Церковный календарь на сентябрь 17 года. Православный календарь. Церковные праздники

В это время начинали выкапывать лук (Фото: Sandra Cunningham, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 4 сентября

В этот день отмечается праздник иконы Божьей Матери, именуемой «Неопалимая Купина». По преданию, в виде горящего, но не сгорающего тернового куста Моисею явился Бог, чтобы призвать пророка вывести народ Израиля из Египта. В христианстве Неопалимая Купина стала прообразом Богоматери, символизирующим непорочное зачатие Девы Марии.

Православные люди почитают чудотворную икону Божьей Матери с тем же названием. В центре иконы располагается изображение Марии с младенцем, заключенное в восьмиконечную звезду, которая, в свою очередь, образована двумя четырехугольниками - зеленым (естественный цвет Купины) и красным (цвет объявшего ее пламени). В русской иконописи икона известна с середины 16 века, а праздник в честь нее был установлен в 17 столетии.

В народе Неопалимую Купину вполне естественно считали охранительницей от пожара и молнии. Соответствующую молитву произносили в этот праздник. Кроме того, существовал обычай в случае пожара обходить вокруг горящего дома с иконой Богородицы Неопалимой Купины.

Наши предки знали много поверий, связанных с пожарами, которые были самым страшным бедствием для крестьян наряду с неурожаем. Например, говорили, что пожар, вызванный молнией, можно затушить молоком от черной коровы, квасом или пивом. Верили также, что если бросить в горящий дом белого голубя, то пламя погаснет. Спасти от грозового пожара могли черная собака или кошка, живущие в доме.

Существовали и особые приметы: пожар предвещали мыши, бегущие по полу; кукушка, летящая по деревне; заяц, бегущий по селению. Интересно, что пожарную бочку нельзя было держать в полной исправности; говорили, что быть готовым к пожару - бога искушать.

В это время женщины начинали выкапывать лук, а мужчины обходили сеновалы и тыкали в них вилами - чтобы прогнать из сена «гнетуху» и «трясуху», духов болезни, которые могут зимой напасть на скотину. Так же вилами тыкали в сухой мох, если строили дом.

Именины в этот день

Александр, Василий, Григорий, Елена, Иван, Митрофан, Михаил, Моисей, Николай, Павел, Петр, Степан, Федор, Юлиан

День работников леса

Праздник людей, которые своим трудом приумножают наши лесные богатства (Фото: psamtik, Shutterstock)

Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя, так радостно и жадно,
Дыханье влажных трав и аромат сосны… (из стихотворения В.Рождественского).

В третье воскресенье сентября отмечается профессиональный праздник людей, которые своим благородным трудом приумножают наши лесные богатства и способствуют их рациональному использованию. День работников леса ведет свою историю еще со времен существования СССР.

13 августа 1966 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об установлении данного праздника, а в 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» подтверждено его празднование в третье воскресенье сентября.

Сегодня День работников леса отмечают в России, Беларуси, Кыргызстане, Украине.

Лес - наше самое большое природное богатство, залог экологической безопасности, приоритетная составляющая народно-хозяйственного комплекса и основа экономической стабильности страны.

Сохранение, приумножение, заботливое и рациональное использование этого бесценного национального сокровища - обязанность не только лесничества, но и общества.

Подсчитано, что леса занимают около трети площади суши, и общая площадь лесов на Земле составляет 38 миллионов кв. километров. Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвертая часть расположена в северном полушарии. Площадь лесов в России составляет примерно 8 миллионов кв. километров.

День Конституции и Гражданства в США

Фрагмент Конституции США на фоне государственного флага (Фото: Onur ERSIN, Shutterstock)

В 2001 году приказом президента США Джорджа Буша 17 сентября объявлено Днем Конституции и Гражданства (Constitution Day and Citizenship Day), а период с 17 по 23 сентября определен еще с 1955 года как Неделя Конституции.

Многие граждане США - как рожденные в США, так и принявшие гражданство, независимо от национальности и вероисповедания - отмечают этот праздник, хотя государственным выходным днем он не является.

Исторически этот день знаменателен тем, что 17 сентября 1787 года, в США была принята первая в мире Конституция, подписанная делегатами Конгресса из 12 штатов. Это первая в мире Конституция, четко определяющая права и свободы человека, как гражданина своей страны.

