Чем занять человека с болезнью альцгеймера. Игры для детей с дцп

Игра - одна из основных форм человеческой деятельности. Играя, дети растут, развивают интеллектуальные способности и совершенствуют социальные навыки. Взрослея, человек отнюдь не утрачивает вкус к игре. Напротив. С возрастом игры приобретают все большее значение. Они становятся не только способом хорошо провести время, но и возможностью лучше понять себя, решить некоторые психологические проблемы.

Для многих людей, независимо от возраста, игры являются любимым видом деятельности и общения. В психологии под термином «игра» принято понимать непродуктивную деятельность, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе. Иначе говоря, игрок играет только ради желания играть, достигая при этом все прочие, сопутствующие цели - попутно и зачастую неосознанно.

Чем полезны игры в пожилом возрасте?

Сегодня игровая терапия нашла широкое применение в работе с пожилыми людьми. Игра при этом рассматривается как действенное средство комплексной реабилитации и одновременно выполняет сразу несколько крайне важных функций:

  • социализация;
  • развитие;
  • воспитание;
  • адаптация;
  • релаксация.

Игры улучшают настроение, помогают вновь ощутить радость жизни, а также сохранить гибкость ума. Участвуя в играх, человек сохраняет привычку проводить время содержательно и с пользой. Таким образом, сохраняется установка на рациональное времяпрепровождение.


В геронтологии польза игр всесторонне изучена и доказана. Установлено, что во время игры в головном мозге активизируются процессы кровоснабжения, усиливается нейронная активность в области мозга, ответственного за память и обучаемость.

Исследователями из клиники Mayo Clinic в штате Миннесота (США) было установлено, что игры на 22 % уменьшают риск снижения когнитивных (познавательных) способностей человека. Польза от игровых занятий была замечена даже у тех людей, у кого был обнаружен ген, отвечающий за синтез алипопротеина E4 (апоE4) - вещества, которое провоцирует развитие деменции и болезнь Альцгеймера.

Крайне важна и способность игр отвлекать пожилых людей от негативных мыслей и бытовых проблем, снижать уровень стресса, улучшать психологическое состояние. Во время игры увеличивается выработка эндорфинов - гормонов счастья. Искренний смех, радость и удовольствие порой гораздо более эффективны, чем лекарства.

Особенности организации игр для пожилых людей

Чтобы игры принесли в «третьем возрасте» исключительно позитивные эмоции и пользу, игровой процесс должен быть организован правильно.

Содержание игры должно быть адаптировано к возможностям пожилых путем корректировки того или иного игрового элемента. Это может быть:

  • облегчение условий игры;
  • сокращение численности участников;
  • уменьшение времени проведения и т.п.

Развивающие игры для пожилых могут быть организованы как в командном, так и в индивидуальном формате. При командных играх следует предусмотреть, чтобы игра была посильной для каждого участника, независимо от физического здоровья и общего состояния организма.

Организатором игр может выступать профессиональный психолог, родственники пожилого человека, а также они сами.

Желательно, чтобы для игр в распорядке дня было выделено специальное, отведенное для этой цели время. Это поможет сделать игровой процесс более регулярным и организованным, избежать риска забыть об игре за другими делами.

Лучшие игры для пожилых людей

Какого-то специального списка игр, предназначенных исключительно для пожилых людей, не существует. Наиболее удачными идеями для организации игр для пожилых людей являются:

  • НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ. Например, традиционные для нашей страны лото, шашки, шахматы, домино, крестики-нолики, а также и боле экзотические - вист, го, «Монополия». К их несомненным достоинствам относятся простота организации и отсутствие требований к уровню физической подготовки участников.
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ. Разгадывание кроссвордов, судоку, сбор 3D-моделей или пазлов - замечательный способ интересно провести время и потренировать умственные способности.
  • КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ. Помогают активизировать мозг не меньше своих более «старших» собратьев. Доказано, что во время игры на компьютере организуются новые нейронные связи, возрастает скорость принятия решений.
  • КОНКУРСЫ И ВИКТОРИНЫ. Это может быть соревнование с заданиями типа «назвать как можно больше пословиц и поговорок про любовь», «угадать песню по мелодии», «угадать песню по нескольким словам», «пропеть как можно больше песен со словом … (работа, день, сердце и т.п.)»

Роль сиделки в организации игр для подопечного

Хорошая компаньонка всегда имеет у себя в запасе несколько игр, которые интересны и по силам ее подопечному. Ведь, если досуг пожилого человека будет ограничен лишь просмотром телевизора, его умственные способности будут неминуемо снижаться, негативно влияя тем самым на качество жизни.

Поэтому при подборе персонала, будь то приходящая сиделка или с проживанием на дому, необходимо заранее уточнить вопрос, каким образом будет организовано свободное время находящегося на попечении сиделки человека.

