Чему хочет научиться ребенок 8 лет. Участие родителей в развитии восьмилетнего ребенка

К тому моменту, как ребенку исполнилось год и восемь, можно уже говорить о его характере и индивидуальности. Если раньше все малыши примерно одинаково реагировали на те или иные вещи, проявляли или не проявляли к чему-то интерес, то сейчас у них уже начинают появляться свои вкусы и пристрастия. Особенно хорошо это видно у тех мальчиков и девочек, которые посещают детские сады и ясли и находятся в окружении своих сверстников. Но, тем не менее, родителям все-таки стоит узнать мнение педагогов и педиатров о том, что должен знать и уметь ребенок, чему его стоит сейчас учить.

Физиология

  • Рост мальчиков в возрасте 1 год 8 месяцев в среднем колеблется от 80 до 85 см. У девочек — 78-83 см.
  • Вес мальчиков в это время составляет около 11-12,5 кг, а девочек — 10-12 кг.
  • Окружность головы : 48-50 см у мальчиков и 46,5-49 см у девочек.
  • Зубы у всех крох прорезываются по-разному, поэтому к году и 8 месяцам у одних может быть 13-14 зубиков, а у других уже все 18.

ВАЖНО! Многие родители часто беспокоятся о том, что у их чада прорезаются зубки, но врачи утверждают, что волноваться не стоит. 20 зубов к 2-м годам — показатель очень средний. Если столько же зубиков будет не к 2-м, а к 2,5 или даже к 3-м годам — это тоже в рамках нормы.

Чтобы ребенок физиологически нормально развивался, ему необходим здоровый сон. В этом возрасте в идеале малыш должен спать около 13-ти часов в сутки (с учетом ночного и дневного сна). Если днем он никак не хочет засыпать, то надо устроить его распорядок таким образом, чтобы он хотя бы просто отдыхал в середине дня.

Навыки ребенка в возрасте 1 год и 8 месяцев

К этому возрасту девочки и мальчики осознают себя отдельными личностями. Они еще не полностью «оторваны» от мамы, но точно знают, что мама и они — это разные люди. Проявляется такое знание в том, что многие не только точно знают, но и могут назвать свое имя и имена родителей.

Чему еще ребенок к этому возрасту уже научился?

  1. Повторять все действия за взрослыми, пытаться помочь и быть полезным. Не стоит ограничивать малыша в его попытках, даже если они сильно тормозят, к примеру, процесс уборки или готовки.
  2. Четко выражать свои желания и сопротивляться тому, что не хочется делать — говорить четкое и ясное «Нет!».
  3. Кроха легко определяет основные цвета, может показать красные предметы, синие, желтые и т.д. Многие детки уже видят и различают оттенки и полутона. То же самое с фигурами: малыш знает, где круг, где квадрат и где треугольник.
  4. Деки к двадцати месяцам должны знать, где лежит какой-то известный им предмет (даже если он находится вне зоны видимости) и принести его по просьбе взрослого.
  5. Ребятишки начинают проявлять интерес друг к другу и играть в простейшие совместные игры.

ВАЖНО! В возрасте 1 год 8 месяцев пора прививать детям бытовые навыки: раздеваться самостоятельно, понимать, для чего предназначены или не предназначены те или иные вещи (горшок не надевается на голову, а перчатки — на ноги).

Питание для ребенка в 1 год 8 месяцев

Если ребенок в год и 8 не желает есть самостоятельно, это вовсе не значит, что он не может этого делать. Возможно, ему просто не дается достаточно свободы, чтобы проявить свои навыки. Дайте малышу ложку и густую однородную пищу (к примеру, пюре) — пусть он попробует сам зачерпнуть еду и отправить ее себе в рот.

Сбалансированный рацион для крохи в этом возрасте должен состоять из целого ряда продуктов

  • Молоко и кисломолочные продукты — около 400 мл в сутки; на молоке лучше готовить каши и первые блюда, утолять жажду этим напитком не стоит; на ночь вполне уместны — кефир, йогурт.
  • Мясо, птица или рыба — обязательные продукты на каждый день. Из рыбы предпочтительно филе судака или трески; из мяса птицы — курица или индейка (грудки). Способ приготовления — отварное или на пару. Мясо можно давать крохе как в рубленом виде, так и в виде котлет и тефтелей. Сосиски, колбаса и копченые продукты противопоказаны.
  • Субпродукты вполне могут присутствовать в рационе ребенка, только надо их умело готовить. Блюда должны быть достаточно мягкими для того, чтобы малыш смог спокойно прожевать все. Субпродукты лучше всего тушить (к примеру, кусочки печени со сметаной).
  • Овощи уже дают не только в виде пюре, но и просто отварными и мелко порезанными. Постепенно вводят зелень (листовой салат, укроп). Однако если ребенку не нравится вкус зелени, то настаивать не стоит.
  • Фрукты обязательно должны быть в меню малыша. Кроме яблок, груш, бананов и прочих уже знакомых продуктов, можно пробовать давать крохе цитрусовые и тропические фрукты. Только делать это надо предельно осторожно, ведь именно апельсины, персики, киви т. п. являются сильными аллергенами.
  • Крупы сделают рацион не только разнообразнее, но и принесут немалую пользу; особенно греча и овсянка. Их разваривают в горячей воде, а потом добавляют молоко.
  • Хлеб пока стоит оставить только белый (80 г в день), черный хлеб может вызвать брожение в неокрепшем желудке и, как следствие, у ребенка появятся вздутие и колики.