До принятия Конституции Соединенные Штаты жили по Статьям конфедерации.

Первые 10 поправок к Конституции, получившие название «Билль о правах» (Bill of Rights), были приняты первым Конгрессом в сентябре 1789 года, они вступили в силу в декабре 1791 года.

В 1940 году Конгресс провозгласил 3-е воскресенье мая Днем Америки, который впоследствии был переименован в День Конституции и смещен на сентябрь. Интересно, жители Америки, праздновавшие это событие в 3-е воскресенье мая, не изменили традиции.

Ежегодно к этому празднику Министерство Образования США разрабатывает методические пособия, мандаты и рекомендации для школьников и студентов. Этот день отмечается вдохновенными речами о правах и почетных обязанностях каждого гражданина.

В течение Недели Конституции на уроках проходят занятия по истории ее создания, подписания, ученики читают и цитируют отрывки. Обеспеченными гражданами принято вносить пожертвования в благотворительные фонды.

День Матери в Казахстане

Официально этот праздник был учрежден совсем недавно – в 2012 году (Фото: Tom Wang, Shutterstock)

День матери в Казахстане отмечается ежегодно в третье воскресенье сентября. Хотя традиции чествования женщин-матерей в этой стране существуют не первый год, но официально этот праздник был учрежден совсем недавно – в 2012 году, по инициативе президента Республики Нурсултана Назарбаева.

Именно он, в канун празднования 8 марта в 2012 году, высказал идею назначить определенный день для чествования казахстанских матерей, отметив роль женщины, как хранительницы семейного очага, и что День матери – праздник в мире широко распространенный и актуальный. Также президент предложил поздравлять казахстанских матерей осенью, «когда уборка заканчивается, в сытное время».

И вскоре постановлением Правительства были внесены соответствующие изменения в Указ президента Республики Казахстан от 20 января 1998 года №3827 «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан», согласно которым в стране был учрежден новый праздник – День матери, и определена дата его празднования – третье воскресенье сентября.

Этот праздник был установлен с целью чествования казахстанских женщин-матерей. Ведь мать – это средоточие начала жизни, основа семьи, хранительница семейных традиций. Поэтому чествование матери – это, в том числе, и сохранение казахской культуры и традиций, что в современном мире весьма важно. Поскольку молодое поколение порой теряет главные ориентиры в жизни и забывает о ценности семьи, брака и традиции своего народа.

И сегодня все жители Казахстана могут поздравить своих мам с их теперь уже официальным праздником – Днем матери.

Напомним, что в большинстве европейских стран, США, Канаде, Китае, Японии День матери отмечается ежегодно во второе воскресенье мая, а в России – в последнее воскресенье ноября.

День спасателя Украины

Украинские спасатели отмечают свой профессиональный праздник 17 сентября (Фото: worradirek, Shutterstock)

12 сентября 2008 года Президент Украины В.Ющенко подписал Указ № 830/2008, в соответствии с которым был установлен новый профессиональный праздник - День спасателя , который отмечается с тех пор в стране ежегодно 17 сентября.

Как сказано в Указе, праздник устанавливается, «учитывая значительный вклад работников аварийно-спасательных служб, пожарной охраны и других специальных формирований, а также граждан в деле ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, защите жизни и здоровья людей».

Напомним, что ранее, в подписанном 27 августа 2004 года Президентом Украины Указе № 1010/2004 «О дне работников гражданской защиты» отмечен значительный вклад пожарных и аварийно-спасательных формирований и служб в дело защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Украинские спасатели отмечают свой профессиональный праздник 17 сентября - в день празднования православной церковью Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680), которая является покровительницей пожарных и спасателей и оказывает помощь всем, кто попал в беду.

Отметим также, что Указом № 830\2008 отменен другой праздник - День работника гражданской обороны, который отмечался 27 августа.

04/09/2017 - 09:17

Церковный православный календарь на сентябрь 2017 года включает в себя 78 религиозных праздников. В их числе и три великих, два из которых являются двунадесятыми. Также в сентябре этого года много дней памяти. Строгих многодневных постов в начале осени нет.

Первый из великих праздников православные верующие отметят уже 11 сентября. Этот праздник называется Усекновение главы Иоанна Предтечи. В этот день церковь рекомендует держать строгий пост. В пищу нельзя употреблять даже рыбу.

