Беседы для темы моя семья. Конспект беседы "моя семья". Моя старшая сестренка

Задачи занятий:

  • закреплять полученные первичные представления о семье, её составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сёстры, дядя, тётя и др.);
  • родственных отношениях (муж, жена, сын, дочь, брат, сестра, внучка, внук, дедушка, бабушка);
  • закреплять представления о составе своей семьи, именах её членов, семейных традициях, праздниках, увлечениях и отдыхе членов семьи, способах проявления заботы друг о друге в семье; о своей принадлежности к её членам;
  • формировать представления об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка (мама наводит порядок, готовит, стирает и т.д.; папа приносит продукты, ремонтирует бытовую технику, помогает маме убирать, выполняет всю тяжелую физическую работу; дети поливают цветы, вытирают пыль, поддерживают порядок в своей комнате, помогают накрыть на стол, убрать посуду со стола и т.д.);
  • развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, сопереживания с ними, стремления позаботиться о маме и о других членах семьи;
  • воспитывать любовь к родителям, привязанность к семье, желание радовать близких;
  • стимулировать у детей желание к совместной деятельности с разными членами семьи; , благодарить за услугу и т.д.

Общение. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Моя семья».

Цель: уточнение представлений детей о составе семьи.

Вопросы к беседе:

— С кем ты живёшь?

— Как зовут твою маму, твоего папу, твою бабушку, твоего дедушку?

— Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше тебя или младше? Ты знаешь, сколько им лет?

— Давай посчитаем, сколько человек в твоей семье.

Индивидуальные беседы с детьми о членах семьи.

Цель: закрепление знаний детей об именах членов семьи, представлений об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка, увлечениях и отдыхе членов семьи.

Вопросы к беседе:

— Как зовут твою маму, твоего папу?

— Что мама (папа) делают по дому?

— Как ты помогаешь родителям?

— Чем любят заниматься в свободное время твои родители?

Интегрированное занятие «Моя семья»

Задачи: учить называть всех членов семьи; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким людям; развивать умение рассуждать, делать выводы.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор с фотографиями семей детей, микрофон, корзинка, бумага, карандаши.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографию или картинку с изображением семьи.

— Кто здесь изображён?

— Как можно назвать одним словом тех, кто здесь изображён? (Семья, родные, родственники).

— У каждого из вас есть своя семья. Расскажите, с кем вы живёте?

На экране демонстрируются слайды с изображением семей воспитанников. Дети называют членов своей семьи (Это моя мама, её зовут… (полное имя), моего папу зовут… (полное имя) и т.д.)

— Ребята, вам нравится, когда рядом с вами родители? Почему?

— Как вы думаете, взрослым нравится, что рядом с ними дети? Почему?

Как хорошо, что у всех вас есть семья. Люди в семье любят друг друга. Когда все вместе, когда мама и папа рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье. Родителей радует то, что их дети подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. Дети радуются, что родители заботятся о них, защищают, играют с ними.

Свою любовь к близким людям мы можем выразить словами, ласковыми, нежными обращениями.

Рисование на тему «Я и моя семья»

Организация выставки детских работ.

Общение. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Мой дом»

Цель: закрепление представлений детей о родном доме, формирование любви и бережного отношения к нему.

Вопросы к беседе:

— Зачем человеку нужен дом? (Место проживания семьи, укрытие от непогоды, защита от злых, нехороших людей, место отдыха, занятия любимыми делами.)

— Нравится ли вам быть дома? Почему?

Подытоживая ответы детей, воспитатель подчёркивает:

— У каждого человека есть родной дом, где он живёт, где его всегда ждут и любят. Где бы человек ни был, как бы хорошо не было в гостях, в других местах, он всегда стремится домой.

— Что нужно делать для того, чтобы в родном доме был порядок, уют?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение А. Барто «Дома».

— Расскажите о своём доме (квартире), какой он: где расположен, сколько в нем комнат, какое ваше самое любимое место в доме?

— Почему вы любите свой дом?

— Почему говорят: в гостях хорошо, а дома лучше?

— Как вы понимаете выражение: дома и стены помогают?

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями о том, чтобы они рассказали детям об истории своей семьи, знакомстве с супругом (супругой), показали свадебные фотографии, рассказали традициях своей семьи (семейные праздники, совместный отдых, посещение кафе, зоопарка, цирка, выезд на дачу и т.д.).

Занятие «Наша дружная семья»

Задачи: уточнять и обобщать знания о семье, её составе; формировать представление о родственных связях, семейном этикете, установку на создание семьи в будущем, воспитание детей; воспитывать привязанность к семье, любовь к родителям, желание помогать им.

Материал: геометрические фигуры (круги, треугольники) разных размеров, семейные фотографии детей.

Игра «Составь семью»

Детям предлагается с помощью геометрических фигур изобразить свою семью. Мальчиков и девочек изображают с помощью маленьких треугольников и кругов. Большими геометрическими фигурами изображают взрослых членов семьи. Детям предлагается подумать, как при этом можно изобразить бабушек и дедушек (с этой целью можно предложить дополнительные детали).

— Скоро вы подрастёте, пойдёте в школу, потом будете учиться в институте, выберете любимую профессию. У вас будет семья, дети. Давайте помечтаем. Какая у вас будет семья? Сколько в ней будет детей? Вы будете относиться к своим детям также, как относятся к вам родители, или по-другому?

Дети с помощью геометрических фигур изображают свою будущую семью. У детей на столах семейные фотографии. Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

— Кто ты для своей мамы (папы, дедушки, бабушки)?

— У тебя есть брат (сестра)? А у него (неё) есть брат? Кем тебе приходится его (её) мама?

— Как зовут твою бабушку? Чья она мама? Ты ей кем приходишься? А кому ты ещё внук?

— Может ли быть в семье две мамы? Две дочки?

Игра-упражнение «Закончи предложение»

«Я люблю свою маму потому, что…»

«У меня есть бабушка. Я хочу ей пожелать…»

«Моя сестричка очень…»

«Мой папа самый…»

«Мама огорчается, когда…»

«Папа обрадовался из-за…»

Ребята, понравилось ли вам занятие? Чем?

Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Задачи: побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, общение между членами семьи (мама ухаживает за маленькими детьми (куклами), кормит их, укладывает спать, готовит еду и т.д., папа приносит продукты, ремонтирует бытовую технику, помогает маме убирать, готовить, гуляет с детьми); обогащать игры новыми сюжетами, способствовать появлению интересных замыслов (предложить детям отметить день рождения мамы; поехать всей семьёй в зоопарк).

Общение. Анализ ситуаций по сюжетным картинкам.

Цель: обучение определению эмоциональных состояний изображённых на фотографиях людей, связыванию их настроения с определёнными событиями в жизни семьи.

Определить по картинкам:

— Почему радуется мама?

— Почему сердится дедушка, как и чем ему можно помочь?

