Что делать если ребенок начинает заикаться. Основные причины заикания у детей – так почему ребенок начал заикаться

7 способов избавиться от заикания в домашних условиях

1. Разговаривайте с ребенком с неспешной манере и при общении делайте четкие паузы между словами. Терпеливо выслушивайте фразы ребенка до конца. Как это поможет? Ваш ребенок увидит, что вы не пытаетесь торопить его речь. Вы внимательно слушаете каждое слово и готовы ждать сколько ему потребуется. Как только ребенок поймет, что ему не нужно спешить и вы принимаете его речь, какая она есть, он прекратит спешить и волноваться. От волнения дети заикаются еще больше. Поэтому создайте для ребенка комфортную атмосферу, в которой он будет чувствовать себя спокойно и расслабленно. Чем меньше ребенок будет переживать и волноваться, чем лучше будет его речь.

2. Не задавайте много вопросов. Когда взрослые задают ребенку вопросы, его волнение увеличивается. Позвольте ребенку больше говорить в свободной форме. Когда он выражает свое собственное мнение, он чувствует себя увереннее, нежели когда отвечает на поставленные вопросы.

3. Показывайте внимание к словам ребенка также с помощью жестов и мимики. Открытая поза, дружеский и внимательный взгляд помогут ребенку понять, что его слушают. Ребенок почувствует себя спокойнее, раскрепощеннее и будет высказывать мысли без стеснения и боязни быть непонятым.

4. Поощряйте фразы ребенка, которые произнесены без заикания. Похвалите его за беглую и понятную речь. Например, скажите: "Как здорово, что эту фразу ты сказал без заикания! Попробуй сказать следующее предложение точно также". Главное, укажите за что именно вы его хвалите. Тогда ребенок будет стараться совершенствоваться в этом направлении.

5. Начните с коротких предложений. Предложите ребенку выражаться краткими фразами, при этом говорить их без заикания. Пускай по началу предложения будут простыми, зато ребенок научится говорить их без речевых дефектов. Постепенно предлагайте увеличить размер предложений. Так ребенок будет говорить все больше фраз без заикания.

6. Пойте вместе или растягивайте слова на манер песни. При растягивании слов ребенок учится контролировать заикание и дольше произносить слова без помех. Выберите несколько простых мотивов, которые понравятся ребенку. Два раза в день будет достаточно. Встречайте утро с песней, также пропевайте фразы и отдельные слова вечером.

7. Создайте между вами и ребенком атмосферу понимания и сотрудничества. дайте ребенку понять, что вы ни в коем случае не осуждаете речевой недостаток. И расскажите, что это возможно исправить, нужно лишь приложить усилия. Установите доверие с ребенком, чтобы вместе идите по пути исправления недостатка.

Помните, что заикание - это недостаток речи, который исправляется. Родителям, в период исправления заикания, важно проявить чуткость. Обратите внимание, чтобы проблемы с речью не привели к стеснению и комплексам в дальнейшем. Если вовремя заметить проблему, можно справиться с ней еще в дошкольном возрасте.

Главное, чаще общайтесь с ребенком и вместе обсуждайте речевой недостаток. Дайте ему понять, что здесь нечего стесняться. Не существует идеальных людей. А такой недостаток, как заикание можно исправить, приложив немного усилий.

Иногда случается так, что малыш вдруг начинает говорить с запинками. В этот момент родителям становится тревожно, в воображении проносятся безрадостные картины будущего ребенка. Ведь заикание усложняет жизнь детей и формирует у них массу комплексов.

Ребенок стал заикаться: что делать

Специалисты считают заиканием речевые нарушения, которые возникают на фоне судорог различного происхождения: дыхательных, артикуляционных или голосовых. Для начала нужно определить, действительно ли ребенок заикается или он просто запинается в силу того, что его идет впереди речевых возможностей.

Понять это можно по двум критериям:

  • Обратите внимание, есть ли у ребенка в момент «спотыкания» речи судороги на шее или возле рта.
  • Попросите малыша говорить медленнее и более плавно. Если это действительно заикание, то ребенок не сможет выполнить вашу просьбу. Его речь станет только хуже.

После этого вспомните, на фоне каких событий ухудшилась речь ребенка. Возможно, сбои появились в тот момент, когда малыш пытался произнести новое длинное слово, находился в возбужденном состоянии. Напряжение у детей проявляется внешне: они начинают теребить волосы, грызть ногти, краснеют, с запинкой произносят слова. Заикание может иметь наследственный характер. Возможно, кто-то из родственников заикался, и эта предрасположенность передалась ребенку.

Заикание у детей: причины

В основе заболевания у ребенка может быть несколько причин:

  • Как было уже отмечено выше, заикание может иметь наследственный характер. Особенно часто болезнь проявляет себя у детей, чьи родители имели нервные заболевания. Часто проблемы с речью бывают у малышей, которые подверглись внутриутробной инфекции, родились недоношенными, получили травму во время родов.
  • Недуг может возникнуть в результате инфекционного заболевания, поражающего мозг, например менингит или энцефалит.
  • Повреждение головного мозга как последствие травмы.
  • Инфекция, поражающая уши или верхние дыхательные пути ребенка.
  • Стресс, испуг или другие психологические травмы.
  • Неверное развитие речи ребенка под влиянием родителей.

