Целью и результатом экологического образования дошкольников является. Маленькая егоза. В чем значимость наблюдения для экологического воспитания дошкольников


Введение

3 Эффективность применения опытов и экспериментов, как средства формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Заключение

Приложения

педагогический экологический образование дошкольный


Введение


Ребенок дошкольного возраста знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее или через практическую деятельность во время прогулок. Опосредованные способы познания природы (книги, картины, кино, телевидение) расширяют кругозор маленького ребенка, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие. Непосредственное же общение с природой насыщает эмоциональное восприятие ребенка яркими впечатлениями.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Современные исследователи (А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Н.Н. Поддьяков и др.) также рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Актуальность исследования обусловлена тем, что при формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Гипотеза исследования: использование опытной и экспериментальной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста способствует более успешному усвоению детьми знаний о природе. Объект исследования: экологическое образование детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности использования опытов и экспериментов в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста.

Цель: изучить эффективность использования опытов и экспериментов в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста.

Изучить теоретические аспекты использования опытов и экспериментов в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста.

Провести диагностику экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Разработать и апробировать систему опытов и экспериментов в формировании представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы; изучение и анализ психолого-педагогического материала, тестирование, опыты и эксперименты; педагогический эксперимент.

Данная курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованныхисточников, приложения.

База исследования: детский ясли-сад №30 г. Могилева.


Глава 1. Теоретические аспекты использования опытов и экспериментов в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста


1 Психолого-педагогические основы экологического образование детей дошкольного возраста


Под экологическим образованием детей дошкольного возраста понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации.

Экологическое образование ребенка-дошкольника должно начинаться с усвоения детьми знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический характер. Более же частные и конкретные знания, в том числе различного рода эмпирические знания должны выводиться из обобщенно-теоретического знания как из своей единой генетической основы. Необходимо уже на начальных этапах ввести в сознание и мышление школьников, основные научные, экологические и нравственно-экологические понятия.

Педагогическая ценность такого подхода обусловливается тем, что при этом у ребенка возникает целостное и принципиально правильное представление об изучаемом предмете, о его реальном состоянии и его проблемах, закладывается прочная ориентировочно-мотивационная основа всех последующих этапов формирования экологической ответственности: Благодаря такому подходу, в мышлении и сознании дошкольников образуется как бы некоторый "образ-каркас", который в дальнейшем будет целенаправленно и поэтапно дифференцироваться и на который в последующем будут "нанизываться" более частные теоретические и эмпирические знания, а также конкретные примеры, их подтверждающие.

Специфика дошкольной ступени как первого этапа системы непрерывного экологического образования определяется психологическими, физиологическими особенностями ребенка-дошкольника, что учитывается при отборе содержания и методики.

При отборе содержания экологического образования дошкольников должны учитываться три группы принципов.

Общедидактические принципы: научность и доступность (знакомство дошкольников с совокупностью элементарных научных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ мировоззрения); гуманистичностъ (воспитание человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни; имеющего представления о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познавательной, практической и т.д.); системность (отражается в характере, логике, последовательности подачи материала, организации работы в дошкольном учреждении, в изучении живых объектов как систем разного уровня).

Принципы, специфические для экологического образования детей дошкольного возраста: целостность (отражает, прежде всего, целостное восприятие дошкольником окружающего мира и единство ребенка с миром природы); конструктивизм (экологическое образование дошкольников базируется только на нейтральной, положительной или отрицательно-положительной информации).

Обеспечение возможностей для усвоения системы экологических идей, экологических и нравственно-экологических понятий, интеллектуальных и практических умений и навыков.

Обеспечение научного подхода к рассмотрению и анализу современных экологических проблем.

Нацеленность на формирование у дошкольников новых экологически ответственных моделей поведения и деятельности в окружающей природной среде, на внедрение в их повседневную практику взаимодействия с природой.

Вовлечение дошкольников в процесс их активного учения, предоставление возможностей для проявления самостоятельности, сотрудничества, ответственности и способности принимать экологически ответственные решения.

Развитие готовности и способности постоянно открывать и исследовать окружающую природную среду, обеспечение реального вклада в поддержание ее экологически благоприятного состояния.

Обеспечение прямых контактов дошкольников с природной средой их эмоционально насыщенного общения с природой.

Методы экологического образования должны побуждать дошкольников к активности, к самостоятельной постановке вопросов о природной среде, к поиску ответов на эти вопросы.



Образовательная область "Человек и природа" Учебной программы дошкольного образования включает систему элементарных знаний о биосфере, ноосфере, сущности вещей и явлений, об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении - основных началах природоведения, биологии. Значительное внимание уделяется знакомству детей с природой Беларуси, того ее региона, где живут дети; с теми сезонными изменениями в природе, которые связаны с народными праздниками белорусов, с природными богатствами родного края.

Цель экологического образования детей среднего дошкольного возраста состоит в формировании обобщенных представлений об объектах и явлениях природы.

Задачи экологического развития ребенка-дошкольника в деятельности:

·Развивать умения и навыки гуманного обращения с животными и растениями; желание заботиться о них;

·формировать представления: об общих для всех живых существ признаках у человека, животных и растений (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение); о животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их всеми органами чувств; о роли света, тепла, влаги, питательной почвы в жизни растений, животных, человека; о целостности природных сообществ; о взаимосвязи и взаимозависимости живой (человека, животных и растений) и неживой природы;

·воспитывать: гуманное и бережное отношение к живым существам, к их среде обитания; стремление оберегать природу; познавательное отношение к окружающей природе; сострадание к людям с ограниченными возможностями, понимание их затруднений.