Компания «Лаванда Мед» много лет оказывает в Москве. Мы предоставляем ответственных квалифицированных сиделок, обладающих большим опытом, медицинскими знаниями и умением организовать для подопечных качественный досуг, способствующий поддержанию на должном уровне психоэмоционального и интеллектуального состояния пожилых людей.

Вконтакте

Устала спина, трудно сидеть или просто хочется полежать, а дети требуют внимания и веселья? Мы знаем, как развлечь ребёнка, не вставая с дивана.

1. Рисовалка

Мама ложится и закрывает глаза, а ребёнок пальчиком рисует на спине картинки. Или, если уже умеет - пишет слова. Мамина задача - угадать, что было написано или нарисовано. Ну ещё и не уснуть в процессе.

2. Угадайка

Принцип тот же, только вместо рисования ребёнок должен ставить на спину какую-то игрушку, а мама - догадываться, что он поставил.

3. Больница

Массаж, уколы, горчичники и перевязки - ваш маленький доктор может делать всё, что душе угодно. Ведь сегодня вы - пациент, причём с постельным режимом.

4. Кукольный театр

В идеале для него нужны пальчиковые или наручные куклы, но подойдут и самые обыкновенные игрушки, с помощью которых вы с крохой сможете разыграть сценку или даже целую сказку. Импровизации и смена сюжета обычно приводят малышей в восторг.

5. Музыкальный конкурс

Кто сказал, что члены жюри не имеют права лежать под одеялом? В то время, пока выступающий показывает свои таланты: поет или пляшет под музыку. Сценический костюм и даже грим - по желанию. И не забывайте изображать бурные аплодисменты зала!

6. Сказка с продолжением

В отличие от обычного чтения, этот процесс требует активной вовлеченности ребенка. Вы читаете первую половину знакомой или незнакомой истории, а потом - вместе придумываете вторую.

7. Мамин портрет

«Портрет моей уставшей матери в домашнем беспорядке» - неплохое приобретение для домашней коллекции. Поставьте столик малыша напротив кровати, выдайте краски и карандаши - и позируйте на здоровье.

8. Строительство крепости

Столы, стулья, подушки, одеяла - для домиков и замков любой материал подойдет. Мама может руководить стройкой, а ребёнок - воплощать. А если ещё найти фонарик и приготовить пару бутербродов, в домике-крепости можно провести довольно много времени. Самое сложное - уговорить потом ребёнка разобрать всё это великолепие.

9. Крокодил

В эту популярную игру можно играть и вдвоём, в упрощённой версии. Ребёнок загадывает персонажа, предмет или понятие и изображает его, мама - угадывает. Секундомер и начисление баллов - по желанию.

10. Поиск предмета

Мамина задача - максимально интересно описать обычный предмет, находящийся в комнате. Так, чтобы малышу было интересно, но не слишком просто найти его. Например «В этом домике живёт храбрая внучка в головном уборе цвета клубники» (Книга про Красную Шапочку).


11. Звуки природы

Мама изображает вой ветра, грохот грома или голоса животных, а ребёнок должен отгадать, кто это. Для детей постарше можно воспроизводить звуки фантастических животных - пусть придумывают, как выглядит зверь, говорящий «Тульк-бульк-фрр».

12. Попади в цель

Недалеко от дивана надо поставить корзину, ведро или коробку. В неё, по очереди с малышом, можно кидать мячик или шарики, кто больше попадёт. Можно усложнить задание: одновременно с киданием шарика произносить имя, название фрукта, ягоды, героя мультфильма и пр.

13. Слепи фигурку

Мама загадывает фигурку - малыш лепит. Или наоборот: он лепит, а мама угадывает, что это такое. Только не перепутайте чайник с Мойдодыром!

Снова насморк, противный кашель, надоедливая головная боль и высокая температура. Ура, можно не ходить в школу и на всех правах остаться дома! Уже представляешь, как ты весь день лежишь в постели, читаешь книгу, или играешь в любимые компьютерные игры. Мама готовит тебе вкусный бульон, предлагает пополнить организм витаминами при помощи свежих соков и твоих любимых фруктов, балует тебя вкусностями. Но что это у нее в руках? Неужели горькая микстура вместо сладкой сдобы и сочных витаминов? Но она не одна - за ее спиной кто-то в белом халате. Врач!? О нет, только не это! И надо же было испортить такой приятный день. Сейчас начнется - дышите, не дышите, покажите язык, холодный градусник в подмышку, назначение уколов, таблеток, настоев трав и ингаляций. Уж, лучше сидеть в школе на скучном уроке химии. Болеть противно, больно и невкусно. И уж лучше сохранять собственное здоровье в норме, а болеть только виртуально во время игры для девочек больница.

