5 месяцев что должен уметь делать. Что должен уметь ребенок в возрасте пяти месяцев

В 5 месяцев жизни малыш порадует вас новыми открытиями. Кроха получает не только физические навыки благодаря уже окрепшему телу, но также это период больших психологических открытий.

Физическое развитие

информация Обычно в этом возрасте вес ребенка удваивается по сравнению с массой тела при рождении.

За этот месяц кроха набирает 600-700 г, то есть в среднем 150 г за неделю.

Рост малыша начинает постепенно замедляться, в этом возрасте он может вырасти на 2 см за месяц. Так, к 6 месяцам длина тела ребенка увеличится на 14-15 см по сравнению с показателями при рождении.

Навыки ребенка в 5 месяцев

важно В этот период проходит физиологический гипертонус, и работа мышц становится более согласованной.

Психологическое развитие

  • Кроха уже прекрасно различает близких людей от чужих и реагирует на незнакомцев с настороженностью.
  • Малыш постепенно становится самостоятельным. Он может с интересом и вниманием заниматься игрушками до 10-15 минут.
  • Сейчас карапуз принимает первые самостоятельные решения в жизни. Да пока это касается только игрушек, но он может выбрать то, что ему сейчас интересно, и осознанно взять именно этот предмет.
  • Оказавшись в новой обстановке, малыш уже может показать вам свое отношение к ситуации, он вам обязательно «расскажет», интонацией выражая недовольство, радость или страх.
  • Разговаривая с карапузом, вы заметите, что он прислушивается к вам и во время своего лепета меняет интонацию, подражая взрослым.
  • Малыш часто нараспев произносит разные гласные звуки, а теперь еще и начинает произносить свои первые слоги «на», «ма», «да».

Режим дня ребенка в 5 месяцев

В этом возрасте у ребенка сохраняется прежний режим дня, имеющий такую последовательность:
сон (2 часа) – кормление – бодрствование (2 часа) – сон . и так по кругу.

информация Ночной сон у ребенка может длиться беспрерывно 10-11 часов. Сейчас он уже не просыпается посреди ночи, чтобы немного подкрепиться.

В возрасте пяти месяцев детки уже готовы к введению первого прикорма. Сейчас самое время для того, чтобы расширять рацион питания вашего карапуза.

Важно, чтобы мама знала основные правила по введению прикорма:

  • Блюдо прикорма дается ребенку перед основным блюдом, и только потом вы можете докормить ребенка грудным молоком или адаптированной смесью.
  • Новый продукт вводится постепенно с течение двух недель, полностью вытесняя одно кормление.
  • Одним блюдом прикорма заменяется только одно кормление.
  • Желательно придерживаться режима введения прикорма: две недели на то чтобы вытеснить одно кормление новым блюдом, затем две недели адаптация к новой пище. После этого можно пробовать вводить в рацион питания вашего малыша новый продукт.

Нормы и отклонения

В этот месяц может начаться прорезывание зубов. Отекшие десны вызывают боль у ребенка, и это мешает ему сосать. Обратитесь к педиатру за советом как облегчить состояние крохи.

Если вы замечаете, что ребенок не интересуется своим изображением в зеркале или вашим лицом – проследите за этим более пристально. Если к шести месяцам он так и не начнет проявлять свой интерес – сообщите об этом педиатру во время планового посещения.

важно Если вы заметили, что ребенок не проявляет речевой активности - посетите отоларинголога, он может выявить возможные проблемы со слухом и поможет наладить развитие речи.

Однако помните главное: строгих рамок для развития детей не существует. Все нормы, описанные выше, могут служить лишь ориентиром для родителей в тех навыках, которыми может обладать маленький человечек.

Сам малыш еще не умеет сидеть, но постепенно учится этому. Пока он может только сидеть непродолжительное время, если его поддерживать за ручки. Но если вы видите, что спинка ребенка в этом положении выгнута дугой, то старайтесь пока не сажать его.

Чтобы помочь малышу учиться ползать, стимулируйте его к этому, расположив возле него игрушку так, чтобы ему нужно было подлезть к ней, чтобы взять.

Чтобы помочь карапузу учиться управлять своим телом, уделяйте всего 10 минут для гимнастики каждый день.

Вот самые простые упражнения, которые обязательно доставят удовольствие малышу:

  • Развести руки в стороны, а затем свести, скрестив их на груди.
  • Придерживая ребенка под локти приподнять его, помогая стать на коленки, а затем на стопы.
  • Поставив малыша на твердую поверхность, взять его подмышки, дав упереться – он начнет сгибать и разгибать ножки.

После гимнастики можно сделать легкий успокаивающий массаж.

информация То, как быстро малыш будет учиться разговаривать. зависит от вас. Только речь окружающих его людей - источник новых звуков для крохи.

Когда ребенок не спит - постоянно разговаривайте с ним. Сопровождайте рассказом все свои действия, называйте предметы, указывая на них. Показывайте малышу фотографии, называя имена тех, кто на них изображен.

Не забывайте постоянно называть малыша по имени. Так он скорее поймет его и начнет реагировать.

Основные умения

  • Рассматривает с интересом людей на фотографиях.
  • Мелодично лепечет, произносит первые слоги.
  • Умеет обращаться с предметами – держать, вращать, толкать.
  • Отличает родных людей от незнакомых.
  • Настораживается при виде незнакомцев.
  • Может себя самостоятельно увлечь игрушками 10-15 минут.
  • Лежа на животе, опирается на ладошки, при этом выпрямив руки.
  • Играет в «ку-ку».

http://deti.baby-calendar.ru/calendar/5-mes/

Как развивается ребенок 5 с половиной месяцев?

Ребенок 5,5–6 месяцев приобрел к этому возрасту уже ощутимое количество полезных навыков и продолжает развиваться дальше. Кругозор малыша значительно расширился. Его начинают привлекать игры со взрослыми, появляются первые слоги, временами складывающиеся в нечто похожее на «мама». А чем еще знаменателен этот период?

Вес малыша

Каждый ребенок имеет индивидуальный рост и вес, однако существует определенная таблица веса и роста грудных детей, в которой можно найти информацию об оптимальных значениях этих показателей и сравнить с данными своего ребенка. Согласно статистическим данным, мальчики в 5 месяцев должны весить 7 кг 300 г. В 6 месяцев эта цифра достигает 7 кг 900 г. Девочки весят меньше: в 5 месяцев этот показатель составляет 6 кг 650 г, а в 6 месяцев – 7 кг 200 г. Если отклонение веса ребенка составляет примерно 6–7%, то это является нормой.

При повышении этого показателя до 12–14% можно говорить о склонности к недовесу или перевесу, а если полученная цифра превышает рекомендуемое значение на 12–14%, говорят о легком недовесе или перевесе. Если малыш имеет отклонение от нормы в ¼ часть собственного веса, врач может дать родителям рекомендации по корректировке питания. В целом, для каждого ребенка существуют свои показатели нормы. Примерно у 10% детей показатели веса будут отличаться от предложенных врачами статистических оценок и это будет для них нормой.

Однако контролировать прибавку в весе своего малыша необходимо постоянно, чтобы вовремя скорректировать питание, если это понадобится. Это особенно важно делать с наступлением первого прикорма, который приходится как раз на это время. Резкий набор или наоборот, спад веса будет показателем того, что меню малыша составлено неправильно. Проследив всю предысторию его развития и формирования, можно внести изменения в меню, попробовать перейти на каши от другого производителя и нормировать их потребление.

Распорядок дня и кормление

Малыш в 5,5 месяцев продолжает спать трижды в день примерно по 2 часа и уделяет ночному сну 10–11 часов, просыпаясь один раз на кормление. Он продолжает кушать 6 раз в день, хотя к началу 6 месяца мамы могут сократить это количество до 5 раз, делая перерывы по 4 часа. Особенно это касается тех детей, которые уже начали получать первый прикорм. Как правило, это искусственники.

Что вводить в меню малыша в качестве первого прикорма – кашу или овощное пюре, лучше обсудить со своим педиатром. Если малыш плохо набирает в весе, то, скорее всего, маме посоветуют начать с каши – рисовой или гречневой. Именно они реже всего вызывают у детей аллергию. Если уже известно, что ребенок склонен к аллергическим реакциям, то стоит первой ввести в меню безглютеновую кашу, например, приготовленную из плодов рожкового дерева.

Если 5–6 месячный малыш с рождения страдает запорами, то лучше начинать прикорм с пюре из овощей – например, приготовленного из цветной капусты или брокколи. Параллельно можно вводить в меню ребенка соки, но лучше варить ему компоты из натуральных фруктов и ягод, произрастающих в данном регионе – вишни, черешни, яблок, смородины, малины, крыжовника и др. Если мама посчитает, что время первого прикорма придется на зимнее время, то лучше заранее запастись фруктами и ягодами, заморозив их в морозильной камере.

Ребенок возраста 5,5 месяцев уже должен быть знаком с яблоком. Педиатры рекомендуют вводить в меню малыша скобленое зеленое яблоко, начиная с 4-месячного возраста. Не стоит пренебрегать этими рекомендациями, потому как к концу 5 месяца естественные запасы такого минерала, как железо в организме малыша истощаются и необходимо вовремя их восполнить. И искусственники, и дети на грудном вскармливании должны получать в этом возрасте около 1000 мл пищи в сутки, включая прикорм и соки.

Физическое и психическое развитие малыша

Ребенок в 5,5 месяцев уже легко переворачивается с живота на спину и обратно, подтягивается на руках, делая попытку сесть. Если положить кроху на живот, то можно увидеть, как он опирается на ладошки выпрямленных рук. Он всеми силами старается вызвать внимание взрослых и копирует действия, которые ожидает от них получить: улыбается, протягивает ручки. Его зрительное восприятие чрезвычайно развито: запомнив маму в домашнем халате, который он видит каждый день, может более настороженно рассматривать новую прическу и необычный наряд.

На руках у родного человека чувствует себя в полной безопасности, поэтому знакомить его с гостем рекомендуется, не выпуская из своих рук. Так он сможет спокойно осмотреть, потрогать новое для него лицо, а уж потом пойти к новому человеку на руки. Развитие ребенка 5,5 месяцев таково, что он уже может зрительно управлять движением своих рук. То есть ребенок сначала смотрит в направлении игрушки, а уже потом достает ее. Из нескольких предложенных ему игрушек он может выбрать ту, которая интересует его в данный момент. Это является еще одним важнейшим шагом в развитии, связанным с формированием умения выбирать и фиксировать внимание.

Малыш в этом возрасте активно познает мир через хватание. К началу 6 месяца уже хорошо осваивает технику хватания, удерживания, качания, верчения, толкания и т.п. Любимым занятием остается выбрасывание игрушек из кроватки на пол. Если мама включается в эту игру, подавая ему вновь выброшенный за пределы кроватки предмет, то восторгу малыша просто нет предела. Это первый опыт совместной игры, активного взаимодействия с близким человеком, который не стоит пресекать, а только поощрять.

В этом возрасте его интересует уже не только форма предмета, но и другие характеристики, например, температура и особенности поверхности. Можно позволить малышу потрогать лед или теплую кружку чая и понаблюдать за реакцией.

Речевое и слуховое развитие

У 5–6 месячного малыша появляется лепетная речь. Она усиливается при обращении к нему кого-то из взрослых. Малыш может звуками призывать к себе домашних, давать понять, что ему скучно. Кроме того, он начинает вслушиваться в то, что произносит, и это ему очень нравится. С таким же удовольствием он прислушивается к звукам окружающей его среды – чириканью птиц за окном, мелодии мобильного телефона, шуму работающей стиральной машины и т.д. Причем пытается отыскать глазами источник, издающий звук, и способен услышать звук предмета, находящегося от него на расстоянии 2,5–3 метров.

Ребенок сопровождает громкими криками радости любые положительные действия с ним, например, щекотание живота губами, легкое покусывание, покачивание и т.п. Такие игры становятся любимым занятием растущего крохи и близких ему людей. Он заразительно смеется, когда бабушка кладет его ладошку себе на губы и начинает в нее дуть или произносить различные звуки «ба-ба», «па-па» и т.д.

В этот период малыш все тянет в рот, у него постоянно течет изо рта слюна, потому что вот-вот должны прорезаться зубки. Запрещать ему это делать – пустая трата времени и сил, главное – поддерживать в доме чистоту и следить за чистотой игрушек. Чтобы малыш совершенствовал свои хватательные действия и координацию рук, установленный на его кроватке мобиль с игрушками необходимо опустить так низко, чтобы он мог до них дотянуться. Любые успехи малыша должны сопровождаться похвалой.

Ребенок 5–6 месяцев вот-вот поползет. Можно помочь ему в развитии этого навыка, положив на живот и заинтересовав новыми игрушками. Необходимо позволить крохе дотронуться до них кончиками пальцев, побуждая двигаться вперед. В качестве опоры его барахтающимся ножкам использовать свою ладонь. Надавливая на ступни, побуждать двигаться вперед, а в конце обязательно похвалить за успешно проделанную работу.

Малышу в этом возрасте принесут пользу любые занятия, направленные на снижение гипертонуса мышц. Полезно делать гимнастику на фитболе и массаж. Много приятных минут доставят такие игры, как прятки, «Сорока-белобока», «Каравай» и другие.

http://kidpuz.ru/razvitie/rebenok-5-5-mesyacev

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 5 месяцев?

Переворачиваться со спины на живот;

Лежа на животе, долго плавать, поднимая одновременно ручки и ножки;

Пищать от удовольствия, громко смеяться;

Хватать игрушки, которые мне протягивают на уровне груди;

Легко снимать носочки со своих ножек;

Оценивать расстояние до интересующего предмета,

Понемногу есть с ложки.

Развитие ребенка в 5 месяцев

В пять месяцев дети любят проводить время на детском коврике. Любимые позы: лежа на животе, опираясь на выпрямленные ручки. Так ему гораздо лучше видно, что происходит вокруг него. Ребенок может занимать себя уже целых полчаса.

На пятом месяце ребенок стал более подвижным. Ведь к 5 месяцу у него полностью нормализовался тонус мышц на руках и ногах. Теперь они стали более послушными. Ребенок свободно двигается и уже в состоянии достичь поставленной перед собой цели. Например, взять из маминых рук игрушку. На первый взгляд кажется, что все так просто! На самом деле он научился этому только сейчас. Малыш может долго удерживать интересный предмет в руке, перекладывать его из одной руки в другую долго, рассматривать и затем тянет в рот.

Когда ребенок берет игрушку в рот, он многое о ней узнает. Это один из методов познания окружающего мира. Поэтому не запрещайте малышу грызть игрушки, просто следите за тем, чтоб они всегда были чистыми.

Зрение ребенка 5 месяцев

Ребенок уже может сконцентрировать свое внимание на каком-то предмете в течение 10-15 минут. Причем если раньше он смотрел лишь на то, что само бросалось в глаза (например, яркий мягкий медвежонок), то теперь кроха сознательно выбирает объект для наблюдения. Проведите с ребенком несложную тренировку, поучите его дольше концентрировать взгляд. Положите ребенка на живот, на расстоянии 70 см от его глаз катайте красный мячик. Малыш будет внимательно следить за ним, провожать его взглядом.

Здоровье ребенка 5 месяцев: прививки от АКДС и полиомиелита, диатез, режим

На 5 месяце месяце нужно провести ребенку третью вакцинацию от дифтерии, коклюша и столбняка - АКДС (она делается в комплексе) и отдельно - от полиомиелита.

Узнайте у врача, нужен ли ребенку прием витамина Д. А если вы уже даете его ребенку, то поинтересуйтесь, есть ли необходимость изменить дозировку.

Прогулка ребенка 5 месяцев

Ребенок в пять месяцев должен проводить на свежем воздухе не менее 2-3 часов. Лучше выходить на прогулку несколько раз в день. Малыш уже живо интересуется происходящим вокруг, с ним стало интереснее гулять. Иногда меняйте коляску на слинг, так вы сможете без проблем подойти с ребенком к каждому дереву, потрогать кору и веточки, показать поближе уличных животных и птиц, яркие вывески.

Если на улице теплое время года и солнечно, сходите на пикник. Возьмите с собой еду для себя и ребенка, книгу или плеер и отправляйтесь в парк. Умеренные порции ультрафиолетового облучения необходимы растущему детскому организму. Только не забывайте, что у маленького ребенка кожа очень нежная, поэтому ее нельзя подставлять под палящие солнечные лучи. Они бывают двух видов: UVB и UVA. Первые более короткие, они попадают только в поверхностный слой кожи - эпидермис и могут вызвать ожоги. Лучи UVA проникают глубже, и мы не чувствуем их непосредственного вредного воздействия. Но оно есть – эти лучи вызывают раннее старение кожи.

Пока ребенку не исполнится полгода, не следует брать его на пляж. Даже когда в летний день ребенок находится в тени деревьев, нельзя раздевать его полностью.

В холодное время года прогулки для ребенка обязательны. По возможности доставайте ребенка из коляски, подставляйте личико под редкие солнечные лучи.

И лужи, и мокрые листья, и дождь - все способно заинтересовать вашего малыша. Не упускайте возможность показать ему природу в каждое время года.

Упражнения для детей 5 месяцев

Ребенок лежит на спине. Возьмите его за голени таким образом, чтобы ваши большие пальцы лежали сверху. Осторожно согните ножки. Попеременно сгибайте и разгибайте их, как будто малыш вращает педали велосипеда. Повторите это упражнение 6-8 раз.

Положите ребенка на спину ногами к себе. Легко захватите его щиколотки. По очереди тяните ножки на себя так, чтобы стопа скользила по поверхности. После того как ножка полностью выпрямится, верните ее в исходное полусогнутое положение. Сделайте это 4-6 раз.

Ползание. Как научить ребенка ползать.

Стимулируйте желание ребенка ползать. Для этого положите малыша на живот и разместите на небольшом расстоянии от него несколько ярких игрушек. Хорошо, если ребенок будет доставать их по 4-5 раз за одно занятие. Совсем скоро он научится ползать самостоятельно.

Что делать, если у ребенка текут слюни

Если у вашего ребенка обильно текут слюни, то на это есть две причины: прорезывание первых зубов и появление в рационе новых продуктов. Так пищеварительная система ребенка реагирует на новый вид пищи.

Прорезывание зубов, как правило, проходит болезненно: у ребенка зудят десны, может появиться насморк, небольшой отит, нарушится пищеварение, может подняться температура.

Специального лечения не требуется. Действуйте по обстоятельствам: если температура у ребенка превысила 38 градусов, дайте жаропонижающее болеутоляющее средство. Это на какое-то время снимет боль. К деснам прикладывайте охлажденные прорезыватели, хорошо помогает холодный кусочек яблока. В аптеке купите специальный гель для облегчения прорезывания зубов.

http://www.2mm.ru/service/razvitie/5-mesyacev

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ 5 МЕСЯЧНОГО РЕБЕНКА

Время летит быстро и 4 месяца с момента появления нашего малыша на свет уже позади. Многие проблемы - такие как кишечные кролики , вздутие животика из-за накапливающихся газов, уже не стоят так остро,как в первые месяцы жизни крохи. Но перед родителями стоят другие не менее актуальные и важные вопросы: как научить ребенка переворачиваться и ползать , какие развивающие игры подойдут для пятимесячного крохи, как правильно вводить прикорм и составлять ежедневное меню, как измерить температуру. Эти и другие важные вопросы мы рассмотрим в этой статье.

Пятимесячные малыши с удовольствием лежат на животике и достаточно долго могут удерживать корпус на вытянутых ручках.

Многие малыши очень сноровисто переворачиваются с животика на спинку в этом возрасте, поэтому надо очень внимательно следить, когда они находятся на кровати без бортиков. К концу пятого месяца некоторые крохи могут быстро ползать и встать на ножки, удерживаясь за спинку кресла или за прутья своей детской кроватки.

Старайтесь как можно чаще общаться с ребенком - разговаривайте с ним, рассказывайте сказки и стишки, пойте колыбельные песенки , демонстрируйте пальчиковые игры. Сейчас в развитии ребенка очень активно закладываются артикуляционные и разговорные навыки. Кроха с удовольствием агукает и демонстрирует мимикой свои эмоции.

Первые зубки в 5 месяцев?

Обычно зубки у малышей прорезаются на 6 месяце с момента рождения. Но в последнее время появление первых зубов в пятимесячном возрасте уже не редкость.

Первые признаки прорезающихся зубок:

внезапно у малыша начинается насморк и поднимается температура;

очень обильно выделяется слюна в дневное время, а ночью ребенок часто просыпается и сильно капризничает;

стул у крохи становится очень жидким;

если провести пальцем по десенке, то можно нащупать уплотнение или уже прорезавшийся краешек резца.

2. ЧТО УЖЕ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ РЕБЕНОК В 5 МЕСЯЦЕВ БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ

В этом возрасте малыш уверенно поднимает головку и корпус, опираясь ручками на поверхность;

Умеет менять положение, переворачиваясь со спинки на бочок и живот. Если кроха пока еще не переворачивается самостоятельно с живота на спину, то старайтесь почаще заниматься с ним упражнениями, укрепляющими мышечную систему и делайте массаж;

Хватательный рефлекс и глазомер уже достаточно развиты и малыш без особого труда дотягивается до интересной игрушки и хватает ручкой;

Если демонстрировать пятимесячному ребенку яркие картинки в книге,то он некоторое время фокусирует взгляд на красочных иллюстрациях. Кроме этого, малыш должен уметь концентрировать внимание на заинтересовавшем его действии и следить за событием взглядом;

5 месячный ребенок умеет агукать и издавать звуки, напоминающие слоги;

Должен моментально уметь отличать "своих" от "чужих". Когда перед глазами крохи появляется незнакомый или малознакомый человек, то он может расплакаться и успокаивается, когда незнакомец исчезает из его поля зрения;

Должен уметь уверенно поворачивать головку на раздавшийся рядом звук.

3. КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ РАЦИОН ПИТАНИЯ И ЧЕМ МОЖНО КОРМИТЬ МАЛЫША В 5 МЕСЯЦЕВ

К 4-5 месяцам организм маленького ребенка готов к усвоению более плотной консистенции, чем грудное молоко. Пришло время постепенно вводить прикорм в рацион питания крохи . Благодаря прикорму развивающийся детский организм дополнительно получит витамины и минеральные вещества, а также будут развиваться жевательные способности. Но молоко мамочки по прежнему входит в рацион питания грудного ребенка, если по тем или иным причинам малыш не находится на искусственном вскармливании.

ВАЖНО!

Для того, чтобы ребёнок не испытывал проблем при глотании пищи,делайте прикорм с максимально гомогенной консистенцией. Только спустя 3-4 недели вводите в рацион более разнообразную и густую пищу;

Вводите прикорм очень постепенно и каждый последующий продукт предлагайте только после очевидной адаптации детского организма к предыдущему;

Соки и другие напитки давайте ребенку после грудного кормления , а прикорм - перед кормлением. 5 месячному грудничку достаточно давать чуть больше пяти граммов прикорма, постепенно увеличивая объем до 130-140 граммов в течение нескольких недель. Если консистенция стула малыша не ухудшается,то продолжайте увеличивать объем пищи;

Сперва лучше всего добавить в рацион питания малыша пюре из одного вида овощей с постепенным переходом к овощной смеси (наименее аллергенные продукты - кабачки, картошка, свекла). Важно избежать повышенное газообразование в кишечнике крохи, которое вызывает вздутие животика;

Затем можно добавить в рацион каши. Но выбирайте безглютеновые злаки для приготовления прикорма - кукурузная мука, рис, гречка;

Кормите ребенка из ложечки теплой пищей. Малыш должен находиться в сидячем положении.

Пример меню для 5 месячного ребенка, находящегося на искусственном вскармливании:

1) 6 утра - 200 гр кефира;

2) 10 утра - 150 гр гречневой каши на молоке и 4 ст. ложечки фруктового пюре;

3)
14. 00 - 200 гр кефира и 6 ложечек фруктового сока;

4)
18. 00 - 150 гр овощного пюре и половинка куриного желтка;

5)
22. 00 - 200 гр смеси.

Пример меню для грудного ребенка 5 месяцев:

1)
6 утра - грудное вскармливание;

2) 10 утра - 150гр овощного пюре, пол желтка, несколько ст. ложек фруктового пюре;

3) 14.00 - грудное вскармливание, 5 ложечек сока;

4)
18.00 - грудное молоко, 2 чайные ложки творога и 5 ложек сока;

5)
22.00 - кормление грудью.


Почему ребенок обильно и часто срыгивает?

Пятимесячный малыш должен время от времени срыгивать.

Если вы считаете, что он слишком часто и много срыгивает , то обратите внимание на следующие моменты:

Малыш неправильно захватывает сосок и вместе с пищей заглатывает много воздуха ;

Слишком большой интервал между кормлениями вынуждает проголодавшегося ребенка быстро и большими порциями глотать пищу. Желудок сильно перегружается и выталкивает всё обратно.

4. РЕЖИМ ДНЯ: СОН И БОДРСТВОВАНИЕ РЕБЕНКА В 5 МЕСЯЦЕВ

Ниже - пример распорядка дня для малыша:


Сколько часов обычно спит маленький ребёнок в 5 месяцев? Пятимесячный кроха спит в среднем около 16 часов в сутки. Сон делится на три коротких дневных (по несколько часов) и один длинный - ночной. Ночью малыш спит 9-10 часов,но может периодически просыпаться,например, если голоден или чувствует недомогание.

Как организовать время сна маленького ребенка:

Если ребенок плохо спит и долго засыпает,за 15 минут до сна сделайте ему расслабляющий массаж;

Ванны с ромашкой, добавленной в теплую воду,успокаивающе действуют на ребенка. Если кроха спит плохо и часто просыпается,то делайте для него такую ванночку на ночь перед сном;

Перед сном расскажите сказку ребенку или спойте колыбельную песенку . После этого поговорите с ним ласково и с одинаковой интонацией. Старайтесь всегда перед сном говорить с малышом с одной и той интонацией - так ему будет психологически легче уснуть;

5 месячному малышу не желательно давать перед сном игрушку в кровать . Он,скорее всего,будет играть с ней, а не засыпать,обняв своего любимого игрушечного медвежонка или песика,как это делают детки постарше;

Первая прогулка не желательна ранее 2 часов после пробуждения крохи;

В дневное время желательно выходить с малышом на прогулку, чтобы он поспал в колясочке на свежем воздухе;

Даже если малыш будет капризничать во время укладывания и долго не будет засыпать,не берите его на руки;

Не укутывайте сильно малыша перед сном. Можно даже положить его в кроватку в чулочках или штанишках,а сверху укрыть легким одеяльцем. Движения малыша в кроватке (или в коляске)перед засыпание не должны быть стеснены;

Обычно ребенок в 4-5 месяцев спит до времени кормления. Постарайтесь помочь малышу уснуть,если он проснулся задолго до кормления - погладьте его по головке,немного раскройте,если он слегка вспотел. Если ребенок проснулся за 15-20 минут до кормления, дайте ему игрушку ,поиграйте с ним. Не начинайте кормление раньше времени,установленного вами в режиме дня.

5. РОСТ И ВЕС 5 МЕСЯЧНОГО МАЛЫША

Темпы роста и прибавления веса в пять месяцев несколько замедляются,если сравнивать с показателями этих параметров у малышей до 4 месяцев. В течение четвёртого месяца с момента рождения малыш набирает дополнительно 740-830 грамм, к росту прибавляется еще 2-3 см, окружность грудной клетки увеличивается примерно на 20 мм,а окружность головки увеличивается на 15-18 мм. Ниже - таблица с показателями нормы веса,роста и окружности головы пятимесячного малыша:


◘ Вес ◘

Сколько весит ребенок в 5 месяцев:
В среднем вес мальчика колеблется от 6,2 кг до 9,4 кг
Вес девочек в этом возрасте - от 5,6 кг до 8,7 кг

◘ Рост ◘

Какой средний рост ребенка в этом возрасте:
Рост пятимесячного мальчика - от 62 см до 70,3 см
Рост девочек колеблется от 59,4 см до 68,6 см


6. ПРИЧИНЫ УХУДШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ ПЯТИМЕСЯЧНОГО РЕБЁНКА

Как можно измерить температуру маленькому ребенку и как использовать жаропонижающие средства?

Желательно использовать детский электронный термометр для измерения температуры. Лучше всего измерять температуру в подмышечной впадине крохи во время сна. Для большей сделайте измерения несколько раз. Допустимые границы колебания - от 36,3 °C до 37,1 °C

Если повышение температуры незначительное,то можно выполнить следующую процедуру для её снижения: полностью разденьте малыша и разотрите массажными движениями ножки,животик и спинку карапуза водкой (так как даже слабоконцентрированный спирт может стать причиной ожогов на коже малыша). Растереть малыша можно и столовым уксусом,если развести его в пропорции один к одному с водой. После растирания дайте малышу полежать на пеленке без одежды 3-4 минуты.

Если повышение температуры у ребенка значительное,то в первую очередь надо выяснить причину и незамедлительно приступить к устранению этой причины после консультации с детским врачом.

Только после обследования,врач назначает курс лечения заболевания и средства для снижения температуры. Для ребенка в 5 месяцев предпочтительно использовать ректальные свечи с парацетамолом - препарат быстро всасывается слизистой прямой кишки и быстро поступает в кровоток,оказывая жаропонижающее действие. Ректальные свечи можно применять даже во время сна ребенка. Можно использовать и суспензии с парацетамолом (Панадол, Эффералган),но маленький ребенок может выплюнуть препарат или срыгнуть.

Причины и способы устранения кашля у ребенка в 5 месяцев:

Кашель у ребенка - это защитная реакция организма и способ избавиться от лишней мокроты и микробов. Не используйте средства,которые снимают симптомы кашля,но не устраняют причину.

К причинам кашля маленького ребенка можно отнести аллергию. Чтобы устранить проблему,достаточно выявить объект,с которым кроха контактирует и кашляет после этого.
Также причиной кашля пятимесячного малыша может быть обильное выделение слюны из-за прорезания первых зубок . Желательно,чтобы малыш чаще находился на животике во время игр на полу,чтобы большое количество слюны меньше попадало в гортань.
Если причиной кашля является простуда или грипп,обязательно обратитесь к врачу - самолечение опасно для маленького 5 месячного ребёнка!

Что делать,если малыш упал и сильно ушибся?

Причиной ухудшения самочувствия пятимесячного малыша может быть и падение с дивана или кроватки. Если ребенок упал и получил ушиб,то обязательно отвезите его в больницу или вызывайте скорую помощь. Не пытайтесь самостоятельно определить степень ушиба по симптомам. Ушибы головного мозга,сотрясение, перелом и другие возможные последствия ушиба должен определять только специалист!


7. МАССАЖ И ДРУГИЕ СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫША В 5 МЕСЯЦЕВ (ВИДЕО ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

Старайтесь ежедневно заниматься улучшением физических способностей 5 месячного малыша и укреплять его опорно-двигательную систему. В этом видео уроке вам наглядно продемонстрируют способы выполнения массажа и упражнения, развивающие мускулатуру крохи:

Во время игры с переворотами ребенка приговаривайте ритмично русскую потешку, например:

Как тренировать равновесие у пятимесячного ребенка?

Для освоения поворотов тела, а в дальнейшем для овладения ползанием, очень важно научить малыша удерживать равновесие. Для того, чтобы тренировать равновесие у ребенка есть специальные упражнения. Вот упражнения из книги Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста». Очень советую всем мамам эту книгу!

Вариант 1. Сядьте на коврик. Положите малыша на животик вдоль своей ноги. Наденьте на носок ноги куклу бибабо. Малыш ей заинтересуется. Покачивайте ногу и малыша из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела. Малыш будет наблюдать за покачивающейся куклой бибабо и одновременно стараться удержать равновесие тела.

Вариант 2. Сделайте это же упражнение, положив малыша на надувное бревно. Играя, читайте потешку:

«Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня (имя ребенка) на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки».

2. Второе движение — подползание

В возрасте 5 месяцев ребенок учится подтягивать своё тело на руках – это называется «подползать» (еще не ползать!). Как понять, овладел ли малыш этим умением? Если малыш видит впереди себя яркую игрушку, то он, лежа на животе, опирается на ручки и пытается подтянуться поближе к игрушке. Это и есть подползание к игрушке или другому привлекательному предмету.

Что нужно сделать для развития подползания:

  • Обеспечить свободное место, чтобы ребенок мог свободно и без риска для жизни и здоровья поворачиваться и двигаться,
  • Скатать валик из одеяла (это будет опора для толчка) и приложить к стопам малыша. Насильно толкать ребенка не нужно! Нужно просто приложить валик к стопам и дать опору малышу, чуть-чуть подтолкнув его вперед, если в этом возникнет необходимость.
  • Упражнение 1. Когда малыш лежит на спинке , показать ему красивую яркую игрушку, позвенеть ей, привлечь внимание малыша. Затем показать эту игрушку чуть сбоку. Ребенок сделает поворот на бок, а затем на живот и подтянется к ней. Дайте малышу затем возможность поиграть с игрушкой, обследовать ее.
  • Упражнение 2. Когда ребенок лежит на животе , поставьте или положите перед ним интересную игрушку (например, неваляшку). Нужно поставить ее на расстоянии чуть большем, чем длина вытянутой руки малыша. Предмет можно класть не только прямо перед малышом, но и в разных направлениях от ребенка, например, чуть в стороне. Позвените игрушкой или раскачайте неваляшку, чтобы она стала издавать звуки. Малыш заинтересуется, подтянется на руках и подползет к игрушке. При необходимости подставьте под стопы ребенка свои ладони, чтобы создать упор. Можно подложить под стопы валик из одеяла.
  • Упражнение 3. Можно показать ребенку заводную игрушку, а потом пододвинуть ее на нужное расстояние к малышу (как в предыдущем упражнении). Малыш подтянется на руках и подползет к ней. Если есть необходимость, подставьте свою ладонь под стопу малыша как опору.

3. Третье движение — попытки сесть (попытки овладения сидением)

Ребенок на шестом месяце жизни пытается садиться. Но не надо его насильно усаживать! Это вредно для неокрепшего позвоночника малыша. Ребенок окончательно научится уверенно и длительно сидеть сам, примерно к 8-9 месяцам, когда его организм будет к этому готов. И спешить вперед здесь не нужно!

4. Четвертое движение — развитие координации «рука – нога»

В возрасте 5 месяцев важно развивать умение ребенка захватывать свои ноги. Подтяните ножку малыша к груди и помогите ему ее захватить. На ножки можно надеть браслетик, привязать колокольчик, ленточку, бантик, чтобы вызвать интерес малыша.

5. Развитие умения ровно и устойчиво стоять на твердой поверхности при поддержке под мышки

В овладении этим движением очень помогут упражнения, разработанные Ю.А.Разенковой.

Положите большой мяч в ноги малышу. Согните его ножки и потолкайте мяч ножками ребенка. При этом приговаривайте: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!». Затем возьмите ребенка под мышки вертикально и помогите ему делать движения, напоминающие прыжки: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!».

Развитие действий с предметами у ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок может брать в свои ручки предмет из любого положения тела (на животе, на боку, на спине). Он обследует каждый предмет и прежде всего тянет его в рот. И даже если Вам это не нравится, ребенок всё равно будет это делать! Поэтому в возрасте 5 месяцев нужно тщательно следить за тем, чтобы игрушки соответствовали требованиям.

Игрушки для ребенка 5 месяцев: как выбрать и какие они должны быть

А) Очень важно покупать только качественные игрушки. Нужно, чтобы в изготовлении игрушки использовались только экологически безопасные красители ! Любая игрушка должна иметь сертификат качества.

Б) Игрушки должны быть чистые , ведь малыш в 5 месяцев всегда их тянет в рот. Поэтому нужно их регулярно мыть.

В) Игрушки для ребенка в 5 месяцев быть размером не менее 5-6 см. Меньшие по размеру игрушки или детали игрушек всегда должны быть прочно прикреплены к большой детали или к ленточке (веревочке). С игрушками меньшего размера ребенок может играть только в присутствии мамы.

Г) Ребенку в 5 месяцев нужны игрушки и погремушки с РАЗНОЙ формой ручки для захватывания (это очень важно для развития движений руки), разного цвета и формы, из разных материалов. В чем здесь отличие с предыдущим месяцем жизни малыша? Если четырехмесячному малышу нужны были очень удобные ручки погремушек для захвата (он еще этому учился, осваивал первые движения) ,то для пятимесячного малыша уже нужны самые разные ручки погремушек – в виде палочки, булавы, петельки, кольца, гантельки, хвоста попугая или другого персонажа. Ведь ему нужно научиться делать самые разнообразные движения по захватыванию игрушки и в своих движениях учитывать ее форму.

Д) Будьте очень осторожны с использованием пуговиц в текстильных игрушках. Малыш может запросто их отгрызть и проглотить. В семье моей приятельницы именно в этом возрасте ее малыш умудрился проглотить 5 пуговиц с развивающей текстильной игрушки, сшитой мамой (к счастью, всё закончилось вполне благополучно и съеденные пуговицы просто вышли естественным путем). Лучше для пятимесячных малышей покупать игрушки с нарисованными деталями.

Е) В игрушках должны быть подвижные детали, которые будут удивлять малыша, стимулировать его к действиям с игрушкой. Такими интересными для ребенка элементами могут быть: пищалка (игрушка запищит, когда малыш нажмет на деталь игрушки), разный цвет шарика с разных сторон погремушки (побуждает вращать шарик), шнурок для подтягивания детальки игрушки (если потянешь за одну деталь, приходит в действие другая деталь) и другие.

Как проводить упражнение с подвижной игрушкой с ребенком в 5 месяцев?

Вам понадобится звучащая игрушка (или бубен, колокольчик, маленькая неваляшка).

  • Привяжите к игрушке цветную ленту шириной 3 см и длиной примерно 80см (обкрутите лентой игрушку несколько раз). На другой конец цветной ленты пришейте кольцо для захватывания игрушки.
  • Подвесьте игрушку. (Очень удобно подвешивать игрушки на специальную подставку над кроваткой, сделанную в форме буквы Г).
  • Кольцо положите рядом с ручкой малыша.
  • Малыш потянет за кольцо с лентой, и игрушка придет в движение и зазвучит. Малыш научиться видеть результат своих действий. Такие упражнения проводятся только в присутствии мамы.
  • Если малыш не хватает за кольцо, то сами вложите кольцо в его ручку и потяните за кольцо (рука малыша в Вашей руке). Малыш заинтересуется игрушкой, и в дальнейшем начнет сам пытаться вызвать звучание игрушки.

Как учить ребенка захватывать и перехватывать погремушки с разной формой ручки?

  • Положите малыша на спинку. Покажите погремушку (расстояние от глаз ребенка примерно 25 см). Берите погремушку за самый край, чтобы осталось место для захватывания им ручки.
  • Погремите игрушкой, и дайте возможность малышу ее перехватить. Дайте малышу поиграть этой игрушкой 1-2 минутки.
  • Затем покажите погремушку с другой ручкой (держите ее так же как держали первую, чтобы у малыша была возможность ее перехватить своей рукой). Дайте малышу перехватить игрушку и возможность поиграть с ней.
  • На следующий день предложите погремушки с другой формой ручки.

Для каждого вида ручки рука делает свой тип движения – петлеобразные действия или скользящие. Их можно выполнить рукой ребенка (рука в руке), если захватывание какой-либо игрушки вызывает у ребенка затруднения. Так Вы обучите малыша разным способам захватывания предметов с учетом их формы.

Ж) Важно, чтобы игрушки имели разную фактуру (шероховатый и гладкий, мягкий и твердый). Для этого нужно проследить чтобы игрушки были сделаны из разных материалов (резина, пластмасса, ткань, вязаные игрушки)

Как сделать игрушку для ребенка 5 месяцев своими руками?

Для игр с ребенком можно использовать подушечки, сделанные из ткани разной фактуры — шелк и шерсть, лен и флис, ситец и фланель, махровая ткань и бархат.

Как играть с ребенком с набором тактильных подушечек?

  • Сшейте набор двусторонних подушечек из ткани (например, с одной стороны – фланель, с другой – шелк). Подушечки должны быть разного цвета и с разными рисунками (однотонные без рисунка, в горошек, в полоску, в клеточку, с нарисованными цветочками и т.д.). Можно сделать несколько подушечек, а на них надевать футлярчики из разных тканей и их менять по мере надобности.
  • Положите ребенка на животик и покажите ему подушечку, дайте в руки, проведите его ладошкой по подушечке.
  • Потом переверните тактильную подушечку и дайте потрогать другую сторону.

В дальнейшем, когда малыш чуть подрастет, Вы сможете играть с ним в более сложные игры — искать пары подушечек – по фактуре, по цвету, по рисунку на ткани.

Как играть с кусочками тканей, развивая мелкую моторику рук малыша?

Совсем не обязательно шить игрушки. Ребенку в 5 месяцев можно давать для игр не только подушечки, но и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Как часто менять игрушки для ребенка 5 месяцев?

Регулярно 2-3 раза в неделю для игр и упражнений с ребенком меняются игрушки, так как они быстро надоедают малышу, и он теряет к ним интерес. Поэтому удобно разделить все домашние игрушки на 3-4 набора и предлагать их ребенку по очереди.

Почему иногда малыш в 5 месяцев тянет руку к игрушке не по прямой, а петлеообразно, с отклонением от кратчайшего пути?

Хватание – это то движение, которому тоже надо учиться, как и речи или ходьбе. Движения малыша в 5 месяцев еще несовершенны. А если с ребенком специально не заниматься, то он будет хватать все предметы одним и тем же способом – прижимая пальцами к ладони. Поэтому для того, чтобы малыш научился уверенно захватывать предметы разными способами и их удерживать в своей ручке, ему нужна тренировка.

Упражнения для развития хватания начинают проводить с возраста в 3,5-4 месяца (подробнее см. статью ). До 4-5 месяцев малышу подвешивают на цветных лентах игрушки, удобные для захватывания с разными ручками (игрушки удобно прикреплять к стойке в форме буквы Г), Ребенок будет тянуться за игрушкой и упражняться в хватании.

К концу месяца малыша важно научить хватать игрушку из любого положения тела и удерживать ее крепко в своей руке. На основе хватания в дальнейшем формируются другие движения (например, ходьба с поддержкой за опору).

Развитие предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев малыш радует нас разными звуками. А ближе к шести месяцам появляются четкие слоги – вавава, ммммааааа, бууууу и другие. Это лепет. Лепет – это упражнение артикуляционного аппарата ребенка, которое поможет ему в дальнейшем овладеть речью. Лепетом называются не отдельные звуки, а слоги (согласный плюс гласный звук): ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, которые малыш произносит цепочкой с разной силой звука и высотой тона.

Лепет наблюдается тогда, когда малыш здоров, спокоен, в хорошем самочувствии и готов к общению. Лепет нужно развивать и поощрять. Такая голосовая активность очень нужна малышу и свидетельствует о его здоровье и благополучии. Если же ребенок в этом возрасте только гукает и гулит, но не лепечет – значит, в его общении с мамой и другими близкими людьми что-то не так. Именно лепет больше чем все другие предречевые проявления ребенка активно подготавливает его к овладению речью. И именно лепету обычно малыша учит … взрослый! Да, да, ведь именно взрослый человек произносит ритмические слоги в колыбельных, прибаутках, потешках, пестушках, которые говорит малышу: «Три-та-та, ду-ду-ду» и другие.

Советы по развитию предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев – профилактика речевых нарушений

  • Чтобы хорошо развивалась речь, важно все действия по уходу за малышом сопровождать своими словами, стишками, песенками. Коллекцию таких стихов и потешек для умывания, кормления, одевания, укладывания спать Вы найдете в статье
  • Разговаривайте с малышом во время бытовых действий в спокойном темпе речи, называйте в это время предметы, их части, действия, признаки: «А сейчас вытрем Сашеньку. Возьмем полотенце. Наше полотенце большое. Вот какое полотенце! Теплое! Пушистое! Будем Сашеньку вытирать. Вытрем ручки. Где наши ручки? Вот ручки. А теперь вытрем ножки». Не важно, что малыш еще не говорит. Такие диалоги создают питательную среду для дальнейшего развития речи ребенка и оправдают затраченные на них Ваши усилия с лихвой уже в скором времени.
  • Очень важно как можно чаще использовать народные песенки и потешки, потому в них многократно повторяются те слоги, которые есть в лепете ребенка! Причем эти слоги (бу, ба, да, та, ти и другие), как правило, в потешках находятся в начале или в конце фразы, то есть в сильной позиции, и поэтому хорошо выделяются на слух ребенком из потока речи. А значит, развивают предпосылки речи у малыша и содействуют развитию его лепета.
  • С 5-6 месяцев можно играть с малышом его ручками в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Гули – голубочки» и другие народные игры для маленьких, делать его ручками движения «Вот какой я большой» (потянуть руки вверх) или «пока-пока» (помахать ручкой).
  • Называйте своего малыша по имени. Попробуйте однажды проверить, как реагирует малыш на свое имя. Отойдите от малыша так, чтобы он Вас не видел. И скажите любое имя (не имя ребенка) два раза. Затем через 10 секунд скажите два раза имя ребенка. Снова сделайте паузу. Потом после паузы – повторите другое имя. Малыш, узнав свое имя, радуется и поворачивается к маме.
  • Играйте в игру «Где?». В эту игру можно начать играть ближе к возрасту шести месяцев. Поставьте в комнате игрушку на ее постоянное место, чтобы малыш запомнил. Несколько раз в день спрашивайте: «Где часики тик-так?» И покажите на часы. Потом спросите о другом предмете: «Где киска кис-кис?» Постепенно малыш запомнит, где что находится и начнет поворачиваться в нужную сторону в ответ на Ваш вопрос.
  • Играйте в переклички с ребенком. Это базовая игра этого возраста, которая развивает лепет, а значит и органы артикуляционного аппарата и речевой слух малыша. Эта игра предупреждает многие проблемы и является профилактикой речевых нарушений. Играть в переклички очень просто. Вы прислушиваетесь к лепету малыша, к его репертуару слогов. И начинаете говорить те слоги и звуки, которые уже есть в лепете Вашего ребенка. Малыш к Вам начинает прислушиваться. А затем повторяет Ваш слог — лепечет. Затем Вы говорите новый слог, а малыш Вам отвечает. И вот малыш что-то сам пролепетал, а Вы за ним повторили его слог. Так в перекличках Вы развиваете активный лепет ребенка.
  1. В переклички постепенно можно и нужно вводить новые слоги, расширяя «репертуар» малыша.
  2. Очень важно в перекличках делать паузы, чтобы малыш успел прореагировать.
  3. После переклички ребенок может еще долго сам лепетать. Надо дать ему возможность это делать. Можно еще раз повторить игру-перекличку через некоторое время, если после первой переклички малыш продолжает активно лепетать.
  • Очень важно, чтобы во время речевого общения, малыш видел Ваше лицо. И чтобы в эти моменты ничто его не отвлекало. Тогда он наблюдает мимику и губы взрослого, и постепенно начинает имитировать их движение. Помните – так называемые «обучающие видеоролики для младенцев» с красивыми мелькающими картинками не развивают речь, а наоборот, тормозят ее развитие у маленьких деток! Гораздо полезнее речевое общение с малышом, в котором он видит лицо мамы, слышит ее голос, отвечает звуками на ее спокойный голос с паузами.
  • Рассматривайте с малышом предметы и игрушки. При это называйте их сначала общеупотребительным словом, а затем – детским, облегченным словом. Например: «Вот часы — тик-так» (машина би-би, уточка кря-кря)
  • Развивайте внимание ребенка к речи. Говорите с ним медленно, с паузами, выделяйте голосом отдельные слова. Тяните в колыбельных и потешках гласные звуки: «котя – серенький котооооооок, котя – белый животоооооооок». Стихи читайте с разной интонацией и разной мимикой, изменяя голос по высоте, силе, тембру. Можно петь песни без слов, просто на один знакомый слог как вокализ.

Вот и закончился месяц жизни ребенка. Малыш подрос, окреп, многому научился. Что умеет пятимесячный ребенок к концу первого полугодия своей жизни, то есть к шести месяцам?

Что умеет ребенок — основные показатели к концу месяца (то есть к шести месяцам):

  • Переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
  • Подползает вперед, назад, в сторону.
  • Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями. Приподнимает туловище и живот, сохраняя равновесие.
  • При поднимании подстилки, на которой он находится, отводит в сторону вышерасположенные руку и ногу (реакция равновесия).
  • Сидит со слабой поддержкой, но легко теряет равновесие.
  • Лежа на спине, играет со своими ножками (координация движений: рука-нога)
  • Может от одной до трех-пяти минут заниматься с игрушкой самостоятельно.
  • Уверенно берет игрушку из любого положения.
  • Активно действует с игрушками – трясет, стучит музыкальным молотком или бубном, дергает колокольчик за ленточку, хлопает, бросает, сжимает резиновые игрушки, ощупывает. Когда берет в руки вторую игрушку, то сохраняет контроль за первой игрушкой.
  • Длительно следит за игрушкой, которую ему показывает мама, а далее тянет ручку и пытается ее взять.
  • Реагирует на настроение мамы – хмурится, если слышит раздраженный или сердитый голос, и улыбается в ответ на ласковый голос.
  • Радуется маме и другим близким людям. В незнакомой обстановке с незнакомыми людьми ведет себя иначе. К маме протягивает ручки.
  • Отзывается радостно на свое имя.
  • Прислушивается к шепоту и тихим звукам.
  • Активно манипулирует игрушками и предметами, обследуя их. Перекладывает игрушку из одной руки в другую руку.
  • Ищет игрушку (Где…?), делая повороты в сторону.
  • Следит за падающей игрушкой с большим удовольствием и с радостью.
  • Ровно и устойчиво стоит при поддержке за подмышки. «Танцует» — пружинит на твердой поверхности при поддержке за туловище.
  • Начинает овладевать первыми навыками самообслуживания –
    • пить из чашки, которую держит мама;
    • есть полужидкую и густую еду;
    • снимать с ложки полугустую или густую пищу губами,
    • Держать бутылочку с водой.
  • Лепечет (повторяет активно слоги по своему желанию).
  • Повторяет за взрослым в перекличках отдельные слоги и звуки уже освоенные им.

Желаю всем читательницам этой статьи радости общения со своим малышом! О том, что умеет ребенок на следующем возрастном этапе Вы узнаете в продолжении нашей «Маминой школы».

О дальнейшем развитии ребенка, играх и упражнениях с ним Вы можете прочитать в статье - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 13 минут

А А

Что было смотрите в предыдущей статье. Пять месяцев — тот рубеж, когда малыш начинает меньше набирать в весе, совершенствуя другие навыки физического и умственного развития. Многие радуют родителей появлением первого зубика. Значительно уменьшается число дневных укладываний, а значит времени на общение с родителями становится больше. Что должен уметь ребёнок в 5 месяцев станет ясно после выяснения его физиологических и психологических особенностей.

Физиологические особенности

Пятимесячный кроха набирает чуть меньше в весе, около 600 ― 700 грамм. Его тело становится пропорциональным, пухлость становиться менее заметна. Крепнут мышцы спинки и ножек, поэтому многие уже переворачиваются со спинки на животик. Можно делать первые уроки по ползанию. Впереди ставите несколько любимых игрушек, выкладываете малыша на животик. Он будет стремиться достать цель, а к пяточкам можно прислонить свои ладошки. Это будет своеобразной площадкой, от которой он будет отталкиваться пяточками.

Именно в возрасте пяти месяцев малыш пытается сесть. Если дать ему ухватиться за что-нибудь, то он может подтянуться и сесть. Однако усаживать его помимо его воли, а тем более надолго, пока ещё не стоит. Можно прислонить его к опоре из подушек или усадить в специальное детское кресло, но пока на очень короткое время. Сидячее положение открывает ребёнку большие возможности для игр и развития. Поэтому многие родители пытаются ускорить развитие своего малыша, усаживая его или . Позвоночник и мышцы спины ребёнка сейчас значительно крепче, чем раньше, но увлекаться сидением в 5 месяцев не стоит.

В этот период все педиатры советуют не забывать о массаже и гимнастике. Это требует всего нескольких минут, но дает очень ощутимый эффект.
Какие упражнения с малышом способствуют ползанию смотрите в следующем видео.

Для плавного переход тела в вертикальное положение требуется специальная подготовка. Для этого надо каждый день делать гимнастику и массаж. Делаются поглаживания, растирания, пощипывание, постукивания кончиками пальцев.
Спинку и мышцы пресса малышу хорошо укрепляют занятия на фитболе.

  1. Первое упражнение — лёжа на животе, выпрямив ножки и вытянув ручки вперед, в позе самолетик,
  2. Второе упражнение — лёжа на спине, держа кроху за ладошки, тяните и присаживайте его.

Также полезны водные процедуры и грудничковое плавание для повышения тонуса мышц.

Известный педиатр доктор Комаровский в одном из своих видео говорит: «Сидеть маленькому ребёнку не полезно. Чем позже произойдёт вертикальная нагрузка на позвоночник, тем ровнее спинка, тем крепче ножки, тем лучше.» Он часто упоминает о том, что «если врачи не обнаружили у ребёнка никаких серьёзных болезней: неврологических или опорно-двигательного аппарата, то ребёнок обязательно сядет, обязательно встанет, поползёт, пойдёт, всё это произойдёт само по себе.»

Находясь в ходунках или прыгунках длительное время малыш, конечно, учится передвигаться в вертикальном положении, одновременно у него развивается мускулатура ног. Плохо в этой ситуации то (кроме преждевременной нагрузки на позвоночник), что такая важная ступень развития ребёнка как ползание практически выпадает и развитие мышц рук, которое должно происходить как раз при ползании, приостанавливается.

Капризы пятимесячного чада теперь могут возникать на почве прорезывающихся зубов. 5 месяцев — это средний возраст для этого процесса. Бывают даже такие случаи, когда детки рождаются уже с зубиком. А иногда это происходит ближе к годику. Стоит знать, что за отклонение в развитии это не принято считать.

Хорошо приобрести специальные силиконовые прорезыватели или охлаждающие гели.

Обязательно обратите внимание на гипоаллергенность. Такие средства помогут не только притупить боль деточки, но и скорее вылезет долгожданный первый зубик.

Физиологические изменения

  • Мышцы младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, он становится более пропорциональным.
  • Зрение у крохи продолжает развиваться, ему уже нравится рассматривать картинки, движущиеся и статичные предметы.
  • Так как в 5 месяцев малыш практически всё тянет в рот, у него начинает обильно выделяется слюна.
  • Стул ребенка на грудном вскармливании происходит 5-6 раз в сутки. При ИВ стул обычно гораздо реже, до 1-2 раза в день, при этом его плотность больше, а запах резче.
  • Норма мочеиспускания(количество пописов) в 5-месячном возрасте до 15 раз в сутки.
  • Полностью проходит гипертонус.

Частые проблемы, с которыми вам предстоит столкнуться в этом возрасте:

  1. Падения. Подвижность пятимесячного малыша возрастает, поэтому оставлять его без присмотра нельзя ни на минуту, так как в любой момент ребенок может подползти к краю или перевернуться и оказаться на полу. Если малютка упал, понаблюдайте за его поведением и при необходимости немедленно обратитесь к врачу.
  2. Капризничает, потому что прорезаются зубки. Это доставляет крохе немалый дискомфорт, дайте ему грызть прорезыватели и пользуйтесь гелями с охлаждающим и обезболивающим эффектом.
  3. Первый прикорм сопровождается проблемами со стулом. Чаще всего это запор, к нему приводит недостаток жидкости и ранний ввод в прикорм белковых и молочных продуктов. Подробнее об этом читайте в статье про запор при введении прикорма .
  4. Недостаток веса. Если вес малютки за 5-й месяц изменился меньше, чем на 500 грамм, можно начинать вводить прикорм.
  5. Если в 5-месячном возрасте остались признаки гипертонуса , то это указывает на неврологическую патологию и нужна консультация невролога.

Психологические аспекты

В пять месяцев крохотули радуются появлению взрослых, выражая это активным движением ручек и ножек. В ответ на слова родителей, они активно гулят , воспроизводя различные звуки. Некоторые даже пытаются говорить слоги. Поэтому на этом этапе необходимо много разговаривать с детишками.

Любопытство позволяет обследовать вокруг всё, включая родительские лица и свои пальчики. Некоторые даже отказываются от сосок, взамен используя свои ручки. Этого допускать не стоит, так как это приведёт к деформации ногтевой пластинки, да и в ротовую полость попадут болезнетворные микроорганизмы.

Очень интересно то, как кроха учится выражать недовольство или восторг. К примеру, при появлении новой игрушки он обязательно выразит чувства.

Так как 5 месячный малышок уже видит на расстоянии более 50 см , он делает выбор между цветами, игрушками. Даже когда вы одеваете кофточку понравившегося оттенка, он выразит это активной улыбкой и агуканьем.

Кроме зрительного аппарата, получает развитие и слуховой. Реакция на звонок телефона, голос мамы, которая позвала его из другой комнаты — все это говорит о правильном развитии ребенка в 5 месяцев.

В пять месяцев малыш учится делить мир на своих, тех, кто относится к его кругу и заслуживает доверия, и тех, кто в этом кругу чужой. Теперь ему уже не всё равно кто находится рядом с ним, и уж тем более не всё равно кто берёт его на руки. Он не доверяет малознакомым и пойдёт на руки далеко не ко всякому.

Каждый незнакомец вызывает у малыша напряжение до тех пор, пока он хоть немного не привыкнет к нему.

Причём будет лучше, если знакомство произойдёт когда малыш сидит на руках у матери. И не стоит заставлять его быть сколько-нибудь любезным с незнакомцем раньше времени. Малыш сам начнёт общаться как только рассмотрит, потрогает и убедится в безопасности пришедшего в гости.

Людмила Шарова, Уроки для мама. Ребенку 5 месяцев

Мамам следует предупредить о том, чтобы гости или даже родные, но малознакомые люди, не стремились брать малыша на руки. Особенно в те моменты, когда мамы нет рядом. Такие действия постороннего человека могут спровоцировать у малыша настоящую истерику, которую трудно будет унять.

Когда малыш в настроении, он сам может провоцировать окружающих на контакт. Кроха может начать гулить и ворковать, а если не добьётся ответной реакции, то очень расстроится и начнёт обиженно плакать.

Память карапуза на этом этапе также достаточно хорошо развивается. Он будет радоваться одной или нескольким игрушкам, которые для него уже стали любимыми. Используйте это для обучения малыша не только ползать, но и садиться. Когда он лежит на спинке, показывайте любимый предмет, постепенно малыш будет пытаться присесть.


Навыки 5 месячного ребенка

  1. В положении на животике кроха умеет удерживать голову и плечи приподнятыми около 5 минут. Ещё бы, ведь такой ракурс тренируется на протяжении не одного месяца. Поэтому поза получается у деточки лучше остальных. Ребенку очень интересно наблюдать за происходящим именно в такой позиции.
  2. Улучшается координация движений. Благодаря развитию зрения кроха определённо точно берёт интересующий предмет.
  3. Развитие моторики. На данном этапе кроха умеет делать не только хватательные движения, он способен подолгу удерживать предмет. Брать его из рук мамы, перекладывать из руки в руку. Хорошо делать массаж пальчиков крохе, по очереди разминая подушечки. Можно присоединять различные прибаутки и стишки, что благотворно в комплексе повлияет на развитие речи.
  4. Даже если в этом возрасте зубы не появляются, то очень вероятно обильное слюноотделение. Необходимо помочь малютке, массируя десна.
  5. Если пятимесячный грудничок находится на искусственном вскармливании, самое время предлагать ему прикорм. Теперь негустое пюре будет восприниматься хорошо. И ни о каком рвотном рефлексе не может быть и речи. Ранее воспринималась лишь жидкая пища. Хотя, по рекомендациям медиков лучшее время для прикорма ― полгодика.
  6. Появляются не только любимые игрушки и предметы, но и игры воспринимаются на «ура». Пробуйте известную игру «ку-ку», «сорока ― сорока».
  7. Многие переворачиваются со спинки на животик.
  8. Есть некоторые детки, пытающиеся садиться, но делают это, опираясь на опору кроватки. Очень хорошо иметь правильный ортопедический матрац, благодаря умеренной жёсткости он поможет карапузу в этом нелёгком труде.
  9. Очень интересными забавами будет мини-музыкальный центр с кнопочками, которые легко нажимать. Самостоятельное воспроизведение звуков вызовет дикий восторг и поднимет настроение карапузу.

Существует психологический подтекст у всех простых игр.

К примеру, если возвращать ребенку игрушку, которую он бросает из манежа, это начинает формировать у него ощущение постоянства окружающего мира, его стабильность, доверие и надёжность, что способствует гармоничному развитию личности.

Разница в развитии мальчиков и девочек

В 5 месяцев наступает новая стадия физическое развитие ребенка. Прибавка в весе замедляется и равна 0,7 кг. Хотя по сравнению с моментом рождения вес увеличивается почти в 2 раза и в среднем достигает 6-8 кг. Прибавка в росте, в течение этого месяца, составляет 2 см, а сам рост 64 — 68 см. Причем, по статистике, мальчики весят на 0,6 кг больше, чем девочки, а их рост на 2 см больше роста девочек.

Таблица нормы роста и веса ребенка в 5 месяцев, а также основные различия в развитии мальчиков и девочек:

На основании таблицы можно сделать вывод о том, что мальчики и в весе, и в росте набирают быстрее. Но при этом предпочитают тактильные ощущения визуальным. Хотя в 5 месячном возрасте они уже демонстрируют мужской характер выражаемыми требованиями.

Организация распорядка дня и время сна

Ребенок уже подрос, и его режим меняются в 5 месяцев. Если младенец здоров, хорошо поел и его ничего не беспокоит, он может проспать ночью 10 часов, не просыпаясь для кормления. Дневной сон у пятимесячного ребенка разбивается на три промежутка по 2 часа. Первый дневной сон бывает после двухчасового утреннего бодрствования, и лучше его провести на свежем воздухе. Второй сон делают после обеда, и если он снова совпадёт с прогулкой, это будет просто здорово. Третий раз — ближе к вечеру. Это и есть – разумный режим сна для 5 месячного ребенка.

Режим питания не меняется, если у мамы хватает молока. А если малыш плачет, недостаточно прибавляет в весе, его беспокоит животик и он мало какает, то после консультации у врача, можно вводить нужный прикорм.

В этом возрасте многие начинают пробовать взрослую еду. Первый прикорм вводятся по половине чайной ложечки, а соки по капелькам. Никогда не дают вместе несколько новых продуктов, чтобы выявить проблемный продукт, если возникнет аллергия.

Стоит помнить, что такая еда всего лишь дополнение к грудному вскармливанию. Именно оно остаётся основным питанием для 5 месячного карапуза. Учтите, что при кормлении могут возникнуть перерывы по желанию малышка. Происходит это из-за чрезмерного любопытства ко всему окружающему. Поэтому на время кормления выключайте звук телефона, убирайте лишние предметы. Это поможет сконцентрировать внимание чада на еде.

Режим дня младенца определяется его биоритмами и будет индивидуальным для каждого малыша.

Пример режима дня ребенка в 5 месяцев

6: 30 Пробуждение, первое кормление и гигиенические процедуры.
8: 00 Первый дневной сон.
10: 00 Пробуждение, второго кормления, период бодрствования. Искусственникам дают кашу.
11: 30 Прогулка и сон на свежем воздухе.
13: 30 Возвращение домой, третьего кормления. Искусственник получает овощное пюре с растительным маслом.
14: 00 Период бодрствования, развивающие игры.
15: 30 Прогулка, третий дневной сон на свежем воздухе.
17: 00 Пробуждение для четвертого кормления. У искусственников фруктовое пюре и смесь.
17: 30 Период бодрствования.
20: 00 Купание, пятое кормление (грудное молоко или смесь), укладывание на ночной сон.
Ночное время Малютки на ГВ прикладываются к груди несколько раз, кто на ИВ получают порцию смеси около 00: 00.

Итак, просыпаться лучше с 6 утра до 6:30. Число кормлений ― пять — шесть. Лучше организовать их через равные промежутки времени. Дневной сон также распределяется через равное количество часов. Очень хорошо, если малыш спит 3 раза примерно по 2 часа. Если позволяет погода, организовывайте сон на свежем воздухе, совмещая с прогулкой. Ночью малышок должен спать около 10 часов .

  1. Обязательно читайте сказку, со спокойным и интересным сюжетом. Ведь кроха теперь способен воспринимать речь, слова и звуки. Можно петь и колыбельные песенки, это успокоит.
  2. При купании добавляйте в воду заваренную ромашку. Это успокоит и подарит прекрасный отдых. Кроме того, это прекрасный антисептик для кожи.
  3. А игрушку в кровать лучше не давать, так как она будет восприниматься за развлечение. Деточка будет отвлекаться и медленней засыпать.
  4. За 15 минут до отправления в кровать можно делать расслабляющий массаж. Это поможет успокоить.
  5. Прогулку лучше совершать не ранее, чем через 2 часа после пробуждения. Свежий воздух может расслабить, а это пока нежелательно. Через несколько часов будет полезно и поспать на улице.
  6. Не кутать крохотулю на ночь. Ему может стать жарко, да и движения будут слишком стеснены. Выбирайте натуральные ткани, свободного покроя.
  7. Не берите малыша на руки даже при условии капризов. Ведь в возрасте 5 месяцев малышок может уже манипулировать. Если возьмёте один раз, придётся делать это на постоянной основе.
  8. Кормление дитя по графику лучше оставлять на время после сна. Старайтесь не переносить эти часы, даже если пятимесячный карапуз проснулся раньше. Дайте ему поиграть с любимым зайчиком или мишкой. Это в 2 месяца грудничок неспособен потерпеть и 2-х минут до кормления. Сейчас уже близок полугодовалый рубеж. И дитя знает, что пищу ему обязательно будет подана.

Как видите, всё привязывается к режиму дня. В возрасте пяти месяцев проще организовать крохотного человечка, ведь число кормлений и часов дневного сна уменьшается. Кроху проще отвлечь, так как он обращает внимание на звуки и речь.

Большое наслаждение для любящих родителей наблюдать, как меняется малыш. Ему исполнилось уже 5 месяцев. В жизни крохи заметны большие изменения. Первое, которое сразу бросается в глаза, — малыш заметно вырос.

Только за прошедший месяц он прибавил в весе примерно 700 граммов и вырос на 2 см. Малыш заметно округлился, теперь это не кукла в пеленках, а маленький человечек. Многих родителей волнует вопрос: что должен уметь ребенок в 5 месяцев.

Теперь малыш не спит круглыми сутками, периоды бодрствования днем достигают полтора-два часа по два-три раза в день. Самое необходимое для подрастающего человечка — общение с близкими, любящими людьми. Кроха уже узнает маму и папу, проявляет свои эмоции от общения с родителями.

Новые движения и возможности малыша

Так что умеет ребенок в 5 месяцев?


Речь получает дальнейшее развитие. Теперь ребёнок начинает гулить: певуче повторять гласные и различные сочетания звуков: ооо, на, ба, ма. У девочек в это время гуление сменяется лепетом — произносить слоги они начинают быстрее мальчиков.

Эмоции детей в 5 месяцев

Малыш не просто испытывает широкий спектр различных эмоций, но становится в состоянии изобразить их. Теперь кроха умеет:

  • Сердиться, требовать. Стоит забрать игрушку, чтобы малыш быстрее заснул, и можно услышать громкий требовательный плач. Если кроху все время носят на руках, сердитую реакцию мамочка получит, когда начнет укладывать чадо спать в кроватку.
  • Радоваться, заливисто хохотать.
  • Плохое настроение передать через сердитый лепет, нахмуренные бровки.

У малыша появляется страх перед незнакомыми людьми. Попытка чужого человека приласкать малютку или взять на руки может обернуться настоящей истерикой. Развитие ребенка в 5 месяцев должно проходить в комфортных условиях, а также в любви.

Капризы крохи, его поведение отражает поведение взрослых. Плохое настроение, разговоры на повышенных тонах, скандалы, ссоры — это то эмоциональное развитие, которое отложится в памяти маленького человечка. Если же родители будут разговаривать спокойно, без криков объясняя, что надо сделать, то нервничающий малыш быстро успокоится.

Играем с крохой

Игра — основное занятие ребенка в период бодрствования. Во время игр формируется речь малыша, развивается моторика пальчиков и рук, закладываются основы эмоционального развития. Совместные игры с мамой вызывают положительные эмоции ребенка, который пытается повторить вслед за любимым человеком движения, мимику, звуки. Песни, потешки, сказки — малыш будет внимательно следить за выражением лица мамы, пытаться поговорить, вместе исполнить песенку. Стоит повторять названия частей тел: носик-курносик, ножка, ручка, показывая пальчиком на то, о чем говорите. Беседуйте с крохой, повторяйте его лепет, продолжайте добавляя новый слог.

Малыш любит кидать из кроватки игрушки на пол, слушать — как они упали, смотреть — куда закатились. Покажите, как прыгает мячик, как здорово он катается по полу. Поиграйте с крохой его любимой погремушкой, играйте в «Сороку-белобоку». Ребенку нравится, когда мама загибает ему пальчики, рассказывая про сороку.

Самые любимые игрушки — конечно, собственные пальчики, пяточки и ножки малыша, которые он постоянно пытается засунуть в рот. Все, что попадается под руку любознательному исследователю, сразу проверяется на вкус, поэтому убирайте все мелкие предметы, которые малыш может проглотить.

Для развития всех органов чувств можно сделать или купить книжку из ткани, в которой будут шнурки, веревочки, аппликации. Можно рисовать совместно с ребенком пальчиковыми красками.

Стимулируйте попытки ползать. Кладите яркие, привлекающие внимание игрушки немного вдалеке, пусть кроха попытается дотянуться до заманчивой вещицы. Зеркало притягивает внимание таких крох. Поднесите ребенка к зеркалу, показывайте, как отражаются знакомые предметы и люди.

Показывайте на картинках животных, называйте, как их зовут, произносите звуки, которые издают эти животные. Например, корова говорит: «Му», кошечка мяукает: «Мяу». Ребенок будет повторять эти звуки.

Малыш не должен оставаться без присмотра в часы бодрствования, а тем более лежать один на диване. Переворачиваясь с бока на бок, карапуз может упасть с высоты. Лучше выделить уголок на полу, постелить туда специальный детский коврик. На твердой поверхности быстрее можно научиться ползать.

Особое внимание следует уделить чистоте игрушек, вещей и комнаты, где играет малютка, чтобы, засунув в рот новую игрушку, кроха не подхватила никакой инфекции.

Уход за малышом

Гигиенические процедуры месячного младенца ничем не отличаются от ухода за пяти месячным бутузом. Обязательны умывание, очищение носика и ушек, состригание ноготков, растущих очень быстро, чтобы кроха не поцарапал себя. У детей начинают прорезываться первые зубки. Кроме специальных прорезывателей, мамочка может делать массаж десен чистыми пальцами с подстриженными ногтями.

Купание, массаж, гимнастические упражнения — все это нравится детям и полезно для здоровья. Купание большинства детей лучше проводить в вечерние время суток, перед сном. Есть тут небольшое исключение: гиперактивные детки не расслабляются от принятия ванн, а получают еще больший заряд энергии, поэтому таких детишек лучше купать утром. При купании малыша лучше пользоваться гипоаллергенным шампунем и детским маслом. Мыло не стоит использовать чаще 1-2 раз в неделю. Если у крохи появилась сыпь, обязательно проверьте у врача реакцию на аллергены.

Ребенок в 5 месяцев очень подвижен, поэтому совершенно не стоит кутать его в кучу одежды. Если в доме температура комфортная, можно снять носочки и теплую кофточку, пусть он играет практически раздетым. Причиной простудных заболеваний чаще всего является именно чрезмерное укутывание чада.

Внимательно проверяйте швы на детской одежде, которую вы хотите приобрести. Жесткие, плотные, грубо обработанные будут натирать нежную кожицу, могут вызвать воспалительные процессы, а малютка даже не сможет объяснить причины своего плача.

Питание и режим дня

Следует знать, что в 5 месяцев начинают постепенно добавлять прикорм в питание малыша. В питание постепенно добавляются каши, протертые овощи, фруктовое пюре. Дети перестают просыпаться для кормления ночью.

Дневной сон сокращается примерно до 5 часов в день, остальное время кроха бодрствует. Следует совершать прогулки на свежем воздухе не реже 2 раз в день. Очень часто малютки уже не спят во время прогулок, а изучают окружающую обстановку. На улице, в парке следует разговаривать с ребенком — показывать птиц, машин, дома, четко, несколько раз проговаривая названия предметов.

Надо помнить, что дети развиваются под влиянием взрослых. Малыш очень тесно связан психологически и эмоционально с матерью. Поэтому рекомендуется мамочке все действия в присутствии крохи проговаривать вслух, делиться планами на день, обсуждать предстоящие дела.

Помогаем развиваться

Мало просто кормить, беседовать, гулять с малышом. С ним нужно заниматься, совершенствовать навыки ребенка в 5 месяцев. Занятия должны быть ежедневными, не более получаса в день. Обязательно следует делать упражнения для укрепления мышц спины, чтобы в будущем малыш научился правильно сидеть, закреплять в тренировках навык переворота, когда малыш переворачивается с животика на спину и обратно. Совмещать гимнастические упражнения с более сложным массажем: добавить к поглаживанию, растиранию еще легкое пощипывание и валяние. Массаж следует заканчивать втиранием специального детского масла.