При знакомстве с неживой природой дошкольники получают представления о погодных явлениях каждого сезона: температуре, осадках, долготе дня; свойствах воды, почвы, воздуха.

Дети учатся замечать состояние погоды и отмечать в календаре погоды.

При знакомстве с растениями дети получают представления о (об):

·признаках растений как живых существ: растения двигаются (поворачивают листья, стебель, цветы к солнцу, раскрывают и закрывают лепестки и т.д.); растения питаются (корень всасывает воду из земли, стебель проводит воду, пищу к другим частям растения, листья улавливают свет и питают растение); растения дышат листьями, стеблем (стволом), корнями; растения "чувствуют" приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду и др.; растения растут и размножаются;

·разнообразии листьев, цветков, плодов, семян растений, уникальности каждого растения;

·растениях природных сообществ, созданных руками человека (огорода, сада, цветника, парка);

·сезонных изменениях в состоянии растений;

·отличительных признаках растений ближайшего окружения (4-5 деревьев (рябина, клен, каштан, сосна), 3-4 кустарника (малина, чубушник, снежноягодник), 3-4 растения цветника (колокольчик, настурция, лилия, ирис и др.), 5-6 растений огорода (свекла, капуста, кабачок, тыква, лебеда и др.), 4-5 комнатных растений (бегония, герань, агава, аспарагус и др.), 2-3 растения аквариума (роголистник, элодея, кабомба или др.).

Дети учатся:

·различать и правильно называть достаточно большое количество растений, их характерные признаки;

·соотносить растения с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк);

·осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, удаление пыли с листовой пластины, прополка, посев, посадка.

Знакомясь с животными, дошкольники узнают о (об):

·разнообразии животных: дикие и домашние; хищные, растительноядные и всеядные; перелетные, зимующие и оседлые, летающие, плавающие, ползающие и т.д.;

·признаках животных как живых существ: животное дышит, питается, двигается, растет и размножается; животные чувствуют приход тепла, холода, долготу дня, солнечную или пасмурную погоду, опасность, заботу и др.; об уникальности каждого животного;

·животных огорода, сада, парка, цветника;

·сезонных изменениях в жизни животных;

·отличительных признаках конкретных животных ближайшего окружения (3-4 птицы (голубь, воробей, ворона, ласточка и др.), 3-4 обитателя водоема (щука, карась, лебедь, лягушка и др.), 6-8 зверей (кошка, собака, белка, еж, заяц, лиса и др.), 3-4 насекомых (божья коровка, стрекоза, муха, шмель и др.).

Дошкольников учат:

·различать и правильно называть достаточно большое количество животных, их характерные признаки;

·соотносить животных с природными сообществами, созданными руками человека (огород, сад, цветник, парк);

·осуществлять элементарный уход за животными: кормление рыбок в аквариуме, птичек в клетке и на участке, млекопитающих в клетке, мытье кормушек и поилок, уход за аквариумом.


3 Опыт и эксперимент, как метод экологического образования детей дошкольного возраста


Слово "эксперимент" переводится с греческого как "проба, опыт".

Современный словарь иностранных слов гласит, что эксперимент - это 1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2. вообще опыт, попытка осуществить что-либо.

В науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному человеку.

Экспериментирование является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше.

Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка - переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование".

Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Подъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений:

Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

·Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

·Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

·Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

·Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

·Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

·В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства:

Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

А.И. Ивановой и ее коллегами на основе выделения в детском эксперименте сменяющихся друг друга этапов предложена схема становления данных этапов в каждом возрастном периоде. Они также придерживаются точки зрения, что развитие деятельности детского экспериментирования начинается с раннего возраста и имеет свои возрастные особенности.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

·По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

·По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

·По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

·По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

·По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

·По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

·По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

·По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

·По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

·По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

·По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Таким образом, и развитие деятельности детское экспериментирование имеет свои особенности руководства со стороны взрослого.

Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника:

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее - и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред - ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место - почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

·действие показывает педагог;

·действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

·иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

·действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

·действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

·действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.



Таким образом, подводя итоги первой главы, можно сделать следующие выводы:

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации.

Образовательная область "Человек и природа"Учебной программы дошкольного образования включает систему элементарных знаний о биосфере, ноосфере, сущности вещей и явлений, об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении - основных началах природоведения, биологии. Значительное внимание уделяется знакомству детей с природой Беларуси, того ее региона, где живут дети; с теми сезонными изменениями в природе, которые связаны с народными праздниками белорусов, с природными богатствами родного края.

Как специально организованная деятельность, эксперимент, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.


Глава 2. Использование опытов и экспериментов, как метод формирования экологических представлений детей среднего дошкольного возраста


1 Современный уровень экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста


Целью педагогического экспериментирования явилась изучение современных правил и основ экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Исходя из цели, были поставлены задачи:

Изучить уровень знаний о природе детей среднего дошкольного возраста.

Выявить уровень профессиональной готовности педагогов в работе с детьми в данной области.

Определить уровень компетентности по формированию у детей и родителей экологических представлений.

В педагогическом эксперименте принимали участие 10 дошкольников средней группы, составляющих экспериментальную группу.

Для проверки практической эффективности занятий, проводимых с дошкольниками экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 10 дошкольников средней группы.

Возраст испытуемых - 4-5лет.

Экспериментальная программа, состоит из трех блоков.

Первый блок направлен на выявление представлений.

Цель - выявить уровень сформированности основ экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Для диагностики уровня экологическихпредставленийу детей среднего дошкольного возраста использовалась методика "Что я знаю о природе", были включены следующие вопросы:

Что такое вода?