— Почему плачет младшая сестрёнка?

Художественно-речевая деятельность. Разыгрывание ситуации «Звонок бабушке»

Цель: обучение детей проявлять заботу и внимание по отношению к родственникам, воспитывать культуру общения с близкими людьми.

В данной ситуации воспитатель берёт на себя роль бабушки и разговаривает по телефону с ребёнком. Обращает внимание детей на необходимость вежливо поздороваться, назвать себя, поинтересоваться самочувствием бабушки, её делами, рассказать о своих занятиях, играх, друзьях, вежливо попрощаться. Посоветовать детям звонить бабушке чаще, навещать, чтобы она чувствовала заботу о себе.

Работа с родителями.

Предложить родителям выучить с детьми стихи о маме, бабушке, папе и других членах семьи.

Общение. «Поговорим с близкими людьми»

Цель: формирование стремления заботиться о маме и о других членах семьи; воспитание любви к родителям, желания радовать близких.

Вопросы к детям:

— Кого мы называем родными, близкими людьми?

— Как вы заботитесь о своей маме? Папе?

— Как помогаете бабушке? Дедушке?

— Чем вы можете порадовать своих близких людей?

Воспитатель предлагает детям поздравить с днём рождения близкого человека, подарить рисунки, рассказать о любимых игрушках, о своих занятиях в детском саду, пригласить на детский концерт.

Общение. «Рассказы детей о том, как они с родными провели выходной день»

Цель: развитие у детей стремления к совместной деятельности с разными членами семьи.

Рассказы детей о том, где они с родными были в выходной день: «Мы в зоопарке», «Мы в театре», «Мы в парке», «Мы в цирке» и т.д. с просмотром семейных видеороликов.

Итоги проведения занятий по теме «Семья».

  • Дети узнают, что такое семья, знают членов своей семьи, их имена, занятия и взаимоотношения, семейные праздники и традиции (совместный отдых, походы в зоопарк, цирк, кафе). Имеют представление о родственных связях (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра).
  • Понимают, что у остальных детей тоже есть семья, что родители и дети любят и проявляют заботу друг о друге.
  • Проявляют любовь к родителям, интересуются событиями в семье.

Цели:

Раскрыть важность семьи для становления человека

Формировать основные правила семейных взаимоотношений

Прививать учащимся семейные ценности

Способствовать сближению и взаимопониманию между детьми и родителями

Воспитывать чувства любви и уважения к своим родителям, гордости за свою семью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа: « Семья. Семейные традиции».

Цели:

Раскрыть важность семьи для становления человека

Формировать основные правила семейных взаимоотношений

Прививать учащимся семейные ценности

Способствовать сближению и взаимопониманию между детьми и родителями

Воспитывать чувства любви и уважения к своим родителям, гордости за свою семью.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Ход мероприятия.

1.Организационный момент.

В-ль : Здравствуйте, ребята. Сегодня нас с вами ждет очень интересное занятие. Поэтому я прошу вас оставить только хорошее настроение и настроиться на работу.

2. Введение в тему.

В-ль : Сегодня мы с вами на протяжении всего занятия будем узнавать много нового и интересного, казалось бы, о том, что давно для нас стало привычным, повседневным, но в тоже время необходимым в нашей жизни. Поэтому я прошу вас сегодня быть не просто слушателями, а принимать активное участие в обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения.

Ребята, посмотрите на доску, давайте отгадаем ребус, где зашифрована тема нашего мероприятия. (слайд)

7 Я

Дети : Это слово СЕМЬЯ.

В-ль: Так о чем мы сегодня с вами будем говорить на занятии?

Дети: Мы сегодня будем говорить о семье.

В-ль : Правильно. (слайд)

Тема нашего занятия: «Семья. Семейные традиции».

В-ль : А знаете ли вы, что есть несколько праздников, относящихся к празднику семьи?

Ответы детей

В-ль : (дополняет) Действительно 14сентября отмечается день семьи. 15 мая –Международный день семьи. 8 июля –день семьи, любви и верности. 1 июня – день защиты детей. Как вы думаете? Наверно потому, чтобы мы поняли, что семья – это одна из главных общечеловеческих ценностей.

Давайте послушаем стихотворение Марии Лангер, которое нам прочитает Влад

Семья-это счастье, любовь и удача,

Семья-это летом поездки на дачу.

Семья-праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья-это труд, друг о друге забота,

Семья-это много семейной работы.

Семья-это важно!

Семья-это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая это семья!»

В-ль: -А что значит слово «семья» для вас?

Дети: …………….

В-ль: Из всего сказанного, я могу сделать вывод, что семья для каждого из вас – это самое важное, ценное, дорогое. И, действительно, что может быть дороже семьи?

Давайте посмотрим значение этого слова в словаре Ожегова,

семья – это …..(слайд) и на доске

1. Группа живущих вместе близких родственников.

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

В-ль : Давайте посмотрим на 1 значение -«живущих вместе» . Действительно, слово «семья» у нас часто ассоциируется со словом «дом». (слайд)

Дом – это слово знакомое нам с детства. От него веет теплом и уютом. Дом для каждого из нас – убежище, которое оградит нас от всех напастей, место, где мы всегда найдем любовь, взаимопонимание, где мы счастливы. Здесь живет наша семья.

До начала 20 века русские семьи состояли из нескольких поколений (не случайно и слово такое образовалось: «семь»-«я»). В ней были дедушки, (слайд)

бабушки, мамы, папы, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Отношения родителей и детей в семье не возможны без слов любви и ободрения.

В-ль: Ребята, давайте вспомним те ласковые слова, которые вам говорят родители чаще всего.

Дети:…..

В-ль : Душой любой семьи всегда является мама. Материнская любовь греет нас всегда, потому что самое дорогое для матери – дети.

Мама – это солнечный свет,

Взгляд чудесных ласковых глаз. (слайд)

Сохранит от тысячи бед

И поможет тысячу раз.

В-ль : Каждый человек мечтает о теплом, уютном доме, где его понимают и любят. Предлагаю вам построить такой дом: «Дом моей мечты». (слайд)

Сейчас вы получите специальные кирпичики. На них вы можете рисовать и напишите те качества, какими должен отличатся ваш дом, что в нем будет главным. (Затем дети приклеивают кирпичики к доске).(слова: любовь, забота, дружба, здоровье, уют, спокойствие, согласие и т.д).

В-ль: Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. (слайд)

Традиции передаются из поколения в поколения. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. (слайд)

В-ль: Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей. (слайд)

Человек всегда чтил своих предков. Раньше происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же богачем. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь все упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей, тетей и т.д.

В-ль : Какие семейные традиции есть в ваших семьях?

Дети : Отмечать семейные праздники; петь и играть на музыкальных инструментах; приглашать гостей и собирать застолья; собирать и хранить семейные фотографии; хранить вещи и т.д.

В-ль : Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Дети: рассказывают о династиях в их семье.