Конечно, многим мамам и бабушкам хочется побаловать своих малышей сладостями. Но пока от пирожных, тортов и конфет стоит воздержаться. А в качестве десерта (время от времени) предлагать чаду мармелад, приготовленный на натуральном соке, пастилу на яблочном пектине или натуральное повидло.

Общий объем пищи для ребенка год и 8 должен составлять 1200-1300 г в сутки с учетом того, что питание четырехразовое и количество калорий распределено так: на завтрак — 20 процентов от суточного объема, на обед — 40, на полдник — 15 и на ужин — 25 процентов.

Речевое развитие малыша в 1 год и 8 месяцев

Уже к полутора годам большинство малышей прочно устанавливают связи между словами и предметами. А после этого начинается не только понимание речи, но и активное ее освоение.

В 1 год 8 месяцев дети больше оперируют звуками, чем словами, но соотносят их с конкретными предметами: «гав-гав», «мяу», «муу», «беее» и т. д. — это собака, кошка, корова, овечка и т. д.; «джжж» или «би-би» — машина, «бабах» — падать и т. п.

Но, тем не менее, есть и вполне определенные слова, которые говорят (или должны уже говорить) детки в этом возрасте

  1. Мама, папа, баба, дядя и т. д.
  2. Простые имена, к примеру, «Аля», «Аня», «Даня» и проч.
  3. «Дай», «на» (когда что-то дает), «пока» (обязательно с соответствующим жестом).
  4. Из длинных трехсложных слов малыш делает простые двусложные, к примеру, «карандаш» — «ландась», «упала» — «паля», «машина» — «синя» и т. д.

В среднем к возрасту 1 год 8 месяцев в активном словаре у крохи должно быть уже порядка 14-15 слов. Однако, если это не так, не стоит отчаиваться. Многие ребятишки могут молчать до 2-3 лет, ограничиваясь лишь звуками, а потом заговорить сразу целыми фразами.

Сейчас важно делать так, чтобы ребенок захотел (или даже был вынужден) произнести ту или иную фразу. Для этого, каждый раз повторяя одно и то же действие, к примеру, собираясь на улицу, можно говорить чаду «Пойдем гулять!» И через некоторое время малыш сам призовет вас на прогулку, произнеся «Адё гуять!».

Занятия и игры ребенка в 1 год и 8 месяцев

Для гармоничного развития любому ребенку необходимы игрушки. Но просто купить чаду интерактивного зайчика, который будет издавать звуки, конечно, недостаточно. С детьми обязательно надо играть и в процессе игры обучать.

  1. «Положи на место» . Эта игра подойдет детям, которые не могут долго сидеть на одном месте, так как она требуют постоянного движения. Необходимо взять несколько предметов, которые обычно лежат в совершенно конкретном месте (пульт от телевизора на столике, подушки на диване и т. д.), собрать эти предметы на полу и попросить малыша разложить все по местам. И мальчикам, и девочкам будет приятно это сделать, так как такое занятие похоже на уборку — на «взрослое» дело, к которому стремятся ребятишки.
  2. «Боулинг» . Такое занятие потребует реквизита: мяча средних размеров и нескольких любых довольно легких предметов (подойдут пустые пластиковые бутылки), которые надо поставить в ряд. Отойдите на несколько шагов от этих предметов и покатите мяч на них, а потом попросите кроху сделать то же самое. Если катать у него получается хорошо, пусть попробует бросить мяч и попасть в «кегли».
  3. «Гаражи и машинки» . Надо взять несколько коробок разной величины и несколько разных машинок. Поставить коробки рядом друг с другом, а потом дать малышу машинки и попросить поставить их в гараж нужного размера (большую — в большой, маленькую — в маленький). Позже задание усложняется тем, что машинки надо прокатить по определенной траектории, преодолев простую «полосу препятствий».
  4. «Сказка на магните» . Это занятие для усидчивых деток. Потребуется металлическая доска и несколько магнитов с изображением животных. Надо прочитать ребенку сказку.
  5. Итак, сказка: «Репка» или «Колобок» , а потом надо выстроить из магнитиков цепочку, согласно той последовательности, в которой животные появляются в тексте. Потом малыш должен повторить это сам. Позже можно попробовать прочитать какую-то неизвестную сказку — пусть кроха попробует самостоятельно сообразить, как правильно встроить цепочку.
  6. «Приготовим обед» . Важно, чтобы у ребятишек была возможность пользоваться какими-то взрослыми вещами. Поэтому для такой игры стоит выделить чаду большую кастрюлю, пару ложек, пластиковые глубокие тарелки и половник. В разных мешочках или коробках надо дать малышу крупы, горох, фасоль и т. п. Показать, как это можно ложкой положить в кастрюлю и смешать, а потом разложить по тарелкам. Задача ребенка — повторить ваши действия и «приготовить обед» самостоятельно.

