Актуальность нравственно-патриотического воспитания. Проблема патриотизма. Формирование и воспитание патриотических чувств современной молодёжи России

Переломные этапы человеческого общества, случившиеся ранее и происходящие в мире, отмечены упадком и становлением новых государств. Нестабильность в обществе порождается политическим кризисом с резкими переменами в социальном положении населения, крахом ценностных установок большинства людей. На передний план воспитательного процесса выступает работа над развитием духовных, гражданских качеств, культурой взаимоотношений между различными национальными группами.

Аспекты патриотического воспитания

Если следовать ФГОС, программа формирования патриотизма у дошкольников и младших школьников предусматривает: более глубокое знакомство детей с природой, укладом жизни, традициями народов, героическими событиями прошлого, личностями, прославившими Отечество.

Главное на этом этапе — привить младшему поколению искреннее чувство любви, без чрезмерного пафоса, к своим близким, товарищам по школе и саду, природе уголка, где родился.

Выделим главные задачи для педагогов в этом процессе:

  • Основной ценностью для ребенка должна стать семья, место, где он родился.
  • Главенствующими становятся интересы государства.
  • У учеников культивируют уважительное отношение к другим народам, их праву сохранять самобытность.
  • Граждане страны должны защищать свободу, независимость, достоинство своей Родины, хранить ей верность.
  • Родной язык нужно беречь, гордиться культурными и социальными завоеваниями.
  • Малышей знакомят с историей страны, государственной символикой, учат понимать их значение.
  • Излагают основы правовой культуры, формируют представление о правах, интересах личности на основе собственных примеров.
  • В младшем возрасте закладываются основы экологического воспитания через бережное отношение к природе родного края.
  • У подрастающего поколения формируют уважение по отношению к пожилым членам общества, учат заботиться о родных, помогать малышам, престарелым.
  • Воспитанникам прививают чувство ответственности за семью, государство. Активное участие в благоустройстве дома, школы – посильный вклад в процветание страны.

Патриотическое воспитание у дошкольников

Привить любовь к отечеству – задача нелегкая, особенно применительно к самым младшим. Показатели, с помощью которых можно было бы оценивать взрослых людей, не подходят для малышей. Чтобы отыскать верный путь в работе над взращиванием всеобъемлющего чувства любви к Родине, определяют основу, на которой она может взойти. Патриотизм не станет полноценным, не имея сначала эмоционально-познавательной базы. Понятие блага Родины станет навсегда оторванным от конкретной личности, если ребенок с ранних лет не научился любви, ответственности за маму и брата, не умеет добросовестно выполнить порученное дело.

Если малыш любит свой дом, его традиции, этот образ становится основой любви к Отечеству. С «высоты» своих лет маленький член общества не способен понять, где этот дом находится, в какой стране. Сейчас ему просто должно быть комфортно, он не должен чувствовать себя гостем. Как всякому хозяину, ему нужно иметь не только привязанности, но обязанности. Для воспитания патриотических чувств необходимо, чтобы дошкольник с охотой шел в детский сад, и его жизнь там была интересной.

Специфика работы с младшей группой

Дети только знакомятся с воспитателями, друзьями, сравнивают, выстраивают отношения с кругом людей, что находятся за рамками семьи. Чувство Родины зреет в отношениях с матерью, дедушкой, бабушкой, начинается со знакомства с улицей, городом, страной. Уважительное отношение к сотрудникам сада, обращение к ним по отчеству, совместная деятельность развивает социальную восприимчивость, помогает усвоить правила поведения. Гордость за родителей, сострадание к товарищу, радость во время народных игр станут основой более глубоких чувств.

Работа со средней группой

Примерно в пятилетнем возрасте малыши расширяют представления о природе, животных края, тонко чувствуют юмор, грусть, углубляют знания об истории своей улицы, государственной символике. Ребята рассуждают о значении флага, различают понятия малой, большой Родины.

Дети любознательны и восприимчивы. Яркие, сильные эмоции – благодатная почва для системного нравственного воспитания. Круг интересов распространяется не только на дом, детский сад. Малыши выезжают за город, участвуют в праздниках, узнают о работе родителей. Во время прогулок воспитатели обращают внимание детей на значение библиотек, магазинов, кинотеатров, иных социальных объектов.