В-ль: Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

В-ль: Ребята, а знаете ли вы, в честь кого были названы вы?

Дети:……

В-ль : Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.

Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье?

Дети : Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

Давайте еще раз посмотрим с вами, что же составляет основу семейных традиций. Я предлагаю на наши кирпичики поставить крышу. (Схема)

Вот такой у нас получился крепкий дом с семейными традициями.

В-ль : А теперь мы поиграем. Приглашаю вас принять участие в конкурсной программе.

1 задание: Интеллектуальная разминка. (слайды)

Как называется дом:

В белорусской или украинской деревне? (хата)

Перевозное жилище у кочевых народов? (кибитка)

Дом кавказских горцев, сложенный из камня? (Сакля).

Постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой, где рай с милым. (Шалаш).

Название отдельного жилого помещения с кухней, передней, комнатами. (Квартира).

В-ль : Вы справились с этим заданием. Молодцы! А теперь задание сложнее.

Всем известно, что мудрые мысли любого народа отражены в пословицах и поговорках. Человек, который хорошо знает пословицы и правильно их употребляет, сам становится умнее.

2 задание: «Закончи пословицу». (слайд)

Не красна изба углами, а (красна пирогами).

В гостях хорошо, а (дома лучше).

В своем доме и стены (помогают).

Где родился (там и пригодился)

Не нужен и клад, (коли в семье лад)

Яблоко от яблони (не далеко падает).

В-ль : А сейчас ребята из этих слов соберите пословицу. (слайд)

(СЕМЬЯ, ЕСЛИ, ДУША, ТО, И, ВМЕСТЕ, НА, МЕСТЕ).

Если семья вместе, то и душа на месте.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети: Беды и радости бывают в каждой семье, но если в семье есть взаимопонимание и любовь. То все проблемы обязательно решаются, и на душе у всех легко и радостно.

Составление законов дружной семьи.

(На доске изображение семьи, занятой общим делом.) (слайд)

В-ль : - Как вы считаете, какая семья здесь изображена? (Дружная, счастливая, в которой все любят и понимают друг друга.)

В-ль : - Наверно, эта семья счастлива потому, что в ней соблюдают традиции, правила и законы совместного проживания

Давайте подумаем, какие правила должен соблюдать каждый член семьи.

В начале классного часа вы расшифровали ребус

7 я

Давайте выведем 7 правил, а начинать фразу будем со слова «я»

Даю вам подсказку – опорные слова.

Законы дружной семьи .

(На доске карточки (Возможные ответы детей.)

с опорными словами)

Забота и

помощь

1) Я забочусь и помогаю родным и близким.

Уважение и внимание

2) Я уважаю родных и внимательно к ним отношусь.

Любовь и

понимание

3) Я люблю своих родных и понимаю их.

Доверие и

советы

4) Я доверяю родным, честно обсуждаю

проблемы и советуюсь с ними.

Радость и

доброта

5) Я стараюсь приносить радость и быть добрым ко всем.

Раздражение и обида

6) Я не раздражаюсь и не обижаю родных.

Грубость и

огорчение

7) Я не грублю и не огорчаю родных, всегда прошу прощения.

Сложные правила? Нет. Но выполняя их, в семье будет радость, счастье, понимание. А это и есть все составляющие крепкой дружной семьи.

(воспитатель еще раз обращает внимание детей какие слова написаны на кирпичиках)

В-ль: И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину : «И в шутку и в серьез». (слайд)

  1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а). трое в лодке.

б). четверо за компьютером.

в). пятеро в ванной.

Г). Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «33 родных сестрицы». Что это за семья? (АЛФАВИТ) .

3. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (МАТРЕШКА).

4. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? (« Яблоко от яблони недалеко падает»).

5. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (В ДОМЕ).

В-ль: Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем

В нашем классе тоже есть свои законы. Давайте вспомним о них.(девиз класса,законы)

Класс наш в школе самый умный,

Есть отличники всегда!

Мы вам скажем без стесненья:

Это мы 6 класс

Класс наш в школе самый шумный,

Идет кругом голова!

Мы вам скажем честно-честно:

Это мы 6 класс

Класс наш в школе всех активней

И при деле он всегда!

Мы вам скажем откровенно:

Это мы 6 класс

Класс наш в школе самый дружный,

Не пугает нас беда!

Мы вам скажем без сомнений:

Это мы 6 класс

А какой веселый самый?

Улыбается всегда!

Мы вам громко все воскликнем:

Это мы 6 класс

Класс наш в школе самый лучший,

Мы – надежные друзья!

Вам секрет откроем дружно:

Потому что мы – семья!

В-ль : Сегодня много серьезных слов было сказано о семье. Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

Ответы детей

(слайды)

Что на свете всех дороже?

СЕМЬЯ.

А что значит семья?

ЭТО – СЕМЬ Я.

Без чего не может быть она?

БЕЗ ПАПЫ, МАМЫ И МЕНЯ.

А чем же скреплена она?

ЛЮБОВЬЮ, ЗАБОТОЙ И ТЕПЛОМ.

Ведь все мы связаны семьей.


Картотека бесед

(подготовительная группа) по теме: «Моя семья»

Беседа для детей подготовительных групп №1

«Сердце семьи»

Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.

Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.

Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.

Ход беседы:

На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?

Семья должна учить любить,

Жалеть и вежливыми быть.

Когда семья такою станет,

Другая сразу жизнь настанет!

– А кто ещё знает стихи о семье?

– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье. Модель «Радость» устанавливается на сердце.

Радость – это свет в окошке,

Радость – ягоды в лукошке,

Радость – тысяча улыбок,

Радость – стая мелких рыбок.

Радость в сердце жить должна.

Очень нам она нужна.

– Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью. Дидактическая игра «Подари семье радость». Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т.д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».

– Радость в одиночку в семье не живёт,

С ней всегда за ручку Доброта идёт. Заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых? Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата. Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Модель «Счастье» устанавливается на сердце.

Мы сами можем сделать себя счастливыми!

Хорошим поведением, заботой, уважением

Мы радуем родителей и бабушек своих,

За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,

И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!

И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,

Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!

Семья наша огромная и очень-очень дружная,

Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!

Беседа для детей подготовительных групп №2

«Странички семейного альбома»

Вы знаете, что у взрослых есть такая традиция: обсуждать какие-либо вопросы, темы за круглым столом. Вот и сегодня я вас приглашаю поговорить за этим круглым столом в виде ромашки.

Всем удобно? И мне удобно. Когда столы стоят по кругу, то удобно разговаривать, так как мы хорошо видим друг друга.

Сейчас я загадаю вам загадку и, отгадав ее, вы узнаете тему нашего разговора.

Самые дорогие и близкие люди для меня,

Без которых мне прожить никак нельзя.

Друг о друге мы заботимся всегда

Это моя дружная семья.

За столом нас очень много

Папа, дедушка и я,

Мама, бабушка, сестренка

Это вся моя семья.

Правильно, мы с вами поговорим о разных семьях.

Как вы думаете, можно ли вашу группу назвать семьей? Почему?

Можно сказать, что воспитатели ваши вторые мамы? Почему? Они вас любят и заботятся, так же, как и мамы заботятся о вас дома.

Я раздам вам фотографии тех людей, которые заботятся о вас в детском саду. Возьмите, пожалуйста, фотографию и расскажите об этом человеке: Кто это? Как его зовут? И как он заботится о вас?

Не только эти люди о вас заботятся, но и многие другие.

(Собираю фото)

Вот это и есть вся большая дружная семья вашего детского сада. В своем любимом садике вы проводите праздники, интересные занятия, все вместе гуляете, ездите на экскурсии, играете, занимаетесь спортом - все это происходит в вашей большой семье.

Но кроме семьи вашего детского сада, у каждого из вас есть семья близких родственников.

Как вы думаете, кого мы называем близкими родственниками?

У каждой семьи есть фамилия. Назовите, пожалуйста, ваши фамилии.

У меня тоже есть своя семья под фамилией Бородины. Я принесла вам свой семейный альбом, по которому я расскажу о семье.

(Достаю фотоальбом и показываю детям)

А сейчас давайте присядем у экрана так, чтобы вам было удобно.

(Идем и садимся у экрана, я показываю презентацию своей семьи)

1. Это моя мама. Ее зовут Таисья Ивановна, она всю жизнь проработала поваром в столовой. А рядом с мамой сидит папа Николай Георгиевич. Он работал водителем. А сейчас они уже пенсионеры. В нашей семье 5 детей.

2. Из них 2 брата. Миша, который слева, со своей семьей живет в с. Елово. А Саша с семьей живет в нашем городе Оса. Они оба работают нефтяниками.

С ними стоит наша старшая сестра Татьяна.

3. Здесь она сидит в середине. Таня работает в детском саду в с. Елово музыкальным руководителем. Справа сидит еще одна сестра Наталья. Она тоже работала в детском саду в д. Пермякова музыкальным руководителем. А сейчас она работает в пожарной охране диспетчером. Обе мои сестры имеют свои семьи.

Вы узнали, кто сидит слева? Правильно, это я. Я самая младшая в нашей семье.

4. Я была вот такой маленькой. Здесь мне 3 годика.

5. А здесь мне уже 7 лет и я готовлюсь пойти в 1 класс.

6. Такой я была, когда ходила в школу.

У меня есть еще 3 близких человека.

7. Это мой муж Игорь, он работает нефтяником.

8. Мой сын Женя, ему 15 лет. Он учится во школе №2 в 8 классе. И моя лапонька дочка Даша. Ей 4 года и она ходит в детский сад №10 «Теремок» в среднюю группу. В этом же детском саду и я работаю воспитателем.

9. Вот такая моя маленькая семья, мы носим общую фамилию Пешины.

10. Когда мои братья и сестры со своими семьями собираемся все вместе, то мама всегда говорит: «Когда вся семья вместе, то и сердце у меня на месте».

Как вы думаете, почему она так говорит? Хоть мы уже и взрослые, а мама все равно заботится о своих детях, переживает за каждого из нас.

Вот такая большая и дружная наша семья. И мы очень любим и уважаем друг друга. И даже есть такая песенка, в которой поется, что взрослые и дети

Неразлучные друзья. Давайте потанцуем под эту песенку.

(Физкультминутка)

Так же, как и у меня, у вас у каждого есть своя семья. Я приглашаю вас на фотовыставку, где экскурсовод расскажет нам о своих фотографиях, которые находятся на выставке.

Давайте подойдем поближе к 1 стенду и рассмотрим внимательно все фотографии. (Встаем и идем к мольбертам)

Ребята, а вам знакомы те люди, которых вы видите на фотографиях?

Одним словом можно сказать, что на фотографиях семья Димы. Дима, я предлагаю тебе в роли экскурсовода познакомить нас со своими родными.

Кто еще расскажет нам о своей семье?

Оказывается, что все мы любим своих мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер у кого они есть.

А что значить любить? Тебе хорошо в твоей семье? Почему?

То есть любить - это значит помогать во всем, беречь и заботится, делать приятное, быть рядом друг с другом, жить в мире да согласии, не ссориться. Ведь недаром гласит русская пословица «Там, где дружат - живут, не тужат, начался разлад и друзьям не рад»

А еще я принесла вам фотографии интересных человечков. У них 2 настроения: один веселый, 2 - грустный, 3 - равнодушный. Выберите, пожалуйста, фотографию того человечка, настроение которого соответствует вашему настроению. Вложите его в свой фотоальбом и покажите мне.

Спасибо вам. Мне приятно было с вами общаться. А на память о нашей встрече я предлагаю вам сфотографироваться.

Беседа о семье на основе обсуждения рассказа Л.Толстого «Косточка»

Чтение или пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

Назовите членов семьи в рассказе (мама, папа, Ваня)

Кем доводится маме и папе Ваня? (сыном)

Кому мать хотела дать сливы? (детям)

В рассказе Толстого у матери и отца, сколько было детей?

(Выясняем, что детей могло быть много)

У отца и матери все дети одного возраста? (выясняем, что дети могли быть разного возраста)

А дети мальчики или девочки?(выясняем, что и мальчики и девочки)

Кем они доводятся друг другу и Ване?

Мать, отец, дети, это? (семья)

В семье могут быть только эти члены? (дети называют, что в семье могут быть бабушка, дедушка, тётя, дядя. Выясняем, что бабушек может быть две и два дедушки, что они являются родителями отца и матери. У матери и отца могут быть братья и сёстры и они являются тётями и дядями детей…и.т.д.)

Мы выяснили, что у дяди и тёти могли быть дети, и они являлись бы двоюродными братьями и сёстрами Вани и его родным сёстрам и братьям.

А мать могла дать сливы двоюродным сёстрам и братьям Вани?

Кто мог засмеяться, когда Ваня сказал, что он выбросил косточку в окно?

(родные братья и сёстры Вани, двоюродные братья и сёстры, бабушки, дедушки, и.т.д)

Беседа для детей подготовительных групп №3

«Наша дружная семья»

Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарила.

Оглядело все вокруг

Слева друг, справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте!

Добрый день!

Беседа о семье (сидя на ковре, на подушках)

Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой.

А почему? Да, вас ждет ваша семья!

А кто живет в ваших семьях?

Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?

А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)

А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый)

А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)

Итак, что же такое семья? (ответы детей)

Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Беседа по пословицам (на ковре)

Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц. Вот послушайте:

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

На что и клад, когда в семье лад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья - опора счастья.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Сердце матери лучше солнца согреет.

А как вы понимаете смысл этих пословиц?

Дети дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. В упражнении важно создать атмосферу групповой сплоченности и возможности использовать свой и чужой опыт для решения проблемы восприятия.

А какие вы знаете пословицы о семье? (дети рассказывают пословицы)

А теперь давайте поиграем в игру, я начинаю говорить пословицу, а вы продолжаете.

«При солнышке тепло, при матери – добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют»

Заключение:

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?

(дети встают в круг, воспитатель берет мяч)

Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.

Что же такое семья? (это люди которые любят друг друга и живут вместе)

Как люди должны жить в семье? (дружно, любить друг друга, ухаживать, целовать, обнимать и т. д.)

Беседа для детей подготовительных групп №4

«Семья глазами ребенка»

Цель – определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях.

Методика проведения. Детям предлагается в свободной беседе ответить на вопросы.

Вопросы:

1. Любишь ли ты свой дом, своих родных - папу, маму? Почему?

2. Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям?

3. Помогаешь ли ты маме по хозяйству?

4. Во что ты больше всего любишь играть дома?

5. С кем из своих родных ты чаще всего играешь?

6. Чем ты занимаешься с папой (с мамой) дома после возвращения из детского сада?

7. Ссоритесь ли вы с папой (с мамой)?

8. Ссорятся ли твои родители?

9. Наказывают ли тебя папа, мама за плохие поступки, как они это делают?

10. С каким праздником твой папа поздравляет маму, тебя?

11. Чем ты любишь заниматься в выходные дни, когда все взрослые дома?

12. Любишь ли ты слушать, когда старшие читают тебе книжки?

13. Есть ли у тебя любимая книжка, про кого она?

14. Есть ли у тебя любимая игрушка? Как ты с ней играешь?

15. Любишь ли ты играть в «Семью»? Кем ты чаще всего бываешь, почему?

16. Приходят ли к вам гости, кто? Чем вы занимаетесь, во что играете?

17. Кого ты пригласила (пригласил) к себе на день рождения?

18. Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное, рыбка, птичка? Ухаживаешь ли ты за ним, как?

19. Любишь ли ты с ним играть, как?

20. Есть ли у тебя сестры, братья, во что ты с ними играешь?

21. Заступаются ли за тебя твой брат (сестра)?

22. Жалеют ли тебя, если тебе плохо, больно, если тебя обидели?

23. Жалеешь ли ты своих родных, если у них болит голова или они устали?

Данная методика позволит педагогам увидеть какие изменения произошли в отношениях дошкольников и их родителей, где необходимо провести дополнительную коррекционную работу.

Беседа для детей подготовительных групп №5

«Беседа о маме»

– Что обозначает слово «мама»? Как вы понимаете? (Мама – это любимый, добрый, родной, ласковый человек для ребенка.)

– Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово на земле, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь. И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь, тем радостнее и светлее жизнь.

Вопросы:

– Какая у каждого из вас мама?

– Какие чувства вы испытываете к маме?

– Какое отношение вы чувствуете от мамы?

– Почему каждому человеку нужна мама?

– Какие добрые слова вы говорите маме?

Будем вечно прославлять

Ту женщину, чье имя – МАТЬ!

И. В. Гете

8 Марта мы отмечаем замечательный праздник – Международный женский день. В этот день мы вспоминаем о самых близких людях – наших мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем. В этотдень мы будем петь им песни, читать стихи. Послушайте стихи о маме разных поэтов:

Разные дети живут на планете,

Но мам своих любят все дети на свете.

Мамы все могут, мамы помогут,

Мамы умеют все понимать!

Вот такие наши мамы

Мы всегда гордимся вами.

Умными, спокойными,

Будем вас достойны мы!

М. Садовский

На земле хороших людей немало

Сердечных людей немало,

И все-таки лучше всех на Земле

Мама. Моя мама. Р. Рождественский

Много мам на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя. В. Руссу

– Каждое стихотворение проникнуто любовью к матери. Какое стихотворение понравилось больше каждому из вас?

– Расскажите, о чём говорит поэт М. Садовский в своём стихотворении. Какие слова вам запомнились из стихотворения Р. Рождественского?

– Какие строки вам понравились из стихотворения В. Руссо? Послушайте это стихотворение ещё раз. Я предлагаю вам выучить его и рассказать своим мамам.

Воспитатель читает первые две строки, дети повторяют, затем зачитываются остальные строчки (по две) и повторяются остальные. Стихотворение зачитывает хором 2–3 раза, 5–6 детей читают стихотворение самостоятельно.

Беседа для детей подготовительных групп №6

«Мама, мамочка моя!»

Когда рождается человек, он всегда находится рядом с мамой; Мама - самый близкий, родной, единственный человек. Проходит некоторые время малыш подрастает и произносит слова первое слово «Мама». Во многих странах {отмечается «День матери». Люди поздравляют своих мам. Мама, мать - сколько тепла, ласки носят эти слова, этим словом называют самого родного, близкого человека, (показываю фотографии, на которых изображены мамы с детьми).

По слушайте загадку:

Кто вас детки крепко любит 7 Кто вас детки приголубит?

Не смыкая ночью глаз все заботится о вас?

Все она резная (мама дорогая)

Беседа о маме:

Что означает слово мама? (ответы детей)

Мама - это самый родной, самый любимый, самый добрый, самый ласковый человек для каждого ребенка. И сколько бы не было вам лёт; вам всегда нужна мама ее ласка, добрый взгляд. Мама всегда поможет светом. У мамы самое верное, четкое сердце. Дети расскажите о своей мамочке

Какие чувства вы испытывайте к маме? Какая у каждого из вас мама?

Какие слова вы говорите маме?

Рассказывая о своих мамах вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, заботливые, с такой любовью вы говорили о них.

Стихотворение о маме

1. Мама: мама; мамочка солнышко мое,

Как с тобой радостно, как с тобой тепло!

Без тебя в душе моей не цветут цветы?

Буду счастлив я тогда, когда рядом ты!

2. Мне мама приносит игрушки, конфеты.

Но маму люблю я совсем не за это.

Веселые песни она напевает

Нам скучно вдвоем никогда не бывает.

Я ей открою свои все секреты.

Но маму люблю я не только за это.

Люблю свою маму скажу я вам прямо,

Ну просто.за то, что она моя мама.

Ребята вы еще говорили, что у мамы умелые руки. Что! же умеют делать эти руки (готовят еду, пекут; стирают:, гладят, шьют вяжут и т. д.) и про мамины руки написано стихотворение. «{Говорят у мамы руки не простые, говорят 3? мамы руки золотые, я смотрю внимательно, подхожу и глажу - золото не вижу»

Руки золотые -как вы это слово понимаете? (умелые, трудолюбивые, ласковые,добрые и т д.). Мамы работают на фабриках, заводах, кто-то из мам работает в каком-то учреждениях, но они еще справляются со множеством домашних отделах. Трудно маме порой бывает, устает. Если бы вы знали, как приятно бывает маме,когда сын или дочь интересуются как она себя чувствует. не устала ли, не тяжёлая ли у нее в руках. И если сумка тяжелая, помогут ее нести. Нужно помогать маме в домашних делах. А как вы помогаете маме (выслушиваю детей).

Вы,ещё маленькие и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами.

Динамическая пауза.

Встаем в круг; кидаю мяч детям. Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.)

Заботится и помогать маме поводов очень много. В стихотворении Е. Благининой « Мама спит ока устала, но и я играть не стала....

Ребята, не случалась ли кому -нибудь из детей позаботиться о маметак,как рассказано в стихотворении

Игра «подбери слово» мама какая? (взять 7-10 слов)

В заключении занятия спрашиваю о чем лети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали:

Беседа для детей подготовительных групп №7

«Семьи большие и маленькие»

Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем. Воспитатель просит детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам. – В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке "Три медведя". У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно. – А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино "Букварь", чтобы он смог научиться читать.– А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге. – Снегурочка (сказка "Снегурочка") жила с дедушкой и бабушкой. Старики очень любили свою внучку, заботились о ней, а она всегда помогала им по хозяйству. – А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлоне, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлоне, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его. – А эта семья большая или маленькая? (Стихотворение 3. Александровой.) И в нашей квартире Ребята растут. Кроватки четыре - Их четверо тут. Наташа постарше И в школу пошла, А Танечка наша Мала и кругла. На толстеньких ножках Топочет она То с куклой, то с кошкой, То просто одна. – Сколько детей в этой семье? – Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает. – Есть ли еще дети в этой семье? (Есть. Еще двое.) Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена.) – А теперь давайте поиграем в игру "Наша семья". Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней), а мальчики (называет имена) будут ей помогать. После игры воспитатель возвращается к беседе: – У кого дома есть братья или сестры? – Вы с ними играете? – Вы их любите? – Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе, говорят: "Они как родные братья". Воспитатель предлагает детям нарисовать сестру или брата. – Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья. Воспитатель стремится показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Педагог предлагает поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, просит рассказать, как дети о них заботятся. – Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается. (Г. Сапгир "Семья"; стихотворение читается по желанию воспитателя.) Очень-очень-очень-очень Маленький мальчонка Встретил очень-очень-очень-очень Бойкую девчонку Когда они выросли и поженились, Они нисколько не изменились: Очень-очень-очень-очень Симпатичный папа И очень-очень-очень-очень Озорная мама. Шли годы: осень на смену весне. И у них появились Морщины, Седины, Пенсне. И теперь уже они Не юноша и девушка, А очень-очень-очень-оченьБабушка и дедушка. И рассказывают сказки, В креслах сидя рядом, Очень-очень-очень-очень Маленьким внучатам. – Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение…) Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения. (С. Капутикян "Моя бабушка".) Стала бабушка Старой, хворою. От ходьбы она устает. Храбрым летчиком Стану скоро я, Посажу ее в самолет. Не тряхну ее, Не качну ее. Отдохнет она наконец. Скажет бабушка: "Ай да внучек мой! Ай да внучек мой Молодец!" – Про бабушку люди складывают песни. Вот одна из них: Мы у бабушки Ели кашку, пили Простоквашку. Простоквашка Вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька! Скажем бабушке: "Спасибо". – А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей.) В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать подарок бабушке (дедушке). Дружба Понятия "друзья", "товарищи" дети дошкольного возраста различают плохо. Друзьями они называют тех, с кем больше общаются, кто больше нравится. Дошкольники строят свои отношения со сверстниками, основываясь на положительных эмоциях, связанных в основном с совместной деятельностью (вместе ходят в детский сад, играют, гуляют). Чем младше возраст, тем менее устойчивы эти отношения. Дети постарше более осознанно подходят к выбору товарища (нравится – не нравится, интересно – не интересно, обижает – не обижает и т. д.). В этом возрасте уже можно говорить о зарождении дружеских отношений, которые иногда продолжаются и в последующем. В ходе бесед по этой теме воспитатель обобщает имеющиеся у детей знания о дружбе, помогает укрепить дружеские отношения, воспитывает у дошкольников привычку дружно играть и трудиться сообща, формирует умение договариваться, помогать друг другу и т. п. Глупые ссорятся, а умные договариваются (5–6 лет) Беседа помогает детям понять, что ссоры могут привести к беде. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ (по повести А. Гайдара "Чук и Гек"): ... Жили-были два брата Чук и Гек. Когда мамы не было дома, пришел почтальон и принес телеграмму от отца из тайги, где он строил дорогу. В телеграмме отец предупреждал, что выезд (дети с мамой собирались к нему на Новый год) надо отложить на две недели. Это было вызвано тем, что отец уедет далеко в тайгу. Получив телеграмму, братья стали спорить, кто из них будет хранить телеграмму и отдаст ее маме. Чук положил телеграмму в свою коробочку и не хотел отдавать ее Геку. Гек стал вырывать коробочку, это ему удалось, и, чтобы брат не забрал ее обратно, он бросил ее в форточку. Братья в ужасе остановились, а затем бросились на улицу за коробкой. Но огромные сугробы снега надежно ее спрятали. После долгих поисковмальчики вернулись домой ни с чем. Тут пришла мама. Испугавшись, братья ничего ей не сказали. Вскоре они отправились поездом к отцу. Потом долго ехали на санях по тайге в домик, где жили геологи. Приехав, они обнаружили, что в доме никого нет. – Что было дальше, вы узнаете, если попросите родителей прочитать повесть Аркадия Гайдара "Чук и Гек". – Как мальчики могли решить свой спор? – Каким словом можно назвать эту ссору? (Глупая ссора.) – Давайте подумаем, что мальчики могли бы сделать, чтобы отложить отъезд к отцу. (Рассказать маме о телеграмме.)Правильно, тогда мама пошла бы на почту и выяснила, что было написано в телеграмме. – А бывало так, что ваши ссоры приводили к неприятностям? Расскажите, как это случилось. Подумайте, что надо было сделать, чтобы этого не случилось. – Подходит ли к истории о Чуке и Геке пословица: "Глупые ссорятся, а умные договариваются".


Беседа : «Моя семья».

Цель: формирование нравственных ценностей.

Задачи:

1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям;

2. Способствовать формированию правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям;

3. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива;

4. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Оборудование: ноутбук, песня «Улыбка» из м/ф Крошка Енот; анкета «Я и моя семья»

Оформление класса: семейные фотографии детей; эпиграф: «Дерево держится корнями, а человек - родственниками».

Предварительная работа:

Учащимся заранее даётся задание принести фотографии и подготовить рассказ об интересном случае в семье, или удачном отдыхе, или любимом празднике, или выдающемся событии в семье. На основании этих фотографий готовится презентация или видеоролик.

Анкета «Я и моя семья» проводится анонимно, вопросы продумывает сам учитель, результаты анкетирования можно использовать для родительского собрания.

Ход мероприятия

1.Организационный момент

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... семья.
Правильно! Мы поговорим сегодня о семье.

2. Загадки:

Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь - с душой! (Папа)

Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю - в пиалу налить? (Мама)

Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой... (Бабушки)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый...(Дед)

Одного отца-матери дитя,
А ни которому не сын. (Дочь)

Утром идет на четырех,
Днем на двух, а вечером на трех.
(Ребёнок, взрослый, старик)

Шли гурьбой:
Тёща с зятем,
Да муж с женой,
Мать с дочерью,
Да бабушка со внучкой,
Да дочь с отцом.
Много ли всех? (4)


3. Вступительная беседа.

Ребята, как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья-это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитатель: Вы сегодня принесли фотографии своей семьи из вашего семейного фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье? Но сначала я хочу вам рассказать о моей семье, послушайте. (Выставляю фотографию на доску). На этой фотографии изображена моя семья. (воспитатель рассказывает ос воей семье и увлечениях). Я очень люблю свою семью.А теперь, давайте послушаем ваши рассказы о своей семье.
(Желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Воспитатель хвалит ребят за интересные рассказы, при затруднении помогает наводящими вопросами, обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи веселые, улыбаются, значит любят друг друга).
Воспитатель: Молодцы, хорошие получились рассказы, но не все ребята смогли рассказать, а мне хочется услышать от всех, какая у вас семья. Предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Какая у вас семья?"(игра проводится с мячом).

4. Беседа «Моя семья. Отношения в семье».

Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, сестры, братья, дедушки, бабушки, тёти, дяди – ваша семья.

- Как вы думаете, что такое семья?

В ходе беседы выясняется, что семья состоит из людей, которые являются родственниками и живут вместе. Обсуждается происхождение слова семья – «семь я».

- Как вы думаете, зачем человеку семья? Что, кроме родственных связей объединяет людей в семье?

В семье тепло, надёжно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят. Когда вы больны, все домашние внимательны к вам: ставят градусник, дают лекарства, говорят ласковые слова.

-Какие ласковые слова вам говорят?

Учащиеся приходят к выводу, что членов семьи объединяет забота друг о друге, помощь друг другу.

Интересно, чем обычно вместе занимаются члены семьи? Какие праздники любимые в вашей семье? Как вы к ним готовитесь и проводите их?

Дети рассказывают о семейных праздниках и увлечениях.

Уютно и тепло дома, благодаря неустанным заботам близких. Скажите, как нужно относиться ко всему, что есть у вас?

По вашему отношению к вещам можно судить, как вы относитесь к труду ваших родителей.

Дети делают вывод, что нужно беречь, не только вещи, но и взаимоотношения в семье.

5. Игра "Какая у вас семья?"
Дети встают по кругу, в центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и спрашивает: -Какая у вас семья? Ребенок, поймавший мяч, должен ответить подбирая прилагательное (большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастлива)

6. Экскурсия по фото галерее.

Сегодня вы принесли фотографии своих родителей и близких. На них мы видим, какие вы счастливые. Расскажите о своих фотографиях.

5. Анкета «Взаимоотношения в вашей семье»

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
- очень хорошими;
- хорошими;
- не очень хорошими;
- плохими;
- не очень плохими.

2. Считаете ли Вы свою семью дружной?
- да;
- не совсем;
- нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их .

4. Как часто ваша семья собирается вместе?
- ежедневно;
- по выходным дням;
- редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
- решаете сообща возникшие проблемы;
- занимаетесь семейно-бытовым трудом;
- вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
- обсуждаете вопросы обучения детей;
- делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и не­удачах;
- каждый занимается своим делом;
- еще что-то (допишите).

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
- да;
- часто;
- иногда;
- редко;
- нет.

7. Какие способы разрешения семейных конфликтов используются?
- примирение;
- совместное обсуждение ситуации и принятие общего реше­ния;
- естественное затухание конфликта;
- обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
- конфликты практически не разрешаются, носят затяжной ха­рактер.

6. Итог.

Давайте подведём итоги нашей беседы. Как вы понимаете пословицу «Дерево держится корнями, а человек - родственниками»?

Оксана Писанова
Беседа «Моя семья - радость»

Тематическая беседа «Моя семья- радость »

Цель : формировать у детей представление о семье и своём месте в ней .

Задачи :

Учить детей называть членов своей семьи ; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга;

Понимать роль взрослого и ребёнка в семье ;

Вызывать у ребёнка гордость за свою семью .

1 часть. Вводная

Воспитатель (показывает детям трафареты домиков) . Ребята, что это такое?

Дети. Домики.

Воспитатель. Хотите в таком домике жить?

Воспитатель. Выберете себе домик, который вам понравился, и нарисуйте в нём себя.

Дети выполняют задание.

2 часть. Информационная

Воспитатель. Хорошо вам в вашем домике?

Воспитатель. А не скучно в нём жить одному?

Дети. Скучно.

Воспитатель. Ребята, а кто вас утром будит, чтобы в детский сад не опоздать?

Дети называют маму, папу, бабушку и т. д.

А вы маму свою любите?

Воспитатель. А за что вы любите маму?

Дети (перечисляют) . Покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.

Воспитатель. Значит, мама у вас какая?

Дети (перечисляют) . Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая.

Воспитатель. А вы хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике?

Дети «селят» маму в домике. Радуются.

Воспитатель. Ребята, а кто в вашей семье водит машину ?

Дети. Папа.

Воспитатель. А вы папу своего любите?

Воспитатель. А за что вы папу любите? Что он делает хорошего?

Дети (перечисляют) . Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол.

Воспитатель. Значит, папа у вас какой?

Дети (перечисляют) Хороший, умный, добрый, сильный, спортивный.

Воспитатель. Хотите поселить папу в своём домике?

Дети «селят» папу в домик.

Воспитатель. Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите? Хотите их поселить в свой домик?

Дети «селят» в домик братьев, сестёр, если таковые есть в семье .

Ребята, а кого в семье живёт бабушка ?

Дети отвечают.

А бабушку вы любите?

Воспитатель. За что?

Дети (перечисляют) . Она добрая, гуляет с нами, забирает из садика, покупает мороженое.

Воспитатель. И бабушку поселите в свой дом?

Воспитатель. А дедушку вы тоже любите? Тогда и дедушку давайте поселим в свой домик.

Как хорошо вам теперь живётся в своём домике! Не скучно! Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. Хорошо, что у вас есть семья !

Физкультминутка

Воспитатель. Какое время года сейчас на дворе?

Дети. Зима.

Воспитатель. А чем вы любите заниматься с мамой и папой на улице?

Дети отвечают.

А снеговика вы лепили?

Воспитатель. Давайте, мы с вами слепим снежную бабу!

Сегодня из мокрого снежного кома

Мы снежную бабу лепили у дома

Стоит эта баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает : «Чужой во дворе!»

3 часть. Проблемная.

Воспитатель. Ребята, а вас любят в семье ?

Воспитатель. Как вы догадались, что вас любят?

Дети. Нас целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют.

Воспитатель. Ребята, а за что вас любят в семье ?

Дети. Кушаем хорошо, слушаемся, маму и папу любим, помогаем маме и папе, игрушки убираем.

Воспитатель. Молодцы! Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье : слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых : маму, папу, дедушку, бабушку, братиков и сестрёнок – всю свою семью . Как хорошо, когда у человека есть дружная семья !

А если в семье заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир , дружба и любовь.

4 часть. Стимулирование детских вопросов

Семья Аристовых предлагает посмотреть свой семейный альбом, где фотографии Варвары, мамы, папы, и брата. Дети задают вопросы.

5 часть. Символизация.

Воспитатель. У наших пальчиков, посмотрите, дружная семья . Давайте поиграем с семьёй пальчиков .

Пальчиковая игра «Семья »

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья .

6 часть. Итог занятия.

Ребята, что мы с вами сейчас делали? Что вам понравилось?

Все свои работы вы можете забрать домой и показать своим родителям.

Экологический КВН для детей 5 - 6 лет «Знатоки природы»

Цель : формировать познавательный интерес дошкольников с общим недоразвитием речи к миру природы.

Задачи :

Закрепить знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений;

Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам, соперникам;

Закреплять навык отвечать полным ответом, следить за правильным произношением

звуков, активизировать словарь.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций о природе : «Дикие животные» , «Домашние животные» , «Времена года» , «Перелётные птицы» .

Чтение художественной литературы : И. Винокуров «Кто как зимует» ; М. Пришвин «Этажи леса» ; Н. Сладков «Птичьи столовые» ; И. Бунин «Метель» ; Е. Благинина «Рябина» ; С. Михалков «Прогулка» ; В. Бианки «Лесные домишки» ; Э. Успенский «Проказы старухи зимы» ; В. Чарушин «Что за зверь» ; пословицы.

Экологические беседы «Как помочь птицам зимой» ; «Живые ли деревья зимой» ; «Мой домашний любимец» ; «Как живётся диким животным в лесу» ; «Кто в лесу «вредный» , а кто «полезный» ?»; «Природа и человек» ; «Правила друзей леса» .

Оборудование : песочные часы, юла со стрелкой, карточки с заданиями, жетоны за правильный ответ.

Ход КВНа.

1. Воспитатель читает стихотворение :

Я сорвал цветок,

И он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к природе

Можно только сердцем.

2. Сообщение темы КВНа.

Тема нашего КВНа «Знатоки природы» .

Мы с вами сегодня совершим путешествие в мир природы, наш КВН выявит, кто из команд лучший знаток природы, и заслуживает звание самой дружной, весёлой и находчивой.

Мы начинаем КВН! Для того чтобы начать игру, нужно разделиться на команды. У меня в мешочке фишки двух цветов : красные и зелёные. Вы берете каждый по одной фишке, кто вытянул красную фишку, образуют команду «Ёлочка» , кто вытянул зелёную – «Грибок» . Выберите себе капитана.

Команды определены, теперь разрешите представить жюри : это родители нашей группы они будут оценивать, ответы и каждой команде, будут выставляться баллы.

Объявляю о начале игры!

1 конкурс – разминка «Договори пословицу» .

Без труда не вынешь рыбку из …. (пруда) .

Слово не воробей, вылетит…. (не поймаешь) .

За двумя зайцами погонишься, ни одного…. (не поймаешь) .

Знает кошка, чьё мясо…. (съела) .

2 конкурс «Подбери слово»

Вам нужно подобрать слова с противоположным значением.

Лес может быть густым, а может быть и…. (редким)

Волк- зверь большой, а ёж…. (маленький)

Весна бывает ранняя, а бывает…. (поздняя)

Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины…. (горькие) .

Январь год начинает, а декабрь…. (кончает)

Зимой, особенно в феврале, часто бывают метели, т. е…. (вьюга,пурга) .

3 конкурс «Собери и расскажи»

Как вы думаете, природа зависит от человека?

Дети : Да, мы можем её защитить.

Посадим маленькие деревца, чтобы они очищали воздух.

Кормим зимой птиц, делаем им кормушки.

Летом высаживаем цветы для красоты и. т. д.

Дети : На отдыхе не оставлять мусор.

Нельзя рубить деревья.

Нельзя охотиться на животных.

Рвать цветы охапками и. т. д.

Вам нужно собрать картинку и рассказать, о ней.

4 конкурс «Загадки»

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)

Маленькие ножки, боится кошки, живёт в норке, любит корки. (Мышь)

Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает. (Зимой)

На потолке, в уголке висит сито, не руками свито. (Паутина)

Вьётся верёвка, на конце головка. (Змея)

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной)

У стеклянных берегов не бывает рыбаков. (Аквариум)

5 конкурс «Что сначала, что потом» .

Команды должны расставить цифры под картинками (произрастание растений) .

Игровая пауза.

6 конкурс «Нарисуй закрытыми глазами животное»

Команда «Ёлочка» рисуют – кошку.

Команда «Грибок» – лису.

7 конкурс «Блиц» - «Занимательные вопросы» .

Для команды «Ёлочка» .

У кого из животных есть иголки? (Ёж, ехидна)

Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь, барсук, ёж)

Чем выделяется берёза среди других деревьев? (Цветом ствола)

Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)

Для команды «Грибок» .

Кого называют шатуном? (Медведь) .

У какого домашнего животного есть рога и копыта? (Бык, корова, коза, баран, овца,

Какое животное можно назвать длинноухим? (Заяц, осёл)

Птица, в которую превратился «гадкий утёнок» ? (Лебедь)

8 конкурс «Живые картинки»

Воспитатель : Сейчас нашим командам предстоит выполнить ещё одно интересное задание. Надо «оживить» некоторые из этих картинок, без слов при помощи движений. Это будет загадка- пантомима для команды соперников. Капитаны команд вытягивают по две картинки. Жюри оценивают не только правильность ответов, но и остроумность, точность пантомимы.

Команда «Ёлочка» : медведь, волк.

Команда «Грибок» заяц, ёжик.

Итог :

Ну, вот и подходит к завершению наша игра.

Воспитатель читает стихотворение :

Не привыкайте к чудесам! Прикладывайтесь к родникам -

Дивитесь им, дивитесь! Ничто не повторится!

Не привыкайте к небесам! За мигом миг, за часом час

Глазами к ним тянитесь! Впадайте в удивленье.

Приглядывайтесь к облакам, Всё будет так и всё не так

Присматривайтесь к птицам, Через одно мгновенье!

Попросим жюри объявить результаты.

Давайте все вместе порадуемся за наших победителей, крикнем им «УРА!»

Вы поняли, что для того чтобы победить, нужно быть дружными, умными и наблюдательными.

А теперь перейдём к самому приятному – награждению.