Если родители заикаются, то у ребенка речь будет формироваться неправильно в результате его подражания родительской манере. Иногда малыш, разговаривая с родителями, начинает заикаться непроизвольно. В этом случае общение с другими людьми проходит нормально. Но иной случай, когда речь ребенка формируется как подражание родителям. Тогда заикание будет иметь место и при общении с другими людьми.

Как лечить заикание

Чтобы лечение заикания происходило успешно, ребенку необходима спокойная обстановка в доме. Только в атмосфере любви и доверия малыш сможет избавиться от недуга. Родители в присутствии ребенка должны вести себя спокойно и гармонично. Недопустимы никакие выяснения отношений. Показывайте малышу только свою любовь и доверие.

Очень важно в дополнение к спокойной домашней обстановке соблюдать режим дня. Ребенок должен хорошо , много гулять на свежем воздухе, общение с незнакомыми людьми следует ограничить.

Следите за тем, как вы разговариваете в присутствии ребенка. Ваша речь должна быть плавной и четкой, старайтесь говорить выразительно в умеренном темпе. Это поможет малышу настроиться на правильное произношение на подсознательном уровне. Мягко исправляйте его ошибки, чтобы не испугать ребенка.

В лечебных целях можно использовать моменты, когда ребенок увлечен игрой. Старайтесь создавать такие игровые ситуации, когда ребенку придется говорить. Например, малыш может произносить слова от имени игрушки, повторять фразы из стишка или песенки.

Формированию правильной речи способствует дыхательная гимнастика. Предложите ребенку делать короткий вдох и длинный выдох, во время которого необходимо произносить фразу или отдельные слова.

Для развития речи полезно проявлять творческие способности. Известно, что речь и тесно связаны. Поэтому занятия аппликацией, лепкой и рисованием будут помогать бороться с заиканием.

Необходима и помощь специалистов-логопедов. Он всесторонне рассмотрит проблему и даст верные рекомендации для скорейшего выздоровления малыша. Во время занятий, логопед учит ребенка правильному дыханию, снимает напряжение мышц речевого аппарата и тренирует их. Настройтесь на то, что процесс лечения заикания будет длительным. Чтобы полностью исправить речь ребенка потребуется около года.

Профилактика заикания

Самое важное правило для профилактики возникновения заикания – спокойная атмосфера, окружающая ребенка. Он должен расти в здоровой обстановке, окруженный любовью родителей. Конфликты и скандалы не должны касаться малыша.

Родители должны разговаривать с ребенком правильно, не подражая детскому лепету и не сюсюкаясь с ним. Не стремитесь давать ребенку много трудных слов, не заставляйте заучивать стихи. В этом возрасте дети хорошо воспринимают ритмическую окраску стихов, но не всегда понимают их смысл и искажают слова. Поэтому необходимо выбирать литературу для детей, согласно их возраста.

Не запугивайте ребенка, стремясь успокоить его поведение или добиться от него желаемого. Для него важно хорошее здоровье в физическом плане и особенно в психологическом.

Многоуважаемые родители, здравствуйте! Кто из нас не радуется успехам детей? Мы с раннего детства учим их всему. Посещая утренники, со слезами радости смотрим, как дитё чеканит перед ёлкой. При обучении в школе оттачиваем мастерство , чтобы школьника было интересно слушать.

Но бывает и так: при разговоре дети проглатывают не только слоги, но и слова целиком, могут запинаться и зависать на некоторых звуках, никак не получается у них дойти до конца фразы. В таких случаях, а их у жителей планеты наблюдается около 1%, говорят о наличии заикания.

Почему ребёнок заикается: то ли природа не хочет, чтобы малыш красиво говорил, то ли организм встал на путь сопротивления и бунтует, приговор ли это на всю жизнь или дело поправимое, есть ли в этом родительская вина или этого не избежать? Много вопросов? Давайте искать на них ответы!

План урока:

Заикание заиканию рознь!

Для нас, обывателей, заикание сводится к одному – в такие минуты хочется помочь заике побыстрее сказать то, что он пытается. И мы же не сравниваем, чем один заикается отличнее от другого. Заикание – оно и в Африке заикание.

В зависимости от разных причин и выраженности симптомов недуг бывает разным. Формы речевой патологии бывают:

  1. клонические, когда ребёнок из-за прерывистых судорожных движений дыхательных органов повторяет слоги, обычно первые. «По-по-потолок» — вот так приблизительно будет звучать слово в данном случае,
  2. тонические, когда из-за напряжения мышц рта и языкарастягиваются некоторые звуки и создаются паузы. Вот, например, так: «С…собака».
  3. смешанные, объединяющие и то, и другое: «З…зз-за-заикание».

Все эти формы медики считают клиническими проявлениями.

Помимо них, бывает заикание разным из-за характера протекания патологии:

  • волнообразное – оно то приходит, то уходит, но при этом полностью не исчезает,
  • постоянное – как пришло, так и осталось,
  • рецидивирующее – бывает, всё хорошо, а бывает, снова проявляется.

Этиология, или причина и условие появления, разделяет заикание на:

  • невротическое, возникшее под влиянием вешних факторов, например, из-за психологической травмы,
  • неврозоподобное, от внешней среды не зависящее, например, как следствие поражения коры головного мозга либо полученное по наследству.