Работа в старшей группе

Дошколята знают не только свой город, село. Взрослые знакомят их с историей наименований, памятными местами, именами героев, с которыми связаны названия улиц. Знания расширяются до понятий «город», «страна», «столица». Ребят плавно подводят к чувству гордости за историю, восхищения красотой родного края. У них уже формируется собственное отношение к историческому, культурному прошлому.

Воспитанники старшей группы получают более систематические знания о великих писателях, художниках, композиторах, понимают, что человек, который любит свою Родину, не может не знать А. Пушкина.

Компоненты патриотического воспитания

Нынешняя работа по формированию будущих патриотов осуществляется в рамках национальной традиции. Все ее составляющие тесно взаимосвязаны, неотделимы. Наиболее доступные детям по форме и содержанию, эмоциональной силе – это народные игры и праздники, традиции и обряды, вехи героического прошлого.

В настоящее время одной из главных задач дошкольного образования является воспитание у детей патриотических чувств, любви к родной стране, родному краю, чувства гордости за свою страну.

Формирование представлений о том, что же такое Родина начинается с ранних лет. Это представление постоянно совершенствуется, вбирает новые понятия. Для расширения этих знаний, следует активно внедрять в учебно-воспитательный процесс краеведческий материал, который краеведы, археологи, историки, географы постоянно пополняют. Немаловажное значение имеет патриотичность самого педагога. Ведь без истинного чувства преданности своей стране невозможно пробудить (именно пробудить, а не навязать) такие чувства у другого человека. Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края - показать всю красоту родной земли, противоречивость исторического развития, познакомить с успехами страны, области, города, где проживает ребенок. В этом направлении можно применять такие методы, как экскурсии по памятным местам, знакомство с деятельностью великих людей, беседы с ветеранами войн, ознакомление с природными объектами (редкие виды растений и животных). Следует стремиться к раскрытию в детях духовных, нравственных, и эстетических чувств.

Социальный запрос общества толкает на необходимость развития интереса детей дошкольного возраста к осознанию своих традиций и национальной культуры. Чем больше дети будут знать о родном крае, тем более действенными окажутся методы раскрытия патриотических чувств.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране» .

Система дошкольного образования должна препятствовать развитию безразличия к родной стране. Наилучшим методом работы с детьми в этом направлении является их вовлечение в эту работу, то есть превращение их из пассивных зрителей в активных участников образовательного процесса. В современных условиях важно чтобы для ребенка все было наглядно, открыто, понятно. Характерной чертой процесса патриотического воспитания является комплексность и единство. Единую, правильно структурированную информацию ребенок и воспримет правильно.

Так, всем известно, что основой национальной культуры является народная культура, в ней заложены большие воспитательные возможности. В.Г. Белинский по этому поводу высказался лаконично и выразительно: «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству».

Народная культура включает в себя: устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство. Народное творчество родной страны дети должны видеть с ранних лет. И, если говорить о комплексности, то данное направление можно построить таким образом: побеседовать о родной стране; каждый день раскрывать новые понятия; вовлекать детей в национальные игры; не просто показать изделия народного промысла (гжель, хохлома, дымковская игрушка, резьба и выжигание по дереву, народные узоры), а предоставить ребенку возможность самому изготовить такое изделие; разучивать с детьми народные песни, танцы, пословицы, поговорки.

В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Также одним из главных методов познания в дошкольном возрасте является игра, имеющая большое воспитательное и образовательное значение. Но игра не просто в прямом смысле слова, а игра с народной точки зрения - это и обряды и праздники. Потому что народное воспитание имеет еще одно, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей. И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма. . Значение данного метода заключается в том, что нужно вводить детей в годичный цикл народных праздников. Процесс этот также должен быть комплексным, включающим в себя знакомство с народным календарем, с русской народной речью, обрядами, рукоделием, ремеслами. Такая постановка ознакомления дает возможность детям получить социальный опыт, ознакомиться с культурно-исторической особенностью своего народа.

Национальная культура приходит к нам вместе с генами наших родителей. И уже зная свою культуру, мы знакомимся с культурами других народов, но уже через призму своей. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте познавал азы патриотизма. Чем раньше он начнет это делать, тем ближе и роднее станет ему Родина.

Патриотизм базируется не только на изучении прошлого опыта, но и на приобретении нового. Еще одним из этапов формирования у детей любви к Родине является проживание в своем городе, усвоение норм поведения, установление взаимоотношений с людьми и природой. На этом этапе нужно информировать ребенка о правилах поведения в обществе, на дороге, на природе. Дети должны почувствовать себя частичкой общества. Следует воспитывать в ребенке самостоятельность, инициативность, терпимость к людям, непохожих на тебя, а также чувство уважения к правам и мнению других. Все эти качества составляют гражданское воспитание. Здесь в качестве методов информирования можно использовать игру, экскурсии, моделирование, или даже просто беседу.

Итак, из всего вышеперечисленного вытекают следующие выводы:

Условиями формирования патриотизма являются:

1.комплексный подход;

2.знание педагогом истории и культуры своего народа;

3.правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);

4.тематическое построение материала;

5.совместная работа детского сада и семьи

Базироваться этот процесс должен на следующих принципах:

1. Принцип историзма

Он реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным - давно) и настоящее (в наши дни);

2. Принцип гуманизации

Ориентирован на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Я встаю на позиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, вижу в ребенке полноправного партнера.

3. Принцип дифференциации

Создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности

Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями города сочетаю разные виды деятельности.

5. Принцип наглядности

Наглядного материала для детей дошкольного возраста по ознакомлению с Самарой очень много. Для того чтобы донести до детей информацию интересно и доступно, необходимо изготовить ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдать требования к культуре показа и к оформлению наглядности.

6. Принцип развивающего обучения

Использовать в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараться воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации.

Средства воспитания:

1.устное народное творчество;

3.художественная литература;

5.самостоятельная детская деятельность

Очень радует, что наше правительство не оставляет вопросы патриотического воспитания без внимания. Разрабатываются программы, например, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», выходят постановления и приказы об образовании.

Детство - это, пожалуй, самый запоминающийся этап жизни человека. И очень важно, что ребенок вынесет из этого этапа во взрослую жизнь.

Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы».

Управление образования

Муниципального образования городской округ «Охинский»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5 «Звездочка» г. Охи

«Воспитание патриотических чувств и любви

К родному краю у детей дошкольного возраста»

Выполнена: воспитателем муниципального

Бюджетного дошкольного образовательного

Учреждения детский сад №5 «Звездочка» г. Охи

Рыжковой Татьяной Игнатьевной

Содержание:


  1. Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире.

  2. Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников в научно- педагогической литературе.

  3. Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

  4. Формы патриотического воспитания дошкольников.

  5. Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития патриотических качеств.
Список использованной литературы

Приложения


  1. ^ Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире.

«Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное

предшествующим поколением, может любить Родину,

стать подлинным ее патриотом»

^ С.В. Михалков.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.

Патриотическое воспитание – понятие емкое. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству… Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках перед ребенком открывается первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, людям, которые сопровождают его в первые годы жизни, к месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться такие чувства и черты характера, которые несоизмеримо связывают его с народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время этой проблемой занимаются Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева, Л.Г. Каримова, Л.Л. Семенова, Ю.М. Новицкая, Р.И. Жуковская и другие.

^ Цель моего опыта работы – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи :


  • Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

  • Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

  • Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, необходимо продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от того, что будет заложено в детскую душу, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

  1. ^ Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников в научно - педагогической литературе.
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Данная проблема не нашла пока должного отражения и в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Е. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева, Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

Современные исследователи (О.И. Ковалева, Л.В. Кокуева и др.) в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому. При этом естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может на себя взять ответственность «представительствовать от лица всей культуры» (Э.Н. Гусинский), то он становится соучастником процесса совместного познания окружающего мира.

^ 3. Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям новых знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития. Воспитатель так организовывает пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развивать их любознательность. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое и живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героизму.

Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства. Во время прогулок в лес, в поле, на ручей, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.

Так решаются не только познавательные задачи, эстетические, но и, в конечном счете, и нравственные. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Работа по патриотическому воспитанию связана и с физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

Воспитатель должен с уважением относиться к каждому ребенку и в процессе игр, праздников, интересных занятий формировать чувство любви к родному краю. Современные требования к обучению дошкольников должны обеспечить максимальную активность детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, сочетание коллективных и индивидуальных форм организации детей в ознакомлении с родным краем. Важнейшие педагогические принципы воспитания – сотворчество детей, родителей, педагогов, опора на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения (М. Ю. Новицкая). Отсюда – цель работы нашего коллектива, нашей группы – поиск конструктивных форм взаимодействия, сотворчества между всеми участниками педагогического процесса в решении задач знакомства детей с краем, городом, земляками, используя личностно-ориентированную модель, субъект – субъектную форму общения между детьми и взрослыми.

