Арт нуво в одежде: живописная мода. Стиль модерн в одежде

Конец века XIX начало века ХХ в моде значиться как «Прекрасная эпоха» — дословный перевод с французского Belle Epoque. В искусстве и архитектуре этот период называется модерн. Это переходный период ознаменован, с одной стороны, ростом научно-технических изобретений (телеграф, телефон, автомобиль, воздухоплавание, кинематограф) и влиянием их на окружающий мир (европейский, по большей части), с другой стороны погружением в мир грез, эзотерики (увлечение мистицизмом)

Искусство этого периода отличается эклектичностью, сплетением воедино различных стилей - восточный стиль и готика, ампир и византийский стиль. В одежде это также, нашло свое отражение, в каждом сезоне на пике тот или иной стиль, мода тиражирует реплики исторических стилей. Теперь, модно выглядеть мог каждый, кто того желал. Этому способствовали большие универсальные магазины, где можно было купить любое готовое платье, появление швейной машинки и журналов с выкройками, которые облегчили возможность самостоятельно изготавливать одежду.

Мужская одежда меняется незначительно, по сравнению с предыдущими эпохами. Костюм, состоит из пиджака (сюртука), брюк, рубашки и жилета. У рубашек теперь в моде стоячий воротник с отворотами, а манжеты туго крахмалились. Тенденции развития костюма — это хороший крой, элегантность и сдержанность в цвете. Костюм отличается от прежнего, более бесформенным, мешкообразным покроем. В моду входят широкие, ниже бедер и сужающиеся книзу, брюки «французского покроя». В целом, изменяются лишь длина пиджаков и пальто, ширина лацканов и брюк.

Все также, в качестве верхней одежды носили короткое приталенное пальто, спереди отделанное шнурами. Элегантные мужчины предпочитали английское пальто «гавелок» с пелериной и мешкообразное пальто «сак». Основным головным убором у мужчин был котелок или мягкая фетровая шляпа. Костюм дополнялся тростью, моноклем, часами на цепочке. Мужчины носили сапоги, полусапоги и штиблеты. Технические новшества, развитие транспорта, увлечение различными видами спорта меняют и образ жизни и одежду. В мужском костюме появляются цветные рубашки, короткие брюки типа «гольф», легкие куртки, кепи и панамы.

Женщина этой эпохи — стройная с осиной талией и имеющая изогнутый S-образный силуэт (благодаря особому корсету). Искусно уложенная прическа из пышных взбитых и высоко уложенных волос напоминала нераспустившийся бутон. Высокие каблуки изменили походку дам. Также, стоит отметить, культ женского белья, который приходиться на эпоху модерн. Его делают из тонких тканей (батист, шелк), дополняют кружевом, лентами изящной вышивкой. Белье становиться предметом роскоши.

С одной стороны, моду диктовали знаменитые кутюрье: Ворт (сыновья), Жак Дусе, Жанна Пакен, сестры Калло. С другой стороны, нарастают нападки на корсет и женскую одежду в целом, со стороны гигиенистов. Крепнет движение феминисток, которые борются не только за избирательное право и право распоряжаться собственной судьбой, но и за право на ношение удобного мужского костюма. Активные занятия спортом породили в среде дам требования к упрощению и унификации женской одежды.

Женщины становятся все более активными. И гардероб их растет по мере роста активности: одежда для дома, для визитов, вечерние наряды дополняются одеждой для путешествий, плаванья (появились прототипы купальников), спорта, и конечно работы (не всем повезло родиться в состоятельных семьях, все большему количеству женщин приходилось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь).

И, несмотря на возникающие перемены, и нарастающие изменения окружающей жизни, в моде по-прежнему женщина-цветок, избалованная кокетка, витрина благосостояния своего мужа. Появился новый тип одежды - узкий лиф с воротником-стойкой и треугольником-вставкой до талии, с юбкой-клеш и расширяющимися рукавами (подобные рукавам эпохи бидермайер). В повседневной одежде преобладает английский костюм, состоящий из юбки, блузки и жакета. Такой костюм называют костюмом «девушки Гибсона», по имени художника, который создал образ современной молодой леди.

Турнюр в 90-х годах превращается в небольшую подушечку, а затем и вовсе исчезает. Для балов и светских раутов шили сильно декольтированное платье без рукавов. В качестве верхней одежды носили всевозможные пелерины, манто, мантильи и пальто.

Большое значение уделили головным уборам. Если в начале эпохи модерн преобладали маленькие шляпки без полей или с небольшими полями, то уже в начале ХХ века шляпы стали достигать значительных размеров. Летом дамы носили соломенные шляпы вроде канотье. Шляпы представляли собой хитроумные украшенные кружевом, цветами, птичьими перьями (иногда и чучелами птиц), лентами.

Женская обувь для этого стиля характерна с узким острым носом и на высоком каблуке.

Потрясают воображение украшения этой эпохи. Теперь ювелирное дело перешли в ранг искусства. Характерной чертой ювелирных изделий этого времени является сочетание полудрагоценных камней, стекла, недорогих металлов. Теперь украшения перестали быть показателем богатства своего владельца. Самым известным ювелиром этого периода является Рене Лалик, который использовал в в своих работах самые различные материалы и техники. Сочетание природных мотивов и символов давали невероятные образы для привычных форм украшений- ожерелий, брошек, браслетов, кулонов и т.п.

Эволюция моды всегда была неразрывно связана в изменениями в жизни общества той или иной эпохи. История стиля модерн в одежде отражает главные веяния в социальной жизни по обе стороны Атлантики, включая постепенную смену положения женщин в обществе и открывающиеся для них перспективы на рубеже 19 и 20 столетий. Как и любая другая граница веков, это было интересное время, насыщенное событиями. Его течение было прервано Первой мировой войной, после которой было положено начало уже другой эпохе – такой же знаковой и переломной.

Прекрасная эпоха – новый реализм

Первая половина 19 века была отдана романтизму, который ярчайшим образом нашел отражение в искусстве и одежде. Роматические идеалы воспевались в женском гардеробе пышными формами, многослойными юбками, глубоким декольте и талией, туго стянутой корсетом. Все в дамском образе было призвано подчеркнуть мечтательную хрупкость, которая хорошо просматривалась в литературе и живописи, запечатлевших тяжелые складки объемных юбок, шуршащих роскошным сияющим атласом и хрустящими кружевными оторочками на светских балах.

С середины века стремительно меняется политическая ситуация в Европе, что неумолимо влияет на прежнее течение жизни. Научно-технический прогресс набирает обороты, пересматривается положение женщины в обществе, а после возвращения Олимпийских Игр развивается спорт. Все это деромантизирует эпоху и ее костюмы, приближая их к реальности. Женщине становится легче дышать во всех смыслах слова.

Период 1890-1914 получил название Belle Epoque («Бель Эпок» или «Прекрасная эпоха»), а в искусстве и моде к нему применялись термины «модерн» и «арт нуво». Эти названия полностью отражали новое направление, связанное с началом большого обновления в культуре с постепенным отрицанием романтических идеалов и приближением к реальности с непременной практичностью костюма.

Взгляд в прошлое и этнические мотивы

Было бы ошибкой утверждать, что стиль модерн в одежде ознаменовал собой шаг вперед и порывание со всеми традициями прошлого. Модерн стал умелым и гармоничным переплетением прошлого и будущего: в нем слились черты этники и античности, на них наслаивались новые элементы, которые более всего отвечали требованиям времени.

Французский кутюрье Поль Пуаре стал новым модным реформатором, который настаивал на освобождении дамского стана от удушающего корсета и смене жестких каркасных юбок на платья и юбки более мягкого покроя с ниспадающими тканями и свободными линиями.

Кроме античной моды Пуаре вводил в Европе, в частности именно во Франции, черты национального японского костюма, которые на удивление гармонично вписываются в европейское платье. Так в западном костюме начало укореняться кимоно, которое нашло себе применение как в домашней одежде, так и в светских платьях. «Хромая юбка» (hobble skirt) - изобретение Пуаре и еще один поклон этнической моде Востока. Эта юбка резко контрастировала с романтической пышной юбкой-колокол, прилегала к телу до самых щиколоток и не позволяла делать широких шагов, обрекая женщин на мелкую семенящую походку. Постепенно пропадает объем рукавов, которые все больше прилегают к руке, отказываясь от романтичных пышных фонариков.

Нижнее белье, домашняя одежда и купальные костюмы

В эпоху модерн все больше внимания привлекается не только к тому, как женщина выглядит на светских балах в салонах. Развитие спорта, расширение ассортимента домашней одежды и постепенный отказ от корсета и нижних юбок установили новые реалии. Нижняя одежда разделяется на две части и постепенно вырисовываются знакомые всем бюстгальтер и трусы, которые ранее заменял корсет, длинные панталоны и нижняя юбка. Для представителей высших сословий нижнее белье становится предметом роскоши.

Модные кутюрье, которые наряду с Полем Пуаре привлекают женское внимание к домашней одежде, настаивают на том, что дамам подобает выглядеть «с иголочки» не только в свете, но и дома. Так растет спрос на функциональность повседневного платья , которая постепенно выходит на улицу.

Практичность и активность – новые женские реалии

В эпоху модерн Европу, в особенности Великобританию, накрыла волна суфражистского движения – требования предоставить избирательное право женщинам. Суфражистки, выступающие против дискриминации женщин, ярчайшим образом демонстрировали отход от традиций и даже от новых канонов привлекательности, прививаемых французскими кутюрье. Параллельно с изнеженными дамами в причудливых шляпах и платьях с шуршащими узкими тяжелыми юбками, украшенными лентами и искусственными цветами, появляется другой образ, несовместимый с томными вечерами в салонах. Суфражистки носят простые платья и костюмы гладкого покроя без намека на женственный декор – их наряды больше напоминают мужское одеяние своими темными тонами и стремлением повторить образы пиджаков.

В феминизирующихся странах повседневная одежда для женщины становится все более практичной. Она состоит из блузки, жакета и длинной юбки до щиколотки, в которой нет прежнего турнюра, что стирает принятый в эту эпоху S-образный силуэт. Такой стиль называют «девушка Гибсона» по имени английского художника, воспевшего в своих картинах образ новой молодой леди.

Эпоха модерн в одежде прекратилась с началом Первой мировой войны в 1914 году. Влияние ее черт просматривалось еще несколько лет, пока ей на смену окончательно не пришел декаданс и голливудский шик, вернувший традиции модной роскоши со стремлением к декоративности стиля.


Модерн в одежде является настоящей стопроцентной современностью. Даже на сегодняшний день экстравагантность данного направления будоражит богатую фантазию самых известных и талантливых модельеров. Стиль модерн имеет бесконечное количество преданных поклонников и фанатов по всему миру. Современное модерн направление имеет такие характерные черты, как четкие границы и правильные классические формы. Все модницы и поклонники данного направления приветствуют только натуральность и естественность, которая выражается в мягких и четких контурах.

Одежда эпохи модерн

В конце 18 века в мире моды отражались все эстетические, экономические и политические тенденции и направления тех времен. Поэтому в моде того времени одновременно господствуют два направления, имеющие полностью противоположные черты: первое направление было связано со спортом, а другое – со стильными салонами. Здесь с одной стороны преобладала функциональность, а с другой стороны – декорация и красота. Консервативная мода требовала от женщин настоящей стилизации, они должны были быть настоящими женщинами театров, салонов и других вечерних развлечений, поэтому все они все еще были стянуты в корсеты.

Платья в стиле модерн 18 века были женственны, но не практичны. Такому направлению стала противостоять оппозиция, которая организовала движение против ношения корсетов. Сторонники такого движения стремились запретить корсеты и постоянно утверждали об их вредности. Платья эпохи модерн были не единственными популярными изделиями, на пике популярности находились и костюмы, которые давали женщинам невероятную возможность двигаться свободно и раскованно. Но при этом, было огромное количество суждений на тему, вредны ли физические нагрузки и не уничтожит ли спорт женскую мораль. Сторонники такого движения считали, что женщины всегда должны сидеть дома и предпочитать .

Женская одежда в стиле модерн

В современной моде очень популярна одежда и свадебные платья в стиле модерн. Чтобы понять все характерные черты одежды эпохи модерн, необходимо рассмотреть успешные современные коллекции. Главными моделями таких коллекций стали изящные юбочки, белые классические блузы, а также кокетливые небольшие платьица. Дизайнеры одежды в платьях модерн сделали упор на растительные орнаменты, а цветовая гамма состоит из ярких оттенков, контрастирующих с черной фоновой расцветкой.

В отличие от мимолетной моды, стиль остается надолго. Яркий пример тому - стиль модерн в одежде, который имеет старинную историю: он появился еще в конце XIX-начале XX веков. Несмотря на солидный возраст, стиль этот актуален и поныне: характерные для него черты, например, растительные орнаменты и мягкие струящиеся линии, остаются модными и в XXI веке.

Рождение стиля

В конце девятнадцатого века на смену вычурной сложности в искусстве стали приходить более легкие, простые, естественные линии. Новый стиль был назван «ар нуво», а позднее – «модерн». Художники, скульпторы, архитекторы и создатели мебели отказывались от излишней пышности, отвергали геометрические строгие формы, черпали вдохновение в природных плавных линиях. Характерной особенностью нового стиля было его стремление проникнуть во всей сферы жизни. Поклонники направления не ограничивались только архитектурой или дизайном интерьера. В полюбившемся стиле оформлялись афиши и предметы быта, книги и ткани.

На моду, которая тоже является видом искусства, модерн также оказал заметное влияние. На рубеже XIX и XX веков в обществе уже витал аромат грядущих перемен. Образ жизни постепенно менялся. Мода перестала быть привилегией знатных особ, она стала делать первые робкие шажки на улицы, навстречу простым обывателям. Былые пышность, вычурность и величественность нарядов стали неактуальны, новое время требовало новых форм и новых идей.

Главной идеей модерна было возвращение к природе, красоте чистой и естественной, простой и натуральной. Вдохновение дизайнеры черпали в роскошных цветах и гибких ветвях, хрупких бабочках и невесомых стрекозах. Образ женщины-райской птицы, женщины-бабочки, женщины-благоуханного цветка вошел в моду.

По мере своего развития стиль модерн разделился на два направления – консервативное и реформаторское. Консерваторы настаивали на ношении корсета, который придавал женской фигуре обольстительные изгибы, подчеркивая ее стройность. Реформаторы же при поддержке передовых медиков вообще отвергали ношение корсета, как предмета, опасного для здоровья. Впервые за долгие века задумались модельеры о том, что одежда женщины должна быть не только красивой, но и удобной. Женщины массово начинали работать, и модные прежде непрактичные туалеты становились неуместной роскошью. Так появились наряды свободные, расклешенные, не сковывающие движения, но при этом исключительно элегантные и неизменно изящные.

Особенности стиля

Конечно, с годами стиль менялся в соответствии с требованиями времени. Например, так популярные когда-то корсеты сегодня ушли в прошлое, уступив место куда более удобным предметам гардероба. Но образ женщины-цветка всегда актуален, и почти невозможно предположить, что когда-то он потеряет привлекательность как для самих женщин, так и для любящих их мужчин.

Для современного стиля модерн характерны подчеркнутая женственность, плавные линии, нежные оттенки и цветочные принты. К особенностям стиля модно отнести декор, декор обильный, но не чрезмерный. Наряды не повторяют одеяния прошлых эпох, но многие присущие стилю модерн детали сохраняются и в самых современных моделях. К таким деталям относятся:

  • богатые, роскошные ткани – бархат, шелк, тафта, шифон, органза;
  • меха, пелерины, высокие воротники;
  • подчеркнутая талия;
  • обильный декор – вышивка, бисер, кружева, золотое шитье;
  • асимметричные наряды;
  • хорошо драпирующиеся ткани;

  • растительный дизайн украшений, декор камнями;
  • летящие шарфы, длинные бузы, украшения, изготовленные с применением кружева;
  • широкополые шляпы, в том числе и с вуалью;
  • маленькие сумочки, не слишком практичные, но очаровательные;
  • изящная обувь на тонкой подошве с фигурным каблучком, трогательные бантики и пряжки на туфлях довершат женственный образ.

Модерн сегодня

Многих вводит в заблуждение название стиля модерн: кажется, что речь идет о модернизме, новаторских идеях и поиске современных форм, а вовсе не о стиле, изобретенном более века назад. В результате возникает путаница, и модерном называют любые модные новинки. Однако стиль модерн – это нечто большее, чем мода. Это символ вечного стремления к красоте, причем красоте естественной, природной. Если не сам стиль, то какие-то его детали и особенности всегда остаются актуальными. Они не могут выйти из моды, как не может потерять актуальность, к примеру, красота цветка или изящество бабочки.

Современные дизайнеры неравнодушны к модерну и черпают вдохновение в нарядах той эпохи. Какие бы новые направления ни изобретала мода, прелестные женственные детали в стиле модерн остаются актуальными. Это и легкие летящие фасоны, и растительные принты, и эффектные украшения, и вышивка, и аппликации. Комбинируя эти детали с современными нарядами, дизайнеры создают оригинальные изделия.

Растительные орнаменты, насыщенные оттенки и их сочетание со спокойным черным фоном, приталенный силуэт и летящие, хорошо драпирующиеся ткани – все эти особенности стиля модерн сегодня популярны не меньше, чем сотню лет назад. Именно они позволяют женщине чувствовать себя женственной в современной мире, где нет места излишней сентиментальности, а борьба за место под солнцем занимает немалое место в жизни. Даже если в моду входят образ женщины-воина, минимализм, строгая классика или спортивные наряды в стиле унисекс, всегда можно смягчить образ и добавить ему капельку обаяния с помощью эффектных деталей в стиле модерн.

Дмитрий Анохин

Начало моды.

Данной статьей мы начнем цикл обзоров различных стилевых направлений. Первым тематическим направлением, которое нам хотелось бы описать это стиль начала XX века. Это было давно, одежду этого времени теперь можно встретить лишь в кино и театре. Само понятие стиля и моды сформировалось как раз в начале прошлого столетия. Тогда, в начале XX века все было красиво, пышно и очень дорого. Не каждая женщина могла себе позволить носить модное платье. Все шилось долго, под заказ, с большим количеством примерок, времена были совсем другие. На рубеже 1910 года с началом второй мировой войны происходят кардинальные изменения в моде и одежда с корсетом, которая считалась на протяжении 19 в. каноном стиля постепенно уходит навсегда в сценические костюмы. Не будем забегать вперед, и опишем все по порядку, начиная с 1900 г.

Цвета стиля одежды модерн и ар-нуво.

Ничего яркого, все в пастельных, нежных, темных полутонах. Сложный романтизм был основой для ансамблей, диктуя свои правила повсеместно.

Рисунки, материалы и фактура стиля одежды модерн и ар-нуво.

Разнообразные дорогие орнаменты, декоративные элементы, банты, тесьма, складки, накладная вышивка и воланы, все атрибуты украшений для сложного романтизма использовались для придания платьям максимального шика и создания идеала красоты роскоши и элегантности.

В повседневных костюмах использовали лен, бархат, шерсть, вечерние наряды отшивали из шелка, кружева, муслина, сатина, крепдешина.

Крой и фасоны стиля одежды модерн и ар-нуво.

Крой начала столетия мало отличался от кроя прошлого 19 века. Продолжалась «Эпоха модерн» или «Ар-нуво» женские фигуры были стянуты корсетами выше талии, имели пышный низ. Так называемый S - образный силуэт еще считался эталоном стиля, когда вперед выступала грудь, а задняя часть платья специально делалась пышнее передней. В то время модельеры только делали первые шаги для освобождения дамских форм от тесных, удушливых туалетов.


Костюм не обходился без основного стягивающего корсета и дополнительного, маскирующего корсета, которые искажали естественные контуры женского тела. Поверх одевались остальные части костюма или платья, воротники были высокими и накрахмаленными, это требовало постоянно держать голову прямо. Рукава были вшивные, начинались пышными буфами и сужались к запястью, юбки имели длину в пол напоминая формой колокол, на бедрах юбки были пышными и собирались сзади в складки, переходящие в небольшой шлейф. У вечерних нарядов, как правило, были глубокие украшенные декольте.

Обувь и аксессуары стиля одежды модерн и ар-нуво.

Туфли почти повсеместно были остроносыми, каблук был небольшой барочный, немного скошенный. Полусапожки, как правило, были на шнурках, такого же фасона, как и туфли. Самыми распространенными аксессуарами в то время были зонтик, веер, чулки и перчатки, последние закрывали руку выше локтя. Из украшений самым главным и модным трендом был жемчуг, который носили на шее в разных вариациях, как в одну нить, так и в многоярусном исполнении. Серьги так же были из жемчуга, в виде капелек и бусинок.

Отдельным очень важным предметом женского костюма выступала шляпа, стоимость ее зачастую составляла половину от всего остального наряда. Шляпы отличались обилием декора, были большими и массивными, украшались перьями птиц, а иногда даже использовали их чучела.


Look Book. Образы стиля одежды модерн и ар-нуво.

Составить луки в стилях начала прошлого века достаточно сложно, так как найти одежду для них не представляется возможным. Как мы уже упомянули в начале статьи, она стала костюмами для кино и театра и не изготавливается для массового потребителя.




Очень любит работать в данном стиле наш отечественный мэтр Вячеслав Зайцев, несколько видео его коллекций мы так же предлагаем к просмотру.



Эпоха модерна длилась с 1890-1914 г. до самого начала первой мировой войны. За это время в моде произошло много изменений, начали прослеживаться тенденции к упрощению женского силуэта, создавались первые наряды с облегченными корсетами или вообще без корсетов. Происходил постепенный переход от S-силуэта и силуэта песочные часы, с акцентом на крошечной талии, к более вытянутому силуэту, подчеркивающему естественные женские формы, без искусственных перетягиваний талии и дополнительной пышности. Ленты, кружева, рюши и складки постепенно уступали место более лаконичному стилю, который позволял даже открывать немного дамские ножки. Превращение женского платья в нечто более практичное, менее сложное и помпезное было целью, которую ставили перед собой все модельеры активно работающие в этот период.

Именно это время, стало началом модной индустрии в современном ее понимании. Это была противоречивая эпоха, с одной стороны технический прогресс, который давал серьезный толчок всему промышленному производству и вообще развитию человечества. А с другой стороны это было время задержавшейся «Золотой романтической ностальгии» в высших слоях общества. Но прежде малочисленный средний класс теперь стал преобладать в обществе и именно он начал диктовать запросы на более практичную и удобную одежду. Именно женщины среднего класса стали активно вести деловую и общественную деятельность, отходя от своего исключительно домашнего обитания, светских приемов и различного рода вечеринок. Начиналась разработка новых стилевых направлений, эксперименты с тканями и фасонами шли по всему миру.

Так же в этот период зародилось такое популярное понятие как «глянец». Начали появляться первые иллюстрации, фотографии, каталоги, сборники платьев и одежды для знакомства покупателей с ассортиментом. В Париж приезжали журналисты со всего мира, что бы следить за выходом новых коллекций и знакомить с ними своих читателей.

Как писал в своих мемуарах один лондонский кутюрье – «Общество, пошатываясь, перетекало с одной вечеринки на другую, помахивая, крохотными кружевными платочками и прикрываясь изящными зонтиками, пока, наконец, война не пришла…»