Чем полезно закаливание для ребенка. Как правильно начать закаливание грудничка

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

К закаливанию малыша приступают в любом возрасте, все зависит от особенностей детского организма. Врачи советуют проводить профилактику как можно раньше. Пять лет – это возраст, когда до школы остается совсем немного времени. Именно сейчас желательно начать проведение адаптационных мер ребенка перед школой, благодаря чему не придется пропускать уроки из-за частых ОРВИ и простудных заболеваний.

Что нужно знать о закаливании

Чтобы закаливание принесло ожидаемые результаты, важно соблюдение основных параметров:

  • Индивидуальный подход – процедуры должны происходить с учетом личных особенностей и возможностей каждого малыша. Нет четких правил и норм адаптации.
  • Плавная адаптация. Это не спортивное состязание, здесь подвиги устанавливать не нужно. Важно соблюдение принципа постепенности и планомерности: это касается любого этапа мероприятий. Категорически нельзя интенсивно вводить быстрые темпы, снижать температуру, открывать сразу большие участки тела.
  • Безопасность – важно наблюдать за реакцией ребенка на мероприятия.
  • Позитивность. Проводить все манипуляции только в хорошем настроении – как родителей, так и малыша.
  • Комплексность – кроме закаливания важно организовать правильный режим дня, сбалансированное питание и физические нагрузки.
  • Систематичность – все манипуляции должны происходить ежедневно, а для этого нужно планировать распорядок дня.

Это важно! Перед тем как начать закаливать малыша, следует проверить его здоровье, а для этого нужно посетить врача. После болезни должно пройти не менее двух недель. Особенно это касается детей с ослабленным иммунитетом.

Этапы закаливания малыша

Процедуры можно разделить на два этапа:

  1. Процесс привыкания или начальный режим. Его протяженность может занимать до 60 дней в зависимости от того, как малыш адаптируется к манипуляциям;
  2. Период постоянной поддерживающей процедуры закаливания.

Если по каким-либо причинам произошел перерыв в занятиях, начинать нужно с начального этапа, его длительность будет зависеть от реакции малыша на проводимые действия.

Основные способы закаливания

Все методики выполняют в следующих режимах:

  • на воздухе;
  • с помощью воды;
  • на солнце.

Можно выделить базовые подходы:

  1. В теплую погоду организовывать сон малыша на свежем воздухе.
  2. Периодически проветривать комнату, в которой находятся дети.
  3. Нельзя кутать ребенка, одежда должна соответствовать погоде или быть немного легче.
  4. Для умывания использовать прохладную воду.
  5. Постоянные прогулки.

Кроме общих мероприятий, важно проводить и поддерживающую терапию. К ней относятся обтирания, обливания, плавание, физические упражнения. Чтобы получить максимальную отдачу и результат, нужно выполнять регулярно оба способа закаливания.

Мероприятия на свежем воздухе

Воздушные ванны – это самый безопасный и доступный метод. Их можно принимать дома, на свежем воздухе или в садике. Однако летом лучше их проводить в притемненном месте.

Правила закаливания на улице следующие:

  1. Начинать процедуры нужно с температуры воздуха 26.
  2. Постепенно снижать ее до 18°.
  3. В прохладную, дождливую или ветреную погоду упражнения переносят в помещение.

Солнечное закаливание

Для ребенка пяти лет существует ограничение по временному отрезку нахождения на солнце:

  • утром процедуры проводят не позже 10 часов;
  • к вечерним занятиям приступают не раньше 17 часов.

Днем на солнце находиться нельзя. Но есть вариант обосноваться в притемненной местности, например, под кронами деревьев.

Для начала следует начинать принятие солнечных лучей с 10 минут, постепенно в течение полутора месяцев можно продлить до 50 минут. После успешной адаптации допускается сдвинуть рамки, ограничивая время нахождения на солнце с 11 до 16 часов.

Полезная вода

С помощью воды можно получить самый мощный отклик на проводимые манипуляции. Причем она становится вдвойне полезной, если в нее добавлять травяные отвары. После процедуры нужно вытереть тело сухим полотенцем до состояния легкого покраснения кожи.

Выделяют несколько способов закаливания.

Обтирание влажным полотенцем

Это наиболее щадящий способ. Алгоритм действий следующий:

  1. Утром вскоре после пробуждения нужно смочить полотенце, слегка отжать его и протереть все тело, начиная с конечностей.
  2. Процедура выполняется в течение четырех минут.
  3. Температура воды на начальном этапе составляет 30°.
  4. Еженедельно можно снижать показатель на 1° пока вода не достигнет 19° в летний период и 23° — в зимний.

Контрастное обтирание

Методика его выполнения аналогична обычному, только используется попеременно вода в двух температурах: очень теплая и прохладная. Длительность проведения не должна превышать 5 минут. Если у ребенка хорошая реакция, через 4 дня можно повысить температуру между жидкостями на 1°, постепенно доводя манипуляции до обтирания очень горячей и ледяной водой.

Обливание

  1. Поначалу для отдельных участков тела вода должна быть не менее 28°, для всего тела – 30°.
  2. Еженедельно уменьшают температуру на 1°-2°. Минимальное снижение может составлять 15° для участков и 17° – для всего тела.

Контрастный душ

Во время такого вида закаливания голова должна оставаться сухой. Его можно применять как на отдельных участках, так и для всего тела. Начинать процедуры следует с 0,5 минуты, доводя постепенно время до 3 минут.

Это важно! Манипуляции с контрастным душем начинаются и заканчиваются всегда только теплой жидкостью . Кроме того, время ее подачи по длительности должно быть больше, чем холодной.

Первоначально температура прохладной и горячей воды может составлять 27° и 33° соответственно. Через месяц эти показатели следует довести до отметки 20° и 40°.

Основные правила проведения закаливания

Чтобы все манипуляции работали только во благо здоровья и не принесли никакого вреда, важно соблюдение основных мер безопасности:

  • избегать сквозняков;
  • помещение должно быть хорошо проветрено;
  • для уличных мероприятий необходима сухая погода и отсутствие ветра;
  • для закаливания на воздухе и принятия солнечных лучей на малыше должен быть головной убор;
  • заранее подготовить все емкости, термометр, полотенца.

Заключение

При регулярных мероприятиях закаливания и совмещении с физическими упражнениями можно за год добиться существенных результатов. Для этого достаточно уделять занятиям всего полчаса в день. И даже в случае болезни или непредвиденных ситуаций по истечении времени к закаливанию следует вернуться. Ведь от выдержки и терпения взрослых зависит здоровье ребенка в будущем.

Закаливание новорожденных — эффективный, действенный, проверенный временем способ укрепить здоровье и иммунитет маленького человека. Высокая приспособляемость грудных детей позволяет начать процесс закаливания с первых дней.

Механизмы адаптации у новорожденных очень развиты, проще говоря, младенец рождается закаленным. Создание тепличных условий — постоянной температуры окружающей среды, стерильной пищи, отсутствие движения воздуха — отключает врожденную адаптацию за ненадобностью и через месяц малыш начинает чихать от малейшего сквозняка. Стоит лишь поддержать природные данные младенца, создавая контраст температур и наличие положительного контакта с природой, то есть проводить процедуры закаливания и гулять с ребенком в любую погоду.

Суть закаливания и ожидаемые результаты

Процесс закаливания заключается в постоянном дозированном изменении условий окружающий среды. Естественные природные факторы лучшие помощники в закаливании. Процесс можно проводить повсеместно во время переодевания, купания, сна, гимнастики. Не обязательно отводить особое время для закаливания. Все процедуры должны естественно вписаться в распорядок дня.

Закаливание совместно с физическими упражнениями, которое проводиться регулярно, приводит к потрясающим результатам. Работа организма активизируется, при этом улучшаются:

  • сопротивляемость заболеваниям;
  • адаптивные механизмы;
  • кровообращение;
  • обмен веществ;
  • психоэмоциональное состояние;
  • аппетит.

Регулярное закаливание станет отличной профилактикой от простудных заболеваний. Закаленный малыш быстрее развивается. Он раньше сверстников начинает садиться, ползать, ходить и говорить.

Важные правила закаливания

Перед началом закаливания надо обратиться к лечащему педиатру за консультацией. Он должен осмотреть малыша, чтобы убедится в отсутствии противопоказаний.

Закаливание нельзя начинать, если у ребенка:

  • респираторное заболевание;
  • декомпенсированный порок сердца;
  • понижен гемоглобин ();
  • повышена температура;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • резкое истощение;
  • наблюдается нарушение работы желудочно-кишечного тракта;
  • нарушен сон.

Для достижения эффективности закаливания следует неукоснительно соблюдать следующие правила:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  1. Регулярность . Процедуры проводятся систематически, без перерывов ни на один день.
  2. Постепенность . Температура среды закаливания (воздуха или воды) должна изменяться постепенно, маленькими шажками. Резкий перепад к теплу или холоду приведет к психологическому стрессу ребенка, а то и к болезни.
  3. Индивидуальность . За реакцией малыша на процедуры надо внимательно наблюдать. При сильных признаках недовольства, неадекватной реакции закаливание надо прекратить. Во избежание плача и недовольства надо отвлечь ребенка игрушками, песенками, своей улыбкой и лаской.
  4. Сплоченность . Процедуры закаливания надо проводить всей семьей. Обливаясь вместе с малышом можно не только подать ему хороший пример, но и укрепить свой организм. Совместные действия еще и ведут к укреплению семейных уз.

Способы закаливания

Между собой способы закаливания отличаются типом окружающей среды, температура котороя меняется.

Закаливание воздухом

  1. Прогулки . Их начинают, если температура на улице не меньше 10 С. Первая прогулка на улицу должна длиться 15 минут. Затем время нахождения на улице увеличивается с каждым разом вдвое. В конечном результате время ребенок гуляет около 2 часов в день.
  2. Воздушные ванны . Малыша оставляют голеньким при комнатной температуре (22 С). Начинают с 30-40 секунд и увеличивают постепенно на 30 секунд за неделю. Воздушные ванны ребенок может получать во время гимнастики, кормления, массажа, переодевания, до и после купания.
  3. Сон на природе крепче и полезнее . Одевать ребенка надо так, чтобы он не чувствовал дискомфорта. (Статья по теме: )

Закаливание водой

  1. Начинают процесс закаливания водой с умывания. Для малышей до трех месяцев температура воды составляет 28 С, с трех месяцев до полугода — 25-26 С, с шести до двенадцати месяцев — 20-24 С. Температуру воды снижают каждые два-три дня на один градус.
  2. Обтирания являются следующим этапом. Начинают их после шести месяцев с сухих обтираний мягкой фланелевой рукавичкой. Обтирают в следующем порядке: руки, ноги, спину, грудь и живот до слабого покраснения. Через 7- 10 дней начинают влажные обтирания водой с температурой 35 С. Доводят температуру до 30 С, снижая ее постепенно.
  3. Первые обливания малыша проводят с самого рождения после купания, при этом прохладную воду надо лить на теплую кожу. Воду берут температурой 26 С. Вынув из ванночки, держат малыша на руке спинкой вверх. Обливание начинают с пяток, продвигаясь по позвоночнику к затылку. Температуру воды снижают каждые пять дней на один градус. Нижний предел — 18 С, хотя для некоторых может быть и ниже.
  4. Плавание для новорожденного «привычный способ передвижения» — девять месяцев он находился постоянно в водной среде. До трех месяцев плавательные рефлексы у ребенка еще не угасли, и научить его плавать довольно просто. При купании просто поддерживая ребенка под голову позволять ему свободно двигаться. После полугода можно продолжить обучение плаванию в бассейне.


Закаливание солнцем

Солнечные ванны необходимы для новорожденных. Ведь только на свету в организме идет выработка витамина Д, необходимого для роста костей. Продолжительность солнечных ванн и их температура как у воздушных. Одно «НО» — не стоит выносить малыша на прямые солнечные лучи.

Контрастные и интенсивные методы закаливания

Интенсивные методы закаливания стоит применять с осторожностью и только тогда, когда адаптационные рефлексы ребенка уже закреплены. В основе этих методов лежит кратковременное резкое изменение температуры: обливание ледяной водой, окунание в прорубь, ходьба по снегу. Не стоит заниматься интенсивный закаливанием, если у малыша есть хронические заболевания.

Контрастные методы закаливания основаны на быстром и резком изменении температур. К ним относятся контрастные:

  • обтирание;
  • ножные ванны;
  • баня и сауна.

Разница температур при первой контрастной процедуре должна быть 4 С (40 и 36 С соответственно). Через пять дней нижний предел понижают на одну единицу и доводят амплитуду до 23-26 С. Чередовать воду надо 5-6 раз за процедуру с интервалом 20 секунд. Последней должна быть горячая вода.

И, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Ну вот, опять заболели!

Как часто родителям приходится произносить эту фразу. Насморк, кашель, температура, прием медицинских препаратов.

Может пора прекратить эту безрадостную цепочку? И вместо того, чтобы пичкать ребенка очередным «эффективным» лекарством начать укреплять его иммунитет?

Если вам надоело видеть вашего карапуза часто болеющим, если вы хотите всегда видеть его здоровым, выносливым и не боящимся сквозняков, то вам сюда!

Сегодня мы разберем вопрос о закаливании ребенка. Уделим внимание, как правилам закалки, так и ее методам. Рассмотрим особенности закалки новорожденных малышей, а также расскажем о том, чего не стоит делать, если вы хотите, чтобы ребенок не болел.

Что такое закаливание и зачем оно нужно?

А начнем, пожалуй, с самого определения понятия «закалка». Ведь зачастую родители прибегают к этому методу только после того, как начинают понимать, что закаливание является единственным способом борьбы с бесконечными детскими простудами. Выпил холодной воды - здравствуй больное горло, промочил ноги - привет насморк, подвергся сквозняку - а вот и озноб.

Умение приспосабливаться к изменяющимся условиям и вырабатывает закалка, представляющая собой совокупность оздоровительных мер, ориентированная на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

На самом деле ребенок уже рождается с необыкновенной способностью адаптации к условиям окружающего его мира. Родителям остается только развивать эту способность, а не оберегать его от различных неблагоприятных факторов в виде открытой форточки или сквозняка.

Доказано, что закаленные дети менее подвержены простудным заболеваниям, они легко переносят холод или жару. А в случае заболевания закаленный малыш поправится гораздо быстрее карапуза со слабым иммунитетом.

Прежде чем перейти к правилам и методам закаливания ребенка, обратим внимание на один важный фактор. Наилучшей закалкой для любого малыша станет образ его жизни.

Правильный режим дня, свежий воздух, физические нагрузки и здоровое питание - вот главные партнеры закаливания. Не нужно говорить, что образ жизни всей семьи должен быть соответствующим.

Как правильно закалять ребенка: 10 принципов грамотной закалки

Как и любое мероприятие, закалка должны быть правильной. Разовая прогулка босиком под дождем или в мороз без шапки ни к чему хорошему не приведут. Итак, приступаем к принципам грамотной закалки.

  1. Ребенок должен быть абсолютно здоров. Если ребенок приболел, лучше какое-то время переждать.
  2. Заручитесь поддержкой врача. Не все процедуры подойдут тому или иному ребенку.
  3. Начинайте закалять кроху с самого рождения. Маленькие детки лучше привыкают к холоду.
  4. Учитывайте индивидуальные особенности карапуза.
  5. Увеличивайте интенсивность и время воздействия закаляющего фактора постепенно.
  6. Закалять ребенка необходимо систематически. Учитывайте этот важный фактор!
  7. Совмещайте закалку с другими оздоровительными мероприятиями. Отличными помощниками станут физические упражнения, игры на свежем воздухе или массаж.
  8. Следите за реакцией карапуза. Все мероприятия должны вызывать у ребенка позитивный отклик.
  9. Не переусердствуйте. Избегайте длительного воздействия высоких или низких температур.
  10. Собственный пример - залог успешной закалки!

Начинаем закалку с рождения: важные приемы

Если вы все еще задаетесь вопросом: с какого возраста можно закалять ребенка, то повторяем - с самого рождения! В домашних условиях вполне можно создать необходимую атмосферу для закалки грудного малыша. Итак, начнем!

  1. Соблюдайте температурный режим в комнате и не забывайте проветривать помещение.
  2. Старайтесь обеспечить карапузу ежедневный сон на свежем воздухе.
  3. Одевайте малыша по погоде, не перегревайте кроху.
  4. С месячного возраста начинайте делать ребенку массаж, почаще выкладывайте его на животик.
  5. Устраивайте грудничку воздушные ванны. Оставляйте малыша голеньким на несколько секунд, доведя это время до 30 минут. Температура воздуха постепенно доводится до 17-18 градусов. Но это уже приемлемо для ребенка от 1 года.
  6. Обтирайте кроху водой, постепенно заменяя эту процедуру обливанием. Комфортная температура воды для ребенка до года считается 35-30 градусов.

Методы закаливания: формула здоровья «3+1»

Как закалять ребенка с точки зрения методов закалки? Ловите формулу здоровья! Три кита: воздух, солнце и вода плюс нестандартная методика закаливания!

Воздух

Это самый мягкий способ закалки, который состоит из следующих факторов:

  • воздушные ванны: новорожденные принимают их голенькими, дети старшего возраста - в майке и трусах, в дальнейшем можно обойтись и без майки;
  • одежда: следите за одеждой малыша - не допускайте ни переохлаждения, ни перегревания;
  • температура в помещении: оптимальная температура - 22 градуса, частое проветривание комнаты;
  • сон на открытом воздухе: он полезен не только грудным детям, можно создать условия и для дневного сна на улице для детей 1-3 лет;
  • хождение босиком: полезно ходить босиком как в помещении, так и на улице.

Солнце

  • солнечные ванны: закалять ребенка солнцем следует постепенно - сначала сидим в тени, затем оголяем ноги и руки, далее подставляем солнцу все тело; и не забывайте, что оптимальное время солнечных ванн - до 11 часов утра и после 18 часов вечера;
  • солнечно-воздушные ванны: комплексное воздействие воздуха, которое обеспечивает легкий ветер, и солнца;
  • одежда: прежде чем закалять солнцем не забудьте о головном уборе;
  • дополнительные мероприятия: массаж, гимнастика и физические упражнения усилят эффект закалки солнцем.

Вода

Это один из самых эффективных методов закаливания, включающий в себя множество нюансов и процедур.

Как закалять малыша дома водой в течение дня? Очень просто! Ежедневно утром, днем и вечером умывайте лицо, руки, шею и грудь холодной водой. Делайте обтирание влажным полотенцем. Что еще?

  • мытье ног прохладной водой перед сном;
  • прием контрастного душа;
  • обливание стоп холодной водой;
  • обливание всего тела холодной водой.

Конечно, не забывайте про температуру воды: уменьшайте ее постепенно. Если в первый раз вода должна быть не менее 33 градусов, то в дальнейшем ее можно постепенно снизить до 20 градусов. Это уже зависит от того, как ребенок переносит закалку.

Одним из эффективнейших методов закалки является купание в бассейне или открытом водоеме. Начинать купание в бассейне рекомендуется с самого раннего возраста, когда малыш еще не разучился плавать.

А открытый водоем способствует не только водному закаливанию, но и воздушно-солнечному. Не забудьте перед купанием разогреть ребенка подвижной игрой. Дети 4-7 лет уже могут активно плавать, а младшие карапузы должны двигаться. Следите за состоянием малыша, не допустите переохлаждения. Первый сеанс не должен превышать пяти минут, а температура воды должны быть не ниже 23 градусов.

Нестандартные методы закаливания

Хотите, чтобы карапуз 8-10 лет никогда не знал, что такое насморк и боль в горле? Закаляйте его горло с ранних лет! Итак, лечим горло холодом:

  • даем крохе пососать чайную ложку мороженого или кубика сока из морозилки;
  • поим малыша напитками из холодильника: разумеется, никто не говорит о чашке холодного сока - достаточно пару глотков, которые в дальнейшем приведут к тому, что карапуз сможет спокойно выпить стакан холодного молока и не заболеть;
  • полощем горло холодной водой: попробуйте, и вам не нужно будет думать о полоскании горла при и его заболевании.

3 вещи, которые не нужно делать, если у ребенка слабый иммунитет

Переходим к еще одной интересной мысли как закалять карапуза - к антизакалке. Многие родители совершают ряд действий, которые, по их мнению, помогут уберечь ребенка от простуд. На самом деле они только усугубляют ситуацию и не позволяют крохе укрепить иммунитет. Особенно это касается ослабленных и болезненных детей. Родители не понимают, что своими действиями они подводят чадо к очередной простуде.

Итак, что не нужно делать в отношении детей?

Одеваем с умом

Не кутайте малыша «в сто одежек». В первую очередь, активно двигающемуся карапузу должно быть комфортно. Потливость вызывает гораздо больше простуд, чем переохлаждение. Одежда должна не только согревать ребенка, но и давать свободу действий.

Следим за питанием

Прежде чем закалять малыша подумайте о его питании. Мало двигающийся и постоянно жующий вредную пищу карапуз никак не сможет похвастаться отменным иммунитетом. Тут уж никакая закалка не поможет! Питание должно быть сбалансированным и полезным. В рационе обязательно должны преобладать фрукты и овощи. Конфету заменяйте яблоком или грушей. И ни в коем случае не перекармливайте ребенка!

Если малsi отказывается продолжать трапезу, не впихивайте еду ему насильно. Тут уже действуют ваши личные предубеждения, что малыш должен съесть все, что ему дали. Это неверная позиция: карапуз должен съесть ровно столько, сколько ему самому необходимо в данный момент.

Не пренебрегаем прогулками на свежем воздухе

Некоторые родители наказывают ребенка отлучением от улицы или не считают нужным составлять карапузу компанию во время прогулок, ссылаясь на неотложные дела.

Ни в коем случае не отбирайте у детей улицу! Только улица, свежий воздух и двигательная активность укрепляет иммунитет ребятишек, но никак не сидение за партой, компьютером или телевизором.

Старайтесь устраивать совместные вылазки на свежий воздух. Причем, желательно, чтобы они были сопряжены с физической активностью. Велосипед, лыжи, коньки, подвижные игры - в ход пойдет все!

Подводим итоги

Итак, для правильной закалки нам нужны солнце, воздух и вода, сопряженные с активными физическими упражнениями и здоровым питанием. Также не помешает позитивный настрой и личный пример родителей. И помните, что закаливать чадо необходимо систематически. Поэтому пересмотрите свой режим дня, чтобы уделять этому важному занятию как можно больше времени.

Мария Муралева
Консультация для родителей «Закаливание детей 3–4 лет в домашних условиях»

Консультация для родителей

"Закаливание детей 3-4 лет в домашних условиях ".

Тем, кого родители начали закаливать с первых дней жизни , несомненно, будет легче учиться, им не придется пропускать занятия из-за частых насморков и ангин. Но и приступив к закаливанию ребенка в три-четыре года и даже в пять-шесть лет, можно успеть очень много.

В режим дня ребенка с той - же обязательностью, как еда, сон, прогулки, должны войти и закаливающие процедуры . Предлагаем следующее расписание.

Утром - воздушная ванна в течение 15 минут; из них 6-7 минут советуем делать гимнастику.

После воздушной ванны и гимнастики - умывание до пояса водой, температура которой 16-14 градусов, а если прежде водных процедур не проводили - 27 градусов.

До и после умывания - полоскание горла. В первые дни теплой водой - 36-33 градуса; через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее - каждые 7 дней. Если ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше даже полоскать горло водой более теплой - на один градус выше, чем до заболевания.

Самое благоприятное время для солнечных ванн - от 8 до 11 часов, длительность до 30 минут, но в два приема. Полежал ребенок 5-15 минут на солнышке, потом отдохнул в тени и снова на 5-15 минут - под прямые солнечные лучи.

Закаленному ребенку можно утреннее умывание до пояса заменить общим обливанием или душем; или, встав с постели, пусть умоется и вымоется до пояса, а обливание сделайте после солнечной ванны.

Ножные контрастные ванны - после дневного сна.

Эту процедуру можно заменить обливанием ног. Начальная температура воды - 28 градусов, понижая ее каждые 8-4 дня (для ослабленных детей - каждые 7 дней , довести до 16 градусов.

Все закаливающие процедуры лучше проводить утром и днем, около 9 и 15 часов. Исследования показали, что в это время суток у детей дошкольного возраста лучше развиваются приспособительные реакции к колебаниям температуры.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.

2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.

3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий . Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.

4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой

Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того , чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам . Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе !

Специальными наблюдениями установлено, что у детей , которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста - катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде - от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить : следите, чтобы он сам поднимался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах ; вначале - правильно стоять на них, затем - ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься - по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут) .

Купание и плавание.

Купание в открытом водоеме - наиболее эффективная закаливающая процедура . Многие родители сейчас с успехом учат плавать в домашней ванне грудных младенцев. Детей раннего возраста обучают плаванию в бассейнах детских поликлиник. Но если ваш ребенок не стал пловцом, используйте лето, чтобы научить его держаться на воде.

Конечно, малыш может начинать купаться при температуре воздуха не ниже 25 градусов (если он закален - не ниже 24 , в безветренные дни и только в чистом водоеме, с пологим песчаным берегом, где нет коряг, водорослей, камней. Научите его спокойно входить в воду, не бояться открыть глаза в воде. Пусть поиграет с мячом, пробует окунуться, а вы, стоя рядом, помогите ему сохранить равновесие. И следите - не холодно ли ему? Если появилась «гусиная кожа» - сейчас же на берег, вытереться и согреться на солнышке!

После первого знакомства с водой уже возможны игры-задания, подготавливающие к плаванию.

«Достань» . Ребенок должен быстро отыскать игрушку или камень, положенный на дно (на мелководье, конечно) .

«Кто скорее» . Войти в воду по пояс, повернуться лицом к берегу и по команде быстро выбежать на берег.

«Кто выше» . Присесть и выпрыгнуть из воды как можно выше.

«Спрячься под воду» . Окунуться с головой, не зажимая носа и рта руками.

Предварительно объясните ребенку, как правильно дышать в воде. Пусть он, сделав короткий вдох, опустит лицо в воду и медленно выдыхает через рот, как будто дует на горячий чай, но так, чтобы на поверхности воды образовались маленькие пузырьки. На счет «раз» вдох над водой, на «два, три, четыре, пять» - выдох в воду. Повторив это упражнение 12-16 раз, можно приступить к следующему этапу подготовительных упражнений.

«Полоскание белья» . Войти в воду, чтобы она была чуть ниже пояса, поставить ноги врозь, нагнуться, опустить руки в воду и проделать ими движения влево-вправо, вперед-назад.

«Мельница» . Грести руками в воде : одна рука гребет, другая проносится по воздуху.

«Поплавок» . Стоя в воде, сделать вдох, задержать дыхание, присесть, погрузившись под воду, обхватить руками колени, а подбородок прижать к груди. Вода вытолкнет ребенка на поверхность.

«Медуза» . После того, как малыш научится делать «поплавок» , выполнив это упражнение, развести руки и ноги в стороны.

«Ножницы» . Сесть у берега в мелководье и двигать выпрямленными ногами вверх-вниз.

Если в течение нескольких дней ребенок освоится с этими упражнениями и делает их с удовольствием, попробуйте положить его грудью на резиновый круг, руки вытянуты вперед. Ударами ног по воде сверху вниз поддерживается равновесие, и ребенок плывет. Вначале - не погружая лица, потом уже выдыхая в воду, а для вдоха поворачиваясь лицом в сторону.

Следующий этап - научиться лежать на спине. Пусть стоя спиной к берегу, ребенок медленно присядет, так, чтобы подбородок касался воды, вытянутыми в стороны руками поддерживает равновесие, затем отклонять голову назад, погружая затылок в воду и постепенно принимая лежачее положение. Помогая себе движениями кистей рук, он будет лежать на воде.

Если это сразу не получается,- не беда, на первых порах слегка поддерживайте начинающего пловца.

Остается научиться скользить на груди. Войдя в воду, ребенок должен повернуться лицом к берегу, присесть, вытянуть руки ладонями вниз и, сделав вдох, оттолкнуться от дна. Покажите ему, как можно в положении, напоминающем стрелу, проплыть к берегу; затем научите его делать попеременные греб» руками и быстрые движения ногами.

Терморегуляционные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, до более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта. Хотите, чтобы ваш ребенок рос крепким,- применяйте весь комплекс, о котором мы рассказали!

Если вы закаляете ребенка не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом и на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным : в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно - надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной - и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется.

Напоминаем, это процедура сильнодействующая, и начинать с нее закаливание нельзя .

Осторожность, постепенность, систематичность - три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка .