Атмосфера в семье и развитие детей. Каким бывает климат в семье и как не пойти по скользкой дорожке

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон супружества принято называть семейной атмосферой. В сущности, она является основным источником радости или неприятностей, ощущения полноты супружества или его неполноценности. Семейная атмосфера складывается из многих элементов, главный из которых - нравственное здоровье семьи, тесно связанное с сопричастностью к жизни общества, с общественной направленностью супругов и конкретным преломлением в их жизни норм общественной морали. Можно сказать, что нравственная семейная атмосфера устойчива в такой мере, в какой социальна семья и в какой искренни и честны супруги в своих взаимоотношениях. Причем нравственное сознание семьи и супругов постоянно возрастает, если здесь не провозглашают принципов, а ими руководствуются, не говорят о том, как надо вести себя, а просто живут по законам совести и чести, не рассуждают о морали, а живут в соответствии с ней. Такая атмосфера оптимистична, пронизана высокой нравственностью, уверенностью в будущем.

Семейная атмосфера - это психологический климат семьи. Она включает в себя духовную жизнь родителей и детей, единство их интересов, увлечений, переживаний. В этом случае психологи говорят о духовном единстве семьи, когда каждый стремится понять других, разделить их заботы, помочь. Духовное единство сплачивает семью в коллектив, помогает созданию общего стиля и тона жизни.

Каждый в семье реально может утвердить себя в глазах близких, завоевать уважение, доверие, получить одобрение, выразить себя именно в сфере быта и свободного времени. Культура свободного времени очень влияет на атмосферу в семье. Ведь не случайно называют свободное время пространством для всестороннего развития. Если свободное время планируется для самосозидания и роста духовных потребностей, оно дает самую разнообразную гамму положительных впечатлений.

Наконец, духовная близость создается на основе психологической совместимости супругов, родителей и детей в системе межличностных отношений, что имеет регулирующее значение для стиля и тона супружеских отношений.

Следует заботиться о каждом элементе семейной атмосферы, иначе неизбежно в ней появятся противоречия, конфликты, несоответствия и возникнет неприятная эмоциональная напряженность. Именно семья создает высокую ценность, быть может, самую прекрасную,- радость. И потому семейная атмосфера должна быть по существу своему оптимистической, построенной на положительных эмоциях и переживаниях.

Семейные отношения субъективны, так как складываются с учетом индивидуальности и свободы каждого члена семьи. Логика супружества построена на правиле: каждому все члены семьи дают то, что он от них ожидает. Отсюда вытекает, что счастливым невозможно быть в одиночку, нельзя познать радость, не одарив ею другого. Если семейная атмосфера, предполагает другого человека как источник радости, в этом случае она является результатом взаимодействия душ и дум, чувств и привязанностей, желаний и настроений. Радость ведь иногда возникает просто потому, что пришел дорогой человек, улыбнулся ласково, поцеловал, сказал "спасибо". Счастье, исходящее от любимого, - неиссякаемый источник положительных чувств. Другие источники (благополучие, домашний уют и т. д.) питают радостью лишь в присутствии родного человека, когда он ко всему этому имеет отношение.

Вот почему семейная атмосфера субъективна, определяется супружескими отношениями и зависит от типа семьи, от характера мужа и жены, от их взаимоотношений и отношений с другими членами семьи. Взаимодействие всех элементов жизни в зависимости от типов семьи и супругов образует определенные виды семейной атмосферы.

Оптимистическая атмосфера характерна для гармонических семей и положительно взаимодействующих типов супругов с минимальными бытовыми запросами. Они больше радуются друг другу, чем, к примеру, покупкам. Здесь нет неразрешимых конфликтов, все проблемы решаются на основе согласия и уступчивости, исходя из общих интересов или интересов любимого человека. Подчинение личных интересов общественным, семейным естественно вытекает из любви к другим, которая всегда выше любви к себе.

В оптимистической семье даже серьезные проблемы никогда не вырастают в неразрешимые, из конфликтных ситуаций выходят, прибегнув к юмору, но не к истерии, в основу межличностных отношений берут положительные качества каждого. Общий положительный тонус семьи позволяет преодолевать трудности жизни и сложности отношений естественно и просто: устойчивой поддержкой всяких добрых начинаний, отзывчивостью на каждый знак внимания, помощью в конкретных делах.

Неустойчиво-положительная атмосфера чаще всего возникает в семьях эмоционально удовлетворенных, но противоположных типов супругов (оптимист - пессимист, рациональный - эмоциональный и др.). Здесь нередки периоды несогласия, но чаще всего при взаимной любви все быстро проходит.

Напряженная атмосфера характерна для противоречивых типов семей, в которых супруги с одинаковыми или противоположными недостатками: муж и жена - службисты или ленивы; или один трудолюбив, а другой лентяй; или кто-то неряшлив, а кто-то чистоплотен. Здесь постоянно сталкиваются разные характеры и разные установки. Если любят, супруги терпят недостатки друг друга, хотя это дается им непросто.