Где искать причины заикания?

Чаще всего заикание, или по-врачебному логоневроз, отмечается у детей-дошкольников, и подвержены патологии с речью обычно дети до пяти лет. В этом возрасте происходит активное речевое развитие. Если заикаться начал ребёнок в 7 лет, то это прецедент в числе редких. В любом случае для всех этих расстройств есть свои причины.

Как говорят медики, каждый заикается по-своему. Привычное объяснение этой патологии в народе – испуг, но стоит отметить, что он встречается лишь в половине случаев. 15 процентов падает на наследственность, а всё оставшееся нужно искать в неблагоприятных эмоциональных обстоятельствах, запускающих в действие процесс так, чтобы уже подросший ребёнок стал заикаться.

Вот они, основные причины, которые служат толчком, чтобы ребёнок начал заикаться.

Физиология

Родовые травмы, наследственность и нейроинфекции могут стать причинами появления заикания. Физиологические провокации организма связаны напрямую с истощением детской нервной системы. Произойти такой сдвиг может по причине перенесённых тяжёлых заболеваний, среди которых врачи отмечают корь и скарлатину.

Психология

Внезапное сильное эмоциональное потрясение – прямой путь к появлению заикания. При этом не стоит всё сводить только к испугу, когда, например, напала собака.

Кстати, неадекватное поведение любых животных — это наиболее частая причина детских испугов. Среди поводов для расстройства работы речевого аппарата – неблагоприятная обстановка дома. Любите бить на кухне посуду, громко доказывая свою правоту? Задумайтесь о возможных последствиях!

Пресс со стороны педагогов тоже,кстати, может стать толчком для нарушения речи.

Социальная среда

Большие умственные нагрузки и перегруз детского мозга речевыми занятиями, например, иностранными языками, могут стать причиной того, что детский речевой аппарат с поставленной задачей не справится.

Иногда психологи отмечают, что начинают заикаться абсолютно здоровые дети при подражании и копировании находящегося в их кругу заики. Кроме того, одним из толчков для появления патологии становится переучивание левшей.

Провокаторы

Приступы заикания могут отмечаться как одиночные. Думаю, вы иногда сталкивались, что при чрезмерном волнении, например, при выступлении перед большой аудиторией, ребёнок вдруг начинает «экать и бэкать», хотя дома с завидной чёткостью репетировал.

Что интересно, некоторые специалисты отметили среди провоцирующих факторов даже избыток в детском рационе белковой пищи. Так что следим за . А ещё они считают, что спровоцировать склонный к перевозбуждению и заиканию организм может погода: весной и летом сглаживается, а осенью-зимой нарастает.

Четыре ступени для логоневроза

Как выглядит сам процесс произношения слов? Две группы мышц согласованно работают: когда одни сокращаются, другие расслабляются. У заикашки эта работа теряет согласованность и в результате мы слышим либо клонические повторения, либо происходят тонические спазмы. Формирование устойчивого рефлекторного заикания похоже на лестницу, у которой всего четыре ступеньки.

  1. На первой ступеньке заикание появляется эпизодами. Трудности возникают с первыми словами в предложениях и с короткими частями речи – союзами, предлогами. При этом ребёнок ещё не стесняется, а общается на равных.
  2. На второй ступеньке инициатива общения заменяется на молчание, так как заикание становится хроническим. Плавная речь слышна редко, а многосложные слова не поддаются с первого раза, особенно если их стараться говорить быстро.
  3. На третьей ступеньке судороги в работе мышц закрепляются, но ребёнок уже начинает замечать, что его речь сильно отличается от того, как говорят окружающие. Трудности со словами уже ярко прослеживаются. Юный заика начинает искать замену сложным словам, вплоть до жестов.
  4. Перейдя на четвёртую ступеньку, ребёнок обострённо воспринимает отличия в своей речи, он ждёт заикания и внутренне к нему готовится. Судорожные проявления у речевого аппарата уже случаются всегда, не только в волнительных ситуациях.

Отступление от темы

Мальчишкам в этом деле не повезло: у них больше шансов стать заиками. Почему? Да всё просто. Кто как не мужской пол особенно активен, энергичен и чаще попадает в стрессовые ситуации. Конечно, неугомонные мальчишки! Да и спрос с них больше, сюсюканья меньше, поэтому и неврозы чаще. Обласканные девчонки более психоустойчивы, поэтому и заикаться не спешат.

Ребёнок заикается: что делать?

Логоневроз – болезнь функциональная, зависящая от особенности нервной системы детей. Поэтому прежде чем искать на страницах интернета советы знающих, как лечить, нужно понимать, от чего лечить. Куда идти, если детская речь «поломалась»?

Если в вашей семье появилась такая проблема, то следует запланировать поход к:

  1. психотерапевту, который вместе с вами найдёт причину, почему ребёнок стал заикаться, и с этой причиной опять же вместе с вами будет бороться,
  2. невролог – он назначит курс успокаивающих медикаментов способных укрепить пошатнувшуюся детскую нервную систему,
  3. логопеду – врач подберёт корректирующие занятия для ритма и темпа речи, которые вы будете регулярно практиковать сами и на специальных уроках со специалистом.

Не спешите всё перекладывать на плечи врачей! От вас дома тоже очень много зависит!


Согласитесь, ничего трудного. Не нужно наблюдать в стороне, как ребёнок по лестнице заикания взберётся на последнюю ступеньку. Принимать меры следует сразу, тогда и результаты лечения не заставят себя ждать!

Были ли у вас в окружении заикашки? Расскажите, как с этим справляться. Ждем комментариев.

Также ждем вас в нашей группе «Вконтакте» , где очень интересно и весело!

Добра вам и спокойной, четкой, плавной речи!

Евгения Климкович.

Нашла статью в интернете, может кому будет полезная!!!

Курс малыша
или методика коррекции заикания у детей в возрасте 4-7 лет.

Данной теме я посвятил более 20 лет исследований, сознательного изучения различных «клиник», методик, советов «опытных» логопедов, а так же «народных целителей». Личный опыт лечения у логопедов, даже в условиях больничного стационара, позволили, как говориться, на себе испытать многие существующие официальные методы «лечения».

Накопленный опыт позволил систематизировать основные принципы, а так же выявить ошибки, которые усугубляют положение.

С детским заиканием я столкнулся опять, когда стал запинаться мой сын после перехода из коммерческого детсада в «обычный», иногда я сам был к нему строг и не проявлял сдержанности….

Сын запинался примерно полтора года. Первый год я и жена не знали, что делать и запинки усиливались. По своему опыту, надежды на логопедов у меня не было, но в детском саду нам предложили консультацию у логопеда, который был прикреплён к данному детсаду. Сын отлично повторил все слова за логопедом, но в обычной ситуации спазмы не прекращались. Зимой (в сентябре в школу) я решил применить данную методику, которую я разрабатывал изначально для взрослых- постепенно речь улучшалась, спазмы стали не такими сильными, запинки становились всё реже и перед школой мы имели небольшие запинки, которые не мешали отвечать на уроках, разговаривать по телефону. Затем их не стало вообще…

Причины возникновения дефекта речи разные, но имеет смысл общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам».

Сложные по смыслу предложения ребёнок ещё не может чётко произнести недостаточно развитым речевым аппаратом малыша - возникают запинки или неразборчивая речь.

Ребенок акцентирует на этом внимание, переживает, на этой почве возникает НЕВРОЗ.

Так же причиной могут являться детские травмы (ушибы, ожоги и т.п), причины психологического характера: строгое воспитание родителей, бывает даже с применением физической силы, «нападки» более старших детей и т.п.

Возникающее ВОЛНЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЧУВСТВО СТРАХА - это симптомы НЕВРОЗА, который нарушает баланс речи. Заикание- это НЕВРОЗ и мы, точнее Вы – родители, сами вылечите малыша с помощью следующих принципов.

Анализ, осмысление, личный опыт выздоровления самого себя и сына привели к отбору главных из них:

В начале расскажу одну историю. Однажды, мне было лет 10, мой школьный друг рассказал, что давно (!), когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?»- спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня вылечила моя мама. Ей логопед сказал, что главное в лечении- две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил?.. Неужели так просто!?»- недоверчиво подумал я. Наверное, это был очень опытный логопед, который не встретился мне и моим родителям…

Только спустя много лет, пройдя «тяжелый» путь на пути самопознания, когда мне было за 30, я понял- это была правда, он БЫЛ ПРАВ! Пускай не две недели, а за 4-6 месяцев, пускай даже год, значительно сократить запинки возможно. Полностью избавиться от заикания у ребёнка возможно за 1,5-2 года. Существенное улучшение речи может произойти и раньше, при условии соблюдения нижеперечисленных принципов. Упустите момент - придётся «лечить» 5-10 и более лет.

Принцип 1. Как ни странно, родители должны начать с себя. Вероятность того, что именно Вы являетесь причиной данной проблемы, очень высока! Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или другие жизненные ситуации, переносятся на семейные отношения. Возможные семейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже если они напрямую не относятся к ребёнку, могут являться причиной заикания. Тем более, если Вы строго обращаетесь с самим ребёнком, то сбой речи- это прямая причина вашего общения!

Не отчаивайтесь, всё можно поправить! Надо остановиться и подумать, что пошло не так? Посмотрите на себя как бы со стороны, разве здоровье ребёнка не является вашей целью? ЛЮБОВЬ и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ - главный принцип семейных отношений и лечения заикания! Дайте себе слово, изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, и ради восстановления речи ребёнка, настройте себя в течении полугода (лучше год) - никаких ссор, скандалов, грубых слов, дёрганий ребёнка! РОВНОЕ и СПОКОЙНОЕ поведение чтобы не произошло: разбитая чашка, сломанная игрушка, испачканная одежда и т.п.- не выведут вас «из себя»!!! (одежду можно постирать, игрушку отремонтировать и т.д. – нет безвыходных ситуаций!)

(Сделаю небольшое отступление: не следуют обвинять супруга или супругу в «плохом» поведении, так как такое поведение может быть обусловлено строгим воспитанием его (её) родителей и далее по цепочке. Наши родители-дети сложного послевоенного времени, а бабушки и дедушки испытали на себе тяжёлые времена голода и войны… Это сказывается на поведении, эмоциональном характере. Следует просто разъяснить ситуацию и попросит полгода «спокойствия» ради ребёнка. Молитва и вера успокоят горячее сердце!)