Праздник появился в честь памяти пророка Иоанна, который проповедовал веру в Иисуса Христа, призывая народ к покаянию. Не боялся Иоанн и великого царя Ирода. Ему он указал на его греховные поступки, за это был казнен. Его голову попросила падчерица Ирода в награду за танец.

21 сентября верующие отмечают Рождество Пресвятой Богородицы. В соответствии с учением церкви, рождение Девы Марии не было случайным. Она была долгожданным, вымоленным ребенком. В церкви проходит особая служба в честь этого праздника.

27 сентября верующие отмечают Воздвижение Чесного и Животворящего Креста Господнего. История праздника уходит в IV век. Так, равноправная царица Елена нашла крест, на котором был распят Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году рядом с горой Голгофой в Иерусалиме. В VII веке Крест из Персии был возвращен византийским императором Ираклием. Праздник называется Воздвижение Креста, так как при его обретении и при его возвращении предстоятель поднимал (воздвигал) крест три раза, чтобы верующие могли его видеть.

Cегодня 17 сентября (4 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

* Пророка и Боговидца Моисея (1531 г. до Р. Х.). * Священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним мучеников трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (ок. 251). * Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (обретение мощей, 1911). * Второе обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1989).
Мучеников Ермионии (ок. 117) и святой Евтихии, дочерей апостола Филиппа диакона; Вавилы Никомидийского и с ним отроков Аммания, Доната и прочих 82 (ок. 305-311); Феодора, Миана, Иулиана и Киона (ок. 305-311); Феотима и Феодула. Преподобных Петрония (ок. 349); Симеона Гареджийского. Преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского (1867). Святого Александра. Священномучеников Павла (Васильевского), Иоанна (Васильевского), Николая (Лебедева), Николая (Сретенского), Михаила (Богородского) пресвитеров и преподобномученика Стефана (Кускова) иеромонаха, Тверских (1937); священномучеников Иоанна (Ромашкина), Николая (Хвощева), Александра (Никольского), Петра (Лебединского) пресвитеров и мучеников Василия (Ежова), Петра (Лонскова), Стефана (Митюшкина) и Александра (Блохина) Нижегородских (1937). Собор Воронежских святых. Иконы Божией Матери, именуемой "Неопалимая Купина" (1680).

Моисей - величайший пророк Ветхого Завета

Св. пророк Моисей называется Боговидцем, потому что удостоился видеть Бога на горе Синай насколько возможно видеть человеку. Моисей вывел евреев из Египта и тем избавил их от рабства фараонова; он получил для них 10 заповедей от Самого Бога на горе Синайской и, по внушению Божию, написал законы. Тем самым Моисей был образом Иисуса Христа, Спасителя людей от рабства диаволу и новозаветного Законодателя. Моисей предвидел пришествие Спасителя (Втор. 18:18), поэтому его называют пророком. Жизнь и деятельность Моисея описана в Библии. Родился он в то время, когда фараон, царь египетский, издал указ бросать в реку Нил всякое новорожденное еврейское дитя мужеского пола, но Божиим Провидением был спасен и воспитан при дворе царском. Достигнув возраста, он предпочел страдать с народом Божиим - своими соотечественниками, чем владычествовать с язычниками. Однажды, заступившись за еврея, которого обижал египтянин, он убил египтянина и вынужден был бежать в другую землю, Аравию. Там 40 лет он жил у своего тестя, священника Иофора, и пас его стада. Здесь Господь, явившись Моисею в горевшем, но не сгоравшем терновом кусте, послал его освободить евреев от рабства в Египте, выведя их оттуда. При помощи Божией Моисей и перевел евреев через Чермное море. После того как получил скрижали с десятью заповедями, по указанию Божию, устроил первый Божий храм, скинию. Однажды, когда Господь очень разгневался на народ, который согрешил в отсутствие Моисеево, он такими словами молился за народ: «Господи, если Ты не простишь греха их, то изгладь и меня из Твоей книги, в которую вписаны у Тебя предназначенные для вечного блаженства». Моисей довел евреев до земли Обетованной, но Бог не судил ему ввести в самую землю, потому что он, к соблазну других, не точно исполнил повеление Божие: изводя воду из камня, вместо того, чтобы извести словом, ударил железом по камню и еще выразил при этом сомнение словами: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» Умер Моисей на горе Навав, на границе земли Обетованной, лишь взглянув на ее оттуда. Умер он в возрасте 120 лет около 1531 г. до P. X. Место могилы его осталось неизвестным чтобы евреи, склонные к многобожию, не могли поклоняться ему, как Богу. Моисею приписывают авторство пяти первых священных книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Священномученик Вавила