Конфликтная атмосфера характерна для неблагополучной семьи и супругов, эмоционально и рационально несовместимых. В таких семьях настроения пессимистичны (супруги не могут расстаться из-за детей или по иной причине и потеряли надежду на лучшую жизнь) или эффектны (скандалы, ненависть друг к другу).

Конечно же, оптимистическая, общая положительная атмосфера создается не сразу. Она зависит от усилий и желания каждого из супругов, от того, как им удается властвовать собой и растить добрые семена в интимных и межличностных отношениях.

Я знал его весьма веселым парнем, прекрасным баянистом, слесарем, мастером на все руки. После женитьбы Сергей был счастлив недолго. Молодая жена постоянно требовала: надо купить мебель, ковер, холодильник, новое пальто... Бесконечные запросы влекли за собой большие расходы. И если раньше брал в руки баян для души, теперь, превозмогая стыд, соглашался играть только за деньги на свадьбах, юбилеях. Чтоб заглушить сомнения, пристрастился к водке. И хоть в дом пришел достаток, счастья не было. Не радовали новые приобретения желанных вещей, за которыми снова звучало: "А еще надо...".

Когда их развели, Сергей и не отрицал свою вину: пьет. И остановиться уже не мог.

Однажды его, нетрезвого, встретила Женя - еще со школы она была влюблена в него. Внимательно выслушала Сергея, а когда он горько закончил: "А что, все правильно! Кому я нужен такой?",- ответила: "Мне нужен!".

Трудным был их путь к счастью. Она самоотверженно помогала ему избавиться от порока: убеждала, увозила в туристические поездки, в которых знакомились с хорошими людьми. Вместе планировали семейные расходы, вела домашнее хозяйство так, чтобы в доме было мило и хорошо без особых затрат. К Сергею возвращалась былая уверенность в себе, веселость.

"Ты изумительный человек",- говорил Сергей. И у него появлялось желание сделать для нее что-то хорошее.

Окончательный перелом произошел тогда, когда Женя сказала: "У нас будет ребенок. Я такая счастливая, Сережа! Я хотела и раньше, но ведь нельзя было из-за твоей беды".

На такое отношение нельзя было ответить иначе, как любовью, восстановлением доброго имени на работе. Уже после рождения сына Сергей поступил учиться в техникум, успешно его закончил, а когда малыш подрос, помог Жене получить высшее экономическое образование.

Можно привести немало примеров, из которых следует: какой муж получится из мужчины, во многом зависит от ума и доброты женщины. Впрочем, справедливо и обратное: своим отношением мужчина может возвысить или унизить женщину, помочь ей преодолеть недостатки или их умножить. А какова будет атмосфера в семье, зависит от обоих: ее можно создать радостной, оптимистичной, а можно и омрачить, испортить, а то и полностью разрушить.

Наверное, психологический климат в каждой семье имеет свои особенности, но неизменно помогает в создании здоровой семейной атмосферы, если создают ее во имя общей радости. Этой цели должно быть подчинено все: свободное время, самообразование, духовное общение, разнообразие впечатлений. Радость надо создавать специально, как и положительные переживания, которые не возникают сами по себе и без которых не обойтись. Прочным может быть только дом радости, приют вдохновения, раскрытия и развития всего доброго в любимых и любящих людях. В этом случае даже трудности не страшны, преодолевать их значительно легче. Но если у супругов не хватает характера, умения, решимости преодолевать сложности, в дом может войти беда. Поэтому надо знать, что чаще всего трудности семейной жизни возникают из-за материальных и психологических проблем: из-за отсутствия взаимосовместимости желаний, целей, намерений, интересов; неумения сбалансировать доходы и расходы в семейном бюджете; несогласования поступков и действий, отношений и поведения; биологической и психологической несовместимости; противоречий между "хочу" и "надо", правами и обязанностями.

Семейная атмосфера складывается прежде всего из общественных интересов и общей культуры супругов. Бедная духовная жизнь неизбежно вносит в дом скуку, уничтожает семейное счастье. А это со временем ощущается как трагедия, как крах идеалов. Чтобы этого не случилось, важно постоянно заботиться о разнообразии семейной жизни: обязательный выход в театр - как минимум один-два раза в месяц, столько же - на концерты, встречи с интересными людьми, туристические поездки, чтение книг, постоянный обмен мнениями о событиях в мире.

Когда супруги находят удовлетворение в духовном общении друг с другом, наступает гармония в семейных отношениях. По данным социолога 3. А. Янковой, в прочных семьях 72% супругов имеют постоянные положительные эмоциональные впечатления друг от друга, 32% - единые интересы, 52% регулярно обмениваются мнениями по всем вопросам жизни. Если вопросы обсуждаются сообща, супруги вместе обдумывают и действуют, это и есть реальная основа постоянного духовного взаимопонимания и оптимистической атмосферы, без чего семья не дом любви, а всего лишь общая столовая и спальня.