Перейдём к похожему принципу.

Принцип 2. Ограждайте ребенка от других факторов испуга (страха): громкая музыка, «современные» мультфильмы, ТВ фильмы жанров «боевик» или «фильм ужасов», даже шуточные «страшные рассказы» (например, про тёмную комнату...), и так далее и тому подобное. Ребёнок может проецировать события виртуального мира на реальную жизнь и реально бояться.

В деревне незачем ребенку показывать бойню, а если муж охотник/рыбак, попросите его тушки разделывать не в присутствии ребёнка… Помните, что дети более впечатлительны, чем Вы и эти суровые картины бытия пока ему знать рано. Но, если так случилось и ребёнок видел, как разделывали «его любимую рыбку», то можно объяснить, что рыба/животные даны нам Создателем для питания.

По физиологии нашего организма, при наличия факторов опасности, организм мобилизует жизненные силы для целей выживания в конкретной ситуации: меняется гормональный состав крови, учащается дыхание, сжимаются мышцы для рывка…!? Если на лице у человека более ста мышц, как вы думаете, их напряжение как повлияет на речь? Наверное, не в лучшую сторону. А дыхательные, межрёберные мышцы тоже напрягаются, как бы «сжимается» весь организм… Равномерное, свободное дыхание меняется на учащённое или наоборот замедленное и напряжённое. Речь отодвинута организмом на второй план, не до нее, надо спасаться… Вот что происходит при испуге.

Мы разобрали внешние факторы испуга, следующую похожую тему- внутренние факторы испуга, «внутренние страхи» я выделю в отдельный принцип, так как над ней следует тщательно поработать.

Принцип 3. Выявлять и объяснять ребёнку внутренне «страхи».

«Внутренние страхи»- фобии, осознанные и неосознанные, имеются и у взрослых. Кто-то до ужаса боится ос, шмелей, пчёл- всего того, что жужжит и может больно укусить. Кто-то боится мышей.., хотя они вряд ли укусят… и так далее.
Их много, у каждого свои: остаться одному в комнате, ездить в лифте, страх темного помещения и прочее ….

Несколько раз ко мне обращались с вопросом «боязни собак» у ребёнка. Признаюсь, я и сам боялся, поэтому остановлюсь подробней как можно «разобрать», «разложить» данный страх. А «предупреждён- значит вооружён»! Разобранный «по полочкам» страх – уже совсем не страшен).

«Большая собака с огромной пастью – мне казалась чем-то ужасным… «Мне бы такую пасть.., я бы точно набросился и искусал обидчиков..»- думал я, проецируя свою агрессию на невинное животное. Так думает и Ваш ребёнок. Как снизить агрессию у ребёнка, мы рассмотрели выше и ещё рассмотрим в дальнейшем.

Как разобрать данный страх? Пусть ребёнок ответит на следующие вопросы Вам, а главное себе:

Видел ли он когда-нибудь, чтобы собака набросилась на человека и искусала его? (я надеюсь, ответ будет «нет»)

Раньше эта собака, была милым пушистым щенком, сейчас она выросла, но осталась такой же доброй, как была раньше. Зачем ей сейчас на кого-то набрасываться?

Я думаю, что ответив на эти вопросы, ребёнок перестанет панически бояться первой встречной собаки. Доброе отношение к миру- возвращается ответной добротой!

Жизненные ситуации бывают разные, и если ребёнок видел агрессию собаки, то это тоже постарайтесь объяснить, например: собака была «на работе», сторожила дом, базу и т.п.

Если эти доводы окажутся недостаточными, то разберите несколько способов защиты от собак (7-8 достаточно), например: взять палку и отогнать, топнуть ногой и громко крикнуть и т.п. Пусть ребёнок подберёт или изготовит палку и поставит у себя в углу комнаты или во дворе частного дома. Пусть он знает, что способ решения любой проблемы он может найти сам или вместе с Вами родителями.

Следующий страх: застрять в лифте. Покажите, где находится кнопка вызова помощи лифтёров. Объясните, что их надо подождать… Если есть мобильны телефон, то звони родителям… И так далее.

Если ребёнок переживает, что Земля круглая и люди могут упасть в космос- то объясните про силу притяжения… и так далее))

Общайтесь с ребёнком, узнавайте его «страхи», вместе разбирайте их. Это будет служить дополнительным доказательством того, что вы любите малыша и заботитесь о нём. Ваша поддержка очень важна малышу, это придаст уверенности: Вы за него, а не против, ВАС ДВОЕ –ВЫ СИЛА!

Принцип 4. Лечение ЛЮБОВЬЮ и доказательство этой любви. Это важный принцип, который я хочу осветить отдельно.

Может кто-то возразит, что это банально и так понятно, что все силы и средства вкладываются в детей…: продукты, одежда, коммуналка, секции, кружки, няни и так далее… Это понятно ВАМ ВЗРОСЛЫМ. Ребёнок интуитивно это тоже понимает и даже, если не будет секций, кружков и Макдональдцев, он всёравно будет Вас в ответ любить. НО… ребёнок помнит так же и обиды… У Вас напряжённый день, много разных событий и вы уже забыли о конфликте.., а ребёнок помнит! Возможно, неделю назад Вы на него накричали…и т.п.