Не только развивающие занятия полезны для детей в год 8 месяцев, просто игрушки тоже очень важны:

  • пирамидки;
  • кубики;
  • пазлы;
  • пупсы больших размеров, похожие на младенцев;
  • наборы пластиковых, деревянных или матерчатых фигурок овощей и фруктов;
  • игрушки для ванны : уточки, кораблики и т. п.;
  • ведерко, совок и формочки для игр с песком;
  • материалы для творчества : пластилин, краски (можно пальчиковые, но не все дети их любят), фломастеры, бумага и т. д.;
  • игрушки, издающие звуки — свисток, резиновые пищалки, фигурки с кнопочками, нажав на которые можно услышать самые разнообразные звуки (мычание коровы, вой сирены, голос человека и т. п.).

Не надо забывать о том, что ребенок в 1 год 8 месяцев еще совсем маленький, и его нужно учить всему, даже играм. Поэтому оставлять его один на один с игрушками, тем более если там имеются какие-то мелкие детали, нельзя.

Период с 8 до 11 лет психологи называют одним из самых сложных. Его ещё нельзя назвать подростковым, но дети в этом возрасте уже и не младшие школьники. В силу целого ряда особенностей развития нервной системы у детей 8-11 лет поведение школьников часто становится неконтролируемым. Родителям требуется немало усилий, чтобы сохранить с ребенком дружеские отношения и в то же время заставить ученика ответственно выполнять свои обязанности.

Возрастные особенности развития нервной системы у детей и подростков

Особенности нервно-психического развития детей школьного возраста вызывают у родителей некоторое беспокойство. Связано это с вошедшим в жизнь ребенка 8-11 лет обучением в школе. Однако не стоит пугаться и переживать из-за того, что ученик ведет себя не так, как он по вашим представлениям должен себя вести в школе или дома. Это только возрастные особенности, обязательный этап развития ребенка. То, что он не может, например, сосредоточиться на одном задании и отвлекается, совсем не говорит о том, что он неспособен к обучению и вырастет недостаточно образованным.

Развитие нервной системы у детей и подростков происходит очень активно. Череп человека перестает расти примерно к 10 годам, и дальнейшее развитие нервной системы происходит за счет функциональной оставляющей. Головной мозг интенсивно развивается, формируются новые, более тонкие функциональные связи между его различными отделами, которые будут обеспечивать совершенную работу всего организма. Особенно активно развивается кора больших полушарий - часть мозга, которая отвечает за мышление, восприятие, контроль поведения и другие высшие формы деятельности мозга человека. Вес мозга ребенка этого возраста почти равен весу мозга взрослого. Высокая возбудимость головного мозга ребенка постепенно сглаживается, процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Ещё одна возрастная особенность развития нервной системы у детей 8-11 лет – ускоренное формирование отделов, отвечающих за двигательную активность ребенка, поэтому его движения становятся все более точными и разнообразными. Точнее работают органы чувств, зрительные, цветовые, слуховые ощущения приобретают большую четкость.

Психическое развитие ребенка 8-11 лет и его восприятие окружающего мира еще несовершенно. Он воспринимает предметы и явления неточно, как бы не полностью. Внимание ребенка обращают на себя какие-то случайные признаки, яркие детали, а целостное представление порой отсутствует. Родителей детей этого возраста порой удивляет такая избирательная наблюдательность. Ребенок может, например, не вспомнить, каких масти и размера была собака, но точно помнит, что у нее был красный поводок. В силу особенностей психического развития детей школьного возраста внимание в 8-11 лет носит непроизвольный характер. Они мгновенно и очень легко отвлекаются на любой внешний раздражитель. Звук сирены за окном, залетевшая в класс муха - и вот уже все дети отвлеклись от урока и наблюдают за мухой или вытягивают шеи, пытаясь разглядеть, скорая помощь или пожарная машина включила сирену. В силу своего психического развития дети в 8-11 лет не могут длительное время сосредоточивать и удерживать внимание на одном объекте. На занятиях в школе они утомляются уже к второму-третьему уроку, и удержать их внимание учителям становится трудно.

Группа продленного дня и чрезмерно насыщенные в эмоциональном и познавательном плане занятия также ведут к утомлению. Это отражается на их поведении дома при выполнении домашнего задания. Попытки взрослых заставить ребенка сконцентрироваться на выполняемом задании приводят к быстрому утомлению и едва ли благоприятно отразятся на его учебе. Поэтому родителям нужно разрешать ребенку периодически делать небольшие 10-15-минутные перерывы.

Особенности развития детей 8-11 лет: память, речь и мышление школьников

В силу возрастных особенностей развития память у школьников 8-11 лет в большей степени образная. Они лучше запоминают внешние особенности предмета, чем, например, их назначение или смысл. Изучая какое-то явление, дети усваивают его частями, а полное представление о нем и взаимосвязи его частей нередко не складывается. При развитии памяти у ребенка 8-11 лет учитывайте, что запоминание в этом возрасте носит преимущественно механический характер.

Дети лучше запоминают то, что произвело наиболее яркое впечатление или было несколько раз повторено. Поэтому и воспроизведение учебного материала детьми этого возраста менее точно, а полученные знания часто недолго удерживаются в памяти, уступая место новым, более ярким и свежим впечатлениям.

