окружности головы и грудной клетки

В 6 месяцев окружность головки составляет 43,5–45 см, а груди – от 45 до 46 см.

Психомоторное развитие

В 6 месяцев у детей появляются новые навыки:

Движения. К концу первого полугодия жизни большинство детей начинают садиться или активно стремятся сесть, хотя их попытки бывают пока еще не полностью успешными: садясь, малыш плохо держит спинку или быстро «заваливается» на бок. Но если ребенок сидеть еще не умеет, это считается вариантом нормы, и специально усаживать его без опоры под спинку нельзя.

К 6-месячному возрасту младенец должен уметь вставать на четвереньки и совершать попытки ползания – в основном на животе, «по-пластунски», но у некоторых малышей может отмечаться уже передвижение на четвереньках с перекрестным переставлением рук и ног. Часть детей активно осваивают такие способы передвижения, как ползание назад, или перемещение с раскачиванием, падением вперед на руки и последующим «подтягиванием» ножек. В полгода многие младенцы начинают вставать у опоры или с поддержкой.

Движения рукой становятся все четче. Ребенок целенаправленно тянется и захватывает игрушку или интересующий его предмет пальчиками и крепко удерживает его, подносит ко рту, к глазам, перекладывает из одной руки в другую, совершает другие осознанные действия с игрушками (нажимает кнопки, тянет за пружинки, крутит и перемещает колечки и фигурки по игровым центрам). Достаточно уверенно он владеет пальчиками, и может захватить мелкие предметы, например, пуговицы.

Полугодовалый малыш хорошо удерживает бутылочку с водой или смесью, может пытаться самостоятельно есть печенье или кусочки фруктов, но вот ложку или кружку с водой удержать и поднести ко рту еще не может.

Эмоции ярко окрашены и активно выражены. На смену происходящих вокруг событий ребенок реагирует сменой настроения и эмоций: плачет, смеется, улыбается, хнычет, требовательно кричит и т.д. В то же время свои желания малыш выражает не только эмоциями, но и действиями – протягивает ручки, когда хочет на руки к маме, хлопает в ладошки и подпрыгивает от радости, падает на спину и «сучит» ногами, когда сердится.

Мышление – малыш знает свое имя и откликается на него, знает названия некоторых предметов, понимает, о чем говорят (даже если этого предмета нет сейчас у него перед глазами). При произнесении названия предмета он оглядывается, пытаясь отыскать его вокруг.

Речь. Полугодовалый малыш лепечет, быстро повторяя самые разные слоги. При повторении слогов «ма», «па» или «ба» может складываться впечатление, что он произносит слово «мама» («папа» или «баба»). Однако это еще не слова, а неосознанный лепет, попытки воспроизведения речи взрослых.

Режим дня

Режим дня 6-месячного младенца существенно не меняется: он бодрствует подряд от 2 до 4 часов, а спит до 14 часов за сутки, и по-прежнему 3 раза днем. Из-за возрастающей активности дети могут плохо спать по ночам, капризничать или требовать, чтобы с ними играли. В таких случаях необходимо нормализовать режим дня, исключив подвижные и веселые игры в вечернее время и заменив их на купание, рассматривание картинок или напевание колыбельных мамой.

Нарушения ночного сна у младенца 6 месяцев могут быть обусловлены и другими причинами: прорезыванием зубов, инфекционным заболеванием, повышенной нервной возбудимостью. Если малыш очень беспокоен по ночам, и при этом днем спит не больше обычного, необходимо рассказать об этом на приеме у педиатра и детского невролога.

Другие вопросы

Питание – в 6 месяцев все дети должны получать прикормы (за исключением тех, кто страдает тяжелыми формами аллергии или заболеваниями желудочно-кишечного тракта). Введение новых блюд при нормальной переносимости продукта проводится достаточно быстро – по 1 новому продукту в 1–2 недели. Следует помнить, что введение нового прикорма не начинают в период прорезывания зубов, перед прививкой или на фоне инфекционного заболевания.

К полугоду в рацион младенца вводятся безглютеновые каши, фруктовые и овощные пюре, яичный желток, печенье, растительное масло. К концу 6 месяца начинают введение мясного пюре.

Меню малыша на грудном вскармливании в 6 месяцев выглядит примерно так:

6.00 – грудное молоко;

10.00 – каша гречневая безмолочная с ¼ желтка;

14.00 – пюре овощное с растительным маслом, грудное молоко;

18.00 – пюре фруктовое, печенье, грудное молоко;

22.00 – грудное молоко.

Как только младенец начинает сидеть, кормить его необходимо на специально выделенном месте – оптимальным вариантом станет стульчик для кормления. Пока он сидит неуверенно, под спинку ему нужно подкладывать подушку, переводя малыша в положение полулежа. Обязательно приучение к столовым приборам – тарелкам, ложкам, чашечкам и поильникам вместо привычных ранее бутылочек.

Игрушки. В 6 месяцев при выборе игрушек для ребенка большое внимание следует уделять их безопасности: младенец вполне способен снять мелкую деталь и проглотить или засунуть ее себе в нос. Для малыша в этом возрасте будут интересны различные развивающие центры, на которых можно нажимать кнопки и клавиши, крутить и перемещать детали. К 6 месяцам нужно знакомить ребенка с пирамидкой, обучая его нанизыванию колец, одновременно проговаривая их размер и цвет.

Для развития ребенка 6 месяцев следует как можно чаще разговаривать и общаться с ним. Обязательно читайте простые стишки малышу, показывайте картинки в книжках, называйте все незнакомые объекты на прогулке. Развивающие занятия (чтение, игра с пирамидкой, кубиками) не должны быть продолжительными – достаточно 3–5 минут, иначе ребенок будет уставать, его внимание станет рассеянным и он не получит никакого удовольствия от занятия.

Не забывайте и о физическом развитии и закаливании малыша: с ним нужно гулять 1–2 раза в день, если позволяет погода (допустимой считается температура в пределах от 10 градусов мороза до 30 градусов жары), в течение минимум 2 часов. Желательно проводить прогулки с ребенком на руках (можно поместить его в слинг), а в коляске во время бодрствования его следует перевозить в положении полусидя, чтобы он мог рассмотреть окружающие предметы и происходящие вокруг события.

Дома с ребенком минимум 1 раз в день нужно проводить гимнастику с элементами массажа и активные игры (упражнения на мяче и т.д.) и поддерживать его стремление ползать, для чего следует предоставить малышу возможность перемещаться по полу. Постоянное пребывание младенца в манеже, в кроватке или на диване затормаживают развитие его двигательных навыков – он должен учиться ползать и вставать на твердой поверхности. Если полы очень холодные, можно на 1–2 часа, во время занятий с ребенком, застилать их одеялом.


Немыслимая быстрота роста и развития ребенка в первом полугодии жизни просто завораживает: вот только недавно кроха появился на свет, а уже через два - три месяца он уверенно держит головку и улыбается маме. Спустя еще месяц малыш точно различает «своих» и «чужих», пытается поймать и удержать красочную игрушку. Вот так - не по дням, а по часам - и растет ваше солнышко.

В 6 месяцев ребенок - это уже полноценный человек, у которого прослеживается характер и тип темперамента.

Но самый крутой перелом происходит в 6 месяцев - достигнув этого возраста, малыш настолько стремительно меняется и так быстро обучается, что только диву даешься. Вот о том, что умеет ребенок в 6 месяцев, мы с вами и поговорим. И начнем свою беседу с обсуждения режима питания и некоторых изменений в меню.

Педиатры, логопеды, стоматологи вот уже на протяжении нескольких десятилетий ведут споры на тему, . Некоторые считают, что это затормаживает речевое развитие, приводит к неправильному произношению звуков. Что думают по этому поводу специалисты расскажет наша статья.

Питание шестимесячного ребенка

Многолетние исследования и опыт предыдущих поколений свидетельствуют о том, что до указанного возраста грудное молоко полностью обеспечивает растущего малыша всеми необходимыми веществами: белками, жирами, углеводами, минералами и витаминами.

Но почему именно полугодовалому ребенку можно и нужно вводить первый прикорм?

Все дело в том, что к этому времени организм грудничка достигает определенного уровня развития:


Первым прикормом нужно заменить одно из дневных кормлений. И тут есть несколько хитростей:


Если вы прислушаетесь к вышеописанным советам и не будете спешить, сможете похвастать перед своими подругами здоровым и веселым ребенком, который не капризничает и кушает только полезную и вкусную пищу.

Физическое и эмоциональное развитие малыша в 6 месяцев

В 6 месяцев ребенок должен проявлять достаточно высокую физическую и эмоциональную/умственную активность.

Вот перечень основных навыков и умений, которые обычно усваивает грудничок к этому периоду:

  1. Без посторонней помощи переворачивается набок и на живот.
  2. Пытается перемещаться в пространстве - ползает.

    Ну тогда я пополз!

  3. Совершает первые попытки самостоятельно принять сидячее положение.
  4. Уверенно стоит на ровной поверхности, когда его придерживают за корпус.
  5. Самостоятельно берет руками игрушки и другие предметы, которые находятся не очень далеко от него.
  6. Может фиксировать свое внимание на определенном предмете 1 - 3 минуты.

    На этих красавиц можно смотреть бесконечно.

  7. Умеет выражать положительные и отрицательные эмоции.
  8. Если спрятать любимую игрушку, ребенок начинает ее искать, поворачиваясь во все стороны.
  9. Хорошо развиты вкусовые ощущения.
  10. Умеет есть из ложки, сжимая ее губами, хорошо пьет из чашки, которую придерживает кто-то из взрослых.
  11. Поворачивает голову к человеку, окликнувшему малыша по имени.
  12. Прислушивается к музыке, затихает, когда играет понравившаяся мелодия.

    Потише! Не видите я слушаю музыку!?

  13. Реагирует на смену выражений лица человека, который находится рядом.
  14. Увлеченно смотрит на предметы, которые двигаются.
  15. Не отпускает от себя надолго маму, так как ребенку хочется играть с кем-то, а не в одиночестве.

    Мама - мой лучший друг!

  16. Начинает произносить первые слоги - лепетать.
  17. Для этого периода характерно уменьшение длительности дневного сна. Но так как малышу необходимо систематизировать много новой информации, нельзя идти у него на поводу и уменьшать количество дневного сна: пусть ребенок спит недолго, но чаще.
  18. В среднем масса девочек в 6 месяцев равна 7,3 кг, а рост - 66 см. Мальчики в этом возрасте несколько крупнее - масса равняется 7,9 кг, а рост – 68 см.

Чтобы улыбнуться малышу необходимо задействовать 17 лицевых мышц, сделать малышу это очень непросто. Некоторые мамы видят уже через несколько дней после рождения, у других малыш не улыбается и через месяц. Каждый малыш начинает улыбаться в свое время, поэтому не стоит впадать в панику, стоит лишь немного подождать.

Некоторые молодые мамы не знают, как ребенок должен прибавлять в весе правильно и в какие сроки это должно происходить. ответит на все самые главные вопросы.

Учимся и играем в 6 месяцев

Прочитав информацию из предыдущей главы, многие мамы могут обеспокоиться из-за того, что какие-то действия малыш не выполняет: не может сидеть или плохо захватывает игрушки руками, не лепечет или весит меньше нормы.

Я строго индивидуален.

Хочу вас успокоить - все, что описано выше -это усредненная информация. Но ведь каждый ребенок индивидуален и развивается по-своему - кто-то все схватывает на лету, а кто-то не спешит. Стоит бить тревогу только в некоторых случаях:

  1. Когда кроха практически не реагирует на общение со стороны ближайших родственников, кормление, игры.
  2. Вы наблюдаете подергивание мышц лица ли конечностей.
  3. Отсутствует нормальный режим сна.

Но если со здоровьем у ребенка все хорошо, всему остальному его можно научить, потратив немного времени на развивающие игры.

Дети развиваются быстрее в компании своих сверстников.

Чтобы научить кроху хорошо держать руками игрушки, почаще вкладывайте ему в руки вначале небольшие предметы, а потом более крупные.

Старайтесь давать ребенку игрушки различной фактуры - гладкие, ребристые, сделанные из кожи, бархатистые на ощупь. Возбуждение тактильных рецепторов на ладонях способствует образованию нейронных цепочек в головном мозге - так малыш быстрее учится.

Двигательная активность будет боле интенсивной, если в процессе игры ребенку нужно будет дотянуться до предмета или человека. Игры во время купания или плаванье в ванной укрепят мышцы спины и шеи, что поможет малышу более устойчиво сидеть и легче переворачиваться. Если активные игры и бултыхание в ванной не так эффективны, как вам бы хотелось, делайте с ребенком специальные упражнения или пройдите курс массажа.

Водные процедуры и развивают, и успокаивают.

Речевое развитие ребенка в 6 месяцев легко стимулировать, подолгу разговаривая с ним. Рассказываете детям сказки, пойте песни, читайте стихи. Чем больше кроха слышит слов, тем быстрее и полнее у него сформируется словарный запас. Чтобы в будущем у ребенка не было проблем с артикуляцией, прикладываете его пальчики к своему рту - так малыш запомнит форму губ во время произношения различных слов.

Книжки с большими и яркими картинками завладеют вниманием крохи надолго.

Побольше играйте с ребенком, показывайте ему игрушки, называя их, а потом просите малыша найти ту или иную. Показывайте крохе фотографии и называйте людей на них, играйте с зеркалом, попробуйте прятаться от ребенка, но так, чтобы он с легкостью вас нашел.

В целом родители должны помнить о том, что именно от них зависит интеллектуальное и физичесокое развитие детей. Поэтому в их обязанности входят следующие действия:

  • правильно организовать ребенку режим дня,
  • подобрать оптимальное блюдо для введения первого прикорма,
  • придумать такие игры, которые не только займут кроху на какое-то время, но и обучат его чему-то новому.