Что делать? Поговорите с ребёнком и объясните, что Вы и папа (мама) очень его любите! Вы заботитесь о нём! Вам не безразличны его проблемы и что он может обращаться к вам по любым вопросам. Всё, что Вы можете- Вы сделаете! Этот прямой разговор отбросит возможные сомнения у ребёнка.

Дополнительным доказательством любви может быть самостоятельная покупка в магазине: игрушки, одежды, обуви и т.п. Пусть это будет подарок на День Рождения: Вы разрешаете ребёнку САМОМУ сделать ВЫБОР. Этим Вы подтвердите, что УВАЖАЕТЕ ЕГО МНЕНИЕ, видите в нём личность, любите его. (Помню, как в магазине мой сын выбрал «ужасные», несочетаемые по расцветке зелёно-красные кроссовки… Сколько сил мне стоило промолчать! Но, ребёнок был счастлив! Это поднимет самооценку ребёнка.

Теперь о практических действиях

Принцип 5. ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ- контроль наличия воздуха/дыхания.

Что делать, если ребёнок запнулся, пытается повторить слово и не может. Видно как спазм охватывает всё тело, начинаются судороги, качание головой, моргание ресницами, закатываются глаза…

Остановите ребёнка и объясните технику речи: «ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ, ВНАЧАЛЕ СДЕЛАЙ ВДОХ, ЗАТЕМ НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ одно, два слова»… Скажите, что для звуков нужен поток воздуха, так говорят все люди!

Заметьте, что во время запинки или спазма дыхание остановлено, иногда ребенок пытается произнести слово на вдохе (!)

Я несколько раз в день объяснял и на своём примере показывал своем сыну, как надо говорить: «Сначала перед словом сделай ВДОХ, затем начинаем ВЫДОХ (воздух пошёл пока без звуков 1-2 секунды) и произносим ОДНО или ДВА слова! И всё снова: Вдох, на Выдохе произносим 2а следующих слова и так далее».

Я был настроен повторять это полгода или столько, сколько необходимо, но результат наступил гораздо раньше.

Поэтому, ещё раз: перед любым словом делаем ВДОХ -это даст необходимый поток воздуха и гарантирует нам произношение слова! Это закон, аксиома лечения!
Далее начинаем выдох 1 секунду, пока без слов (подтверждения наличия потока воздуха), затем произносим 1-2 слова. И всё заново…

Заметьте, что ребёнок готов пересказать, например, половину понравившегося фильма на одном выдохе- не получится, как следствие запинки, переходящие в спазм.

Почему мы должны объяснять про одно или два слова, ведь сами произносим четыре или шесть, а кто-то больше? Это ориентир, который даст понимание, что слов надо произносить мало, столько, сколько получиться свободно произнести без запинки, на сколько хватит воздуха. Но на начальном этапе сильных запинок это должно быть именно ОДНО слово, затем через несколько дней ДВА слова – смотрите по ситуации. Затем ТРИ слова и т.д., до нормальных 4-5 слов через N месяцев!

Обратите внимание, что во время пения нет никаких запинок, так как отчётливо фиксируется вдох, и на медленном выдохе произносим слова песни. Поддерживайте ребёнка в пении, разучите вместе песню- всё это укрепляет дыхательные мышцы и голосовые связки.

Речь будет постепенно улучшаться, пусть это будет 1-2% в неделю. Сложно измерить эти проценты, но думаю, вы меня понимаете. Настройте себя на продолжительную работу, тогда более скорый результат вас порадует.

Принцип 6. Объясните ребенку, что: " надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО! Быстро говорить не нужно, тебя не поймут".

Ваш смышленый малыш уже в раннем возрасте составляет сложные предложения. Разговаривайте с ним медленно САМИ, тем самым показывая размеренную, неторопливую речь. 10-20 слов в минуту – достаточный темп, понятный собеседнику.

Некоторые люди успевают сказать на одном выдохе очень много слов или даже несколько предложений- это очень быстрый темп. Если кто-то из ваших родственников или знакомых: супруг(га), братья, сестры ребёнка, бабушки - все те, с кем общается ребенок, разговариваю быстро, то поговорите с ними и на своем примере объясните требуемый темп – ТЕМП ДЕТСКОЙ РЕЧИ.

Начните анализ с себя, как Вы говорите?

Так же обратите внимание, что ребенок говорит громко. Это дает лишнее напряжение речевому аппарату. Объясните ребенку, что надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО и НЕГРОМКО. Пусть на первом этапе это будет ШЁПОТ. Поговорите с ним шёпотом, постепенно увеличивая звук до приемлемого уровня. Делайте это не в форме строгого наставления, а в форме игры, интересного рассказа.

Принцип 7. ОСАНКА и РАССЛАБЛЕНИЕ.

Следите за осанкой ребенка, никакой сутулости, поднимайте подбородок, расправляйте плечи! Сутулость – есть причина снижение объема легких, опускание диафрагмы, усложнение работы межрёберных дыхательных мышц, напряжение мышц живота. Правильное положение головы- это ровное положение или чуть вверх подбородок. При наклоне головы вниз нижней челюсть не может свободно двигаться, чтобы открыть рот для произнесения слова. Нижняя челюсть должна опускаться при естественной силе тяжести.

Правильная осанка – это прямой позвоночник. Вес верхней части тела должен опирается на столб позвоночника. Если это не так, то вся нагрузка (20-30 кг! у детей, до 40 кг у взрослых) приходится на межрёберные дыхательные мышцы и диафрагму (главную дыхательную мышцу). Она находится под нагрузкой, не будет нормально функционировать. Отсюда снижение глубины дыхания, недостаточный напор воздуха при выдохе.
Правильная осанка способствует улучшению кислородного обмена, который нормализует работу мозга!

Лечебный массаж спино-воротниковой зоны поможет исправить осанку, снять мышечные напряжения, что улучшит речь. Пройдите 4-5 сеансов у массажиста, наблюдайте изменения. Если помог массаж, то дополнительно пройдите 4-5 сеансов (1 сеанс через день или реже: 1 раз в неделю)

Полезен так же аккуратный массаж головы: роднички ещё не окостенели, поэтому просто погладьте ребёнка по головке ладошкой.

Принцип 8. НЕ СПЕШИТЕ при разговоре и в обычных делах!

Бывает так: Вам утром на работу, поэтому спешите в детский садик… Спешка – это враг. Спешка (имеется ввиду быстрый шаг, быстрые движения) сбивает дыхание, в целом меняется гормональный состав крови. Точный расчёт времени пути до назначенного места поможет Вам спланировать время выхода из дома, а значит и время подъёма ребёнка. Добавьте время на собственные сборы и дополнительное время на выход из дома, на дорогу до остановки транспорта или парковки автомобиля. Добавьте время захода в садик. Общее расчётное время точно подскажет время подъёма и своё, и ребёнка!

Старайтесь медленный темп поддерживать не только в разговоре, но и в других действиях, например, ходьбе. Неторопливый шаг успокаивает. Ходите медленно как в садик, так и после садика. Не спешите на прогулках, во время «похода» по магазинам- в любых других случаях.

Хорошее упражнение, которое успокаивает и исправляет осанку- неспешная ходьба, при которой вы вместе с ребёнком смотрите на верхушки деревьев (вверх). (Внимание: при переходе улицы соблюдайте осторожность!)

Принцип 9. Поведение воспитателей в детскому саду или нянь!

Мы уже говорили, что нельзя кричать на ребенка, тем более, физически наказывать. Если какую-то шалость не можете простить малышу, то лучше «проказника» поставьте в угол. ОН И ТАК ПОЙМЕТ НАКАЗАНИЕ.

Обращайте внимание, чтобы этого не делали воспитатели в детском саду или няни. До 50% случаев невроза у ребёнка– это их поведение, так как собственные проблемы «срывают» на детях..

Объясните всем сдерживать эмоции в отношении ребенка, ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ! С «кричащим» воспитателем детского сада можно лично поговорить или прибегнуть к помощи заведующей.

Воспитательный процесс детям необходим, но старайтесь сдерживать эмоции! Ровное поведение и требовательность!

Принцип 10. ХОРОШИЕ СЛОВА.

Детский возраст- это возраст открытий и поиска..
К сожалению, открытия происходят не только в хорошем, но и в плохом: ребёнок может повторять плохие ругательные слова, услышанные на улице или по телевизору. В эмоциональном плане (голос совести), может происходить торможение в произношении данных слов, возникают запинки, которые передаются и на обычные слова. «Сознание» тормозит действие «Физического тела». Грубость чужда «устройству» человека!

Объясните ребёнку, что эти слова нельзя повторять, кто их не повторяет, тот не запинается!

Принцип 11. Самооценка, воспитание уверенности!

Не только ребёнок, но и взрослый человек не уверен в себе, когда он один… Если ребёнка наказывают родители, по его мнению не заслуженно (например, «красиво» разрисовал обои и т.п.), то ребёнок думает: «В других сложных ситуациях они не заступятся за меня.., я один на один с этим сложным миром..» Поэтому если вы «ПОТЕРЯЛИ МАЛЫША», то «НАЙДИТЕ ЕГО». Станьте его другом, защитником- ВЫ ВМЕСТЕ, ВЫ СИЛА!!!

Поднимайте самооценку ребёнку! Хвалите ребёнка за хорошие поступки… Самооценка поднимет уверенность, уверенность положительно повлияет на речь. Будьте уверены Сами в себе как пример для ребёнка.

Мы перечисляли способы: совместный разбор «страхов», откровенный разговор, доверие в покупках и самостоятельный выбор. Это всё поможет усилить чувство защищённости. Если вы ВМЕСТЕ, то сможете решить любую проблему, и эту проблему запинок!

Делайте вместе добрые дела- это хороший воспитательный процесс, положительные эмоции, чувство полезности семье и обществу.

Поддерживайте ребёнка и старайтесь не обращать внимания на мелкие запинки, главное постепенное улучшение речи!

Иногда родители предъявляют очень высокие требования к речи малыша, «судят по себе»- снизьте вашу планку притязаний, звуки постепенно исправятся. У вас будет длительный школьный период на постановки «правильной» речи и звуков, так же ребёнок будет учиться у сверстников.

Принцип 12. Продукты, улучшающие речь.

Все проверенно на себе:

Льняное масло. Ложку с хлебом, или намазать на хлеб. Продаётся в аптеке и супермаркетах.

Некоторые дети его любят. Продаётся по-разному, бывает в капсулах. Если ребёнок ни в какую его не принимает, то предложите морскую рыбу. Желательно жирные сорта морских рыб: морской окунь, скумбрия, сельдь, другие и, конечно, палтус. В любом виде: холодного копчения –самый вкусный, в отварном виде, жареном – как любите Вы и ваш ребёнок. Эти продукты содержат необходимый строительный материал нервных клеток и клеток мозга- жиры Омега 3 (незаменимые жирные кислоты или «витамин F»)

Творог отдельно или с молоком и сахаром для вкуса.

Кисломолочные продукты (йогурт, сметана, другие) содержат большое количество кальция и фосфора, которые тоже является строительным материалом не только нервных, но и всех других клеток.

Квашенная капуста с луком и растительным маслом в виде салата.

Не усердствуйте с продуктами, пусть это будет один-два раза в неделю- достаточно.

Помогает клеткам мозга и кислород- поэтому, ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветриваем помещение.

На гиперактивность ребёнка влияет сахар, снижаем гиперактивность, поэтому прячем конфетницу – 1-2 конфеты в день достаточно! Сладкая газировка- чем реже, тем лучше!

-
Создайте атмосферу доброты и тепла. Знайте, заикание - это НЕВРОЗ. Найдите причину невроза, необходимо понять волнения, тревоги, страхи ребенка. Проанализируйте всех, кто общается с ребенком: себя, папу, если есть братья, сестры, бабушки, дедушки и т.д. Ответьте на вопросы: кто доминирует над ребенком, кто «подавляет» психику, одним словом кого/чего он боится. Задайте ему прямой вопрос: чего ты боишься? Обязательно найдите ответ и объясните ребенку, что этого бояться не следует.

Теперь о логопедах.

Сразу отмечу, что к «лечению» детей у логопедов надо подходить осторожно.

Хороший подход, когда логопед - воспитатель в детском саду, так сказать, «тайный» врач, и все лечение это в основном дыхательная гимнастика и игра.

Вредный подход - когда ребенка ведут в больницу(!), к врачу(!), лечить «заикание»(!). Возникает дополнительный стресс, еще сильнее закрепляется данный комплекс. Поэтому, если Вы решили проконсультироваться с логопедом, то максимально завуалируйте эту встречу: например, можно сказать, что «давай пойдем в аптеку за витаминкой» (угостите малыша аскорбинкой или гематогеном). Или скажите, что тетя (дядя) просто поговорит с тобой. Так же следите, чтобы логопед Вам ничего не рассказывал «с глазу на глаз» в присутствии ребёнка, так как ребенок всё услышит и заметит.

ЗАДАЧА – НЕ АКЦЕНТИРОВАТЬ (не заострять) ВНИМАНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ.

Вы должны почувствовать, насколько профессионален логопед, какие советы Вам подходят.

Помните, что важно не только факт занятия у логопеда, а само поведение в обыденной жизни: например, логопед просит расслабиться и успокоиться, а до занятий или после занятий спешите на автобус или маршрутку. Или когда занимаетесь - говорите медленно, а что-то случилось - повышаете голос, ускоряете темп речи- это не правильно!

Бывает, даже детям прописывают «успокоительные» таблетки (!). Внимательно изучите состав таблеток, и если они не на травах, будьте осторожны!

Организм быстро в этом возрасте развивается и речь должна постепенно восстановится!

Специальные упражнения логопеда, например, «зарядка» языка, вращения губами и языком, «помощь рукой» и тому подобное – на мой взгляд, малышу ВРЕДНЫ! Они могут наоборот акцентировать внимание ребенка на проблеме, «загнать» ее в глубь сознания.

Ни в коем случае не говорите ребенку слова «заикание», говорите, если требуют обстоятельства, «запинки». Поверьте, он это страшное слово уже слышал не раз. Но, Вам он поверит больше!

Вселяйте ребенку уверенность. Например, расскажите, что когда он играл, то ни разу не запнулся, но надо еще тише и медленнее говорить.

Сейчас главные задачи - КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ, точнее РЕЧИ НА ВЫДОХЕ; ОТСУТСТВИЕ СПЕШКИ В РЕЧИ и других действиях, ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА; УСТРАНИТЬ ВСЕ ПРИЧИНЫ ПОДАВЛЕНИЯ РЕБЁНКА – крики, наказания, даже повышения голоса.

Главное, чтобы хорошей речи было больше, чем плохой и речь с развитием организма восстановится!

Здоровья Вам и Вашим детям!

Прошу написать Ваш опыт применения методики на мою почту: [email protected]

С уважением, Сергей Гордов

Р.S. Статистика такова: до 15-20% детей в возрасте до 7 лет сталкиваются с проблемой запинок (заикания). Основная часть из них избавляется от заикания при создании определенных условий, перечисленных выше. Остается 1 -3 % детей, которые побеждают эту проблему в юношестве или зрелом возрасте. На мой взгляд, у этой части детей просто не были созданы условия, не помогли вовремя.