Что такое снег и лед?

3. Что такое воздух? Для чего он нужен?

4. Чем отличаются камни, песок и глина?

Что согревает землю, воду в реке, песок на пляже?

Какие поры года ты знаешь?

Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем они отличаются

Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?

Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.

Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

Почему нужно беречь природу?

Каких домашних животных ты знаешь? Почему их так называют?

Каких диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

Какие сезонные изменения происходят с животными? Почему медведь засыпает зимой? Куда улетают птицы?

Каких животных живущих в воде ты знаешь?

Что общего у всех птиц?

Почему нужно охранять исчезающих животных?

За каждый правильный ответ начислялся один балл.

Критерии оценки ответов (баллы начисляются по каждой позиции)

Высокий уровень (16-18 балов). Знания носят обобщенный, системный характер. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень (11-15 баллов). Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.

Низкий уровень (менее 11 баллов). Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.


Таблица 1 Уровень сформированности основ экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста (экспериментальная группа)

№ п/пИспытуемыеКоличество балловУровень1МаксимБ.16В2Алина В.12С3НастяД.10Н4Вика З.13С5Дима Л.11С6Оля Н.17В7Никита О.14С8Максим С.15С9Диана Ф.13С10Денис Я.9Н

Таким образом, 2 (20%) детей среднего дошкольного возраста показали высокий уровень сформированности экологических знаний; 6 (60%) - средний уровень; 2 (20%) - низкий уровень.


Таблица 2 Уровень сформированности основ экологических знанийу детей среднего дошкольного возраста (контрольная группа)

№ п/пИспытуемыеКоличество балловУровень1АнтонВ.15С2Марина Г.12С3Наташа Е.10Н4Витя З.14С5Рома К.13С6Олег Н.16В7Вика О.14С8Данила Р.11С9Наташа Ф.17В10Настя Ю.14С

Таким образом, 2 (20%) дошкольников показали высокий уровень сформированности экологических знаний; 7 (70%) - средний уровень; 1 (10%) - низкий уровень.

Анализируя ответы дошкольников, можно отметить следующие моменты:

Дошкольники, показавшие высокий уровень знаний, уверенно отвечали на вопросы, обобщали и классифицировали, могли объяснить наблюдаемые в природе закономерности и привести примеры.

Детям со средним уровнем знаний не хватало системности и обобщенности знаний. Дошкольники не всегда правильно объясняли различные зависимости и явления природы, не всегда выделяли в них существенное, часто использовали подсказку воспитателя.

Знания детей, показавших низкий уровень, небольшие по объему и неточные.Их ответы неуверенные и неполные, часто требующие наводящих вопросов.Дети не умеют выделить существенное в изучаемых признаках объектов живой и неживой природы, не способны к установлению связей и зависимостей.

Второй блок направлен на выявление уровня профессиональной готовности педагога.

Помимо диагностики дошкольников, была проведена диагностика педагогов для выявления уровня их профессиональной готовности по руководству экологическим воспитанием дошкольников. Диагностика педагогов проходила с помощью методик: "Диагностическая анкета", разработанная В.А. Самковой;"Карта профессиональных знаний и умений воспитателя по руководству экологическим воспитанием дошкольников", разработанная О.А.Скоролуповой.

Диагностика воспитателей

Диагностическая анкета

Диагностическая анкета состоит из пяти показателей готовности воспитателя к экологическому воспитанию детей, каждый из которых оценивается по трехбалльной системе.

Высокий (мастерский)- "знаю, владею свободно"-3 балла;

Средний (поисковый)-"владею и знаю не всегда"- 2балла;

Низкий (интуитивно-эмпирический)- "не знаю, не владею"-1балл.

После проведения диагностики все баллы суммируются, и высчитывается среднее арифметическое значение.

Высокий уровень знаний - 2,5-3 балла.

Средний уровень знаний - 1,6-2,4 балла.

Низкий уровень знаний - 1-1,5 балла.

Результаты исследования занесены в таблицу.


Таблица 3 Диагностическая анкета

№ П№ п/пПоказатели готовностиФ.И.О. воспитателяЕлена МихайловнаЛ.Анна ВладимировнаПЕлена АлександровнаП.Ольга Сергеевна К.Ирина Юрьевна У.11Понимание задач экологического образования и воспитания 3333322Знание методов экологического образования и воспитания3332233Умение отбора материала для реализации экологической направленности воспитания3233244Умение применять активные, игровые методы обучения и воспитания3333255Умение устанавливать доброжелательные отношения с детьми33333Итого32,832,82,4

Таким образом, высокий уровень готовности к экологическому образованию детей показали 4(80%) воспитателей; средний уровень - 1 (20%) воспитателей.

"Карта диагностики профессиональных знаний и умений воспитателя по руководству экологическим воспитанием дошкольников"

Карта диагностики профессиональных знаний и умений воспитателя по руководству экологическим воспитанием дошкольников состоит из 14 показателей профессиональных знаний и умений воспитателя, которые заполняются в ходе наблюдения и опроса воспитателя.

Результаты исследования занесены в таблицу.