Священномученик Вавила был епископом в Антиохии, во времена гонения. Император Декий, устроив праздник в честь идолов и принесши в жертву бывшего у него заложником персидского царевича, захотел войти в христианский храм, чтобы осквернить его. В это время св. Вавила служил в храме и не пустил туда царя. Царь побоялся настаивать, потому что в храме было много христиан. На другой день он приказал сжечь храм и представить к себе св. Вавилу. «Знаешь ли, какое зло сделал и какой казни заслуживаешь ты, оскорбив царя?» - сказал царь Вавиле. Вавила отвечал: «Я не оскорбил царя, а только удержал того, кто хотел осквернить святыню Божию! Сам Царь Небесный повелел мне оберегать от волков данное мне стадо». - «Ты получишь прощение, если поклонишься богам нашим», - продолжал царь. - «Я готов принять казнь, но от Бога не отступлю. Хотел бы я и тебя вывести из мрака и избавить от геенны, которую ты сам себе готовишь и к которой призываешь других». Услышав о взятии на суд Вавилы, пришли в судилище еще трое братьев, учеников его: Урван, Прилидиан и Епполоний, отроки. «Чьи эти дети?» -спросил царь. «Мои по духу», - отвечал Вавила. «Есть ли у вас мать?» - спросил царь отроков. «Есть, - отвечали они, - но мы любим Вавилу больше матери, потому что он заботится о спасении наших душ». Отыскали их мать, Христодулу. Та сказала, что отроки - ее дети, но она отдала их Вавиле, чтобы он привел их в Царство Небесное. Царь приказал бить мать, детей же начал ласково уговаривать, потом бить за непослушание, и потом вместе с Вавилой, привязав к дереву, жечь огнем. «Что пользы, что ты отдаешь себя и детей на смерть? сказал царь Вавиле. - Ты позаботился бы, чтобы они не погибли в цвете юности». Святой мученик отвечал: «Тебе, царь, следовало бы заботиться о пользе своего государства и бороться с врагами своего народа, а ты гонишь и мучишь нас, ни в чем не повинных». Царь разгневался и приказал отсечь головы всем четверым мученикам. Это было в 251 г. В IV в., по повелению Юлиана Отступника, мощи святых мучеников были удалены из Дафны, где покоились. Во время отшествия мощей молния пала на храм идола Аполлона и обратила его в пепел.

Мученик Вавила Никомидийский

Мученик Вавила Никомидийский пострадал при царе Максимиане, вместе с ним пострадали 84 отрока. Во время гонения он скрылся в потаенное место и здесь учил малых детей не поклоняться идолам, а поклоняться Христу. Язычники донесли об этом царю, и царь потребовал к себе мученика вместе с детьми. На суде св. Вавила назвал языческих богов бесами; царь разгневался и приказал подвергнуть его жестоким мукам. С детьми же царь ласково беседовал, задавал им разные вопросы; но они не отвечали ему ничего, а лишь переглядывались. Тогда он отделил детей постарше и сказал им: «Вы умнее других, послушайте меня поклонитесь нашим богам». - «Мы никогда не поклонимся бездушным истуканам», - отвечали все дети. Царь приказал умертвить мечом их всех, начиная с учителя. Из детей известны имена Аммония и Доната.

Мученица Ермиония

Мученица Ермиония была дочерью св. Филиппа диакона (память 14 ноября). Зная врачебное искусство, она безвозмездно лечила христиан. Царь Траян, узнав о ней, хотел уговорами и обещаниями отвлечь ее от Христа; но святая осталась твердой, и Траян приказал жестоко бить ее, а затем отпустил на свободу. Тогда святая Ермиония открыла лечебницу и лечила всех приходящих больных, внушая неверующим веру во Христа. Когда же со смертью Траяна вступил на престол Адриан, то и он потребовал Ермонию к себе и за веру Христову приказал бросить в кипящую смолу с серой и оловом. Но она, находясь в котле, не чувствовала боли и говорила мучителю: «Царь, поверь, как ты, сидя на троне, не чувствуешь огня, так и я». Затем Ермиония попросила отвести ее в капище. Адриан обрадовался, думая, что святая мученица хочет поклониться идолам. Но едва она вошла в капище и помолилась, как все идолы попадали. Тогда св. Ермиония послала сказать Адриану, чтобы он поспешил на помощь своим богам, потому что они лежат поверженные и не могут встать. Царь разгневался на св. мученицу и отсек ей голову. Это было в 117 г. в городе Ефесе.

Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина»

Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» установлено в XVII в. Икона находится в Москве, в Неопалимовской церкви. При царе Феодоре Алексеевиче она находилась при Грановитой царской палате. Царский конюх Колошин особенно почитал эту икону. Однажды судили его по какому-то важному делу, и он, не надеясь оправдаться, еще усерднее молился перед иконой, прося у Пресвятой Богородицы заступничества. И молитва его была услышана. Царь видел икону во сне, и Пресвятая Богородица объявила Колошина невиновным. Царь освободил Колошина от суда, а он в благодарность Богородице испросил у царя позволения построить храм во имя иконы Неопалимой Купины и перенес туда саму икону. Тогда установлено и празднование сей иконе в Неделю по Пасхе - в день перенесения иконы и освящения храма.
Однажды во время бывшего в Москве большого пожара икону обнесли вокруг домов прихода Неопалимовской церкви, и все дома уцелели. Икона Неопалимой Купины пишется так: представлена восьмиугольная звезда, состоящая из двух острых четырехугольников, из коих один красного цвета, напоминающий собой огонь, объявший виденную Моисеем купину (куст терновника), другой - зеленого цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, будучи объята пламенем. В середине звезды изображена Пресвятая Богородица; по углам - человек, лев, телец и орел -символы четырех евангелистов.

Святитель Иоасаф

Святитель Иоасаф (в миру Иоаким Андреевич Горленко) был родом из знатной дворянской семьи. Он родился в 1705 г. в праздник Рождества Богородицы.
В детстве отцу святителя было видение Приснодевы, подле которой молился Иоаким, осеняемый архиерейской мантией.
Не получив от родителей благословения на монашество, юноша тайно поступает послушником в Киево-Межигорский монастырь, где был пострижен в рясофор с именем Илларион. В 1727 г. в Киево-Братском монастыре он был пострижен в мантию с именем Иоасаф. Молодой монах служил учителем Киевской Духовной академии, священником Софийского собора, членом консистории.
В 1737 г. иеромонах Иоасаф был назначен игуменом Спасо-Преображенской Мгарской обители близ Лубен, а затем архимандритом Троице-Сергиевой лавры. Игумен Иоасаф, не полагаясь на помощь наемников, не гнушался самой тяжелой и черной работы, не гнушался и прошения милости. Императрица Елизавета Петровна, удивленная достоинством чернеца-просителя, пожаловала ему весьма крупную сумму денег.
В 1748 г. архимандрит Иоасаф был призван к епископскому служению, владыкой Белгородским и Обоянским. На этом посту он стал известен своей строгостью.
Особо строго владыка боролся с привычкой пренебрежительно относиться к святыни. Однажды владыка Иоасаф увидел во сне лежавшую среди мусора икону Богородицы. Пресвятая Дева, скорбя, жаловалась Своему святителю: «Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего! Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для всей веси сей и всей страны, а они повергли его в сор!» Именно такою, поверженною в сор, и нашел епископ Иоасаф икону эту в городе Изюме близ местной церкви. В другой раз, во время поездки по епархии, остановившись на ночлег в доме приходского священника, архиерей нашел запасные Св. Дары среди бумаг и мусора на полке с горшками, за что подверг священника жестокому наказанию.
Один 130-летний священник покаялся святителю Иоасафу, что в давние времена, устрашенный приказанием опоздавшего к обедне помещика, вынужден был возобновить, не переменив престола, прерванную литургию. Не послушав грозного гласа, повелевавшего ему не совершать незаконной службы, испуганный священник проклял самого ангела-хранителя храма. По настоянию святителя Иоасафа старец-преслушник совершил литургию на месте того, давно разрушенного храма, после чего умер, примирившись с Богом.
Святитель скончался 10 декабря 1754 г. и был похоронен в каменном склепе, устроенном по его настоянию в Белгороде и освященном в память Страшного Суда, ожиданием которого блаженный Иоасаф жил постоянно.
Святитель был канонизирован в 1911 г. В 1991 г. были чудесным образом вторично обретены мощи святителя, считавшиеся утраченными, и в день его памяти перенесены в Спасо-Преображенский собор города Белгорода, где и почивают поныне.
Память святого вспоминается также 10 декабря, в день его блаженной кончины.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
16.03.2019 -
17.03.2019 -
18.03.2019 -