Одна из особенностей развития мышления школьников в этом возрасте – его образный характер. Дети лучше запоминают то, что сопровождается демонстрацией наглядного материала. Восприятие сложных абстрактных понятий вызывает у них значительные трудности, так как наглядно себе они их не представляют. Кроме того, у них еще недостаточно знаний об общих закономерностях природных явлений и отношений в обществе. Поэтому для развития мышления школьников при преподавании учебного материала на уроках или объяснении ребенку домашнего задания в первую очередь необходимы наглядность и разделение сложных понятий на отдельные составные части. Применение в обучении ребенка этого возраста игровых приемов все еще актуально и дает хорошие результаты. Постепенно формируется так называемый формально-логический тип мышления, основанный на рассуждениях, построении логических цепочек, представлении не явных, но возможных свойств предмета или явления, последствий того или иного поступка, а не только видимых характеристиках явления. Развитию формально-логического мышления способствует освоение ребенком сравнений, классификаций, способности к анализу и синтезу информации.

Развитие речи ребенка в 8-11 лет и его мышления происходит в тесной взаимосвязи. В этом возрасте словарный запас детей активно пополняется и достигает в среднем 4000 слов и более. Важно то, что именно в этом возрасте ребенком приобретаются навыки устного и письменного изложения своих мыслей. На развитие речи детей 8-11 лет как раз и направлены школьные сочинения. Характер ребенка этого возраста неустойчив, и в целом его формирование происходит согласно информации, заложенной еще в дошкольном возрасте. При дефектах в дошкольном воспитании дети нередко проявляют такие негативные черты характера, как грубость, эгоизм, развязность.

Развитие личности и эмоционально-волевой сферы школьника

Дети в возрасте 8-11 лет очень эмоциональны, и эмоции всегда отражаются на их лице и поведении. Они активно реагируют на происходящие события, их умственная и физическая деятельность, работа воображения всегда эмоционально окрашены. В силу своего эмоционального развития дети школьного возраста не сдерживают своих чувств и всегда откровенно выражают радость или грусть, страх или недовольство. Для детей этого возраста характерны частые смены настроения в течение дня, что отражает их реакцию на происходящие события, хотя в целом они веселы и беззаботны. Однако неудовольствие, несогласие могут выражаться очень бурно, хотя и кратковременно, со слезами и закатыванием истерики. Особенно это свойственно детям с так называемым демонстративным типом личности. В этом возрасте положительные или отрицательные эмоции вызывают не только игры и общение со сверстниками. Имеют значение и вызывают определенные реакции отношения со школьными учителями, их оценка успехов в учебе ребенка. При этом к чувствам других людей дети обычно равнодушны, у них еще не развита способность к сопереживанию (так называемая эмпатия). Очень активно у ребенка 8-11лет происходит развитие волевых качеств, чему способствует учеба в школе. Она тренирует терпение, настойчивость, дисциплинированность и т. п. Однако повышенная эмоциональность, двигательная активность детей в какой-то мере препятствуют этому. У некоторых детей, особенно тех, кому не уделяют достаточно внимания родители и учителя, воля развита в меньшей степени. Это может проявляться повышенной внушаемостью, недисциплинированностью. Из-за возрастных особенностей эмоционального развития школьников они могут поддаваться дурному влиянию своих сверстников или более старших детей, нарушая дисциплину и срывая учебный процесс в классе. Таким детям следует уделить повышенное внимание, направив его на выработку волевых качеств. Ребенок будет легче преодолевать возникающие трудности, чувствуя поддержку взрослых. Но некоторые дети могут проявлять такие качества только в присутствии взрослых, стремясь заслужить их расположение. Развитие эмоционально- волевой сферы школьника к 10-11 годам уже таково, что дети начинают проявлять волевую активность, руководствуясь в своих действиях собственными мотивами, а не только указаниями взрослых и выполняя их задания. Поначалу их волевые усилия распространяются только на ближайшие цели. Отдаленные цели требуют дополнительных промежуточных усилий, к которым дети этого возраста пока не готовы.

Основными чертами, которые они приобретают, являются произвольность и внутреннее планирование действий, т. е. ребенок уже не бежит куда-то, поддавшись сиюминутному порыву, мимолетному желанию. Он уже знает, что есть слово «надо», есть обязанности, которые он должен выполнить, уроки, которые ему нужно подготовить. И он уже учится планировать свое время, распределять его между выполнением обязанностей и своими желаниями.

На отношения с другими людьми, как взрослыми, так и сверстниками, оказывает влияние учеба в школе, поскольку она меняет уклад жизни ребенка, заставляет взять на себя определенные обязанности: необходимость посещать занятия, выполнять задание, осваивать новый материал. В целом у ребенка расширяется круг общения, появляются навыки общественного поведения: коллективизм, товарищество и др. В коллективе, состоящем из детей этого возраста, в силу усиленного развития эмоциональной сферы школьников начинает формироваться общественное мнение. Ребенок постепенно понимает значимость своих отношений с окружающими, осознает мотивы конфликтных ситуаций. Ему становится очень важно мнение сверстников, у него появляется страх, что его могут посчитать слабым, трусливым или обманщиком. Он начинает делать так, чтобы выглядеть соответствующим образом в глазах своих друзей и одноклассников. Появляются и чувства, которых он ранее не испытывал. Если ребенок добился в чем-то большего успеха, чем другие дети, у него возникает чувство
превосходства над ними, если же, наоборот, ему что-то не удалось, может возникнуть зависть к более удачливым или способным.