Атмосфера в семье - это и добросовестное, добровольное выполнение каждым из супругов семейного долга, обязанностей по дому, умение стать выше самолюбия, амбиции в выяснении сложных личных отношений, это самоконтроль за своим поведением, а вовсе не анархия желаний. Важно подчеркнуть, что ответственность за семью несет каждый из супругов, и никто другой. Семейные проблемы потому и личные, что только любящими, только мужем и женой могут быть разрешены. Есть только одно универсальное основание нравственного благополучия - любить друг друга беспредельно. А для этого надо обладать терпением, самопожертвованием, чтобы сохранить любовь и сделать свой дом дорогим для каждого из членов семьи.

Положительная эмоциональная атмосфера семьи во многом определяется и культурой близости. Половая жизнь супругов подчинена законам природы и человеческих отношений, в ней слито воедино природное и приобретенное. Гармония между физиологией и этикой половой жизни в конечном счете обеспечивает жизненную силу брака, полноту счастья, доверие и нежность, взаимопонимание во многих других сторонах семейной жизни.

Ничто так не мешает счастью мужчины и женщины, как пошлость или ханжество. Пошло, если половая жизнь сведена лишь к сексу (в вульгарном понимании этого слова), грубо, без должной чуткости трактуются самые интимные вопросы. Не менее вредно ханжество, вытекающее из непонимания, что близость в супружестве естественна, прекрасна, необходима. Это - праздники любви. Как сделать, чтобы половая жизнь была наполнена любовью и страстью, нежностью и вниманием, уважением и откровенностью? Подробный ответ на этот вопрос можно найти в книгах о культуре половых отношений.

Как бы ни скрещивались мнения специалистов о половых проблемах, никто из них не оспаривает, что культура чувств повышает и сексуальную обостренность в супружеской близости. Возвышенность питает силу чувства, определяет устойчивость страсти.

Бывает ли наоборот? Наверное, случается, хотя такие примеры редки. Все-таки нужен хотя бы минимум духовного взаимопонимания и душевной топкости, чтобы страсть возвышала и дух. Примат духовного в любви все- таки неизбежен.

Нужна ли сексуальная грамотность? Ведь люди потому и люди, что способны думать, знать, чего хотят и что собираются делать, осмысливают свои переживания и чувства, свои потребности и действия. Бесспорно, сексуальная грамотность имеет свои плюсы. Молодые супруги становятся естественнее в близости, свободнее в выражении своих чувств, в признательности, в благодарности за счастье, ласку. Они стремятся лучше узнать друг друга, заботятся, чтобы и другому было хорошо. Разделенная страсть - всегда высшее блаженство, а знание сексуальных тонкостей поднимает близость до уровня высокого искусства. Сексуальная грамотность сокращает число разводов, упрочивает супружество, укрепляет любовь, духовную близость.

Для семейного микроклимата важно научиться сдерживать чувства разумом. Вообще трудно установить меру чувств, это самое сложное в супружестве, но очень важное. Молодые иногда жалуются: "Надоело. Все время пристает: "Ты меня любишь?". "Люблю", - отвечаю. А через минуту опять: "Как ты меня любишь?". И невдомек иному, что это естественное проявление горячей любви, и не отмахиваться от этих вопросов надо, а самому не скупиться на ласковые слова. И если в проявлении добрых чувств мера не столь важна, то сдерживать отрицательные эмоции просто необходимо. Здесь нужен разумный подход.

Разум помогает лучше понять, а при необходимости и простить друг друга, он придает прочность чувствам. Умные люди многие проблемы снимают шуткой или уступкой. И наоборот, у менее развитых больше конфликтов. У них из всего возникает проблема: кому идти в магазин, кто почистит картошку, кто пойдет гулять с ребенком, кому первому сделать покупку, кто ночью поднимется к плачущему малышу. Казалось бы, чего проще: надо исходить из того, что супружество - это любовь и делать друг для друга что-то - это высшее удовольствие для себя. Только так можно постепенно приучить себя делать то, что надо, а не то, что хочется. Наступит время, когда делать что-то для другого станет привычкой и, наконец, удовольствием.

Душевная деликатность в супружестве имеет широкие диапазоны. Как тонко отметил психолог А. А. Бодалев, мы смотрим друг на друга через призму своего "Я" и видим не столько самого человека, сколько себя в нем. Наше испорченное настроение настолько может исказить восприятие, что в шутке любимого человека нам почудится насмешка или издевательство, в искренном сочувствии - лицемерие, в сомнении - прямое осуждение или недоверие и т. д. Иначе говоря, испорченное настроение - словно черные очки на глазах любви. Это надо знать и не позволять себе доносить злые чувства до дому. Войдя в дом, внимательно посмотрите на мужа, жену, справьтесь о самочувствии. Никуда не годится, если муж не заметил красивой прически, обновы. Надо угадать, почувствовать душевный настрой любимого человека в данный момент, если хотите эмоциональной отзывчивости тому, что творится в вашем сердце.

Существуют определенные психолого-педагогические правила поддержания положительной семейной атмосферы.

Делать друг для друга только добро - это вызывает признательность, формирует чувство гуманности, человеколюбия.

Быть предельно деликатными друг к другу. Ничто так не противоестественно для семьи, как грубость, резкость, цинизм, эгоизм. Любящий супруг знает, когда нужно прикоснуться к руке, погладить по волосам, поцеловать, а когда просто вздохнуть и отойти в сторону. Чувства супругов должны быть согласованы и гармоничны, а гармония не бывает без духовного настроя сердец и дум.

Жить надо бодро, не унывая, находить источник счастья и удовольствия во всем: в дуновении весеннего ветра, лепете ребенка, ласковом взгляде любимого человека, удаче на работе и т. п. Важно, чтобы супруги научились вместе радоваться жизни. Это и есть искусство общения, в котором надо постоянно совершенствоваться.

Психологический климат в семье и стили семейного воспитания.

Цели: 1. Развитие у родителей потребности в приобретении психолого- педагогических знаний.

  1. Повышение педагогической культуры.
  2. Информационное обеспечение родителей.

Оборудование: доклад классного руководителя, презентация, тесты для родителей, анкета для учащихся, памятки родителям.

Ход собрания:

Добрый день, уважаемые родители и гости!

Наше сегодняшнее собрание посвящено семейным отношениям, повестка собрания, следующая:

  1. Лекция классного руководителя.
  1. Итоги 3 четверти.
  2. Разное.
  1. Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова Л. Н. Толстого:

« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Чем вызван выбор данной темы?

Кто-то может сказать, что, наверное, поздно говорить о психологическом климате и стилях семейного воспитания в 7 классе. Во-первых, воспитывать никогда не поздно! Во-вторых, именно в 7-8 классах происходит снижение успеваемости учеников и во многом это зависит от психологического климата, как в школе, так и дома. В-третьих, у ребят сейчас достаточно сложный физиологический период, и кто как не родители и, разумеется, учителя должны быть предельно внимательными к детям и проявить максимум усилий в процессе воспитания. Обидеть и ранить ребёнка в таком возрасте легко, а вернуть доверие будет очень сложно.

Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что ребенок – это чаша. И задача родителей её наполнить. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать?

Какими качествами вы бы хотели его наделить?

Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым, любящим. И никто из родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым. Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче. Семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые и главные уроки любви, понимания, доверия, веры.

Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей.

Перед собранием я провела анонимное анкетирование с детьми нашего класса, по определению психологического климата в семьях. Результаты анкетирования Вы видите на доске (Приложение 1).

Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще воспитание быть неправильным?

Какими методами и стилями воспитания мы руководствуемся? Какой из них наиболее хорош? А может, все понемногу?

В классификации воспитательного стиля родителей чаще всего выделя-

ют три: демократический (авторитетный), либеральный (попустительский) и авторитарный , и, соответствующие им (ответные) детские характеристики. В самом общем виде это выглядит следующим образом.

Сейчас я попрошу Вас пройти тест на определение Вашего стиля воспитания. (Результаты останутся у Вас, и озвучивать их не нужно!) (Приложение 2.)

А теперь перейдём к характеристике стилей семейного воспитания, и Вы сможете определить достоинства и недостатки Вашего стиля.

Демократические родители - инициативные, добрые дети. Родители любят и понимают детей, часто хвалят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства.

Либеральные родители - импульсивные, агрессивные дети. Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в том числе, не обращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно становится неуправляемым.

Родители устанавливают жёсткий контроль над поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью, тревожны, а потому несчастны.

Кроме стилей воспитания, психологами выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка:

«Кумир семьи»

Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется - ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Любая прихоть ребенка - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.

«Гиперопека».

Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Вознося его до небес, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека ли-

шает творческого начала.

Жизнь по подсказкам - существование. Довольно часто гиперопека приводит к бурной реакции протеста

«Гипоопека».

Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.

«Воспитание в культе болезни».

Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую

ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и

злоупотребляет им.

Он ждет от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности.

Они, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь - участь слабовольных и изнеженных людей.

Кто из нас, родителей задумывался, какой из этих типов используется нами? Никогда не поздно задуматься и внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек , который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их и Вас.

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. Достоинство человека в том, что он признает свои недостатки и пытается их исправить.

Нам следует научиться контролировать свои действия и поступки. Взвешивать каждое слово, научиться любить и понимать своих детей, и результаты не заставят себя долго ждать.

«Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». Л.Н.Толстой.

А теперь, я предлагаю Вам несколько проблемных ситуаций, попробуем найти из них выход.

Проблемная ситуация 1.

Дочь прогуливает школу, объясняя учителю, что ухаживает за больной бабушкой. («Сегодня звонила Мария Ивановна по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний».

Проблемная ситуация 2.

Ваш ребёнок не сделал уборку в своей комнате, а к вам пришли гости. (« Мне становится неловко, когда гости видят такой твою комнату, гораздо лучше она смотрится прибранной».)