Примеряем на себя белый халат играя в игры Больница

Тут вы сами станете врачом и будете испытывать на пациентах свои штучки, которые якобы способны облегчить страдания. Как, спрашивается, болезненный укол может облегчить муки больного? Ему и так плохо, а его еще и истязают, подвергая пыткам. Лучше бы подержали за руку, погладили, угостили вкусненьким, рассказали сказку, а еще лучше дали посмотреть мультики и кино. Но медицина почему-то не принимает во внимание мнение больного и не признает мягких методов лечения.

Методы виртуального лечения

Играя в бесплатные игры больница, вы сможете радикально изменить ситуацию и создавать лекарства из карамельных конфет, шоколадок, кока-колы, фанты, соков, пирожных, ягод и фруктов. Когда отыщите универсальное средство от всех болезней, люди с удовольствием будут ходить к вам на прием, чтобы ваш гений вернул им полноценное здоровье. Во время игры бесплатно больница, к вам будет выстраиваться очередь из пациентов и чем дольше они не получают помощи, тем меньше у них остается сил. Если вы еще не открыли формулу вкусного лекарства, воспользуйтесь тем, что есть в наличии, но главное быстро, если не хотите услышать вопли медсестры: доктор, мы теряем пациента! На своем рабочем месте совершенствуем процесс излечения больных. Игра больница онлайн знает много сложных случаев, способных поставить вас перед необходимостью вправить вывих, наложить гипс на открытый перелом, вырвать или же полечить зуб, удалить аппендицит, пересадить сердце и почку. Пациенты бывают разные - терпеливые и не очень, но приятно иметь дело с теми, кто не задает лишних вопросов и не оглушает вас своими криками, то есть с теми, кто находится под наркозом.

Медицинская помощь питомцам

А еще это могут быть не только люди, но и животные. Игра больница играть, где на прием приходят мохнатые, покрытые перьями, с клыками и когтями, превращается в ветеринарную лечебницу. Питомцы, к сожалению, тоже иногда болеют, и требую неотложной помощи. Перебинтуйте лапки, удалите порченые клыки, замажьте рану зеленкой.

Романтические отношения сотрудников

В клиниках происходит много забавных вещей, но работа далеко не всегда самое интересное. Например, у вас появился молодой, симпатичный доктор и вы в него по уши влюбились. Похоже, и он к вам благосклонен. Еще немного, вы потеряли голову и уже обнимаетесь, целуетесь при каждом удобном случае. Дело, конечно, молодое, но не забывайтесь где вы, ведь если вас застукает заведующий отделением или главный врач, могут быть неприятности. Любой ребенок в самом раннем детстве боится болеть. Это уже потом болезнь или даже ее симуляция станут возможностью недельку-другую отдохнуть от надоевшей школы, поваляться дома с любимыми книжками, мультфильмами и компьютерными играми. А вот дети помладше испытывают к людям в белых халатах самые негативные чувства. Они для них - источник боли и страха. А для тех, кто хоть раз длительное время лежал в больнице - еще и угроза разлуки с родителями. И порой сложно подобрать слова, чтобы объяснить малышу, что все делает для его же блага. И что доктор заботится о его здоровье и хорошем самочувствии, а не из вредности прописывает невкусные лекарства и неприятные процедуры. Если вы отчаялись донести до ребенка эти простые истины, мы предлагаем вам еще одно средство. Пусть он станет врачом сам. С помощь красочных детских онлайн игр на тему лечения. Со всех уголков глобальной сети мы собрали обширную коллекцию игр про больницу для девочек. И не только. Поиграть в игры или бесплатно скачать их с сайта тоже не составит для вас абсолютно никакой проблемы.

Зачастую человек с болезнью Альцгеймера отказывается от своего хобби или тех дел, которые раньше выполнял с удовольствием. С изменением способностей и возможностей изменяются и интересы.

Обычно это случается на ранней стадии болезни. При этом важно помочь человеку не терять себя, чувствовать свою значимость. Обсудите, что теперь ему интересно и скорректируйте его деятельность. Например, большие компании могут быть утомительны для больного, но он может продолжать получать удовольствие от общения с небольшой группой родственников или друзей. По мере прогрессирования болезни вероятно вам придется вносить больше и больше изменений в вашу жизнь. Вот несколько советов:

  • Принимайте во внимание способности и возможности человека. Бывший пианист может быть не в состоянии играть сложные произведения, но с удовольствием играть простые песни. Задействуйте эти навыки в повседневной деятельности.
  • Обратите особое внимание на то, что доставляет человеку радость. Обращайте внимание, когда человек кажется счастливым, а когда тревожится или раздражается. Например, при просмотре телевизора кто-то любит спортивные передачи, тогда как другой может испугаться шума или темпа игры.
  • Будьте в курсе физических проблем. Есть проблемы со зрением, слухом или выполнением простых движений? Сосредоточьтесь на удовольствии, а не на достижении результатов. Придумывайте такую деятельность, которая задействует оставшиеся навыки. Профессиональный художник может испытывать разочарование из-за снижения качества своих работы, но может наслаждаться обучением рисованию ребенка.
  • Поощряйте участие в повседневной жизни. Если человек делает что-то по дому – накрывает на стол перед ужином или подметает пол на кухне, включайте эту деятельность в распорядок дня, так человек будет чувствовать себя полезным.
  • Соотносите деятельность с прошлым профессиональным опытом. Бывший работник офиса может получать удовольствие от организационной деятельности, например, разложить постиранное белье в шкафу или составить список дел. Любитель садоводства может получать удовольствие от работы во дворе.
  • Не оставляйте без внимания устойчивые привычки, сопровождавшие человека на протяжении всей жизни. Человек, который всегда любил пить кофе и читать газету, будет получать от этого процесса удовольствие, даже если он или она не в состоянии полностью понять, о чем написано в газете.
  • Ориентируйтесь на время суток. Одно и то же занятие может иметь разный успех в зависимости от того делает его человек утром или вечером. Обращайте на это внимание.
  • Корректируйте свои действия в зависимости от стадии заболевания. По мере прогрессирования болезни, вводите более повторяющиеся задачи. Будьте готовы, что со временем больной займет менее активную роль.

Посетите наш раздел

Краткое содержание: Психология здоровья. Как можно развлечь больного ребенка.

Часто дети бывают не настолько здоровы, чтобы выйти на улицу и поиграть, и не настолько больны, чтобы оставаться в постели. В таком состоянии ребенок чувствует себя плохо не только потому, что болен, но и потому, что ему скучно. Постоянное сидение перед телевизором утомляет его, и он начинает хандрить. Плохое настроение может распространяться на других членов семьи быстрее, чем инфекция.

Есть много способов заставить работать мысли и воображение больного ребенка. Не позволяйте ему становиться пассивным и безучастным, если он может занять и развлечь себя. (Конечно, если ребенок болен серьезно, ему необходим покой и сон.) День или два, проведенные дома только вдвоем, могут стать прекрасным временем, когда вы сможете тесно общаться друг с другом и вам ничто не помешает. Используйте преимущества таких дней. Говорите друг с другом, играйте, доставляйте себе маленькие удовольствия - пирог с какао на тахте, попкорн и лимонный чай, молочный коктейль на завтрак. Даже если вы очень заняты, постарайтесь прервать ваши дела и уделите ребенку немного внимания, отдайте себя полностью в его распоряжение.

Дни, когда дети болеют, трудно предвидеть, и поэтому болезнь доставляет неудобства занятым родителям. Но если у вас найдется немного свободного времени, вы сможете получить много удовольствия. Если вам нравится печь, но в обычные дни на это не хватает времени, принесите подушки и одеяло на кухню - пусть малыш удобно устроится в них, и пока вы готовите, он сможет поговорить с вами. Если вы не любите какие-то домашние дела - разбирать кладовку, гладить белье, - включите музыку и энергично принимайтесь за работу, пока ребенок чем-нибудь занимается рядом.

Иногда бывает трудно отвлечься от забот, которые занимают ваши мысли. Однако если обстоятельства сложились так, что вам пришлось остаться с больным ребенком именно в тот день, на который были запланированы важные дела, смиритесь; вместо того чтобы раздражаться, старайтесь провести время с удовольствием. Вы увидите, что несколько счастливых часов станут прекрасным лекарством для вас обоих.

Полезный совет

Если вашему ребенку захочется что-нибудь мастерить лежа в постели, дайте ему широкий поднос или крышку от большой коробки и еще подложите под них старое полотенце или простыню, чтобы не запачкать постель.

Игра в алфавит

Дайте ребенку несколько листов бумаги (лучше цветной), клей и нарисованные или вырезанные буквы. Теперь он готов складывать разные фигуры и слова или искать какую-либо букву из беспорядочно прикрепленных к бумаге. Затем посоветуйте ему найти все буквы его имени или буквы, частью которых является кружок.

Детские фотографии

Соберите детские фотографии всех членов семьи: вашего малыша, его братьев и сестер, а также попытайтесь найти свои детские снимки, фото дедушек и бабушек, дядей, тетей, кузенов и кузин. Ребенок получит огромное удовольствие, пытаясь определить, кто из членов семьи изображен на фотокарточке, и сравнивая их с тем, как они выглядят сейчас. Дети любят слушать рассказы о том, что они делали, когда были «маленькими», а также о своих близких.

Особое условие:

Дети особенно радуются, занимаясь этим с бабушками и дедушками.

Зеркало

Даже самые маленькие дети любят играть с зеркалом. Небьющееся зеркало может стать хорошим дополнением к детской кроватке или манежу.