Таблица 4 Уровень профессиональных знаний и умений

№ п/пПеречень профессиональных знаний и умений воспитателяФ.И.О. воспитателяЕлена Михайловна Л.Анна Владими ровна П.Елена Александ ровна П.Ольга Сергеевна П..Ирина Юрьевна У.1Знание программных целей и задач экологического воспитания детей своей возрастной группы323322Знание содержания программы по экологическому воспитанию для детей своей возрастной группы333323Знание методов и приемов экологического воспитания детей дошкольного возраста333334Умение объективно диагностировать экологические знания, умения и навыки детей33332 5Умение осуществлять экол. воспитание через разные виды детской деятельностиЗанятия познавательного цикла (развитие речи, конструирование)33332Занятия эстетического цикла33332Знакомство детей с художественной литературой32332Коллективный труд33233Игры33333Прогулки33333Режимные моменты323226Грамотная организация предметно-развивающей среды по экологии333337Качество подготовки к занятиям по экологии333338Умение правильно планировать и грамотно проводить занятия по экологии323229Знание методики организации экспериментальной деятельности детей с объектами природы3333310Знание методики обучения детей правилам безопасного поведения в природе3233211Умение грамотно организовать наблюдения в природе3333312Умение организовать труд детей в природе, воспитывая желание трудиться3333213Личный примep воспитателя в бережном отношении к объектам природы3333314Знание методики обучения детей правилам ухода за животными и растениями32332Общий балл32,72,952,92,45

Таким образом, высокий уровень профессиональных знаний и умений показали 4(80%) воспитателей; средний уровень - 1 (20%) воспитателей.

Третий блок - анкетирование родителей дошкольников на предмет проведения ими работы по экологическому образованию детей, использования методов и необходимости получения помощи от педагогов ДОУ (См. приложения 1).

Результаты диагностики отображены в таблице:


Таблица 5 Домашнее экологическое образование (ответы родителей)

№ п/пРодители ребенкаНомера вопросов12345678910Экспериментальная группа1Максим Б.НетП.р.ДаП.р.ДаНетНетНетДаДа2Алина В.П.р.П.р.ДаНетНетНетДаНетДаДа3Настя Д.П.р.П.р.ДаДаП.р.НетНетНетП.р.П.р.4Вика З.П.р.П.р.ДаП.р.НетНетНетНетНетДа5Дима Л.НетП.р.ДаДаНетНетДаНетДаДа6Оля Н.ДаП.р.ДаДаДаНетНетНетНетП.р.7Никита О.П.р.П.р.ДаП.р.ДаНетНетНетДаДа8Максим С.П.р.П.р.ДаДаНетНетДаНетДаДа9Диана Ф.НетП.р.ДаНетНетНетНетНетНетДа10Денис Я.П.р.П.р.ДаДаП.р.НетНетНетП.р.П.р.Контрольная группа1Антон В.П.р.П.р.ДаДаП.р.НетДаНетДаДа2Марина Г.ДаП.р.ДаНетНетНетНетНетНетП.р.3Наташа Е.НетП.р.ДаП.р.П.р.НетНетНетДаДа4Витя З.П.р.П.р.ДаП.р.НетНетНетНетП.р.П.р.5Рома К.П.р.П.р.ДаДаДаНетНетНетНетДа6Олег Н.П.р.П.р.ДаДаДаНетНетНетДаДа7Вика О.НетП.р.ДаНетНетНетНетНетНетП.р.8Данила Р.НетП.р.ДаДаНетНетНетНетНетП.р.9Наташа Ф.НетП.р.ДаДаДаНетДаНетДаДа10Настя Ю.П.р.П.р.ДаП.р.П.р.НетНетНетП.р.П.р.

Таким образом, большинство родителей уделяют недостаточно времени домашнему экологическому образованию детей. Среди ответов преобладают отрицательные ("Нет"), либо уклончивые ("По разному").

Исходя из результатов проведенных констатирующих экспериментов, были сделаны следующие выводы:

В экспериментальной группе 2 (20%) детей среднего дошкольного возраста показали высокий уровень сформированности экологических знаний о неживой природе; 6 (60%) - средний уровень; 2 (20%) - низкий уровень.

В контрольной группе результаты схожие: 2 (20%) дошкольников пятого года жизни показали высокий уровень сформированности экологических знаний о неживой природе; 7 (70%) - средний уровень; 1 (10%) - низкий уровень.

Диагностика педагогов детского сада показала, что высокий уровень профессиональных знаний и умений имеют 4(80%) воспитателей; средний уровень - 1 (20%) воспитателей.

Кроме того, высокий уровень готовности к экологическому образованию детей показали 4(80%) воспитателей; средний уровень - 1 (20%) воспитателей.


2 Система работы по использованию опытов и экспериментов в формировании экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста


Опыты и эксперименты проводились один раз в неделю(среда), по одному эксперименту.

Цель формирующего эксперимента заключалась в формировании у дошкольников представлений о живой и неживой природе посредством опытов и экспериментов.

Работа с детьми была направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них представлений о явлениях и объектах живой и неживой природы, их особенностях, свойствах, характерных признаках.

Опыты с предметами неживой природы

Выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах) Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну поставить в морозильник. Измерить температуру воздуха в морозильнике и в комнате. Определить причины замерзания воды.

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед превращаются в воду в теплом помещении) Принести снег и лед в помещение. Наблюдать за таянием снега и льда.

Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

Подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить, он должен быть влажным. Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить, почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий.

Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность? от температуры воздуха) В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий

Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба

Показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины. Подготовить две банки: одну? с песком, другую? с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.

Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок. Предложить детям "испечь пирожки" из сухого и сырого песка.

Опыты с растениями

Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить семена? сухие и пророщенные. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой.

Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

Подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений. Взять два одинаковых растения, одно из них подкармливать.

Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений. Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно? в теплое место, другое? в холодное.

Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения. Наблюдать за ростом мать-и-мачехи на разных полянках.

Доказать разную потребность растений во влаге. Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.