"Неопалимая Купина" — образ, известный с ранних веков христианства. Он символически отражает ветхозаветное событие, описанное в книге Исход, когда недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Моисей, пасший овец, увидел горящий куст, подошел посмотреть "отчего куст горит огнем, но не сгорает" (Исх.3:2), и Бог, воззвав к нему из пламени, призвал вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Для христиан этот куст, не сгоравший в огне, стал прообразом Божией Матери, которую не опалил огонь Божества при непорочном зачатии.

На Русь эта икона попала еще в 1390 году — ее привезли в Москву палестинские монахи — и хранилась в Благовещенском соборе московского Кремля. А начиная с XVI века по стране стали расходиться ее многочисленные списки, многие их которых почитались чудотворными.

В секрете такой популярности в народе этого перенасыщенного сложнейшей символикой образа, возможно, лежит ключ к пониманию сути религиозного сознания наших предков, которое мы упорно пытаемся втиснуть в прокрустово ложе собственных, сильно уплощенных нашим секулярным миром представлений.

Святые Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх константинопольский Никифор, отцы VII Вселенского собора описали целый ряд главных функций иконы. И самым популярным из их определений стало объяснение иконы как рассказа о событиях Священной истории или житии святого в картинах (по выражению Василия Великого - "книга для неграмотных"). То есть практически - иллюстрация, благочестивый "комикс"? Но в том-то и дело, что святые создатели православного иконописного канона, похоже, имели в виду нечто иное.

Символически показывая духовные, неизобразимые феномены горнего мира, икона возводит ум и дух человека, созерцающего ее, в этот мир, объединяет с ним, приобщает к бесконечному наслаждению духовных существ, обступающих престол Божий. Она — предмет длительного и углубленного созерцания, стимулятор духовной концентрации, путь к духовному восхождению. В иконе изображается прошлое, настоящее и будущее православного мира. Она принципиально вневременна и внепространственна, в ней реально осуществляется единение земного и небесного. Верующий обретает в ней вечный духовный космос, приобщение к которому составляет цель жизни православного человека.

"Неопалимая Купина" перенасыщена символами и персонажами Священного Писания: архангелы, апокалиптический тетраморф (четыре крылатых апокалиптических существа, символизирующие еще и четырех евангелистов), ангелы — покровители стихий, видения ветхозаветных пророков окружают центральный образ Богоматери, держащей на руках младенца Христа: небесный и земной мир, объединяясь по замыслу Всевышнего в неразрывной повести прошлого, настоящего и будущего рождают Спасителя человечества Иисуса Христа от благодатной Приснодевы Марии.

Изображение Богородицы заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет купины и цвет объявшего ее пламени). Причем, сам символ восьмиконечной звезды также тесно связан с Богородицей, ее тайной. Восьмиконечная звезда в традиции означает вечность, полную устойчивость, выход за пределы дольнего мира. Это — знак рая, конечного преображения, Небесного Иерусалима. То есть икона изображает духовный, "богородичный" космос: Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил вселенную Бог, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада.

Следы народного почитания этого образа остались даже в городской топонимике: список "Неопалимой Купины" из Святых сеней Грановитой палаты Кремля вплоть до XX века хранился в московской церкви "Неопалимой Купины"; сам храм в 1930 году снесли, но осталось название — Неопалимовский переулок.

В 1904 году по благословению Иоанна Кронштадтского его духовная дочь игумения Таисия (Солопова) основала в честь "Неопалимой Купины" монастырь — Парфеневскую пустынь близ Череповца.

Почитаемые чудотворными списки иконы "Неопалимая Купина" есть в Пермском крае, в Ульяновске, в Новгороде, на Украине — в Троицкой церкви Славянска.

Общецерковное празднование этой иконе 4 сентября (17 сентября по новому стилю) было установлено в 1680 году.