Ещё один важный аспект эмоционального развития личности школьника в этом возрасте – сильная подверженность влиянию авторитета, в роли которого выступает взрослый, устанавливающий определенный порядок. Именно его требованиям ребенок стремится в мелочах соответствовать. Страх нарушить Установленные авторитетом правила и вызвать его гнев приводит к тому, что некоторые дети становятся ябедами, пристально следящими не только за своим поведением, но и за остальными детьми, и подмечающими все их отступления от правил. Если ребенок все же нарушил установленный порядок, у него появляется чувство вины, стыда за свой промах. В целом же ребенок начинает чувствовать себя по-другому, уже взрослым, ответственным человеком, мнение которого важно для окружающих.

На эмоционально-волевое развитие школьников 8-11 лет оказывают влияние социальная среда, в которой он развивается (семья, педагоги, сверстники), особенности воспитания в дошкольном возрасте, активность в работе над собой и стремлении соответствовать поставленным задачам и в некоторой степени наследственность.

Статья прочитана 8 711 раз(a).

Вопрос о том, почему ребенок 8 лет не слушается, волнует многих родителей. Ответ на этот вопрос прост: ваше дитя переживает очередной возрастной кризис. И сколько бы к этому моменту себя родители ни готовили, понять своих детей удается далеко не всем. Сталкиваясь с полным непониманием мамы и папы, ребенок начинает хамить и ругаться, возмущаться по любому поводу, не реагирует на замечания родителей и в итоге совсем перестает слушаться. Иногда бывает, что дети совершают свои «вредности» нарочно. Однако внимательные родители всегда почувствуют разницу в поведении своего ребенка и будут стараться наладить с ним отношения.

Если вашему ребенку идет восьмой год, это еще не значит, что кризис прекратится сразу после того, как вашему чаду исполнится 8 лет. На самом деле кризисом дошкольного или младшего школьного возраста принято считать период от 5 до . Когда он начнется и закончится у вашего малыша, неизвестно, так как это зависит от многих факторов.

Школа — одна из причин, которая может спровоцировать кризис. Родители должны принимать во внимание, что в школе ребенку приходится следовать другим правилам, отличающимся от домашних, и заниматься по расписанию. При этом на уроках ребенок может вести себя без нареканий и замечаний со стороны учителя, но, придя домой, становиться совсем неуправляемым. Такое поведение не пройдет незамеченным для родителей.

Положительные симптомы

Изменения в поведении вы заметите сразу. Однако они могут быть не только отрицательными, но и положительными. С положительными моментами в поведении ребенка у родителей трудностей обычно не возникает: они всегда похвалят, помогут, поддержат, поощрят. Главное, замечать все плюсы и не оставлять их без внимания.

  • Решительность. Ваш ребенок может взять на себя ответственность за выполнение какой-либо домашней работы и будет выполнять ее без подсказки и своевременно. Насколько хватит у него стремления, покажет время. Однако не забывайте его похвалить.
  • Любопытство. Ваше чадо начнет проявлять интерес к тому, что раньше его не привлекало (например, биология или космос). Может появиться новое хобби. Это говорит о том, что малыш развивается, расширяя свой кругозор. Предложите свою помощь в поиске интересующей его информации. Ребенку будет приятно ваше участие. К тому же совместное занятие поможет вам быстрее понять друг друга.
  • Повторение за взрослыми. В этот период вы можете заметить, что ребенок копирует ваши действия, высказывания, привычки. Он старается быть взрослым, говорить о своих поступках и тревогах. Помогите ему, научите логично рассуждать, делать выводы, анализировать свое поведение.
  • Внешний вид. Особый интерес к внешнему виду появляется и у девочек, и у . Дети всегда хотят казаться старше своего возраста. Не стоит пресекать это желание: разрешите ребенку немного поэкспериментировать. Он почувствует себя на равных с вами и прислушается к советам.

Замечайте и закрепляйте хорошие перемены в поведении ребенка. И тогда он станет вам больше доверять, меньше спорить и удивит вас своим послушанием.

Отрицательные симптомы

А вот что делать с проявлением отрицательных признаков? Когда ребенок перестает подаваться контролю, родители чаще всего пытаются призвать его к порядку, долго и нудно рассказывают о его ошибках, ругают и наказывают. Однако дите обычно даже не пытается вникнуть в то, что говорят взрослые. Поэтому важно знать, как вести себя в подобных случаях.

Отрицательные симптомы:

  • Все, что просто для взрослого, ребенку непонятно. Он высказывает свое несогласие абсолютно на любое утверждение родителей.
  • Отрицание — отказ на каждое предложение, просьбу, поручение.
  • Недоступность — отсутствие реакции на обращение родителей.
  • Упертость. Ребенок настаивает на своем, продолжая спор, хотя вопрос, по мнению мамы и папы, уже давно исчерпан.
  • Неповиновение. Игнорирование обязанности, исполнение которых не вызывало раньше проблем.
  • Хитрость.
  • Требовательность. Школьник настойчиво и бесконечно напоминает родителям о том, что они ему когда-то обещали.
  • Капризность — это проявление, присущее детям более раннего возраста, но иногда характерно и для школьников 7-8 лет.
  • Болезненная реакция на критику возникает нечасто. В такие моменты ребенок обижается, может заплакать или нахамить.

Что же делать?

Родителям надо помнить — неповиновение не означает, что ваше чадо хочет специально сделать вам что-то назло или причинить вред.

Правила для родителей:

  • Не поддавайтесь на провокацию. Поведение ребенка часто вызывает волну негатива со стороны родителей. Но не стоит «распыляться» раньше времени. Постарайтесь разобраться в проблеме. Крик и осуждение приведут только к тому, что кризис затянется, а ребенок еще больше от вас отдалиться.
  • Если ребенок не реагирует на вашу просьбу и упорно отказывается выполнять поручение, отступите. Через некоторое время, скорее всего, он все сделает, однако это уже будет выглядеть как самостоятельное решение: сделал сам, а не по указанию мамы.
  • Помогите своему ребенку столкнуться с результатом своего непослушания. Не пришел вовремя за стол — пусть ест тогда, когда захочет. Только разогреть еду, а после и убрать со стола ему придется без родительской помощи.
  • Одно из важных правил для родителей заключается в том, что разговаривать с ребенком надо как со взрослым. Объяснить, что он стал старше, и напоминать об ответственности за свои поступки.
  • Если ребенок взял на себя дело по дому, не стоит превращать это в обязанность. Самостоятельно выбранное занятие ребенок начнет воспринимать как приказ и непременно захочет его нарушить.
  • Установить определенные правила в доме, которые родители также должны соблюдать. Только тогда ваше чадо поймет, что правила — не принуждение.
  • Когда ребенок говорит о своих поступках или тревогах, постоянно рассуждает об одной и той же ситуации, помогите ему. Разберите его проблему вместе. Так он научится анализировать и разовьет способность к самокритике. Иногда ребенок не слушается только потому, что не может самостоятельно высказать свое мнение.

Восьмой год жизни ребёнка очень важен с точки зрения психологии и формирования детского мировоззрения. Если вы хотите помочь малышу в развитии его самостоятельности, то обязательно изучите особенности детского развития и мировосприятия детей в этом возрасте.

Особенности психологического развития мальчиков и девочек в 8 лет

Психология мальчиков и девочек впервые проявляется очень чётко именно в 8 лет. С этого периода дети понимают разницу между полами, уже могут достаточно объективно оценивать себя. У восьмилетних детей редко встречается завышенная самооценка, в их сознании живут два “Я” - тот, кто я есть на самом деле, и тот, каким я хочу быть. Очень часто примером для подражания становятся герои мультфильмов или сериалов. Родителям в этот период особенно важно следить за тем, сколько времени чадо проводит у экрана и что он смотрит, какие книги читает. Конечно, идеальный вариант, когда главным героем для девочек и мальчиков становятся мама и папа.

Для этого нужно постараться: проводите много времени со своим ребёнком, будьте с ним честны, искренне интересуйтесь его увлечениями, придумайте общее хобби, всегда помогайте школьнику, если он вас об этом просит, рассказывайте о своей жизни.

Однако дети этого возраста часто начинают сомневаться в авторитете взрослых и в частности родителей. Это происходит из-за того, что школьник из книги, телевизора или со слов учителя получил информацию отличную от той, что он слышал от папы и мамы. Это может привести к детскому непослушанию. Во избежание конфликтных ситуаций не обманывайте дочку или сына.Услышав вопрос, на который вы не можете ответить, правильнее будет вместе с малышом обратиться за ответом к книге. Тем самым вы не только найдёте решение, но и приучите малыша к чтению книг, что сегодня является большой проблемой.
Восьмилетние девочки и мальчики уже имеют различия в поведении и отношению к миру. С этого возраста, стоит понимать, что правильное воспитание мальчика в 8 лет будет отличаться от правил воспитания его сверстницы.
Девочки становятся более сдержанными. Они большое внимание начинают уделять своему внешнему виду. Среди основных их увлечений могут быть рукоделие, занятия танцами, вокалом, художественной гимнастикой. У девочек хорошо развита ответственность: они всегда выполняют домашнюю работу, прилежно ведут себя в школе, готовы помочь с домашними делами и присмотреть за младшими братьями и сёстрами. Настроение девочек стабильно.
У мальчишек всё наоборот. Их настроение может резко меняться - от высокой самооценки до полной потери уверенности в себе и своих силах. Мальчики более эмоциональны и активны.

В отличие от девочек у ребят 8 лет в меньшей степени развиты исполнительность, усидчивость, аккуратность и терпеливость.

И девочки, и мальчики в этом возрасте одинаково нуждаются в поддержке родителей. Дети уже ощущают себя взрослыми, но часто не знают, как им нужно вести себя дома, в школе, на улице. Незаметно направляйте детей, показывайте достойный пример, постепенно развивайте детскую самостоятельность. При правильном воспитании кризис 8 лет может пройти незаметно для вас и вашего малыша.

Как помочь ребенку справиться с кризисом 8 лет

Восьмой год жизни считается кризисным. Однако этот период может пройти достаточно гладко, если вы прислушаетесь к советам психологов и своей интуиции. Переходный возраст у мальчиков и девочек в 8 лет знаменуется формированием детской самооценки и пониманием себя, как части мира. С этого возраста дети считают себя взрослыми и самостоятельными, они могут сомневаться в авторитете мамы, папы, учителя, других знакомых.
Проводите больше времени со своим чадом, активно участвуйте в его жизни. Разговоры и анализ книг, ситуаций, поступков очень важны для формирования детской личности. При помощи общения и своим собственным примером папы и мамы могут сформировать шкалу ценностей.
Позволяйте ребёнку самостоятельно выполнять какие-то дела, оказывайте помощь только в том случае, если он её попросил. Постепенно поручайте чаду выполнять некоторые задания, но не стоит заставлять его. У восьмилетних на первый план выходят познавательные мотивы, им будет интересно всё новое и интересное.

Методики воспитания для 8-летнего ребёнка

Современные методики воспитания значительно отличаются от тех, которые были приняты пару десятилетий назад. Это объясняется повсеместным распространением информационных технологий. ВАЖНО: Не стоит полностью исключать телевидение и интернет из жизни школьника, но контроль за получаемой информацией и время у экрана родители должны контролировать.
Воспитание девочек и мальчиков отличается. Постепенно вместе с дочкой начинайте заниматься домашними делами, готовкой, рукоделием. При этом девочке важно знать, что её любят не за исполнительность и ответственность, а просто за то, что она есть. Хвалите девочку, а не её занятия.
Мальчишкам же важно получать оценку результатов. Они уже считают себя настоящими мужчинами, готовыми выполнить любую мужскую работу вместо старшего брата или папы. Многие папы и мамы спорят в вопросе того, насколько должен быть самостоятелен мальчик в 8 лет. Мамам следует отпустить сына, а папам не нужно давить ан сына и заставлять его делать то, что ему не интересно.

Именно период с 8 лет представляет особую важность в детской психологии. В это время активно формируется мировоззрение ребенка, он уже начинает активно осознавать различие между полами и собственную принадлежность. Чтобы избежать проблем во взаимоотношениях со своими детьми, родители должны знать некоторые психологические особенности этого непростого возраста в жизни ребенка.

Мальчик в 8 лет чувствуется себя взрослым героем

Некоторые нюансы психологического развития детей в 8 лет

Мальчик и девочка в этом возрасте начинают себя позиционировать и проявлять по-разному. Именно в 8 лет у детей начинает формироваться объективная оценка собственных действий и происходящего. Ребенок 8 лет сомневается в правильности поступков собственных родителей, потому что на экране телевизора он видит совершенно противоположную картину. Споры с родителями у него могут происходить по причине того, что он прочитал в книге либо увидел по телевизору важную для него информацию, которая расходится с мнением его родителей. Точка зрения родителей и учителей на возникший конфликт не всегда совпадают.

В 8 лет хрупкая детская психика нарушается, ребенок не может сдержать нахлынувших эмоций, проявляет несдержанность.


8 лет - возраст эмоциональной неустойчивости

В этот период родители должны быть особенно внимательны к тому, какое количество времени их мальчик проводит перед экраном телевизора либо за чтением книги. Важно также и содержание передач, которые он смотрит, а также тематика книг для чтения. Конечно, оптимальным вариантом будет, если мальчик и девочка выберут главными героями собственных родителей, а не киношных героев. В этом возрасте приучение подросшего малыша к самостоятельности является приоритетной задачей каждого родителя.


Мальчику необходимо одобрение отца

Совет для родителей: заслужить такое доверие ребенка 8 лет бывает непросто, для этого проявляйте с ним предельную честность, искренний интерес к его личным увлечениям, создайте совместное хобби, которые сплотило бы вас, придите на помощь в решении школьных вопросов, если об этом попросил ребенок, открыто рассказывайте о собственной жизни в его возрасте.

Личностная мотивация

8 лет являются переломными в жизни каждого ребенка. Мальчик теряет свою наивность непосредственность в обращении с окружающими.

В период 8 лет начинается разделение внешних и внутренних личностных сторон школьника.

Именно на этом этапе важно выяснить мотивацию ребенка, что побуждает его посещать школу: стремление к новым знаниям, желание получить хорошие отметки и признание окружающих сверстников. Что заставляет юного школьника корпеть над учебниками? Этот момент очень важен, доверие малыша к родителям поможет найти ключ к решению этого вопроса.


Мальчик должен иметь личную мотивацию к учебе

Половые различия в развитии этого возраста

В период 8 лет психология ребенка резко изменяется, у него появляется свое личное «Я». Ребенок начинает осознавать, кем он намерен быть в будущем, свое текущее положение в обществе. Дети в этом возрасте учатся оценивать себя и свои возможности адекватно, без преувеличения. Они начинают выполнять домашние задания медленнее, чем обычно.

Учеба дается легче девочке, чем мальчику, в этот непростой период переоценки многих важных вещей. Мальчик становится настоящим непоседой, просидеть урок спокойно он просто не в состоянии, именно поэтому больше всего шумят на переменах мальчики. Если мальчик не привык к порядку и дисциплине, то привыкнуть к этому позже ему будет очень сложно. Ребенок практически перестает обращать внимание на состояние своей одежды. Он не обращает внимания на грязь, может легко носить рваные вещи, чего не скажешь о девочке, для которой внешний вид обретает особую важность.


Часто в 8-9 лет мальчики теряют интерес к учебе

В 8 лет мальчик слабо ощущает свою личную ответственность за происходящее. Выполнение обязательных домашних заданий волнует его меньше всего. Ребенок может просто забывать их выполнять. Мальчик не беспокоится о школьных отметках, а вот о домашних заданиях родителям приходится узнавать через общих знакомых. Ребенок проходит этот психологический период очень непросто.

Мальчик отличается о девочек ровесниц резкими перепадами в настроении – от состояния полной самоуверенности до неуверенности.

В плане накопления словарного запаса лидирует мальчик, ведь в 8 лет в накопленном словарном обиходе девочек содержится достаточное количество слов для оценивания предметов, а у противоположного пола пользуются спросом слова и выражения, отвечающие за передачу действия.


Ребенка надо приучать держать порядок

Важные моменты для родителей

Ребенок этого возраста большую часть свободного времени должен проводить в активных играх, на занятиях спортом. Девочки предпочитают заниматься музыкой, изобразительным искусством, чтением. Ребенок в это время может пойти на горнолыжный спорт, акробатические кружки либо спортивную гимнастику. Это время, когда подросший малыш испытывает потребность в оценке собственных умений. Родителям не стоит спешить с критичной оценкой поступков своего ребенка, чтобы не ранить его ненароком. Нужно сначала предоставить ему возможность самостоятельно выполнять множество простых действий.


Занятия спортом - лучший выход энергии

Родители выступают в роли проводника, они должны подсказывать ребенку, обучать его самостоятельно оценивать свои текущие поступки. Совместный анализ детских поступков поможет подробнее разложить на части ситуацию, научит ребенка осознавать последствия своих действий и бездействия.

Самостоятельно анализируя собственные поступки, ребенок сможет прекратить действовать на основе личного импульса, начнет действовать более осознанно и дисциплинированно.

В 9 лет малыш может из разговорчивого ребенка превратиться в молчуна, держать некоторую дистанцию между собой и родителями. Ему может стать стыдно, что родители по сей день встречают его со школы. При общении школьника со своими сверстниками он получает множество различной информации, фильтровать ее просто необходимо. Именно родителям на это время отводится роль фильтра, помогающего определиться в противоречивом потоке информации.


Отношения со сверстниками выходят на первый план

В этом возрасте важно внести некоторые коррективы в воспитание подросшего ребенка. Он повзрослел, больше не посещает детский сад, многие признают его взрослым. На его поведение налагаются определенные рамки и условности, из-за чего и возникают некоторые сложности в родительском воспитании ребенка в этот переломный момент. Малыш пытается постоянно анализировать, как вести себя в каждой конкретной ситуации с ровесниками, в стенах школы, с близкими друзьями. Как правило, этот отрезок времени проходит у детей относительно спокойно.

Школьная адаптация

Готовность малыша к школе не всегда определяется умениями считать, писать, читать. Гораздо более важная роль отведена психологической подготовке детей к школе. Они должны психологически приспособиться к тому, что их привычная жизнь изменилась кардинальным способом. Родители должны приложить усилия, чтобы ребенок шел в школу с радостью и жаждой познания. Нужно проявлять заинтересованность не только в его каждодневных отметках, но и в личных поступках, мыслях и поведении с друзьями.


Доверительные отношения с мальчиком - это очень важно

Необходимо осознать, что школьник – это ребенок, который находится в стадии непрерывного развития.

Если у вашего чада что-то не заладилось с уроками, помогите ему выполнить задачи, решить заданные примеры. Подробно объясните, что и как тут нужно выполнять, лично проконтролируйте исполнение. Такую поддержку ребенок оценит.

Юный школьник может получать плохие отметки из-за своего страха совершить ошибку, по причине неуверенности в правильности собственного поведения в школьных стенах. Если вашего ребенка постоянно критиковать за низкие отметки, то в дальнейшем он может замкнуться в себе по причине собственной неудачи. Нужно помогать малышу в решении сложных задач, поощрять за успехи по тем предметам, которые ему даются с легкостью. Родительская похвала является мощным стимулом для дальнейшего успешного обучения в школе.


Отношения в коллективе очень важны в этом возрасте

В дальнейшем, при столкновении с различными непреодолимыми трудностями, малыш будет точно знать, что в него искренне верят и помогут, тогда он легко справится со всеми преградами на своем пути.

Особенности родительского воспитания

Современные методы и направления воспитания сильно отличаются от тех, которые еще недавно считались самыми прогрессивными. Интернет и телевидение присутствуют в жизни каждого школьника, но вот содержание поступающей из интернета информации и время, проведенное за экраном, должны четко контролироваться родителями.


Родители должны контролировать пребывание мальчика в интернете

Родительское воспитание мальчиков и девочек в этот период отличается. Мама с дочкой должна постепенно приступать к обычным домашним делам, приготовлением пищи, уборкой дома, рукоделием. При этом девочка должна знать, что ее ценят и признают не за ее ответственность и дисциплинированность, а за то, что она просто есть в жизни родителей. Искренне хвалите девочку, а не то, чем она занимается.


Контроль за простором ТВ-передач обязателен

Мальчикам особенно важна родительская оценка результатов. Они уже думают о себе, как о взрослых мужчинах, способных на любую мужскую работу вместо собственного отца либо старшего брата. В некоторых ситуациях у родителей возникают споры о степени самостоятельности своего сыночка в 8 лет, о границах дозволенности.

При этом многим мамам нужно просто отпустить повзрослевшего сыночка, а папе нежелательно давить на сына, заставляя выполнять те действия, которые ему не нравятся.

Основное требование, которое ребенок выдвигает в этом возрасте своим родителям, заключается в предоставлении большей свободы и самостоятельности в поведении, принятии собственных решений. Необходимо предоставить ему подобную свободу, поддержать его намерение проявлять самостоятельность и развивать собственную независимость.

Похожие материалы