Дети постарше, которые умеют рисовать, могут использовать зеркало, чтобы изобразить свой портрет. Один раз можно нарисовать его карандашом, другой - цветными мелками. Смысл заключается не в том, чтобы точно передать черты лица, а в том, чтобы забавляться, глядя на себя в зеркало.

Кукольный театр

Спокойное и интересное занятие для ребенка, которому нельзя много двигаться, - игра в кукольный театр. Попросите его подготовить небольшое представление после обеда или полдника. Выберите несколько действующих лиц (кукол или других игрушек). Некоторые дети не испытывают никаких трудностей, сочиняя истории, другим необходимо подсказать начало. В любом случае, попросите ребенка придумать пьесу, отрепетировать и представить ее. Еели есть время, выберите своих героев и попытайтесь придумать сказку вместе. Возможно, вам захочется показать ее остальным членам семьи во время обеда.

Странный зоопарк

Чтобы заняться этой игрой, нужно уметь немного рисовать, немного рассказывать, обладать богатым воображением - и тогда вы получите массу удовольствия.

Ребенок закрывает глаза и на листке бумаги рисует каракули; открыв глаза, он рассматривает свой рисунок и решает, как превратить его в какое-нибудь необычное животное. Например, можно добавить десять глаз, три уха, четыре хвоста, шляпу-цилиндр и что-нибудь еще.

Помогите ему создать как можно больше таких странных животных и дайте им такие же странные названия. В один прекрасный день наш друг Джейсон обнаружил в своем зоопарке «оплопа», «илатормея» и пышущего огнем «дунка». Подобно Джейсону, ваш ребенок может собрать своих животных в странный зоопарк и развлекать членов семьи рассказами о них.

Сделай стежок

Многие дети как девочки, так и мальчики, любят шить. Один из способов развить навыки двигательной активности у вашего ребенка - посоветовать ему вырезать в двух экземплярах одежду одинакового фасона - две юбки, две пары брюк или два платья. Сложив оба кусочка вместе, проколите по краям отверстия, затем пусть малыш соединяет их с помощью веревочки, нитки или шнурка, вдетых в иглу для вышивания. Дети постарше могут учиться пришивать пуговицы к кусочкам ткани или делать маленькие одеяльца из разноцветных лоскутков.

Самодельная иголка:

Если малыш еще не умеет пользоваться иголкой или ему трудно с ней справиться, помогите ему, обмотав конец шерстяной нитки целлофановой полоской так, чтобы получился острый конец.

Модельер

Вырежьте из твердого картона маленькую человеческую фигурку. Приклейте подходящее лицо. Это может быть лицо манекенщицы, вырезанное из журнала, фотография вашего ребенка или кого-нибудь из рекламного проспекта. Затем сделайте из такой же плотной бумаги образцы одежды для куклы, своего рода «лекала» рубашки, брюк, платья и юбки. Возьмите цветную бумагу или любой другой материал, имеющийся под рукой; пусть ребенок обведет «лекала» на цветной бумаге и вырежет их; таким образом, у бумажной куклы получится богатый гардероб.

Сделайте запас

Запаситесь несколькими кусочками шерстяных ниток, большим вязальным крючком (вместо иглы с ушком) и несколькими листами пластиковой сетки. Пусть ребенок попробует сделать украшение на стену или себе на пояс, или еще что-либо, подсказанное ему воображением.

Вспомни цвет

Подберите несколько небольших предметов разного цвета и формы. Например: желтое перышко, красное сердечко, черную игральную шашку и коричневый мелок. Пусть ребенок внимательно их изучит. Положите предметы в коробку и завяжите ему глаза. Засунув руки в коробку, он должен по очереди ощупать предметы, вспомнить какого они цвета и затем вытащить их. Снимите повязку, и пусть ребенок убедится, правильно ли он запомнил предметы.

Укрась стол

По мере того как дети взрослеют, у них возникает потребность в полезной деятельности. Предложите больному малышу подготовить сюрприз остальным членам семьи, украсив стол к ужину. Пусть он сделает бумажные салфетки, именные карточки и украшения для комнаты, а затем оформит помещение, в котором семья обедает. Если у вас найдутся время и силы, то по такому случаю можно приготовить что-нибудь особенное на десерт.

Сделай рыбку

Предложите ребенку найти изображения рыб в книгах, журналах и энциклопедиях, обращая внимание на их характерные признаки - плавники, хвосты, жабры, на их форму и окраску. Затем посоветуйте ему сделать собственный «аквариум». Малышу будет нетрудно нарисовать рыбок, выводя кружки и овалы и присоединяя к ним треугольники одним из углов. Раскрасив рыбок полосками и пятнышками, он вырежет и наклеит их на большой лист голубой бумаги (или серебристой фольги). Добавьте в «аквариум» водорослей, разрезав зеленую бумагу на волнистые полоски и приклеив их туда же. Мелом можно подрисовать пузырьки и волны. Когда все будет готово, покройте рисунок полиэтиленовой пленкой, чтобы получился мерцающий фон, создающий впечатление воды.

Можно сделать и по-другому: привяжите рыбку за веревочку и подвесьте на крючок так, чтобы она двигалась

Честолюбивые замыслы:

Можно усложнить игру, вырезав две большие рыбы одинаковой формы, но при этом чтобы одна из них получилась чуть больше другой. Пусть ребенок раскрасит обеих рыб (с одной стороны), а затем скрепите их вместе скрепками так, чтобы края одной можно было загнуть на другую, но не до конца. Набейте пространство между ними туалетной бумагой и скрепите оставшуюся часть.

Геометрические фигуры

Пусть ребенок вырежет из плотной бумаги много-много кружков, прямоугольников и треугольников разного размера. Теперь можно их сложить в виде каких-нибудь фигур и придумать о них историю. Например, можно сложить длинный поезд, приклеивая кружочки (колеса) под прямоугольниками (вагонами), и соединить их маленькими черными полосками. Таким образом можно сделать роботов, кораблики и трубочки для мороженого, а также любые другие предметы, которые захочет ребенок.

Взгляд украдкой

Сначала предложите малышу вырезать из журналов картинки с животными и другими предметами. Когда он приклеит их на несколько кусочков бумаги, начните игру в загадки. Возьмите кусочки бумаги такого же размера, проделайте в них маленькие отверстия. Выберите одну из картинок и накройте ее кусочком бумаги. Пусть ребенок попытается узнать предмет, который он увидит через дырочку.

Можно сделать одну, две или, если требуется увидеть больше деталей, чтобы узнать ее, три маленькие дырочки в разных частях листка бумаги, или просто двигать его по поверхности картинки.

«Ювелирные» украшения

Детям разного возраста очень нравится мастерить «ювелирные» украшения - бусы, браслеты, брошки. Самые маленькие могут нанизывать на нитку с помощью большой иглы попкорн, макаронные изделия или сухие завтраки, чтобы из них получились «настоящие драгоценности». Квадратики цветной бумаги и пуговицы вполне сойдут за полудрагоценные камни. Сделав украшение, ребенок может раскрасить браслеты и ожерелья в любимые цвета каждого члена семьи. Детям постарше можно купить бисер.

Чтобы сделать брошку, вырежьте из плотного картона кружочки или какие-нибудь абстрактные фигурки, и пусть ребенок украсит их, приклеив горошины, лоскутки и обрезки ткани. Прикрепите с обратной стороны брошки безопасную булавку или можно проделать отверстие, в которое продерните шнурок, и тогда получится кулон.

Ваш помощник

Дети любят чувствовать себя полезными, и во время болезни их можно занять действительно нужными делами. Пусть ребенок разложит по цвету свои носки, или расставит в кладовке этикетками вперед консервные банки, или вытрет пыль с книг на своей полке. Кроме того, это подходящий случай, чтобы привести в порядок игрушки и найти пропавшие части от них.

Расскажи сказку

Дни болезни - идеальное время для чтения вслух, и у некоторых родителей всегда есть в запасе интересная книжка. Если вам необходимо, чтобы ребенок вел себя тихо, а времени для чтения нет, включите кассету с записью сказки. Ее можно купить, взять в фонотеке или записать самим.

Оправдание вины:

Если вы слишком заняты на работе и не можете находиться вместе с больным ребенком, заранее запишите какие-нибудь сказки на кассету. Уходя из дому, оставьте кассету ребенку, чтобы он мог слушать ее в течение дня. В конце пленки, когда закончится последняя сказка, скажите ему несколько слов и попросите придумать другой конец этой сказки, которую вы прослушаете вместе с ним, когда вернетесь домой.

Время для кино

Если заболевание протекает с осложнениями, например, если ребенка беспокоит зуд при ветряной оспе или боль в горле, возьмите напрокат видеокассету и развлеките его. Для малыша необходимо подобрать фильм, соответствующий его возрасту. Детей постарше можно порадовать, показав им свой любимый старый кинофильм, который никто из остальных членов семьи не хочет смотреть.

0 кинофильмах:

Выбирайте в основном хорошо известные вашему ребенку фильмы.

Понаблюдайте, как дети воспринимают немые фильмы с участием Чарли Чаплина; спросите своих друзей, какие из фильмов нравятся их детям больше всего.