Выяснить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений. На части грядки не пропалывать и не прореживать растения

Опыты с животными

Выявление действия органов чувств животных

Определить, хорошее ли обоняние у кошки. Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами.

Выяснить, хорошо ли слышит кошка. Предложить детям шепотом позвать кошку, поскрести ногтем по поверхности стола.

Выяснить, какой корм любит животное. Разложить перед животным различные виды корма необходим, воспитатель предлагает им положить перед животным рыбку, яблоко, конфетку.


3 Эффективность применения опытов и экспериментов, как метод формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста


После проведения формирующего эксперимента с дошкольниками обеих групп был проведен контрольный эксперимент.

Результаты исследования занесены в таблицу.


Таблица 6 Уровень сформированности основ экологических знанийу детей среднего дошкольного возраста (экспериментальная группа)

№ п/пИспытуемыеКоличество балловУровень1Максим Б.18В2Алина В.14С3Настя Д.13С4Вика З.16В5Дима Л.14С6Оля Н.18В7Никита О.17В8Максим С.17В9Диана Ф.15С10Денис Я.12С

Таким образом, 5 (50%) дошкольников показали высокий уровень сформированности экологических знаний; 5 (50%) - средний уровень.


Таблица 7 Уровень сформированности основ экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста (контрольная группа)

№ п/пИспытуемыеКоличество балловУровень1Антон В.14В2Марина Г.11С3Наташа Е.9С4Витя З.12С5Рома К.13С6Олег Н.16В7Вика О.12С8Данила Р.10С9Наташа Ф.15В10Настя Ю.12С

Таким образом, 3 (30%) дошкольников показали высокий уровень сформированности экологических знаний; 7 (70%) - средний уровень.

Дошкольники, показавшие высокий уровень знаний, достаточно уверенно отвечали на вопросы, обобщали и классифицировали, могли объяснить наблюдаемые в природе закономерности и привести примеры.

Дошкольникам со средним уровнем знаний не хватало системности и обобщенности знаний. Иногда дети не правильно объясняли различные зависимости и явления природы, не всегда выделяли в них существенное, часто использовали подсказку воспитателя.

Подводя итоги исследования, можно сделать выводы об эффективности использования серии опытов и экспериментов в процессе экологического образования детей пятого года жизни. У детей, участвующих в эксперименте, значительно повысился уровень знаний об объектах и явлениях неживой природы (по сравнению с их ровесниками из контрольной группы) (См. приложения 2 и 3). Таким образом, полностью подтвердилась гипотеза исследования о том, что использование опытной и экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольников способствует успешному усвоению знаний по экологии.



Таким образом, подводя итоги второй главы, можно сделать следующие выводы:

Уровень экологических знаний об объектах и явлениях неживой природы детей пятого года жизни - в основном, средний.

Анкетирование родителей показало, что большинство из них не занимается экологическим воспитанием и образованием дошкольников.

После проведения констатирующего эксперимента с дошкольниками из экспериментальной группы проводился формирующий эксперимент, представляющий собой серию опытов и экспериментов.


Заключение


Таким образом, подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации.

Познавательная область "Человек и природа"Учебной программы дошкольного образования включает систему элементарных знаний о биосфере, ноосфере, сущности вещей и явлений, об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении - основных началах природоведения, биологии. Значительное внимание уделяется знакомству детей с природой Беларуси, того ее региона, где живут дети; с теми сезонными изменениями в природе, которые связаны с народными праздниками белорусов, с природными богатствами родного края.

Эксперимент понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность.

Экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Как специально организованная деятельность, эксперимент, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Экспериментальная работа активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, в обществе и т.п.

Уровень экологических знаний об объектах и явлениях неживой природы детей пятого года жизни - в основном, средний.

В экспериментальной группе 2 (20%) детей среднего возраста показали высокий уровень сформированности экологических знаний; 6 (60%) - средний уровень; 2 (20%) - низкий уровень.

В контрольной группе результаты схожие: 2 (20%) детей среднего возраста показали высокий уровень сформированности экологических знаний; 7 (70%) - средний уровень; 1 (10%) - низкий уровень.

Диагностика педагогов детского сада показала, что высокий уровень профессиональных знаний и умений, а также готовности к экологическому образованию детей имеют 4(80%) воспитателей; средний уровень - 2 (20%) воспитателей.

Анкетирование родителей показало, что большинство из них не занимается экологическим воспитанием и образованием дошкольников.

После проведения констатирующего эксперимента с дошкольниками из экспериментальной группы проводился формирующий эксперимент, представляющий собой серию опытов и экспериментов.

После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика, которая показала, что у детей, участвующих в эксперименте, значительно повысился уровень знаний об объектах и явлениях неживой природы (по сравнению с их ровесниками из контрольной группы).

Таким образом, полностью подтвердилась гипотеза исследования о том, что использование опытной и экспериментальной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста способствует более успешному усвоению детьми знаний о природе.


Список использованных источников


1. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. - Мн.: Асвета, 1972. - 148 с.

Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский. - М.: Учпедгиз, 1935. - 254 с.

Дежкин, В. Беседы об экологии / В. Дежкин. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 152 с.

Дежникова, Н.С. Экологический практикум: проекты, поиски, находки / Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 216 с.

Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзева // Дошкольное воспитание. - 2004.- №7. -С. 45-49.

Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения / А.И. Иванова // Управление ДОУ. - 2004. -№ 4. -С. 84-92.

Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И. Иванова.- М.: Сфера, 2004. - 184 с.

Каменева, Л.А. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева [и др.]. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

Кочергина, В. Наш дом - Земля / В. Кочергина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. С. 50-53.