Проблемная ситуация 3.

Сын вернулся домой позже обычного. (На встречу выходит мама и говорит: «Когда в семье кто-то приходит позже чем мы договариваемся, я волнуюсь так, что не нахожу себе места»)

2. Итоги 3 четверти. Четверть закончили хорошо. Из 17 учащихся:

Отличник -1

С одной «4» - 1

Хорошистов -8

Уважаемые родители, а теперь попрошу высказать свои мнения о нашем собрании.

Если у Вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

Закончить своё выступление я хочу словами знаменитого педагога В.А.Сухомлинского:

«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

И хочу вручить Вам памятки, которые возможно, помогут Вам скорректировать свои отношения с детьми. (Приложение 3).

Спасибо всем участникам! И помните, пожалуйста, всегда!

Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слёзы, и смех

Взлёт и паденье, радость, печаль

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда

Пусть мчаться минуты, секунды, года.

Но стены родные, отчий свой дом

Сердце навеки останется в нём.

Приложение 1. Анкета для детей.

Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением, поставьте "да", если не согласны - поставьте "нет".

1. Наша семья очень дружная.

2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.

3. В своем доме я чувствую себя очень уютно.

4. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.

5. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают.

7. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье.

8. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.

9. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.

10. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам".

11. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.

12. У нас принято отдыхать летом всей семьей.

13. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно - генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п.

14. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.

15. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.

16. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.

17. К нам часто приходят гости.

18 . Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.

19. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения

20. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают

21. В семье есть очень неуравновешенный человек.

22. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье.

23. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.

24. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе.

25. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.

26. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.

27. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.

28. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется.

29. Меня часто обижают дома.

30. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать.

31. Отношения в семье весьма натянутые.

32. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.

Обработка данных.

За каждый ответ «да» в 1- 17 начисляется 1 балл.

За каждый ответ «нет» в 18-32 начисляется 1 балл.

Результаты:

Показатель "характеристика биополя семьи" может варьироваться от 0 до 35 баллов.

0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся семьи, признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной".

9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат.

16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.

23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.

Приложение 2. Тест для родителей.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей степени определяется характер

человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врождённых задатков и условий среды.

В. Главным образом врождёнными задатками.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это утверждение не имеет отношения к действительности.

Б. Соглашусь с этим, при условии, что нельзя забывать о роли родителей как воспитателей своих детей.

В. Абсолютно с этим согласен.

3. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор об этом, а в школьном возрасте главное – позаботиться об ограждении их от безнравственности.

Б. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

В. Меня этому никто не учил, сама жизнь научит.

4. Следует ли родителям давать ребёнку деньги на карманные расходы?

А. Лучше регулярно выдавать определённую сумму и контролировать расходы.

Б. Целесообразно выдавать некоторую сумму, на определённы срок, чтобы ребёнок сам учился планировать расходы.

В. Если попросит, можно и дать.

5. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребёнка обидел одноклассник?

А. Отправлюсь выяснять отношения с обидчиком и его родителями.

Б. Посоветую ребёнку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

В. Пусть сам разбирается в своих отношения.

6. Как вы отнесётесь к сквернословию своего ребёнка?

А. Накажу и постараюсь оградить от общения с невоспитанными сверстниками.

Б. Постараюсь объяснить, что в нашей семье, да и вообще, среди порядочных людей это не принято.

В. Ребёнок вправе выражать свои чувства, Подумаешь, все мы знаем такие слова.

7. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребёнок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

В. Если повод не слишком серьёзный, не стану расстраиваться.

8. Считаете ли вы, что подаёте своему ребёнку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Обработка результатов.

Сосчитайте количество ответов, соответствующих каждой букве.

Преобладают ответы А - авторитарный стиль воспитания.

Большинство ответов Б - авторитетный(демократический) стиль воспитания.

Наибольшее количество ответов В - попустительский стиль воспитания.

Приложение3.

Памятка родителям.

Если ребенка постоянно критикуют , он учится….(ненавидеть)

Если ребенок живет во вражде , он учится… (быть агрессивным )

Если ребенок растет в упреках , он учится… (жить с чувством вины )

Если ребенок растет в терпимости , он учится… (понимать других )

Если ребенка хвалят , он учится… (быть благородным )

Если ребенок растет в честности , он учится… (быть справедливым )

Если ребенок растет в безопасности , он учится… (верить людям )

Если ребенка поддерживают , он учится… (ценить себя )

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым )

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии , он учится… (быть отзывчивым, находить любовь в этом мире. )

« Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства». В.А.Сухомлинский



Здравствуйте, дорогие читатели! В некоторых семьях люди развиваются динамично, а в других постоянно сталкиваются с проблемами. В народе принято считать, что за атмосферу отвечает исключительно женщина. Именно в ней таятся основные причины конфликтов и это она не умеет создавать «семейный очаг». Как же далеки взгляды психологов от привычных, бытовых суждений.

Что скрывает под собой термин

Начнем, пожалуй, с определения.