Итак, формирование у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств у дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.

^ 4. Формы патриотического воспитания дошкольников.

Основной формой патриотического воспитания являются занятия. На занятиях дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель этих занятий формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, он должен продумывать использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Тематическое планирование поможет педагогу устанавливать логическую связь между различными рода сведениями. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и так далее.

Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом взрослых, с народами нашей страны. Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей действительности. На занятиях по сообщению новых знаний целесообразно для развития любознательности, интереса к предмету разговора предлагать детям задавать вопросы педагогу. Ответить на вопросы на одном занятии невозможно, да и нет необходимости. Поэтому ответив на один, два вопроса связанных с темой занятия, воспитатель записывает остальные.

Использование на занятии игровых приемов важно одновременно для создания эмоциональной атмосферы занятия и для развития познавательной активности. Полезно включать в занятия дидактические игры. Эмоциональная атмосфера на занятии играет большую роль в воспитании чувств детей. Искренность чувств взрослого непременно передастся и воспитанникам. Очень эффективным средством, способствующим усвоению нового материала и воспитания чувств детей является использование на занятии художественных средств в различных сочетаниях в зависимости от темы.

Так на музыкальных занятиях дети слушают музыку России, поют песни о Родине, о природе. Следует остановиться на особенностях речевой работы во время занятий по ознакомлению детей с родной страной. Особое внимание следует обратить на форму проведения занятия, она должна варьироваться в зависимости от цели и программного содержания. Периодически в течение года проводятся итоговые занятия, на которых воспитатели уточняют, как дети усвоили ту или иную тему, появилось ли у них активное отношение к событиям.

Игры так же, как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения, может перерасти в длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Задача воспитателя поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление. Беседой можно подвести детей к распределению ролей, функций между играющими. В беседе происходит и обмен мнениями о проведенной игре, которую следует продолжить. В процессе беседы отмечаются успехи и достижения детей, обсуждается поведение и поступки того или иного ребенка.

Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края.

^ 5. Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития патриотических качеств.

Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены этапы работы.

1 этап: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей.

2 этап: Детский сад и его сотрудники.

3 этап: Родной город, его достопримечательности, профессии родителей.

4 этап: Сахалинская область: флора и фауна родного края, главный город и города Сахалинской области.

5 этап: Знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами Великой Отечественной войны.

6 этап: Родная страна, ее столица, государственная символика России.

Свою работу я начала с изучения современных программ, нормативных документов по патриотическому воспитанию. Анализ научно-методической литературы, связанной с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи, выявить условия, при которых воспитание патриотических чувств будет происходить наиболее успешно:


  • целенаправленное, методически грамотное руководство деятельностью детей;

  • использование разнообразных форм организации воспитательного процесса;

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.
На первом этапе дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».

Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Учили родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес как у детей, так и у родителей.

Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.

Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, живущих в Охе, с флорой и фауной родного города. Дети посещали музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями Охи, улицами родного города. Также проводились конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного города», «Мой любимый дворик», где активными участниками были и родители. Цикл занятий о родном городе способствовал формированию чувства гордости за свой город, его историю.

Большое внимание на данном этапе уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей Охи. Знакомя детей с профессиями нефтяников, были организованы экскурсии на вышку Зотова (первую охинскую нефтяную вышку) и нефтяной промысел, где ребята познакомились с трудом нефтяников и узнали о значимости их труда.

В старшем дошкольном возрасте содержание работы по патриотическому воспитанию усложнилось: от родного города мы перешли к изучению родного края, знакомились с флорой и фауной Сахалина, главным городом – Южно-Сахалинском и другими городами Сахалинской области.

Следующим этапом работы стало знакомство детей с родной страной, ее главным городом – Москвой и другими городами России, а также государственными символами. В группе создан уголок с символикой нашей страны, нашего края – Сахалинской области, нашего города Охи.

С традициями и обычаями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Праздник прилета птиц - Сорок сороков», «Масленица», «Колядки». Это способствовало приобщению детей к фольклорному наследию России.

Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков-охинцев в годы Великой Отечественной войны, проводили акции: «Подарок ветерану», «Помним и чтим», «Подарок воину», в рамках которых дети ходили в гости к ветеранам Великой Отечественной войны, возлагали цветы к Вечному огню, памятнику Погибшим Воинам в городском парке, участвовали в конкурсе рисунков «Этот славный День Победы». В группу были приглашены в бабушки и дедушки воспитанников – участники Великой Отечественной войны, которые принесли свои награды и рассказали о них детям. Был оформлен стенд «Чтим и помним», на котором разместили фотографии военных лет. Все это способствовало тому, что у детей формировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто воевал.

Дети с удовольствием участвовали в создании проектов «Город моей мечты», «Мой любимый детский сад», «Сахалин – чудесный край», «Жить – Родине служить», участвовали в викторинах, КВН, конкурсах, посвященных родному краю, родной стране, где занимали призовые места.

Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Родители были активными участниками всех праздников, помогали в оформлении фотовыставок о родном городе, о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок. Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию не прошла даром и дала положительный результат. Об этом свидетельствуют результаты диагностики, которая проводилась в каждой возрастной группе на начало и конец учебного года. Сравнивая итоги, я увидела, что во всех разделах видна положительная динамика, следовательно, подобранная система мероприятий оказалась эффективной.


Работу в данном направлении я продолжаю. Вместе с детьми и родителями мы планируем:

  1. Проводить целенаправленную работу по возрождению семейных традиций, обычаев, через создание клуба «Берегиня» и мини-музея семейных реликвий и традиций.

  2. Разработать проекты: «Знаменитые люди родного города»,
«Мой город» - об истории происхождения названий улиц,

«Чтим и помним» - о ветеранах – охинцах в годы Великой Отечественной Войны.

Это поможет детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат им чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье.

Мы надеемся, что наши дети вырастут не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.

Список использованной литературы:


  1. Арапова Н.А. Мой родной дом, М, 2005

  2. Демин В.Н. Тайны русского народа. -М, 1999

  3. Жуковская Р.И. Родной край, М, Просвещение, 1990

  4. Звездина Г.П. Классные часы в начальной школе. М, Творческий центр, 2004

  5. Каргин С.А. Народная художественная культура. -М, 1997

  6. Костина Э.П. Родина моя – Россия, Н.Новгород, 1996

  7. Новицкая М.Ю. Наследие, М, Линка пресс, 2003

  8. Рылеева Е.В. вместе веселее. М. 2000

  9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям М, 1980

  10. Сухомлинский В.А. Родина в сердце, М, 1980

  11. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду, М, 1972

  12. Ушинский К.Д. Родное слово, Новосибирск, 1994

  13. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия, Вако, 2004

Сегодня, когда мы наблюдаем крушение идеалов, нравственных и духовных ориентиров, тема гражданского и патриотического воспитания становится особенно актуальной. Распад СССР и дальнейшая дезинтеграция российского общества оказали влияние на развитие гражданского и патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Российской Федерации, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание.

Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Все это мы можем увидеть в Конституции Российской Федерации, в которой написано: Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы стремясь обеспечить благополучие и процветание России исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества… Конституция Российской Федерации

Патриотизм и гражданственность выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем патриотизм и гражданственность проявляется и в коллективных чувствах по отношению к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм -- это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека. Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения. Таким образом, патриотизм выступает как элемент гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Патриотизм по своей сути и смыслу -- нравственная основа жизнеспособности общества. Общенациональный научно-политический журнал «Власть» №6,20011, с.131

Движение российского общества к социально-справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания. Удовиченко Е.М. К вопросу о понятии патриотизма и его проявлениях // Воспитание гражданственности и патриотизма сту-денческой молодежи в условиях обновленной России. Магнитогорск, 2005, с. 109

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Голикова Л.В. Что значит быть патриотом? // Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в усло-виях обновленной России. Магнитогорск, 2005, с. 37.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. .

По мнению русского писателя Ф.М. Достоевского, не должно быть места национальной исключительности: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое недоразумение» Достоевский Ф.М. Полн. собр.соч. Л., 1980, т. ХХYI, с. 147..