Левашова, И.И. Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования / И.И. Левашова // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 7 - С.85-86.

Лось, В.А. Человек и природа / В.А. Лось. - М.: АСТ, 1998. - 240 с.

Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н. Николаева. - М.: Гардарики, 1993. - 184 с.

Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2002. - 336 с.

Нифадьева, Л.А. Методика ознакомления детей с природой / Л.А. Нифадьева. - Могилев: МГПИ, 1997. - 27 с.

Поддьяков, А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. - 1996. - №4. - С. 37-39.

Прокофьева, О.О. Основы экологии и методика экологического воспитания детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс / О.О. Прокофьева, И.А. Комарова. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 98 с.

Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /Л.Н. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

18. Рянжин, С.В. Экологический букварь / С.В. Рянжин.- СПб, Печатный двор, 1994. - 268 с.

Савенков, А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С.8-17.

Самкова, В.А. Экологический бумеранг / В.А. Самкова, А.С. Прутченков. - М.: Инфра-М,1996. - 118 с.

Саморукова, П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду / П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение,1992. - 164 с.

Серебрякова, Г.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Г.А. Серебрякова. - М.: Инфра-М, 2006. - 280 с.

Суравегина, И.Т. Как учить экологии / И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич. - М.: Просвещение, 1995. - 249 с.

Учебная программа дошкольного образования[Электронный ресурс] // #"justify">Приложение 1


Бланк опросника "Домашнее экологическое образование"


Приложение 2


Уровень сформированности основ экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)


Приложение 3


Уровень сформированности основ экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Дошкольный возраст – это ответственный этап в жизни каждого ребенка, так как в это время закладываются основы личностного, физического и психического развития. Экологическое образование дошкольников помогает установить гуманные и правильные отношения с окружающей средой, потому идея приобщения детей к природе играет важнейшую роль в воспитательном процессе.

Экологическое образование дошкольников предполагает решение таких задач:

Нравственное воспитание (гуманное отношение к окружающей среде);

Интеллектуальное образование (развитие экологических представлений и знаний);

Эстетическое развитие (умение замечать, чувствовать и восхищаться красотой природы);

Охрана окружающей среды (бережный уход за растениями и животными).

Формирование гуманного отношения ребенка к окружающей среде должно происходить через его осознание крепкой взаимосвязи человека и природы. В этом случае ребенок поймет, что забота о природе в действительности есть забота о человеке и его будущем. В процессе развития такого понимания важно использовать характерные особенности детей дошкольного возраста – отзывчивость, впечатлительность, сопереживание и сострадание.

Ребенок должен понять, что по отношению к окружающей среде он является более сильной стороной, а потому должен оберегать и заботиться о ней. Небрежное или жестокое отношение к природе среди детей часто является следствием недостатка необходимых знаний, без которых сложно себе представить воспитание в дошкольнике сострадания и сопереживания.

Необходимым условием экологического образование дошкольников является также развитие эстетического отношения к окружающей среде. Из осознания неувядающей и непреходящей красоты окружающего мира со временем рождается любовь к природе. Не забывайте только о том, что эстетическому развитию должно предшествовать полноценное эмоциональное становление ребенка.

Какие же мероприятия в детском саду будут особенно полезны для экологического образования дошкольников? Прежде всего, это ежедневный уход за уголком природы. Создание и поддержание экологических условий для его обитателей – это важнейшее повседневное мероприятие для всех детей.

Еще одним важным ежедневным делом является заполнение иллюстрированного природного календаря, в котором с помощью рисунков дети фиксируют погоду и её состояние. Когда календарь будет заполнен, он превратится в своеобразную графическую модель, которая отразит все погодные изменения и продемонстрирует творческий потенциал ребенка.

Походы на природу преследуют оздоровительные, природоохранные, познавательные и эстетические цели. Такое мероприятие должно быть хорошо подготовлено и организовано, тогда после него у каждого участника останется глубокий эмоциональный след. Более простой разновидностью походов являются экскурсии.

В активном освоении окружающего мира очень помогают игры. В них должны быть включены познавательные элементы экологической тематики для удовлетворения детской любознательности. Когда в игру закладываются определенные особенности живой природы, она помогает расширить детские представления об окружающем мире.

Задача родителей и воспитателей – подвести ребенка к пониманию нашей общности. С другой стороны, каждый из нас по отдельности ответственен за нашу планету, потому должен беречь и приумножать её красоту.

Вы можете или написать свой.

Экологическое состояние нашей планеты требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты.

Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в природе, осознание того, что человек ни властелин природы, а её часть и выходец.

Психологи и педагоги утверждают, что маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства в семье и дошкольном учреждении. Прежде всего, ребенок должен понять, как нужно вести себя, чтобы сохранить природу, и почему не имеет право нарушать закономерности природы.

Наше дошкольное образовательное учреждение расположено на окраине города. Это живописное место, окруженное разнообразной растительностью, что дает огромные возможности педагогическому коллективу осуществлять в полной мере развитие у дошкольников экологической культуры, наблюдать в естественных условиях проживание и развитие различных животных и растений.

Началом экологического воспитания дошкольников явилось создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания в рамках реализации ФГТ.

Для педагогов были проведены ряд консультаций и семинаров: «Экологические проблемы и причины их порождающие», «Экологизация окружающей среды», «Экологическая тропа ДОУ», «Методы и приемы экологического воспитания», «Совместная деятельность взрослых и детей в процессе экологического воспитания», «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», «Работа с родителями по экологическому воспитанию детей».

Следующим этапом работы по данному направлению было создание экологического паспорта, где собран информационный и наглядный материал о местонахождении детского сада, о его окружении, об экологических объектах, которые находятся на территории детского сада, а также за его территорией. Были разработаны маршруты в природу, экологическая тропа. Также воссоздан уголок леса, где растут первоцветы, лекарственные травы, лесные ягоды и грибы.

В помещении ДОУ оборудована экологическая комната. Здесь дети, под руководством педагогов, осуществляют уход, наблюдение за развитием растений. Изучают их особенности, приспособленности к определённым условиям среды, т.е. активизируется познавательная деятельность ребёнка, воспитывается эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни. Элементами предметно-развивающей среды экологической комнаты являются макеты природных зон, экспонаты природных коллекций, энциклопедическая и художественная литература, дидактические игры и материалы, гербарии, творческие работы педагогов, детей и родителей, мини-лаборатория для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, формирования научного мировоззрения. Экологическая комната выполняет как образовательную, так и оздоровительную функцию, специально подобранная музыка, упражнения для релаксации и журчание фонтана создают у детей эмоционально-положительный настрой.

Наши холлы с позиции экологизации развивающей предметной среды оформлены с учётом временных признаков (зима, весна, лето, осень). Постоянно дополняются творческими работами детей, педагогов и родителей «Золотая осень», «Волшебница зима», «Чудеса природы», «Люби и знай свой край родной» и т.д.

В группах оборудованы содержательные экологические центры, где дети ведут наблюдения в календарях природы, ухаживают за растениями, выращивают лук, рассаду томатов и цветов. Компоненты эко центров - лаборатории, где дети знакомятся с разнообразием объектов живой и неживой природы, участвуют в простейших экспериментах «Волшебница вода», «Выявление свойств лучей», «Свойства песка», «Мыльные пузыри», «Проращивание растений из семян» и т. д.. Неотъемлемой частью центров является экологический театр. Разнообразие пальчиковых, перчаточных, настольных атрибутов театра предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. Последнее дополнение в центрах – устройства с подсветкой для рисования песком.

Педагоги ДОУ разрабатывают и внедряют новые формы работы по экологическому воспитанию дошкольников направленные на повышение экологической грамотности родителей. Опыт работы ДОУ показывает, что включение родителей в совместный с педагогами процесс по экологическому воспитанию дошкольников, позволяет значительно повысить его эффективность. Поэтому родители являются активными участниками экологических акций и праздников «День Земли», «Здравствуй лето», «Поможем птицам зимой», «Скворечник», «Посади дерево», «Вырасти цветок», «Бал цветов», «Мы - друзья природы», выставок «Дары природы», «Осенний хоровод» субботников по благоустройству территории ДОУ.

Традиционно реализуются детско-взрослые экологические проекты «Огород на окне», «Цветущая клумба», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Человек-часть природы», «Туристические открытия». Проект «Витаминная грядка» позволяет не только углублять знания дошкольников о развитии и росте растений, но и формировать простейшие трудовые навыки, воспитывать уважение к людям сельскохозяйственных профессий. Реализация дизайн-проекта «Детский сад – цветущий сад» принесла победу в поселковом конкурсе «Территория образцового содержания 2012». Цель экологических проектов – взаимодействие детей и взрослых с окружающей природно-социальной средой, формирование экологической культуры, осознание себя в экосистеме человек - природа - общество.

Одна из эффективных форм работы с родителями - это выпуск листовок, в которых лаконично описываются правила поведения в природе, даются призывы к зимней подкормке пернатых друзей, к защите «живого» дерева ели, к бережному отношению к воде и т.д.

Формирование экологической культуры, экологического сознания у дошкольников процесс длительный и не простой. Решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей. Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание дошкольников»

подготовила воспитатель

Бескровная Наталия Анатольевна

г. Радужный

Приобщение дошкольника к экологической культуре, концентрирует в себе общечеловеческие ценности отношения к природе. Ядром содержания экологической культуры являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах.

Природа самоценна, а гуманное отношение к живому - как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе. Переживание значимости такого отношения достигается посредством проживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы

Экологическая воспитанность ребенка, является закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.

^ Экологическая воспитанность выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:

доброжелательность к живым существам;

эмоциональная отзывчивость на их состояние;

интерес к природным объектам;

стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ;

желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Термин Н. Н. Кондратьевой «экологически ориентированная деятельность»- это доступная дошкольнику разнообразная деятельность, организованная педагогом, а затем и самостоятельно ребенком так, чтобы в ней приобретался опыт гуманного взаимодействия с природой.

Необходимо помнить, что все знания даются с учетом принципа научности, отражая ведущие идеи и понятия современного естествознания.

На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание такого единства составляет основу экологической культуры личности.

С этой целью воспитателю необходимо давать знания о неживой природе как источнике и условии существования живого. Объяснять взаимосвязь организма со средой обитания, проявляющаяся в конкретных формах приспособления живого существа к ее условиям: изменения жизнедеятельности в зависимости от сезонных изменений.

Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарных представлений о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для его экологически целесообразного поведения.

Реализация идеи единства живого и неживого в природе предполагает раскрытие понятия «живой организм», опираясь на естественнонаучную идею многообразия живого. В соответствии с ней живые - люди, животные, растения. Все живые двигаются, дышат, питаются, чувствуют.

Живые существа живут: удовлетворяют свои потребности, растут, развиваются, рождают таких же, как они сами. Живое может существовать, если не повреждены его основные органы, не нарушены связи со средой обитания; если условия среды соответствуют его потребностям и возможностям приспособления.

Детям необходимо раскрыть идею единства человека и природы. В соответствии с ней, человек рассматривается как живое существо, похожее на животных и растения. Здесь же отражать влияние природы на жизнь человека и человека на природное окружение.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому надо большое внимание уделять опытам и наблюдениям. Важно что бы дети учились размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Задачи воспитателя связать результаты с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных, основ экологически – грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты чем – то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все преодолевают сами. Необходимо, чтобы на занятиях каждый из детей имел всё необходимое для провидения опытов. Ребенку интересно проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Поэтому в начале проведения опытов надо предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах.

Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные, опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

В группе должны быть созданы условия для экспериментирования: мини - лаборатория, оборудованная всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты неживой природы - вода, глина, песок, камни и т. д.)

Опыт показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства.

С возрастом опыты усложняются.

Дети охотно делают опыты с воздухом, они ловят ветерок, запускают самолетики. С воздухом проделывают следующие опыты: «Ветер- движение воздуха», «Живая змея», «Как поймать воздух», «Где живет воздух». Дети уже могут найти ответы на сложные вопросы: «Где живет воздух? Как поймать воздух? Почему осенью много луж и т. д.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети изучают свойства магнита, узнают, что такое звук.

Изучают свойства песка: песок сыпучий, может двигаться, песочные часы, песок хорошо пропускает воду.

Детям очень нравится играть с водой, они плещутся в воде, открывают ее тайны: отправляют в плавание кораблик, превращают снег в воду, а воду в разноцветные сосульки, пускают мыльные пузыри. С водой делают следующие опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет запаха», «У воды нет вкуса», «Лед - твердая вода», «В воде одни вещества растворяются, другие нет», «Кораблики плывут по воде», «Вода нужна всем».

Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой познавательной экспериментальной деятельности поможет успешно развивать творческие способности в дальнейшей школьной жизни.

Знакомя детей дошкольного возраста с понятием единства живого и неживого в природе, по средствам игровой и опытнической деятельности, мы формируем экологическую культуру. Воспитываем у детей такие нравственные качества как любовь к родной природе, желание сохранить и приумножить ее для потомков.

Список использованной литературы

Большая энциклопедия дошкольника. – М. :РосМэн, 2000

Кюизель М. Тайная жизнь животных. – Минск: Попурри, 1999.

Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно. - М. :Линка-пресс, 2004.

Малышевская А. Ф. Естествознание. Вода, воздух, огонь, земля. – М: Дрофа, 1996.

Покидаева Т. Ю. Загадки дикой природы. – М. :РосМэн, 1999.

Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в нем, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Современные подходы к содержанию экологического образования дошкольников должны исходить из концепции устойчивого развития, соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам взаимоотношений человечества и биосферы.

Поскольку экологическое образование можно рассматривать как новое приоритетное направление педагогической теории и практики, то его содержание сегодня находится на стадии становления, пересмотра объекта изучения, определения методологических подходов. Как разобраться в этом обилии новых подходов и идей? Уместно воспользоваться концептуальными положениями исследований Н.М. Мамедова, Л.В. Моисеевой, И.Т. Суравегиной, в основе которых лежит взаимосвязь четырех основных компонентов: научно-познавательного, ценностного, нормативного и практически-деятельностного.

Научно-познавательный компонент. Развивающий интерес дошкольников к проблемам окружающей природы может быть представлен характеристикой свойств предметов и явлений, их многообразия, связей между ними. Для детей дошкольного возраста весь комплекс знаний о природе окрашен интересом, способствующим формированию отношений детей к природно-социальному окружению, принципиально новой мировоззренческой установки – осознанию природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого целого, необходимости постоянно соотносить свои действия с возможностями природной среды (Э.В. Гирусов).

Ценностный компонент содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека. До последнего времени в нередко преобладала утилитарно-практическая позиция, обеднявшая отношение детей к окружающему, осложнявшая развитие любознательности, эстетической отзывчивости, милосердия, сочувствия, сопереживания.

Ценностный компонент является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования – в особенности.

Для сохранения жизни на планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая социоприродная среда. Поэтому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности, формирование гуманистических идеалов, новой системы ценностей, таких как:

— самоценность природы;

— жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность;

— человек как компонент сложной системы;

— ответственность за развитие биосферы и человеческого общества.

Нормативный компонент содержания образования направлен на освоение экологически оправданных норм поведения (запретов и предписаний) и органично включает ответственность человека за состояние окружающей социоприродной среды. Знания и ценностные ориентации являются важнейшими регуляторами поведения и деятельности человека в социоприродном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали – показатель общей культуры поведения каждого в отношениях между людьми, к природным объектам, своему здоровью и т.п. Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в детском саду необходимо уделять особое внимание этому аспекту содержания образования.

Практически-деятельностный компонент играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем все вышеназванные. Практическая деятельность является результатом формирующихся отношений, критерием развивающегося сознания и чувств. В то же время сама деятельность формирует отношения человека с окружающим миром. Опыт творчески работающих воспитателей показывает, что несмотря на бытующее представление об ограниченных физических возможностях и малой вовлеченности дошкольников в природоохранную деятельность, объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей социоприродной среды значительно шире.

Это хозяйственно-бытовой , самообслуживание, уход за обитателями уголка природы, выращивание комнатных растений, практическая деятельность в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, рыхление, полив и др.). Детей дошкольного возраста надо научить, что и как делать. Например: как правильно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы и ягоды, лекарственные растения, объяснить правила личной гигиены при уходе за обитателями уголка природы, кошками и собаками.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.