Психологический климат в семье – это степень удовлетворенности обоих партнеров и их детей манерой общения, взаимодействием друг с другом и основными аспектами. Если один из супругов не доволен материальным благосостоянием, уровнем жизни или даже способом совместного времяпрепровождения, все это влияет на его интеграцию и психологический климат в целом.

От климата зависит развитие детей и взрослых, а также . Неудовлетворенность даже одного человека может служить причиной общего негативного фона.

От усилий обоих партнеров, а также их детей зависит как долго будет длиться брак, каким он будет. Какие чувства испытывают члены семьи, как они развиваются и так далее.

Классификация

Психологический климат принято делить на благоприятный и неблагоприятный. Если членов семьи можно назвать сплоченными, они стараются помогать друг другу советом и делами, поддерживать в трудных ситуациях и не только, то такая атмосфера будет считаться благоприятной.

Мама, папа и дети чувствуют себя защищенными, они гордятся, что растут вместе с другими «обитателями дома». Каждый из них испытывает за остальных: старается помогать, выполнять .

В такой семье царит любовь и . Каждый охотно делится своими проблемами и пытается решить их : без криков и агрессии, так как доверяет и не испытывает дискомфорта. Это далеко не «сказка». Некоторые люди действительно так живут. Они доверяют и знают, что их не будут необоснованно «ругать», а в любом случае поймут и постараются найти выход.

Один из важнейших показателей благоприятного климата – желание , разговаривать, делать что-то и поощрять друг друга , и поддерживать, а также улучшать самооценку.

Основой такой обстановки служит удовлетворенность супругов совместной жизнью, желание искать и умение уступать, а также взаимопонимание, уважение потребностей другого, полное доверие.

Не только взрослые, но и дети в такой атмосфере начинают чувствовать собственную значимость, конфликты с окружающим миром теряют свою актуальность, каждый стремится реализовать свои идеи, и планы.

В таких семьях даже когда кто-то испытывает эмоциональный дискомфорт, все остальные , помочь и усталость, воспрепятствовать появлению и наполнить жизнь положительными эмоциями. Это основные функции семьи в психологическом плане.

Если всего этого нет, и люди начинают испытывать дискомфорт, само существование семьи становится проблематичным. У детей и взрослых растет неудовлетворенность собой, жизнью в целом, усталости и тому же стрессу. Такой климат признанно считать неблагоприятным.

Существует два типа семей по степени неурядиц. К конфликтным относятся те, в которых превалируют негативные эмоции. Воздействие длится долго, постоянно присутствуют в жизни каждого и, как правило, касаются . Причина заключается не в конкретной проблеме, люди спорят и ссорятся, находя для этого каждый раз новый повод.

В проблемных семьях существует одна конкретная и объективная ситуация. Например, отсутствие жилья, серьезная болезнь и так далее. Они стараются сохранить общую , им требуется помощь в преодолении трудностей.

Как улучшить обстановку в доме

Создать гармоничные отношения не так просто, особенно если начинает задаваться этой целью всего один человек. И тем не менее, не стоит отчаиваться, он способен на многое. Чуть позже к нему обязательно присоединятся и другие.

Мне было бы трудно рассказать вам обо всем в одной небольшой статье, а потому я лучше посоветую вам книги. В этом случае руководство будет полным и исчерпывающим. Обрывочные знания все равно не столь полезны.

Одна из лучших книг на эту тему «7 навыков высокоэффективных семей» Стивена Кови . Этот автор многочисленных бестселлеров рассказывает о том, какие черты характера необходимо развить, чтобы добиться семейного счастья.

Еще одно интересное произведение отечественного психолога Артема Толоконина «Секреты успешных семей». Я уже не в первый раз рекомендую эту книгу своим читателям. Ее отличительная особенность заключается в том, что написана она на основе наших реалий. Российское общество не во всем похоже на иностранное, оно обладает своей спецификой, и, конечно же, развитие и жизнь у нас происходит по-своему.

Еще много полезных практик вы можете отыскать в книге еще одного отечественного психолога Ирины Гавриловой-Демпси «15 рецептов счастливых отношений без измен и предательства». Откуда берется любовь мужчины, как убеждения влияют на взаимоотношения партнеров, как поступить если вы попали в и ответы многие другие вопросы.

Ну вот и все. Мне осталось лишь попрощаться и напомнить, что вы можете подписаться на рассылку, чтобы следить за выходом новых публикаций. До новых встреч.

Такое понятие, как психологический климат в семье, редко бывает на слуху. А вы когда-нибудь задумывались, почему распадаются, казалось бы, крепкие браки? Вы уверены, что ваша семья не находится под угрозой разрыва? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, вам стоит понять, что такое социально-психологический климат в семье.

Это незримое явление оказывает на каждого человека огромное влияние. Особенно это касается детей. Психологическое здоровье будущих членов общества находится под угрозой, если между родными происходят какие-то разлады, то есть царит неблагоприятное и ненормальное отношение в семье.

Психологический климат

Зачем введено такое понятие? На самом деле психологический климат - это настоящий фактор роста личности.

Эмоциональная атмосфера тесно связана с этим понятием. Благоприятная обстановка оказывает положительное влияние на каждого члена семьи, способствует его развитию и укреплению родственных отношений.

Социально-психологический климат в семье играет далеко не последнюю роль в принятии важных жизненных решений и при осуществлении выбора.

Также ошибочно полагать, что домашняя обстановка не влияет на физическое здоровье. Психологи всего мира в один голос твердят, что психологические проблемы являются источником, родоначальником большинства болезней, даже самых распространенных, например, простуды.

Это можно объяснить очень просто. Нервная система - это стержень всего организма. Если с ней начинаются проблемы, страдает иммунитет, то есть защитные силы перестают функционировать. Организм становится подвержен любым внешним отрицательным фактором.

Именно нравственно-психологический климат семьи и обеспечивает здоровье нервной системы. Отсюда можно сделать логичный вывод - близкие люди могут как спасти человека, так и погубить его.

Виды психологического климата

Ничего сложного в этом понятии нет. Психологический климат бывает всего двух видов:

  • Благоприятный.
  • Неблагоприятный.

Понять, какой из этих видов психологического климата касается вашей семьи, очень просто. Ответьте себе на ряд вопросов. Вы живете в согласии, прислушиваясь друг к другу? Вы доверяете членам своей семьи? Вы хотите проводить свободное время с родными? Можете быть спокойны, благоприятный психологический климат в семье - это про вас.

Такая ячейка общества отличается стабильностью. Отношения в семье не накалены, все прислушиваются друг к другу, совместные увлечения и хобби имеют место.

Если на каждый из этих вопросов вы ответили отрицательно, вам нужно срочно принять меры по сплочению и сохранению брака. Неблагоприятный морально-психологический климат в семье крайне опасен:

  • Частые конфликты приводят к хроническому стрессу.
  • в таких семьях, редко не имеют психологических заболеваний.
  • и детей не ладятся, что приводит к напряжению в доме.

Эти факторы, на первый взгляд, не являются опасными. Но ведь психологический климат - здоровье семьи. Это стержень полноценной ячейки общества. Вам стоит задуматься о будущем вашей семьи, чтобы в дальнейшем избежать проблем со и собственным моральным состоянием.

Немного о детях

Как только на свет появляется ребенок, на него направляется вся любовь, забота родителей. Нового члена общества окружают вниманием. Психологический климат в семье определяет, как будет развиваться личность малыша. Культовые ценности в вашем доме во многом повлияют на ребенка. Вот факторы для благоприятного развития:

  • Хвалите малыша за его заслуги, он будет вам благодарен.
  • Организуйте в семье, чтобы ребенок научился уважать окружающих.
  • Вы должны верить в малыша, чтобы он сам был в себе уверен.
  • В трудных для ребенка ситуациях поддерживайте его, чтобы он не чувствовал себя одиноким.
  • Подчеркивайте достоинства ребенка, чтобы он умел ценить себя.
  • Если вы будете сдержаны и терпеливы в отношении некоторых недостатков малыша, он научится принимать окружающий мир таким, какой он есть.
  • Будьте честными по отношению к членам своей семьи, тогда ребенок вырастет справедливым.
  • Давайте малышу любовь, будьте с ним дружелюбны, чтобы он умел находить позитив во всем мире.

Это положительные факторы, которые помогут ребенку развиваться в правильном направлении, быть в гармонии с собой и окружающим миром, любить жизнь и близких людей. А самое главное, в будущем он сможет выстроить собственную семью, полную заботы и любви.

Но есть и полностью противоположные факторы. Они, наоборот, будут способствовать тому, что ребенок не сможет стать полноценной личностью. Итак, знакомьтесь с пособием, которое подскажет, как не надо делать:

  • Критикуйте ребенка чаще, чтобы он возненавидел людей.
  • Упрекайте малыша по любому поводу, чтобы он всю жизнь чувствовал себя виноватым.
  • Ссорьтесь с партнером на виду у ребенка, тогда он научится быть агрессивным.
  • Когда у малыша что-то не получается, насмехайтесь над ним, чтобы выработать в нем чувство замкнутости и ненужности.

Как видите, психологический климат в семье играет фундаментальную роль в формировании личности ребенка. Устойчивая психика - это основа гармоничного развития. Как поступать и вести себя, решать вам, но для начала обдумайте возможные последствия ваших поступков.

Откуда же берется гастрит?

Конечно, неблагоприятный психологический климат не всегда является виновником гастрита, но исследования ученых показывают, что пищеварительные заболевания напрямую связаны с отношениями в семье. А именно со стрессом, возникающим на фоне конфликтов и разладов.

Создавая благоприятную атмосферу в доме, вы обезопасите себя не только от психологических заболеваний, но и от физических.

Немного о долголетии

Пока косметологи и дерматологи пытаются найти чудодейственное лекарство, способное продлить молодость, психологи Кавказа его уже обнаружили и успешно используют.

Секрет долголетия горных жителей довольно прост. Они чтят традиции, а одна из них - это уважительное отношение к родителям. Особенно это касается людей в возрасте. Вокруг них создается такая обстановка, чтобы они чувствовали свою значимость.

Здесь уже нельзя сказать о том, что психологический климат в семье не влияет на физическое здоровье.

Психологический климат и его влияние на отношения

Исходя из всего вышеизложенного, неблагоприятный психологический климат семьи рано или поздно приведет к ее распаду. Причем причин для этого может быть предостаточно. Когда эмоционально уставший человек долго копит в себе обиды, «взорваться» и уйти из семьи он может из-за банального невкусного завтрака, и обвинять его в этом глупо.

Как известно, чтобы испортить отношения, достаточно начать выяснять их. Постарайтесь действиями, а не словами показать, как вам важна ваша семья и близкие люди.

Социальный успех

Не секрет, что при соответствующей эмоциональной поддержке родных и близких люди имеют намного больше поводов для стремления расти и становиться лучше. Мотивация - это ключ к успеху. Психологический климат в семье создает фундамент для будущих достижений человека как личности.

По статистике, дети, которые растут в неблагоприятной обстановке, менее успешны в жизни, чем их счастливые друзья. Это объяснимо, ведь у человека не останется энергии для новых свершений, если она вся уйдет на злость, обиду и семейные конфликты.

Можно ли улучшить обстановку

Первоначально благоприятный психологический климат формируется тогда, когда в союз вступают две зрелые личности, готовые быть поддержкой и опорой друг для друга.

Но если брак уже заключен, а обстановка испорчена, важно провести работу над ошибками. Нужно завести диалог, во время которого каждый член семьи выразит свои обиды, претензии и недопонимания. Это нужно делать спокойно, максимально прислушиваясь друг к другу.

На основании такого общения нужно пойти на компромисс, найти золотую середину, которая будет устраивать всех членов семьи.

Если таким образом достичь согласия не удается, попробуйте пригласить домой психолога. Он найдет проблемы вашего союза и максимально мягко и ненавязчиво их устранит. Но делать это нужно только при согласии всех членов семьи.

Вместо вывода

Как видите, психологический климат - это которая и определяет ее ценность, важность этих отношений. Лишь готовность принимать родных такими, какие они есть, со всеми слабостями и недостатками, поможет выстроить крепкий союз.

Не стоит при возникновении проблем сразу ставить крест на отношениях. Известно много случаев, когда при преодолении трудностей семья становилась еще сплоченнее. Но для этого нужно желание каждого ее члена.

Основой полноценного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в себе, своих возможностях, в том, что он любимый и хороший.

Но положительное самоощущение не возникает само по себе. Оно появляется в результате доверительных контактов с родными и близкими. Ребенок должен постоянно видеть и чувствовать, что его любят, заботятся о нем. А для этого надо почаще разговари­вать с малышом, не скупиться на тактильный контакт: погладить по головке, обнять приласкать.

Свой отказ поговорить с ним следует доброжелательно мотивировать. Нужно очень внимательно и уважительно относиться к вопросам, просьбам, жалобам ребенка, уметь успокоить и утешить Большую психологическую травму получает ребенок, когда родители говорят, что не будут его любить за плохое поведение или некрасивые поступки. Ребенок должен быть уверен, что никакие его поступки не влияют на отношение к нему родителей.

Совершенно недопустимо накапливание у ребенка отрицательных эмоциональных впечатлений, опыт неосознанных обид. Лучше регулярно обсуждать критические ситуации, выясняя, кто был не прав и почему.

Очень важно помнить, что необходимо уважительно относиться к интересам и привязанностям ребенка и по мере возможности предоставлять ему право выбора. Ни в коем случае нельзя выдавать детские тайны, подшучивать над ребенком, если ему плохо, в его присутствии обсуждать его неудачи и промахи

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ:

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необходимый закон благодарности.
З. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.
4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам- у него она своя.
5. Не унижай его.
6. Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребёнка.
7. Помни, что для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
8. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы чужие сделали твоему.
9. Люби своего ребёнка любым: не талантливым, неудачным, умным и т.д. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок- это праздник, который пока с тобой.

Двадцать способов похвалить ребенка

Мне нравится, как ты сделал это!

Это получилось лучше всего!

Здорово придумано!

Ну просто изумительно!

Прекрасно!

Замечательно!

Ну ты меня удивил!

Молодец!

Ух ты, вы только посмотрите!

Это что-то особенное!

Умница!

Правильно!

Я так рада!

Мне это очень понравилось!

Очень неплохо!

Молодец, у тебя получилось!

Ты сделал все так аккуратно!

Все лучше и лучше!

Это выглядит здорово!

Об этом обязательно нужно рассказать … (папе, бабушке).

Буртасова Наталия Ивановна

Воспитатель группы детей с задержкой психического развития