Что делать родителям, если их малыш ворует

Вчера из вашей сумки пропал мобильный телефон, а сегодня вы нашли его под подушкой у ребенка. Если вещи в семье пропадают регулярно, возможно, речь идет о детской клептомании.

Что такое клептомания

Клептомания – одна из разновидностей психического отклонения. У человека появляется неконтролируемое желание присвоить себе чужие вещи: деньги, товары в магазине, личные вещи родных и друзей. Люди несведущие принимают клептомана за обычного вора. Пойманного на месте преступления укоряют и стыдят. И это ошибка, ведь клептоман, как и любой больной, нуждается в помощи и дружеском участии.

Причины возникновения детской клептомании

Детская клептомания обычно начинает проявляться в возрасти пяти лет. Психологи считают, что в большинстве случаев причина кроется в особенностях восприятия мира маленьким человеком. Дело в том, что у дошколят отсутствует навык рациональной оценки материальных благ. Вытаскивая деньги из родительского кошелька малыш вряд ли отдает себе отчет в том, что совершает плохой поступок. Дети думают, что имеют право взять что-то без спроса. В этом случае взрослым достаточно провести разъяснительную беседу. Малыш должен понять, что понравившуюся вещь, принадлежащую другому человеку, нужно попросить. Специалисты рекомендуют отправиться с ребенком в магазин и продемонстрировать процесс покупки товара, пояснив, что за игрушку или связку бананов принято платить деньги.

Однако существуют и более глубокие причины детской клептомании, когда решить проблему одними лишь разговорами вряд ли получится.

Психологическая травма

Нередки случаи, когда стресс, вызванный неприятным инцидентом в жизни ребенка, приводит к психическим отклонениям. Таковым зачастую становится клептомания. Вспомните, не было ли в жизни ребенка неприятных ситуаций. Возможно, в семье или в школе разыгралась драма, а переживания ребенка нашли свое отражение несколько месяцев спустя.

Семейная зависимость

Если в семье есть взрослые клептоманы, не стоит удивляться, что ребенок ворует. Малыш копирует поведение взрослых. Версия о том, что клептомания передается по наследству, у большинства экспертов вызывает скептицизм.

Способ привлечения внимания

Иногда малыш ворует вещи мамы, папы, брата, сестры или друзей, стараясь тем самым привлечь их внимание. Ребенок совершает кражу и наблюдает за реакцией окружающих. Если поступок воришки остается без внимания, «преступление» повторяется. Также ребенок может присваивать вещи родителей, пытаясь быть к ним ближе, ощущать присутствие близкого человека, храня у себя материальное напоминание о нем.

Попытка отомстить обидчику

Ребенок может пойти на кражу в попытке отомстить за нанесенную обиду. В семьях часто встречается такая ситуация: старший брат ущемляет интересы младшего, который решает восстановить справедливость и наказать противника. Обиженный ребенок либо жалуется взрослым, либо крадет и прячет вещь брата.

Как понять, что ребенку нужна помощь

Распознать клептоманию легко, если внимательно понаблюдать за ребенком в течение одной-двух недель. Признаки детской клептомании:

Исчезающие из квартиры вещи

Жалобы на ребенка со стороны его учителей, друзей и одноклассников

Необычное поведение ребенка: скрытность, замкнутость, стыдливость, стремление врать и уходить от ответа на прямые вопросы

Лечение клептомании

Первое правило – не ругайте ребенка. Громкие крики, шлепки и другие виды наказания могут напугать малыша и усугубить ситуацию. Вспомните, что многие дети не понимают, что совершают недостойный поступок. Поэтому ваша задача – объяснить отпрыску, что он делает не так и решить проблему мирным путем. Кстати, после проявленной взрослым агрессии, ребенок часто продолжает воровать – назло.

Как помочь маленькому клептоману:

Поговорить с ребенком, дать понять, что вы – его друг, а не враг-надзиратель

Объяснить, как трудно папе и маме достаются деньги , на которые покупаются различные вещи для дома

Научить ребенка беречь свои и чужие вещи

Предложить малышу накопить деньги, которые выделяются на карманные расходы. На эти деньги можно купить ребенку приятную для него мелочь

Не соблазнять ребенка оставленными без присмотра деньгами и другими предметами

Проанализировать, какие предметы больше всего привлекают ребенка, а затем спрятать их в укромные места

Обратиться за консультацией к детскому психологу

Добавим, что в случае детской клептомании лечение психотропными препаратами, которые обычно назначают взрослым, не приносит результата. Психологи дают оптимистические прогнозы – клептомания у ребенка лечится довольно успешно без лекарственных средств. Главное, окружить малыша заботой и любовью, быть внимательным к его потребностям. Детская клептомания – это сигнал для взрослого: «В моей жизни не все гладко, помоги мне!»

4х-летний Ваня не уходит домой, не захватив из садика какую-нибудь мелкую игрушку. Если мы с мамой обнаружили её, он устраивает грандиозный скандал с рёвом, топаньем ногами, убеганием. Принесённую с собой еду ест один в сторонке, ни с кем не делится. Мы же с детьми складываем всё на общую тарелочку и кушаем все вместе.

Ваня очень подвижный, непоседливый мальчик, ему трудно высидеть спокойно на занятии в течении 15 минут. С детьми он сходится плохо, не умеет играть дружно. Часто отбирает игрушки у других детей, просто выхватывает из рук. При этом наблюдает внимательно, чтобы его действия не заметили взрослые. Приходится периодически сажать его на большой стул, чтобы посидел – подумал.

Любит всё отрицать: «рисовать – не буду»; «есть – не хочу»; «играть – не пойду». Но, в конце концов, всё выполняет, если подойти к нему особым образом. Много бегает, громко кричит, всех достаёт… Одним словом, скучать не даёт никому.

Если у Вани хорошее настроение, всю работу выполняет легко. Быстро раскрашивает картинки, хорошо лепит, громко и правильно поёт. Этот ребёнок никогда не забывает папку с заданиями, на которую я наклеиваю картинки за хорошую работу и поведение. Если я забуду про картинку, обязательно потребует свою награду. Ради этой награды иногда старается вести себя лучше.

Многие родители могут узнать в этом описании своих детей. Таких детей в детском саду и школе иногда называют – гиперактивными. Что же с ними делать? Неужели к ним нет подхода? Как лучше взаимодействовать с такими детьми? Множество ответов скрывается в устройстве нашей психики, которую раскрывает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Что такое системно-векторная психология?

Системно-векторная психология – это наука о бессознательных желаниях человека. Она выделяет 8 векторов. Вектор это врожденный набор психических свойств личности. Каждый вектор проявляет себя определенными мыслями, желаниями, поступками. В каждом человеке есть свойства одного и более векторов. У нашего Вани кожный вектор , что и придает некоторые особенности его поведению и отношениям с другими людьми. Когда мы понимаем внутренние особенности ребенка, взаимодействовать с ним становится намного проще. Итак, какой он – кожный вектор?

Свойства кожного вектора

Человек с кожным вектором нигде не пропадет, он очень адаптивен. Это люди с гибким телом и гибкой психикой. Они стройные, активные, быстрые. Могут делать сразу несколько дел. У них высокая работоспособность. Им свойственно желание новизны – новых впечатлений, новых игр, друзей. Кожники любят всё добывать и экономить, копить и выигрывать. Контролировать – это также свойство кожного вектора.

Они экономят всё: время, деньги, силы, эмоции, энергию, еду. Их ключевые (основные) слова: «нет и нельзя», «польза и выгода», «теряю время», «время – деньги» и т.д. Обладатели этого вектора легко адаптируются на новом месте: новая работа, новая школа, даже новая страна – без проблем. Желают быть лидерами, первыми во всём и хотят подтверждений своего ранга.

Их насчитывается 24% от всего населения. Диапазон развития таких людей достаточно широк. Когда они развиты, из них получаются торговцы, бизнесмены, спортсмены, военные, юристы. Высоко развитый вектор дает нам: инженеров, изобретателей и рационализаторов.

Мы развиваемся из своей противоположности

В детском возрасте все еще только развивается и свойства психики в том числе. Если действовать заодно, а не вопреки этим свойствам, происходит развитие. Если наоборот – торможение. Тогда свойства не развиваются и проявляют себя своей противоположностью. Свойства неразвитого кожного вектора проявляют себя мелким воровством, скупостью, жадностью. Такие люди часто выглядят как нервные, мельтешащие, с больной кожей. Они завидуют, мошенничают, воруют, врут, ушлые, карьеристы, т.е. пытаются достичь высокого ранга любыми способами.

Когда в силу разных обстоятельств ребенок теряет чувство защищенности и безопасности и его развитие затормаживается или ему не удается реализовать свои свойства, то он действует по самой ранней программе: ворует, не подчиняется, капризничает, манипулирует. Таким образом, он снимает свой стресс. Он получает от этого очень маленькое наслаждение, просто потому что взрослые не предлагают ему другого. А можно действовать иначе, понимая его природные особенности способствовать развитию.

Ответственность взрослого в том, что именно он должен понимать ребенка, а не наоборот.

А когда понимаем, то действуем очень гармонично.

Действуем через принцип наслаждения

Человеком двигают его желания. И самое большое желание любого человека – это получить наслаждение и уйти от страданий. Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что наибольшие радость и удовольствие мы получаем от реализации своих свойств. На детях это видно лучше всего.

В вышеприведенном примере маленький мальчик совершает поступки в русле желаний кожного вектора. Его стремление добыть любыми способами проявляется в поступках: отобрать у других детей или даже унести из садика, доказать, что он первый и лучший, сказать свое «нет и нельзя», отследить получение своей награды и «медалек» за достижения.

Понимая, что любое желание требует наполнения, а свойства – реализации в жизни, попробуем действовать через принцип наслаждения и помочь правильному развитию ребенка с кожным вектором.

Период детства самый важный для формирования психики ребенка. Любое развитие происходит из своей противоположности. Для ребенка с кожным вектором это из «маленького шустрого воришки» в бизнесмена, спортсмена, законодателя, изобретателя. Чтобы это развитие произошло, учитываем особенности развития детей с кожным вектором.

Самое важное и основное в их развитии – не бить этих детей! Бить нельзя никого, ни детей, ни взрослых. Но битье детей с кожным вектором может сформировать у них сценарий на неудачу , да и вообще очень плохо влияет на дальнейшую судьбу.

Брать чужую вещь без спроса – это архетипичные, животные свойства маленьких кожников. У них даже первое слово – не «мама», не «папа», а «дай!». Если их начинают за это бить, воровство становится просто необходимым для них занятием. Чтобы из такого ребёнка не вырос воришка или жадина, его нужно развивать путём разумных ограничений. В дальнейшем его свойства перейдут в другие состояния.

Действуем системно, то есть вместе с природой ребенка

Таким детям нужны чёткий режим дня и строгая дисциплина – это ведёт к высокому уровню развития. Именно человек с кожным вектором первым наложил запреты и ограничения – сначала на себя, затем на других. Он получает удовольствие от самоограничения. Способен подчиняться дисциплине и правилам. Это можно и нужно использовать при воспитании кожных детей .

Чаще обнимайте, гладьте ребёнка, прикасайтесь к нему, делайте ему массажик. Тактильный контакт для него очень важен, это также способствует позитивному развитию.

Когда вы занимаетесь или общаетесь с ребёнком, садитесь на уровне его глаз и на расстоянии вытянутой руки, чтобы малыш видел ваши глаза, ваши губы, когда вы что-то говорите, и чтобы вы могли легко прикоснуться к вашему ребёнку, поддержать его похлопыванием, поглаживанием, улыбкой.

Дарите вашему малышу разнообразные конструкторы, потому что у него присутствует логическое мышление, «очумелые» ручки и светлая голова. Из него может вырасти прекрасный инженер, изобретатель или конструктор. Также через движение руками, пальчиками, а иногда и всем телом происходит развитие различных психических свойств: внимания, мышления, памяти, речи.

Чтобы мотивировать их к пока еще непривычным действиям можно поощрять полезными вещами. С такими детьми лучше договариваться: «Будешь себя хорошо вести – купим тебе машинку, велосипед»; «Будешь хорошо учиться, закончишь четверть, год без троек – купим тебе телефон, компьютер» и т.д. Девочкам лучше предлагать не вещи и не деньги, а смену деятельности. Какое-нибудь приятное путешествие, поход в кино, зоопарк, театр, в гости.

Так называемое наказание должно выражаться в ограничении: времени (сегодня будешь смотреть мультфильмы только 15 минут; гулять будешь только полчаса), пространства (будешь находиться в своей комнате), действия (придётся не пойти в зоопарк).

Но не нужно злоупотреблять этим. Так как движение для кожных детей – это радость, это жизнь, это их натура! Любые подвижные игры, соревнования на результат очень способствуют развитию таких деток. Лучше всего отдать их в спортивную секцию, там их желание к движению наполняется сполна. Более того любой спорт приучает к дисциплине, что также способствует развитию свойств ребенка.

Так что поощряйте активность таких детей, их ловкость и гибкость. Пусть они лазают по деревьям, прыгают через заборы и канавы, шлёпают по лужам. Конечно, в разумных пределах и под вашим присмотром. Когда же ещё можно испытать такое удовольствие, если не в детстве! Наслаждайтесь этим вместе с вашими детьми!

И очень важная рекомендация для всех детей, с любыми векторами. С раннего детства приучайте их делиться игрушками и сладостями. В конце концов им это начинает нравиться. Наш Ванечка теперь приносит конфеты и печение, чтобы угостить детей. Надо видеть с какой радостью он угощает детей. Ваня не кладёт конфеты на общий стол, а сам их раздаёт – каждому по одной.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает понять психологические особенности детей и, как следствие, естественным образом создать для них оптимальные условия для развития.

Если вам интересно узнать больше о вашем активном ребёнке, о том, как вырастить из него счастливого и реализованного человека, приглашаем вас на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

Название игры Tiny Thief дословно переводится как "Маленький воришка". Сюжет для игры разработчики выбрали не совсем обычный - ваш герой живёт во времена средневековья. Кругом - жадные феодалы, торгаши и солдатня. Все они пытаются обмануть простой народ. Безымянный персонаж восстанавливает справедливость и показывает себя настоящим Робин Гудом, возвращая жителям награбленное и не забывая прихватить кое-что себе.

В Tiny Thief не очень много локаций (всего 6), но каждый из уровней поразительно хорошо отработан. Каждое приключение начинается с маленькой анимированной предыстории, а потому знание английского для понимания сути игры вам не понадобится. Затем игра показывает вам предметы, которые в ходе уровня необходимо стащить или найти, и вы приступаете к делу. Вам придётся прятаться, красться на цыпочках мимо спящих, обманывать глупых и не забывать о помощи своего верного помощника, отдалённо напоминающего ни то норку, ни то мангуста.

Итог: Тини Тиф является неплохой площадкой для оттачивания собственного коварства. Игра обладает великолепной графикой и прорисовкой, не расплывающейся даже на больших экранах планшетов. Управление также осуществляется очень просто. Музыка и сюжет подобраны великолепно. Придраться в этой игре абсолютно не к чему, только если к не очень большому количеству уровней. Но за неимением достойных конкурентов "Маленькому воришке" можно смело ставить "пять с плюсом".

Требования: Android 2.3+

Маленький воришка

Когда охранник в супермаркете вытаскивает у вашего малыша из кармана «случайно прихваченную» конфету, учительница звонит с фразой «Ваш ребенок крадет» или вы сами обнаруживаете в кошельке меньшую сумму, первая реакция - ужас, ярость и стыд. Неужели из любимого чада вырастет уголовник? Как он мог?!

Очень важно остановиться, сдержать эмоции - от вашей реакции во многом зависит, превратится ли случайный проступок в хроническую болезнь или останется в памяти, как неудачный разовый эпизод. Большинство детей хотя бы раз в жизни брали чужое и потом вырастали честными людьми , а с затяжной клептоманией справиться нелегко.

Подробности происшествия

Далеко не всегда обвинения оправданы. Ребенка мог оговорить сверстник, который сперва подарил игрушку, а потом «передумал». Или учительница, которая не выяснив все обстоятельства дела, свалила воровство на самого «подозрительного» или нелюбимого ученика . Или подруга сама засунула куда-то украшение, или вы забыли, сколько именно денег было у вас в кошельке. Или виноват другой член семьи, друг или одноклассник ребенка, а ваш «воришка» покрывает его из любви или страха.

Прежде, чем обвинять или наказывать , расспросите ребенка, как именно было дело, как он видит ситуацию. Возможно, у него есть «официальное» алиби, он знает настоящего виновника. Или интуиция вам подсказывает - сын или дочка не виноваты. В этом случае ребенок, как никогда, нуждается в вашей защите и поддержке - несправедливые обвинения, недоверие родителей могут в итоге стать толчком для настоящего воровства.

Почему ребенок крадет?

1. Случайно. Загляделся на лакомство или игрушку, удивительную вещицу - и сам не заметил, как сунул в карман или просто не выпустил из руки.

2. Увлекся. Так сильно хотелось попробовать сладостей, поиграть, , что не смог удержаться.

3. Мстит. Отвечает давнему обидчику «око за око», как умеет.

4. Привлекает внимание. Пытается добиться реакции родителей на свои поступки, хотя бы негативной.

5. Ищет дружбы. Хочет накупить одноклассникам конфет, сделать подарки и поднять собственную популярность в коллективе.

6. Влез в долги. Неудачно поиграл в азартные игры, занял денег у одноклассников или попал под прессинг школьных вымогателей.

7. Болен. Клептомания - маниакальное стремление к воровству - это диагноз, следствие органических нарушений в мозгу или сильного стресса.

8. Протестует. Против родительского образа жизни, воспитания и т.д., чаще встречается у подростков.

9. Пытается решить проблемы семьи. Позаботиться о близких, добыть недостающие средства для лечения или отдыха.

10. Страдает от вседозволенности. Не различает свое и чужое, привык поступать, как захочется, попал в плохую компанию .

Терапия или хирургия?

Лекарств от воровства много - главное определить причину и не наломать дров. Клеймо «вор» действует так же негативно, как и слова «тупица», «урод» и т.д. Если всем, включая вас, очевидно, что ребенок случайно, по ошибке взял чужую вещь - достаточно вместе отнести ее назад, извиниться и забыть историю навсегда.

Дошкольник часто просто не понимает, насколько плохо он поступил. Объясняйте раз за разом - чужое брать нельзя, у вещей есть хозяева, они будут грустить, сотрудников магазина накажут, оштрафуют. Верующие семьи могут привлечь священнослужителя для разговора с ребенком. Поддержите малыша, утешьте его, осуждайте поступок, но не личность. Если воровство повторяется, поиграйте в болезнь - ты крадешь потому, что нездоров, надо лечиться . «Пациенту» прописывают целебные леденцы или булочки, делают с ним гимнастику, упражнения на концентрацию, развитие силы воли. За «рецидивы» не наказывают - не ругать же за насморк или кашель , но лишают приятных вещей - десерта, компьютера, телевизора. «Больным» положен режим, пока они полностью не выздоровеют. Очень важно ненавязчиво контролировать проблемного ребенка, деликатно проверять, не захватил ли он «лишнего» в магазине или гостях .

Если ребенок пытается привлечь внимание - он ни в коем случае не должен добиться цели. «Украл? Хорошо, пойдем вернем». И никаких эмоций. Как советовала психолог Карен Прайон в книге «Не рычите на собаку», положительное подкрепление выдается только на то поведение, которое вас устраивает. Больше общайтесь, играйте в настольные игры , ходите в походы, соберите модель парусника или кукольный дом. Акцентируйте внимание на поступках ребенка, которые вам нравятся, и он вскоре откажется от неэффективного поведения.

Когда причина воровства конфликт в коллективе, решать его надо через учителей и детского психолога . Против школьных вымогателей крайне эффективно заявление в полицию. Для изоляции от «неподходящей компании» можно перевести ребенка в другую школу, отправить отдохнуть в санаторий или детский лагерь за границей. Регулярные карманные деньги и возможность заработать самим - неплохая мотивация для подростка. Объясните, что честные деньги куда приятнее тратить, подскажите, где можно найти работу. Если ребенок украл, чтобы «помочь семье» - вместе найдите более приемлемый способ порадовать маму и папу.

Лечение клептомании у детей с минимальными органическими поражениями мозга, травмированных, переживших тяжелый стресс проводится совместными усилиями педагогов, психологов и психиатров. Соблюдайте все рекомендации, принимайте лекарства - чем раньше избавиться от проблемы, тем лучше для ребенка.

Самое сложное - агрессивные дети с сильным характером у одиноких мам или погруженных в работу родителей. В этом случае необходимо как можно раньше обеспечить ребенку общество авторитетных руководителей и сверстников - спортшколу , кадетское училище, трудовой коллектив. Как показал пример коммуны А. Макаренко, исправлению подлежат практически все дети, главное их не упускать.

Для профилактики воровства не вводите в соблазн ни самого ребенка, ни его маленьких друзей. Не держите в открытом доступе большие суммы денег, карточки, дорогие украшения и косметику. Заведите «кредитный ящичек» с мелочью, откуда любой член семьи (в особенности ребенок) может взять небольшую сумму на экстренные расходы.

И не забывайте - любовь и доверие лучшее лекарство для ваших детей.