Надписи в комнате

Если вам в руки попадет пара листов переводных картинок-букв или трафареты для букв (поищите их в магазине товаров для офиса или в канцелярском), то вашему ребенку можно предложить поиграть в спокойную игру, лежа в постели или находясь где-нибудь рядом с вами, пока вы заняты. Сначала предложите ему сделать таблички с надписями, которые необходимо развесить по всему дому. Первая из них предупредит, что в доме больной ребенок: «Джейсон болен». Следующие надписи будут, такими: «Комната мамы и папы» или «Комната Джейсона»; все это нужно сделать на большом листе бумаги и украсить орнаментом. Посоветуйте ему придумать таблички с напоминаниями: «Ты помылся?» и «Ты побрился?» (для ванной), «Улыбнись» (для зеркала). Если ребенок еще недостаточно хорошо знает алфавит, обведите буквы, которые он должен перевести на бумагу. Самые маленькие на листе бумаги могут нарисовать ими придуманные условные обозначения.

Коробочка с пуговицами

Есть ли у вас коробочка или баночка, куда вы складываете пуговицы - новые или от старой одежды? Больному ребенку будет интересно привести их в порядок. Пусть он рассортирует их по маленьким пакетикам или коробочкам. Все маленькие белые пуговицы нужно сложить в одну кучку, а большие белые - в другую. Все темные пуговицы отделить от фасонных и фигурных. Можно заниматься в кровати, разложив пуговицы на подносе; однако эта игра предназначена, конечно, для уже достаточно больших детей, которые знают, что пуговицы нельзя брать в рот или засовывать в другие отверстия.

Веревочные истории

Дети, которых лихорадит, очень любят прижаться к вам, когда вы читаете им или вместе слушаете кассеты. Ребенок, у которого легкое заболевание, может помочь вам придумать историю. Возьмите длинный кусок веревки и сядьте вместе на пол. Сделав из веревки кружок, спросите ребенка, на что это похоже, и начните сочинять рассказ. Затем один из вас может изменить расположение веревки, как ему захочется, и продолжить историю. Например, если ребенок смотрит на круг и говорит: «Солнце», вы начинаете рассказывать о ярком солнечном дне. Если же он говорит «огурец» - значит, начинается новая история. Время от времени, манипулируя веревкой, меняйте фигуры и придумывайте новые рассказы или продолжайте предыдущий. Сделайте волнистую линию, прямую линию, большие и маленькие кружки и т. д. Вы заставите работать свое воображение и ребенка. Смысл игры - подурачиться и повеселиться.

Найди парный предмет

Возьмите два бумажных пакета и положите в каждый из них по нескольку одинаковых парных предметов. Это могут быть шарики из ваты, квадратики шелковой материи, кусочки шерстяной пряжи, пуговицы разной формы, губка, разрезанная на разной величины мелкие части. Теперь ваш ребенок может превратиться в Волшебника.

Не глядя, он должен вынуть сначала какой-нибудь предмет из одного пакета, а затем найти такой же в другом. Понаблюдайте, сколько времени это будет занимать у него каждый раз.

Следы

Когда ваш маленький «вечный двигатель» исчерпает свою энергию, взрослые, возвратившись вечером домой, не могут найти его там, где он обычно бывает. Посоветуйте ему оставлять следы, по которым его можно было бы легко обнаружить: в спальне или в каких-то укромных уголках, где ему нравится играть или просто набираться сил.

Сделайте так: пусть ребенок встанет обеими ногами на лист белой бумаги; обведите ступни, а затем вырежьте следы из бумаги и сделайте по нескольку копий каждого из них. Предложите малышу разукрасить каждый след так, как ему захочется - темно-красную ступню в зеленый и розовый горошек, ступню с пятнышками или с ярко-красными ногтями. А потом пусть разложит следы повсюду - от входной двери до того места, где находится.

Уборка в доме

Итак, вам пришлось остаться дома с больным малышом, и это нарушило ваши планы. Рабочий стол в офисе завален срочными бумагами, кроме того, есть длинный список дел, с которыми необходимо управиться дома. Пытаясь успеть везде, к концу дня вы чувствуете себя совершенно разбитыми. Однако есть и другой путь - выполнить только необходимый минимум работы и попытаться отдохнуть. День, проведенный дома вместе с ребенком, даст вам такую возможность.

Найдите старые пластинки или кассеты и под звуки любимой музыки начните уборку на кухне или займитесь каким-нибудь делом, которое вы давно откладывали. Пусть ребенок «поможет» вам, устроившись на одеялах и подушках, разложенных на полу. Если он чувствует себя достаточно хорошо, поручите ему какую-нибудь легкую работу. Помните, что смысл задания не в том, чтобы выполнить его как можно быстрее, а в том, чтобы приятно провести время, делая что-нибудь полезное.

Если старые мелодии напомнят вам о чем-то из прошлого, расскажите ребенку какие-нибудь случаи из вашей жизни. Спросите, что ему понравилось больше всего.

Чтение журналов

Вы сможете весело провести время, если вместе с ребенком будете рассматривать журналы. В них можно найти много интересного, даже не умея читать.

Например, предложите ребенку заняться систематизацией картинок. Найдите и вырежьте все картинки с изображением машин, зданий или кораблей. Ищите рисунки, где есть красный цвет или улыбающиеся люди. Если у кого-нибудь из вашей семьи есть увлечение, сделайте для него маленький буклет: для старшей сестры вырежьте все фасоны платьев, для папы - все картинки о спорте.

Можно увлечь ребенка анализом того, что он видит на картинке, заставляя работать его воображение. Пусть он учится делать выводы (почему люди носят портфели?), воспринимать пространственные отношения (что находится ближе к человеку - дом или лошадь?), отношения между людьми (почему этот человек держит ребенка на руках?), высказывать суждения (можно ли это животное приручить?) и приходить к заключению (как ты думаешь, почему стекло разбилось?).

Уголок коллекционера

Если вы не получаете иллюстрированные журналы по подписке, используйте рекламные объявления с картинками в газетах. Сложите их где-нибудь и храните до тех пор, пока они не понадобятся.

Коллаж

Аппетитное меню

Дайте ребенку бумажные тарелки и попросите приготовить несколько вкусных блюд. Это можно сделать, найдя в журналах картинки, на которых изображены продукты, а затем, вырезав эти картинки, наклеить их на тарелки. Когда все будет готово, пригласите кукол и игрушечных животных на завтрак, обед или ужин.

Заглавные буквы

Напишите в верхней части листа бумаги букву, с которой начинается имя вашего ребенка. Предложите ему поискать в газете или журнале изображения предметов, название которых начинается с этой буквы, а потом поищите слова, которые начинаются с этой же буквы. Вырежьте картинки и наклейте на лист бумаги. Затем под каждой иллюстрацией напишите печатными буквами название предмета.

Времена года

Сделайте книжечку с картинками, на которых изображены разные времена года. Для этого вырежьте их из журнала и распределите соответственно каждому времени года. Ребенок может нарисовать на листе бумаги то, что он обычно делает зимой, весной, летом и осенью, а потом подклеить эти рисунки в книжечку.

Буквы и слова

Напишите наверху каждой страницы журнала разные печатные буквы. Ребенок должен просмотреть страницу и найти слова, начинающиеся с буквы, которую вы написали. Пусть он обведет каждое найденное слово кружком. Затем помогите ему сосчитать все выбранные на странице слова и определите, какие буквы встречаются чаще всего.

Что я люблю

Поговорите немного о том, что вы любите больше всего: о любимой еде, игрушках, машинах, одежде. Пусть ребенок просмотрит журналы и найдет картинки с этими предметами, вырежьте и наклейте их на отдельные листы бумаги так, чтобы получилась книжечка.

Для тех, кого вы любите

Если у вас есть дедушки и бабушки или любимые родные, живущие в других городах, пусть ребенок продиктует, а вы напишите письмо и пошлите книжечку вместе с письмом в подарок кому-нибудь из близких.

Я нашел цифру

Дайте ребенку книгу или журнал и назовите номер страницы, которую он должен найти. Заметьте, сколько времени ему потребуется для этого. Затем попросите найти другую страницу. Запишите номера найденных страниц и время, затраченное на их поиск. Составьте их перечень так, чтобы можно было увидеть, какие цифры он находит легко, а какие с трудом. Собирая данные в течение некоторого времени и сравнивая их, можно заметить, как развивается ребенок, и определить, какие цифры представляют для него наибольшую трудность.

Коллаж из имен

Используйте для составления коллажа заголовки газет. Пусть ребенок вырежет буквы, из которых состоит его имя. Затем он должен составить свое имя, используя разные шрифты букв. Пусть он соберет все возможные варианты написания, наклеит буквы на бумагу и оформит в виде коллажа.

Начинающему читателю доставляет удовольствие находить в книге определенные слова. Напишите в верхней части страницы какое-нибудь распространенное слово, например «это», «он», «она» или «и». Пусть ребенок обведет кружком или подчеркнет каждое найденное на странице слово. После этого он может подсчитать, как часто это слово встречается.

Собери вместе

Пронумеруйте сверху чистые листы бумаги от одного до пяти и дайте их ребенку. Просматривая журналы, он должен искать предметы определенной категории и вырезать их изображения. Затем поместите на первом листе один предмет одной категории, на втором - по две картинки одного и того же предмета (два ботинка, два холодильника) и т. д.

Мой журнал

Изучая журналы, которые есть у вас дома, ребенок может сделать свой собственный журнал. Дайте ему несколько листов бумаги, клей, фломастеры и предложите сделать журнал, посвященный какой-либо теме. Закончив работу, пусть он «прочтет», о чем «написано» в его журнале.