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья. церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы. Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающею определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями. http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/g/grazhdanstvennost.html

Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Термин «патриотизм» в переводе с греческого языка означает «земля отцов», «родина». Чувство патриотизма зародилось в глубокой древности как следствие сложившихся вековых традиций. Это привязанность человека к той земле, на которой он долгое время обитал, где находятся могилы его предков. Уже в произведениях Гомера, Овидия, Гесиода мы встречаем понятие «родина». Патриот - это человек, любящий отечество, преданный своему государству, стремящийся служить интересам гражданского общества. Патриотизм воспитывается и приобретается в процессе приобретения человеком жизненного опыта Белова Т. Десять лет гражданскому образованию в России // Граждановедение, 2002, № 19..

Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.

Учитывая все выше написанное, можно сделать вывод, что актуальность гражданского и патриотического воспитания занимает далеко не последнее место в работах ученых, писателей. В наше время, когда идет разрушение духовно-нравственных принципов и качеств, особенно необходимо изучать гражданское и патриотическое воспитание, а также развивать его в подрастающем поколении.

Людмила Телешенко
Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников . А нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота .

Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение , гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач :

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду ;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Проблема воспитания гражданина- патриота древняя , как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Нравственно-патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки. Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился.

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности , приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Наш детский сад предполагает решение такой проблемы. Мы прививаем детям любовь к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе. Формируем задачи духовно-нравственных ценностей. Наши воспитанники принимают активное участие в различных мероприятиях, фестивалях и конкурсах разного уровня. В связи с этим у нас появилась необходимость в оснащении наглядного оборудования : в костюмах, музыкальных инструментах, реквизитах, дидактического и демонстрационного материала и приобретение современного ИКТ и ТСО. В ходе разучивания музыкально-ритмических движений и постановки танцев появилась острая проблема в необходимости должности хореографа.

Многолетний опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений , воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа. Приближая детей к познанию русской народной песни, игре на народных инструментах было решено организовать фольклорный кружок «Берёзка» . В ходе диагностирования детей старшего возраста были выявлены самые способные дети. Предложив заниматься дополнительно в кружке, дети с удовольствием откликнулись посещать его. Мы с большим интересом поём народные песни и играем на инструментах. Но для более глубокого обучения необходимо расширить материальные возможности по приобретению музыкальных инструментов и наглядных пособий.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально . Это связано с введением нового Федерального образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды в ДОУ. Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Взаимодействие с социумом

Наш детский сад работает в тесном контакте с культурно-образовательными учреждениями социума : составлен договор с Детской школой искусств, православной школой, театральными студиями, краеведческим музеем, где дети познают историю родного города, района, края. Необходимо расширить связь по сотрудничеству с другими развивающими центрами, чтобы наши воспитанники могли глубже изучать актёрское мастерство, знакомились с декоративно – прикладным творчеством. Для этого нам необходимо расширить материальные возможности для реализации планов работы.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т. д.) – можно будет говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ . Говоря о воспитании патриотизма , мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.

Публикации по теме:

Тренинг гармоничных детско-воспитательских отношений в контексте нравственного воспитания подрастающего поколения Практикум к педагогическому совету на тему: «Тренинг гармоничных детско-воспитательских отношений в контексте нравственного воспитания подрастающего.

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников Маленькая Родина все равно, Большая, ведь она единственная. Ж. Ренар Моя малая.

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Доклад «Православная культура и воспитание подрастающего поколения» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дарование» ДОКЛАД Православная культура и воспитание.

Село Большой Карай на реке Хопер основано в 1612 году казаком Григорием Черным. Каждый год в июле месяце мы все вместе отмечаем праздник.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание подрастающего поколения» Консультация для воспитателей на тему "Московский Кремль" Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения Здравствуйте уважаемые коллеги. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы,.

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая.

Роль семьи в воспитании подрастающего поколения Роль семьи в воспитании ребенка Как часто мы слышим: «У меня совершенно нет времени на ребенка, на семью…» Порой мы сами это и говорим.

Сказкотерапия в работе с родителями. Роль труда в воспитании подрастающего поколения или как убедить родителей в пользе труда Роль трудовых действий, труда в жизни неоценима – это двигатель прогресса. Сила, позволяющая быть ответственным, целеустремленным, действенным,.

Библиотека изображений: